Ямал – как проверка на прочность. Об уникальном арктическом челноке «Штурман Альбанов. Арктические танкеры «прописались» в Воронежской области

В акваторию Кольского залива на наливной терминал «Умба» прибыл с Ямала уникальный арктический челнок с грузом нефти Новопортовского месторождения. Танкер «Штурман Альбанов» - головное судно новой серии арктических грузовых челноков.

Таких судов, вместе с танкером «Штурман Альбанов», в мире всего три. По проекту будет шесть. Строят на корейской верфи. Качество и функциональность - уникальны. Опытом работы, выполняемой этими арктическими челноками, не обладает больше никто. Проходимость и маневренность данной махины дедвейтом почти 42 тысячи тонн позволили осуществить невозможное.

Успешное начало работы арктических челноков в рамках проекта «Новый Порт» называют событием значимым. Впервые в истории мореплавания обеспечена крупнотоннажная транспортировка нефти из Обской губы в условиях круглогодичной навигации. Условия задачи, которую необходимо было решить таковы. В Обской губе двухметровый лёд лежит 8 месяцев в году. А глубины порой составляют всего 10 метров.

«Нужно было найти золотую середину между грузоподъёмностью танкера и его ходовыми качествами», - пояснил Игорь Киселёв, сотрудник ПАО «Совкомфлот».

Золотую середину нашли. Танкер способен работать при температурах до - 45. Сложнейшее оборудование требует высокого уровня подготовки специалистов. К кадрам особый подход. Экипаж -25 человек -- сплочённая команда.

«В лёд попадали, проходили, были сложности, но судно проходит. В Обской губе работаем нормально пока. Там уже работают караваны, которые проводят ледоколы. Мы работаем без ледоколов», - рассказывает Алексей Кудряшов, капитан танкера «Штурман Альбанов».


В перевалки нефти огромное внимание уделяется вопросам безопасности. Экологические проблемы не нужны никому.

«То, что нас волнует, Правительство Мурманской области, чтобы суда были надёжными и безопасными с точки зрения окружающей среды. Судно построено по всем последним требованиям. Сегодня выгружается на плавучий танкер, будем надеяться, что наступит время, когда мы здесь всё-таки построим нормальный береговой специализированный терминал», - сообщил Алексей Тюкавин, первый заместитель губернатора Мурманской области.

Серия из шести арктических челночных танкеров проекта 42K Arctic Shuttle Tanker серии «Штурман» будет построена в Южной Корее на верфи Samsung Heavy Industries в Пусан по заказу ПАО «СОВКОМФЛОТ».

Танкеры предназначены для реализации комплекса задач по транспортировке углеводородов с Новопортовского месторождения.

Серия строится на совместный класс РС и LR. Символ класса РС: KM✪ Arc7 AUT1-ICS OMBO LI CCO ECO-S BWM BLS-SPM Oil tanker (ESP) CSR.

Основные характеристики: Дедвейт 42000 тонн. Длина 248 метров, ширина 34 метра, осадка 9,5 метра, высота борта 15 метров. Без сопровождения ледокола танкер может преодолевать лед до 1,8 м толщиной кормой и до 1,4 м носом. Оборудован винторулевыми колонками, способными вращаться на 360 градусов вокруг своей оси, что дает судну дополнительную маневренность при движении носом и кормой.

Совкомфлот является судовладельцем трёх танкеров данной серии. Все танкеры серии предназначены для работы в высоких широтах при температуре до – 45 °С в условиях круглогодичной навигации. Суда будут выполнять задачи по транспортировке сырой нефти из района Обской губы в порт Мурманск.

Головной танкер «Штурман Альбанов» («Shturman Albanov») в серии из шести арктических челночных танкеров «Steel Cutting» (строительный номер SN2132): состоялась 01 апреля 2015 года. 26 октября 2015 года состоялась церемония киля. По сообщению от 04 марта 2016 года на воду. Назван в честь штурмана, принимавшего участие в полярной экспедиции на паровой шхуне «Святая Анна». Завершение строительства планируется в июне 2016 года. 16 августа танкер вошел в состав флота СКФ и взял курс к месту погрузки в Обской губе. 16 сентября успешно первую крупнотоннажную партию сырой нефти Новопортовского месторождения в порт Мурманск. По сообщению от 12 декабря первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин с рабочим визитом на борту арктического челночного танкера. 22 декабря РС Свидетельство судна полярного плавания. Документ был выдан Мурманским филиалом РС в порту Мурманск.

