Н м новиков биография кратко самое важное. Николай Новиков - писатель, журналист и просветитель. Основные вехи жизненного пути Николая Новикова. Императрица Екатерина, знавшая, конечно, о существовании "Утреннего света" и об училищах, из которых одно даже

сайт продолжает серию публикаций, посвященную масонам. Главный герой сегодняшнего материала — Николай Иванович Новиков — журналист, издатель, филантроп, одна из крупнейших фигур русского Просвещения.
Статья основана на материале передачи «Братья» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провели Наргиз Асадова и Леонид Мацих. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке .

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Николая Ивановича Новикова — просветителя, общественного деятеля, писателя и издателя. В 1772 году он выпустил еженедельный сатирический журнал «Живописец», издававшийся в Петербурге с апреля 1772 по июнь 1773 года. Кроме того, когда Новиков, поддавшись уговорам своего друга и покровителя по масонской ложе вельможи Михаила Матвеевича Хераскова, в то время куратора Московского университета, переехал из северной столицы в Москву, тот отдал ему в аренду, разумеется, с разрешения Екатерины II, московскую университетскую типографию. К этому моменту в Москве существовали только две книжные лавки. Москва считалась городом не читающим, которую подвигнуть к чтению было невозможно. Когда Новикова арестовали и конфисковали у него все книги и типографское оборудование, книжных лавок в Москве насчитывалось более двадцати. То есть за время своей деятельности Николай Иванович увеличил их количество в десять раз.
Известный российский историк В. О. Ключевский (кстати, тоже масон) назвал это десятилетие типографии в Московском университете «новиковским десятилетием» в русской культуре.
Николай Иванович, без преувеличения, начал целое направление в русской журналистике. Он начал издавать газеты и журналы, как тогда говорили, с добавлениями, т. е. с приложениями. Два бренда живы до сих пор (это неслыханная вещь!): Новиков начал выпускать изданьица под названием «Московские новости» и «Неделя». Кроме того, он был пионером с точки зрения маркетинга: он выдвинул идею, что книги могут потребляться как продукт, их можно продавать не только дворянству, т. е. людям обеспеченным, но и людям среднего достатка. Поэтому его целевой аудиторией, главным адресатом, стало городское мещанство. Новиков в него верил, верил он и в то, что эти люди будут покупать дешевые книги. Так оно и получилось. И на этом, кстати, Николай Иванович заработал немалые деньги. Он был коммерческим гением.
Если говорить о цифрах, то следует заметить, что треть всех вышедших в стране книг в то время принадлежали типографиям Новикова. Он впервые начал издавать в России женские, детские, философские, агрономические журналы, учебники. Не для ученых, а именно для широкой публики. Журналистика как таковая началась в России с Николая Ивановича Новикова. Кроме того, он был первым человеком, который на своем примере доказал, что на написании и издании книг можно хорошо зарабатывать. Новиков был бы очень богатым человеком, если бы не тратил все свои деньги на благотворительность. Он был очень, как в те времена говорили, нищелюбив.

Журналистика как таковая началась в России с Николая Новикова

В 1769 году в возрасте 25 лет Новиков вышел в отставку и занялся издательской деятельностью. Первый журнал, изданный под его редакцией, назывался «Трутень». Журнал был написан от лица нескольких персонажей: представителей высшей знати, высокого дворянства (Скудоум, Недомысл, Забылчесть) и честных мещан (Чистосердов и Правдолюбов).
У Новикова было острое перо, многие выражения, которые он употреблял и придумывал в своих фельетонах, разошлись в русской литературе. Конечно, кое-что он маскировал, перо свое притуплял, как потом говорил Державину. Кроме того, он скрывался под псевдонимами: иной раз такими явными, как Правдолюбов, а иной раз и менее очевидными.
Он, например, не любил галломанов, тех, кто подражает во всем французам. Тогда подражание французскому было сродни нынешнему подражанию американскому. И все эти почтения Новиков высмеивал. Отсюда выражение «французик из Бордо», которое потом использовал Грибоедов. Многие выражения приписаны Евгению Онегину Пушкиным из Новикова. То есть он в своем роде создал некоторую портретную галерею отрицательных персонажей для русской сатиры.

Портрет Н. И. Новикова работы Д. Г. Левицкого, 1797 год

Что касается отношений Николая Ивановича и Екатерины, тут такая вещь: матушка-императрица ведь отвечала Новикову на страницах своего журнала, который она назвала «Всякая всячина». Государыня, разумеется, тоже скрывалась под псевдонимом, но всей публике было понятно, что это она участвует в полемике с Николаем Ивановичем. И все дивились его смелости, как писали ему его обожатели, при этом намекая на его особые отношения с Екатериной. Особые отношения действительно имели место, но не в постельном смысле, а в смысле того, что Новиков был ее конфидентом, она доверяла ему некоторые свои тайные думы.
За всю свою жизнь Николай Иванович Новиков издал более тысячи книг — гигантское количество по тем временам. Кроме того, он печатал учебники, техническую и специальную литературу, массу переводных книг. При этом масонские сочинения издавались лимитированными тиражами, как правило, в тайных типографиях, потому что «братья» без секретов не могли.
Например, не то чтобы тайно, не для всех, масоны публиковали небольшими тиражами, в 200 — 300 экземпляров, сочинения своего властителя дум французского философа и виднейшего масона Сен-Мартена. Его первая работа «О заблуждениях и истине» была бешено популярна в то время, ею зачитывались все салоны. Так вот, комментарии к этому трактату «братья» издавали малыми тиражами, не с целью что-то скрыть, а просто понимая, что это не вызовет слишком широкого интереса у публики.

