Пояснения 354. Постановление Правительства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов — Российская газета. Перерасчет по отоплению

Б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549;

В) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

А) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530;

Утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

Представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, предусматривающих в том числе:

Исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

В) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

Г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501);

Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3635);

Пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. N 580 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4273).

1. Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

"внутриквартирное оборудование" - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

"домовладение" - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);

"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

"коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующими пунктов 2, 7, 21, 40, 150, подпункта "в" пункта 34, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, пунктов 44, 54, 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и пунктов 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам,

по апелляционной жалобе С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Р., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям названных Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных данными Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям этих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами (абзац второй)

Пунктом 21 Правил установлено, что если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Подпункт "в" пункта 34 Правил вводит обязанность потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с данными Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.

Пункт 35 Правил устанавливает, что потребитель не вправе: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (подпункт "в"); осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия (подпункт "д"); несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (подпункт "е").

Пункт 40 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (абзац первый); потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (абзац второй).

Пунктом 44 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.

Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам.

Пункт 54 Правил регулирует отношения, связанные с самостоятельным производством коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет порядок осуществления расчета размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу, объема использованного при производстве коммунального ресурса при наличии прибора учета и при его отсутствии, предусматривает определение размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения); устанавливает, что в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования, расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 88 Правил не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Пункт 150 Правил предусматривает право потребителя требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", в случаях, указанных в пункте 157 Правил.

Пункт 10 приложения N 2 к Правилам содержит формулу 10 и ее составляющие, позволяющие определить размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для 1-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил. Формула представляет собой произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на 1-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 15 приложения N 2 к этим Правилам предусматривает формулу 13 для определения приходящегося на 1-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) тепловой энергии, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме часть или все жилые и нежилые помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии.

Пункт 16 приложения N 2 к данным Правилам вводит формулу 14 для расчета приходящегося на 1-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) тепловой энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в случае если в таком многоквартирном доме во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета тепловой энергии.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 2, 7, 21, 40, 150, подпункта "в" пункта 34, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, пунктов 44, 54, 88 Правил и пунктов 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам, в части, предписывающей оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, которые он не заказывает и не потребляет. В обоснование заявленных требований указал, что пункты 2, 40, 44, 54, 88 Правил и пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к этим Правилам противоречат статьям 421, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Требование пункта 7 Правил о соответствии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, условиям, предусмотренным данными Правилами, нарушает принцип свободы договора, закрепленный в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 21 Правил незаконно устанавливает ответственность ресурсоснабжающей организации за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения; подпункт "в" пункта 34 вводит дополнительную обязанность по снятию показаний приборов учета, по сравнению с потребителями, у которых отсутствуют приборы учета, чем ухудшает его (С.) положение. Положения подпунктов "в", "д", "е" пункта 35 Правил ограничивают права собственника, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации на использование имущества в отношении внутриквартирного оборудования, а пункт 150 Правил ограничивает применение Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" ссылкой на случаи, предусмотренные пунктом 157 этих Правил.

Решением Верховного Суда Российской Федерации 3 декабря 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принятии нового решения. Полагает, что суд первой инстанции не применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного дела, выводы суда о законности оспариваемых положений Правил не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему федеральному законодательству.

С. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в признании недействующим подпункта "в" пункта 34Правил. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).

Проанализировав оспариваемые заявителем пункты 2, 7, 21, 40, 150, подпункты "в", "д", "е" пункта 35, пункты 44, 54, 88 Правил, пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к данным Правилам на соответствие положениям действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, предписания этих пунктов Правил в оспариваемой части не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав свобод и законных интересов не нарушают.

Так, суд правильно исходил из того, что оспариваемый абзац девятый пункта 2 Правил, раскрывающий понятие коммунальных услуг как осуществление деятельности исполнителя (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель) по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), не противоречит положениям части 3 статьи 145, статей 161, 164, а также статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, из содержания которых усматривается, что коммунальная услуга определена ими как деятельность исполнителя коммунальной услуги, обеспечивающая приобретение соответствующего коммунального ресурса и доставку данного коммунального ресурса в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Ссылка заявителя на положения статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, на противоречие пункта 2 Правил которой указывает заявитель в апелляционной жалобе, правильно признана судом первой инстанции необоснованной, так как данная норма Кодекса не раскрывает понятие "коммунальные услуги" и не регулирует рассматриваемые правоотношения.