29 января 2017 года через морской терминал «Ворота Арктики», расположенный в районе мыса Каменный (Обская губа), на борт танкера была юбилейная миллионная партия нефти. По сообщению от 09 марта престижной международной премии Marine Propulsion Awards 2017 в номинации «Судно года» (Ship of the Year Award). Стал обладателем международной отраслевой Marine Propulsion Awards 2017 в номинации «Судно года 2016» (2016 Ship of the Year Award). Победители были объявлены 26 апреля 2017 года в Амстердаме в рамках конференции European Marine Engineering.

Второй танкер «Штурман Малыгин» («Shturman Malygin») в серии из шести арктических челночных танкеров: В 2015 году состоялась церемония резки стали. По сообщению от 06 мая 2016 года на воду. 28 сентября 2016 года на верфи «Samsung Heavy Industries» в городе Пусан церемония имянаречения. Назван в честь выдающегося русского мореплавателя и полярного исследователя Степана Гавриловича Малыгина, который в начале 1736 года возглавил западный отряд Великой Северной экспедиции, основной задачей которого было исследование Обской губы.

Третий танкер «Штурман Овцын» в серии из шести арктических челночных танкеров: состоялась 28 июля 2015 года. 24 ноября 2016 года состоялась торжественная танкера, которому было присвоено имя «Штурман Овцын». Названо в честь Дмитрия Леонтьевича Овцына – одного из первых русских исследователей Арктических морей, участника Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции.

В 1974 году Дмитрия Овцына, как имеющего опыт и отличные познания в штурманском и гидрографическом деле, назначают в состав Великой Северной экспедиции, в качестве руководителя Тобольской экспедиции. В ее задачу входило описание и исследование самого западного участка побережья Азии, от устья реки Оби до устья Енисея. Плавание началось 15 мая 1734 года из города Тобольска вниз по Иртышу и Оби на дубль-шлюпке «Тобол». Экспедиция пробыла в море все лето 1734 года, а затем «Тобол» вошел в Обь, и в городе Березове (ныне с. Березово Ханты-Мансийского округа) встал на зимовку.

Весной 1735 года Овцын снова вышел в рейс, производя съемки и гидрографические работы. Зимой 1735-36 гг. дубль-шлюпка «Тобол» вернулась в Тобольск, а Овцын выехал в Москву и Петербург для подготовки снаряжения и получения инструкций по дальнейшей работе. Возвратившись в Березов, 23 мая 1736 года Дмитрий Леонтьевич снова вышел в плавание и на этот раз достиг Карского моря, а на зимовку встал в городе Обдорске на Оби (ныне г. Салехард). Летом 1737 года экспедиция пополнилась еще одним судном - ботом «Обь-Почтальон», на котором командиром был прежний начальник Овцына по плаванию в Испанию, капитан И. Кошелев. В это лето экспедиция, выйдя из Обской губы в Карское море и обойдя Гыданский полуостров, достигла устья Енисея.

20 мая 1738 года Овцын получил от Сибирского губернатора повеление прибыть в Петербург «для отчета». Во время остановки в Тобольске 13 сентября Дмитрий Леонтьевич был арестован и заключен в тюрьму. Как оказалось, знакомство и близкая дружба с опальными Долгорукими не осталась секретом для петербургских властей (кем-то был послан донос), и по приказу всесильного тогда фаворита императрицы Анны Иоанновны Эрнста Бирона Овцын должен был предстать перед судом по обвинению в заговоре и измене. Но наказание для Дмитрия Овцына неожиданно оказалось не таким суровым, как можно было этого ожидать. Он был лишен чинов и дворянства и отослан для службы матросом в Охотск под началом В. Беринга, где стал его адъютантом на судне «Св. Петр».

