Карта бывшего полигона ввс ссср. «игра на нервах»: зачем нато строит полигон ввс на границе с калининградской областью. Теперь об этом пишут…

Полигон № 71 (аэродром «Багерово»)  - внеклассный аэродром, на котором могут приземляться самолеты всех типов; запасная взлетно-посадочная полоса для космического корабля многоразового использования «Буран».

Основные задачи полигона: выполнение бомбометаний с самолетов-носителей в режиме воздушных ядерных взрывов и проведение отбора продуктов взрыва из облака самолетными средствами. Здесь велась отработка и «неядерные» испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их самолетов-носителей. По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса «самолет-бомба» к проведению воздушных ядерных испытаний.

История

Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г. и приказом министра обороны от 27 августа 1947 г.

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму . Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная - к Казантипскому заливу.

Срок формирования и оснащения полигона был приурочен к лету 1949 года, когда планировалось первое испытание ядерного заряда на Семипалатинском полигоне.

Начальником полигона был назначен генерал-майор авиации Комаров Георгий Осипович. Заместителем полигона по научно-испытательной части назначен Чернорез Виктор Андреевич. А через несколько лет в связи с переводом начальника полигона Комарова в другую часть Чернорез назначается начальником полигона. В формировании 71-го полигона, его благоустройству, организации строительства объектов жилищно-бытового обеспечения Чернорез В. А. отдавал много времени. А самые яркие страницы в новейшей истории пос. Багерово связаны с именем Виктора Чернореза. За его заслуги над входом в гарнизонный Дом офицеров посёлка Багерово установили мемориальную доску.

Полигон был создан для авиационного обеспечения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их с дальнего бомбардировщика «Ту-4». Поэтому-то и аэродром «Багерово» был внеклассным, рассчитанным на приём воздушных судов всех типов.

Стратегическое вооружение на полуострове не размещалось, однако Крым внес свою лепту. Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1 (аббревиатура означала «Россия-Делает-Сама»), с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

С 1949-го по 1962 год специалисты 71-го полигона ВВС участвовали в 178 ядерных испытаниях на Семипалатинском, Новоземельском полигонах, под Санкт-Петербургом и под Оренбургом. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли. После этого возвращались в Крым и здесь, на одном из участков аэродрома, проходили дезактивацию. Впоследствии техника и продукты дезактивации (вещества, заражённая земля и.т.д.) были захоронены в степи между пос. Багерово и Чистополье. Так называемый «Багеровский могильник» существует и сегодня, провоцируя различные слухи и недомолвки.

В 1970–80 годы 288-й истребительный авиаполк в Багерово служил учебной базой Ворошиловоградского высшего военного авиационного училища штурманов. Чуть позже аэродром и учебная база стали исполняли роль центра доподготовки и переподготовки штурманов после училищ всего СССР. В 1994 году последние сорок выпускников училища уехали в Россию. А с 1996-го аэродром вообще перестали эксплуатировать.

Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Это одна из трех наиболее мощных взлетно-посадочных полос в стране, которая строилась в рамках проекта создания космического корабля многоразового использования «Буран». Предполагалось, что эта ВПП будет использоваться в случае аварийной посадки «Бурана». Два других аналогичных объекта находятся на космодроме Байконур и на Дальнем Востоке. Помимо «Бурана», багеровская взлетно-посадочная полоса позволяла поднимать в воздух и принимать все типы существующих военно-транспортных самолетов, в том числе тяжелые стратегические бомбардировщики. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и до сих пор находится в хорошем состоянии. В 1998 г. летная воинская часть и училище были расформированы, а гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой.

Первые сведения о Ногинском полигоне относятся к 1930 году, когда по решению Реввоенсовета на московском заводе "Мастяжарт" был организован научно-исследовательский отдел по разработке авиабомб. В составе этого отдела в шести километрах от Ногинска создаётся испытательная станция со снаряжательными мастерскими для изготовления и испытания опытных образцов.

А в самом конце 1934-го местом нахождения центрального испытательного полигона НИИ ВВС был определён Ногинск.

На полигоне начинают испытывать не только авиабомбы, но и новейшие на то время образцы стрелково-пушечного авиационного и другого вооружения. В состав полигона входят солидный парк самолётов, испытательные и вспомогательные службы и аэродром. Незадолго до войны вдвое увеличивается площадь взлётно-посадочной полосы.

До 1953 г. на территории полигона продолжались интенсивные испытания самого современного на то время авиационного вооружения. Как для бомбардировочной, так и для истребительной авиации: пушек, пулемётов разных калибров, бомб, всех видов оптических прицелов - стрелковых, бомбардировочных и многого другого.

