Управление начальника тыла ракетных войск стратегического назначения. Учебные и воспитательные цели

В массовом сознании есть твердое представление, что настоящий ХХ век в рус-ской культуре начинается в 1910-е годы. С авангарда, который выводит русское искусство в европейский мир, и этот авангард и есть наш вклад, наш бренд и вообще наше все. И совсем редко вспоминают о тех, кто этот торжествую-щий выход на интернациональные просторы подготовил. Ну разве что о Дяги-леве и его Русских сезонах, которые с 1907 года проходили на Западе с триум-фом. Но та эстетика, которой восторгались европейцы в дягилевских гастроль-ных балетах, была сформирована кругом художников, входивших в объедине-ние «Мир искусства». Они смогли перенастроить оптику восприятия искусства, произвести в нем негромкую, но существенную революцию. И это был трамп-лин для тех, кто пришел потом и, естественно, отнесся к предшественникам пренебрежительно.

Борис Кустодиев. Групповой портрет художников общества «Мир искусства». 1916-1920 годы Государственный Русский музей

Круг был совсем узкий. Всего несколько человек составили ядро объединения «Мир искусства», которое в 1898 году стало издавать одноименный журнал. Это были художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева. И конечно, Сергей Дягилев, антрепренер, импресарио, мотор и пружина всех мирискусни-ческих инициатив. Кроме того, были литераторы — отдел критики, которым руководил Дмитрий Философов. Там печатались Мережковский, Гиппиус, Розанов, Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Белый — но потом литераторы разруга-лись с художниками и ушли в журнал «Новый путь». В этом узком кругу боль-шинство еще связано то родством, то гимназической дружбой. И собственно «Мир искусства» родился из совсем камерного кружка, названного в честь романа Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», — «Невские пиквикианцы». В этом кружке друзья читали друг другу лекции по истории искусства. Мистером Пиквиком там был, вероятно, Александр Бенуа, который очень годился на эту роль даже внешне: круглый, укладистый.


Фотопортрет в группе художников «Мир искусства». 1914 год На фотографии вверху чернилами проставлены номера — от 1 до 18, на обороте пояснение: «Годовое собрание о-ва художников „Мир искусства“. Присутствующие: 1. М. В. Добужинский. 2. А. Ф. Гауш. 3. О. Е. Браз. 4. Н. К. Рерих. 5. И. Я. Библибин. 6. Б. М. Кустодиев. 7. В. В. Кузнецов. 8. П. В. Кузнецов. 9. Е. Е. Лансере. 10. Н. Е. Лансере. 12. Н. Д. Милиоти. 13. А. П. Остроумова-Лебедева. 14. К. С. Петров-Водкин. 15. А. И. Таманов. 16. Кн. А. К. Шервашидзе. 17. С. П. Яремич. 18. М. И. Рабинович». Российская государственная библиотека

На склоне лет Бенуа, уже эмигрировавший во Францию, написал два тома мемуаров. Он вспоминал детство и детские увлечения: коллекции игрушек, картонные модели городов, любовь к оптическим игрушкам вроде волшебного фонаря. И говорил, что именно это все определило его отношение к искусству как к волшебству: искусство должно быть не похоже на жизнь. Потому что жизнь не радует, она монотонна, она неприятна глазу.

И мирискусники, с одной стороны, хотят уйти от жизни в какие-то отвлечен-ные миры. Где эти миры? В прошлом. А откуда мы что-то знаем о прошлом? Мы видим его в образах искусства, и именно они нас вдохновляют. Мирискус-ников искусство интересовало гораздо больше, чем жизнь. Искусство прош-лого, которое способно порождать другое искусство, новое. Их интересовала не история как она есть, а ее образы — сочиненные, летучие, случайные. «Ретроспективные мечтания», «галантные празднества», «царские охоты» — никаких больших идей, а просто острое переживание атмосферы ушедшего времени. Уход от действительности, своего рода эскапизм.

Но, с другой стороны, этот непривлекательный, рутинный современный мир можно ведь и переделать, переформатировать, сделать его иным для глаза, для визуального восприятия. Спасти красотой: то есть изменить интерьеры, книги, здания, одежду. Чтобы не только искусство, но и повседневный быт стал дру-гим. Такая получается парадоксальная комбинация эскапизма с рефор-матор-ством и дизайнерством. И надо сказать, что эта грандиозная задача — ни много ни мало как изменить вкус целой эпохи — этим нескольким людям во многом удалась. Буквально через 10 лет русская публика, до того воспитан-ная на пове-ствовательных картинах с внятным сюжетом — передвижнических или акаде-мических, — оказалась готова принять русский авангард.

Теперь поговорим о том, в каких областях мирискусники особенно преуспели. Они, например, совершенно изменили облик театра, особенно музыкального. До них художнику в русском театре делать было просто нечего: все декорации брались, что называется, «из подбора», то есть из числа заранее готовых стан-дартных декораций: вот это для любого спектакля из средневековой жизни, а это — для любого из египетской. Мирискусники работали с каждым спектак-лем индивидуально, с реставраторской точностью. Благодаря им художник в театре сделался фигурой, равной режиссеру, — Бенуа даже сам писал ли-бретто.

Костюмы и декорации Леона Бакста к балету «Шехеразада». 1910 год Library of Congress

Декорации и костюмы к балету «Петрушка». Начало XX века Library of Сongress

Костюмы к «Половецким пляскам» из оперы «Князь Игорь». 1900-е годы Library of Сongress

А еще они полностью изменили облик иллюстрированной книги. Раньше в та-ких книгах иллюстрации заказывались разным художникам и стилистически спорили друг с другом внутри книжного блока. Мирискусники выдвинули и воплотили идею книги как единого целого: изображение должно быть увя-зано с текстом, все виньетки и заставки должны работать на общую стилисти-ку, художник выступает как режиссер и декоратор целостного зрелища. Впер-вые эта идея синтеза была осуществлена в издаваемом ими журнале «Мир ис-кусства», речь о котором впереди.

