Фотоаппарат зеркальный премиум Nikon D5 Body. Nikon D5. Первые впечатления. Крутой обзор Nikon d5 как он снимает

После выпуска новой флагманской Nikon D5 возникли вопросы, чем новая камера отличается от предыдущей модели. Одним существенным отличием стало добавление 4K-видео. Но это далеко не всё. Посмотрим сравнительную таблицу и выясним все нюансы, сравнив новинку с предшественником.

Сравнение характеристик Nikon D5 и Nikon D4S

Возможности / Модели

Nikon D5

Nikon D4S

Разрешение

Размер датчика

Полнокадровый

Полнокадровый

Фильтр низких частот

Процессор изображения

EXPEED 5

Система автофокусировки

153 точки, 99 из них перекрестного типа

51 точка, 15 из них перекрёстного типа

Светочувствительность ISO

50-3280000

Затвор Мин/Макс

Скорость непрерывной съемки

14 кадров в секунду

11 кадров в секунду

Видео

4K (30p/25p/24p)

Full HD (60/30/24 кадров в секунду)

Дисплей

3.2 дюйма, 2.36Мп Сенсорный экран

3,2 дюйма, 921 тыс. точек

Видоискатель

Оптический

Оптический

Горячий башмак

Беспроводная связь

Экологическая защита

Размеры

160х459х92 мм

132х101х78 мм

Датчик изображения

Nikon D5 имеет новый 20,8Мп полнокадровый датчик, который специально создавался для данной камеры. Также в новинке установлен новый процессор EXPEED 5, который отвечает за обработку изображения. Высокое значение ISO до 3,3 млн (3280000 ISO) - это заслуга датчика и процессора. Это самое высокое в мире значение светочувствительности в потребительских камерах. С другой стороны, Nikon D4S ограничивается максимальным ISO 409600. Разрешение датчика ниже, чем у новинки, а процессор более медленный.

Графический процессор

Новый процессор EXPEED 5 в Nikon D5 позволяет камере записывать 4K-видео, а также выполнять серийную съёмку со скоростью 12 кадров в секунду со следящей автофокусировкой. Nikon D4 работает с процессором EXPEED 4 и ограничивается разрешением Full HD и способен снимать со скоростью 11 кадров в секунду.

Система автофокусировки

Недавно анонсированный Nikon D5 использует систему Multi-CAM 20K AF, а Nikon D4S работает с системой Multi-CAM 3500FX AF. Точки автофокусировки Nikon D5 расположены примерно в три раза плотнее, чем в Nikon D4S.

Nikon D5 предлагает 153 точки автофокусировки, из которых 99 перекрёстного типа. При этом D4S имеет только 51 точку, из которых 15 - перекрёстного типа. Большее количество точек автофокусировки говорит о том, что точность автофокуса будет выше.

В настоящее время идёт гонка чисел между производителями камер. Каждый пытается создать устройство с наибольшим разрешением датчика, самым сильным зумом или наибольшей светочувствительностью. Nikon удалось победить в гонке ISO среди потребительских продуктов. Недавно анонсированный Nikon D5 способен снимать изображения с ISO до 3,3 миллиона. Nikon D4S был ограничен 500 тыс. ISO. Такое высокое значение в D5 позволит снимать в тёмное время суток, но тут важно обратить внимание на качество снимков, количество шума. Реальное рабочее значение, на котором можно получать удовлетворительного качества фотографии намного ниже, но всё же оно выше, чем у предыдущей модели.

Скорость непрерывной съемки

Серийная съёмка в Nikon D5 высока. Камера способна фотографировать со скоростью 12 кадров в секунду с поддержкой автофокусировки и 14 кадров в секунду с заблокированным фокусом. Nikon D4S был ограничен только 11 кадрами в секунду.

Видео

Nikon сделал прорыв, добавив поддержку 4K. Nikon D5 - это первая в мире зеркальная камера с поддержкой видео в таком разрешении. Nikon D5 станет интересен и тем, кто занимается видеосъёмкой, но стоит отметить, что камера получила не слишком много профессиональных функций для съёмки видео.

Nikon D4S ограничивается записью Full HD-видео.

Вердикт

Nikon сделал машину, которая может оставаться флагманом в ближайшие годы и мало кто сможет переплюнуть его. Система автофокусировки и высокое качество изображения, получаемое благодаря разрешению и светочувствительности датчика, являются революционными для устройств такого класса.

Зеркальный премиум-фотоаппарат Nikon D5 Body - это одна из флагманских моделей производителя, оснащенная матрицей высокого разрешения и усовершенствованной системой работы с изображением EXPEED 5. Она подойдет даже для съемки звездного неба и панорам ночного города благодаря высокопроизводительному процессору, устраняющему шумы даже на уровне светочувствительности ISO 102400 и позволяющему расширить диапазон до Hi 5, соответствующего ISO 328000.

Съемка на запредельной скорости

Nikon D5 Body стоит купить ради системы автоматической фокусировки по 153 точкам под управлением интегральной микросхемой ASIC. Она срабатывает без задержек, поэтому даже быстро движущиеся объекты удается снять с максимальной чёткостью каждой детали. Отдельная функция VR SPORT дополнительно стабилизирует изображение в самых динамичных сценах, устраняя эффект шлейфа и размытости в кадре.

Профессиональный уровень

Камера Nikon D5 Body комплектуется оптическим видоискателем и полноцветным дисплеем с диагональю 3,2 дюйма, высоким разрешением и сенсорным управлением настройками. Одним касанием фотограф может вручную скорректировать фокусировку, проверить уровни белого на разных участках и другую необходимую информацию о съемке. В приложении Picture Control 2.0 можно выбрать тот или иной профиль параметров для разных задач - «равномерный» для небольшой обработки, «чистота» с корректировкой деталей и пр.

Видео кинематографического качества

Камера записывает ролики со скоростью до 30 кадров в секунду и разрешением UltraHD 4K, которое передает каждую деталь выбранной сцены в мельчайших подробностях. Для просмотра потокового видео достаточно подключить телевизор с поддержкой HDMI.

Здесь в деталях покажу то, что отличает ее от всех предшественниц, предназначенных для репортажа в любых условиях. Для начала - картинка самой камеры, одна:

Остальные - ниже, их весьма много, и они будут перед таблицей с тех. характеристиками.

