Невербальное речевое воздействие. Вербальное и невербальное воздействие. человеческая речь - главное средство вербального общения. однако! большинство современных ученых сходятся в том, - презентация Комплексное вербальное и невербальное воздействие

Каждому человеку доступен такой дар, как общение с себе подобными. Мы имеем возможность излагать свои мысли, доказывать мнение и даже просто молчать со смыслом. Это вербальное и невербальное общение.

Наиболее привычным способом обмена информацией для людей является словесный. Вербальная коммуникация - это сочетание всех средств, которые помогают точно выражать мысли при помощи фраз. К ним относится устная и Этими люди передают огромные объемы информации.

Но если вы подозреваете, что собеседник говорит неправду, то обратите внимание на его жесты, эмоции. Они наиболее полно расскажут о мыслях данного человека. Такой способ общения называется невербальным. Ученые доказали, что речь несет в себе всего лишь 20% информации. В то время как доносит до собеседника 80%. Люди понимают информацию на бессознательном уровне. К невербальным средствам общения относятся не только жесты, но и звуки. Например, покашливание, плач, пауза в разговоре, изменение тона, речевые акценты, и т.п. Ярко показывает принцип невербального общения «разговор» между матерью и новорожденным. Он плачем и другими звуками пытается показать свое настроение, проблемы. И женщина легко распознает, что нужно в данный момент малышу.

Часто люди общаются по визуально-тактильному принципу. Информация в этом случае передается буквально всем телом. Человек мимикой и движениями пытается воздействовать на собеседника. Тот, свою очередь, визуально все это воспринимает и понимает подсознательно. К этой же группе также относят взгляд, прикосновения.

Если вербальное и невербальное общение противоречат друг другу, то стоит довериться все же своим ощущениям. Словами можно выразить что угодно, но жесты и мимику мы не можем постоянно контролировать, они выдают правду. Так, если человек скрестил на груди руки при разговоре с вами, значит, он либо скрывает правду, либо просто не хочет общаться. А вот если собеседник смотрит на вас открытым взглядом, делает жесты с открытыми ладонями, то он расположен к разговору. Но учитывайте и то, что жесты могут быть случайными. Если человек один и тот же подает несколько раз, то он действительно так думает. В случае когда жест был единичным, то не стоит придавать ему значение.

Вербальное и невербальное общение также не совпадают, если человек, рассказывая о чем-то, отводит взгляд влево. В данный момент его мысли заняты выдумыванием ситуации. Когда собеседник смотрит вправо, то он действительно сейчас говорит вам правду. Если человек чуть наклоняется к вам, то он заинтересован в общении. Это только несколько сигналов тела, их не нужно знать наизусть, чтобы понимать невербальные знаки собеседника. Интуиция поможет распознать, что хочет вам сказать человек.

Вербальное и невербальное общение могут выражаться также в пространственно-временном виде. Дистанция, которая возникает между людьми во время разговора, выражает степень близости. Расстояние до полуметра - это интимное расстояние. Его придерживаются родные люди. Если собеседники соблюдают дистанцию до 1,2 метра, то можно сказать, что они интересны друг другу. Так разговаривают обычно друзья, знакомые.

Вербальные коммуникации воспринимаются глазами, ушами, пальцами (слепыми людьми). Невербальное общение улавливается всеми органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), а также интуицией.

Итак, вербальные и невербальные коммуникации - важные средства общения. Важно, чтобы человек мог достаточно убедительно воздействовать на собеседника, умело управлять речью, эмоциями и жестами. Особенно это необходимо для людей, профессия которых связана с постоянным общением. Например, менеджера по продажам, консультанта, банковского работника и т.п.

Люди имеют неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они умеют общаться. Воспитание, обучение, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения. Кто-то может получать удовольствие от общения, кто-то – нет, но наличия такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации мы отрицать не можем.

Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал и умел один человек, становится достоянием множества людей. Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их ответные реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.

Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Считается, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальным проявлениям можно установить многие моменты, которые афишировать в разговоре не принято. Но применимы и значимы разные средства общения в зависимости от ситуации.

Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, поскольку вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на очередное поручение сотруднику. В общении же с друзьями, новыми знакомыми или родными людьми невербальные проявления более важны, поскольку дают представление о чувствах и эмоциях собеседников.

Вербальное общение.

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков.

Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.

Язык и его функции.

Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей. Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что выражается в следующих его функциях:

  • Коммуникативная (взаимодействие между людьми). Язык – это основная форма полноценного общения человека с себе подобными.
  • Аккумулятивная . С помощью языка мы можем хранить и накапливать знания. Если рассматривать определенного человека, то это его записные книжки, конспекты, творческие произведения. В контексте же глобальном – это художественная литература и памятники письменности.
  • Познавательная . С помощью языка человек может приобретать знания, содержащиеся в книгах, фильмах или сознании других людей.
  • Конструктивная . При помощи языка легко формировать мысли, облекать их в материальную, ясную и конкретную форму (либо в виде устного словесного выражения, либо в виде письменного).
  • Этническая . Язык позволяет объединять народы, общности и другие группы людей.
  • Эмоциональная . С помощью языка можно выражать эмоции и чувства, причем здесь рассматривается именно их прямое выражение с помощью слов. Но в основном эта функция, конечно, выполняется невербальными средствами общения.

Невербальное общение.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков, его нередко называют «языком тела».

«Язык тела» и его функции.

Невербальные проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции состоят в следующем:

  • Дополнение произнесенного сообщения. Если человек сообщает о победе в каком-то деле, он может дополнительно победно вскинуть руки над головой или даже подпрыгнуть от радости.
  • Повторение сказанного. Это усиливает устное сообщение и его эмоциональную составляющую. Так, можно при ответе «Да, это так» или «Нет, не согласен» повторить смысл сообщения еще и в жесте: кивком головы или, наоборот, мотанием из стороны в сторону в знак отрицания.
  • Выражение противоречия между словом и делом. Человек может говорить одно, а чувствовать при этом совершенно другое, например, шутить вслух и грустить в душе. Именно невербальные средства общения позволяют понять это.
  • Акцент на чем-то. Вместо слов «внимание», «заметьте» и т.д. можно показать жест, привлекающий внимание. Так, жест с вытянутым указательным пальцем на поднятой руке показывает важность произнесенного при этом текста.
  • Замена слов. Иногда некоторые жесты или проявления мимики могут полностью заменять собой некий текст. Когда человек пожал плечами или указал рукой направление, уже не обязательно говорить «я не знаю» или «направо-налево».

Разнообразие невербальных средств общения.

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:

  • Жесты и поза . Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.
  • Мимика , взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, и т.д.) по лицам на фотографиях.
  • Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.
  • Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

(буквально "лечение души") комплексное вербальное (словесное) и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях

Первая буква "п"

Вторая буква "с"

Третья буква "и"

Последняя бука буква "я"

Ответ на вопрос "(буквально "лечение души") комплексное вербальное (словесное) и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях ", 12 букв:
психотерапия

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова психотерапия

Психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью

Психическое воздействие на больного с лечебной целью

Метод лечения различных заболеваний путём психического воздействия на больного

Определение слова психотерапия в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Воздействие на психику человека с лечебной целью.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПСИХОТЕРАПИЯ (от психо... и терапия) психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
психотерапии, мн. нет, ж. (от греч. psyche - душа и therapeia - уход, Лечение) (мед.). Лечение болезней психическим воздействием (напр. гипнозом).

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Психотерапи́я - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем. Проводится как правило специалистом-психотерапевтом, путём установления...

Словарь медицинских терминов Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
психологическое воздействие с целью лечения больных или коррекции их поведения.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Метод лечения больного средствами психического воздействия. прил. психотерапевтический, -ая, -ое.

Примеры употребления слова психотерапия в литературе.

Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет необходимое условие для решения основной задачи групповой психотерапии - обучения, в которое входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и достижение более адекватной социализации.

Реадаптационный эффект групповой психотерапии достигается посредством воспроизведения условных и реальных ситуаций общения с целью овладения навыками адаптивного поведения.