Не опровергают вывод суда первой инстанции о законности оспариваемой нормы Правил и ссылки заявителя в апелляционной жалобе на пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающий, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, и на нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", содержащего аналогичные положения, которые, как ошибочно полагает заявитель, подлежали применению судом при разрешении данного дела.

В соответствии с частью 4 статьи 154, частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в Правилах определено, что коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Не соглашаясь с утверждениями заявителя о незаконном возложении на потребителя пунктом 2Правил обязанности по оплате услуг на общедомовые нужды, которые он не заказывал и не потреблял, суд, исходя из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), не предусматривающих включение расходов на оплату коммунальных ресурсов в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (подпункты "г", "д" пункта 11 и пункт 16), суд обоснованно указал в решении, что собственник помещения, внося плату за содержание и ремонт жилого помещения, не оплачивает коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.

При таких данных, вывод суда о том, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальные услуги являются самостоятельными видами деятельности по управлению многоквартирного дома, правомерен.

Признавая законным пункт 7 Правил, суд обоснованно исходил из того, что его положения, принятые во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что свобода договора не носит абсолютный характер и регулируется законом, не противоречат пункту 2 статьи 1 и статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющим принцип свободы договора.

Не было у суда оснований для признания недействующим пункта 21Правил, так как его положения, в оспариваемой части, предусматривающие ответственность ресурсоснабжающей организации за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, если иное не определено в договоре, заключенном ресурсоснабжающей организацией, воспроизводят положения части 15 статьи 161Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом, и не противоречат статье 539Гражданского кодекса Российской Федерации, как ошибочно утверждает заявитель в апелляционной жалобе, так как данная норма закона не регулирует отношения, связанные с определением границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида.

Суд правильно не согласился с утверждением заявителя о противоречии оспариваемых подпунктов "в", "д", "е" пункта 35 Правил пункту 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. При этом обоснованно исходил из того, что согласно статьям 2, 29, 36Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Строительными нормами и правилами СНиП 41-01-2003"Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятыми и введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 26 июня 2003 г. N 115, предусмотрены ограничения по температуре воздуха (до 12 градусов Цельсия) (абзац второй подпункта "б" пункта 5.1), поэтому, как правильно указано в решении суда, исключена возможность самостоятельного демонтажа, отключения обогревающих элементов, самовольного увеличения поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, а также несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или внесение изменений в эту систему, осуществления регулирования внутриквартирного оборудования или совершения иных действий, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия. При этом данное правовое регулирование не отменяет право гражданина, использующего энергию для бытового потребления в необходимом ему количестве, а также право снижать тепловую нагрузку до определенных значений.

Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что подпункты "в", "д", "е" пункта 35Правил не противоречат действующему федеральному законодательству, обоснован.

Ссылки в апелляционной жалобе на положения статей 10, 290, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которых, по мнению заявителя, потребитель вправе самостоятельно демонтировать или отключать обогревающие элементы, самостоятельно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления и вносить изменения во внутридомовые инженерные системы, основаны на неправильном толковании норм материального права и не влияют на правильность вывода суда о законности оспариваемых положений пункта 35 Правил, так как названные нормы Кодекса не устанавливают требования безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации и к микроклимату помещения.

Исходя из содержания частей 6.3и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенных в действие Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункты 40 и 44 Правил не противоречат приведенным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемые положения в составе платы за коммунальные услуги отдельно определяют плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.

Не противоречат оспариваемые положения Правил, как правильно указал суд в решении, и статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип определения размеров долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, который является общим правилом и подлежит применению в связи с использованием общего имущества, несением обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 39 Кодекса).