А пока поговорим о реальных плюсах камеры в работе, о том, что не прочитаешь в инструкции развернуто и не увидишь в "тестах", сделанных за один день в одной точке.

Да, еще раз напомню, что клик/тап по картинке даст в соседней закладке кадр с полнын EXIF и с 1920 по длинной стороне (более чем достаточно для разглядывания деталей в интернете), а наведение мышки на кадр покажет название кадра, которое предваряется в этой серии цветовой температурой, ISO и значением диафрагмы. Если смотрите с планшета или смартфона, то название появится в адресной строке соседней закладки с крупным кадром.

Для желающих все пощупать своими руками - ссылки на JPG и NEF из камеры (почти Гб) и все начальные Mov (2 Гб).

Первое, что сильно отличает камеру Nikon D5 от других, побывавших уже в моих руках - настройка баланса белого (оно же ББ или WB) - фотограф может сам, как в обработчике RAW, установить цветовую температуру (Temperature) и оттенок (Tint), то есть баланс между красным и зеленым. Соответственно, дефолтно стоит 5000K и 0. Вот кадр, снятый первым (ISO 28 800, f8) в маленьком, плохо освещенном помещении при дешeвых лампах непонятного свойства, условно белых (не были видны из-за козырька потолка и отражателей):

Хорошо виден перебор красно-желтого (стена красно-коричневая, много красного и оранжевого в оформлении), поэтому ставлю темпаратуру 3500К и снимаю на разных ISO и диафрагмах, снимая как освещенную часть (люди, выступающие за столом) и совсем не освещенную (журналисты, где уже белые стены и низкий потолок), чтобы получить тот предел, при котором уже не будет получаться портретная репортажка из-за шумов:

-

Хорошо видно, что кадры, снятые на ISO от 5 000 до 32 000 не теряют цветности, шумодав камеры очень нежен - кадры резкие, а цвет соответствует тому, какое освещение было в том месте, где был субъект съемки, и что условно было видно глазами - ну темно! Особо отмечу вполне приличный скинтон на кадре человека в черной бейсболке - он реально для глаза был практически совсем в тени и еле виден.

-

-

-

Последний кадр снят на ISO 80 000. Легкое мыло на лице - почти целиком на моей вине - микрофон и цепочка резкие, а человек как раз быстро поворачивал голову, и выдержки 1/1000 не хватило. Так что шумодав и при таком ISO все еще довольно аккуратен, тем более, что я поставил значение "Normal", то есть очень несущественное - вторая ступень снизу (она ставится автоматически, и я ее осознанно не трогал в этом тесте - было интересно взглянуть на заводские установки такой мощной камеры).

Ну раз уж заговорили об ISO в камере - давайте посмотрим полный диапазон. Я менял ISO через один стоп/степ, и все равно картинок получилось много, но они весьма показалельны.

Итак, как и с камерой Nikon D4s я пошел в Музей индустриальной культуры,

где и руководство (Железняков Лев Наумович) очень лояльно к таким, как я, и можно найти уголок с тем освещением и с теми объектами, которые позволят показать полную линейку возможностей серьезных камер.

Вот то место, которое я выбрал после долгих хождений - в других местах было слишком светло, да и микроструктура большинства экспонатов не годилась для тестовой работы.

Съемка велась, естественно, со штатива, автоспуск через 10 секунд и по 3 кадра в серии через 5 секунд.

Первая серия снималась объективом Nikkor D50/1.8 с тремя диафрагмами - 1.8, 4 и 8 - каждой отведен свой столбик на каждом ISO. Ниже - полный кадр того, что снималось.

Расстояние - минимальное для этого объектива, так как стремился показать то, как рисуется довольно сложная фактура корешка книги и когда и как на нем появятся шумы и прочие искажения. Каждый кадр - кроп из центра кадра с разрешением 100% - то есть сразу видно все в деталях. Перед каждой тройкой показано ISO:

--

100 (первое штатное)

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

102 400 (последнее штатное)

--

--

--

--

--

--

Хорошо видно, что в темноте (кадр зальчика снят на ISO 28 800, f4, 1/125) обложка книги с цветом условного скинтона вполне прилично получается до 51 200, при ресайзе до 10 Мп вполне рабочим является 102 400, далее - можно применить уже и более сильный ресайз, и более сильный шумодав на значениях до 204 800, но это вполне еще потянет для интернета, но уже явно видна потеря цветности, а еще выше по ISO - блокнотик "здесь был Вася", причем открытая диафрагма на светосильной линзе, плохо себя показавшая на низких рабочих ISO, неожиданно заиграла на дополнительных высоких.

Ну и не поленился снять черное на белом более темной линзой Nikkor 24-120, которая является повседневно-рабочей у очень многих фотографов.

Но здесь покажу только дополнительные верхние ISO, так как позаимствованный в соседнем зальчике листик нот с полонезом Огинского оказался напечатанным на струйнике и на довольно дешевой бумаге, и, чтобы не смущать разползающимися чернилами, которые великолепно видны на низких ISO, будет только дополнительная часть, которая показывает, что и до 204 800 вполне еще можно работать, если понимать, что и как снимаешь. Привожу как стартовые кадры на 102 400 - там еще хорошо видно разползшиеся чернила. Здесь две колонки с диафрагмами 4 и 8. Темносерый вместо белого - ну уж было всерьез темно, и смотрелось все именно так. Вытянуть экспокоррекцией было невозможно - на граничных значениях утыкался в максимальную и минимальную выдержки 30 секунд и 1/8000 секунды. Понимаем, что при нетестовых, а рабочих съемках все смотрелось бы именно черным на белом.

-

-

-

-

-

-

Видим то, что я писал чуть выше - до ISO 102 400 - вполне рабочий вариант при правильном свете, небольшом ресайзе и иных настройках, но до 204 800 еще можно вполне постараться и получить вполне рабочие кадры при грамотной доработке - я ведь снимал так, как никогда не снимаю в реальных условиях - это искусственный тест, сделанный специально для того, чтобы усилить и показать то, где реально рабочие возможности, а где - уже нет. Но выше 204 800 - увы, не пойдет в дело - и цвет полностью не тот, и на любой линзе, ISO и диафрагме - только что-то для записи маленькой картинки для истории. Но, если вспомним, что и как было совсем недавно - это великая победа. Моя Nikon D800E уверенно снимает при приличном свете максимум до ISO1200, с натяжкой до 2000, далее - увы... А здесь в 1000 раз больше! Есть, за что платить деньги, если надо серьезно снимать в темноте или быстро движущиеся объекты!

