Крупнейшие магистральные газопроводы. Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России


Сегодня невозможно представить себе существование любой экономической империи, отказавшейся от использования транспортных сетей. Глобализация мировой экономики привела к тому, что производство современных технических средств стало доступно любой крупной корпорации. Теперь решающим фактором, определяющим ценовую конкуренцию, внезапно стали транспортные затраты производителей.

Транспорт — основное связующее звено в абсолютно любой структуре: от производства бытовых приборов до изобретения космических кораблей. Грузоперевозки, пассажирские поезда, военные самолеты — все они объединены в единую транспортную сеть — аорту, а отдельные виды транспорта напоминают сообщающиеся кровеносные сосуды. Этот диковинный организм называется мировой экономикой.

Трубопроводы мира.

Самым молодым видом транспорта, моментально оказавшимся наиболее популярным в промышленности высокоразвитых стран, стал трубопроводный транспорт. Появившись в США в конце 19 века, во время развития нефтяной промышленности, первый нефтепровод, длиной всего лишь 6 километров, стал долгожданным глотком чистого воздуха для начинающих набирать силу нефтяных и газовых корпораций. Это единственный вид транспорта, предназначенный исключительно для перемещения грузов, причем, только жидких и газообразных. Никаких металлов, никаких пассажиров — только нефть и только газ. На данный момент 11% от объема мировых грузоперевозок занимают трубопроводы, и этот процент продолжает расти.

Желая узнать все о трубопроводном транспорте мира, стоит учесть, что он строится по принципу доставки газа и нефти непосредственно с места добычи в любую точку мира. Введение подобных сегментов в инфраструктуру мировой промышленности стало наименее затратным способом транспортировки массовых грузов на большие расстояния. Трубопроводный транспорт приобрел широкое распространение во время освоения новых месторождений природного газа и нефти, расположенных далеко от районов переработки и последующего потребления. Преимущества сети трубопроводов позволили увеличить объемы перекачки нефти и газа, снизив при этом стоимость транспортировки, что сыграло огромную роль в пользу развития обширной трубопроводной сети.

Факторы, отличающие трубопровод от других видов транспорта:

  • Возможность круглогодичной, практически бесперебойной перекачки нефти на любые расстояния, с минимальными потерями груза и затратами.
  • Возможность полностью автоматизировать весь процесс.
  • Процесс добычи нефти перестал зависеть от климатических условий.
  • Удельная стоимость строительства 1 км трубопровода в два раз меньше, чем 1 км железной дороги.
  • Трубопровод можно положить практически в любой точке земного шара, значительно экономя средства на строительство.

В настоящее время, трубопровод по удельному весу и количеству грузопотоков считается наиболее выгодным видом транспортной сети. Вместе с увеличением объемов добываемых полезных ископаемых, начали расширяться транспортные магистрали. Для стран с обширной территорией развитие подобных транспортно-коммуникационных систем стало задачей номер один. Рынок сырья активизировался, изменилась товарная структура грузопотоков. Мировая экономика начала подстраиваться под экспортную ориентацию нефтяной промышленности.

Лидеры в мировом грузообороте.

Все о трубопроводном транспорте мира можно узнать, проследив за его развитием с самого начала. США намного раньше других государств начало строительство трубопроводной магистрали. Россия же, уступая в протяженности трубопроводных магистралей другим странам, не осталась в долгу, уже в конце 1990 годов, намного превзойдя их по объемам грузооборота трубопроводов. В дальнейшем Россия сохранила за собой право лидерства, грузооборот российских нефте- и газопроводов составляет почти треть от мирового грузооборота.

Таблица 2005 года показывает высокий уровень развития стран, вошедших в эту десятку. Изменения, конечно же, произошли, но не сильные. Россия теперь является лидером по протяженности трубопроводов, общая длина магистральной системы составляет 48,7 тыс км (сведения 2006 г.). По этому гигантскому нефтепроводу проходит 90% всей российской нефти.

Трубопроводный транспорт, бесспорно, ждет большое развитие в будущем, но каким бы он ни был практичным и недорогим, как его использование в итоге отразится на экологии нашей планеты? Уже известно достаточное количество случаев прорывов нефтепроводов, нанесших колоссальный вред окружающей среде. Проблема экологии идет рука об руку со всеми положительными качествами этого нового вида транспортной системы, плотно влившегося в структуру мировой экономики. Не стоит забывать о ней, ведь первым делом нужно сохранить жизнь на Земле и здоровье всех ее обитателей.

