Формулировка проблемы текста. Учимся писать сочинение: Проблема текста (Как сформулировать проблему)

Специально для тебя мы бережно и тщательно отобрали только лучшие советы по написанию сочинения, пообщались с педагогом Татьяной Алтуховой и нашли примеры уже готовых работ. В общем, читай и сдавай ЕГЭ на 100 баллов. Начнем с начала:

Ты открываешь текст и…

Читаешь не его, а задание, прописанное в каждом КИМе . Оно поможет тебе составить план будущего сочинения. Как вычленить из задания самое важное, рассказывает Татьяна Алтухова, эксперт по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:

На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.
Сфор­му­ли­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста.
Про­ком­мен­ти­руй­те сфор­му­ли­ро­ван­ную про­бле­му. Вклю­чи­те в ком­мен­та­рий два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, ко­то­рые, по Ва­ше­му мне­нию, важны для по­ни­ма­ния про­бле­мы ис­ход­но­го тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).
Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Своё мне­ние ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Итак, безо всяких лишних шпаргалок, а просто исходя из задания, получается структура сочинения в ЕГЭ по русскому языку . Она включает 6 элементов:

· формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!);

· комментарий к выделенной проблеме;

· ваша собственная позиция;

· два аргумента, доказывающих вашу позицию;

· заключение (вывод);

Определяем проблему текста

Как видно из плана сочинения, проверяющие ждут от тебя диалога с автором исходного текста. Сначала ты формулируешь над чем и как рассуждает автор, к какому выводу приходит, а потом излагаешь свое аргументированное мнение по этому поводу. Главное – не перепутать повод. Тут снова поможет детальный разбор от нашего эксперта:

Проблема – это сложный теоретический (чаще всего нравственный) вопрос, который решает автор в своем тексте. То есть текст, который лежит перед тобой – это ответ на тот вопрос, ту проблему, которая была у автора в голове, когда он его писал. Проще говоря – мы должны сформулировать вопрос, исходя из того ответа, который нам дан.

Внимание, первый подводный камень! Проблем в тексте может быть несколько. Твоя задача – выбрать только одну и все сочинение посвятить только ей, не отвлекаясь на другие.

Есть в тексте и ответ на проблему, которую поставил автор, а затем ты озвучил в своем эссэ. Это позиция автора, которая является главной мыслью текста .

Как понять, что ты ничего не перепутал? Посмотри:

· связаны ли выделенные тобой проблема и позиция автора как вопрос и ответ.

Вот пример из конкретного сочинения. Задается вопрос:

Можно ли манипулировать понятием справедливости? Этим вопросом задается автор предложенного для анализа текста.

Или формулируется повествовательным предложением: Автор предложенного для анализа текста ставит проблему манипуляции понятием справедливость.

Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями, так как нельзя уровнять понятия добра и зла.

· Дает ли автор ответ на вопрос, который ты сформулировал по тексту. Часто правильно найдя ключевые слова в тексте, мы неверно формулируем вопрос, подменяем его на другой, ответа на которого в тексте нет. Если мы видим проблему, но не видим позицию на нее (автор не выражает мнения по этому вопросу, не высказывает отношения к нему), значит, мы неправильно выделили проблему, формулировку нужно уточнить.


Как комментировать проблему текста

Итак, проблема и позиция автора ясна, теперь нужно добавить к ней свой комментарий. А именно: показать, КАК автор поставил вопрос, о котором размышлял, и как он пришел к тому ответу, который стал главной мыслью текста. Татьяна Алтухова предупреждает:

В комментарии должно быть не менее двух примеров-иллюстраций из текста, которые важны для понимания проблемы. Этими примерами могут быть цитаты (небольшие!), отсылки к номерам предложений или небольшие фрагменты пересказа. Очень важно, чтобы комментарий и примеры показывали логику движения авторской мысли.

Лайфхак: Для составления комментария ты можешь взять сведения из 24 задания, однако полностью пересказывать рецензию из этого задания нельзя – такой комментарий не засчитают.

Главной ошибкой в комментарии всегда остается чрезмерный пересказ. Помни, что все, что ты говоришь о тексте, ты даешь через призму отношений, оценок или замысла автора: на что он обратил внимание, о чем сказал с гордостью или, наоборот, с горечью. В комментарии главный герой - он, а не персонажи или явления исходного текста.

Твое мнение и аргументы в сочинении по русскому языку

Высказать свое аргументированное мнение часто бывает непросто, поэтому у многих возникает желание открыть «банк аргументов». Мы с Татьяной Алтуховой предупреждаем – этого делать не нужно, ты станешь куда более универсальным солдатом, научившись аргументировать свою позицию самостоятельно.

Итак, ваша позиция должна включать в себя всего два элемента: согласие или несогласие с позицией автора и обоснование вашего мнения.

Аргументация собственного мнения – это доказательство вашей позиции.