Теперь посмотрим в том же музее серию фото - три на улице, солнце, а остальные - собственно основной зал музея, где я добивался получения кадров на максимальных ISO, поэтому режим А, диафрагма 8, выдержка 1/125 (быстрых движений не было)) и автоматическое управление ISO. Кадры расставлены по увеличению ISO - от 100 на первом до 102 400 на последнем. Как и говорил уже не раз - это просто внутрикамерные JPG самого высокого качества, которое позволяет камера, и доработка была только в виде совсем небольшого кропа (совсем редко - ну не везде хватало зума, а подойти всюду - предметов много) и слабого интеллектуального шарпа (тоже не везде, и только на низких для этой камеры ISO - кадры многопредметные, и ГРИП на коротких расстояниях был мал)

--

--

--

--

--

--

Ну, поведение на разных светах- цветах разобрали, посмотрели поведение на полной линейке ISO, так что можем посмотреть на фото самой камеры, где видно все кнопки, колеса и то, что видит фотограф в видоискателе.

-

-

-

-

На правом кадре выше показаны все виды коннекторов - камера может быть подключена к внешним накопителям и к внешним устройствам, забирающим и передающим снятые кадры немедленно к потребителю.

Как видно, в Nikon D5 могут быть или две карты Compact Flash, или 2 XQD. Последние - современнее, удобнее, заметно быстрее, но и так же дороже, и к ним сложно достать кардридер. Так что если вы не спортивный фотограф, и не надо делать очень быстрые и длинные серии, то вполне потянут старушки CF, которые, хоть и заметно недешевы, если быстрые, но подешевле, и нет проблем с кардридером. Да и купить их куда проще.

-

Верхний экранчик обычный, все привычно и на местах, как и на всех последних камерах Nikon. Кнопка ISO вынесена под правый палец и сменить его легко, нажав и покрутив колесо большим пальцем. Ну очень удобно, регулярно пользовался.

-

-

Теперь посмотрим тот маленький экранчик, удобный, когда пользуемся или повернутой камерой для ростовых портретов или иных вертикальных кадров, или мы в режиме LV.

Что видим в видоискателе в зависимости от того, сколько точек поставили активными.

-

-

Ну и нижняя строка видоискателя - удобная, понятная, кнопок и колес хватает, не отрываясь от видоискателя, основательно и быстро поднастроить камеру.

Ниже видим, как выглядит прочный корпус камеры Nikon D5.

-

-

Завершаясь, отмечу, что НЕ ПРОВЕРЯЛ режимы съемки с уменьшенными кадрами и линзами DX - это, КМК, сделано только для фотографов, которым надо получать кадры полегче для немедленной передачи в редакции или иным потребителям. Также по старинке пользовался только автофокусами AF-S и AF-C с разным количеством задействованных точек - таковы мои привычки, и я получаю желаемое. Сразу верю, что другие режимы будут сильно полезны при спортивных съемках или при съемках быстро и хаотично движущихся птиц и животных - у меня такие объекты не находятся)

Да, и добавлю от себя - НЕ было промахов по вине автофокуса камеры - совсем, от слова совершенно! Eсли что и получалось нерезким - вина была на 100% моя - или выдержка не та, или линза темновата/светловата, или диафрагму не ту поставил... А так как почти все (кроме не взятых линз) можно было немедленно подправить - автофокус лучший из тех, которум приходилось пользоваться. Такой же вроде в камере D500, но там кроп и куда слабее верхние рабочие ISO, поэтому от смазов в сложной обстановке там не избавиться, а здесь все решается головой и руками, если не лениться.

Ну и еще раз повторю резюме - были бы деньги, купил бы себе обязательно - сразу готовые к передаче клиенту JPG - великое благо. Уверен, камера будет востребована топовыми репортажниками, дорогими свадебщиками и любителями поснимать дикую природу.

Эта статья - продолжение теста и обзора отличной камеры Nikon D5. Если еще его не посмотрели - кликните в ссылку ниже:

Ну и новая кропнутая репортажная камера - попроще, но и заметно подешевле:

Технические характеристики

Тип Цифровая зеркальная фотокамера
Байонет объектива Байонет F Nikon (с сопряжением АФ и контактами АФ)
Матрица КМОП-матрица формата FX размером 35,9 x 23,9 мм
Общее число пикселей 21,33 млн
Система удаления пыли Функция очистки матрицы, эталонные данные для функции удаления пыли (требуется программное обеспечение Capture NX-D)
Эффективное число пикселей 20,8 млн
Размер изображения (в пикселях) Область изображения FX (36 x 24); (большой) 5568 x 3712; (средний) 4176 x 2784; (маленький) 2784 x 1856; область изображения в формате 1,2-кратного кадрирования (30 x 20); (большой) 4640 x 3088; (средний) 3472 x 2312; (маленький) 2320 x 1544; область изображения DX (24 x 16); (большой) 3648 x 2432; (средний) 2736 x 1824; (маленький) 1824 x 1216, область изображения 5: 4 (30 x 24); (большой) 4640 x 3712; (средний) 3472 x 2784; (маленький) 2320 x 1856; фотографии формата FX, снятые при видеосъемке с размером кадра 1920 x 1080 или 1280 x 720; (большой) 5568 x 3128; (средний) 4176 x 2344; (маленький) 2784 x 1560; фотографии формата DX, снятые при видеосъемке с размером кадра 1920 x 1080 или 1280 x 720; (большой) 3648 x 2048; (средний) 2736 x 1536; (маленький) 1824 x 1024; фотографии, снятые при видеосъемке с размером кадра 3840 x 2160: 3840 x 2160; фотографии, снятые при видеосъемке с размером кадра 1920 x 1080 (кадрирование): 1920 x 1080
Хранение данных - формат файлов NEF (RAW): 12- или 14-разрядные (сжатие без потерь, сжатие или без сжатия); доступные большие, средние и маленькие размеры (средние и маленькие размеры записываются с глубиной цвета 12 бит посредством сжатия без потерь), TIFF (RGB), JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG с высоким (сжатие прибл. 1: 4), средним (сжатие прибл. 1: или низким (сжатие прибл. 1: 16) уровнем качества; доступно сжатие с оптимальным качеством; NEF (RAW) + JPEG: одна и та же фотография, записанная в обоих форматах: NEF (RAW) и JPEG
Система Picture Control «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж», «Равномерный»; возможность изменения выбранного режима Picture Control и сохранения пользовательских режимов Picture Control
Носители данных XQD, карты памяти CompactFlash (тип I, совместимые с UDMA)
Двойные гнезда для карт памяти 2 карты памяти XQD или 2 карты памяти CompactFlash (CF); карту в гнезде 2 можно использовать в случае переполнения, для резервирования или раздельного хранения копий, созданных в режиме одновременной съемки в форматах NEF и JPEG; предусмотрена возможность копирования снимков с одной карты на другую.
Файловая система DCF 2.0, Exif 2.3, PictBridge
Видоискатель Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой
Покрытие кадра Формат FX (36 x 24): прибл. 100 % по горизонтали и 100 % по вертикали; 1,2 x (30 x 20): прибл. 97 % по горизонтали и 97 % по вертикали; формат DX (24 x 16): прибл. 97 % по горизонтали и 97 % по вертикали; 5: 4 (30 x 24): прибл. 97 % по горизонтали и 100 % по вертикали
Увеличение прибл. 0,72-кратное (для объектива 50 мм с диафрагмой f/1,4, сфокусированного на бесконечность; с коррекцией –1,0 м-?)
Точка фокуса видоискателя 17 мм (с коррекцией -1,0 м-1; от центральной поверхности линзы окуляра видоискателя)
Диоптрийная настройка От -3 до +1 м-1
Фокусировочный экран Матовый экран типа В BriteView Clear Matte Mark IX с фокусировочными рамками зоны АФ (возможно отображение сетки кадрирования)
Предварительный просмотр глубины резкости Доступно. При нажатии кнопки Pv устанавливается значение диафрагмы объектива, выбранное пользователем (режимы А и М) или фотокамерой (режимы P и S)
Диафрагма объектива Мгновенно-возвратного типа с электронным управлением
Совместимые объективы Совместимость с объективами AF NIKKOR, включая объективы типа G, E и D (некоторые ограничения применимы к объективам PC), объективы DX (с использованием области изображения DX 24 x 16 1,5-кратн.), объективы AI-P NIKKOR и объективы без микропроцессора AI (только режимы экспозиции A и M). Объективы IX NIKKOR, объективы для фотокамеры F3AF и объективы без AI использовать нельзя. Электронный дальномер можно использовать с объективами с максимальной диафрагмой f/5,6 или шире (электронный дальномер поддерживает 15 точек фокусировки с объективами с максимальной диафрагмой f/8 или шире, из которых 9 точек доступны для выбора).
Тип затвора Механический затвор с вертикальным ходом шторок и электронным управлением; электронный спуск передней шторки доступен в режиме съемки с подъемом зеркала
Выдержка От 1/8000 до 30 с, с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV, выдержка от руки, выдержка по таймеру, X250
Выдержка синхронизации X = 1/250 с; синхронизация с затвором при выдержке не короче 1/250 с
Режимы съемки S (покадровая), CL (непрерывная медленная), CH (непрерывная быстрая), Q (тихий затвор), «Автоспуск», MUP (подъем зеркала)
Скорость съемки 12 кадров в секунду, до 10 кадров в секунду (CL); 10–12 кадров в секунду или 14 кадров в секунду в режиме подъема зеркала (CH); или 3 кадра в секунду (режим тихой непрерывной съемки)
Автоспуск 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с
Метод замера экспозиции Матричный: 3D цветовой матричный замер III (объективы типов G, E и D); цветовой матричный замер III (прочие объективы со встроенным микропроцессором); цветовой матричный замер экспозиции (доступен с объективами без микропроцессора, если в настройках фотокамеры указаны параметры объектива) Центровзвешенный: 75 % измерений приходится на круг диаметром 12 мм в центре кадра. Можно изменить диаметр круга на 8, 15 или 20 мм в центре кадра или применить взвешенное усреднение по всему кадру (объективы без микропроцессора используют круг диаметром 12 мм) Точечный: замер в круге диаметром 4 мм (около 1,5 % кадра), центрированном по выбранной точке фокусировки (по центральной точке фокусировки, если используется объектив без микропроцессора) Замер по ярким участкам: доступен с объективами типа G, E и D
Диапазон (100 единиц ISO, объектив со светосилой f/1,4, 20 °C) Матричный или центровзвешенный замер: от -3 до 20 EV Точечный замер: от 2 до 20 EV Замер экспозиции по ярким участкам: от 0 до 20 EV
Сопряжение с экспонометром со встроенным микропроцессором, AI
Режим Программный автоматический режим с возможностью гибкой программы (Р), автоматический режим с приоритетом выдержки (S), автоматический режим с приоритетом диафрагмы (А), ручной режим (М)
Коррекция экспозиции От -5 до +5 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV
Блокировка экспозиции Освещенность блокируется на измеренном значении
Чувствительность ISO Чувствительность от 100 до 102 400 единиц ISO с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV; можно также установить значения прибл. на 0,3; 0,5; 0,7 или 1 EV (эквивалентно 50 единицам ISO) меньше 100 единиц ISO или значения прибл. на 0,3; 0,5; 0,7; 1; 2; 3; 4 или 5 EV (эквивалентно 3 280 000 единиц ISO) больше 102 400 единиц ISO; возможность автоматического управления чувствительностью ISO
Активный D-Lighting Набор доступных для выбора значений: «Авто», «Сверхусиленный +2/+1», «Усиленный», «Нормальный», «Умеренный» или «Выкл.»
Автофокусировка Модуль датчика автофокусировки Multi-CAM 20K с определением фазы TTL, тонкой настройкой и 153 точками фокусировки (включая 99 датчиков перекрестного типа и 15 датчиков, поддерживающих светосилу f/8), из которых 55 (35 датчиков перекрестного типа и 9 датчиков, поддерживающих светосилу f/8) доступно для выбора
Диапазон срабатывания От –4 до +20 EV (100 единиц ISO при 20 °C)