2015-10-01

Трубопроводный транспорт США обеспечивает четвертую часть перевозок грузов страны. Сеть нефтепроводов проходит через все штаты. Больше всего объектов построено на Юге страны в районах, богатых нефтью и газом - таких как: Техас, Луизиана, Оклахома, а также в штатах Среднего Запада - Иллинойсе, Индиане, Айове,Мичигане, Миссури. Нефтепроводы перекачивают три четверти всей транспортируемой в стране нефти. Их протяженность составляет 660 тыс. километров. Помимо этого строительству новых трубопроводов на территории США в последнее время способствует добыча сланцевых углеводородов.

Первый нефтепровод в США был построен в 1865 году. Его диаметр составлял 60 мм, а про- тяженность - 9 километров. К 1900 году сеть нефтепроводов в стране достигла 29 тыс. км, а к 1958 году - более 330 тыс. километров. Сюда можно добавить 65 тыс. км продуктопроводов. На сегодняшний день указанные показатели увеличились вдвое - протяженность магистральных нефтепроводов теперь составляет 660 тыс. км, а магистральных продуктопроводов - 120 тыс. километров.

Особенностью современных нефтепроводов США является значительное количество небольших трубопроводов с малым диаметром труб: от Ду*150 мм до Ду400 мм. Из-за того, что нефтепроводы в США принадлежат многочисленным владельцам, трубопроводы малой мощности часто располагаются параллельно друг другу и используются неэффективно. Строительство новых трубопроводов в стране, по мнению экспертов, отличается бессистемностью.

Первый магистральный нефтепровод (Ду1000 мм) был введен в эксплуатацию в США в 1968 году для из Сент-Джеймса в штате Новый Орлеан до Патоки в штате Иллинойс. Протяженность составила 1012 километров. Мощность - 160 тыс. т в сутки.

Емкость магистральных нефтепроводов страны такова, что на сегодняшний день в них находится 24 % всех складских запасов нефти.

Основные направления нефтепроводов

Направление главнейших магистральных трубопроводов США определяется расположением месторождений, портов, в которые прибывают суда с импортируемой нефтью, и предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Основные магистральные сети идут от главных месторождений нефти: из Калифорнии, штата Техас, юго-востока штата Нью-Мексико, Оклахомы в северно-восточные промышленные районы, а также в северные штаты Вайоминг и Монтана и к портам на берегу Мексиканского залива. Месторождения Техаса и Калифорнии связаны между собой трансконтинентальным нефтепроводом.

Магистральные нефтепроводы (Ду600 мм и 780 мм) соединяют также канадские месторождения в Альберте и Британской Колумбии с нефтеперерабатывающими заводами в штатах Вашингтон и Миннесота и с портами на Великих озерах.

Первая нефть на Аляске

Первая нефть на Аляске была обнаружена в районе залива Кука и полуострова Кенай в конце 1950‑х годов. Скважины бурились в сложных природных условиях. Чтобы завезти оборудование только для одной скважины, требовалось 15 авиарейсов. Стоимость такой скважины составляла $ 4,5 миллиона.

После первых успехов геологи провели новые поисковые работы на севере Аляски, на склоне хребта Брукса и прибрежной равнине моря Бофорта. В результате там была открыта нефтегазоносная провинция Северного склона Аляски. В 1968 году на Аляске открыто нефтегазовое месторождение Прадхо-Бей с запасами нефти 3,1 млрд т и газа - 730 млрд кубометров.

Сразу возник вопрос о том, каким способом лучше доставлять заполярную нефть на основную территорию США. Предлагалось шесть вариантов такой доставки:

  • сооружение восьмиполосного трансаляскинского шоссе длиной 1,2 тыс. км с пропускной способностью 60 тыс. автоцистерн в сутки;
  • строительство на этом же направлении железной дороги, которая обеспечивала бы ежедневное передвижение 60 составов по 100 вагонов-цистерн в каждом;
  • создание специального флота из 235 танкеров-ледоколов грузоподъемностью по 100 тыс. т каждый;
  • использование подводных лодок-танкеров;
  • применение специальных грузовых самолетов, которые должны обеспечивать 280 рейсов ежедневно;
  • сооружение трансаляскинского нефтепровода.

В итоге был принят последний вариант.

Трансаляскинский нефтепровод

Поскольку значительная часть территории, по которой предполагалась прокладка нефтепровода, находилась в собственности государства, необходимо было принятие специального федерального закона. Но в Конгрессе США он встретил сильное противодействие со стороны приверженцев охраны окружающей среды и природных ресурсов Аляски. В Сенате США этот закон был принят в 1973 году с перевесом в один голос. Он включал в себя специальные положения, касавшиеся мер по охране природы.