Аргументы в эссе могут быть:

· основаны на читательском опыте и предполагать использование сведений, почерпнутых из литературы (как художественной, так и научной, публицистической; художественная литература может быть и зарубежной, и русской, прозаической и поэтической). Выбирая аргумент из литературы, помни, что у таких доказательств есть возрастной ценз: экзаменатор вправе не засчитать аргумент, который не соответствует пишущему по возрасту. И это в первую очередь касается детской литературы, из которой выпускники школ уже выросли. На экзамене предлагаются серьезные проблемы, поэтому и аргументы должны соответствовать им.

· основаны на жизненном опыте и предполагать обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной): к истории, общественным событиям, освещаемых на телевидении, газетах, в интернете, фольклору, жизни известных людей, фильмам и сериалам.

Любой аргумент должен включать в себя: краткое описание эпизода, на примере которого ты доказываешь свою позицию (литературный аргумент к тому же необходимо снабдить фактической информацией: именем и фамилией автора, названием произведения) и вывод, который будет созвучен с твоей позицией и сделает аргумент полноценным доказательством.

Кроме того, чтобы верно подобрать аргументы, необходимо их доказательно изложить, чтобы не допустить логическую ошибку.

Помни , что аргументы доказывают твою позицию (ту позицию, с которой ты соглашаешься), а не просто иллюстрируют проблему, выделенную тобой в тексте.

Пример ошибочно построенного аргумента:

Позиция ученика: каждый человек по-своему уникален и исключителен.

Аргумент: Это полностью подтверждается жизнью Евгения Базарова из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь Базаров в начале романа отрицал все духовное и моральное, что есть в человеке, в том числе и его ценность для всех других.

Как видишь, в аргументе нет ни слова об уникальности любого человека, о которой было сказано в позиции. Это логическая ошибка.

А вот пример доказательно изложенного аргумента . Обрати внимание на то, что он снабжен выводом, который перекликается с той позицией, которую доказывает автор эссе.

Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь всякое живое существо способно любить, а значит, и жертвовать собой. Так в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита, чтобы быть с мастером, заключает сделку с дьяволом. Она готова отдать даже свою бессмертную душу, чтобы помочь возлюбленному.

Например: Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

Какие бывают проблемы?

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние проблемы - это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
Внешние проблемы - это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

Как формулировать проблему?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.

Например: проблема хорошего отношения к книгам - НЕЛЬЗЯ ("хорошего" - это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам - МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема - это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема: роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом " "
Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

Слова-помощники для формулировки проблемы

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

Отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции :

Как нужно относиться...?
Как следует относиться...?
Почему важно +глагол...?
Почему нужно +глагол...?
Что такое +существительное...?
Для чего нужно...+глагол?
Для чего нужен (на, ны) ...+существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо...?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит...?

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

(задание 25 ЕГЭ)

Тема урока : Проблема текста. Выявление и формулировка основной проблемы текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Тип урока : урок-практикум.

Цели урока

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них, формирование способности видеть позицию автора и сопоставлять её с собственной позицией составлять алгоритм действия, развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Оборудование : тексты для работы; памятки для учащихся; презентация

Ход урока .

    Мотивационный момент

Вступительное слово учителя:

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась!

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

(Сегодня на уроке вы покажете ум, серьёзное отношение к делу и собственную силу, и настойчивость в достижении цели).

В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.

Презентация

Кроме того, мы познакомились с основными критериями оценки задания 25 .(раздать) С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять и правильно формулировать, комментировать и аргументировать.

    Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения. Итак, балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор .

Слово учителя . Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные виды проблем :

- философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

- социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества);

- политические проблемы (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

- экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

- нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

    Работа с текстом.

Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1.

(1)Самый модный лозунг теперь, и мы все охотно повторяем: «права человека». (2)»Права человека» - это очень хорошо, но как бы нам самим следить, чтобы наши права не расширялись за счёт прав других? (3)Общество необузданных прав не может устоять в испытаниях. (4)Если мы не хотим над собой насильственной власти – каждый должен обуздывать и сам себя.

(5)Никакие конституции, законы и голосования сами по себе не сбалансируют общества, ибо людям свойственно настойчиво преследовать свои интересы. (6)Большинство, если имеет власть расширяться и хватать, - то именно так и делает. (7)(Это и губило все правящие классы и группы истории). (8)Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений – но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости.

(9)Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. (10)И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. (11)Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. (12)Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. (13)Только бы удалось освоить нам дух самоограничения и, главное, суметь передать его своим детям. (14)Больше-то всего самоограничение и нужно для самого человека, для равновесия и невозмутимости его души.

(По А.И. Солженицыну)

Слово учителя . Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

    Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Только добровольное сознательное самоограничение позволит человеку не нарушать права других людей)

    Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Как сделать так, чтобы не нарушались права человека?)

    Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки.

Слово учителя . Возможны два способа. С первым мы с вами только что познакомились. Это формулировка в виде вопроса. Этот способ применим, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Второй способ формулировки – в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) ( Р.п .: воспитания, одиночества, мужества, стойкости и т.п.) поднимается в данном тексте. (ПАМЯТКА 1)

В тексте

    ставится

    излагается

    выдвигается

    исследуется

    поднимается

    рассматривается

    затрагивается

    анализируется

    формулируется

проблема (чего?) (родит. падеж):

    подвига

    нравственного выбора

    интеллигентности и т.д.