Привод объектива Покадровая следящая АФ (AF-S); непрерывная следящая АФ (AF-C); прогнозирующая следящая фокусировка, которая включается автоматически в соответствии с состоянием объекта. При выборе ручной фокусировки (M) возможно использование электронного дальномера
Точки фокусировки 153 точки фокусировки, из которых 55 или 15 доступны для выбора
Режим зоны АФ Одноточечная АФ, 25-, 72- или 153-точечная динамическая АФ, 3D-слежение, групповая АФ, автоматический выбор зоны АФ
Блокировка фокусировки Фокусировка блокируется нажатием спусковой кнопки затвора наполовину (покадровая следящая АФ) или нажатием на центр вспомогательного селектора
Управление вспышкой TTL: управление вспышкой i-TTL с помощью датчика RGB разрешением приблизительно 180К (180 000) пикселей; сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер используется при матричном и центровзвешенном замере экспозиции, а также при замере экспозиции по ярким участкам, стандартная вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер - при точечном замере
Режим вспышки Синхронизация по передней шторке, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, подавление эффекта красных глаз, медленная синхронизация с подавлением эффекта красных глаз, медленная синхронизация по задней шторке; выкл.; поддерживается автоматическая высокоскоростная синхронизация FP
Коррекция вспышки От -3 до +1 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV
Индикатор готовности вспышки Светится, если дополнительная вспышка полностью заряжена; мигает после срабатывания вспышки на полную мощность
Башмак для принадлежностей «Горячий» башмак стандарта ISO 518 с синхронизирующим контактом, контактом для передачи данных и предохраняющим фиксатором
Система креативного освещения Nikon Поддерживается
Синхроконтакт Синхроконтакт ISO 519 с фиксирующей резьбой
Баланс белого «Авто» (3 варианта), «Лампы накаливания», «Лампы дневного света» (7 вариантов), «Прямой солнечный свет», «Вспышка», «Облачно», «Тень», «Ручная настройка» (возможность хранения до 6 значений, в режиме Live view можно измерить точечный баланс белого), «Выбор цветовой температуры» (2500–10 000 К); тонкая настройка доступна для всех значений.
Брекетинг баланса белого «Экспозиция», «Вспышка», «Баланс белого», «ADL»
Live view - режимы Live view для видеороликов, Live view для фотографий с доступным режимом бесшумной съемки
Live view - привод объектива Автофокусировка (АФ): покадровая следящая АФ (AF-S); постоянная следящая АФ (AF-F); ручная фокусировка (M)
Live view - режим зоны АФ АФ с приоритетом лица, АФ с расширенной зоной, АФ с обычной зоной, АФ с ведением объекта
Live view - автофокусировка АФ с функцией определения контраста в любой точке кадра (фотокамера выбирает точку фокусировки автоматически при выбранном режиме АФ с приоритетом лица или АФ с ведением объекта)
Видеоролики - замер экспозиции Замер экспозиции TTL с помощью главной матрицы
Видеоролики - метод замера экспозиции Матричный, центровзвешенный или замер по ярким участкам
Видеоролики - размер кадра (в пикселях) и частота кадров 3840 x 2160 (4K UHD): 30p (прогрессивная), 25p, 24p; 1920 x 1080: 60p, 50p, 30p, 25p, 24p; 1920 x 1080 (кадрирование): 60p, 50p, 30p, 25p, 24p; 1280 x 720: 60p, 50p. Фактическая частота кадров для 60p, 50p, 30p, 25p и 24p составляет 59,94; 50; 29,97; 25 и 23,976 кадра в секунду соответственно; для всех размеров кадров поддерживается высокое качество изображения; обычное качество изображения поддерживается для всех размеров за исключением 3840 x 2160
Видеоролики - формат файла MOV
Видеоролики - сжатие H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding
Видеоролики - формат записи звука Линейный PCM
Видеоролики - устройство записи звука Встроенный стереомикрофон или внешний микрофон; предусмотрена возможность регулировки чувствительности
Видеоролики - чувствительность ISO Режимы экспозиции P, S и A: автоматическое управление чувствительностью ISO (от 100 единиц ISO до Hi-5) с возможностью выбора верхнего предельного значения Режим экспозиции M: автоматическое управление чувствительностью ISO (от 100 единиц ISO до Hi-5) с возможностью выбора верхнего предельного значения; ручной выбор (от 100 до 102 400 с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV), также можно установить значение прибл. на прибл. 0,3; 0,5; 0,7; 1; 2; 3; 4 или 5 EV (эквивалентно 3 280 000 единиц ISO) больше 102 400 единиц ISO
Монитор Сенсорный ЖК-монитор TFT с диагональю 8 см, углом обзора 170°, практически стопроцентным покрытием кадра, ручной регулировкой яркости и разрешением прибл. 2359 тыс. точек (XGA)
Просмотр Полнокадровый просмотр и просмотр уменьшенных изображений (4, 9 или 72 изображения) с увеличением при просмотре, просмотр видео, показ слайдов (снимков и/или видеороликов), отображение гистограммы, засветка, информация о снимке, отображение данных о местоположении, автоматический поворот изображения, оценка снимков, запись и воспроизведение звуковых заметок, а также добавление и просмотр данных IPTC
USB SuperSpeed USB (разъем USB Micro-B 3.0); рекомендуется подключение через встроенный порт USB
Выход HDMI Разъем HDMI типа C
Аудиовход Стереофонический мини-разъем (диаметром 3,5 мм; поддерживается питание при подключении)
Аудиовыход Стереофонический мини-разъем (диаметром 3,5 мм)
Разъем(ы) для принадлежностей 10-контактный разъем дистанционного управления: можно использовать для подключения дополнительного пульта дистанционного управления, беспроводного контроллера дистанционного управления WR-R10 (необходим адаптер WR-A10) или WR-1, устройства GPS GP-1/GP-1A или устройства GPS, совместимого с протоколом NMEA0183 версии 2.01 или 3.01 (необходим дополнительный согласующий соединительный кабель GPS MC-35 и кабель с 9-контактным разъемом D-sub); Разъем Ethernet: разъем RJ-45 Стандарты: IEEE 802.3ab (1000BASE-T)/IEEE 802.3u (100BASE-TX)/IEEE 802.3 (10BASE-T) Скорость передачи данных: 10/100/1000 Мбит/с с автоматическим распознаванием (максимальная скорость последовательной передачи данных по стандарту IEEE; фактическая скорость может быть другой) Порт: 1000BASE-T/100BASE-TX/10BASE-T (AUTO-MDIX); Периферийный разъем: для WT-6, WT-5
Поддерживаемые языки Английский, арабский, бенгальский, болгарский, венгерский, вьетнамский, голландский, греческий, датский, индонезийский, испанский, итальянский, китайский (упрощенное и традиционное письмо), корейский, маратхи, немецкий, норвежский, персидский, польский, португальский (португальский и бразильский вариант), румынский, русский, сербский, тайский, тамильский, телугу, турецкий, украинский, финский, французский, хинди, чешский, шведский, японский
Батарея Одна литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL18a
Сетевой блок питания Сетевой блок питания EH-6b; необходим разъем питания EP-6 (приобретается дополнительно)
Штативное гнездо 1/4 дюйма (ISO 1222)
Размеры (Ш x В x Д) Прибл. 160 x 158,5 x 92 мм
Вес Прибл. 1405 г с батареей и двумя картами памяти XQD, но без защитной крышки и крышки башмака для принадлежностей; прибл. 1235 г (только корпус фотокамеры); прибл. 1415 г с батареей и двумя картами памяти CompactFlash, но без защитной крышки и крышки башмака для принадлежностей; прибл. 1240 г (только корпус фотокамеры)
Рабочая среда - температура От 0 до +40 °C
Принадлежности в комплекте поставки Защитная крышка BF-1B, крышка башмака для принадлежностей BS-3, литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL18a с защитной крышкой, зарядное устройство MH-26a с сетевым шнуром и двумя защитными крышками для контактов (внешний вид сетевого шнура зависит от страны продажи), зажим USB-кабеля, зажим HDMI-кабеля, USB-кабель UC-E22, ремень AN-DC15

