Муар многокрасочной печати. Московский государственный университет печати Муар в полиграфии причины виды способы борьбы

Качество полиграфического воспроизведения зависит от множества разных факторов: от фотосъемки и допечатной подготовки, от печатного оборудования и квалификации сотрудников типографии и т. д. Но не менее значимый фактор - сам сюжет, который мы собираемся печатать. Именно от него напрямую зависит качество оттиска. Есть сюжеты, которые, как ни старайся, все равно хорошо не напечатаешь. Условно их можно разделить на три группы:

  • Малоконтрастные сюжеты. Например, белый объект на белом фоне при слабом освещении или, наоборот, темный объект на темном фоне того же тона и т. д.
  • Сюжеты высоконасыщенных цветов. Традиционная полиграфия имеет существенные ограничения по воспроизведению очень насыщенных синих, фиолетовых, зеленых или красных тонов. И, если сюжет как раз такой, могут возникнуть проблемы с его воспроизведением.
  • Текстурные объекты, то есть те, которые содержат какие-либо регулярные структуры: фактуру или регулярный рисунок ткани (тонкие полоски или клетка), кружева, штриховку и т. д.

С первыми двумя группами все довольно понятно, а вот с текстурными объектами ситуация сложнее. Многие даже не представляют, какие проблемы могут возникнуть при работе с ними и что в итоге получится. Известно, что наложение двух регулярных структур с одинаковой или близкой частотой может вызвать оптический эффект, называемый муаром: при наложении проявляется не существующий ни в одной из текстур рисунок (рис.1).

Рис. 1. Возникновение муара при наложении двух регулярных структур

Рис. 2. Любое полиграфическое изображение преставляет собой растровую структуру (на примере слева растровая точка имеет форму круга, хотя бывают и другие формы). Растр всегда искажает изображение. При этом, чем крупнее растровая структура, тем заметнее искажение самого изображения (на примере справа - одно и то же изображение показано с растрами разной линиатуры)

Растровая структура, которой печатаются все полиграфические изображения, имеет определенную форму, периодичность, размер и т. д. и, по сути, является текстурой (рис. 2). А в любом изображении - четыре таких структуры (по одной на каждый базовый цвет). Теперь представьте, что мы собираемся печатать изображение, например, фактуры ткани. Если фактура достаточно мелкая и ее частота или размер близки к линиатуре растра, которым мы собираемся печатать изображения, то возникновение муара практически неизбежно. Причем вероятность его возникновения тем выше, чем ближе частота фактуры к линиатуре растра. На рис. 3 показаны некоторые примеры возникновения сюжетного муара.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Полностью избавиться от сюжетного муара пока не удается, можно лишь снизить визуальный эффект. К тому же, проявляется муар только на тиражном оттиске! А значит, заранее узнать о его наличии и предпринять какие-то шаги по его устранению невозможно. Лишь некоторые аналоговые цветопробы или очень опытный специалист по работе с изображениями могут с точностью предсказать появление муара. Впрочем, если есть подозрение, что муар возникнет, сделать можно следующее.

  • Увеличить линиатуру растра при печати. Чем выше линиатура, тем меньше заметен сюжетный муар. Беда в том, что сильно повысить линиатуру вряд ли удастся; в большинстве типографий на это не согласятся, поскольку, как правило, печатный процесс отлажен на одну или несколько фиксированных линиатур.
  • Снизить резкость изображения. Небольшое понижение резкости может благотворно отразиться на видимости сюжетного муара. Пожалуй, это единственный на сегодня вариант, если печатать «опасное» изображение необходимо. В процессе допечатной подготовки следует заранее использовать более слабые алгоритмы подчеркивания резкости. Впрочем, вряд ли стоит считать этот способ решением вопроса для высококачественной печати, где резкость играет одну из главных ролей. Иногда, правда, может помочь локальное снижение резкости изображения. На примере изображений, показанных на рис. 3, можно снизить резкость на блузке девушки (она не является сюжетообразующей) и оставить на остальном изображении. На фото галстуков так поступить не получится, поскольку галстук и есть главный сюжет.

Важно понимать, что муар не является дефектом печати или допечатной подготовки, и исполнители заказа в этом не виноваты. Просто это такой закон физики. Решение проблемы - использовать другие изображения, не содержащие сложных текстур. Если же это невозможно и надо печатать именно «опасное» изображение, то нужно быть готовым к тому, что на оттиске могут возникнуть дефекты.

Вообще проблема возникновения муара не новая. Еще в советские времена отделы иллюстраций издательств тщательно следили за этим и пытались не допускать в печать изображения, содержащие сложные текстуры. Профессиональные фотографы, работающие для полиграфии, тоже знают о такой проблеме и стремятся готовить сюжеты так, чтобы ее избежать.

