Ездовая петля узел. Незатягивающиеся петли - детская парусная школа флагман на химмаше. Viii. особые морские узлы

ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛА

описание перевалов Кавказа библиотека привала как проходится пройти техническое описание перевала и фотографии перевала седловины седло перевал

Темир-Кулак

Ущелье р. Темир-Кулак находится в стороне от проторенных туристских дорог. Туда можно попасть правобережной тропой от устья р. Дукка (3 км). На мысу между двух речек места для лагеря. Дальше тропа поднимается на водораздел в обход лесистой теснины ущелья р. Темир-Кулак и приводит к кошу. Долина становится шире, лес отступает. Продолжая траверс левого борта долины, видим еще кош, полосы березового криволесья и скоро выходим на широкую луговину.

Впереди в хр. Габулу-Чат возвышается пирамида безымянной вершины (3090 м). Правее ее - седловина перевала к притоку р. Белой; еще правее, между вершиной (3150 м) и г. Темир-Кулак (двуглавая гора со снежником, 3186 м), просматривается одноименный перевал. Проход к нему очевиден: на юг, где белеет несколько последних березок. Возле них первое озеро (2,5 ч от устья реки).

Поднявшись в верхний цирк, попадаем к следующему озеру среди осыпей. Отсюда по осыпям и снежнику идем (2,5 ч от нижнего озера) на пер. Темир-Кулак (1А, 3025 м). С перевала хорошо видна пройденная долина, правый борт которой пересекает тропа, ведущая на хр. Габулу-Чат южнее скалы Горячева; долина р. Дукка на фоне хр. Абишира-Ахуба с г. Речепста (3215 м); снежные горы истоков Псыша и г. Пшиш на востоке.

Спуск - по осыпи на каменистое плато пер. Аюлю . Отсюда можно идти на р. Белую или совершить траверс по озерным циркам к л. Аманауз.

.


- фото Роньжин А.А.

_____________________________________________________________

Перевал Темир-Кулак (1А, 3000, ос-сн) расположен в отроге хребта Габулу и соединяет долины рек Темир-Кулак (приток Дукки) и верховья Большой Дукки.
Река Темир-Кулак впадает в Дукку чуть ниже слияния Большой и Малой Дукки. Темир-Кулак переводится как "гнилой овраг". Вдоль реки есть тропка, и относительно простой подъем по ней до перевала занимает около 3,5 часов. Перевальная седливна широкая и пологая. Внизу виден верхний цирк Дукки и перевал Дукка. Перевала Аюлю не видно за вершиной. Спуск до верхнег о цирка пологий и не долгий, а дальше путь совпадает с маршрутом через перевал Аю лю.

Две недели провёл на свежем воздухе - ходили по перевалам и озёрам Западного Кавказа. Прошли по маршруту: пос. Архыз – пер. Баритовый (рад) – р. Псыш – р. Архыз – Лунная поляна – пер. Федосеева (рад) – р. Архыз – р. Б.Дукка – пер. Дукка (рад) - оз. Семицветное - пер. Аю-лю - пер. Темир-Кулак (рад) – р. Белая – р. Псыш – оз. Кратерное - пер. Кара-Джаш - оз. Софийское - пер. Иркиз - р.София –Софийские вдп. - пер. Софийское Седло (рад) - р.Псыш – пос. Архыз. Немного фотографий и подробностей можно посмотреть под катом.

Маршрут по живописным окрестностям Архыза предложил мой знакомый Пётр, который собирался пройти его еще в прошлом году, но тогда план не осуществился. Визитной карточкой Архыза являются многочисленные высокогорные озера, коих в районе насчитывается более сотни. Наиболее красива местность к югу от поселка, в районе горы Софии (3637 м). Так как рядом проходит граница России и Абхазии, то мы заранее (за 2 месяца) заказали пропуска в пограничную зону. Добраться до места оказалось проще всего на автобусе, который еженедельно ходит из Мариуполя на архызскую турбазу "Алания" (в этом году стоимость проезда составила 550 грн в оба конца). Использование прямого транспорта до места минимизирует задержки и траты на прохождение таможни и избавляет от необходимости искать на месте транспорт до Архыза.


*** День 1 ***
Прибыв на место, мы оставили рюкзаки в кафешке и совершили акклиматизационный выход на перевал Баритовый (дошли только до половины - водопадов, дальше идти всем расхотелось). Вечером наняли микроавтобус, который за 1500руб довез нас до Лунной поляны по пыльной дороге мимо строящихся пятизвездочных гостиниц.