В конце 1953 г. полигон был передислоцирован сначала в город Энгельс Саратовской области, а в середине 70-х - в Ахтубинск (Астраханская область).

С начала 1954 по март 1956 Года полигон в Ногинске пустовал, а потом начался новый этап в его истории. Полигон был выбран местом дислокации одного из трёх вновь созданных вычислительных центров МО СССР-ВЦ-3. В 1961 году ВЦ-3 получает статус одного из подразделений ЦНИИ-30 МО СССР.

В 1953 году руководство страны поручило ученым из Академии наук приступить к созданию новых мощных взрывчатых веществ. Естественно, для проведения испытаний им тоже понадобился полигон и небольшой комплекс хорошо оснащенных лабораторий при нем. Обследование нескольких полигонов, которое предприняли директор Института химической физики академик Н.Н.Семенов и его помощник член-корреспондент Ф.И.Дубовицкий, показало, что наиболее удобен этот, вблизи деревни Черноголовка: "...поехал к главному штурману ВВС сообщить, что для нас было бы желательно получить участок на территории Ногинского полигона.…. Тов. Антонов, после совещания по возможным вариантам выделения нам участка,…на карте обвел карандашом уголок территории своего полигона. На обведенном уголке значились номера лесных кварталов, которые были предложены мне для организации институтского полигона. Общая территория этих кварталов составляла 2090 гектаров.

….. Предложенное место я счел удобным для нас, во-первых, потому, что оно находится от Москвы на расстоянии 60-ти километров, во-вторых, недалеко, в пяти километрах от начала территории полигона, проходит Московская окружная бетонная дорога, в трех километрах имеется железнодорожная ветка, принадлежащая другому учреждению Министерства обороны. Эта ветка, безусловно, нам будет нужна для доставки всех строительных материалов и тяжелого оборудования". И в феврале 1956 года Совет Министров СССР принял решение о строительстве в Черноголовке научно-исследовательского полигона - филиала ИХФ АН СССР.

В апреле 1965 г. принято решение правительства о строительстве комплекса технологических зданий для ЦККП в Ногинском районе Московской области получившем название Ногинск-9.

Сейчас полигон используется МЧС, ОДОН ВВ МВД и различными подразделениями Министерства обороны в качестве тактического и стрелково-артиллерийского.

60 лет назад, согласно правительственному решению от 21 августа 1947 г., был создан 71-й полигон ВВС. Главная его задача - авиационное обеспечение натурных испытаний в атмосфере на Семипалатинском полигоне ядерного оружия

60 лет назад, согласно правительственному решению от 21 августа 1947 г., был создан 71-й полигон ВВС. Главная его задача - авиационное обеспечение натурных испытаний в атмосфере на Семипалатинском полигоне ядерного оружия, разрабатываемого конструкторским бюро КБ-1 (ныне РФЯЦ - ВНИИЭФ). На базе 71-го полигона проводилась сложная экспериментальная отработка комплекса "самолет-бомба", от результатов которой в определенной степени зависели безопасность и надежность проведения ядерных испытаний. В последующие годы 71-й полигон осуществлял авиационное обеспечение ядерных испытаний и на Новоземельском, Тоцком и других полигонах страны, а также научно-техническое сопровождение разработок образцов ядерного оружия для авиации ВВС и ВМФ, средств их эксплуатации и боевого применения.

В течение 20 лет, с января 1953 г. по январь 1973 г., я проходил службу в составе научно-испытательной части 71-го полигона. По долгу службы у меня были тесные контакты с летным составом, без самоотверженной работы которого, полной риска и грамотных действий в многочисленных неординарных ситуациях, реализация любых формируемых научно-испытательной частью программ была бы в принципе невозможной. Приходилось также бок о бок работать с представителями талантливых коллективов разработчиков ядерного оружия от ВНИИЭФ (г. Арзамас-16) и ВНИИТФ (г. Челябинск-70), видеть и слышать академика Курчатова Игоря Васильевича и других корифеев атомного проекта СССР.

Сам 71-й полигон как самостоятельная испытательная организация функционировал в период с 1947 по 1972 год. Полигон размещался на Керченском полуострове в Крыму между Азовским морем и железной дорогой Керчь-Джанкой, в районе станций Багерово и Чистополье, на площади примерно 150 квадратных километров. На этой территории были сооружены первоклассный аэродром с железобетонной взлетно-посадочной полосой 80 х 2500 м, стоянками самолетов и командно-диспетчерским пунктом; служебные и лабораторные корпуса научно-испытательной части, а также стационарные пункты регистрации объектов испытаний на траектории полета с помощью кинотеодолитных и радиолокационных средств; отчужденная зона для осуществления бомбометания объектами испытаний в широком диапазоне высот, скоростей и маневров самолетов-носителей различных классов; административные здания и жилой городок с инфраструктурой для расквартирования офицерского состава и военнослужащих срочной службы.