С распространением компьютеров и доступной фотографии (в первую очередь цифровой) допечатную подготовку (от креатива до верстки) стало легко выполнить практически любому, кто хотя бы немного в этом разбирается. К сожалению, далеко не все из них знают о проблеме сюжетного муара. Проблема также обостряется тем, что качество печати повысилось, многие другие сложности устранены и сюжетный муар теперь стал намного заметнее. Поэтому, в заключение, еще раз повторим: сюжетный муар - не дефект полиграфического воспроизведения, а, скорее, ошибка на этапе отбора изображений или же просто несовершенность современных технологий, и с этим придется мириться. Ведь мирились же с черно-белым телевидением, хотя и было понятно, что все объекты на экране изначально цветные.

Частота муара

Цветоделенные фотоформы при регулярном растрировании представляют собой регулярную повторяющуюся структуру растровых точек, имеющих различный размер и отстоящих друг от друга на равном расстоянии. Количество таких точек на единицу длины называют пространственной частотой или линиатурой растра . При наложении в простейшем случае двух растровых структур друг на друга мы получаем новую растровую структуру, содержащую как суммарную, так и разностную составляющую исходных растровых структур. Частота муара равна разности частот накладываемых структур.

Период муара определяется взаимной ориентацией растровых решёток. Для двух линейных растров монотонные изменения периода муара и его картина повторяются через 180°, а для точечных ортогональных и гексагональных, соответственно через 90° и 60°.

При совпадении решёток (угол 0° и углы кратные указанным выше) период муара стремится к бесконечности. Однако незначительная, в половину шага линиатуры, нестабильность приводки печатного листа приводит к резким отклонениям общего тона и цвета в тираже – цветовому дисбалансу .

Квадратный муар

Розеточный муар

По мере увеличения угла размеры сгустков и разряжений уменьшаются, а их частота растет. Т.о. критическим углам попарного совмещения растровых решёток 90°, 45°, 30° соответствуют минимальные значения периода муара и его предельно высокая частота. В таких случаях печатные элементы разных красок образуют специфическую, менее заметную круговую структуру – розеточный муар .

Контраст муара

Контраст муара определяется тоном или относительной площадью печатных элементов совмещаемых участков цветоделенных изображений.

Контраст пятен муара монотонно ослабевает от участков средних тонов к теням и светам. Т.е. муар имеет максимум своего проявления в области полутонов. Это связано с тем, что элементы растра, формирующие разностные частоты, имеют максимальный размер при 50% растровой точки. В диапазоне от 0% до 50% растр формируется увеличивающимися пятнами краски на фоне более светлой бумаги, а в диапазоне от 50% до 100% посредством уменьшающихся незаполненных краской пробелов. И хотя муар присутствует практически во всем тоновом диапазоне, в области светов и теней он менее заметен, аналогично тому как менее заметна растровая структура при 2% и 98% по сравнению с 50%.

Методы коррекции муара

По сути используемого подхода методы коррекции муара делятся на следующие группы:

  1. точное совмещение растровых решёток цветоделенных изображений;
  2. поворот растровых решёток относительно друг друга на угол, превышающий 30°;
  3. нерегулярное размещение печатных и пробельных элементов.

Первые два метода воздействуют на частоту муара, стремясь сделать её предельно низкой или же напротив, предельно высокой. Третий вариант исключает периодичность растровой решётки как потенциальный источник муара.

Печать с совмещением растровых решёток

При данном способе пространственную частоту муара стремятся сделать настолько низкой, чтобы её период превышал размеры иллюстрации, а сгустки или разряжения растровых точек, как следствие, не успевали бы повториться.

Этого добиваются путём особо точной приводки бумажного листа. Так называемая печать «точка в точку». Кроме того при данном методе необходимо ещё и тщательное параллельное совмещение печатного листа с формой, т. к. параллельный сдвиг двух решёток цветоделенных изображений на половину шага растра приведет к цветовому дисбалансу. Поэтому на практике раньше печатью «точка в точку» печатали лишь цветные плакаты с особо низкой линиатурой (8-/12 лин/см). Снижение линеатуры давало преимущество расширения эффективного интервала плотностей вплоть до равного интервалу печатного процесса. В последние же годы данный вид печати нашёл применение в тех системах цифровой печати и цветопробы, где все краски наносятся на подложку в едином краскопрогоне. Например, в некоторых струйно-капельных системах с компактным расположением четырёх красочных аппаратов в одной печатной секции. Структуры цветоделенных изображений жестко привязаны друг к другу, как следствие отклонения в угловой или параллельной приводке ведут лишь к смещению всей иллюстрации на оттиске, а муар и нестабильность тона и цвета исключаются. По своим частотно-контрастным характеристикам печать с одинаковой ориентацией и геометрией растровых решёток уступает способам, в которых каждый из растров имеет свой наклон.