Николая Новикова и Екатерину II связывала тесная дружба

Не секрет, что в екатерининскую эпоху, так же, как и сегодня, к масонам далеко не все хорошо относились. Вот, например, стихотворение тех времен:
Полны лжи ваши законы
оказались, франкмасоны,
И в том тайность ваша есть,
Счет 666.

А вот еще один антимасонский стишок:

Появились недавно в России франкмасоны,
И творят почти явно демонские законы,
Нудятся коварно плесть различные манеры,
Что б к Антихристу привесть от Христа веры…
В общем-то, обвинения не блещут новизной, и сейчас они примерно такие же. Есть, кстати, и промасонский стих:

Если честности кто знает,
Всюду правду наблюдает,
Притом скромно любит жить,
Тот масоном может быть.
Суету кто презирает,
Лихоимства убегает,
Никому кто не вредит,
Тот масоном может быть.

Вот вам и публичный спор в стихах. Кстати говоря, в таком состоянии Новиков и получил журнальную полемику. Он ее поднял совершенно на другой уровень, и Екатерина это оценила. Она ему хлестко отвечала, он парировал, и за этой полемикой, затаив дыхание, следили все салоны в Москве и Петербурге. И, что очень важно, эти журналы («Трутень», «Живописец», «Покоящийся трудолюбец», «Всякая всячина») стали получать не только в двух столицах, но и в провинции: в Нижнем Новгороде, в Самаре, в Пензе, в Архангельске, в Астрахани.

То есть заслуга Николая Ивановича Новикова в том, что он вывел просвещение за границы двух столиц. Кстати, там он развивал книжную инфраструктуру: делал скидки провинциальным книготорговцам, отпускал им книги в кредит. Новиков был и гений маркетинга, и великий человек с точки зрения распространения просвещения. Он использовал свою полемику с государыней для разжигания интереса и к своей персоне, и к тому кругу сочинений, который он пропагандировал.


Титульный лист журнала «Живописец»



Новиков открыл и первую в Москве публичную читальню на Мясницкой. Располагалась она в Доме Юшкова (ныне там находится Академия живописи, ваяния и зодчества), построенном по заказу генерал-поручика Ивана Ивановича Юшкова.
Так вот, сын Ивана Ивановича, Петр Иванович Юшков, устроил в этом доме место для масонских собраний: здесь «братья» молились, изучали свою литературу, здесь звучали их гимны и соблюдались их обряды. Но для Новикова это место было особым. Он ведь был худого рода, из мелкопоместных выслужившихся дворян. (Сама фамилия Новиков из тех, кто при Петре дворянству был пожалован, то есть он — дитя петровских реформ). И Николай Иванович дослужился всего до поручика. А братьями по ложе, по некоторым ложам, в которых он состоял, были Разумовские, Голицыны, т. е. люди из виднейших родов. Конечно, были там и люди из простых, как Баженов, как сам Новиков, которым все прощалось за гениальность. Но тем не менее, «братья» «братьями», а выйдя за пределы ложи, они, конечно, попрекали Николая Ивановича и худородностью, недостаточным богатством, и тем, что они все генералы, грудь в орденах, а он поручик. И его не пускали, например, в Английский клуб, знаменитое здание, которое называли иной раз Домом Хераскова. Хотя Михаил Матвеевич был покровителем Новикова, любил его, взахлеб беседовал с ним о литературе, но пригласить его он не мог, потому что сословные предрассудки не давали. А вот туда, в Юшков дом, по определению был вход каждому. И это был тот случай, как сейчас сказала бы молодежь, «сбыча мечт»: сбылись его мечты — любой человек (все, кроме женщин) мог туда войти. Это действительно была публичная читальня.
И дворовый, и холоп, как тогда говорили без политкорректности, допускались в читальню. Новикову говорили, что все книги у него чернь покрадет, а он в ответ: «Я верю в людей, они не тронут». И маленький залог, символический, люди оставляли и всю литературу возвращали назад.

Ассортимент книг в читальне был небольшой, где-то 50 — 100 наименований, но сам факт их оборачиваемости был очень важен. Ничто так не радовало Николая Ивановича, штришок к его портрету, как книга, захватанная пальцами (значит, ее читают). Он частенько заходил в читальню и спрашивал: «Какие книги самые засаленные? С загнутыми углами, с пометками?» А библиотекари ему отвечали: «Ну, Николай Иванович, не уследили».

