Создание издательских оригиналов карт. Гравирование

Сущность процесса гравирования заключается в переносе на деталь в определенном масштабе изображения, воспроизведенного в трафарете с шаблона с помощью режущего инструмента, укрепленного в рабочей головке гравировального станка.

Основными элементами гравировального станка являются два стола – на одном располагают шаблон – на другом – заготовку, и пантограф – устройство точной механической передачи движения от передвигающегося по шаблону щупа к вращающемуся резцу. В результате на заготовке воспроизводится рисунок, подобный шаблону. Изображение может быть уменьшено или увеличено в зависимости от отношения плеч пантографа.

Площадь знака при гравировании формируется в виде впадин определенной конфигурации.

Режущим инструментом для нанесения знаков на станках с пантографом являются резцы-фрезы. Резцы изготавливают из углеродистой инструментальной стали марок У10, У12, быстрорежущей стали марки Р18, твердого сплава Т15К6.

Форма рабочей части резца фрезы определяется требуемой формой обозначений.

Фотогравирование

Фотогравированием можно наносить изображение на основание из любых материалов. Применяют два способа:

    Фотопечатание;2Фотохимический.

Фотопечатный способ состоит в том, что изображение с негатива путем светокопирования переносится на заготовку, покрытую фотоимульсией. Подготовленные заготовки укладывают на копировальную установку слоем эмульсии вверх, на нее укладывают выполненные фотографическим способом негатив и включают освещение.

После экспонирования заготовки помещают в ванну с раствором анилиновой краски на 1–2 минуты (~25 г/л). Окрашенные заготовки проявляют в холодной воде. Необлученные участки эмульсии вымываются и на поверхности заготовки остается окрашенное изображение.

Фотохимический способ во многом аналогичен фотопечатному, но отличается от него тем, что можно получить рельефное изображение на заготовках из алюминия, латуни или стали. Рисунок может быть получен в виде выступов основного металла на стравленном и окрашенном поле шкалы или в виде впадин, которые затем окрашиваются краской необходимого цвета.

Процесс нанесения рисунков и надписей при фотохимическом способе состоит из следующих операций:

– подготовка поверхности заготовки;

– нанесение светочувствительной кислотостойкой эмульсии;

– нанесение рисунка на эмульсию путем светокопирования;

– проявление рисунка;

– закрепление рисунка в муфельной печи при t=300–400 C;

– электрохимическое или химическое травление мест заготовок, не защищенных кислотоупорной эмульсией;

– отделочные операции и т.д.

Получение выпуклых или вогнутых изображений зависит от того, засвечивается при экспонировании изображение или фон.

Нанесение надписей литографическим способом и декалькоманией

Литографический способ применяется для нанесения рисунков на металлические и стеклянные основания.

Для этого способа нужны клише, представляющие собой алюминиевую или латунную пластину с выпуклым изображением. Изготавливают клише фотографическим способом, только более тщательно подготавливают поверхность, так как от этого зависит точность будущих отпечатков.

Краску наносят на клише, а затем с клише переносят на заготовку, после чего заготовка сушиться и при необходимости проходит дополнительную обработку.

Достоинством литографического способа изготовления шкал и рисунков является высокая производительность, а недостаток – более низкая точность, чем при гравировке и фотохимическом способе.

Декалькомания представляет собой перенесение или перевод маркировок с промежуточной бумажной или пластиковой подложки. При декалькомании изображение печатается на специально загрунтованной клеевым слоем бумаге типографским способом. Для перевода изображения переводное основание увлажняют или разогревают, в результате чего клеевой грунт растворяется, а красочная пленка переходит на поверхность подложки из металла, стекла, картона и т.п. Методом декалькомании можно наносить сложные многокрасочные маркировки.

Гравирование


К атегория:

Художественная обработка металлов

Гравирование

Гравирование - один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов (кости, дерева, камня и др.). Его сущность - нанесение линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца. За многие тысячелетия своего существования гравировка проникла в самые различные области производства, как художественные (ювелирные украшения, гравюры), так и чисто технические, например производство точных измерительных инструментов и приборов (нанесение делений, градуировка и оцифровка микрометрических и нониусных шкал и т. п.).

В технологии художественного граверного мастерства можно различать:
– плоскостное гравирование (двухмерное), при котором обрабатывается только поверхность.
– обронное гравирование (трехмерное).

Плоскостное гравирование

Этот прием широко распространен в художественной обработке металлов. Его назначение -декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка или узора или сложных портретных, многофигурных иЛи ландшафтных тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия (рис. 1).

Возможности плоскостного гравирования очень широки- это рисунки, графические работы, выполненные резцом на металле, еще более тонкие и совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом или даже пером.

К плоскостной гравировке (называемой также «гравировкой по глянцу» или «гравировкой для вида») относится и гравировка под чернь, которая в технологическом отношении отличается от

обычной только тем, что она выполняется несколько глубже, а затем выбранный внутро рисунок заполняется чернью (рис. 2).

Технология плоскостного гравирования. Весь процесс плоскостного гравирования включает следующие операции.