В состав 71-го полигона ВВС входили (в период с 1953 по 1972 г.):

Научно-испытательная часть в составе двух специализированных управлений, возглавляемая генерал-майором В.И. Киселевым (с 1969 по 1972 г. - инженер-полковником В.И. Кармановским);

Летная служба в составе отдельного смешанного испытательного авиаполка, оснащенного современными для того времени летательными аппаратами, а также штурманской службы полигона, которой руководили генерал-майор авиации Н.Г. Сутягин (1949-1958 гг.), генерал-майор авиации А.И. Шапошников (1958-1961 гг.), полковник М.Г. Воскресенский (1961-1972 гг.); инженерно-авиационная служба полигона, возглавляемая инженер-полковником В.А. Дмитриевым (1953-1960 гг.), впоследствии - инженер-полковником С.И. Рудым (1961-1972 гг.);

Служба тыла полигона, возглавляемая полковником А.В. Серебрянским (1953-1958 гг.), затем - полковником А.П. Летниковым (1958-1970 гг.), а в последние годы перед расформированием полигона - полковником В.П. Простоквашиным;

Штаб полигона с подчиненными ему службами, возглавляемый генерал-майором В.И. Урюпиным (1953-1961 гг.), генерал-майором авиации А.И. Шапошниковым (1961-1967 гг.), затем - полковником Л.В. Потулаленко (1967-1972 гг.);

Политотдел полигона, возглавляемый генерал-майором А.Д. Петленко (1955-1963 гг.), затем полковником М.В. Лисицыным (1964-1972 гг.);

Отдельный стрелковый батальон охраны, командиром которого до конца 60-х гг. был майор В.Д. Паньков, а затем - майор С.М. Володин.

Прямым начальником личного состава указанных выше частей и подразделений был начальник 71-го полигона генерал-майор инженерно-технической службы (с 1960 г. - генерал-лейтенант) В.А. Чернорез (1953-1970 гг.), а после увольнения его в отставку - генерал-майор авиации А.С. Кротов (1970-1972 гг.).

В период с 1949 по 1962 г., т.е. до заключения Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, 71-й полигон участвовал в 178 ядерных испытаниях, из них на Семипалатинском полигоне - в 94, на Новоземельском полигоне - в 83 и одном - в ходе проведения Тоцкого войскового учения в Оренбургской области. При непосредственном участии специалистов 71-го полигона были отработаны, испытаны и приняты на вооружение более 10 образцов ядерных боеприпасов в бомбовом исполнении, 8 образцов специальных боевых частей для авиационных ракетных комплексов,12 типов самолетов и вертолетов-носителей, 6 типов подвижных технических средств для временного хранения, транспортирования и подготовки к применению образцов ядерного оружия и многое другое. Кроме того, специалисты 71-го полигона провели испытания 10 типов самолетов-заборников и оборудования радиационной разведки, а летные экипажи выполнили на них более 1000 полетов на отбор радиоактивных проб при проведении ядерных испытаний на отечественных полигонах и по контролю за иностранными ядерными взрывами.

Заслуги личного состава 71-го полигона перед страной были отмечены высокими государственными наградами:

За умелое руководство работой по освоению боевой техники начальнику полигона генерал-лейтенанту инженерно-технической службы В.А. Чернорезу присвоено звание Герой Социалистического Труда (указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1962 г.);

За мужество и героизм, проявленные при проведении воздушных ядерных испытаний, звание Герой Советского Союза присвоено летчикам-испытателям подполковнику Ф.П. Головашко (указ от 11 сентября 1956 г.) и подполковнику В.Ф. Мартыненко (указ от 7 марта 1962 г.);

За выполнение специальных заданий правительства присуждена Государственная премия Б.А. Белову, P.O. Бурдину, И.К. Бутко, П.И. Горелову, Н.Н. Давиденко, В.И. Киселеву, Г.О. Комарову, С.М. Куликову, А.Н. Стебелькову, Ф.С. Федотову, В.А. Чернорезу;

Постановлением Совмина СССР от 22 февраля 1962 г. инженер-полковнику С.М. Куликову присуждена Ленинская премия;

Более 300 специалистов полигона награждены орденами и медалями СССР, из них высшей государственной награды - ордена Ленина - удостоены 15 военнослужащих.