Согласно пункту 10приложения N 2 к Правилам, в котором приведена формула определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета для 1-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения с использованием показателя объема, рассчитанного в соответствии с указанным выше правилом пропорционального распределения, а также пунктам 15и приложения N 2 к Правилам, в которых приведены формулы 13 и 14, определяющие приходящийся на помещение объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если часть или все жилые и нежилые помещения оснащены индивидуальным прибором учета и при отсутствии в доме во всех жилых и нежилых помещениях индивидуальных приборов учета соответственно, - объем тепловой энергии, приходящийся на помещение определяется с учетом правила о распределении объема (количества) тепловой энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды пропорционально площади помещения.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что другого нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иные правила и показатели расчета этого объема не имеется, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 44Правил, пункты 10, 15 и 16 приложения N 2 к Правил не противоречат действующему законодательству, в том числе и нормам Федерального закона "О теплоснабжении", на которые ошибочно указывает заявитель в апелляционной жалобе.

Признавая законным пункт 54Правил, устанавливающий в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что его положения предписывают определять размер платы за коммунальную услугу в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к этим Правилам как сумму двух составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду, и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

При этом объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса. В случае если один коммунальный ресурс используется и для предоставления соответствующего вида коммунальной услуги, и для производства и предоставления другого вида коммунальной услуги, объем ресурса, затраченного на каждый вид коммунальной услуги, фиксируется отдельно. При отсутствии же приборов учета, объем такого ресурса определяется по удельным расходам на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.

При таких данных вывод суда о законности пункта 54Правил является правомерным.

Исходя из части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что исполнитель не вправе перераспределять суммы платежей за коммунальные услуги, не оплаченные плательщиком либо предоставление которых не прерывается при временном отсутствии плательщика, между остальными плательщиками по данному дому, за исключением случаев, когда перерасчет платежей за период временного отсутствия осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии пункта 88Правил, исключающего пересчет размера этой платы при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, названной норме Кодекса.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что приведенные положения статьи 155Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежали применению к рассматриваемому вопросу, неосновательна и не может служить поводом к отмене решения суда.

Не противоречит требованиям действующего законодательства, как правильно указал суд в решении, и пункт 150, в оспариваемой части, поскольку его положения носят разрешительный характер и не отменяют право гражданина, использующего коммунальные услуги для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на предъявление к исполнителю требований, предусмотренных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Суд, установив, что оспариваемые заявителем положения пунктов 2, 7, 21, подпунктов "в", "д", "е" пункта 35, ">пунктов 40, 44, 54, 88, 150Правил, пункты 10, 15и 16приложения N 2 к данным Правилам, в оспариваемой части, не противоречат действующему федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают, правомерно, на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении в этой части требований.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о признании недействующим подпункта "в" пункта 34 Правил, в соответствии с которым потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число каждого месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26 числа текущего месяца, исходил из того, что, обеспечивая исполнение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации было вправе установить такую обязанность. При этом учел, что подпункт "в" пункта 34 Правил предусматривает случаи, когда в соответствии с оспариваемыми в части Правилами договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное лицо) или иная организация.

Пункт 3 Правил, конкретизируя оспариваемое предписание, предусматривает, что исполнитель должен принять показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений, в частности по телефону, с использованием сети Интернет.

Суд пришел к выводу, что подпункт "в" пункта 34Правил, определив способы и условия исполнения обязанности, как по снятию, так и по передаче показаний индивидуальных приборов учета, и, закрепляя возможность ее осуществления другими лицами, не может рассматриваться как нарушающий права заявителя.

Однако этот вывод суда сделан без учета того, что возложенная на гражданина-потребителя, использующего коммунальные ресурсы для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязанность по передаче полученных показаний исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) не всегда может быть выполнена гражданами-потребителями в связи с отсутствием такой возможности.

В подпункте "ж" пункта 31Правил не указано, какими другими способами, допускающими возможность передавать показания приборов учета, кроме "телефон", "сеть Интернет" могут быть переданы исполнителю эти сведения.

Как пояснил в судебном заседании Апелляционной коллегии представитель Правительства Российской Федерации, в связи с вступлением в силу настоящих Правил гражданин-потребитель не вправе в порядке, который действовал ранее, самостоятельно заполнять квитанции с указанием снятых показаний индивидуального прибора учета, производить расчет потребленных ресурсов и оплачивать их до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Таким образом, до введения в действие Правилсведения о показаниях прибора учета могли быть направлены исполнителю и после установленного в настоящее время срока - после 26-го числа текущего месяца.