Поворот растров цветоделенных изображений

Наиболее распространённый метод коррекции, заключается в минимизации пространственного периода муара. Его частоту стремятся сделать как можно более высокой, дабы муар не был заметен благодаря тому, что при относительно малом периоде следования розеток, колебания тона и цвета начинают сливаться для глаза.

В двухкрасочной печати период муара минимален, когда два линейных, ортогональных или гексагональных растра повернуты друг относительно друга соответственно на 90°, 45° и 30°. Отклонения от этих углов из-за неприводки или неточного монтажа фотоформ чреваты значительно меньшим ростом периода муара и, следовательно, его заметности, чем при нулевом угловом совмещении.

Растровая структура изображения третьей краски, добавляемой к уже напечатанным с такой взаимной ориентацией двум первым, взаимодействует с каждой из них. Поэтому приемлемым компромиссом для неё являются углы 45°, 22,5° и 15° соответственно для каждой из трёх указанных геометрий растра. Аналогично для размещения растра четвёртой краски внутри периодов этих графиков остаются углы 135°, 67,5° и 45°.

На начальном этапе развития многокрасочной печати практиковалось разнесение линий растровых точек четырёх ортогональных структур на одинаковый, равный 22,5° угол, однако к настоящему времени эта комбинация вытеснена другим вариантом. В нём растры контрастных, «рисующих» (чёрной, голубой и пурпурной) красок образуют муар меньшего периода, т. к. отнесены друг от друга на 30°. Растр жёлтой краски, располагаемый под углом 15° по отношению к двум из них, даёт более низкочастотный, но в то же время менее заметный муар в силу его относительно невысокого контраста. В гексагональной структуре этому варианту соответствуют углы 0°, 10°, 20° и 40°. В обоих из этих вариантов диагональная ориентация (угол 45° в ортогональной решётке) принадлежит чёрной, наиболее контрастной краске, а под углом 0° печатается самая светлая - жёлтая.

Всю систему углов иногда незначительно смещают в ту или другую сторону на 7,5°, для того, чтобы линии печатных элементов и жёлтой краски, будучи близкими к горизонтали или вертикали, не создавали заметных ступенчатых искажений на краях изображения.

Нерегулярные растры

Данный подход к коррекции муара многокрасочной печати основан на нерегулярном размещении печатных элементов на изображении.

В ряде способов электронного растрирования общий рост запечатываемой площади по мере усиления воспроизводимого тона сопровождают псевдослучайным изменением формы, размеров и частоты размещения печатных элементов и пробелов.

Преимущества данного метода:

  • отсутствие розеточной структуры и меньшая заметность растра при низкой разрешающей способности печати;
  • отсутствие дисбаланса в цветопередаче из-за отклонений в приводке;
  • адекватный увеличению разрешающей способности считывателя рост четкости оттисков при растрировании методом диффузии ошибки.

Первое из этих преимуществ актуально, например, для цветной печати " газет с учетом низких значений линиатур и частот розеточного муара традиционных растров.

В остальных отношениях и, в частности, по числу воспроизводимых градаций, а также плавности тонопередачи нерегулярные системы скорее менее пригодны к печати. Неправильная форма печатных элементов и их больший суммарный периметр при той же запечатываемой площади, что и в регулярном растре, снижают стабильность и однозначность переноса значения этой площади на оттиск, начиная с процесса записи фотоформ, а также ведут к существенному растискиванию в более широком диапазоне полутонов.

Дополнительные красочные зоны возникают при касании элементов в такой структуре случайно и во всем эффективном интервале запечатываемой площади, который, в результате сокращается почти вдвое по сравнению с растром традиционной геометрии.

Способы осуществления нерегулярного растрирования:

  • случайное смещение точек
  • растровый алфавит с нерегулярным распределением
  • метод диффузии ошибок

Случайное смещение точек

Для полного подавления муара центры растровых элементов исходного регулярного растра могут в случайном порядке занимать лишь два-три дискретных положения в пределах половины шага линеатуры. В системах с непрерывной пространственной модуляцией площади печатного (пробельного) элемента, например в электронном гравировании, это легко достигается псевдослучайным изменением фазы растровых импульсов

Растр минимум одного из цветоделений, например «рисующей» чёрной краски, может оставаться регулярным.