Строительство нефтепровода длиной 1288 км (Ду1200 мм) началось в 1974 году. Сооружал его консорциум в составе трех нефтяных монополий: «Бритиш Петролеум», «Эксон» и «Атлантик Ричфилд», которым принадлежали лицензии на территории месторождения Прадхо-Бей. На стройке работали 20 тыс. человек. Условия труда были экстремальными: зимой температура опускалась до –74°C. Cтоимость строительства составила $ 7 миллиардов. К этой сумме добавились затраты на охрану окружающей среды, которые составили еще $ 7 миллиардов. Открытие нефтепровода состоялось в 1977 году.

Русское начало американского нефтепровода

Трасса Трансаляскинского нефтепровода имеет свои особенности. Ее северный отрезок длинной 680 км проложен над землей, на шестиметровых опорах. Для этого потребовалось 78 тыс. штук опор. Такое решение было принято в связи с тем, что на месторождении Прадхо-Бей нефть, поступающая из скважин на поверхность, имеет температуру 80°C, что не позволило прокладывать трубы в грунтах вечной мерзлоты.

При строительстве старались не нарушать сложившийся в этом регионе уклад жизни. В районе трассы кочуют оленьи стада, которые имеют свободный проход под трубой.

Южный отрезок нефтепровода проложен в траншеях. Время транспортирования нефти от месторождения Прадхо-Бей до незамерзающего порта Валдиз на юге Аляски составляет 4,5 суток, что достигается при помощи 12 насосных станций. В конце трассы в результате естественного охлаждения температура опускается не ниже 30°C.

Трансаляскинский нефтепровод является одним из наиболее защищённых трубопроводов в мире. В 2002 году произошло землетрясение в Денали магнитудой 7,9 балла, но нефтепровод остался цел. В этой связи отрадно отметить, что объект был спроектирован американским инженером-строителем русского происхождения, профессором Егором Поповым.

Нефтяной Клондайк Аляски

Трансаляскинский нефтепровод принадлежит компании Alyeska Pipeline Service Company. На своем пути он пересекает штат Аляска с севера на юг. Трасса нефтепровода пересекает два высокогорных хребта и 800 рек.

На предприятиях нефтяного комплекса Аляски занят каждый десятый ее житель. Начиная с 1980‑х годов прошлого века отчисления от продажи нефти составили 85 % всех доходов, поступающих в казну штата. Эти доходы оказались настолько большими, что на Аляске были отменены подоходный налог и налог на покупки. Более того, власти штата образовали из нефтяных отчислений специальный фонд, из которого каждый житель стал получать ежегодный чек на $ 800.

В Прадхо-Бей к началу 1990‑х годов достигла своего максимального уровня - 110 млн т, а к концу 1990‑х годов сократилась до 50 млн тонн. В 2006 году добыча здесь была временно прекращена - в связи с проведением ремонтных работ на нефтепроводе.

Самый протяженный нефтепровод США

В состав сети магистральных нефтепроводов компании Plains All American Pipeline входят 20,1 тыс. км трубопроводов. Протяженной нефтепроводной системой компании на территории США является Permian Basin Area в Западном Техасе длиной 4,7 тыс. километров. По ней нефть поступает, в том числе в магистральный нефтепровод Basin System, который транспортирует нефть из Западного Техаса (Мидлэнд) и восточного Нью-Мексико через город Уичита-Фоллс на терминал Кушинг в штате Оклахома.

Протяженность нефтепровода составляет 964 километра. На западе страны в собственности компании находится система All American Pipeline протяженностью 222 км, по которой нефть с шельфовых месторождений Калифорнии доставляется на континент и затем по нефтепроводу протяженностью 570 км транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Лос-Анджелеса. Кроме того, компания располагает 6,1 тыс. км нефтепроводов в регионе скалистых гор, по которым нефть, главным образом из Канады, поступает на НПЗ Юты, Вайоминга и других штатов этого региона.