Обложка «Азбуки в картинах» Александра Бенуа. 1904 год benua-memory.ru

Иван Билибин. Обложка программки оперы «Борис Годунов». 1908 год Library of Сongress

Обложка «Азбуки „Мира искусства“» Мстислава Добужинского. 1911 год moscowbooks.ru

Всего сделанного мирискусниками не перечислить: там было много «микро-революций». Но еще об одном интересно напомнить: ведь это они определили наше сегодняшнее восприятие Петербурга; в 1903 году праздновалось его двух-сотлетие, и стилистика праздника во многом была подготовлена мирискусни-ческими усилиями по изменению имиджа столицы. До них Петербург вообще не считался красивым городом. У него было два публичных образа — один неприятнее другого. С одной стороны, это был образ города казенного, чинов-ного — в противовес живой, фрондирующей, более разнообразной и свободной Москве. С другой стороны, это был город Достоевского: город дворов-колодцев и вечных сумерек. Все это изменилось усилиями мирискусников — отчасти Мстислава Добужинского и главным образом Анны Остроумовой-Лебедевой. Есть такая расхожая фраза, что русскую природу придумали Саврасов, а потом Левитан: до них ее не существовало как объекта для зрения. Так вот, можно сказать, что Петербург придумала Остроумова-Лебедева.

Анна Остроумова-Лебедева. Вид Невы сквозь колонны Биржи. 1907 год Фотография РИА «Новости»

Мстислав Добужинский. Гримасы города. 1908 год Фотография Михаила Филимонова / РИА «Новости»

Анна Остроумова-Лебедева. Петергоф. Фонтан «Самсон». 1922 год Фотография Алексея Бушкина / РИА «Новости»

И характерно, что она сделала это в гравюрах. Мирискусники еще и возродили графику как самостоятельное искусство. В России графика была подсобной: сводилась к этюдам и эскизам для картин, а на выставочную самостоятель-ность почти не претендовала. И графика, печатавшаяся в журналах, часто не была сделана специально, а сводилась к репродукциям живописных картин. А мирискусники возродили не только уникальную графику, авторский рису-нок, но и графику тиражную, в частности Остроумова-Лебедева занималась цветной гравюрой на дереве и отталкивалась от японских гравюр, которые в России мало кто знал.

Ядро «Мира искусства» составляли, конечно, разные художники. Но какая-то общая поэтика, их объединяющая, тем не менее была. Квинтэссенция этой поэ-тики — в творчестве Александра Бенуа и Константина Сомова.

Любимые эпохи Бенуа — это в основном Франция XVII века, царствование Людовика XIV и Россия екатерининского и павловского времени. «Версальская серия» и цикл «Последние прогулки Людовика XIV» Бенуа — это сочиненный, хрупкий марионеточный мир. Важно, что это и не масляная живопись, а гуаши на бумаге: нет живописной плотности, беспрекословности, натурной обяза-тельности. Это не исторические картины, а исторические картинки. Что такое историческая картина, например, в духе Сурикова? Это какая-то идея о смысле истории, спрессованном в конкретном событии. А если бы художник «Мира искусства» писал «Утро стрелецкой казни», он, вполне возможно, смотрел бы не на стрельцов или на Петра, а на пролетающую мимо сороку. Исторические жанры у Бенуа — это всегда случайно выхваченный фрагмент, в котором нет главного события, а вместо него только воздух истории. Та же острота и слу-чайность ракурсов есть в «Царских охотах» Валентина Серова и в его гуаши «Петр I». Здесь гротескные фигуры огромного Петра и скорчившихся придвор-ных на фоне условных «пустынных волн» сочетают иронию с чувством истори-ческого масштаба. Серов не случайно входил в правление «Мира искусства» — единственный из москвичей: они хорошо понимали друг друга.

Александр Бенуа. Прогулка короля. 1906 год

Валентин Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту. 1902 год

Валентин Серов. Петр I. 1907 год

В отличие от Бенуа, который вдохновлялся конкретной историей, Сомов в своих стилизациях воспроизводил некий условный галантный век — XVII или XVIII, неважно. Маркизы с кавалерами, арлекины и другие герои итальянской комедии дель арте, маскарады, спящие или грезящие «дамы прошедшего вре-мени». Насмешки здесь больше, чем растроганности или печали по утрачен-ному. Но печаль тоже есть — только это печаль не по утра-ченному, а по недо-стижимому: по тому, что принадлежит не жизни, а искус-ству. И постоянная его тема — тема того, что вспыхнет и сейчас же исчезнет: радуга, фейерверк, костер. Конец праздника, всегда краткого, как вспышка.

Константин Сомов. Арлекин и Смерть. 1907 год Государственная Третьяковская галерея

Современники считали главной картиной Сомова «Даму в голубом» — портрет художницы Елизаветы Мартыновой, написанный незадолго до ее смерти от ча-хотки. Печальная девушка в муаровом платье по моде сороковых годов XIX века стоит с книгой, за ее спиной в сильном удалении — книжное видение: кавалер и дама флиртуют на скамейке, а мимо проходит фланер с тросточкой, похожий на самого художника. Картина о тщетности романтических порывов в прозаи-ческом мире: именно так ее восприняли первые зрители.

Константин Сомов. Дама в голубом. Портрет Елизаветы Мартыновой. 1897-1900 годы Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

Среди мирискусников были и вовсе чуждые ностальгии. Например, Леон Бакст — он главным образом реализовался как художник дягилевских Русских сезонов. От его костюмов для балетных спектаклей потом отталкивались кутюрье всех модных домов Парижа — Пакен, Пуаре, Ворт, далее везде. Или Добужинский — он, в отличие от товарищей, станет работать не в музыкаль-ном, а в драматическом театре, в МХТ со Станиславским. И сделает там несколько спектаклей, из которых особенно замечательны два. Один, «Месяц в деревне» по Тургеневу, — спектакль мирискуснический, антикварский. Дру-гой, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, — спектакль мрачный и вполне символистский. Вообще Добужинскому не чужд символистский вкус, а среди его поздних работ есть даже абстракции.

Леон Бакст. Саломея. 1908 год Wikimedia Commons

Леон Бакст. Жар-птица. 1910-е годы Wikimedia Commons

Леон Бакст. Аладдин. 1919 год Wikimedia Commons

Леон Бакст. Бабочка. 1913 год Wikimedia Commons

Гуаши Добужинского и ксилографии Остроумовой с видами Петербурга рас-пространялись в открытках, выпускаемых Общиной святой Евгении. Выпуск открыток — еще одна важная часть мирискуснической программы. Открыт-ки — искусство массовое, многотиражное, сувенирное. А мирискусники прин-ципиально не устанавливали дистанции между искусством массовым и искус-ством высоким.

Вообще в мирискусниках реализовался совершенно новый для России тип ху-дожников. Во-первых, они дилетанты. Кто-то не доучился в Академии худо-жеств, кто-то немного походил вольнослушателем по парижским частным студиям. Но практически все и отовсюду сбегали, потому что им было скучно нормативное рисование и нормативное образование.