Подготовка рисунка. Рисунок для перевода на металл выполняют на бумаге в натуральную величину в линейной манере. Все тональные или теневые переходы даются штрихом или точками (пунктиром).

Подготовка металла. Поверхность металлической пластины (или изделия), на которой надо выполнять гравировку, должна быть соответствующим образом подготовлена. Основная задача подготовки - сделать поверхность чистой, ровной и гладкой. Все случайные риски и Царапины тщательно удаляют путем шлифовки. Затем поверхность обрабатывают мелкой шкуркой и пемзой.

Поверхность должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной), так как излишний блеск слепит глаза и затрудняет работу. Если необходимо иметь гравированный рисунок на полированном поле, полировку фона осуществляют после гравировки рисунка.

Рис. 1. Серебряный гравированный стакан Конец XVII в. Мастер В. Андреев. Москва. Государственная Оружейная палата

Перенос рисунка на металл. Для переноса рисунка на металл поверхность пластины или изделия покрывают тонким слоем белой акварельной краски (или жидко разведенной белой гуашью). Краске дают высохнуть и на нее переносят рисунок или от руки тонко отточенным карандашом, или через копировальную бумагу, обводя линии рисунка также тонко отточенным твердым карандашом. Полученный рисунок покрывают спиртовым лаком или нитролаком, чтобы он не стирался при работе.

Приспособления для гравирования.

Шрабкугель представляет собой сплошной чугунный шар диаметром около 130 мм и массой до 15 кг, у которого сверху срезан сегмент. На круглой площадке имеется прямоугольный паз, а в одной из двух стенок паза сделаны отверстия с резьбой, в которые вставлены прижимные винты. Изделие, подлежащее гравированию (или доска с прикрепленной к ней заготовкой), укладывают в паз и прочно прижимают винтами к противоположной стенке паза.

Колодки изготовляют из массивных стальных или чугунных брусков, снабженных специальными раздвигающимися губками. Гравируемый предмет закладывают между губками и прочно зажимают винтами. Чтобы доска с прикрепленной к ней пластиной или колодки удобно и устойчиво лежали на верстаке и в процессе работы легко поворачивались, под них подкладывают кранц - специальную тяжелую кожаную или парусиновую круглую подушку диаметром 150-200 мм, туго набитую песком. Под шрабкугель для удобства работы подкладывают специальное кожаное кольцо. Кранцы придают устойчивость и маневренность (поворот) лежащим на них приспособлениям при работе резцом, а также поглощают шум от ударов при работе зубилом.

Граверный инструмент и его употребление.

Рис. 2. Чернь по серебру

Хороший резец должен удовлетворять следующим требованиям:
а) он должен быть сделан из первоклассного материала;
б) отшлифован и хорошо заточен.

Обычно используют резцы, которые изготовлены из высококачественной тонкоструктурной стали. Если необходимо изготовить инструмент твердый, с малым износом, то лучше всего для этого взять сталь серебрянку или быстрорежущую сталь; резцы также делают из стали марки У7 и У8. Резцовые заготовки поступают на производство в виде стальных прутков с главными поверхностями (верхняя, нижняя, боковые и лобовая).

Различают следующие основные типы штихелей:

Острый резец (шпицштихель) (рис. 3, а, б). Его боковые стороны слегка выгнуты наружу, ширина по верху 1 - 4 мм, угол между боковыми поверхностями может варьироваться. Это наиболее употребительный тип штихеля; он служит для выполнения большинства граверных операций: оконтуривания рисунка, подрезки углов в шрифтовых работах (особенно рукописных, всевозможных подправок и подчисток и т. п.).

Мессерштихель - ножевой резец (рис. 3, в). Его поперечный разрез соответствует остроугольному треугольнику. Им можно достичь волосяных линий большой глубины: на полоске шириной 1 мм им можно провести до 10 линий.

Фасетштихель - фасетный резец (рис. 3, г). У него боковые стенки параллельны, а режущие поверхности встречаются под углом 100°. Ширина спинки 1,5- мм- Им можно проводить линии относительно широкие и незначительной глубины.

Рис. 3. Виды штихилей: а - узкий шпицштихель; 6 - широкий шпицштихель; в - мессерштихель (ножевой штихель); г - фасетштихель; (фасетный штихель); д-юстир-штихель (котировочный штихель); е - флахштихель с широкой спинкой; ж - то же, с узкой спинкой; 3 - болшти-хель с широкой спинкой; и - то же, с узкой спинкой; к - фаденштихель (нитяной штихель)

Юстирштихель - котировочный резец (рис. 3, с). Его выгнутые боковые стороны на поперечном сечении образуют острый овал; применяют для юстировки оправных царг, для того чтобы облегчить вставку камня в ювелирное изделие. Поверхность среза шлифуется косо по отношению к главной оси.

Флахштихель - плоский резец (рис. 3, е, ж). Спинка и полотно этого резца всегда параллельны; в зависимости от положения боковых сторон спинка может быть шире или уже полотна. Ширина полотна от 0,2 до 5 мм; используют не только для нанесения широких и плоских линий; незаменим для ювелиров при доработке и монтировке украшений, выравнивании плоскостей и т. п.