Keystone - из Канады в США

Один из наиболее протяженных нефтепроводов на территории США - Keystone. Он соединяет регион Альберты в Канаде и НПЗ Иллинойса. Оператором нефтепровода является компания Transcanada. Keystone подает нефть с нефтеносных песков Атабаски (Альберта, Канада) на нефтеперерабатывающие заводы в США в Стил-Сити (штат Небраска), Вуд-Ривер и Патока (штат Иллинойс), а также с побережья Мексиканского залива в Техасе. Кроме синтетической нефти, расплавленного битума, а также нефтеносных песков Канады по трубам Keystone транспортируется светлая нефть из Иллинойсского бассейна (Баккен) до Монтаны и Северной Дакоты.

Реализация проекта Keystone включает в себя четыре очереди. Из них три находятся в эксплуатации, а четвертый этап ждет одобрения властей США.

Участок I, поставляющий нефть с Хардисти (Альберта) в Стил-Сити, Вуд-Ривер и Патока, введен в строй летом 2010 года, протяженность участка составляет 3,4 тыс. километров. Участок II (ответвление Кистоун Кушинга, завершен в 2011 году) - от Стил-Сити до хранилищ и объектов распределения в крупном хабе Кушинг (штат Оклахома).

Эти два этапа имеют потенциал для прокачки нефти 82 тыс. т в сутки к нефтеперерабатывающим предприятиям Среднего Запада. Третий этап - ответвление с побережья Мексиканского залива - открыт в 2014 году, имеет мощность до 100 тыс. т в сутки. Общая протяженность нефтепровода составляет 4,7 тыс. километров.

Политические баталии вокруг нефтепровода

Что касается четвертого этапа проекта Keystone XL (предназначавшегося для с крупных месторождений нефтяных песков в канадской провинции Альберта на юг Соединенных Штатов, где сосредоточены основные нефтеперерабатывающие заводы США и главные морские нефтяные терминалы), то он стал предметом самых жарких споров.

Законопроект о строительстве нефтепровода Keystone XL был одобрен Палатой представителей Конгресса США, где большинством обладает Республиканская партия. Однако Сенат США отклонил документ. Голоса сенаторов разделились по партийной линии. Контролирующие Сенат демократы голосовали против строительства нефтепровода, а республиканцы - за. Против Keystone XL выступает также и Администрация Президента США Барака Обамы, и Белый дом дал понять, что глава государства готов наложить на законопроект вето в случае его одобрения обеими палатами Конгресса.

Некоторые американские обозреватели полагают, что задержка принятия решения мотивирована чисто политическими соображениями: Президент США колеблется потому, что не хочет портить отношения с голосовавшими за него на выборах экологами.

Мнения «за» и «против»

Сторонники строительства нефтепровода утверждают, что осуществление проекта не только помогло бы снизить зависимость США от нефти, импортируемой из‑за океана, но также способствовало бы созданию десятков тысяч рабочих мест. Противники проекта отмечают, что рабочие места были бы только временными, и утверждают, что строительство нанесло бы ущерб природе штатов, через территорию которых должен был быть проложен нефтепровод.

Начало строительства северного участка нефтепровода из Канады через США к Мексиканскому заливу вновь откладывается теперь на 2016 год. В текущем году сроки начала строительства Keystone XL дважды переносились в ожидании окончательного решения Администрации США. Стоимость сооружения нефтепровода оценивается в $ 8 млрд, а его пропускная способность рассчитана на 120 тыс. т нефти в сутки.

В США нефтепровод должен пройти через территорию шести штатов, где к нему предполагается подвести дополнительные ветки - от открытых сравнительно недавно на севере США месторождений сланцевой нефти.

Правительство Канады готово к строительству. Новый трубопровод позволит сравнительно дешево экспортировать канадскую нефть. Теперь слово - за Соединенными Штатами.

Seaway - от Оклахомы до Техаса

Магистральная система Seaway представляет собой нефтепровод протяженностью 1080 км, транспортирующий нефть от Кушинга (штат Оклахома) до терминала и распределительной системы Фрипорта (штат Техас), находящейся на побережье Мексиканского залива. Нефтепровод является важным звеном транспортировки углеводородов между двумя нефтяными регионами в США.

Магистральный трубопровод введен в эксплуатацию в 1976 году и изначально был предназначен для передачи импортируемой нефти из портов Техаса на нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе. В таком направлении нефть прокачивалась до 1982 года, когда было принято решение о транспортировке природного газа по данному трубопроводу, но в обратном направлении - с севера на юг. В 2012 году по этому трубопроводу снова стали прокачивать нефть.

Мощность первой нитки составляет 55 тыс. т в сутки. Вторая нитка пропускной способностью 62 тыс. т в сутки сдана в эксплуатацию в 2014 году и идет параллельно первой очереди Seaway.