*** День 2 ***
Расположились на Лунной поляне, рядом со стационарным лагерем запорожского турклуба. Решили устроить дневку, во время которой сходили на перевал Федосеева (2880м). Взобравшись на перевал, увидели первое горное озеро - Агур. Панорамы кликабельны, можно смотреть в большом разрешении (4Мб).


*** День 3 ***
С Лунной поляны вышли по дороге вдоль реки Архыз, затем вверх по течению ёё притока - реки Дукка. Заросли конского щавеля в жаркий день издавали специфический едкий запах.

Хотели дойти до Семицветного озера в верховьях Дукки, немного не дошли до него, остановились напротив кошары со стадом овец и коз (через реку). Ночью слышали какой-то шум - истошно блеяли овцы, лаяли собаки, кричали люди. Наутро пастух сказал что приходил медведь и пытался утащить овцу.

*** День 4 ***
Утром я налегке сбегал на перевал Аркасара (Дукка). С перевала открывался вид на запад в долину реки Большая Лаба. Вернулся как раз вовремя - пограничный наряд проверял пропуска и документы у нашей группы.


Чуть поднялись вверх, и вот оно - Семицветное озеро. Действительно, смотришь снизу - фиолетовое, сверху - голубое, но остальные цвета не различил.

Пошли дальше вверх, прошли еще три или четыре последовательно расположенных маленьких озерца, а дальше до горизонта расстилался такой не очень удобный для передвижения рельеф:

Гора, с которой начинается река Дукка:

Часа три лезли через валуны, наконец остановились возле озера перед перевалом Аю-лю (Медвежьим)

С перевала Аю-лю часть группы решила сбегать еще выше, на перевал Темир-Кулак (3025 м). Взбираться на него пришлось по осыпи без видимых тропинок. На фото справа можно видеть озеро, на котором мы недавно отдыхали (с предыдущей фотографии)

За перевалом Темир-Кулак в северную сторону открывался вид на уже далёкий хребет Абишира-Ахуба и покорённый перевал Федосеева:

Вернулись на Аю-лю, сделали групповое фото и стали спускаться в сторону реки Белой.

Чуть ниже виднелось озеро, у которого мы решили заночевать. За ним внизу зеленела долина реки Белая, а весь дальний горизонт занимала цепь вершин. Справа величественно возвышался Пшиш (3790 м), посередине белел ледниками и снежниками Кизгыч - часть Главного Кавказского хребта, а чуть левее и дальше выглядывала София (3637 м) - жемчужина Архыза, к подножью которой мы должны были дойти.

Спустились до озера, еще раз оглядели открывающуюся на горизонте панораму.

Вся земля рядом с озером, где мы установили палатки, была изрыта мышиными норами. Вечером и следующим утром приходили туры (дикие горные козы), которые с удивительной легкостью перепрыгивали через камни и не боялись людей, подходя достаточно близко. Насчитал одновременно 8 туров

*** День 5 ***
Спускались в долину реки Белой. Тропа вначале шла траверсом по травяному склону, затем в березовых зарослях, затем круто падала в каньон в хвойном лесу. Преодолев последние метры крутого спуска, мы вышли к водопаду.

Переправились через неглубокую реку Белая, прошли через пограничную заставу и направились вверх вдоль реки Псыш, надеясь перейти на её правый берег.

Вскоре обнаружился мост, среднюю опору которого опрокинуло течением. Но тросы держались крепко и переправа не составила труда, хотя и заняла довольно много времени.

Но тут горы решили что они слишком долго балуют нас хорошей погодой, и небо быстро затянуло тучами. Вскоре из них пошел холодный дождь, затем град и нам пришлось спешно искать место стоянки. Уровень воды в реке мгновенно поднялся, сухая дорога исчезла и моим кроссовкам пришлось нахлебаться воды. Вечером мы устроили "таёжный" костёр, на котором сушили всевозможные шмотки.