Болштихель - полукруглый резец (рис. 3, з, и). Полотно может быть уже или шире спинки, но оно всегда полукруглое; ширина полотна от 0,1 до 5 мм; применяется для строгих шрифтов различной ширины, при гравировании углублений, при круглой и полукруглой выборке, а также для доработок украшений.

Фаденштихель - нитяной резец (рис. 3, к), похож на плоский резец. У него на полотне устроено множество продольных желобков; его применяют для декоративных поделок и для оживления рисунков. Штихели различаются не только по форме рабочей части, но и по характеру и углам заточки, а также по их размерам (номерам).

При гравировании на вогнутых поверхностях или в углублениях применяют гнутые штихели. Для приготовления гнутых штихелей тот или иной штихель нагревают в средней части докрасна и изгибают до необходимой кривизны. Иногда штихелям придают двойную кривизну, но оба изгиба обязательно должны лежать в одной плоскости.

При работе штихель держат в правой руке, в кулаке, так, чтобы его рукоятка упиралась в ладонь, а большой и указательный пальцы поддерживали штихель в рабочем положении. При этом локоть находится на весу и опорой руки служит только большой палец, который в то же время является как бы тормозом и ограничивает проскальзывание штихеля вперед. В то же время указательный палец регулирует силу нажима на ребро штихеля и направляет его по линиям рисунка. Штихель ведут всегда только по прямой линии справа налево, проталкивая его вперед небольшими участками.

При гравировании кривых линий и закруглений поворот штихеля допускается лишь в небольших пределах, а все изгибы линий в соответствии с рисунком осуществляет левая рука, которая поворачивает заготовку, закрепленную в шрабкугеле (или колодке), навстречу резцу. Штихель должен быть хорошо и правильно заточен. Чем мягче металл, тем угол резания делают меньше (острее). При резании мягких материалов (дерево) угол равен 45°; для стали он достигает 60-65°. Тупым штихелем работать нельзя - он соскакивает с металла и легко может поранить левую руку, которая постоянно находится перед штихелем. Кроме того, тупой штихель, соскальзывая с металла, портит работу. Острый штихель легко режет металл и берет нормальную стружку не более 0,1-0,2 мм.

Для плоскостного гравирования пригодны почти все металлы и и многие неметаллические материалы (кость, дерево, пластмассы, некоторые мягкие породы камня, янтарь и др.). Из металлов лучше всего поддаются гравированию латуни, томпак, пробное серебро, некоторые стали. Хорошо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы; хуже гравировать на чистом золоте, чистом серебре и платине, а также на чистом алюминии.

Иногда для обогащения рисунка на серебряных и золотых изделиях совместно с гравированием применяют травление. Для этого изделие покрывают кислотоупорным лаком, на котором стальной иглой наносят рисунок так, чтобы только снять (процарапать) лак и обнажить поверхность металла, затем изделие травят кислотой. Для травления серебра применяют разведенную азотную кислоту, а для золотых изделий - разбавленную водой царскую водку. После травления лак удаляют скипидаром.

Обронное гравирование

Обронное гравирование (трехмерное) - способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла; кроме того, в обронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон углублен, снят); углубленное (негативное) гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутро.

В современных условиях художественное гравирование применяется с различными целями. В одних случаях обрабатывают непосредственно поверхность изделия и получают художественное произведение (декоративные предметы, ювелирные изделия и т. п.). В других случаях изготовляют инструменты или приспособления, которыми потом производят художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати, гравирование ситценакатных валов, багетных роликов, конгревных досок, клейм для тиснения, пуансонов и матриц для штамповки, пресс-форм для литья и т. п.

Следует отличать ручное гравирование (ручными инструментами) от механического, которое осуществляется посредством различных приспособлений и гравировальных машин, которые, в свою очередь, делятся на два типа; в одном случае гравер сам управляет движением резца, в другом - резец передвигается при помощи специального шаблона, автоматически.

Обронное гравирование по сравнению с плоскостным в современных условиях применяют гораздо шире и чаще. Это объясняется тем, что оно служит для изготовления приспособлений, которыми репродуцируются художественные изделия в серийном порядке. Это штампы, пресс-формы и т. п.

Изготовление обронной техникой уникальных изделий по оригиналу художника сейчас применяется редко. Обронное гравирование более трудоемкий процесс по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняют рельеф (или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта работа, естественно, требует снятия значительно большей массы металла с заготовки.

Поэтому кроме штихелей при обронной работе применяют зубила, так как рубить металл значительно легче и скорее, чем резать его штихелем.