Enbridge - от Иллинойса до Оклахомы

Крупнейшие системы транспортировки нефти из Канады в США (Lakehead, North Dakota, Spearhead) находятся в собственности компании Enbridge. Система Lakehead состоит из двух частей. Внешняя (протяженность - 2,3 тыс. км) проходит по территории Канады. Средняя часть длиной 3 тыс. км идет по территории США - из Северной Дакоты до Чикаго с отводами на г. Баффало и г. Патока (Иллинойс). Пропускная способность системы - 100 млн т в год.

North Dakota (протяженность - 531 км, пропускная способность - 8,1 млн т в год) соединяет Северную Дакоту и Миннесоту. Система Spearhead (протяженность - 1050 км, Ду600 мм, пропускная способность - 9,7 млн т в год) представляет собой отвод от основной системы на территории Иллинойса на терминал Кушинг (Оклахома).

Нефтепроводная система Enbridge транспортирует нефть и битум из Канады в США. Ее общая протяженность составляет 5363 км, включая несколько трубопроводных потоков. Основными трубопроводными магистралями системы являются: канадский участок протяженностью 2306 км Enbridge и участок магистрали США длиной 3057 км Lakehead. Средняя пропускная мощность нефтепроводной системы 192 528 т в сутки.

Нефтепроводная инфраструктура

Крупная сеть нефтепроводов находится в собственности компании ExxonMobil. По нефтепроводу Mustang (протяженность составляет 346 км, пропускная способность - 5 млн т в год) тяжелая нефть Канады поступает из Северной Дакоты в Иллинойс. Оттуда затем по нефтепроводу Pegasus, протяженностью 1408 км и мощностью - 4,8 млн т в год, транспортируется в Техас.

Наиболее высокая плотность нефтепроводной системы характерна для Техаса и шельфа Мексиканского залива, там 6953 км нефтепроводов находится в собственности компании Sunoco. Наиболее протяженным из них является Mid-Valley, соединяющий г. Лонгвью в Техасе и г. Толедо в Иллинойсе. В число основных нефтепроводов компании также входят West Texas Gulf, Amdel, Kilgore.

Нефтепровод Flanagan south (протяженность - 955 км) введен в эксплуатацию в 2014 году. На своем пути он пересекает штаты Иллинойс, Миссури, Канзас и Оклахому. Трубопровод транспортирует нефть из Понтиака в штате Иллинойс в терминалы Кушинга в штате Оклахома. Трубопроводная система имеет семь насосных станций.

Flanagan south также обеспечивает поставку нефти до нефтеперерабатывающих предприятий Северной Америки и далее с помощью других нефтепроводов на побережье Мексиканского залива США. Мощность нефтепровода составляет 85 тыс. т в сутки.

Нефтепродуктопроводы США

Протяженность нефтепродуктопроводов США составляет более 120 тыс. километров. Магистральные нефтепродуктопроводы (Ду400–780 мм) направлены в основном с Юга на Северо-Восток и Север. Большая часть продуктопроводов проложена от нефтеперерабатывающих заводов побережья штата Пенсильвания, использующих привозную в танкерах нефть. перекачиваются в северные и центральные промышленные районы. По штатам Вайоминг, Индиана, Орегон, Вашингтон и Монтана проложен бензопровод большой протяженности, образующий почти замкнутое кольцо.

Крупнейшим независимым оператором сети продуктопроводов в Северной Америке является компания Kinder Morgan. Основными продуктопроводами компа- нии являются: Plantation (соединяет НПЗ штата Луизиана и штат Мэриленд), Pacific (соединяет НПЗ Западного Техаса и Западное побережье США), Cochin (соединяет НПЗ Альберты в Канаде и штат Мичиган).

Kinder Morgan Energy Partners увеличивает мощность системы CALNEV. Для этого компания планирует построить дополнительный нефтепровод, который пройдет от города Колтон (Калифорния) до Лас-Вегаса. Его пропускная способность увеличится до 10 млн т в год.

В собственности компании Sunoco находится продуктопровод Explorer, соединяющий перерабатывающие мощности региона Мексиканского залива и штат Индиана, а также системы Mag-tex, Wolverine, West Shore, Reading - Toledo, Reading - Buffalo и другие. Для поставок нефтепродуктов в Мексику используется продуктопровод El-Paso - Monterrey.

Под охраной беспилотников

Эксперты североамериканской энергетической группы отмечают, что в нефтепроводной отрасли США создается новое направление технического обеспечения нефтепроводов с использованием бесшовных труб из коррозионностойкой стали, снабженных оптоволоконными датчиками и патрулируемых самолетами-беспилотниками.