На пакетботе «Св. Петр» Овцын вместе с Берингом совершил историческое плавание, завершившееся открытием берегов Америки. На обратном пути мореплаватели открыли острова, впоследствии названные в честь командора Беринга Командорскими островами, и на одном из них, получившем имя о. Беринга, в 1741 году «Св. Петр» остановился на зимовку. Многие члены экипажа тогда умерли от цинги, в том числе и сам Витус Беринг.

Позднее Дмитрий Леонтьевич узнал, что дело его пересмотрено, и он восстановлен в прежнем звании. 27 августа 1742 года он вернулся в Россию и «был прикрыт знаменем, и шпага ему отдана», после чего Дмитрий Овцын вышел в отставку, но ненадолго: с 1744 года он снова вернулся на службу, уже в чине капитана 2-го ранга, и проработал в море еще 13 лет. 25 июля 1757 года тяжелобольного Овцына поместили на госпитальное судно «Москва», на котором он и умер через несколько дней.

03 января 2017 года атомный ледокол Росатомфлота сверхпозднюю транзитную проводку каравана из трех судов: модулевоза «AUDAX», сухогруза «Арктика-1» и танкера «Штурман Овцын» (ПАО «Совкомфлот»). Первые два судна следовали в порт Сабетта с грузом для строительства завода «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа, третье – за нефтью к терминалу Новопортовского месторождения в район мыса Каменный.

Как сообщается, арктические челночные танкеры ледового класса Arc7 «Штурман Скуратов», «Штурман Кошелев» и «Штурман Щербинин» были построены по заказу АО «Сбербанк лизинг» в рамках проекта ПАО «Газпром нефть» по разработке Новопортовского месторождения нефти и газа на полуострове Ямал. В августе-сентябре 2016 года в Воронеже были зарегистрированы три ООО с названиями, соответствующими названиям танкеров, в качестве основного вида деятельности каждой из компаний обозначен лизинг. 99% в этих юрлицах принадлежат «Сбербанк лизингу», а 1% — структуре этой же компании, ярославскому АО «Норд». Все три компании зарегистрированы по адресу Московский проспект, 4 — здесь расположен бизнес-центр.

По данным неназванного источника издания на региональном финансовом рынке, эти ООО в конце 2016 года заключили с ООО «Газпромнефть шиппинг» договоры 12-летнего выкупного лизинга на строящиеся танкеры, а затем этого заявили о праве на возмещение из федерального бюджета налога на добавленную стоимость почти на 2 млрд руб. Уже известно, что за первый квартал 2017-го компании получили около 500 млн рублей.

«Есть неблагоприятные последствия для федерального бюджета, но они являются разовыми. В следующие пять-шесть лет они могут быть компенсированы поступлениями НДС от лизинга этого имущества, а бюджет Воронежской области также получит от этих компаний дополнительные доходы по налогу на прибыль», — цитирует издание свой источник. По оценкам, за шесть лет регион может получить более 5 млрд рублей в виде НДС.

Как отмечает ИА REGNUM , еще в начале 2000-х в регионе была введены льготы по налогу на имущество для компаний, работающих в сфере авиализинга. Льгота адресовалась конкретной компании — ИФК. Однако в 2014 году нулевую налоговую ставку отменили. Вернули льготу в начале 2016 года, после того, как стало известно о

Печать

Вконтакте

Одноклассники

16 сентября уникальный арктический челночный танкер «Совкомфлота» «Штурман Альбанов» успешно доставил первую крупнотоннажную партию сырой нефти Новопортовского месторождения в порт Мурманск. Погрузка 34 тыс. тонн нефти была осуществлена 12 сентября через морской терминал «Ворота Арктики», построенный в районе мыса Каменный Обской губы Карского моря. Торжественный запуск терминала в эксплуатацию состоялся 25 мая 2016 года при участии Президента Российской Федерации Владимира Путина.