Как средство устранения муара растрирование с псевдослучайным смещением растровых точек используется в настоящее время в некоторых устройствах цифровой печати и цветопробы.

Растровый алфавит с нерегулярным распределением

Случайная структура может быть получена также с использованием растрового алфавита, отдельные знаки которого представлены битовыми картами или матрицами, с бессистемным расположением элементов или их весовых значений. Отображение усиления тона происходит на оттиске большей частью за счёт увеличения площади печатных элементов при постоянном или даже уменьшающемся их количестве. По заполнении более чем наполовину тонопередача происходит поначалу за счёт уменьшения площадей бессистемно расположенных пробелов, а лишь затем, в глубоких тенях, путём уменьшения их количества.

Отдельные элементы матрицы, участвовавшие, например, в её заполнении для более светлых градаций, могут отсутствовать для несколько более тёмного тона. Поэтому растровую систему такого типа представляют, как правило, не случайным распределением весовых значений, а растровым алфавитом - набором битовых карт в совокупности с пороговой функцией, связывающей номер знака алфавита со значением тона.

С учетом дополнительных площадей, образующихся при касании соседних элементов, число знаков, обеспечивающих в таком алфавите шкалу равноконтрастных ступеней тона, может существенно превышать размерность самих матриц (битовых карт). В ряде способов для получения дополнительных градаций и подавления направленных структур используют для каждого уровня тона несколько относительно небольших матриц, располагая их на фоновых участках в случайном порядке.

Метод диффузии ошибок

Растровый процесс как задача обработки цифрового видеосигнала - это преобразование массива многоуровневых отсчетов оптического параметра в массив бинарный, этот процесс можно считать стохастическим, поскольку получаемое бинарное изображение должно соответствовать исходному с вероятностью, определяемой самим значением его многоуровневого отсчета.

Двухуровневое квантование многоуровневых значений по заданному порогу сопровождается ошибкой в виде разности квантуемого и порогового значений. Перераспределение (диффузия) этой ошибки между исходными значениями окрестных отсчетов легло в основу одного из направлений получения псевдополутоновых изображений, априори характеризующихся нерегулярной структурой.

Метод диффузии ошибки чаще применяется лишь для расчета и загрузки наперед заданных алфавитов в ряде из упомянутых выше способов нерегулярного растрирования.

Литература

  • Кузнецов Ю. В., «Технология обработки изобразительной информации». - СПб.: «Петербургский институт печати», 2002 г.
  • Плясунова Т. С., Лапатухин В. С., О возможности уменьшения муара в четырёхкрасочной репродукции. Полиграфия, № 12, 1965, с. 18-22.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

moiré ) - узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок.

Понятие «муар» происходит от ткани муар , при отделке которой использовалось данное явление.

Муаровый узор возникает при цифровом фотографировании и сканировании сетчатых и других периодических изображений, если их период близок к расстоянию между светочувствительными элементами оборудования. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала.

Цифровая обработка изображений

Возникновение муара в процессе сканирования

Чаще всего в повседневной жизни муар проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр . Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображенным под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадет со вторым.

Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.

Возникновение муара в процессе растрирования

«Водолазы». Небо закрашено неровными горизонтальными линиями, и на низких разрешениях получается муар.

Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании . И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.

Физические основы возникновения муара

Сканирование, фактически, представляет из себя модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решеток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна гармоника может иметь больший период, равный сумме периодов обеих решеток, что и вызывает муар. Вторая всегда имеет период, равный модулю разности периодов решеток и пропадает, потому что не может быть реализована при заданном разрешении сканирования.

Краски, влияющие на муар

При печати любым набором красок наиболее интенсивная (темная) краска, которая имеет на большой площади значение от 30 до 70 % может давать муар. То есть если у нас на CMYK фотографии. Угол поворота растра между самыми проблемными каналами должен быть как можно ближе к 45°.

При печати «плашками» (то есть с заполнением >95 %) понятие «угол наклона растра» практически исчезает (даже если речь идет о фотографии).

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Книги

  • Муар затерянных песков… , Эльза Попова , Название данной книги говорит само за себя. Небольшая подборка стихов восточной тематики, которую хотелось бы выделить отдельно. … Категория:

ОБЪЕКТНЫЙ МУАР

К ачество полиграфического воспроизведения зависит от множества разных факторов: от фотосъемки и допечатной подготовки, от печатного оборудования и квалификации сотрудников типографии и т. д. Но не менее значимый фактор - сам сюжет, который мы собираемся печатать. Именно от него напрямую зависит качество оттиска. Есть сюжеты, которые, как ни старайся, все равно хорошо не напечатаешь. Условно их можно разделить на три группы:

  • Малоконтрастные сюжеты. Например, белый объект на белом фоне при слабом освещении или, наоборот, темный объект на темном фоне того же тона и т. д.
  • Сюжеты высоконасыщенных цветов. Традиционная полиграфия имеет существенные ограничения по воспроизведению очень насыщенных синих, фиолетовых, зеленых или красных тонов. И, если сюжет как раз такой, могут возникнуть проблемы с его воспроизведением.
  • Текстурные объекты, то есть те, которые содержат какие-либо регулярные структуры: фактуру или регулярный рисунок ткани (тонкие полоски или клетка), кружева, штриховку и т. д.