Для своевременного обнаружения проблем на нефтепроводной трассе и оперативного их устранения представители энергетической группы Accenture предложили использование беспилотников, оснащенных термочувствительными камерами. Летательные аппараты должны обследовать нефтепроводную систему для выявления возможных проблем. Эти планы, скорее всего, будут реализованы в следующем году. Федеральное управление гражданской авиации США в 2016 году планирует открыть воздушное пространство для выполнения полетов коммерческими беспилотниками.

Неутешительные для США Прогнозы

Нефть является главным источником энергии для США, и сейчас она обеспечивает до 40 % потребностей страны. Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) сделали прогноз, что нефтедобыча США в 2016 году будет снижаться в связи с падением цен на нефть.

В августе 2015 года нефтяные котировки достигли минимумов (с 2008 года, когда случился мировой финансовый кризис). Перспективы роста бурения нефтескважин в США оказались под угрозой. В агентстве предполагают, что ежесуточная нефтедобыча из низко проницаемых пород в США методом гидроразрыва пласта в 2016 году сократится ориентировочно на 55 тыс. т в сутки. Недавнее резкое увеличение нефтедобычи в США происходило в основном за счет такой нефти.

Прогнозы МЭА по производству американской легкой нефти - чуть ли не самые негативные на рынке. «Нефтедобыча в США пострадает наиболее существенно», - полагают в агентстве. В этой связи отраслевые эксперты констатируют, что в США системы нефтепроводов достигли своего уровня, и делают вывод о том, что их прокладка будет заморожена на нынешнем уровне.

Подводный трубопровод Лангелед стал одним из самых рискованных проектов газовой индустрии. Сооружение также является самым протяженным подводным трубопроводом в мире. Так как же создавался этот уникальный проект.

обнаружение месторождения

В 120 километрах от побережья Норвегии находится одно из крупнейших глубоководных газовых месторождений ORMEN LANGE (Ормен Ланге), обнаруженное в 1997 году. На площади 40 на 10 километров и на глубине 1,2 км залежи содержат около 400 миллиардов куб. м природного газа. Считалось, что ввиду своей удалённости месторождение недоступно для человека.

Шел 1984 год. Рядовое исследовательское судно провело очередное исследование Норвежского моря сканируя морское дно. Было отснято несколько тысяч метров пленки которая легла мертвым грузом в архив. Она оставалась там еще 6 лет пока за неё не взялись норвежские инженеры компании «Norsk Hydrо». Самые опытные геофизики провели исследования сейсмических линий в более глубокой части моря. Они установили в этих данных наличие соприкосновения точек углеводорода с водой. Это был газ.

Информация сохранялась в строжайшем секрете, пока не было произведено пробное бурение летом 1997 года. Так геофизиками было открыто второе по величине месторождение в Норвежском шельфе.

как создавался самый большой трубопровод в мире

Так как Норвегия не испытывает недостатка в природном газе, инженеры предложили найденные ресурсы странам, испытывающим нехватку полезных ископаемых.

Так правительство Великобритании, находясь на пороге серьезного энергетического кризиса, подписало контракт на строительство газоперерабатывающего завода в норвежском поселке Ньюхамне и транспортировке газа через 1200 км в английский городок Исингтон по самому крупному в мире подводному трубопроводу. Названное в честь корабля викингов газовое месторождение Ормен Ланге обеспечило Соединенное королевство энергетикой на 40 лет.

На выполнение контракта ушло 10 лет и потрачено 10 миллиардов долларов. В процессе строительства проекта возникало множество сложных задач, решение которых можно считать гениальными. Так для добычи газа на данном месторождении из-за слишком большой глубины и штормовой погоды все существующие модели газодобывающих буровых платформ не подошли. Ключом стало решение объединить типичную буровую платформу и подводный кондуктор для забуривания скважин. Установка получила название "донная направляющая платформа".

донная направляющая платформа

Донная направляющая платформа действительно является ядром производственного процесса. Именно сюда поступает газ, собирается и направляется к берегу на перерабатывающий завод в Ньюхамне. Общее управление комплексом осуществляется из центра управления за 120 км. Всего на норвежском месторождении установлено четыре донных платформы, с помощью которых из 24 скважин ежедневно выкачиваться около 70000000 куб.м газа.