Николай Новиков вывел просвещение за границы двух столиц


Несколько слов о благотворительной деятельности Николая Ивановича, которая тоже была потрясающа. Известно, что в 1786 — 1787 гг. в Центральной части России были жестокие морозы и засуха, ставшие причиной неурожая. В губерниях начался голод. Правительство принимало энергичные меры к запасанию провианта, но это не всегда было успешным. Дураки и дороги, как известно, — две проблемы. И в данном случае дороги, неразвитость инфраструктуры, не позволяли организовать эффективный подвоз.
Кроме того, что такое тогда была Москва? Это тоже не надо забывать! В Петербурге действовали законодательные ограничения на въезд, там не было нищих. Так еще Прокопович советовал Петру. В центре было запрещено строить деревянные здания. А каменные кто ж потянет?! Ясно, не нищие. Москва же зимой увеличивала население в два — три раза, потому что всякий асоциальный элемент: разбойный люд, нищие, бомжи наводняли город осенью и зимой, чтобы переждать здесь в относительно комфортных условиях холода, а потом опять разбредались. Под мостами, в ночлежках, иной раз под Каменным мостом, рядом с Кремлем были такие настоящие разбойничьи станы.
Москву было тяжело прокормить еще и потому, что нельзя было сосчитать точное количество запасов. Ну и промахивались иной раз. Кроме того, были, конечно, и злоупотребления. Московские чиновники — это образцы неподкупности во все времена, поэтому ничего удивительного.
Николай Иванович Новиков был человеком жалостливым. Он увидел, как плачут нищие, в том числе и профессиональные, и обратился с пламенной речью к «братьям». Те и пустили шапку по кругу.
Григорий Максимович Походяшин, ему тогда было 27 лет, он был относительно молод, завиднейший жених в Москве, сын уральского горнозаводчика, гвардейский офицер, настолько пленился этим подвигом христианской добродетели, нищелюбия со стороны Новикова, что отдал свое огромное состояние на благотворительные нужды. Причем сам он не тратил, понимая, что он в этом ничего не смыслит, а через Новикова. Его преданность Николаю Ивановичу была немножко трогательной, инфантильной, но она не может не вызвать сокрушения сердца. Когда Новиков уже был в тюрьме, Походяшин умирал. Он умер очень быстро. Разорился. Все друзья от него отвернулись, а товарищи-масоны либо уехали, либо были посажены в тюрьмы. Он остался один, без средств к существованию, и помирал от чахотки на чердаке. Прежний завидный жених, миллионер… Из состояния у него остался один портрет Новикова, который он не позволил продать, даже чтобы купить хлеба и лекарств. Он смотрел на него с умилением, как на икону, и говорил: «Прости, великий человек, что я оказался недостоин быть твоим учеником».


Дом Юшкова, 1900-е годы

Кстати, Новиков оказывал на людей действительно магнетическое воздействие. Когда его осудили, то с ним добровольно в Шлиссельбургскую крепость отправился молодой врач Михаил Иванович Багрянский, который вообще не проходил по делу. Он сам явился в Тайную канцелярию и сказал: «Я хочу отбывать заключение вместе с Новиковым, чтобы тому не было так одиноко и чтобы он не был лишен врачебной помощи». Их посадили вместе. А ведь на пятнадцать лет! Новиков просидел меньше, но кто же знал, что Екатерина умрет.
Прежде чем мы перейдем к делу Н. И. Новикова, давайте рассмотрим его биографию более систематически. Он родился в 1744 году, в 1768 году вышел в отставку. В 1775 году в его жизни случилось самое значительное событие — он вступил в масонскую ложу. Николай Иванович долго этого не хотел, колебался. Новиков был человеком, говоря современным языком, с очень высоким уровнем обязательств. К своему слову он относился буквально со священным трепетом, не мог принять присяги и клятвы, содержания которых не понимал. Ему все объяснили и даже сделали для него колоссальное исключение: ему как бы рассказали содержание масонской службы, если угодно, трех первых степеней, и он сразу же был принят в четвертую. Новиков сделал бы громадную карьеру внутри масонства, если бы его интересовали формальные титулы. Но они его не занимали. Более того, Николай Иванович объединил под своим началом ложи разных систем, что уже само по себе было подвигом дипломатии и говорило о его авторитете среди масонов.
Если затронуть взаимоотношения Новикова и Елагина, героя нашего прошлого материала, то можно сказать, что большой любви между ними не было, но взаимное уважение, конечно, присутствовало. Елагин был человеком государственным, статс-секретарем Екатерины, чиновником высочайшего ранга, вхожим к государыне каждый день. Новиков же был журналистом, а, как он сам писал, тогда само звание писателя было позорным.
Кстати говоря, Николай Иванович отмечал, что ему не нравится, как проходят заседания елагинских лож, что там слишком много времени уделяется чувственным удовольствиям (поесть, выпить) и слишком мало работе над собой. Поэтому он перешел в систему строгого наблюдения (система Рейхеля) и там очень преуспел.

Карамзин считал, что Екатерина посадила Новикова за благотворительность


И вот, когда Новиков считал себя на вершине успеха, над ним стали сгущаться тучи. Дело в том, что ничего бы не случилось, если бы не вот этот самый фаворитизм. «Минуй нас пуще всех печалей барский гнев и барская любовь». Это он испытал на себе. Были обвинения политические, абсолютно пустые, были обвинения в связях с прусским двором на том основании, что московские масоны переписывались с берлинскими розенкрейцерами. (Николай Иванович основал Орден розенкрейцеров и его возглавил).
Это была переписка чисто масонская, чисто духовная, ничего политического, что могло бы принести вред российскому двору, находящемуся в конфронтации с прусским, там не было. Были обвинения, что «братья» пытались завлечь в свои сети, как писали тогда, известную особу, т. е. Павла, Великого князя. Это безосновательно, это подтвердили и последующие разыскания. Большинство обвинений против Новикова были абсолютно вздорные и облыжные. На самом деле ничего дурного он не делал.