Производители полнокадровых цифровых камер зеркального типа редко обновляют топовые модели - у них очень долгий жизненный цикл. Например, Nikon D4 увидела свет 4 года назад, слегка обновленная модификация D4s появилась два года спустя. За это время технологии успели скакнуть вперед - и Nikon отреагировала на это логичным образом. Для начала скажем о новом модуле фокусировки с 153 датчиками. Для сравнения, у D4 всего 51 точка фокусировки, а у главного конкурента из лагеря Canon - 61.

Появился и новый сенсор - с разрешением в 21 Мп и естественным диапазоном чувствительности до 102 400 ISO (у предшественника было до 25 600 ISO). В расширенном диапазоне цифры уже попросту гигантские - до 3 280 000 ISO, почти прибор ночного видения. Кроме того, основной дисплей тоже существенно нарастил свое разрешение и обзавелся сенсорным слоем. Выросла и скорость серийной съемки - теперь старшая зеркалка Nikon может отщелкать 14 кадров за секунду с подъемом зеркала и 12 кадров при работе автофокуса в режиме слежения. Нарастил мускулы и датчик экспозамера, получивший 180 тыс. точек, против 91 тыс. точек у предшественника. Разумеется, нельзя не отметить и появившуюся возможность съемки видео с разрешением 3840 × 2160 точек. Как видите, изменений поистине масса - это полностью новая камера, которая должна стать рабочим инструментом профи на годы.

Nikon D5 (480 тыс. рублей) и «Индустар-50-2» (130 рублей)

Технические характеристики

Nikon D5
Сенсор изображения CMOS-матрица размером 35,9 × 23,9 мм (формат FX), 21,33
Эффективное количество точек, Мп 20,8
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW 12/14 бит
Видео: MOV (H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding)
Объектив Байонет F Nikon (с сопряжением АФ и контактами АФ)
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
FX (36 × 24): 5568 × 3712; 4176х2784; 2784 × 1856;
1,2х (30 × 20): 4640 × 3088; 3472х2312; 2320 × 1544;
DX (24 × 16): 3648 × 2432; 2736х1824; 1824 × 1216
5:4 (30 × 24): 4640 × 3712; 3472х2784; 2320 × 1856;
FX при видеосъемке: 5568 × 3128; 4176 × 2344; 2784 × 1560;
DX при видеосъемке: 3648 × 2048; 2736 × 1536; 1824 × 1024;
фотографии, снятые при видеосъемке с размером кадра 3840 × 2160: 3840 × 2160
Видео: 3840 × 2160, 1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте От 100 до 102 400 единиц ISO с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV; можно также установить значения на 0,3; 0,5; 0,7 или 1 EV (эквивалентно 50 единицам ISO); меньше 100 единиц ISO или значения на 0,3; 0,5; 0,7; 1; 2; 3; 4 или 5 EV (эквивалентно 3 280 000 единиц ISO); больше 102 400 единиц ISO
Диапазон выдержек, секунд 1/8000-30;
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/250
Экспозамер, режимы работы TTL-замер экспозиции с помощью датчика RGB с разрешением 180 000 пикселей;
матричный, центрально-взвешенный, точечный
Экспокоррекция От −5 до +5 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2, 5, 10, 20; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5, 1, 2 или 3 с
Устройство хранения информации Карты памяти CompactFlash (CF) (тип I, совместимые с UDMA 7)
ЖК-дисплей 8,0 см (3,2 дюйма), разрешением 2359 тыс. точек
Видоискатель Прямой зеркальный видоискатель с пентапризмой;
покрытие кадра - 100% (FX), 97% (DX);
увеличение - 0,72х
Интерфейсы HDMI, USB 3.0, 10-контактный разъем дистанционного управления, аудиовыход (mini-jack 3,5 мм), разъем подключения микрофона (mini-jack 3,5 мм), Ethernet-порт
Питание Литий-ионный аккумулятор EN-EL18a, 27 Вт*ч
Габариты, мм 160 × 158,5 × 92
Масса, г 1415 (c батареей и картой памяти CF, но без защитной крышки и крышки башмака для принадлежностей);
1240 (только корпус фотокамеры)

Внешний вид и удобство использования

Nikon D5 традиционно для своего класса выполнен в квадратном корпусе, благодаря чему в нем получилось разместить аккумулятор огромной емкости, продублировать основные органы управления для вертикального хвата и снабдить камеру дополнительными кнопками и селекторами. Внешность устройства практически не изменилась со времен D4/D4s, однако небольшие отличия все же есть. Если по толщине и ширине новинка отличается совсем незначительно, то ее масса увеличилась ощутимо: D4 с аккумулятором и картой памяти весил 1340 грамм, а D5 в такой же комплектации весит 1415 грамм. Конечно, кто-то может сказать, что больший вес - это дополнительная стабилизация. Но тогда где предел максимального веса? В любом случае это вполне ожидаемые показатели для профессиональной техники.