В настоящее время для определенной категории граждан-потребителей, являющихся наиболее слабой и менее защищенной стороной в договоре по оказанию коммунальных услуг, нуждающейся в особой защите своих прав, выполнение обязанности по передаче сведений о показаниях приборов учета исполнителю до 26-го числа текущего месяца в связи с отсутствием телефона, сети Интернет, других средств связи, является трудновыполнимым, а в некоторых случаях невыполнимым. Поскольку на гражданина-потребителя возлагается без его согласия и учета наличия или отсутствия возможности исполнить обязанность по передаче показаний индивидуального прибора учета в срок до 26-го числа текущего месяца, фактически в договор об оказании услуг потребителю-гражданину включается условие, ущемляющее его права, что недопустимо в силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями и дополнениями).

При этом Апелляционная коллегия учитывает, что нарушение срока подачи показаний индивидуального прибора учета влечет для гражданина-потребителя неблагоприятные последствия: плата за коммунальную услугу определяется из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов (пункт 59Правил). По истечении этих предельных расчетных периодов плата за коммунальную услугу будет исчисляться исходя из нормативов потребления. При невыполнении своей обязанности потребителем по передаче показаний индивидуального прибора учета в срок до 26-го числа текущего месяца более трех месяцев подряд исполнитель в силу пункта 84Правил обязан провести указанную в пункте 82Правил проверку и снять показания индивидуального прибора учета.

При таких данных гражданину-потребителю для обеспечения принципа равенства сторон и справедливости должна быть предоставлена возможность повлиять на условия договора, касающегося возложения на него обязанности передавать полученные показания прибора учета исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, с тем чтобы на него не возлагалась обязанность, которую он не может выполнить, что позволит исключить нарушение его прав.

Отказывая в удовлетворении заявления в этой части требования, суд первой инстанции указал, что гражданин-потребитель в соответствии с подпунктом "в" пункта 34Правил имеет возможность поручить другим лицам передачу показаний приборов учета исполнителю. Однако это обстоятельство само по себе не освобождает гражданина-потребителя от выполнения обязанности передать сведения о показаниях прибора учета в установленный срок исполнителю или уполномоченному им лицу.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 153); плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о кооперативе; плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (части 1, 2 статьи 155).

Из содержания приведенных законоположений (фактически в аналогичной редакции они действовали и до введения в действие Правил) усматривается, что на потребителя не возложена обязанность передавать полученные показания приборов учета исполнителю или уполномоченному лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. Включение же в договор об оказании коммунальных услуг потребителю условия, которое прямо не предусмотрено законом, но и не противоречит ему, возможно лишь по соглашению сторон в соответствии со статьей 421Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких данных Апелляционная коллегия полагает решение суда отменить в части и в соответствии со статьей 328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять в этой части новое решение, которым признать недействующим подпункт "в" пункта 34Правил в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. отменить в части, принять в этой части новое решение, которым признать недействующим подпункт "в" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части обязания потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

118. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги , при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения , то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Т.е. если собственник не оплатил пару квитков, то деньги, полученные от него должны пропорционально (в процентном соотношении) разделиться между обязательными услугами (коммунальные, жжилищные, кап.ремонт).

Оговорка.

Если ТСЖ/УК распределило часть полученных средств на услуги не входящие в коммунальные (354 пост. определение услуг) и жилищные (постановление госстроя № 170), то распределение на таки услуги (охрана, например), даже, если они приняты на общем собрании - будет незаконно.

119. Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Исполнитель (т.е. ТСЖ или УК и т.п.) ограничивает неоплаченную (именно ту, за которую имеется задолженность, а не любую, как думают некоторые "талантливые" ТСЖ) путем отключения от общедомового узла, или перекрытия, за исключением отопления в отопительный сезон.

Сроки уведомлений даны, нарушены быть не могут, т.к. это императивная норма закона. (обязывающая т.е.)