В сентябре 1972 г. к нам поступил приказ о расформировании полигона, и с марта 1973 г. он прекратил свое существование. Ограниченная часть летного и инженерно-технического состава была направлена в распоряжение НИИ им. В.П. Чкалова, остальные - в распоряжение отдела кадров ВВС. Получил предписание убыть к новому месту службы и автор этой заметки. За плечами остался опыт 20-летней испытательной работы с образцами ядерного оружия, добрую память о которой я и мои товарищи сохраняем по сей день.

Витольд ВАСИЛЕЦ

ветеран подразделений особого риска,

полковник в отставке

То что не так давно было известно как "взлётка", трасса для керченских стритрэйсеров имеет свою историю...
Мало кто её знает и это печально.

В 14 километрах от Керчи, руководством СССР, в далёком 49-ом.было решено основать испытательный полигон...На тот момент не было возможности жахнуть одним нажатием кнопки.Ядерные заряды "доставляла" авиация.

Аэродром был построен всего за полгода. Строили его в 51-52 годах для испытания крылатых ракет и выполнения ядерных взрывов и отбора продуктов взрыва из облака. Здесь велась отработка и "неядерные" испытания ядерных бомб совместно с испытаниями их носителей. Для взлета и посадки тяжелых ракетоносцев в Багерово была построена взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров и длиной 3,5 километра. Полоса была сделана из прочнейшего бетона и использовалась дальними бомбардировщиками Ту-4.

По результатам этих испытаний определялась пригодность и готовность комплекса "самолет-бомба" к проведению воздушных ядерных испытаний.

В Багерово одна из самых длинных ВПП (вторая по величине в СССР), два реактивных самолета могли взлетать друг другу на встречу. Самолеты с Багеровского аэродрома вылетали для участия в ядерных испытаниях. Они проходили сквозь облако, поднимавшееся после взрыва, и отбирали пробы воздуха и частичек радиоактивной пыли.

Самолет-носитель бросал на полигон бомбы, идентичные по форме, массе и размерам первой отечественной атомной РДС-1, с теми же взрывателями, но не ядерные, а с обычным взрывным устройством. Только после того, как крымские эксперименты прошли успешно, приступили к опытам с настоящими ядерными бомбами на восточных и северных полигонах страны.

Самолёты с Багеровского полигона использовались в крупномасштабных учениях "Снежок" с применением атомной бомбы. 14 сентября 1954 года состоялось ядерное испытание на Тоцком полигоне в Оренбургской области. Оно готовилось в условиях нарастающей напряженности между СССР и США. В Америке были планы ядерного нападения на СССР. В сентябре 1953-го ЦК КПСС и Совмином СССР был принят документ о подготовке к боевым действиям в условиях ведения ядерной войны. А 14 сентября началось крупномасштабное общевойсковое учение с применением атомного оружия.

Вся территория и объекты на ней были огорожены колючей проволокой, и почти у каждого объекта имеется свой КПП. Каждый занимался только своим делом в своём строго отведённом для этого месте. Все письма из Багерово шли через Москву - не дай Бог, кто из военнослужащих проболтается родным, чем занимается....

Больше 300 га степи Ленинского района на бывшем военном полигоне, отведено под объект "М" и его санитарно-защитную зону. Двойной ряд колючей проволоки, на столбах - таблички со знаком радиоактивной опасности. Название объекта "М" расшифровывается как "могильник". В нем под слоем земли и глины захоронены радиоактивные отходы. На самом могильнике радиоактивный фон держится в пределах нормы - около 40 микрорентген в час, но, по утверждению наблюдающих за объектом специалистов, есть и аномальные точки, где счетчики радиации фиксируют излучение до 15 тыс. единиц. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен.

В июле 1971 года начались учения Одесского ВО "Юг-71". В районе Багерово высаживался десант, самолеты Ан-12 и Ан-22 летели тройками, выбрасывали парашютистов и технику. Всего было совершено более 250 самолето-вылетов. После учений в "Красной звезде" появились статьи и фотографии гарнизона, это и называлось причиной расформированием части - дескать, часть рассекретили.

На данный момент, территория аэродрома находится в запущении.Насколько слышал, он был продан с аукциона в 2012 году за копейки.Плиты со взлётных полос выкарчевываются и вывозятся в неизвестном направлении.Здания, находящиеся на территории, пущены на стройматериал местными жителями или разрушены.Всё что можно было украсть - украдено.Тоска и печаль.