«Штурман Альбанов» - головное судно серии арктических челночных танкеров, заказанных группой компаний «Совкомфлот» в рамках долгосрочного контракта с компанией «Газпром нефть» и предназначенных для доставки сырой нефти с полуострова Ямал (ЯНАО) в порт Мурманск в условиях круглогодичной навигации. Дедвейт каждого танкера составляет около 42 тыс. тонн (танкера «Штурман Альбанов» – 41 454,5 тонны). Российский морской регистр судоходства (РС) присвоил судам ледовый класс Arc7. Финансирование строительства трех судов серии обеспечил Sberbank CIB (компания, реализующая корпоративно-инвестиционный бизнес группы Сбербанк). Подписанное в конце прошлого года кредитное соглашение, отмеченное наградой авторитетного международного журнала Marine Money, стало важным этапом в деле расширения участия российских кредитных организаций в финансировании капиталоемких судостроительных проектов.

Торжественная церемония имянаречения «Штурмана Альбанова» состоялась 20 июля, 16 августа танкер вошел в состав флота СКФ и взял курс к месту погрузки в Обской губе. «Штурман Альбанов» зарегистрирован под российским флагом, порт приписки – Санкт-Петербург. Технические характеристики «Штурмана Альбанова» уникальны. Новое судно спроектировано с учетом особенностей акватории Обской губы, которая отличается большим количеством отмелей, на отдельных участках следования судов относительно небольшой глубиной (менее 10 метров), и покрыта льдом с октября по июль. «Штурман Альбанов» способен работать в Арктическом морском бассейне в условиях круглогодичной навигации при температурах до –45°С. Осадка судна позволяет ему свободно маневрировать в заливе. Пропульсивная установка, состоящая из двух винторулевых колонок типа Azipod совокупной мощностью 22 мВт, обеспечивает танкеру высокую ледопроходимость и маневренность при преодолении торосов и тяжелых ледовых полей.

«Успешное начало работы арктического челночного танкера СКФ «Штурман Альбанов» – поистине знаменательное событие. Ведь новые танкеры «Совкомфлота» впервые в истории мореплавания в условиях круглогодичной навигации будут обеспечивать транспортировку углеводородов из Обской губы. «Совкомфлот» гордится участием в уникальном проекте – освоении Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Подобные индустриальные проекты являются залогом поступательного экономического развития Арктического региона», – отметил генеральный директор, председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк .

«С технической точки зрения танкер «Штурман Альбанов» соответствует самым высоким критериям безопасности мореплавания, которая является основным принципом работы группы компаний СКФ. Подчеркну, что безопасная эксплуатация судов в арктическом морском бассейне – это серьезная работа, требующая не только самой совершенной техники, но и большого опыта экипажей, эксплуатирующих ее. Суда «Совкомфлота» уже далеко не первый год обслуживают крупные российские шельфовые проекты в высоких широтах», – добавил капитан танкера «Штурман Альбанов» Вячеслав Гафуров .

«Сначала были проекты «Варандей» и «Приразломное», благодаря которым мы хорошо освоили судоходство в Печорском и Баренцевом морях в условиях круглогодичной навигации. Были транзитные плавания по Севморпути в период летней навигации. Теперь пришла пора проектов «Новый порт» и «Ямал СПГ», пора Карского моря. Для повышения качества подготовки судоводителей в «Совкомфлоте» разработаны специальные учебные курсы и программы, включая программу подготовки для плавания в ледовых условиях. Например, успешно работает программа, симулирующая реальные условия навигации в Карском море. Это позволяет нашим экипажам поддерживать безопасность мореплавания на самом высоком уровне даже в сложных навигационных и ледовых условиях арктического морского бассейна», – подчеркнул Вячеслав Гафуров.

Пресс-служба ПАО «Совкомфлот»

Группа компаний «Совкомфлот» (Группа СКФ) – крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот включает 148 судов общим дедвейтом свыше 12,7 млн тонн. Треть судов обладает высоким ледовым классом.

«Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», Tangguh (Индонезия), Peregrino (Бразилия). Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле и Дубае.

Танкер «Штурман Альбанов» назван в честь Валериана Ивановича Альбанова (1882—1919) – российского полярного исследователя, штурмана экспедиции Георгия Львовича Брусилова, состоявшейся 1912-1914 годах. Эта экспедиция ставила перед собой поистине историческую задачу – преодолеть высокоширотную арктическую трассу в восточном направлении впервые в истории российского флота. Символично, что новые арктические танкеры будут эксплуатироваться именно в том районе Арктики, который исследовала экспедиция Брусилова и Альбанова. Остальные челноки серии будут также носить имена российских мореплавателей-исследователей Арктики – участников Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов.