Зубила представляют собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной от 120 до 150 мм. Рабочий конец отковывают и опиливают по форме того или иного штихеля. В соответствии с этим различают: спицзубило, фляхзубило и болзубило. Рабочий конец закаливают с последующим отпуском. Кроме зубил и штихелей к граверному ручному инструменту относятся: керн (или кернер), применяемый для разметки (от слесарного керна отличается большим углом заострения); сечки - плоские зубила различной ширины с заточкой на одну сторону; чеканы - стальные стержни с различными рабочими концами для выравнивания фона и набивки фактуры. Форма граверных чеканов сходна с чеканными (см. «Чеканка»), но они обычно более массивны, так как работают ими в основном по стальным заготовкам, при отделке штампов и пуансонов.

Пуансоны. Их изготовляют обычно из прутков квадратной инструментальной стали толщиной 6, 7 и 10 мм с соответствующей длиной 65, 85 и 100 мм. Изготовлять пуансоны большей длины нерационально, так как они получаются менее устойчивыми вследствие вредных вибраций и от сильных ударов могут сгибаться. Рабочему концу пуансона придают небольшой конус, а на торцовой площадке гравируют букву или цифру, а также ее отдельные части в позитивном или негативном изображении (т. е. наружу или внутро).

От обычных пуансонов отличаются так называемые зеки. Это пуансон, сделанный по форме буквы, но с таким расчетом, чтобы на его рабочей поверхности получились выпуклыми те места, которые в букве или цифре должны быть вдавленными, углубленными (выбранными). При работе такая зека ставится на то место заготовки, где должна быть отгравирована буква. При ударе по зеке молотком металл под ней оседает, после чего остается выгравировать только наружные очертания буквы,что значительно легче. Разновидностью пуансона являются так называемые маточники, на торце которых гравируется не буква или цифра, а часть рельефа или элемент орнамента. При обронных работах применяют также рифлевки и надфили различных профилей.

При работе пуансоном заготовку, так же как и при плоскостном гравировании, укрепляют в шрабкугеле или колодке, под которую подкладывают кранц.

При мелкой работе пользуются лупой, укрепленной на специальном штативе. Очень важно, чтобы заготовка во время работы была хорошо освещена дневным или вечерним светом.

Процесс обронного гравирования складывается из следующих операций:
1) подготовительные операции;
2) выполнение гравирования. Для выполнения обронных работ, так же как и для плоскостных, подготавливают рисунок, который в этом случае снабжают разрезами с характеристиками рельефа (высота, количество планов и т. п.) или сечением объемов. Однако ограничиться только рисунком в обронных работах нельзя. Необходимо иметь модель, т. е. копию авторского оригинала, выполненную в гипсе (или в крайнем случае в пластилине или воске).

Перевод рисунка на металл производится одним из следующих способов:
1. Поверхность заготовки покрывают белой акварельной краской и на ней от руки с предварительной разметкой или с помощью циркуля и линейки воспроизводят рисунок.
2. На заготовку, покрытую белой краской, наносят тонкий слой воска (или пластилина). Затем подготовляют рисунок, выполняя его карандашом на кальке. При переводе рисунка надо учитывать, каким он должен быть на металле - прямым или обратным (зеркальным). Зеркальный рисунок необходим при гравировании печатей, факсимиле и других работ, предназначенных для получения с них оттисков. Скопированный на кальку карандашный рисунок накладывают на заготовку лицевой поверхностью вниз и притирают рукояткой штихеля. Затем осторожно отдирают кальку и на восковой поверхности остается хорошо заметный отпечаток карандашного рисунка.

Выполнение гравирования. Гравирование производят различно в зависимости от того, выполняется ли выпуклый (позитивный) оброн или углубленный (негативный), при котором работа ведется внутро. При выпуклом оброне после нанесения рисунок оконтуривается стальной иглой или спицштихелем, чтобы не сбить его во время дальнейшей работы. Затем вокруг рисунка выбирают первую стружку. Эту работу проводят внимательно, чтобы неосторожным движением не испортить рисунка. В некоторых случаях штихелю придают уклон, чтобы создать конусность вертикальным стенкам.

Следующей операцией является выборка фона; его выбирают (режут или рубят) флахштихелем или флахзубилом. При глубокой выборке или при гравировании закруглений применяют болштихель или аналогичной формы зубило. После вырубки всего поля до необходимой глубины приступают к обработке рельефа, который режут или рубят соответствующими штихелями или зубилами. Кроме того, используют рифлевки, надфили и чеканы.

Для ускорения работы при гравировании повторяющихся элементов или для выполнения особенно мелких и сложных деталей применяют пуансоны, зеки и маточники, которые предварительно изготовляют, исходя из рисунка и характера работы.

При углубленном оброне на отшлифованной поверхности заготовки вычерчивают наружный контур рельефа и обводят его спицштихелем. После этого приступают к вырубке металла внутри очерченного рисунка. Рубку осуществляют зубилами различной формы, “убить в глубину следует очень осторожно с частыми проверками и сравнениями с оригиналом. Проверку производят следующим образом: в предварительно увлажненную вырубленную форму втискивают кусок размягченного пластилина и полученный оттиск сравнивают с оригиналом, по которому ведут работу. Основные глубины измеряют штангенциркулем или проверяют шаблоном.