Аллегория на императрицу Екатерину II с текстом «Наказа», 1778 год

Карамзин, который писал о судьбе Новикова, считал, что Екатерина посадила Николая Ивановича за слишком активную благотворительную деятельность, за раздачу хлеба голодающим. Правда, писал он так уже после смерти Новикова, чтобы детей Николая Ивановича не оставили без куска хлеба. (Карамзин знал, чем растрогать императора Александра).
Главная же причина была в том, что Новиков очень резко и не по-джентльменски на страницах своего журнала стал критиковать уже пожилую императрицу: он стал писать про некую даму, у которой восемнадцать плотных складок сквозь корсет пробиваются и «редеющие кудри ея она черепаховыми гребнями тщится как-то скрепить», и белила, и румяна — и все эти вещи, которые для любой дамы обидны, а для дамы пожилой обидны вдвойне.
Екатерина философски относилась к подобного рода выпадам, но когда это пишет фаворит, любимец, который был ее конфидентом, и, как она понимала, относился к ней не как люди из толпы, этого она простить не могла. И ее такая злобная реакция — это реакция чисто женская. Императрица обиделась на Николая Ивановича, поэтому его и посадили.

Николай Иванович Новиков (родился 1744 г., умер в 1818 г.) - российский журналист, общественный деятель, лучший соратник Антоновского Михаила.

Юность

По старому стилю 27 апреля 1744 года (8 мая) родился этот деятель литературы в Тихвинском-Авдотьино, неподалеку от Бронницы, что в Московской губернии. Отец, Новиков Иван Васильевич, родился в 1699, умер в 1763 г.

Биография Николая Ивановича Новикова яркая и насыщенная. Его семья происходила от дворянского рода. В детском возрасте получил образование, учился у деревенского дьяка, позже в возрасте 11-16 лет поступил в Московскую университетскую дворянскую гимназию при этом же университете. Из нее его исключили, так как он не хотел учиться.

В 1762 году Николай поступает на службу в Измаилский полк. В день коронации императрицы Екатерины II он получил почетное звание унтер-офицера. Находясь на службе, он ощутил вкус слова и начал заниматься написанием произведений. В это же время он издает переведенные с французского языка две повести и один сонет.

В 1767 Новиков пополняет ряды молодежи, которая выполняла поручения, связанные с ведением протоколов в депутатской комиссии для того, чтобы сочинять новый проект под названием «Новое Уложение». Как считала Императрица, данное поручение было очень важным, и выдала предписание, в котором говорилось о том, чтобы «данное поручение выполняли дворяне, имеющие способности». Новиков принимал активное участие в деятельности комиссии, благодаря этому смог найти ответы на волнующие его вопросы, что, в свою очередь, поспособствовало быстрому формированию взглядов просветительского характера. Во время докладов о деятельности комиссии его заприметила сама Екатерина.

Карьера журналиста

В 1769 году Николай выходит в отставку и издает сатирический журнал, выходящий каждый месяц, название которого Трутень». В нем была указана мысль о том, что крепостное право, в свою очередь, является несправедливым, автор выдвигал протесты против несправедливого отношения власти к крестьянам, поносил взяточничество, разоблачал придворных. В скором времени «Трутень» вступает в полемику с журналом «Всякая Всячина», издаваемым самой Екатериной II. В данной полемике участвовали и много иных журналов, которые начали разделяться на 2 лагеря.

«Всякая Всячина» занималась проповедованием умеренности, смешливой сатиры непомерно осуждала то, что задеваются особы. «Трутень» же в свою очередь старался обличить и очернить высоких особ. Но стоит учесть, сто между ними однозначно велась совершенно неравная борьба. «Трутень» был предупрежден о том, что ему необходимо немного «поубавить обороты» и после того как ему прямо сказали что журнал закроют, в 1770 году решил перестать его издавать.

В 1772 году Николай показывает новинку - журнал сатирического направления под названием «Живописец», который считался исключительным изданием XVIII века. «Живописец» занимался проповедованием точно таких же идей, что и «Трутень»: в большинстве статей, которые принадлежали перу И. П. Тургенева и, А. Н. Радищева, он говорил о несправедливости крепостного права.

Масонство

Новиков имел свои, особенные взгляды на Россию и они были явно неустойчивыми. Как он говорили государи, жившие в прошлые века, словно предчувствовали «что благодаря нововведению в Россию художеств и наук нравы могут безвозвратно порубиться». Но одновременно с этим он был достаточно ревнивым приверженцем просвещения, почитал Петра Великого и всех тех личностей, работы которых он с любезностью записывал в «Исторический словарь о писателях России» (1772 год). Эти колебания и недомолвки нашли свое продолжение в масонской деятельности.

Впервые Новиков связался с масонами в Петербурге. Еще в 1775 году многие друзья приглашали его занять почетное место среди них, но он начинал колебаться, не хотел отягощать себя клятвами, особенно когда не знал предмета этого действия. Однозначно, масонам было дорого вступление Новикова в их ряды. Что интересно и подтверждает данный факт: они сообщили ему суть трех первых степеней до того момента, пока он еще не вступил в их ложу. Но, несмотря на это, Николая Новикова не удовлетворяла елагинская система. Немного позднее он смог отыскать «истинное» масонство Рейхеля, ведь в ней происходило «нравственное и самоопознанное обращение».

Преследования

Новиков находился на пике славы, но над ним начала собираться гроза. Изначально ему начала предъявлять массу претензий, так называемая, комиссия училищ - за то, что он занимался перепечатыванием большинства изданных ею учебников. А Новиков занимался этой деятельностью не для того, чтобы обогатиться, а для издания доступных и недорогих книг. Но в то время, Чернышева не стало, и писатель обязан был дать комиссии денежное вознаграждение.