С первыми двумя группами все довольно понятно, а вот с текстурными объектами ситуация сложнее. Многие даже не представляют, какие проблемы могут возникнуть при работе с ними и что в итоге получится. Известно, что наложение двух регулярных структур с одинаковой или близкой частотой может вызвать оптический эффект, называемый муаром: при наложении проявляется не существующий ни в одной из текстур рисунок (рис.1).

Рис. 1. Возникновение муара при наложении двух регулярных структур

Растровая структура, которой печатаются все полиграфические изображения, имеет определенную форму, периодичность, размер и т. д. и, по сути, является текстурой (рис. 2). А в любом изображении - четыре таких структуры (по одной на каждый базовый цвет). Теперь представьте, что мы собираемся печатать изображение, например, фактуры ткани. Если фактура достаточно мелкая и ее частота или размер близки к линиатуре растра, которым мы собираемся печатать изображения, то возникновение муара практически неизбежно. Причем вероятность его возникновения тем выше, чем ближе частота фактуры к линиатуре растра. На рис. 3 показаны некоторые примеры возникновения сюжетного муара.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

П олностью избавиться от сюжетного муара пока не удается, можно лишь снизить визуальный эффект. К тому же, проявляется муар только на тиражном оттиске! А значит, заранее узнать о его наличии и предпринять какие-то шаги по его устранению невозможно. Лишь некоторые аналоговые цветопробы или очень опытный специалист по работе с изображениями могут с точностью предсказать появление муара. Впрочем, если есть подозрение, что муар возникнет, сделать можно следующее.

  • Увеличить линиатуру растра при печати. Чем выше линиатура, тем меньше заметен сюжетный муар. Беда в том, что сильно повысить линиатуру вряд ли удастся; в большинстве типографий на это не согласятся, поскольку, как правило, печатный процесс отлажен на одну или несколько фиксированных линиатур.
  • Снизить резкость изображения. Небольшое понижение резкости может благотворно отразиться на видимости сюжетного муара. Пожалуй, это единственный на сегодня вариант, если печатать «опасное» изображение необходимо. В процессе допечатной подготовки следует заранее использовать более слабые алгоритмы подчеркивания резкости. Впрочем, вряд ли стоит считать этот способ решением вопроса для высококачественной печати, где резкость играет одну из главных ролей. Иногда, правда, может помочь локальное снижение резкости изображения. На примере изображений, показанных на рис. 3, можно снизить резкость на блузке девушки (она не является сюжетообразующей) и оставить на остальном изображении. На фото галстуков так поступить не получится, поскольку галстук и есть главный сюжет.

Важно понимать, что муар не является дефектом печати или допечатной подготовки, и исполнители заказа в этом не виноваты. Просто это такой закон физики. Решение проблемы - использовать другие изображения, не содержащие сложных текстур. Если же это невозможно и надо печатать именно «опасное» изображение, то нужно быть готовым к тому, что на оттиске могут возникнуть дефекты.

Вообще проблема возникновения муара не новая. Еще в советские времена отделы иллюстраций издательств тщательно следили за этим и пытались не допускать в печать изображения, содержащие сложные текстуры. Профессиональные фотографы, работающие для полиграфии, тоже знают о такой проблеме и стремятся готовить сюжеты так, чтобы ее избежать.

С распространением компьютеров и доступной фотографии (в первую очередь цифровой) допечатную подготовку (от креатива до верстки) стало легко выполнить практически любому, кто хотя бы немного в этом разбирается. К сожалению, далеко не все из них знают о проблеме сюжетного муара. Проблема также обостряется тем, что качество печати повысилось, многие другие сложности устранены и сюжетный муар теперь стал намного заметнее. Поэтому, в заключение, еще раз повторим: сюжетный муар - не дефект полиграфического воспроизведения, а, скорее, ошибка на этапе отбора изображений или же просто несовершенность современных технологий, и с этим придется мириться. Ведь мирились же с черно-белым телевидением, хотя и было понятно, что все объекты на экране изначально цветные.



Публикации по теме