Авиация и ядерные испытания Куликов Серафим Михайлович

2. 71-й полигон ВВС

2. 71-й полигон ВВС

Организация полигона

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная - к Казантипскому заливу. На отведенной территории все бывшие аэродромные сооружения и взлетно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. К этому следует добавить, что в районе будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, отсутствовала линия электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 г. Начальником полигона был назначен энергичный, обладающий опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Комаров Георгий Осипович.

В состав руководства полигона вместе с генерал-майором Комаровым Г.О. вошли:

Заместитель начальника полигона по научно-испытательной части инженер-полковник Чернорез Виктор Андреевич;

Начальник штаба генерал-майор Факов Яков Андреевич, которого вскоре сменил полковник Урюпин Василий Иванович; после Урюпина В.И. штаб возглавлял генерал-майор авиации Шапошников Александр Иванович;

Начальник политического отдела полковник Душин Александр Дмитриевич, а с 1954 г. - генерал-майор Петленко Александр Дорми - донтович.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству необходимых производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего 1948 г. приступить к летным испытаниям разрабатываемых изделий.

К первоочередным объектам строительства относились:

Сооружение взлетно-посадочной полосы, стоянки для самолетов и командного пункта управления полетами;

Приспособление оставшихся полуразрушенных сооружений и строительство вновь лабораторно-испытательных объектов для проведения наземных испытаний изделий и подготовки их к летным испытаниям при сбрасывании с самолетов;

Строительство цели для бомбометания и пунктов внешнетраекторных измерений;

Прокладка от ближайшей станции железнодорожных путей к разгрузочной рампе и складам горюче-смазочных материалов.

Параллельно с этим велось строительство казарм, жилья, объектов соцкультбыта, электро - и водоснабжения и отопления гарнизона. Со стороны ВВС, МО и других ведомств проявлялась всесторонняя помощь в строительстве и обеспечении гарнизона необходимым оборудованием при строжайшем контроле сроков введения объектов в строй. Темпы работ, их организация с позиций настоящего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ к полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменен на мощную оснащенную техникой и специалистами строительную бригаду. Все это позволило, как и планировалось, в 1948 г. приступить к летным испытаниям изделий. Вначале полеты выполнялись с взлетно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство этой полосы в срочном порядке было выполнено как внеочередное. В последующем была сооружена взлетно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полеты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолетов. Построены и введены в строй лаборатории и измерительные пункты с оснащением их по тому времени совершенным оборудованием. В сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электро-, водо - и теплоснабжения, проблемы канализации. Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Жилищное строительство было доведено до уровня обеспечения жилплощадью на одного человека не менее 9 м 2 . Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелеными насаждениями.

Как и на аналогичных объектах, связанных с реализацией атомного проекта, в гарнизоне осуществлялся строгий отбор кадров, были ограждены служебная и жилая зоны с введением особого пропускного режима. В первые годы действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

Из книги Скандинавия с черного хода. Записки разведчика: от серьезного до курьезного [Другая редакция] автора Григорьев Борис Николаевич

Полигон для науки Здесь было место воспитанья, Был дом науки и добра. М. А. Дмитриев Рано утром морозный воздух раскалывается в мотоциклетном треске «Бурана», и обитатели «замка Иф», просыпаясь в сумраке своих комнат-келий, по привычке думают:- Это Борис Иванович поехал

Из книги Коррупция в Политбюро: Дело «красного узбека» автора Раззаков Федор

Глава 22 Азербайджанский полигон Смена рулевого в закавказской республике произошла в середине июля 1969 года: от власти был остранен Вели Ахундов, который пришел к руководству Азербайджаном в один год с Рашидовым (правда, на несколько месяцев позже – летом 1959 года).

Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

Глава 25 Грузинский полигон После того, как в 1970 году Рашидов заметно ослабил позиции «ташкентцев» и укрепил свое положение в верхних эшелонах власти Узбекистана, наступила относительная стабильность. И юбилейный 1972 год (год 50-летия образования СССР, который отмечался в

Из книги Авиация и ядерные испытания автора Куликов Серафим Михайлович

2.1 Новый полигон Испытательные запуски первых советских баллистических ракет проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Однако для многоступенчатой ракеты с дальностью полета 8000 км этот полигон не годился. Дело в том, что трасса полета проходила в

Из книги автора

2. 71-й полигон ВВС Организация полигона При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям

Из книги автора

Перебазирование авиагруппы 71-го полигона на Семипалатинский полигон и проведение воздушных ядерных испытаний В работах на Семипалатинском полигоне планировалось использовать 24 самолета различных типов, в том числе:по 2 самолета-носителя Ту-16 и Ил-28;по 2



Публикации по теме