*** День 6 ***
Дождь не останавливался весь следующий день. Решили устроить дневку, благо в запасе был один день, выигранный в Архызе. Преферанс и манчкин отсутствовали, но их с успехом заменила игра в "балду", что тоже оказалось азартным и весёлым занятием. Иногда, когда дождь всё же прекращался на несколько минут, на реке можно было видеть такую картину:


*** День 7 ***
В какой-то момент, сидя вшестером в нашей четырехместной палатке, которая была установлена на небольшом возвышении, мы внезапно услышали журчание. Часть реки нашла новое русло, на пути которого оказалась палатка Саши. Пришлось срочно организовывать дренаж.

После обеда дождь прекратился и мы начали подъём в сторону перевала Кара-Джаш. Успели дойти только до небольшого, но красивого озера, по форме напоминающего запятую. Посреди него было несколько травянистых островков.

Выше зоны леса дров нет и готовить можно только на газовых горелках.

Предзакатное солнце уже не проникает в глубину ущелий.

*** День 8 ***
От озера Запятая начинаем подъём к перевалу Кара-Джаш (2900 м). Проходим мимо поворота на расположенный рядом перевал Орлёнок, под которым из камней выложено множество названий городов. Опять медленно ползём по морене, иногда среди камней попадаются небольшие озерца из фирна, снега и воды.

Рельеф не балует разнообразием.

И вот наконец перевал. Заглянув за перегиб, видим внизу зелёную Софийскую долину, а совсем рядом - Секретное озеро, подходить к которому нам не надо.

Слегка возвращаемся, чтобы взглянуть на красивое озеро Кратерное, которое не было видно во время подъёма.

Возвращаемся на Кара-Джаш и начинаем спуск с перевала. В прошлые года здесь лежало гораздо больше снега, но и сейчас его достаточно чтобы устроить небольшие покатушки.

Впереди хорошо видна София.

Дошли до верхних Софийских озёр и установили лагерь. Голубизна воды поражает - по слухам, глубина этого озера достигает 100 метров.

Место популярное - кроме нас, возле озер стояло еще две группы туристов - из Перми и Питера.

Ярко-зеленая трава, голубая вода, фиолетовые и желтые цветы, белые снежники - настоящие краски альпийского лета.

Вся вода в озерах проточная, постоянно перетекает из одного озера в другое.

Вечером я забрался повыше на пригорок и снял панораму. Если посмотреть её в полном разрешении, то между тёмно-синим и светло-голубым озёрами можно заметить нашу палатку. Пока я лазил, в лагерь пришли два охотника на туров (а может, и браконьеры). Когда я спустился к палаткам, уже начало темнеть. Увидев тура, один из охотников взял ружьё и побежал вверх по осыпи. Пермяки заорали "Козёл, беги!" Прозвучали два выстрела, и вскоре разочарованный охотник спустился вниз с пустыми руками.

*** День 9 ***
Выбрались рано утром чтобы встретить рассвет, но как раз в этот момент тучи закрыли солнце. Пошли снова спать, в итоге вышли поздно. Но сегодня предстоял небольшой переход, и торопиться было некуда. Напоследок сфотографировался на фоне озера.
Ну как не сфотографироваться в таком месте?

От озера поднимаемся на перевал Иркиз, который с этой стороны совсем невысок, около сорока метров. Однако за перевалом нас ожидал на порядок больший сброс высоты. На крутом склоне начался дождь и мы поспешили вниз.

Дошли до ручья Ак-Айры, вытекающего из-под Софийского ледника, и установили лагерь среди зарослей рододендрона и кипрея.

После обеда запланировали подняться наверх и дойти к подножью западно-Софийского ледника. Небо снова затянуло тучами, все верхушки гор были в облаках.

Поднимались в облаках, постоянно моросил мелкий холодный дождик. Наверху растительности почти не было. С перевала Надежда и Софийского ледника стекали грязновато-серые ручьи.
Катя на фоне горы Надежда

Дойдя до ледника, присмотрелись и увидели примерно на половине его высоты группу из десяти человек, которая медленно поднималась в направлении ледникового перевала Кожухова. Но у нас кошек не было, равно как не было и желания лезть вверх по фирну. Постояв пять минут, все замёрзли и решили что пора бежать вниз.

Внизу было гораздо теплее, дождь прекратился и взгляду открылась идеальная альпийская картинка. Сразу несколько водопадов журчали по зелёным склонам, но в кадр, к сожалению, влезал только один.

*** День 10 ***
Спускаемся вдоль реки Ак-Айры в Софийскую долину.

По пути заходим посмотреть каждый водопад. К некоторым из них подходить ближе тридцати метров рискованно - можно полностью промокнуть.