Это подчеркивает патогенетический эффект групповой психотерапии , ведущей к осознанию межличностных источников невротических проблем, адаптивной перестройке отношений и неблагоприятно сформировавшихся черт характера.

Основной метод -- разъяснительная психотерапия , аутогенная тренировка.

К ним относятся: гимнастика, водные процедуры, психотерапия , аутогенная тренировка.

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука - наука о речевом воздействии, об эффективном общении.

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова.

Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.)

Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин "невербальное речевое воздействие".

Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие:

передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).

Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения.

В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения.

Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой - либо категории - профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной и др. По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 с. общения 92% информации собеседники получают невербально.

Аллан Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении вербальной и невербальной информации в общении: около 35% отводится словесным факторам и 65% несловесным. Сам Пиз отмечает, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, т.е. предметной информации, а невербальный канал - для обсуждения межличностных отношений.

Информация, которую передают в процессе общения вербальные и невербальные сигналы, может совпадать или не совпадать. Конгруэнтность - это соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность - противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны доверять невербальной информации.

Аллан Пиз отмечает подобные противоречия: "Мы часто видим крупных политиков стоящими на трибуне с плотно скрещенными на груди руками (оборонительная позиция) и опущенным подбородком (критичность или враждебность). Но в то же самое время они пытаются убедить аудиторию в своей восприимчивости и открытости идеям молодежи".

Таким образом, языковые единицы общения в неразрывной связи с невербальными средствами помогают решить главную задачу речевого воздействия- изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении, убедить его сознательно принять нашу точку зрения.

Устная речь, как самый распространенный способ коммуникации. Вербальное общение - наиболее универсальный способ передачи мысли. Изучение сигналов языка телодвижений. Преимущества понимания языка жестов и мимики. Невербальные средства общения человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

По дисциплине: Психология и педагогика

Тема: Эмоции (вербальные, невербальные) и личность

Выполнила:

Студентка группы З-488

Колесникова Анастасия В.

невербальное общение жест мимика

В обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Если же человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Так, на моем примере, когда я встречаю знакомых, с которыми давно не виделась, я теряюсь, переживаю, волнуюсь и моя речь становится нескладной, непонятной. И, наоборот, при подготовке к экзамену, я предварительно внимательно изучаю материал, конспектирую основные мысли, поэтому мне легче изъяснять свою мысль преподавателю и аудитории, следовательно, моя речь понятна и доступна. Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, они опасаются показаться заносчивыми.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в институте, мое личное общение с преподавателем по преподаваемому им предмету повышает мои знания.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Так при поступлении на работу мне предлагалось заполнить анкету, это могло означать, что работодатель, таким образом, предполагал проверить мои знания грамматики и орфографии.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию, а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно `перевести" сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, переходя дорогу, я вижу сигнал красный свет и перевожу как `проезд закрыт", `остановитесь"; в спортивных состязаниях поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как `прошу дополнительную минуту перерыва" и т.п.

Система, обеспечивающая речевую коммуникацию - человеческий язык - изучается языкознанием.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре (примеры: establishment, авось, партия) это особенно хорошо видно при попытке перевести высказывания с этими словами. Так, изучая английский язык, мне приходилось читать целую лекцию о межкультурных соответствиях, прежде чем начать правильно понимать и употреблять даже кажущиеся схожими слова и стоящие за ними понятия. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и,следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги). Внутри одной культуры также можно увидеть различия в употреблении слов (однозначный).

Используя речь, мы можем признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его.

Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот `коммуникативный ход", скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы.

Способность быстро находить общий язык и выстраивать хорошие взаимоотношения с людьми была всегда присуща ярким и успешным личностям. Выдающимся лидерам и мудрым руководителям. В наше время это умение по-прежнему остается важнейшим инструментом для достижения успеха.