Во-вторых, все они интеллектуалы — что тоже русским художникам в массе тогда было совершенно не свойственно. Они читающие люди, они знают язы-ки, они космополиты по устремлениям, они меломаны и устраивают вечера современной музыки при журнале «Мир искусства».

В-третьих, они все буржуа. Вообще традиционно буржуазный образ жизни противопоставлялся образу художника — романтическому образу, — а мир-искусники на нем настаивают. Притом что все они разного происхождения: Бенуа из дворянской семьи с французскими корнями, Сомов — сын главного хранителя Эрмитажа, то есть из интеллигентной профессорской семьи. А, ска-жем, Бакст — еврей из Гродно, и это совершенно никому не мешает: они все говорят на одном языке, и манера поведения у них общая.

И в этой манере поведения есть один очень важный оттенок. Вся вторая поло-вина XIX века в русском искусстве, условно передвижническая половина, осно-вывается на пафосе долга. Художник всегда оказывается обязан: народу, обще-ству, культуре — кому и чему угодно. Мирискусники — это первые люди в рус-ском искусстве, которые утверждают, что художник никому и ничего не дол-жен. Лейтмотив их жизни, их творчества — это ода капризу и прихоти, воль-ному артистическому жесту. Отсюда уже совсем недалеко до вольного жеста в авангарде, но начало — здесь.

Обложка одного из номеров «Мира искусства». 1904 год Wikimedia Commons

Страница одного из номеров журнала «Мир искусства». 1903 год Wikimedia Commons

Страница одного из номеров журнала «Мир искусства». 1900 год Wikimedia Commons

Страница одного из номеров журнала «Мир искусства». 1902 год Wikimedia Commons

Любимое слово мирискусников — «скурильность». Они любят в искусстве все скурильное и собирают скурильное. Что это такое? Это вещи, которые не обла-дают качеством значимости, фундаментальности. Это что-то смешное, одино-кое, уязвимое, это может быть игрушка, это может быть какой-нибудь мещан-ский коврик. Этот культ необязательности — тоже важный оттенок в их кол-лективной программе.

Художник Игорь Грабарь писал Александру Бенуа: «Вы слишком влюблены в прошлое, чтобы хоть что-нибудь современное ценить» — и это абсолютно справедливо. Прошлое, в которое они влюблены, — это прошлое выдуманное, это мечта, это некий образ красоты, на который мы можем смотреть, как из зрительного зала в перевернутый бинокль. И в этом есть и любование, и ирония, и горечь, и жалость.

И вот эти люди — с этой системой ценностей, совершенно камерного склада люди, — хотят перенаправить русскую культуру в сторону Запада и изменить устоявшиеся общественные вкусы. Для этого они издают журнал, который делается по образцу европейских журналов, пропагандирующих стиль модерн. Потому что эстетика «Мира искусства» — это именно вариант модерна.

В каждой из стран этот стиль назывался по-своему: модерн, сецессион, либер-ти, ар-нуво, югендстиль. Проще говоря, «новый стиль». Слово «стиль» само по себе важно — оно означает озабоченность формой. В каждой стране модерн существует в собственных формах, но есть общее: формы берутся из всего культурного запаса человечества, из общей памяти. Это общее служит опорой для индивидуального, прошлое порождает настоящее. В русском искусстве, да и не только в русском, до мирискусников никакой озабоченности формой не было, только содержанием, — и стиля не было.

Модерн — придуманный стиль, он не вырастает сам собой. Если говорить со-всем грубо — он порожден промышленной революцией. Машинное производ-ство одинаковых вещей и одинаковых образов жизни вызывает психологиче-ское и эстетическое отторжение. И первая идея модерна — это идея ручного труда. Сначала в Англии возникло так называемое Движение искусств и ре-месел под началом литератора, издателя и художника Уильяма Морриса. А затем в разных странах появились его филиалы. У них была двойная идея. Во-первых, сделать вещи красивыми, индивидуальные вещи, а не конвейерные. А во-вторых, объединить ремесленников в деле производства этих вещей. Ран-ний модерн вообще очень связан с социалистическими идеями.

Таким образом, ранний европейский модерн был двунаправленным. С одной стороны — архаический, реставрационный вектор: вокруг строят гигантские фабрики, а мы вернемся назад, к ремеслу, к средневековым цехам. И одновре-менно он же является вектором футуристическим, потому что все это делается во имя утопического будущего. В перспективе весь мир должен быть спасен красотой и превратиться в сплошной город-солнце.

Но вернемся к мирискусникам. Чтобы издавать журнал, нужны спонсоры. Кто дает им деньги? Неожиданная деталь: значительную сумму дал Николай II — потому что его попросил Валентин Серов, писавший портрет императора. Но были и два постоянных спонсора. Первый — предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который, впрочем, к 1899 году разорился. Второй — княгиня Мария Тенишева, она будет субсидировать издание до финала. И Мамонтов, и Тенишева были инициаторами российской программы, аналогичной Движе-нию искусств и ремесел. В своих имениях — один в Абрамцево, вторая в Талаш-кино — они создавали художественные мастерские. Известно, что у Мамонтова Врубель расписывал балалайки и камины — но это не было никаким неуваже-нием к художнику, ровно наоборот. И неудивительно, что именно эти два человека поддерживают Бенуа и Дягилева.

Михаил Врубель. Портрет Саввы Мамонтова. 1897 год Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Валькирия (Портрет княгини Марии Тенишевой). 1899 год Wikimedia Commons / Одесский художественный музей

Журнал издавался шесть лет, с 1898-го по 1904-й. Среди дочерних его пред-приятий были и салон «Современное искусство», где торговали мебелью, фарфором и так далее, и кружок «Вечера современной музыки», и еще один журнал, «Художественные сокровища России», с тем же Бенуа в роли редак-тора. Устраивались выставки российского и зарубежного искусства — их было пять, а еще три устроил Дягилев до выхода журнала. Дягилев вообще был движущей силой всех инициатив — человек неуемной энергии и выдающихся организационных талантов. Среди самых громких его проектов — историческая выставка русского портрета, на которой он практически открывает публике отечественное искусство XVIII — первой половины XIX века. Дягилев сам соби-рал на эту выставку работы, объезжая усадьбы и буквально обольщая владель-цев. В 1907 году он проводит в парижской Гранд-опера серию концертов рус-ской музыки, и отсюда начинается история последующей более чем двадцати-летней антрепризы — знаменитых Русских сезонов.