Все сознательные граждане интересуются действующими правилами определения размера выплат за коммунальные услуги, установленными на данный момент.

Поэтому в соответствии с положениями Постановления 354 могут быть определены немаловажные значимые нюансы и даны определенные ответы относительно законности тех или иных действий.

Каждый гражданин РФ считается потребителем реальных государственных ресурсов. Основанием для предоставления таких ресурсов считается соглашение, заключенное с коммунальщиками.

В соответствии с рассматриваемым Законом все граждане РФ имеют возможность осуществлять перерасчет по платежам за предоставление коммунальных услуг. В обновленной редакции и в разработанных к ней дополнениях предоставляется исчерпывающая информация для владельцев и обыкновенных пользователей жилых помещений относительно возможных возникающих ситуаций. В правовых взаимоотношениях гарантом выступает само государство.

Что рассматривается в данном законе

Подписание Постановления было осуществлено в июне 2011 года . Аналогично другим действующим законодательным актам данное Постановление действительно требует определения нескольких весьма значимых поправок, которые формулируются на постоянной основе без конкретной привязки к какому-либо периоду.

В соответствии с последними введенными изменениями общедомовые потребности граждан по снабжению электричеством тоже рассматриваются в этом нормативном акте.

Предлагаем обратить внимание на изменения , актуальные на сегодняшний день:

В рассматриваемом постановлении четко регламентируются утвержденные нормы потребления и дальнейшей оплаты различных ресурсов владельцами или простыми пользователями жилых помещений. Обновленная редакция будет предоставлять разъяснения в определенный период, конкретнее, когда осуществляется начисление за полноценный пакет услуг.

В Постановлении № 354 подробно объясняются не только правила работы и порядок внесения денежных средств в качестве оплаты за услуги территориальных коммунальных организаций и ЖКХ, но и считается специально разработанным проектом, действующие положения которого обязательно необходимо выполнять. Порядок выполнения условий и дополнительная документация обязательно приводятся в приложении к постановлению.

С сентября месяца следующего года осуществляется плановое распределение в отношении конкретного исполнителя. Начиная с 2016 года, граждане освобождаются от обязанности регулярно предоставлять показания измерительных приборов, фиксирующих расход коммуналки. После внесения определенных корректив в рассматриваемое постановление, начинает действовать упрощенная схема оплаты за тепло.

Если рассматривать вопрос общедомовых нужд , то в действующем постановлении указана схема пересмотра коэффициентов действующих правил по водоотведению. Также предусмотрена процедура оборудования систем, обеспечивающих удовлетворение общедомовых потребностей, измерительными приборами. Президент РФ подписал распоряжение, в соответствии с которым должно быть осуществлено снижение установленной тарификации примерно на 10-15% с учетом конкретного региона проживания.

В вопросах перерасчета относительно отопления жилых помещений в этом году были скорректированы установленные тарифы. В данной ситуации граждане могут рассчитывать на снижение стоимости за определенные услуги приблизительно на 15%. По вопросам обеспечения коммунальных услуг добавлен новый раздел, описывающий правила подачи тепла в многоквартирные дома. Начиная с этого года, в действие вступило соответствующее решение Правительства.

Если принимать во внимание общедомовые нужды, то оплату нужно вносить в соответствии с действующими тарифными планами. Всю исчерпывающую информацию по данному вопросу можно получить в ЖКХ. Если подача электричества будет прекращена на какое-то время, будет осуществляться обязательный перерасчет в соответствии с установленными тарифами.

Ответственность сторон

На исполнителя возлагается ответственность перед отечественным законодательством в таких ситуациях:

Если исполнитель нарушил правила предоставления достаточно качественных услуг, потребитель может рассчитывать на освобождение от необходимости их оплаты. Также потребитель в подобной ситуации может потребовать неустойку в объеме, предусмотренном законодательной базой РФ.

Исполнитель может рассчитывать на освобождение от ответственности за предоставленные некачественные коммунальные услуги в ситуации, если ухудшение произошло по причине возникновения непреодолимых обстоятельств или в результате действий самого потребителя. К непреодолимым препятствиям не имеют отношения допущенные нарушения обязательств контрагентами утвержденного исполнителя, отсутствие необходимых средств для обеспечения качестве предоставляемых услуг.