В процессе отделки небольшое количество оставленного металла снимают, а часть металла садится, уплотняясь под ударами чеканов и пуансона. После окончательной отделки (шлифовки и полировки отдельных участков) слепок становится тождественным модели и она полностью плотно входит в углубленный оброн.

Для подчистки и подрезки на дне углублений применяют гнутые штихели и рифлевки. Чтобы не испортить край, применяют специальную подкладку из плотного дерева или металла (латуни) размерами 100X10X1,5 мм, края у которой полукругло спилены.

В настоящее время при изготовлении стальных штампов и пресс-форм для облегчения работы гравера часто применяют предварительную грубую выборку металла на фрезерных станках или отливку прецизионным (точным) методом всей матрицы или пресс-формы. В последнем случае граверная работа сводится только к зачистке и отделке полости штампа, что значительно ускоряет и облегчает процесс работы.


Основная технологическая схема подготовки к изданию карты включает следующие этапы:

1.Редакционно-подготовительные работы

Составление проекта карты -техническое задание (ТУ);

Изучение района картографирования;

Сбор, анализ, систематизацию дополнительных картографических и литературно-справочных

материалов;

Определение технологиии написанииредакционно-технических указаний(РТУ);

2. Под­готовка основного картматериала

Монтаж и фотокопировальные процессы;

3. Воспроизведение копии составительского оригинала в соответствии с красочностью издания(если

основным картматериалом является составительский оригинал )

Гравирование элементов содержания;

Копировальные процессы (получение промежуточных штриховых позитивов и необходимое

количество их голубых копий для изготовления масокзаливочных элементов );

Оформление подписями,условными знаками промежуточных штриховых позитивов; изготовление

масокна голубых копиях;

Копировальные процессы (получение комплекта оригинальных позитивов - штриховых и масок );

4. Самокорректура

5. Корректура

6. Приемка комплекта расчлененных оригинальных позитивов

7. Копировальные процессы (получение комплекта совмещенных издательских позитивов в соответствии с

красочностью издания)

Сущность метода заключается в том, что вместо вычерчивания рисунок,скопированный в виде абриса на поверхность гравироваль­ ного слоя прорезается) с помощью специальных приборов(т.е. механическое удаление съемного слоя на непрозрачном пластике по рисунку – получение негативного изображения).

Разнообразие способов гравирования определяется качеством пластика,свойствами гравировальных покрытий и характером грави ровальных средств.

В зависимости от характера воздействия на гравировальное пок рытие все способы гравирования разделяются на контактные и бескон тактные.

К контактным способам относятся те, при которых картографичес­ кое изображение на основеформируется непосредственным воздейст­ вием гравировальных средств на гравировальное покрытие. В эту груп­ пу входят механический, химический и электротепловой способы.

К бесконтактным способам относятся такие,при которых карто графическое изображение формируется с помощью различных видов лу чистой энергии - светового излучения,в том числе лазерного, ульт-звуковых волн, инфракрасных лучей.

По виду картографического изображения,получаемого в результате
гравирования, все способы делятся на негативные,позитивные, нега­ тивно-позитивные.

Механический способ гравирования в недавнем прошлом являлся основным в современ­ ном картографическом производстве. В результате гравирования на ос­ нове с оптически плотным гравировальным покрытием образуется нега­ тивное картографическое изображение. Поэтому способ и называется негативным.

Для получения позитивного изображения гравирование выполняется по светлому неактиничному гравировальному слою, нанесенному на не прозрачный (черный) пластик.

Разнообразие способов гравирования определяется качеством полимерных материалов (пластика), свойствами гравировальных покрытий и характером гравировальных средств. Полимерные материалы, применяемые в картографическом про­изводстве играли одну из решающих ролей при подготовке карт к изданию.

Методика подготовки карт к издание неразрывно связана с технологией этого этапа создания карт. На протяжении многих лет совершенствовалась технология подготовки карт к изданию, видоиз­менялась и методика. Методика по существу призвана обеспечивать качественное выполнение любого технологического процесса. Каждый из них имеет свою методику. Чем сложнее этот процесс и чем важ­нее он для создаваемой карты, тем большее внимание уделяется ме­тодике его реализации.

При подготовке карты к изданию можно вы­делить важные в методическом отношении такие технологические процессы:

Подготовительные работы;

Гравирование оригиналов и оформление их подписями;

Изготовление оригиналов заливочных элементов;

Изготовление комплекта оригинальных диапозитивов.

Но даже среди этих важных процессов наиболее важным для создания содержания карты и самими сложными, трудоемкими по осуществлению являются процессы гравирования, оформления оригиналов, а также изготовление оригиналов заливочных и фоновых элементов карты. Поэтому и в пособии большой упор сделан на методику выполнения этих процессов.