Каждый человек говорит на двух языках: на вербальном и невербальном. Невербальный язык называют языком телодвижений. Пионером в этой области стал доктор Альберт Меграбян, профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Его эксперименты помогли выявить невербальные сигналы, которыми люди проявляют симпатию и неприязнь, стремление к контролю и лидерству, неудовольствие, неуверенность, социальную привлекательность и убедительность.

По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.

Профессор Меграбян обнаружил, что всего 7% информации передается вербально (то есть словами), 28% - вокально (тоном голоса, ударением и другими звуками), а 55% - невербально.

Психолог Альфред Адлер заметил, что позы (язык телодвижений) показывают, насколько хорошо человек владеет своими чувствами и как он использует их для того, чтобы произвести впечатление. Каждая поза, каждое выражение лица имеет собственное значение. Доктор Пол Экман из Калифорнийского университета особое внимание уделял выражению лица. Он разработал специальную систему кодирования выражений лиц, что позволило ему определить роль лицевых мышц в выражении различных эмоций. Он выявил семь универсальных эмоций: печаль, счастье, гнев, интерес, страх, презрение и удивление. Доктор Лилиан Глас добавил к этому списку любовь, сомнение, сочувствие, скуку и отвлеченный интерес. Каждая эмоция невербально проявляется через язык телодвижений и выражение лица. Каждый ученый внес свой вклад в изучении невербального общения.

Существует сводная таблица сигналов языка телодвижений.

Невербальный сигнал Значение

Энергичная, стремительная походка Уверенность

Человек стоит, положив руки на бедра Готовность, агрессия

Человек сидит, положив ногу на ногу и слегка покачивая носком Скука

Руки скрещены на груди Оборонительная позиция

Человек сидит, заложив руки в карманы и ссутулив плечи Уныние

Рука приложена к щеке Оценка, размышление

Рука слегка касается носа, потирает его Сомнение, обман, отказ

Рука потирает глаз Сомнение, недоверие

Руки сцеплены за спиной Гнев, подавленность, опасения

Ноги скрещены в щиколотках Опасения

Потирание ладоней Ожидание, предвкушение

Голова опирается на руки, глаза опущены Скука

Человек сидит, заложив руки за голову и скрестив ноги Уверенность, превосходство

Раскрыты ладони Искренность, открытость

Потирание переносицы, глаза прикрыты Негативная оценка

Постукивание пальцами по столу Нетерпение

Человек поправляет волосы Недостаточная уверенность в себе

Голова склонена набок Интерес

Потирание подбородка Попытка принять решение

Глаза опущены, голова повернута в сторону Недоверие

Человек покусывает ногти Неуверенность, нервозность

Человек потирает или потягивает мочку уха Нерешительность

Применительно к своей жизни, общению с людьми, я наблюдала интересные вещи: стоят два человека, разговаривают с друг другом, при этом у одного руки скрещены на груди, у второго скрещены ноги. Это говорит о недоверительном отношении, о том, что они мало знакомы, им присущи некоторые опасения, другим словом они как бы обороняются. И обратный пример: заметив у двух людей, ведущих беседу опущенные руки, свободно висящие, ноги расставленные в обычном положении, не было сомнения, что они уверенные в себе, ничего не опасаются, чувствуют себя нескованно.

В разных странах существуют определенные жесты, имеющие в данной местности конкретное значение. Я приведу лишь некоторые примеры, по которым становится ясно, что значение одного и того же жеста может быть совершенно различным.

Европа. Здороваясь и прощаясь, американцы обычно машут рукой (раскрывая ладонь наружу) слева направо. У европейцев же рука остается неподвижной, ладонь раскрыта наружу, а помахивание осуществляется только пальцами.

Перу. Поднятая бровь означает «деньги» или «вы должны мне заплатить».

Тайвань. Моргание глазами считается очень невежливым.

Австралия. В этой стране считается крайне неприличным подмигивание женщинам, даже в знак полного согласия или дружбы. Хотя в большинстве стран поднятый вверх большой палец означает «o?кей», «все в порядке», в Австралии этот жест считается очень грубым.

Италия. Теребить мочку уха могут только женоподобные мужчины.

Индия. А в этой стране рука, приложенная к уху, означает искренность и сочувствие.