В 1785 вышел указ о том, чтобы Новиков составил опись всех своих изданий и передал эти документы в адрес московского архиепископа по имени Платон. В донесении архиепископ указал на то, что произведения писателя подразделяются на 3 разряда: одна часть произведений была полезна обществу, вторая, мистического характера, не понятна ему, а третья же выступала в качестве зловредной. Платон записал о веровании Новикова: «Молю Бога нашего о том, чтобы в мире больше было праведных христиан, похожих на Новикова».

В 1790 в качестве главнокомандующего в Москву попадает князь Прозоровский. Это была невежественная, подозрительная, жестокая личность. Он занимался отсыланием на Новикова доносов, которые спровоцировали вызов в Москву Безбородко для того, чтобы проводить негласное дознание, но к счастью у Безбородька не было оснований преследовать Новикова. В 1792 году Прозоровский получил указ, в котором говорилось о том, чтобы он занялся расследованием, не занимается ли Новиков печатанием запрещенных законом книг и прочего. Прозорский отдал приказ арестовать Новикова.

Еще в полной мере не окончив следствие, императрица выдала указ о том, чтобы Новикова тайно перевели в Шлиссельбургскую крепость, где допросами бы занимался сам Шешковский. В скором времени, а именно 01.08.1792 г. императрица выдала указ, в котором говорилось о том, что Николай Новиков осуждается к тюремному заключению сроком на пятнадцать лет. Его обвиняли в расколе, в обманах корыстного плана, в сотрудничестве с масонами, хотя это не запрещалось, а также в том, что он сотрудничает со многими иностранцами. Обвинения были отнесены не лично к Новикову, а к иным масонам-соучастникам, но заключен был только Николай, хотя в свою очередь он не был главой масонов. Исход дела писателя поразил даже самого Прозоровского: «Мне сложно понять окончание данного дела, акцентировал он внимание Шешковского, - а как же и куда делись сообщники, почему же они не наказаны?»

Кроме этого Карамзин, выразил сочувствие к Новикову в «Оде к Милости», старался отыскать настоящую причину, которая бы осуждала Новикова в обвинениях неофициального характера, и первоочередно решил отметить, раздаваемый голодающим хлеб, и это показалось ему достаточно подозрительным, так как не было информации, подтверждающей факт законно полученных средств на эту деятельность. Вероятнее всего писатель в то время пострадал за деятельность самостоятельного характера. На протяжении 4 лет Новиков находился в заточении, страдал от недостатка питания и лекарственных средств, но заключение было разделено вместе с д-р Багрянским.

Павел I, новый император, сразу же после того как взошел на престол освободил Новикова из заточения. Новиков попал в тюрьму в молодом возрасте, а вышел уже дряхлым и больным стариком. Он отказывается от всевозможной деятельности общественного характера до самой кончины, а именно до 31. 07. (12 .08.1818 года) он безвыездно находился в родном Авдотьине, заботился о своих крестьянах и их нуждах. В родном селении о нем отзывались только добром и правдой.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Новикова Николая Ивановича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Новиков Николай Иванович - знаменитый деятель русского просвещения. Его вклад в просветительскую деятельность огромен. Самодержавие, крепостной режим и все его порождения были Новикову отвратительны. Но выход из произвола и деспотизма он видел в просвещении. Главное средство для решения социальных вопросов и человеческих заблуждений кроется в знании, был уверен Николай Новиков.

Биография

Журналист и просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) родился в родовом имении близ села Бронницы. Некоторое время проучился в гимназии при Московском университете, откуда вскоре был исключен за лень и пропуски занятий. Вместе с ним из гимназии с такой же формулировкой отчислили и будущего фаворита императрицы - Григория Потемкина.

Оставив учебу, Новиков идет на военную службу в Измайловский гвардейский полк. Тот самый, при поддержке которого Екатерина II пришла к власти. Императрица не забыла заслуг верного полка и щедро раздавала награды и чины. Новиков получает первое повышение и тут же выходит в отставку в чине поручика. Больше на государственную службу Новиков не идет.

Журналистская деятельность

Основным занятием Новикова становится журналистика. Новиков издает сатирические журналы, в которых горячо обличает взяточничество и злоупотребление помещичьей властью. Но критика не касается действий императрицы. Журналы имели небывалый успех. Они казались глотком свободы и верхом смелости.

«Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля» - издания выходили один за другим, сменяя друг друга. Куратором и редактором был Николай Новиков (биография и фото выше). Но от авторства отказался по причине своей малообразованности, в чем не стеснялся открыто признаваться. Говорил, к сочинительству он не способен и может принести пользу, лишь издавая чужие сочинения.

Журнальное дело Новикова процветало, в них смело иронизировали по поводу необразованности, высмеивали нравы общества и щегольство. Платой за смелую критику служили щедрые комплименты в адрес Екатерины. Успех сатирических журналов ушел вместе с окончанием войны. Екатерина, потеряв всяческий интерес к острословам, разом закрыла все сатирические журналы.

Исторические документы

После запрета на издание сатирических журналов, Николай Новиков издает первую литературную российскую энциклопедию - «Опыт исторического словаря о российских писателях». Книга эта наделала много шума. Ее восприняли как литературную критику и попытку расставить писателей по «чину». Многие почувствовали себя обойденными.