Леон Бакст. Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906 год Wikimedia Commons / Государственный Русский музей

Дягилев уезжает за границу, и практическая деятельность объединения остается на Александре Бенуа, а он идеолог, но не организатор. И в «Мире искусства» наступают не лучшие времена. Но парадоксальным образом вероятность быстрого заката была заложена в самой программе сообщества. Потому что эти люди, дорожащие дружбой в собственном узком кругу, в художественной политике исповедовали предельную широту и толерант-ность. Они готовы были сотрудничать со всеми и привлекать в свои проекты всех. Всех, в ком видно хоть что-то живое — даже если это живое видно едва и самим мирискусникам чуждо. В первом номере журнала было много репро-дукций картин Васнецова, хотя среди издателей не было его поклонников и вообще «Мир искусства» выступал против передвижничества. Они были уверены, что Репин устарел, но публиковали репродукции его картин, призна-вая их значение. А ведь уже начинается эпоха манифестных войн, когда при-нято размежевываться, воевать за свой взгляд на мир и творческую оригиналь-ность. В этих условиях идея всеобщего объединения во имя эстетической уто-пии становится очень уязвимой.


После представления балета «Петрушка» в Парижской опере. 1920-е годы Слева направо: Николай Кремнев, Александр Бенуа, Борис Григорьев, Тамара Карсавина, Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский и Серж Лифарь. ullstein bild / Getty Images

Но в 1904 году во имя этой идеи объединения мирискусники совершают силь-ный жест — они отказываются от собственного бренда и входят в московский Союз русских художников. Там солируют пейзажисты саврасовско-левитанов-ской линии, там в моде импрессионизм, петербургским художникам чуж-дый, — и, конечно, никакого объединения не получается. В 1910 году «Мир искусства» восстанавливает собственное имя. Но мирискусники не отказы-ваются от идеи самого широкого сотрудничества, и теперь на их выставках можно встретить и символистов из «Голубой розы», и фрондеров из «Бубно-вого валета», и вообще кого угодно — вплоть до Малевича.

Бенуа избегает властных полномочий, поэтому в 1910 году главой «Мира ис-кусства» становится Николай Рерих, человек и художник совершенно иного, практически враждебного истинным мирискусникам склада. А в 1921 году объединение и вовсе возглавит Илья Машков, самый беспардонный из «бубно-вых валетов» — он просто узурпирует бренд. Но это будет уже посмертное существование, хотя формально «Мир искусства» будет распущен лишь в 1924 году. К тому времени из его основателей никого уже не останется в России, кроме Бенуа (он тоже вскоре эмигрирует), Лансере и Остроумовой-Лебедевой.

Николай Рерих в тибетском костюме. 1920‑е годы The Library of Congress

Надо сказать, что идеологи и создатели «Мира искусства» отчасти осознавали эфемерность своей затеи. Они чувство-вали наступление другой жизни и появ-ление других людей, которые вытеснят их самих с культурного поля. Это чувство было ясно сформулиро-вано в речи Дягилева, произнесенной еще в 1905 году. И эту вполне проро-ческую речь стоит привести:

«Не чув-ствуете ли вы, что длинная галерея портретов великих и малых людей, которыми я постарался заселить вели-колепные залы Тавриче-ского дворца, есть лишь грандиозный и убедитель-ный итог, подводи-мый блестящему, но, увы, и омертвевшему периоду на-шей истории? <…> Я заслужил право сказать это громко и определенно, так как с послед-ним дуновением летнего ветра я закончил свои долгие объезды вдоль и поперек необъятной России. И именно после этих жадных странствий я особенно убедился в том, что насту-пила пора итогов. Это я наблюдал не только в блестящих образах предков, так явно далеких от нас, но главным образом в доживающих свой век потомках. Конец быта здесь налицо. Глухие заколоченные майораты, страшные своим умер-шим великолепием дворцы, странно обитаемые сегодняшними милы-ми, средними, не выносящими тяжести прежних парадов людьми. Здесь доживают не люди, а доживает быт. И вот когда я совершенно убедился, что мы живем в страшную пору перелома; мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что оста-нется от нашей усталой мудрости. Это говорит история, то же подтвер-ждает эстетика. И теперь, оку-нувшись в глубь истории художественных образов и тем став неуязвимым для упреков в крайнем художественном радикализме, я могу смело и убежден-но сказать, что не ошибается тот, кто уверен, что мы — свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры, которая нами воз-никает, но и нас же отметет. А потому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же как и за новые заветы новой эстетики».

Имя: Сергей Дягилев (Sergey Dyaghilev)

Возраст: 57 лет

Деятельность: антрепренёр, редактор

Семейное положение: не был женат

Сергей Дягилев: биография

Сергей Дягилев – человек, сумевший выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, написав историю танца с нуля. Благодаря инновациям талантливого импресарио люди и по сей день могут не только видеть, но и чувствовать балет.

Будущий новатор мира искусства появился на свет в Новгородской губернии 19 марта 1872 года по старому стилю. Позже с семьей он переехал в Санкт-Петербурге, а затем в Пермь, где служил его отец.


Глава семейства Павел Павлович Дягилев был офицером в кавалергардском полке. Родной матери Сергей не знал, так как она по истечении нескольких месяцев после родов умерла. Воспитанием мальчика занималась новая супруга отца – Елена. Мачеха души не чаяла в пасынке и отдавала ему всю себя.


Сергей Дягилев в гимназии

После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно юноша учился музыке в консерватории у . Окончив в 1896 году университет юриспруденции, будущий именитый балетмейстер предпочел область изобразительного искусства.

Балет и меценатство

В конце 1890-х Дягилев вместе с друзьями создал художественное объединение «Мир искусства», отвергавшее академизм во всех его проявлениях. Парни уговорили известных меценатов С.И. Мамонтова и княгиню М.К. Тенишеву финансировать их журнал.


Портрет Сергея Дягилева. Художник Валентин Серов

Благодаря редкому организаторскому таланту и способности проникать в сущность творческого процесса Сергей организовал «мирискуснические» выставки. В 1905 году в Таврическом дворце Петербурга он устроил презентацию русского портрета, где собрал картины из столицы и провинций.

Постановки балета находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали деятели тяготеющего к символизму объединения «Мир искусства»: авангардист Н. А Гончаров, испанский монументалист Х. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубист , французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж и многие другие.


Портрет Сергея Дягилева. Художник Лев Бакст

В качестве декораторов и художников по костюмам в дягилевских постановках были задействованы такие личности, как и А. Лоран. Как известно, форма всегда влияет на содержание, что и наблюдала публика в «Русских сезонах».