корабли и подводные аппараты строившие газопровод

Однако находку мирового масштаба достать из недружелюбного враждебного дна океана довольно сложное дело. Для выполнения этой миссии были задействованы самые большие технические суда в мире. Каждое из них предназначено для выполнения определенных задач глубоководного строительства.

буровое судно West Navigator

Бурение 24 скважин заняло шесть лет, которые выполняло специальное буровое судно West Navigator.

судно траншеекопатель Island Frontier

Неровность морского дна Северной Атлантики заставляет инженеров создавать все новые и новые типы специальных судов, способных решить эту проблему. При строительстве данного трубопровода на возникающих на пути склонах с различным углом пришлось рыть траншеи. С этой задачей легко справилась современное судно-траншеекопатель Island Frontier, использующее два способа производства траншеи. Чтобы пробить в глине траншею используется гибридный клинорезный траншеекопатель новейшего образца, способный вырыть траншею шириной 7 м и глубиной 5 м. Он состоит из четырех водометов с переменным углом наклона. Над дном зависает 4-х тонный водометный винт. Он приводит в движение огромную массу воды, направляя ее под большим давлением на дно, очищая траншею от остатков глины. За ним следует платформа BPL2, засыпающая траншею защитным слоем грунта. Специальное устройство расположенное над ним передает трехмерное изображение выполняемых работ на судно в рубку управления. С помощью ПАДУ операторы следят за техническим соответствием траншеи.

камнеукладчик Tertnes

В процессе укладки труб из-за неровности морского дна образуются так называемые свободные пролеты. В результате не поддерживаемая часть трубы может сломаться под собственным весом и вызвать утечку газа. В таком случае для выравнивания дна, где прошла трасса, свободное пространство заполнили гравием с помощью судна камнеукладчика TERTNES. Подачу гравия на морское дно осуществляют с помощью эластичной трубы. Контроль и точность процесса достигается посредством создания трехмерной модели производственного участка.

плавучее крановое судно Thialf

Для установки донных платформ на свои места, понадобился настоящий гигант - голландское самоходное крановое судно большой грузоподъемности THIALF. Стоимость фрахтовки самого большого плавучего крана общей грузоподъемностью 14200 тонн составляет 500 тысяч долларов в сутки.

трубоукладочное судно LB 200

Выполнением трубоукладочных работ на самом протяженном трубопроводе в мире занималось самоходное трубоукладочное судно LB 200. На самом деле это большой плавучий сборочный конвейер. Причем начавшийся процесс укладки остановить нельзя ни по причине непогоды, ни по причине несчастного случая. Трубы должны поставляться непрерывно и в том порядке, в котором должны быть соединены и уложены на морское дно.

Судно LB 200 прокладывает трубы диаметром 12 м. Каждую из них перед укладкой покрывают бетонным покрытием толщиной 80 мм. Бетонное покрытие не позволяет трубе всплывать на поверхность. Чтобы сохранять непрерывность графика нужно прокладывать 4 км труб в сутки. На внутренних палубах 370 человек трудятся, приваривая каждые 6 минут новые участки трубопровода.

Первым этапом укладки труб является скашивание кромки трубы под углом вертикальной плоскости с клеймом сварки основной магистрали. Затем две 12-метровые трубы свариваются в единое звено. После этого 24-метровая труба поступает на вращающиеся вокруг основной оси сварочные станции, где их приваривают к основному трубопроводу. Конечно же каждый шов тщательно проверяется на отсутствие дефектов. Затем стыки трубы обертывают для лучшей гидроизоляции и покрывают пенопластом для защиты от механических повреждений. Заключительным этапом является укладка трубы на морское дно.

Чтобы непрерывно идти вперед судно трубоукладчик использует весьма необычную форму тяги - движение якорями, которое называют "верп". Таким образом, судно LB 200 передвигается с помощью 14 якорей расставленных вокруг него. Якоря передвигают специальные . Выполняя прекрасно отлаженную операцию, трубоукладочное судно в месяц проходит более 100 км.

Строительство трубопровода Лангелед стало гигантским скачком подводного строительства. Примененные при его создании технологические новшества будут дальше использованы при разработке недоступных ранее месторождений.

Реализация одного из крупнейших мировых проектов стала возможной благодаря трудолюбию тысячи людей, а упорная работа обеспечила выполнение программы в точно назначенные сроки. Теперь газ непрерывно транспортируется из Норвегии в Англию по самому длинному в мире подводному трубопроводу.