Переход в этот день тоже был небольшим, и вскоре мы стали на поляне с роскошным видом на Софию и ледники её восточного склона. Тут уже проходит автомобильная дорога, стоит много палаток, в киосках продают пиво, хычины (чебуреки), айран.

Вечером я решил налегке сбегать на перевал Софийское Седло, за которым располагается заповедник - долины реки Кизгыч. Прошел мимо водопадов, оставив из на следующий день.

Пока поднимался на перевал, солнце спускалось к горизонту. Всё вокруг было в тёплых жёлто-зелёных тонах.

Перевал оказался несколько дальше, чем казался снизу (пришлось подняться почти на 600 м) и я слегка запыхался. Наверху дул холодный ветер и висели мемориальные таблички. Тропы, ведущей в заповедник, не было видно, и я побежал обратно. Когда вернулся в лагерь, товарищи как раз допили весь айран.

*** День 11 ***
Всей толпой пошли смотреть на Софийские водопады и на перевал. Водопады, конечно, впечатлили. Пожалел, что не взял широкоугольник и штатив с панорамной головкой.

А вот на перевал попасть не удалось - встречный наряд пограничников завернул всю группу обратно. Оказалось, что водопады, равно как и вся Софийская долина с этого года - открытая для свободного посещения территория, а Седло - уже пограничная зона. Так как пропуск остался в лагере, нам пришлось поворачивать обратно. Впрочем, я особенно не жалел, так как вечером освещение на перевале всё равно было лучше.

Собрались и пошли по дороге на поляну Таулу, где была запланирована последняя ночёвка. До неё было восемь километров по грунтовой дороге, и пока мы шли, всё время сзади выглядывала София со своими ледниками. На поляне была уже полная цивилизация - базар, мемориал защитникам Кавказа в ВОВ, катание на лошадях, геокешинг, бани и продажа сувениров.

*** День 12 ***

Возвратились в Архыз по строящейся дороге Архыз-Пхие. Пыль, транспорт, турбаза, автобус, граница, задымлённый Мариуполь, и наконец, Харьков.
Как же долго ещё будет нехватать мне чистого горного воздуха... Но ничего не поделаешь, придётся привыкать. До следующего раза.

Дубовая петля (рис. 66). Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

Рис. 66. Дубовая петля Рис. 67. Жилковая петля

Жилковая петля (рис. 67). Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля). Она применяется для тонких рыболовных лесок.

Фламандская петля (рис. 68). Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти нс ослабляет прочность троса, Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и для других целей.

“Хонда” (рис. 69). Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли таким способом прикрепляли тетиву к луку.


Риc. 68. Фламандская петля Рис. 69. “Хонда”

Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.

“Хонда” - это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов США.

Эскимосская петля (рис. 70). Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли "эскимосский узел для тетивы лука". Она обладает немаловажным для этой цели свойством: ее размер можно изменять после того как узел уже завязан.

При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

Совершенная петля (рис. 71). Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надежен не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Совершенная петля очень популярна за рубежом у рыболовов.


Рис. 70. Эскимосская петля Рис. 71. Совершенная петля

Рыбацкая петля (рис. 72). Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном. Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.


Рис. 72. Рыбацкая петля

Бурлацкая петля (рис. 73). Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом. Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы.


Рис. 73. Бурлацкая петля

Ездовая петля (рис. 74). Так же, как и бурлацкая, ездовая петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, чем бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

“Травяная” петля (рис. 75). Это еще одна разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.


Рис. 74. Ездовая петля Рис. 75. “Травяная” петля

Беседочный узел (рис. 76). Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.

На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (King of Knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.

Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. рис. 85). Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Существует много способов вязки беседочного узла. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой.

В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2-3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг вашей талии по схеме рис. 76. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе в темноте или с закрытыми глазами.

Представьте такую ситуацию: вы оказались за бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.


А Рис. 76. Беседочной узел

Двойной беседочный узел (рис. 77). Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.


Рис. 77. Двойной беседочный узел

Боцманский узел (рис. 78). Этот старинный морской узел иногда называют “испанским беседочным”. Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускании его с высоты.

Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.


Рис. 78. Боцманский узел (испанский беседочный)

Французский топовый узел (рис. 79). Петли этого узла а топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три части стоячего такелажа.