Декорации, костюмы и занавес поражали художественной выразительностью: этажная игра линий приводила в восторг аудиторию спектакля. Музыка в постановках использовалась разноплановая: от мировых классиков и Р. Штрауса до русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова.


Европейское сценическое искусство, переживавшее в начале 19 века кризис, было освежено непревзойденным синтезом различных видов искусства, из которого впоследствии и родился современный балет.

"Русские сезоны"

История «Русских сезонов» началась после проведенной 1906 году выставки в «Осеннем салоне». Мероприятие, имевшее оглушительный успех, вдохновило Дягилева. Мужчина не желал останавливаться и продолжал знакомить парижскую публику с русским искусством.


Труппа "Русские сезоны" Сергея Дягилева

В 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входит 5 симфонических выступлений. Неповторимый бас , хор «Большого театра», дирижерское мастерство Артура Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана в мгновение ока пленили изголодавшуюся по талантам аудиторию.

Весной 1908 года Дягилев познакомил Париж с оперой. Однако « » собрал неполный зал, и вырученные деньги едва покрыли затраты на организацию мероприятия.


В 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез в будущую столицу моды 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». Ядро балетной труппы составили танцовщики Москвы и Санкт-Петербурга – В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, И.Л. Рубинштейн, .

За 20 лет работы «Русских сезонов» традиционное отношение общества к танцу в корне изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе.

Личная жизнь

Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.

Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.


Первые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – . Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.


"Борьба" между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.

После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу . Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.

В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.


Подающий надежды русский танцор финского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша был игрушкой: он оплачивал его счета, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.

И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.

Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».


В 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.

Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.


После семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.

Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».

Смерть

На последних этапах жизни импресарио 19 века «нашел себя» в коллекционировании.

Долгое время Сергей Павлович, не имея постоянного пристанища, скитался по городам и странам Европы. Строптивый дух знаменитого мэтра культуры обрел покой в Монако. Здесь Сергей и начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства: картины, редкие автографы, книги и рукописи.


В 1921 году Сергей узнал, что у него сахарный диабет. Однако строгие предписания врача и диету уже немолодой мужчина не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стала инфекция и резкое повышение температуры. Антибиотики в то время еще не изобрели, поэтому болезнь была крайне опасна.

7 августа 1929 года у любимца мужской аудитории произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели.


Сергей Дягилев, биография которого неразрывно связана с историей русского балета, скончался 19 августа. Ночью его температура поднялась до сорока одного градуса, он потерял сознание и, не приходя в себя, умер на рассвете.

Остров-кладбище Сан-Микеле стало последним пристанищем именитого балетмейстера. Там погребено множество великих деятелей искусства, науки и спорта: поэт и нобелевский лауреат , композитор , психиатр Франко Базалья, футболист Эленио Эррера, писатель и журналист Петр Вайль. Кладбище и по сей день открыто для посещений.

Жизнь Сергея Дягилева, как и многих видных деятелей, наполнена интересными фактами:

  • Дягилев имел нюх на таланты, был блистательным руководителем и чудесным организатором, но сам на сцене не выступал.
  • Ольга Хохлова, жена Пабло Пикассо, была танцовщицей в «Русском балете» Сергея Дягилева.

  • В 1897-ом году Дягилев повел художника Александра Бенуа и его жену в «Гранд-оперу». Там у друга Сергея лопнули фрачные штаны. Мужчина весь вечер сидел неподвижно и прикрывал прореху, образовавшуюся на самом предосудительном месте, складным цилиндром, а Дягилев, стоило ему перевести взгляд со сцены на Александра, начинал смеяться во весь голос. Тогда его громко звучный смех чуть не сорвал концерт.
  • , Михаила Нестерова и Филиппа Малявина. В глазах искушенных эстетов концептуально новая живопись выглядела крайне неприглядно в связи с чем, посетители требовали у кассирши вернуть им деньги, заплаченные за вход.
  • Весной 2011 года теплоход под названием «Новиков-Прибой» переименовали в «Сергея Дягилева».

Теплоход "Сергей Дягилев"
  • Если сравнить девушку, изображенную на афише «Русских сезонов» 1909 года, с фотографией Анны Павловой, станет ясно, что именно она была прототипом, с которого рисовалась балерина.
  • Дягилев не скрывал гомосексуальных предпочтений. Однако достоверно известно, что в его жизни был сексуальный контакт с женщиной. 18-летняя кузина балетмейстера на память об их связи подарила мужчине венерическую болезнь.

«Его сила была неодолимой» - писал Игорь Стравинский. «Человек огромных дарований и не меньших дерзновений» - восхищался Михаил Нестеров. Великий театральный и художественный деятель Сергей Дягилев взял и совершил революцию. Такую, которая приводит в восхищение - культурную.

Детство в «Пермских Афинах»

В народе дом благородных дворян Дягилевых метко обозвали Пермскими Афинами - и дело было вовсе не в его архитектурных особенностях, а в публике, которая собиралась на Сибирской, 33. Художники, поэты, писатели, философы и многие другие лучшие представители городской интеллигенции приходили сюда, чтобы находить друзей и соратников и делиться друг с другом новостями из мира искусства, а молодой Сергей Павлович постепенно привыкал к такой компании, таким разговорам и таким взглядам на жизнь. Вероятно, прошедшие в благодатной атмосфере домашнего музицирования, самодеятельных спектаклей и полуночных споров о культуре детские годы сказались на всей дальнейшей жизни нашего героя, а возможно и предопределили ее основное течение.

В 1890 году Дягилев покидает родительский дом, переезжает в Петербург и поступает на юридический факультет университета. До основания «Мира искусства» остается 8 лет

Фортепиано. Римский-Корсаков. Стравинский

Переехав в Петербург и начав изучение юриспруденции, Дягилев параллельно занимается музыкой с профессором петербургской консерватории Николаем Римским-Корсаковым. Эти занятия становятся поворотным моментом - благодаря Римскому-Корсакову Дягилев знакомится с молодым композитором Игорем Стравинским, и это знакомство становится важнейшим в жизни всех троих.

Впервые ученики Римского-Корсакова встретились на петербургской премьере сюиты Стравинского «Фавн и пастушка». Обладая тончайшим музыкальным вкусом, Дягилев оценил сочинение молодого композитора и спустя некоторое время появился в его жизни в роли уже не поклонника, а соавтора. Он предложил Стравинскому написать балет для постановки в рамках «Русских сезонов», и следующие три года стали едва ли не самым «звездным» периодом в жизни как первого, так и второго. За это время Стравинский написал три великих балета, каждый из которых превращал «Русские сезоны» Дягилева в культурную сенсацию мирового масштаба - «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1911-1913).