Качество сборки, естественно, безупречно. Сделан аппарат в Японии - другого для фотокамеры ценой с иной автомобиль ожидать было бы странно. В конструкции корпуса активно используется магниевый справ, который позволяет камере оставаться работоспособной в самых сложных условиях. Конечно, ронять или топить, как Nikon 1 AW1 , огромную камеру нельзя, она не боится брызг, но при погружении под воду выйдет из строя. К слову, за короткий период тестирования нам удалось поработать с фотоаппаратом под проливным дождем (тестовые снимки малой авиации), это на камере совершенно никак не сказалось.

На фронтальной панели находится байонет, диск управления, пара микрофонов, скрытые под резиновыми заглушками синхроразъем и 10-контактный разъем подключения пульта управления, а также три программируемые клавиши.

На тыльной панели изменилась форма и конструкция резинового наглазника, который теперь очень легко снимается. Кроме того, изменилась и конструкция рычажка закрытия шторки видоискателя. С субъективной точки зрения стало гораздо удобнее - теперь рычажок не упирается в бровь. В нижнем левом углу появилась дополнительная резиновая накладка, которая облегчает работу с камерой в портретной ориентации. В остальном визуальные отличия от предшественников заключаются исключительно в перемещенных органах управления. Например, клавиша уменьшения масштаба обзавелась функцией управления параметрами вспышки, клавиша вывода информации под левым нижним углом дисплея стала программируемой. Клавишу управления чувствительностью заменила кнопка выбора режима протяжки, а вместо звуковых заметок мы теперь регулируем вывод информации. В правой части тыльной панели изменений нет вовсе.

Слева сверху находятся диск выбора режима протяжки и три клавиши, формирующие круг. Но если у модели D4s данные клавиши отвечали за настройку режимов работы вспышки, брекетинга и режим экспозамера, то у новинки клавиша выбора режима брекетинга переместилась на место клавиши выбора режима работы вспышки, а на ее месте появилась клавиша выбора режима установки экспопары. Справа тоже есть отличия: клавиша видеозаписи сползла немного ближе к центру, клавишу выбора режима установки экспопары заменила клавиша выбора уровня чувствительности. Не претерпели изменений спусковая клавиша с рычажком питания и активирования подсветки дополнительного дисплея и, собственно, сам дисплей, а также клавиша введения коррекции экспозиции.

Снизу находится только разъем установки на штатив.

На правой грани пользователю доступны одна программируемая клавиша и дополнительная клавиша спуска затвора с рычажком блокировки. Слева элементов значительно больше: тут находится рычажок выбора режима фокусировки, дополненный клавишей выбора зон/режима работы автофокусировки, аккумуляторный отсек с двухступенчатой блокировкой замка, а также шесть разъемов, скрытых под четырьмя резиновыми заглушками. Из нововведений отметим порт USB 3.0. Ethernet, HDMI, разъемы подключения наушников и микрофона, а также порт подключения периферийных устройств были и у предшественников.

Видоискатель, дисплеи и интерфейс

Как уже отмечалось, наглазник видоискателя был существенно изменен и стал значительно удобнее в работе. А главное, теперь его можно быстро сменить, просто зажав две подпружиненные клавиши и потянув. Однако изменился не только наглазник, но и сам видоискатель. Покрытие кадра прежнее - 100% при FX-кадрировании и 97% при DX. Но коэффициент увеличения немного изменился - 0,72x против 0,7х у D4/D4s. Впрочем, тут стоит отметить, что у конкурента из лагеря Canon коэффициент увеличения составляет и вовсе 0,76х. Разумеется, у камеры высокого класса есть шторка видоискателя, которая позволяет более точно устанавливать экспозицию, избегая засветок. Особо сильно данный эффект проявляется на высоких ISO и длинных выдержках, так что шторка на серьезной зеркальной камере - обязательная вещь.

Сегментных дисплеев на Nikon D5 сразу два - один расположен на верхней части камеры, другой с тыльной стороны. Оба дисплея выводят довольно много информации об основных настройках, обладают равномерной изумрудной подсветкой. К слову, при активировании подсветки дополнительных дисплеев загораются и основные клавиши управления. Такая же особенность была и у D4/D4s.

Основной дисплей великолепен. Мы уже привыкли, что в более или менее дорогих камерах дисплеи довольно хороши, но тестируемый фотоаппарат со своим дисплеем смог поднять планку выше: потрясающая цветопередача, огромный запас яркости, малое изменение контраста при изменении яркости подсветки, цветовая температура почти не гуляет. Углы обзора свободные при взгляде с любой стороны. Ну а теперь время сухих цифр: 3,2 дюйма диагонали и разрешение 2 350 тыс. точек. Оценивать картинку с множеством мелких деталей значительно удобнее. Стоит, кстати, отметить, что разрешение дисплея у Canon EOS 1Dx Mark II также возросло, но не столь радикально - с 1 040 тыс. точек до 1 620 тыс. точек.

Интерфейс камеры остался точно таким же, как и на D4. Это вполне нормально - меню удобное и интуитивно понятно даже новичку, несмотря на обилие изменяемых параметров. К тому же из-за большого числа физических органов управления, в том числе и программируемых, активировать основной дисплей приходится не часто - не забываем и про пару сегментных экранчиков. Отметим приятный бонус - сенсорный слой. Используется он не на всю катушку, как в беззеркалках Sony и Panasonic, а очень осторожно, чтобы не навлечь гнев профессиональных пользователей, которые не особо любят резкие изменения. Фактически сенсорный слой используется исключительно для выбора точки фокусировки в режиме LiveView, а также для пролистывания и масштабирования в режиме просмотра, причем поддерживает мультитач. Разумеется, меню камеры работает быстро и без задержек.