В это же время Новиков издает исторические материалы. Его опыт был замечен императрицей, и она распорядилась, чтобы все государственные учреждения предоставляли ему беспрепятственно исторические документы. Его предприятие приобрело официальный статус. В результате этого проекта появилась «Древняя российская вифлиофика» (библиотека).

Таким образом, Новиков положил начало трем направлениям издательского дела - энциклопедическим словарям, публикациям исторических источников и сатирической периодике.

Университетская типография

В 1777 году Николай Иванович Новиков (фото выше) начинает выпуск ежемесячного журнала «Утренний свет», доходы от которого идут на поддержание училищ для детей-сирот и детей из бедных семей. В это же время Новиков сблизился с масонами, они-то и были основателями Александровского и Екатерининского училищ.

Журнал публиковал подробные отчеты о пожертвованиях, которые сам же и пропагандировал. В одном из номеров содержится статья о том, как дети добровольно отказались от завтраков и ужинов в течение месяца для того, чтобы передать сэкономленные средства более нуждающимся. Масонские связи помогли Новикову совместить благотворительность и журналистику.

Николай Новиков переселяется в Москву в 1779 году. Арендует университетскую типографию, а заодно и «Московские ведомости». Извлечение прибыли не было самоцелью Новикова, для него важно было воспитание деятельных и образованных людей. Именно для этого Новиков основал «ученое сообщество» и занялся книгоизданием. Они переводили иностранные издания и оплачивали обучение в университете талантливой молодежи.

Николай Новиков распространял свои издания в огромных количествах и создал читающую публику. Их издания отличались большим разнообразием - от немецкой грамматики до христианской литературы. Стараниями новиковского окружения свет увидели сочинения отцов Церкви на русском языке.

К 1784 году «ученое сообщество» во главе с Новиковым открыло еще две типографии в Москве. Целью этих людей было воспитать поколение людей, которые смогут в будущем преобразить страну. Николай Новиков собрал вокруг себя единомышленников и спонсоров, так незаметно сформировалось неформальное дружеское сообщество.

Наказание за просвещение

Деятельность, развернутая Новиковым, привлекла немало завистников. Императрице время от времени жаловались по поводу того или иного происшествия в отношении типографии. Она стала относиться к этому проекту с растущим подозрением. Прежде всего, Екатерина презирала масонов. Во-вторых, ее стала раздражать какая-то новая общественная жизнь, которая явно отличается от того, что было прежде.

Первая общественная организация казалась Екатерине подозрительной. Императрица лишилась покоя и жаловалась градоначальнику, что знает, как справиться со шведами или турками, но ума не приложит, что делать с поручиком. И хотя никакой политической подоплеки в деятельности Новикова не было, его просветительская деятельность и масонство навлекли на него подозрения в вольнодумстве.

В 1792 году над ним и его друзьями было произведено судебное следствие, которое ничего не обнаружило. Однако Новикова приговорили к пятнадцати годам и заключили в Шлиссельбургской крепости. Его современники были в ужасе от расправы, учиненной над книгоиздателем, в его заговорщицкую деятельность никто не верил.

Новикова освободил сменивший Екатерину Павел I. Из заключения вышел совершенно разбитым Николай Новиков, биография этого благородного человека сложилась таким образом, что больше он не занимался общественной деятельностью. Двадцать два года провел в своем поместье и избегал контактов с представителями власти.

Новиков уделял много внимания и проблемам образования. Он считал, что обучение должно вестись таким образом, чтобы в результате дети были счастливы, образованы и полезны. Он подчеркивал важность всестороннего развития ребенка. Не ограничиваясь только книгопечатанием, Новиков открыл бесплатную библиотеку и две школы.

В своей статье о воспитании детей Новиков обращает внимание, что нельзя заглушать любопытство ребенка. Необходимо передавать детям только проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя знания. Предметы обучения подбирать по возрасту ребенка, только те, которые он сможет понять.

Подводя итог, без преувеличения можно сказать, что деятельность Николая Новикова сыграла важную роль в становлении российской педагогики, в образовании и издательском деле.

Известным представителем общественно-педагогического движения второй половины XVIIIв. был Н.И.Новиков.

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НОВИКОВ (1744-1818).

Выдающийся русский просветитель-педагог, книгоиздатель, писатель-публицист.

Возглавил в Петербурге общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ и создание школ для детей непривилегированного населения.

В своих сатирических журналах "Трутень" и "Живописец" помещал статьи на педагогические темы, привлекая внимание общественности к вопросам воспитания. За деятельность, направленную на разоблачение "носителей пороков" и в первую очередь дворянство, чиновничество, придворных, а иногда и царицу, Н.И.Новикова обвинили в вольнодумстве и заточили на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, из которой он был выпущен в 1796 г. Павлом I.

Н.И.Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума", издание которого затем передал известному историку Н.М.Карамзину.

Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.

Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество.

Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.

В журнале "Прибавлений к Московским ведомостям" Н.И. Новиков напечатал статью "О воспитании и наставлении детей". В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалом для сии науки, которую можно назвать педагогикой". Таким образом, Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".



Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749-1802).

Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания. Радищев признавал наличие внешнего мира, его материальность, познаваемость, а официальную церковную идеологию и масонские учения называл мистическими бреднями, напоминающими прежние времена схоластики.