Топовый узел (рис. 80). Он также применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт и забивке свай,

По-английски название этого узла "Shamrock Knot”, что обозначает трилистник (заячья капуста или кислица), который является эмблемой Ирландии. Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков и антенных мачт, деревьев-саженцев и пр. Если у вас есть кувшин, горлышко которого имеет более-менее большой выступ, с помощью топового узла можете сделать к нему удобную ручку.

Но лучше всего, как убедился автор книги, этим узлом пользоваться для переноски арбузов и крупных дынь. Ведь когда-то на военных парусных кораблях его использовали для переноски ядер. Из куска любого троса длиной 3 метра получается надежная корзинка для самого крупного арбуза. При этом узел не стоит до конца затягивать, а три его петли нужно связать двумя свободными концами. Из четырех известных способов вязки этого топового узла показанный на схеме считается лучшим.


Рис. 79. Французский готовый узел Рис. 80. Топовый узел

“Южный Крест” (рис. 81). Такое романтическое название этому узлу дали моряки далекого прошлого. Иногда его называют “морским крестом”. По своей сущности это тоже топовый узел, но другого способа вязки и принципа. Если вытянуть три петли узла, то он по форме окажется крестом (отсюда и название). Этот узел применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.


Рис. 81. "Южный Крест"

По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”

5. Незатягивающиеся петли.

Дубовая петля (рис. 66). Это самая простая петля из всех существующих незатягивающихся петель. Она вяжется простым узлом на конце троса, сложенного вдвое. Дубовая петля прочна и безопасна, но сильно ослабляет трос, перегибая его. В отличие от дубового узла, она может быть применена на синтетическом тросе. Существенный ее недостаток состоит в том, что узел на конце троса сильно затягивается и петлю очень трудно развязать.

Жилковая петля (рис. 67). Если, завязывая дубовую петлю, сложенным вдвое ходовым концом сделать дополнительный шлаг, то получится петля, которую развязать будет уже чуть-чуть легче (здесь и далее на схемах крестом обозначена рабочая петля). Она применяется для тонких рыболовных лесок.

Фламандская петля (рис. 68). Завязанная восьмеркой на сложенном вдвое тросе, она представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти нс ослабляет прочность троса, Применяется для крепления струн музыкальных инструментов и для других целей.

“Хонда” (рис. 69). Археологические находки свидетельствуют, что этот способ завязывания петли один из древнейших. Еще задолго до нашей эры люди на разных континентах Земли таким способом прикрепляли тетиву к луку.

Дополнительный узел на конце ходового троса служит стопором, который при натяжении не позволяет ему выскользнуть из петли узла.

“Хонда” - это американское название такой петли. До сих пор ею пользуются для вязки лассо ковбои Мексики и южных штатов США.

Эскимосская петля (рис. 70). Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Официальное название этой петли "эскимосский узел для тетивы лука". Она обладает немаловажным для этой цели свойством: ее размер можно изменять после того как узел уже завязан.

При натяжении за коренной конец троса петля остается неподвижной.

Совершенная петля (рис. 71). Узел, которым вяжется эта неподвижная петля на конце троса, прост, надежен не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Совершенная петля очень популярна за рубежом у рыболовов.

Рыбацкая петля (рис. 72). Нередко ее называют английской петлей или рыбацким огоном . Ее можно завязать как на конце, так и на середине троса. При затягивании узлы нужно сблизить. Эта петля широко применяется рыболовами. Моряки используют ее вместо фабричного огона при обрыве швартовного троса и в тех случаях, когда необходимо надежно закрепить трос за какой-либо предмет.



Рис. 72. Рыбацкая петля

Бурлацкая петля (рис. 73). Английские моряки называют ее упряжковой петлей или пушкарским узлом . Видимо, моряки заимствовали ее у артиллеристов, которые применяли этот узел в тех случаях, когда на крутых горных дорогах или на бездорожье им приходилось в упряжку впрягать дополнительных лошадей или солдат. Эту петлю можно сделать как на конце троса, так и на его середине. Бурлацкая петля рассчитана на приложение тяги в любую сторону. Она легко завязывается и надежно держит. Правда, перед тем как к петле будет приложена нагрузка, ее следует крепко затянуть руками, так как при резкой тяге она имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользит вдоль троса. Несколько завязанных таким образом петель помогут вытащить застрявший в грязи автомобиль, позволят подняться на высоту или спуститься с отвесной скалы.