Колумбия. Классический знак «o?кей» (круг, образованный большим и указательным пальцами) в области носа означает, что мужчина, о котором идет речь, гомосексуалист.

Греция. Потирание щеки означает, что человек, на которого устремлен взгляд, весьма привлекателен.

Нидерланды. Круговое движение пальцами у виска означает необходимость сделать телефонный звонок. В Латинской Америке, Соединенных Штата и в Европе этот жест означает легкую ненормальность.

Болгария. Болгары кивают в знак отрицания. Точно также себя ведут и греки. Во всем остальном мире кивок означает согласие.

Аргентина. Постукивание пальцами по голове означает «я думаю».

Парагвай. Откидывание головы назад означает, что человек забыл то, что хотел сказать.

Страны Дальнего Востока. Здесь считается весьма оскорбительным подзывать человека движением пальца.

С помощью определенных действий вы можете вербально и невербально сообщить собеседнику, что готовы уделить ему внимание. Нужно проявлять признаки открытости и готовности к общению, выраженные мимикой и пантомимикой.

Отложить все дела и повернуться лицом к собеседнику.

Поддерживать визуальный контакт с собеседником.

Демонстрировать адекватный интерес и внимание.

Кивать головой.

Придавать лицу выражение внимания и терпения.

Слегка наклониться в сторону собеседника.

Телодвижения должны быть спокойными, но в то же время "живыми".

А вот признаки открытости, выраженные вербально.

"Да-да" или "Ну-ну".

"Понимаю".

"Да, я слушаю".

"Конечно!"

"Отлично!"

К свойствам, создающим барьер в общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность, самостоятельность, надежность и др.

К качествам личности создающим помехи для общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.

Личностные свойства индивида - свойства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).

Из представления о личности, заключенного в первоначальном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами, но и значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, -- это реальный индивид, живой, действующий человек.

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности.

В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами -- и природными, а не только общественными, -- является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того -- без сознания.

Таким образом, понимание языка жестов и мимики позволяет более точно определить позицию партнера. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Бессловесная обратная связь может предупредить о том, что нам нужно изменить свое поведение, что-то сделать, чтобы достичь нужного результата.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам делового общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.

Важно обращать внимание на те сигналы, которые посылаете вы сами. Тело человека - это важнейшее средство общения. Если научиться правильно им пользоваться, то в силах каждого достичь всех поставленных пред собой целей. Можно будет внушить доверие и добиться позитивной реакции на свои слова.

Список использованной литературы

1. Свитман Б. Общаться успешно. Как?

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

3. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978.

4. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. - М., 1982.

5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М., Просвещение, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннотации, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения: язык поз, жестов и телодвижений.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Особенности и виды коммуникации - способа общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Отличия вербальной (устные, письменные сообщения) и невербальной коммуникации.

    реферат , добавлен 11.12.2010

    Общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, функции общения, невербальные и вербальные коммуникации. Классификации невербального знака. Свойства жестов. Особенности невербальной коммуникации в Италии.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Проблемы невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для оратора. Виды неречевых средств коммуникации. Фонационные невербальные средства передачи информации. Кинетические компоненты речи. Национальный характер жестов и их особенности.

    реферат , добавлен 17.12.2011

    Речь как средство общения, источник информации и как способ воздействия на собеседника. Анализ структуры вербального общения. Характеристика особенностей диалогической речи. Виды и техники слушания партнера по общению. Реакции слушателя, приемы слушания.

    презентация , добавлен 23.11.2014

    Психологический смысл понятия "субъект". Смысл, заложеннный в словосочетаниях "субьект деятельности", "субъект общения", "субъект труда". Средства коммуникации: невербальные средства общения. Обмен невербальной информацией.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Невербальные средства повышения делового статуса. Особенности невербального общения в разных странах.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2007

    Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Коммуникативная компетентность, тактики, виды общения. Социально-психологический тренинг, вербальные и невербальные средства общения, оценка коммуникабельности.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    реферат , добавлен 06.03.2012

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.



Публикации по теме