Выпущенной несколько лет назад. Лучшее, что "Никон" может сегодня предложить профессиональным фотографам. Сразу к главному: 500 000 рублей за тушку (камеру без объектива). Дорого? Да, но очередь за ней стоит уже как в "Макдоналдс" в 90-м году.

Я взял посмотреть камеру, чтобы рассказать вам, что же там нового и интересного и стоит ли вообще переходить на D5 c D4s.

Внешне камера почти не изменилась. Корпус такой же, аккумулятор как на "четверке". Если привыкли снимать на "четверку", то рука не заметит разницы. Добавилось несколько новых кнопок, вот и всё. Самым удобным изменением стал перенос кнопки регулировки ISO под указательный палец правой руки. Теперь менять чувствительность можно, держа камеру одной рукой. Конечно, если руки у вас сильные. Да, камера стала на 55 грамм тяжелее D4s.

Из приятных мелочей: заменили порт передачи данных mini-USB на USB 3.0. Теперь шедевры будут заливаться еще быстрее.

Внутри изменений больше.

На камере появился клевый тачскрин. То есть, тот старый экранчик теперь чувствует ваши прикосновения. Теперь можно, как на айфончике, перелистывать фотографии, приближать их, уменьшать. В режиме "Лайфвью" можно пальцем выбирать точку фокусировки, что очень удобно.

В принципе, ничего революционного в этом нет, поиграться забавно, но не более. Люди, которые покупают такие камеры, особо не играются. Также экран стал более четким и резким. Но это, опять же, изменения, которые глазу не заметны.

Что по-настоящему стало лучше?

Новая матрица. Теперь у камеры вместо 16.6 сразу 21.33 мегапикселей. "Никон" считает, что это улучшение позволит использовать ее не только журналистам, но и студийным фотографам.

Камера стала заметно тише. По моим ощущениям, раза в 2 тише, чем D4s. Странно, что никто этого не заметил) Даже "Никон" в своей презентации умалчивает этот факт.

Камера стала более скорострельной. Теперь 12 кадров в секунду с зеркалом и 14 кадров с поднятым зеркалом. Да, теперь камера может снимать с поднятым зеркалом совершенно бесшумно, делая 14 кадров в секунду. Кроме того, она стала нереально быстрой. То есть, поливать 12 кадров в секунду можно непрерывно, пока не сядет аккумулятор) Быстрые карточки XQD и большой буфер позволяют делать до 999 кадров непрерывно (техническое ограничение).

У камеры теперь есть две модификации. С двумя слотами XQD или двумя CF. Напомню, что в D4s было два порта: один для XQD, другой для CF. Это было неудобно.

О, видосик новый "Никон" теперь пишет в 4K! Но есть ограничение в 3 минуты. "Никон" заверяет, что ограничение вызвано файловой системой и невозможностью записать файл большего размера. Но злые языки говорят, что у них там что-то греется.

Несмотря на то, что аккумулятор остался прежним, вы теперь можете снять на него 3780 кадров, вместо 3020 D4s. Всё, опять же, из-за обновленных мозгов, которые экономят энергию. Так что в путешествие можно не брать зарядку. Ах да, зарядное устройство по-прежнему здоровое, как гроб для хомяка (очень жирного хомяка). Совершенно непонятно, почему в "Никоне" считают, что в 2016 году можно делать такие непрактичные зарядные устройства.

Но самое главное – это автофокус! Новая камера шикарно фокусируется! Быстро и точно, словно коршун, новый "Никон" выцепляет главное и моментально хватает его! Особенно заметно это в темноте. Мой D4s в сумерках начинает тупеть, и иногда приходится фокусировать вручную. Я не знаю, что они сделали с D5, но он даже ночью отлично фокусируется на любые объекты.

Ладно, вам, наверное, уже стало скучно. «Давай картинки!» – кричит зал. Ладно, будут вам картинки. Вот что творит новый "Никон".

Все кадры сняты на объектив Nikon 24-70 2.8 (вторая версия). Никакой обработки (в том числе и шумодавов) не применялось.

На улице солнце, но мы ставим ISO 3200.

Как видно, качество картинки хорошее. Днем можно вообще не париться над чувствительностью.

Поднимем до 6400.

Тоже отлично.

Еще раз:

Если этот благородный шум смущает, можно пройтись программным шумодавом и радоваться идеальной картинке.

Поднимаем ставки. 16 000!

Шумы есть, но качество хорошее. Все детали на месте.

Протестируем камеру на кошках женщине в помещении:

Отлично.

12 800

Тоже неплохо!

Вы, наверное, слышали, что у "пятерки" максимальное ISO – 3 миллиона? Да... Но это техническое) Снимать на него нельзя, конечно. Выглядит это так:

Фрагмент 1 к 1

Давайте опустим до 1.6 миллионов.

Фрагмент

На 800 000 уже что-то видно, но все равно работать с этим нельзя.

С 400 000 уже можно работать, если совсем прижмет.

200 000: шумодавчиком пройти, фильтр наложить – и сойдет для интернета!

А вот 100 000 – уже относительно рабочее.

64 000

16 000

3200

Так, а теперь давайте сравним с предыдущей камерой. Слева D4s, справа D5.

На максимальной для D4s чувствительности разницы почти не видно... Но это на оригинальных фрагментах. Не забывайте, что новая камера получила матрицу с большим числом мегапикселей. Поэтому правый фрагмент больше:

Если уменьшить обе картинки, то качество новой камеры будет, конечно, лучше:

200 000 выглядят так:

51 000

На 16 000 все одинаково.

3200

Сейчас я снимаю на D4s. Переходить ли с нее на D5? Я пока решил подождать. С D4 переходить однозначно. Ну, конечно, есть у вас есть 500 000 ;)

P.S. Спасибо студии "Наизнанку" за монтаж видео! Как вам вообще видео? Стоит дальше снимать? Критикуйте!



Публикации по теме