Дружба Дягилева со Стравинским продолжалась долгие годы. «Работать с этим человеком всегда бывало и страшно, и в то же время спокойно, настолько неодолимой была его сила» - вспоминал Стравинский в своей книге «Хроника моей жизни».

«Мир искусства»

Через 10 лет после переезда в Петербург Дягилев вместе с художником Александром Бенуа создает художественное объединения «Мир искусства». Провозглашая первенство личности творца над его художественным произведением, а также стремление к модерну и символизму, «Мир искусства» становится важнейшей культурной константой своей эпохи.

В состав «Мира искусства» входят такие художники как Леон Бакст, Мстислав Добужинский и Евгений Лансере, его идеи в той или иной степени разделяют Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Иван Билибин, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Валентин Серов и многие другие.

По инициативе Дягилева объединение «Мир искусства» издает одноименный журнал и устраивает выставки картин русских художников под его эгидой. Именно эти выставки становятся главным шансом заявить о себе для сотен начинающих мастеров.
«Создавайте себе имя, выставляйте на «Мир искусства»...» - знаменитые слова Репина, обращенные к Ефиму Честнякову, пожалуй, доходчивее всего описывают потенциальную значимость дягилевских выставок для молодых художников того времени..

Дягилев в живописи и графике

До наших дней дошло великое множество портретов Сергея Павловича Дягилева, написанных такими выдающимися художниками как Леон Бакст, Александр Бенуа и Валентин Серов, однако настоящие жемчужины можно отыскать и среди менее известных изображений.

Одна из таких жемчужин - на фото вверху. Это портрет Дягилева, написанный рукой великого оперного певца Федора Шаляпина в 1910 году

«Русские сезоны» в Париже

В 1907 году Париж впервые слышит пение Шаляпина и музыку Римского-Корсакова, Рахманинова и Глазунова. С этого момента начинается история знаменитых «Русских сезонов» Дягилева, которые вмиг сделали все русское самым модным и актуальным в мире. Фантастический успех первых сезонов, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», дал европейской публике понять, что передовое русское искусство - полноправная и интереснейшая часть мирового художественного процесса.

Балетный ренессанс

Многие современники, равно как и исследователи жизни и творчества Дягилева, сходятся на том, что главнейшей заслугой Сергея Павловича стал тот факт, что, организовав свои «Русские сезоны», он фактически запустил процесс возрождения балетного искусства не только в России, но и во всем мире. Созданные в его антрепризе балеты по сей день являются гордостью крупнейших балетных сцен мира и с успехом идут в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже и множестве других городов..

Память

Сергей Дягилев скончался в Венеции и похоронен на знаменитом острове-кладбище Сан-Микеле. Неподалеку от Дягилева погребен Игорь Стравинский. По традиции, на могилу Стравинского приносят написанные на нотной бумаге слова благодарности маэстро, а на могилу Дягилева - легкие балетные пуанты (на фото вверху). Чтобы пуанты не уносило ветром их как правило набивают песком...

Серге́й Па́влович Дя́гилев (31 марта 1872, Селищи, Новгородская губерния - 19 августа 1929, Венеция) - русский театральный и художественный деятель, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», антрепренёр.

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье офицера-кавалергарда потомственного дворянина Павла Павловича Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, и его воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 1850-х годах по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трёх десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В молодости Дягилев тщетно пытался найти своё поприще. Важным моментом в его жизни стала встреча с писателем Львом Толстым, после которой он решил посвятить себя коллекционированию автографов знаменитых современников. В 1896 году он окончил университет, но вместо того чтобы заняться юриспруденцией, начал деятельность в области изобразительного искусства.

Условно деятельность С. П. Дягилева можно разделить на два периода:

  • 1898-1906 годы - жизнь Дягилева в России, когда интересы его были сосредоточены, главным образом, в области изобразительного искусства;
  • 1906-1929 годы - деятельность Дягилева в качестве импресарио за рубежом: начав с организации выставки в 1906 году, вскоре он фокусируется на области музыкального театра, в первую очередь, балета.

Деятельность в Петербурге

В 1898 году совместно с художником А. Н. Бенуа стал инициатором создания журнала «Мир искусства», издававшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой; был его редактором (с 1903 года - совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. В 1898-1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи; является автором монографии о художнике Д. Г. Левицком (1902).

В этот период организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс в Санкт-Петербурге:

  • 1897 год - выставка британских и немецких акварелистов, знакомившая русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве;
  • Выставка скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств;
  • 1898 год - выставка русских и финляндских художников в музее Штиглица, которую сами мирискусники считали своим первым выступлением (помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля, Серова, Левитана);
  • 1905 год - историко-художественная выставка русских портретов XVII-XVIII веков в Таврическом дворце;
  • 1906 год - выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского, Рериха и др.

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям и предоставил ему редактирование «Ежегодника императорских театров». Дягилев превратил ежегодник из сухого издания в художественный журнал.

Вместе с Дягилевым в Императорские театры пришли многие современные художники (Ап. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, Е. Е. Лансере).

В сезон 1900-1901 годов Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлёк к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось его увольнением.

Русские сезоны

С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов - «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, клавесинистка В. Ландовска и др. Вместе с музыкантами, задействованными в «Исторических концертах» Дягилев посетил в Париже и К. Сен-Санса.

В 1908 году Дягилев организовал в Париже сезон русской оперы; была поставлена опера «Борис Годунов» с участием Ф. И. Шаляпина. Несмотря на успех у публики, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, оценив вкусы публики, решил везти в Париж и балет. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые - всё равно никакого содержания и смысла в нём нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности

- М. В. Борисоглебский . Материалы по истории русского балета, т. II. Л., 1939,стр. 135.

В 1909 году в Париже состоялся первый балетный сезон Дягилевской антрепризы; с этого времени и вплоть по 1929 год под его руководством действует балетная труппа «Русские балеты».

Для первых балетных сезонов Дягилев пригласил таких солистов Императорских театров, как М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский и Б. Ф. Нижинская, Т. П. Карсавина, А. Р. Больм, Л. Ф. Шоллар, В. А. Каралли, Л. П. Чернышёва. Впоследствии приглашал немало польских артистов и танцовщиков других национальностей, многие из которых получали в труппе «русские» имена.

Уже со второго балетного сезона (1910) Дягилев ежегодно представлял парижской публике исключительно мировые премьеры. Основными хореографами его труппы в разное время выступали М. М. Фокин, В. Ф. Нижинский, Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин. Его «звёзды» В. Ф. Нижинский, Л. Ф. Мясин и С. М. Лифарь одновременно были его фаворитами.