Независимо от того, заключался ли какой-либо договор между исполнителем и потребителем, возмещение ущерба в результате предоставления недостаточно качественных коммунальных услуг все-равно предусматривается законодательством. Если жизни или здоровью потребителя был причинен определенный ущерб, возмещение предусматривается в течение ближайших 10 лет с даты предоставления недостаточно качественной услуги. Максимальный срок подачи судебного иска для возможности рассмотрения факта причиненного ущерба потребителю составляет 3 года.

Если исполнитель, предоставляющий услуги, по определенным причинам причиняет ущерб здоровью или имуществу потребителя, последнему необходимо составить соответствующий акт в нескольких экземплярах (по одному на каждого участника соглашения, если таковое было подписано). Если потребитель с целью восстановления нарушенного права по вине коммунальщиков понес определенные расходы, он может рассчитывать на их последующее возмещение.

Порядок перерасчета

Перерасчет выплат за определенные оказанные коммунальные услуги в период, когда потребитель временно отсутствовал в жилом помещении, осуществляется в порядке, определенном нормами отечественного законодательства.

К таким услугам не относится отопление помещения.

Перерасчет возможен в ситуации, когда в жилом помещении отсутствуют приборы учета, установка которых невозможна по техническим причинам. Если не удается подтвердить отсутствие реальной технической возможности установки счетчиков, или в ситуации, когда неисправные счетчики не ремонтируются в соответствии с предписанными инструкциями, процедура перерасчета осуществляться не будет. Коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, не подлежат никакому перерасчету при отсутствии потребителя в жилом помещении.

Перерасчет объемов выплат за предоставленные коммунальные услуги выполняется с учетом количества календарных дней, припадающих на отсутствие потребителя в жилом помещении. Дата убытия и приезда в совокупное количество дней отсутствия не входит. Перерасчет традиционно выполняется исполнителем на протяжении ближайших 5 рабочих дней с даты получения уведомления от потребителя в виде подписанного заявления.

Качество предоставляемых исполнителями услуг обязательно должно соответствовать нормам, установленным отечественным законодательством. Если потребитель не получает то, за что платит деньги, он вправе потребовать компенсацию.

Последние ключевые изменения

В постановлении № 354 регулируются определенные требования к платежной документации, например, счетам, квитанциям о внесении квартплаты.

Главным изменением считается необходимость неукоснительного указания размера ОДН (общедомовые нужды) в определенных местах оформляемого платежного документа.

В новых правилах также указывается необходимость предварительного принятия соответствующих мер собственником, у которого в жилом помещении установлен нерабочий измерительный прибор . Акт, свидетельствующий о том, что счетчики не функционируют должным образом, составляется заблаговременно. Организация, занимающаяся установкой либо ремонтом измерительных приспособлений, может быть выбрана потребителем коммунальных услуг произвольно. В первых числах каждого месяца производятся начисления в соответствии с показателями счетчиков.

Вот последние изменения , внесенные Правительством РФ в Постановление №354, на которые стои обратить внимание:

  1. Все начисления на общедомовые нужды (водоотведение, отопление, электрическую энергию, холодную и горячую воду) теперь относятся к категории жилищных и включаются в статью расходов за жилые помещения.
  2. При исчислении общедомовых издержек теперь задействована формула, которая определяет остаток между показаниями учетных общедомовых и квартирных приборов. При отсутствии счетчиков, установленных на дом, размер общедомовых отчислений определяется исходя из квадратуры квартиры и общей суммы площадей общедомового имущества (рассчитывается пропорционально).
  3. Введены нормативы, которые следует применять при исчислении общедомовых расходов. После начала их применения все превышения будут оплачиваться за счет ТСЖ либо управляющих компаний.
  4. Если владелец квартиры временно отсутствовал, то перерасчет расходов за энергоресурсы будет осуществляться только при условии наличия в помещении счетчиков на газ и воду. В противном случае собственнику необходимо будет документально подтвердить факт своего отсутствия, после чего ему будет осуществлен перерасчет.
  5. Если в квартире никто не прописан, то отчисления в счет услуг ЖКХ исчислются в зависимости от количества собственников.