Ездовая петля (рис. 74). Так же, как и бурлацкая, ездовая петля рассчитана на тягу в любом направлении и может быть завязана в середине троса. Она вяжется более сложным способом, чем бурлацкая петля, но зато более прочна и надежна.

“Травяная” петля (рис. 75). Это еще одна разновидность незатягивающейся одинарной петли. Ее вязку следует начинать с простого узла. Свое название она получила от названия узла, которому она соответствует.

Беседочный узел (рис. 76). Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В нашем морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь . Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наостренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса “булиневым узлом” (The Bowline Knol), или просто “булинем”.

На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют “королем узлов” (King of Knols). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.

Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полу-штыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягивающуюся петлю (см. рис. 85). Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку беседочный узел также можно без опасения применить для временного укорачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Существует много способов вязки беседочного узла. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой.

В жизни всегда может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2-3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг вашей талии по схеме рис. 76. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе в темноте или с закрытыми глазами.

Представьте такую ситуацию: вы оказались за бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.



А Рис. 76. Беседочной узел

Двойной беседочный узел (рис. 77). Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъема человека на высоту, для подъема или опускания человека, потерявшего сознание, и в других случаях. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле человек сидит, вторая петля обхватывает его туловище под мышками. Это позволяет ему, поднявшись на высоту, работать двумя руками.

В морской практике существует несколько способов завязывания двойного беседочного узла. Объясним наиболее постой. Узел вяжется сложенным вдвое тросом. После ввода ходового конца (в виде петли) в малую петлю узла гот конец нужно немного вытянуть и, обнеся вокруг большой петли, поместить в верхнюю часть узла. Держа одной рукой за коренную часть троса, другой рукой потянуть за правую сторону большой двойной петли. После этого узел затянется и будет готов к использованию.



Рис. 77. Двойной беседочный узел

Боцманский узел (рис. 78). Этот старинный морской узел иногда называют “испанским беседочным”. Он так же, как и двойной беседочный, служит для подъема человека наверх или для опускании его с высоты.

Пользуясь боцманским узлом, в каждую из его двух петель просовывают ногу и рукой держатся за трос. Этим узлом можно поднять (или опустить с высоты) потерявшего сознание человека. Чтобы он не вывалился из двух петель, на его груди дополнительно завязывают ходовым концом троса один или два полуштыка.


Рис. 78. Боцманский узел (испанский беседочный)

Французский топовый узел (рис. 79). Петли этого узла а топах мачт парусных кораблей служили для крепления бакштагов, которые ввязывали в них шкотовым узлом свободные концы узла связывали прямым узлом и таким образом получали третью петлю, которую использовали для крепления штага. Один узел одновременно крепил три части стоячего такелажа.

Топовый узел (рис. 80). Он также применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кованых колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оттяжек при установке мачт и забивке свай,

По-английски название этого узла "Shamrock Knot”, что обозначает трилистник (заячья капуста или кислица), который является эмблемой Ирландии. Узел можно применить на берегу для крепления флагштоков и антенных мачт, деревьев-саженцев и пр. Если у вас есть кувшин, горлышко которого имеет более-менее большой выступ, с помощью топового узла можете сделать к нему удобную ручку.

Но лучше всего, как убедился автор книги, этим узлом пользоваться для переноски арбузов и крупных дынь. Ведь когда-то на военных парусных кораблях его использовали для переноски ядер. Из куска любого троса длиной 3 метра получается надежная корзинка для самого крупного арбуза. При этом узел не стоит до конца затягивать, а три его петли нужно связать двумя свободными концами. Из четырех известных способов вязки этого топового узла показанный на схеме считается лучшим.

“Южный Крест” (рис. 81). Такое романтическое название этому узлу дали моряки далекого прошлого. Иногда его называют “морским крестом”. По своей сущности это тоже топовый узел, но другого способа вязки и принципа.

Если вытянуть три петли узла, то он по форме окажется крестом (отсюда и название). Этот узел применялся раньше для тех же целей, что и топовый узел.



Рис. 81. "Южный Крест"

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В нашем морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса "булиневым узлом", или просто "булинем". На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у всех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которым он обладает. Учитывая сферу его применения и отличные качества, беседочный узел по праву удостоен в огромной династии морских и неморских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным. Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.



Публикации по теме