В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Б. И. Анисфельд. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, также способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

До Первой мировой войны Дягилев был одержим идеей представить свои постановки в России - однако, несмотря на приложенные усилия, по разным причинам ему это не удалось. Во время войны, начиная с середины 1910-х годов, он в корне изменил стилистику представлений, оставив экзотику, придворную пышность и ориентализм и обратившись к авангарду. Первым спектаклем новой музыкальной формы и хореографии стал балет «Парад» Эрика Сати, скандальная премьера которого прошла в Париже в 1917 году. Отойдя от стилистики «Мира искусства», Дягилев начал сотрудничать преимущественно с европейскими художниками; также его постоянными сотрудниками были супруги Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

Труппа Дягилева репетировала в Монте-Карло, где состоялись первые представления многих премьер, давала сезоны в Париже и в Лондоне, а также гастролировала в Италии, Германии, США. Также Дягилев предпринимал многочисленные безуспешные попытки выступить в Санкт-Петербурге, что было его мечтой.

Труппа просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора. По воспоминанию постоянного режиссёра труппы С. Л. Григорьева, их последнее выступление было в Виши 4 августа 1929 года.

По словам А. Н. Бенуа, «ни одна из затей не получила бы своего осуществления, если бы Дягилев не возглавил её и не привнёс бы своей энергии туда, где творческого начала было уже много, но где не было главного - объединяющей роли». М. Ф. Ларионов считал, что «Дягилев - энтузиаст, отдавший всего себя с какой-то языческой страстностью искусству». «Кто-то говорил, что антреприза была личным делом Дягилева… Только злой язык и злобный ум могли произнести такую клевету на этого крестоносца красоты», - утверждал Н. К. Рерих.

Многие современники, художники и поэты, использовали яркие символы, метафоры в передаче восприятия личности С. П. Дягилева: «лучезарное солнце» (В. А. Серов), «Геркулес», «Петр Великий » (А. Н. Бенуа), «орёл, душивший маленьких птичек» (В. Ф. Нижинский), «Жёлтый Дьявол на аренах европейских стран» (А. Л. Волынский), «Нерон в чёрном смокинге над пламенеющим Римом» (А. Белый)

Личная жизнь

Дягилев был гомосексуалом, что являлось серьёзным препятствием в его карьере. Он осознал свою гомосексуальность в раннем возрасте и, по словам Николая Набокова, был «первым великим гомосексуалом, заявлявшим о себе и признанным обществом».

Болезнь и смерть

В 1921 году у Дягилева диагностировали сахарный диабет, однако он почти не соблюдал предписанную диету. Развитию недуга способствовали образ жизни, а также постоянные резкие изменения массы тела. Начиная с 1927 года у него развился фурункулёз, способный привести к развитию сепсиса, что было смертельно опасно в те времена, когда антибиотики ещё не были известны. Летом 1929 года в Париже врач предписал Дягилеву соблюдать диету и много отдыхать, предупредив, что несоблюдение рекомендаций повлечёт за собой опасные последствия для его здоровья. Дягилев проигнорировал предписание, отправившись с труппой в Берлин, затем в Кёльн и через Париж - в Лондон, где вновь посетил врача, посоветовавшего ему нанять медсестру, что также не было сделано: за ним ежедневно ухаживал Кохно, делая необходимые процедуры и перевязки. Отправив труппу в отпуск и вернувшись в Париж, он вновь посетил своего лечащего врача, который настаивал на курсе лечения термальными водами в Виши. Вместо этого Дягилев вместе со своим протеже Игорем Маркевичем предпринял «музыкальное» путешествие вдоль Рейна, посетив Баден-Баден (где он обсудил новый балет с Хиндемитом и виделся с Набоковым, позднее написавшим: «Несмотря на его внешний вид, казалось, что у него было хорошее настроение. Он весело рассказывал о своих планах на оставшуюся часть лета и на новый осенний сезон» ), Мюнхен (ради опер Моцарта и Вагнера) и Зальцбург. Оттуда Дягилев послал Корибут-Кубитовичу письмо с настойчивой просьбой приехать к нему в Венецию. Расставшись с Маркевичем в Веве, 7 августа Дягилев отправился в Венецию. На следующий день он въехал в «Гранд-отель де Бан де Мер», куда вечером прибыл Лифарь. К тому времени у него уже началось заражение крови из-за абсцессов. С 12 августа он больше не вставал с постели, за ним ухаживал Лифарь. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. 16 августа к нему приехал Кохно, 18-го - посетили Мисиа Серт и Шанель. Получив телеграмму от Корибут-Кубитовича, который не спешил приехать по его вызову, Дягилев заметил: «Ну конечно, Павка запоздает и приедет после моей смерти» . Вечером к нему пришёл священник. Ночью температура у Дягилева поднялась до 41°, он больше не приходил в сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.

Так как у Дягилева при себе не было средств, похороны оплатили М. Серт и Г. Шанель. После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски (Serge de Diaghilew ) и эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений» - фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком) и другая театральная атрибутика. На том же кладбище рядом с могилой Дягилева находится могила его сотрудника, композитора Игоря Стравинского, а также поэта Иосифа Бродского, который назвал Дягилева «Гражданином Перми».

Официальной наследницей Дягилева оказалась сестра его отца, Юлия Паренсова-Дягилева, проживавшая в Софии (она отказалась от наследства в пользу Нувеля и Лифаря). 27 августа Нувель организовал панихиду по усопшему в Париже, в соборе Александра Невского.

Сочинения

  • Сложные вопросы, «Мир искусства», 1899, No 1-2, No 3-4 (в соавторстве с Д. В. Философовым);
  • Русская живопись в XVIII в., т. 1 - Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902.

Адреса

В Санкт-Петербурге

  • 1899 - осень 1900 года - доходный дом на Литейном проспекте, 45;
  • осень 1900-1913 гг. - доходный дом Н. И. Хмельницкого, набережная реки Фонтанки, 11.

В Венеции

  • Лидо, Grand Hotel des Bains

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева - Юрия и Валентина - трагичны. Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу; Юрий был отправлен в ссылку (по другим данным, подвергся административной высылке), умер в Ташкенте (по другим данным, в городе Чирчик Ташкентской области) в 1957 году.
  • Старший племянник Сергей Валентинович Дягилев был симфоническим дирижёром. Как и отец, Валентин Павлович, был репрессирован в 1937 году по сфабрикованной политической статье. Провёл 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался 13 августа 1967 года.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев, невропатолог, был вынужден скрывать родство со знаменитым дядей.
  • Правнучатый племянник Сергей Александрович Дягилев - композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.