Задание : Запишите формулировку проблемы ТЕКСТА 1 разными способами.

Возможные варианты формулировки проблемы учащиеся записывают в тетрадь:

    1-й вариант: Как сделать так, чтобы не нарушались права человека? Над этой проблемой рассуждает А.И. Солженицын.

    2-й вариант: В тексте исследуется проблема добровольного сознательного самоограничения.

Слово учителя . Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения?

(часть памятки 1)

Основная проблема – это та,

    над которой он в основном размышляет;

    к которой он неоднократно возвращается;

    по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Обратимся к ТЕКСТУ 2.

Задание : Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. Пользуйтесь ПАМЯТКОЙ 1. (Самостоятельная работа.)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что – страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода – соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности», - был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность – то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент – человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники – их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

    Можно ли противопоставлять разум и чувства? Над этой проблемой размышляет автор текста.

    С. Соловейчик в этом тексте рассматривает проблему антагонизма между чувствами и разумом.

    Что такое интеллигентность? Эту важную проблему поднимает автор.

Основная проблема: Нужна ли интеллигентность в современном обществе? Эту непростую проблему исследует автор текста.

Обоснование: Эта проблема является основной, т.к. над ней автор в основном размышляет, к ней он неоднократно возвращается, кроме того, по этой проблеме отчётливо заявлена авторская позиция.

Слово учителя . На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

    тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение текста.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

Итак, какую же проблему затрагивает автор? Из предложенных учениками вариантов выбираем правильный – проблема воспитания молодого поколения.

Заявлена ли эта проблема в тексте открыто? - Нет.

Как же она выражается? - через описания, поступки героев, их речь, мысли, поведение и т.д.

Запишем выводы в виде таблицы:

Публицистический стиль

Художественный стиль

Проблема выражается

Тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

Проблема

выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.

    Домашнее задание:

Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.


28.04.2016

Формулировать проблему можно или вопросом (обычно такие вопросы приводятся в информации-ключе в скобках), или через родительный падеж (проблема чего?). Во втором случае нужно быть внимательным, иначе можно потерять сразу несколько баллов.

Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019 году

ё

Если написать "проблема отношения детей к родителям" - все в порядке. Это то же самое, что вопрос "как дети должны относиться к родителям". На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.

А если пишем "проблема милосердия" - уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.
ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. - можно.
Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки - нельзя.

Что делать в этом случае?

1. Сформулировать проблему через вопрос:

Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то - общий вопрос к тексту "что значит Х?"

Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

Слова-связки:
- проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
- проблема восприятия Х (искусства)
- проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
- проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)
- проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)

б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то - общий вопрос к тексту "как влияет Х на У?"

Слова-связки:
- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
- проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)

в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем - общий вопрос к тексту "что происходит?"

Слова-связки:
- проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
- проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
- проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
- проблема вытеснения Х чем-либо
- проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
- проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).


Сохранить ссылку:

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор .

Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

    дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно задать следующие вопросы к тексту:

    Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)

    Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны?

    Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

    Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Формулировка проблемы текста в виде вопроса:

Нужно ли …

Зачем…

Что будет, если…

Возможно ли…

Что делать…

Кому выгодно…

Кто виноват в…

Когда будет…

Откуда …

Как объяснить…

Почему…

Как связаны…

Как влияет…?

Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Этот вопрос рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Задание 1. Какие проблемы не затрагиваются К.Г.Паустовским в тексте?

    проблема предназначения человека;

    проблема материнской любви;

    проблема одиночества;

    проблема старости;

    разрыва связи между поколениями;

    проблема гражданского долга;

    проблема смысла жизни;

    проблема жизни и смерти.

Задание 2. В приведенных фрагментах дается формулировка проблемы, над которой размышляет К.Г.Паустовский. Оцените фрагменты сочинений, при необходимости отредактируйте или напишите свой вариант.

    «Автором данного текста является Г.К.Паустовский. Он пишет о Катерине Ивановне, одинокой старушке. Какое значение в жизни Екатерины Ивановны сыграл герой текста? Какую роль в жизни общества играют сострадание и милосердие? Почему дети покидают своих родителей и бросают их на произвол судьбы? Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни».

    «Автор данного текста К.Г.Паустовский рассказывает о теплых чувствах, вызываемых в душе героя Катериной Ивановной и ее одиночеством. В связи с этой темой автора интересует проблема: «Почему ее бросила дочь Настя»?

    «Паустовский ставит в тексте про Катерину Ивановну очень актуальные проблемы. Во-первых, это проблема взаимоотношений в семье. Во-вторых, писатель заставляет задуматься о том, что порой чужой человек ближе родной дочери…»

    «На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное – одинокую старость».

    «Каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям».

Приложение

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

(31,0 Кб, 2 119 hits)



Публикации по теме