Следует, однако, отметить, что в своем основном философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев все же колебался между утверждением церкви о бессмертии души и наукой, не признающей загробной жизни.

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество.

В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».

В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. «О солнце, - восклицал Радищев, - лучами щедрот своих озаряющее, призри на сих несчастных».

Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное».

Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном Отечества.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. «Если отец в сыне своем видит своего раба, а власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой...» Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.

Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе.

Радищев высоко оценивал взгляды французских просветителей, но в то же время подверг обстоятельной критике их теории о взаимоотношении человека с обществом. Возражая Руссо, который утверждал, что потеря человеком свободы и возникновение неравенства людей есть результат их общественного объединения, он указывал, что в первобытном состоянии люди были «немощны, дебелы, расслаблены» и, только объединившись в общество, стали сильными. Радищев категорически заявлял: «Человек рожден для общежития...» «Да, человеки не разыдутся, как звери». Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми.

Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, «эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, - писал он, - воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему способствовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее».

Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.

Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.

Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние на зарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Париже в период французской буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде распространялось среди деятелей французского Конвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенно велико было влияние Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России.


32. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. В РОССИИ.

В первой половине XIX века в развитии школы и педагогики России наступает важный этап в формировании национальной системы образования. Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Сформированная система государственного образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословного образования. Основным препятствием для развития школы и педагогической науки в таком направлении являлись крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания.

В годы царствования Александра I (1801-1825) в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения.

(1744 - 1818)

Николай Иванович родился 27 апреля (7 мая по новому стилю) 1744 года в селе Авдотьино, под Москвой. Отец его - обедневший дворянин, воевода в Алатыре в чине статского советника. Грамоте Николая учил дьячок, а затем ему посчастливилось несколько лет учиться в гимназии при Московском Университете. Именно там складывалось мировоззрение юноши, окрепло желание прожить свою жизнь с пользой для отчизны. В гимназии Николай Новиков впервые понял значение книги и просвещения. Исполняя долг службы в армии, Новиков в 1762 году стал солдатом Измайловского полка, но будучи хорошо образованным, работал в комиссии по составлению нового военного уложения, вёл протоколы заседаний. Эта работа ввела юношу в атмосферу общественно-политической борьбы эпохи. Это и бесправное положение крестьян, и жестокость помещиков, то есть все пороки крепостничества. У Новикова зрела потребность собственного протеста против насилий, чинимых над русским народом. В 1768 году, в связи с окончанием работы комиссии, Новиков ушёл с военной службы. В 1770 году он поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком, где прослужил всего три года, ушёл в отставку и более на государственной службе не состоял. С 1763 года началась издательская деятельность Новикова. Он выпускает журналы «Трутень» (1769-1770 гг.), «Пустомеля» (1770 г.), «Живописец» (1772-1773 гг.), «Кошелёк» (1774 г.). Здесь его главное кредо - активная деятельная помощь людям по их просвещению. Он находит переводчиков для знакомства широкого круга читателей с лучшими произведениями западных авторов. Новиков мечтает, чтобы люди устремились к совершенствованию. Помогли друзья, единомышленники по Московскому Университету: братья Фонвизины, Херасков, Богданович, Домашнев, Карин, братья Нарышкины и другие. В издательском деле Новиков проявил незаурядное мужество, смелость и находчивость, ведь надо было умело обходить препоны цензуры. В 1779 году Новиков переехал в Москву и развернул поистине небывалое, по тем временам, издание книг и журналов, привлекая к сотрудничеству известных писателей, переводчиков, издателей и книготорговцев. Он полагал, что печатное слово больше всего содействует просвещению. Его влекла активная деятельность, возможность помогать ближнему, просвещать, учить добру, справедливости, любви и милосердию. Николай Иванович был отличным рассказчиком, добрым, душевным человеком, легко сходился с людьми. Это был человек больших духовных накоплений, умелый и находчивый, внимательный и наблюдательный. Там, где других подстерегали неудачи, он с честью выходил из затруднений. Так один за другим выходили в печать его сатирические журналы с 1769 по 1774 год. Он обличал в них крепостничество, пошлость окружающей жизни, призывая людей быть самоотверженными патриотами, пробуждал в них гражданский дух и совесть, т.е. взывал к самым лучшим качествам, стараясь разбудить их сердца.

Новиков основал книжную торговлю в 16-ти городах России, создал две школы для детей ремесленников, крестьян и мелких торговцев. Организовал бесплатную аптеку, библиотеку - читальню. В 1787 году занимался организацией помощи голодающим крестьянам

Очень многогранна деятельность Н. И. Новикова, до сих пор она мало изучена. Он был и писателем, и историком, критиком и философом, сатириком, драматургом и книгоиздателем. При жизни и после его ухода было много клеветы, но сохранились свидетельства лучших людей того времени: Белинский, Герцен, Чернышевский и Добролюбов неоднократно выступали в защиту Новикова, указывая на его большое значение в истории русской литературы и общественной мысли, призывая к изучению его творчества. И только в советское время, в 1951 году вышло первое собрание избранных сочинений Новикова.

Выступая против крепостничества, Новиков настроил против себя Екатерину II. По её приказу за Новиковым была установлена слежка, она считала его «умным и опасным» человеком. В 1792 году по указу Екатерины II Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость, где провёл целых 15 лет, но, вступив на престол, Павел I-ый освободил Новикова в 1796 году, запретив при этом заниматься издательской деятельностью, также не удалось возобновить её и при Александре I. Тяжело больной, без средств к существованию, в последние годы жизни Николай Иванович не мог уже заниматься литературным творчеством, но до конца земной жизни оставался верен своим убеждениям. Он ушёл с земного плана 31 июля 1818 года в возрасте 73 лет после перенесённого инсульта.