Методика подготовительных работ направлена на обеспечение высокого качества последующих этапов подготовки карт к изданию. В процессе подготовки этих работ собирается и анализируется исходный картматериал и на основании анализа основного и дополнительного материала принимается та или другая технологическая схема подготовки карт к изданию. На этом этапе осуществляется подготовка картографических материалов, а также технических средств и материалов. В частности включают подготовку гравировальных основ, пластика и фотопленки, а также получения абрисного (или расчлененного) изображения на гравировальных основах. При использовании составительского оригинала на прозрачной основе изображение получают на контактно-копировальном станке, а при непрозрачной основе - выполняют его фотографирование. При этом размеры негатива не должны отличаться от теоретических более чем на0,2 мм. Это связано с тем, что все последующие копировки делаются контактным способом и допущенные ошибки в размерах листа карты устранить будет невозможно.

Абрисное изображение на гравировальной основе получают, как правило, двумя способами:

1)окрашиванием подложки (крашением основы); 2)вымывным рельефом.

Способ окрашивание положки дает более четкое и устойчивое к механическим воздействиям изображение. Поэтому в случае получения негатива необходимо изготовить с него диапозитив. Использование при этом бессеребряной пленки "фотоконт-прозрачный" позволит значительно сократить затраты на применение серебросодержащих фотоматериалов, повысит качество получаемого изображения и сохранит стабильность размеров.

Анализ методики гравирования оригиналов позволит определить что при гравировании отрабатываются щтриховые оригиналы (контур, гидрография, рельеф и т.д.). Эти оригиналы должны полностью воспроизводить содержание первичных составительских оригиналов и строго соответствовать требованиям руководящих документов. Если оригиналы изготавливаются одновременным составлением и гравированием, они кроме того, должны удовлетворять по содержанию требованиям, предъявляемым к картам данного масштаба и назначения.

При механическом гравировании оригиналов применяются специальные гравировальные приборы, инструменты и приспособления. Приемы гравирования карт на слоях, наносимых на прозрачную основу (полимерную), отличаются от приемов, применяемых при картографическом черчении, поэтому потребовалась разработка и изготовление инструментов, а также принадлежностей и оборудования. Опыты по гравированию при помощи режущих инструментов и приспособлений позволили установить некоторые особенности и определить требования к ним.

Ко всем инструментам и приборам предъявляются следующие требования:

Инструменты должны полностью удалять гравировальный слой с рисунка не повреждая поверхность слоя на других участках и не царапая пластик, а также обеспечивать постоянство толщин и четкость границ гравировальных элементов;

Инструменты должны быть удобными в работе, легко и быстро перемещаться по поверхности оригинала и не заслонять своим корпусом абрисный рисунок.

В результате гравирования карты, должен получится совершенно прозрачный штриховой рисунок, поэтому гравировальный слой с прорезаемых элементов должен удалятся полностью.

Гравировальные приборы, инструменты и приспособления :

1.Прибор для гравирования линий ГПЛ с набором резцов к нему;

2.Электрический кронциркуль ЭК с набором резцов к нему;

3.Горизонтальный гравировальный пантограф ГГП;

4.Прибор для гравирования знаков строений ГПС;

5.Штриховальный прибор ШП;

6.Гравировальная тележка ГТ;

7.Универсальный гравировальный прибор УГП-2;

8.Малая гравировальная тележка МГТ - 2;

9.Наборы металлических и пластмассовых трафаретов;

10. Гравировальные ручки;

11.Точильный комплект ТК;

Этот комплект позволял гравировать все содержание общегеографических карт масштабов от 1:10 000 до 1:1000 000, а также мелкомасштабных географических и тематических карт.

Гравировальные инструменты, применяемые в зарубежном картографическом производстве не отличались по своим конструктивным замыслам от отечественных инструментов.

Из выше описанного мы видим, что так сказать классическая технология подготовки карт к изданию очень затратная, требует большого количества дорогостоящих материалов (пластика, фотопленки, растворов), большинство которых уже и не производится,а также очень трудоемкая при использовании ручного «дедовского» труда. Хочется отметить, что она не позволяет оперативно редактировать и обновлять карту, в связи с необходимостью тех же материалов.

В настоящее время существует много графических программ для ПЭВМ, с помощью которых быстро, качественно, с полноценной цветовой гаммой,с минимум использования расходных материалов картографическое произведение выходит в «свет», но основные принципы работы картографов не изменились.

graver - вырезать на чём-либо) - нанесения рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхности металла, камня, дерева, стекла. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым. В качестве резца используют: штихель, бор (фреза) а в некоторых случаях лазер , на металле и стекле применяется и травление кислотами. Лазерная гравировка позволяет добиться чёткого нанесения на материал букв или рисунка, делать острые углы, наносить рисунки различной плотности. Наиболее характерным примером гравировки являются нанесение надписи на предметах таких как карманные часы, оружие, браслеты , зажигалки. Применяется в ювелирном деле.

Следует строго разделять использование гравирования , как промежуточного технологического процесса - в печатной графике, и собственно - гравировку (где также именуется сам процесс,- в отличие от вышеназванного, гравировкой работа на печатной форме профессионалами никогда не называется - обычно говорится: «нарезать гравюру»), которая сама по себе считается законченным произведением или элементом, деталью такового, с завершением работы гравёра, резчика.