/ 19.04.2010

День рождения газопроводного транспорта - 27 августа 1859 г., когда бывший американский железнодорожный кондуктор Эдвин Дрейк пробурил в Пенсильвании скважину глубиной 25 м и обнаружил в ней газ вместо нефти. Не растерявшись, Эдвин построил трубопровод диаметром 5 см и длиной порядка 9 км до города, где газ начали использовать для освещения и приготовления пищи.

С тех пор газопроводный транспорт развивался, масштабы увеличивались. В настоящее время TOP-10 самых длинных газопроводов мира выглядит следующим образом.

1. ГазопроводУренгой-Помары-Ужгород”, 4451 км, построен в 1983 г.

2. Газопровод “Ямал-Европа”, 4196 км. Проходит через Вуктыл, Ухту, Грязовец, Торжок, Смоленск, Минск, польские города Zambrów, Włocławek, Poznan. Конечная точка - Франкфурт-на-Одере.

3. Китайский газопровод “Запад-Восток” (см. рис. к статье), 4127 км. Соединяет провинцию Синьцзян с Шанхаем.

4. Первый американский магистральный газопровод “Теннеси” (Tennessee), 3300 км, построен в 1944 г. Маршрут проходит от Мексиканского залива через штаты Арканзас, Кентукки, Теннеси, Огайо и Пенсильванию до Западной Виржинии, Нью Джерси, Нью-Йорка и Новой Англии.

5. Газопровод "Боливия-Бразилия" (Bolivia-Brazil pipeline, GASBOL), 3150 км. Самый длинный газопровод Южной Америки. Строился в два этапа, первая ветка длиной 1418 км начала работу в 1999, вторая ветка длиной 1165 км начала работу в 2000 г.

6. Газопровод “Средняя Азия - Центр”, 2750 км. Соединяет газовые месторождения Туркмении, Казахстана и Узбекистана с промышленно развитыми районами центральной России.

7. Американский газопровод Rockies Express,2702 км. Маршрут проходит от Скалистых гор, штат Колорадо, до Огайо. Построен в 2009 г.

8. Газопровод “Иран-Турция”, 2577 км. Проложен из Табриза через Эрзурум в Анкару.

9. Газопровод ТрансМед (TransMed), 2475 км. Маршрут газопровода проходит из Алжира через Тунис и Сицилию в Италию.

10. Газопровод “Туркменистан-Китай”, 1833 км, построен в 2010 г.

Далее в списке расположились газопроводы “Магриб-Европа” длиной 1620 км, а также самый длинный газопровод Австралии “Дампьер-Банбери” (Dampier to Bunbury) длиной 1530 км. Чуть короче - газопроводы "Дашава-Киев-Брянск-Москва” длиной 1300 км, построенный в 1952 г, и “Ставрополь-Москва”, 1310 км, построенный в 1956 г. Еще немного короче газопроводы “Северный поток” (Nord Stream, 1223 км), и “Голубой поток” (Blue Stream, 1213 км).

Календарь

27-27 мая 2016 года
Российский рынок газа. Биржевая торговля
Санкт-Петербург, "Кемпински Мойка 22"

Биржевая торговля газом способна стать эффективным инструментом совершенствования системы газоснабжения в России.

Блоги

ЖЖ IV_G

Кто в настоящее время контролирует запасы нефти и газа в Ливии? Какова история этой страны? Где расположены нефтяные и газовые месторождения государства? Нефть и газ Ливии в картах и графиках.

ГКМ

Нефтегазовое месторождение Хурбет-Ист

Авторский блок

М. Бабяк

Пресс-релизы

Лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок в 2018-м
В 2018 году лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок деталей оборудования и выявила около 100 скрытых дефектов металла, которые могли привести к авариям. Контроль качества проходит все оборудование, задействованное при бурении скважин в различных регионах. Наибольшее количество скрытых дефектов выявляется у оборудования, которое отрабатывается в Урало-Поволжском регионе, что обусловлено геологическим строением местных месторождений и режимами работы оборудования. В арсенале лаборатории несколько методов: визуально-измерительный контроль, ультразвуковой контроль и магнитно-порошковый контроль.

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. Топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

1. Нефтепровод Баку — Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.

2. Нефтепровод Балаханы — Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.

3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год.

4. Восточная Сибирь — Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть».

5. Нефтепровод Грозный — Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.

6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol.

7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).

8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн нефти в год.

9. Нефтепровод Сургут — Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина — 3250 км, диаметр — 1020 мм, пропускная способность — более 20 миллионов тонн в год.

10. Нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».



Публикации по теме