Основные мысли Н. И. Новикова

Большое значение имеют работы Новикова по истории. Он явился достойным продолжателем дела Ломоносова. Новиков был членом масонской ложи, последователем Бёме и Сен-Мартэна, он верил в братство всех людей, которые встали на путь совершенствования под влиянием нравственно-философских учений, «полезных книг и полезных дел». Масонство пришло в Россию в 30-х годах 18 века из Англии. Масонские ложи образовались сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге. В 70-80-ые годы в стране насчитывалось около 100 масонских лож с 2500 членов. Новиков вступил в масонскую ложу в 1775 г. в Петербурге, где была «Белая ложа» мартинистов. Это была школа истинного гуманизма, которая развивала творческие способности. Книга Сен-Мартена «Об ошибках и истине» была опубликована на русском языке в 1785 г. Многие переводы сочинений Якоба Бёме распространялись в рукописях и лишь некоторые из них были напечатаны. Под истинным христианством масоны понимали развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним. Е. И. Рерих так писала о масонах того времени: «Все достойнейшие представители и лучшие умы ее, как Новиков, кн. Кудашев, Суворов, Голенищев-Кутузов, светлейший кн. Смоленский, Грибоедов, Пушкин, Херасков, Бакунин и др., - были масонами», - Письмо от 12.12.1934 г. В том же письме Елена Ивановна писала, что следует изучать масонство - чем оно было и чем стало сейчас. Речь идёт о затемнении масонства уже с 19 века. «Ознакомившись с первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственному кодексу его. Нужно бороться с косностью и невежеством, с тёмным сознанием, с ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание. Ведь жизнь питается только высокой мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведёт к разложению… Мысль ограниченная является проводом для тёмных проявлений. Потому мысль может развиться в великое напряжённое начинание или может разрушить каждое начало».

Новиков особенно активно участвовал в распространении идей Сен-Мартэна, издавал книги, редактировал масонские периодические издания, организовывал библиотеки. Новиков в своём мировоззрении приближался к идеалам масонства, взяв из них самое лучшее. Н. И. Новиков выражал лучшие идеи белой масонской ложи. Так из прошлого он протягивал нам руку помощи - тем, кто ещё не понял, что человек создан для того, чтобы «добродетель являть». Государство - это большое сообщество людей, где всё должно быть во благо, богатый должен помогать бедному. Новиков проповедовал необходимость нравственного и духовного совершенствования человека, осуждал злоупотребления в области светской и духовной жизни.

Основные его взгляды:
1. Добропорядочен тот, кто воспринимает 10 заповедей Христа по сути и применяет их в жизни.
2. Новиков выступал против схоластической школы, против догматизма. Он писал: «Разум дан человеку, чтобы служить людям».
3. Просветительство должно быть главным делом и должна быть добрая воля людей воспринять и осознать полученные знания. Человек должен «являть добродетель».
4. Нравоучение - есть полезнейшая наука, это учение о нравах. Нрав - отражение нашего характера, а характер - отражение нашего духа. Таким образом, нравоучение - есть наука о полноте выражения духа. Новиков пишет о том, что настоящий труд - для высокого, среднего и общего нравоучения, то есть по разной степени выражения духа. Он старался дать знания по сознанию.

Из всего выше сказанного, мы видим, что Новиков - истинный последователь Христа, Бёме, то есть он исполнял волю Великих Учителей, идеи Братства. Он знал о бессмертии духа, поэтому так самоотверженно и беззаветно служил людям, являл добродетель на деле. Он понимал, чтобы претворять в жизнь 10 заповедей Христа, нужно овладеть определённой системой знаний, необходимо знать общие законы развития и общества. Поэтому он и занимался просветительством, старался донести до людей лучшие книги. Большое значение Новиков придавал издательской деятельности и публицистике. Он выпускал журнал «Утренний Свет», который выражал лучшие взгляды масонов того времени. Журнал выходил ежемесячно с сентября 1777 года по август 1780 года - сначала в Санкт-Петербурге, а с мая 1779 года и параллельно в Москве. Это было нравственно-религиозное издание с философским уклоном, где читателям предлагалось на только верить, но и размышлять об основаниях своей веры. Впервые в русской журналистике «Утренний Свет» провозгласил самым важным и необходимым делом - внимание к человеку, к отдельной личности, к её развитию и совершенствованию. «Своим предметом авторы видели добродетель, благоденствие и счастье человека».

Таким предстаёт перед нами Николай Иванович Новиков - великий просветитель, истинный гражданин России, писатель-сатирик и учёный-философ, публицист и книгоиздатель, он постоянно и самоотверженно трудился на общее благо, для ускорения роста сознания человечества, он исполнял волю Братства на Земле.

Ирина Турыгина, 2013 г.

Использованная литература:
1. Билевич. Н. Николай Иванович Новиков, М., 1948
2. Вернадский, Г.В. Николай Иванович Новиков, М., Наука и школа, 1918
3. Новиков Н. И. «Избранные произведения»
4. Рерих Е. И. Письма в 2-х тт.



Публикации по теме