Тем не менее, следует признать, что элементы техники, как и значительная часть инструментов, пришли в гравюру именно из ювелирного искусства, из методики обработки металла, резьбы по дереву - из гравировки, издревле применявшейся при изготовлении накладных украшений оружия, или непосредственно - на самих мечах, алебардах, доспехах и т. д, - в украшениях ювелирных самих по себе. Коренное различие кроется в понимании задач: в гравюре, как в станковом виде изобразительного искусства - обусловленных потребностью получения качественного, выразительного оттиска, - по замышляемым художником пластическим характеристикам, а в прикладном искусстве - характеристиками этими должно обладать само изделие.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Гравирование" в других словарях:

    Искусство гравировать (см. это сл.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАВИРОВАНИЕ искусство вырезывать копию с данного рисунка или к. н. изображения на металлах, камне и дереве с тем, чтобы потом… … Словарь иностранных слов русского языка

    Меццо тинто, вырезание, гравировка, ксилография, гильоширование, лавис Словарь русских синонимов. гравирование сущ., кол во синонимов: 13 вырезание (15) … Словарь синонимов

    гравирование - ия, ср. graver, нем. gravieren. 1. Гравирование или резьба по меди. Крафт Физ. 34. За гордирование <так> медной дощечки для русских визитный карт 6 рублей. Приходно расходная кн. А. Б. Куракина. // ЩС 3 327. Обыкновенно в начале… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ГРАВИРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; несов., что. Воспроизводить рисунок или надпись, вырезая их на каком н. твёрдом материале или вытравливая. Г. портрет. Г. на меди. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Гравирование - процесс изготовления печ. формы путем вырезания ручным или машинным способом пробельных элементов формы высокой печати или печатающих элементов формы глубокой печати либо путем такой же обработки формного материала лазерным лучом … Издательский словарь-справочник

    Есть способ изображения предметов на металлах, дереве, камне, употребляемый почти исключительно с целью воспроизведения этих изображений на бумаге одною или многими красками. Резьба, сделанная с другою целью, редко называется Г. По существу… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (от нем. gravieren, франц. graver вырезать на чём либо) вырезание изображения, орнамента, надписи и т. п. на поверхности твёрдых материалов металла, камня, дерева, стекла, линолеума резцами и др. инструментами (при Г. на металле и стекле… … Большая советская энциклопедия

    гравирование - graviravimas statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. engraving vok. Eingravieren, n; Gravur, f rus. гравирование, n pranc. gravure, f … Radioelektronikos terminų žodynas

    Способ изготовления печатной формы. Элементы изображения вырезаются на соотв. материале (камне, металле, дереве и др.). Г. производится вручную или с помощью различных механических и автоматических устройств … Большой филателистический словарь

    Ср. 1. процесс действия по гл. гравировать отт. Результат такого действия. 2. Процесс создания печатной формы путём вырезывания рельефного или углубленного изображения (в полиграфии). отт. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Ответы по декоротивной обработке Ю.И.

Виды гравирования ювелирных изделий.

Виды гравировки ювелирных изделий

Наша ювелирная мастерская предлагает несколько видов гравировки по металлу:

Лазерная гравировка. Это высокотехнологичный и наиболее прогрессивный метод нанесения на металлическую поверхность надписи или рисунка с использованием техники лазера. Данный метод обработки появился относительно недавно, однако уже успел зарекомендовать себя как очень качественное, безопасное и быстрое решение различных дизайнерских задач ювелирного рынка. Лазерная гравировка гарантирует высокую стойкостью к стиранию и дает возможность нанесения самых сложных орнаментов и рисунков на поверхности абсолютно любой формы.

Механизированная гравировка. Представляет собой механизированный способ нанесения текста, даты или рисунка на поверхность различных металлических предметов. Такая обработка осуществляется на специальном станке для гравировки. Изделие закрепляется зажимами и затем фрезой снимается тонкий слой металла. Механизированная гравировка доступна исключительно плоским и ровным поверхностям.

Ручная гравировка. Данный способ отличается тем, что позволяет нанести на изделие сложные узоры, орнаменты и каллиграфических надписи. Для ручной гравировки используются такие инструменты, как резцы-штихели и бор-машина. Она лишена многих недостатков. Благодаря бор-машине со специальной фрезой производится довольно глубокое проникновение в толщу материала и это гарантирует действительно долговечное нанесение изображения. Наши талантливые специалисты, в совершенстве владеющие навыком ручного гравирования по металлу, произведут настоящие шедевры.