Память

В Париже

  • В 1965 году площадь неподалёку от театра «Гранд-Опера», в IX округе города, получила название Площадь Дягилева.
  • В 2003 году в Париже в театре «Шатле» был открыт памятник-бюст Дягилева работы петербургского скульптора Левона Лазарева.
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности Дягилева снова возрос. В 2008 году аукционный дом Sotheby’s организовал в Париже в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“», на которой было представлено около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали Леон Бакст и французские художники Андре Дерен и Анри Матисс. Также была представлена инсталляция бельгийского скульптора Изабель де Боршграв, вдохновлённая наследием Дягилева.
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Победителем конкурса стал проект скульптора Виктора Митрошина. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта; затем проект перешёл под патронаж Пьера Кардена. Так как мэр Парижа Жан Тибери был против, деятельность по возведению памятника удалось начать лишь после того, как его сменил Бертран Деланоэ. Памятник планируется установить на площади перед зданием Гранд-Опера.

В России

В Перми

  • В родовом доме Дягилевых в Перми с 1992 года размещается гимназия, носящая имя С. П. Дягилева, и музей, составляющий с гимназией единый комплекс. В 2007 году в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Сергею Павловичу работы скульптора Эрнста Неизвестного. С 2009 года в Перми обсуждается возможность переноса памятника на одну из улиц, однако памятник отлит из цветной патинированной бронзы - прихотливого материала, который боится дождей и выхлопных газов.
  • По инициативе Пермского театра оперы и балета в Перми проводятся ежегодный «Дягилевский фестиваль». Здание театра, сооружённое благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых, по мнению многих пермяков, является красивейшим в городе.
  • В сентябре 2011 года министр культуры Пермского края Николай Новичков предложил назвать новый аэропорт Перми «Международный аэропорт „Сергей Дягилев“».

В других городах

  • Именем Дягилева назван лицей искусств в Екатеринбурге и школа искусств в Зеленограде, а также теплоход «Сергей Дягилев».
  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории московского сада «Эрмитаж» открылся ночной клуб «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Его логотипом стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ С. П. Дягилева.

Образ в искусстве

Изобразительное искусство

  • Портрет кисти Валентина Серова (1904).
  • Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Льва Бакста (1905).
  • В бонистике: Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.
  • В филателии:

Почтовые марки России

оригинальная марка на почтовом конверте, 1997

Сергей Дягилев и «Русские сезоны», 2000

В кинематографе

  • С. П. Дягилев стал прообразом импресарио Лермонтова в фильме «Красные башмачки» (1948, роль исполнил австрийский актёр Антон Уолбрук).
  • В фильме «Нижинский» (1980, США) роль Дягилева исполнил Алан Бейтс.
  • В фильме «Анна Павлова» («Мосфильм», 1983, режиссёр Эмиль Лотяну) роль Дягилева исполнил Всеволод Ларионов.
  • «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009) - в фильме, в частности, показаны отношения Дягилева с композитором Стравинским.
  • «Париж Сергея Дягилева» - документальный фильм режиссёра Никиты Тихонова, авторы сценария Виолетта Майниеце и Юлия Тихонова (39 мин.; 2010, Россия).
  • «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» - документальный фильм-интервью с Эдвардом Радзинским, Николаем Цискаридзе,Александром Васильевым режиссёра Светланы Астрецовой (2017, Россия).
  • В телесериале «Мата Хари» (2017) роль Дягилева исполнил Андрей Тартаков.

В театре

  • Образ Дягилева показан в балете Мориса Бежара «Нижинский - клоун Божий» (1972, театр «Ла Монне») и в нескольких спектаклях Джона Ноймайера, посвящённых судьбе танцовщика Вацлава Нижинского.

В драматическом театре роли Дягилева исполняли:

  • Максим Мишаев - в спектакле Театра кукол им. С. В. Образцова «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» (2008, режиссёр Андрей Денников).
  • Эдвардас Бейнорас - в спектакле «Нижинский. Музыка одной жизни», Экспериментального театра авторской пьесы на сцене Центра В. С. Высоцкого.
  • Олег Вавилов - в спектакле Театра на Малой Бронной «Нижинский, сумасшедший клоун Божий».

Библиография

  • Сергей Дягилев и русское искусство. В 2 т. Сост. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков. М., 1982.
  • кн. С. М. Волконский, Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. - Берлин: Медный всадник, 1923, М.: «Искусство», 1992, в 2 т.
  • кн. С. М. Волконский. Рецензии в газете «Последние Новости» - см. полное собрание в: Revue des études slaves, Paris, LXIV/4, 1992, pp. 735-772.
  • Стасов В. В., Выставки. - Нищие духом, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 215-228, 232-243.
  • Луначарский А. В. В мире музыки. М., 1958.
  • Грабарь И., Моя жизнь, М.-Л., 1937.
  • Фокин М. М. Против течения, Л.-М., 1962.
  • Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. 1-2, Л., 1971.
  • Grigoriev S. The Diaghilew ballet 1909-1929, Harmondsworth, 1960 (рус. пер.: Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909-1929, Предисл. Чистяковой Н. А.- М: APT СТД РФ, 1993.-384 с.).
  • Haskell A. L., Nouvel W. Diaghilheff. His artistic and private life, L., 1935, 1955.
  • А. Бенуа, Мои воспоминания. В пяти книгах. т. 1 и т. 2. Изд. второе, доп. М.: Наука, 1990.
  • Серж Лифарь (Сергей Лифаренко). Дягилев, С Дягилевым. М.: Вагриус. 2005, 592 с., 5000 экз.,
  • Гарафола Л."Русский балет Дягилева". Перевод с английского. Пермь-«Книжный мир»,2009,480 c.,энциклопедический формат,500 экз.,
  • Семендяева Мария. Владимир Семенихин организовал выставку о балетах Дягилева // Сноб. - 2009. - 30 октября.
  • Мокроусов А. Б. Деньги и искусство между Востоком и Западом. С. П. Дягилев. Материалы к биографии. 1902-1926 // Теория моды, 2010, № 15. С. 167-204.
  • Чернышова-Мельник Н. Д. Дягилев: Опередивший время. М., «Молодая гвардия» (ЖЗЛ), 2011.
  • Схейен Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда / Пер. с нидерл. Н. Возненко, С. Князьковой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012, 608 с.


Публикации по теме