О данном законодательном акте рассказано в следующей видеолекции:

Всем известно, что управление жилищно-коммунальным хозяйством (сокращенно ЖКХ) – дело довольно хлопотное и трудоемкое. Законодательство России содержит обширную базу документов, регулирующих данную отрасль хозяйственной деятельности. Однако сейчас все законопроекты, касающиеся сферы ЖКХ, меняются и дорабатываются практически каждый месяц для того, чтобы выстроить четкую систему контроля за работой коммунальных организаций. В данной статье рассмотрим подробнее вопросы, связанные с правительственным законопроектом № 354 о коммунальных услугах и разберемся, как вычисляется сумма оплаты по электроэнергии, водообеспечению, отоплению и по какой формуле производится перерасчет за отопление по общедомовому счетчику.

Постановление 354 с последними изменениями 2016

Ключевым документом, регулирующим отношение коммунальных служб и жителей домов, считается Распоряжение Правительства РФ № 307 об основных правилах предоставления коммунальных услуг квартиросъемщикам, которое начало действовать в России с мая 2006 года. Изменения и дополнения в данный законопроект вносились регулярно вплоть до 2011-го года. Именно в этом году вышло еще одно Постановление под номером 354 «О предоставлении коммунальных услуг», после чего предыдущий закон 2006 года утратил свою силу. Закон № 354 Российской Федерации регламентирует учет таких поставляемых населению ресурсов, как вода, электроэнергия, тепло и так далее. Декабрь 2014-го принес новые изменения конфигурации данного документа. В новой его редакции были учтены все вышеперечисленные пункты и добавлены дополнительные сведения. В 2015 году в Правила были внесены новые изменения, которые в первую очередь коснулись тех граждан, которые владеют приватизированным жилищем, но до сих пор не позаботились об установке общедомовых и личных устройств учета.

О коммунальных услугах

Постановление № 354 является довольно объемным документом, состоящим из 17 основных, которые в свою очередь включают 161 пункт. Не взирая на искренне канцелярское название законопроекта № 354, ознакомиться с ним необходимо всем квартиросъемщикам. В первом разделе данного постановления раскрывается назначение всего документа. В частности, что он создан с целью регламентирования взаимоотношений между поставщиками услуг и их потребителями. В утвержденных правилах досконально разъясняется порядок начисления, перерасчета, распределения и оплаты ЖКХ, как с учетом показаний счетных устройств, так и без таковых.

По отоплению

Опираясь на Федеральный Кодекс, можно выделить главные положения, на основании которых обладатель жилплощади может настоятельно просить перерасчета за применяемую услугу. К примеру, в документе предписано, что наименьшая температура в жилых помещениях многоквартирных домов в зимний период не должна понижаться менее +18º С, причем на протяжении всего отопительного сезона. Для комнат, расположенных в угловых квартирах здания, данный показатель не должен опускаться ниже +20º С. Если же отдельный регион России имеет среднесуточную температуру -31º С и ниже, то вышеуказанные характеристики возрастают еще на +2º С.

В случае временного аварийного отключения системы, ремонт оборудования должен быть осуществлен очень оперативно, а общее количество часов, отведенных исполнителю на отключение системы не должно превышать 24 часа (суммарно за месяц).

По электроэнергии

Расчет тарифа электричества ОДН начал производиться после распоряжения правительства России от 23 мая 2006 года. С 01.09.2012 года вступили в силу новые правила предоставления ком. услуг собственникам многоквартирных домов.

Общедомовые нужды в постановлении 354 — платить или не платить?

Общедомовые нужды, как правило, не правильно трактуются жильцами квартир. Почти все считают, что данная квитанция включает в себя оплату за свет, лампочки в подъездах и воду, расходуемую для технических нужд всего здания. Однако помимо перечисленных статей расходов, ОДН включают в себя еще целую массу статей расходов, которые под час и не являются необходимыми для содержания жилища.

Перерасчет за отопление по общедомовому счетчику по 354 постановлению — формула расчета

Перерасчет за отопление по общедомовому счетчику по 354 постановлению происходит по такой формуле:



Публикации по теме