Инструменты для ручного гравирования и их подготовка

Гравирование

Гравирование - вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование, по-иному - гравирование для вида. Ручное гравирование - сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности. Гравирование ювелирных изделий производится за ювелирным и граверным верстаками. Основной круг граверных работ, который выполняют по ювелирным украшениям: выполнение монограмм на площадках колец и подвесок; разделка площадок (нанесение узора, контура, фона); нанесение гравировки на накладках колец; разгравировка боковых поверхностей печаток; нанесение граверного рисунка на обручальные кольца, кольца типа «змейка» и т. д. Все эти работы можно выполнять за ювелирным верстаком (как делают большинство ювелиров), пользуясь ручными деревянными тисочками или деревянными крепежными шайбами для насмолки изделий, опираясь на финагель. Но гораздо удобнее гравировать за граверным верстаком либо на приставке к ювелирному верстаку, используя в качестве опорной площадки ровную плоскость столешницы. Высота граверного участка должна быть в пределах 70...75 см. Граверный верстак позволяет расширить диапазон граверных работ выполнения надписей на пластинах, гравирования на предметах сервировки стола, портсигаров, пудрениц, часовых корпусов и т. д. Для выполнения граверных работ кроме штихелей используют различные приспособления для фиксирования изделия и поворота его под необходимым углом. В качестве таких приспособлений могут быть использованы: ручные деревянные тисочки, крепежные шайбы, настольные струбцинки, шаровые тиски, граверные подушки.

Деревянные тисочки (ручные) -тисочки с различной формой губок, такие же, как и для закрепки камней. Применяются для гравирования колец за ювелирным верстаком с опорой на финагель. Крепежные шайбы - изготовляют из вязких пород дерева. Служат для укрепления плоских изделий, серег, брошей, кулонов и т. д. Горизонтальные размеры шайб 50...80 мм, толщина 20...25 мм. Крепежные шайбы могут быть плоскими и выпуклыми с углублениями и прорезями для тыльной стороны изделий. Фиксирование изделий на крепежной шайбе осуществляют с помощью насмолки изделия на сургуч или китт. Шайбу покрывают фиксатором заранее, а насмаливают изделие, прогревая его контактным паяльником. Крепежной шайбой пользуются как за ювелирным верстаком, опираясь на финагель, так и за граверным, опираясь на граверную подушку.

Настольная струбцина - изготавливается из твердых пород дерева и представляет собой два прямоугольных бруска, параллельно стягивающихся длинными болтами. Размеры брусков (губок) 40X40X120 мм, расхождение губок 50...60 мм. Струбцина используется с опорой на граверную подушку и служит для зажатия в нее колец, толстых пластин, медалей, ложек и др.

Шаровые тиски - представляют собой деревянный (или металлический с деревянными губками) шар с параллельно расходящимися губками в верхнем полушарии. Диаметр шара 70...90 мм, расхождение губок 25...30 мм. Шаровые тиски для гравирования колец с опорой на граверную кольцевую (с отверстием в середине) подушку. Маневренность шаровых тисков позволяет быстро и плавно изменить положение изделия по отношению к штихелю. Кроме того, выпуклые вверху губки тисков оставляют большую обрабатываемую площадь. Существуют также металлические шаровые приспособления с разжимными цангами для удержания колец в процессе гравирования.

Граверная подушка (кранц) - кожаная или парусиновая круглая подушка, туго набитая песком. Диаметр диска 180... 200 мм. Подушка служит опорой для приспособлений, удерживающих гравируемое изделие. Граверная подушка (рис. 137) дает возможность плавно и быстро разворачивать изделие в нужном направлении. Изготовляют ее, как правило, сами мастера.

Для этого из кожи вырезают два круга диаметром 180...200 мм, замачивают их в воде и мокрыми сшивают по окружности на расстоянии 5 мм от края. Круг прошивают не полностью - 30...50 мм оставляют незашитыми. Через незашитое отверстие в образовавшийся мешок насыпают мелкий сухой, промытый песок. Затем отверстие зашивают, подушку выравнивают на столе и дают ей высохнуть. Кольцевая граверная подушка изготовляется также, но и в заготовке в центре диска делается отверстие 40...50 мм.

Штихель - основной гравировальный инструмент (резец) подобно закрепочному вставленный в деревянную ручку грибовидной формы. Длина клинка 100... 120 мм. Изготовляют штихели из инструментальных сталей У12А или ХВГ. Кроме этих сталей, можно использовать: прутковую сталь «серебрянку», рессорные полоски, наружные кольца шарикоподшипников (выпрямив их), небольшие плоские напильники и лезвия опасных бритв. Обязательное требование к штихелю - хорошая закалка и правильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы. Если штихель нелокален, то или он быстро притупляется, или сминается его режущая кромка, если же перекален - режущая кромка его постоянно крошится. Штихели вставляются в ручки различной длины для подгонки штихеля по руке по мере его стачивания. Ручки изготовляют длиной от 30 до 70 мм. Шейка ручки укрепляется металлическими кольцами. Нижняя часть грибка ручки (со стороны лезвия) скалывается аналогично закрепочным.

Штихели также различаются по форме поперечного сечения, определяющей назначение инструмента. Грабштихель - удобен для гравировки на больших плоскостях и вогнутой поверхности. Имеет изогнутый клинок, прогиб которого от 3 до 8 мм. Угол лезвия может колебаться от 30 до 90°. В поперечном сечении имеет форму ромба. Фасеттенштихель - один из самых ходовых штихелей, предназначается для проведения точных линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработки рисунка. По форме профиля трапециевидный с резко заостренным лезвием.


1 | | | | | | | |

Публикации по теме