Лизинговые компании полюбили воронежскую налоговую юрисдикцию. Как стало известно „Ъ“, фискальными резидентами региона стали три арктических танкера ледового класса «Газпром нефти», спущенных на воду с корейской верфи корпорации Samsung в начале года. Подконтрольные «Сбербанк лизингу» юрлица кораблей, зарегистрированные в регионе, получили около 2 млрд руб. налогового вычета. При этом они могут заплатить более 5 млрд руб. НДС в федеральный бюджет, и около 4 млрд руб. налога на прибыль - в областной. Аналитики надеются, что компании не будут уклоняться от уплаты налогов.


Алексей Скуратов, Иван Кошелев и Дмитрий Щербинин - российские корабельные штурманы эпохи Петра I, первопроходцы Арктики. Их именами названы три арктических челночных танкера ледового класса Arc7, строительство которых в начале 2017 года завершилось на верфи корпорации Samsung Heavy Industries в южно-корейском городе Пусан. Корабли, по данным генконсульства России в Пусане, были построены по заказу АО «Сбербанк лизинг» в рамках проекта ПАО «Газпром нефть» по разработке Новопортовского месторождения нефти и газа на полуострове Ямал.

По данным Kartoteka.ru , в августе и сентябре 2016 года в Воронеже были зарегистрированы три ООО - «Штурман Скуратов», «Штурман Кошелев» и «Штурман Щербинин». Основной вид деятельности каждой из компаний - лизинг. Уставный капитал у всех - 10 тыс. руб. 99% в этих юрлицах принадлежат «Сбербанк лизингу», а 1% - структуре этой же компании, ярославскому АО «Норд». В качестве единоличного исполнительного органа трех ООО также выступает «Сбербанк лизинг». Компании зарегистрированы по адресу бизнес-центра на Московском проспекте, 4, где расположен региональный офис лизинговой компании.

Эти компании в конце прошлого года заключили с ООО «Газпромнефть шиппинг» договоры 12-летнего выкупного лизинга на строящиеся танкеры, рассказал „Ъ“ источник на региональном финансовом рынке. Соответственно, корабли стали налоговыми резидентами Воронежской области. После совершения финансовых операций три ООО получили возмещение из федерального бюджета налога на добавленную стоимость на порядка 2 млрд руб.

Источник „Ъ“ отметил, что обоснованность столь масштабных возмещений налога была согласована с управлением ФНС по Воронежской области, федеральным налоговым ведомством и Минфином России: «Есть неблагоприятные последствия для федерального бюджета, но они являются разовыми. В следующие пять-шесть лет они могут быть компенсированы поступлениями НДС от лизинга этого имущества, а бюджет Воронежской области также получит от этих компаний дополнительные доходы по налогу на прибыль». По подсчетам собеседника „Ъ“, размер НДС за шесть лет может превысить 5 млрд руб., полмиллиарда этого налога компании уже выплатили в федеральный бюджет. Региональная казна, в свою очередь, должна получить около 4 млрд руб. налога на прибыль.

Регистрация компаний в Воронежской области и налоговые возмещения им были произведены во время руководства региональным УФНС Сергея Дуканова. А контролировать выплаты предстоит уже новому главе управления Игорю Понкратову. В пресс-службе «Сбербанк лизинга» отказались от комментариев, сославшись на договор о неразглашении деталей непубличной сделки с «Газпром нефтью». В ЦЧБ Сбербанка сказали, что не обладают информацией об участии в сделке территориального банка.

Налоговая юрисдикция Воронежской области благоприятна для лизинговых компаний, но в основном для специализирующихся на работе с авиатехникой. Они в 2016 году стали крупнейшим получателем льгот по налогу на имущество в регионе (16,7% от общей суммы в 1,8 млрд руб.). В области зарегистрирована одна компания, занимающаяся авиализингом, - «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК, старейший игрок российского профильного рынка). Для прочих лизинговых компаний в регионе специальных льгот не предусмотрено.

«Если три корабля генерируют 2 млрд руб. возвратного НДС, то сами они должны стоить как минимум 11–12 млрд руб. без учета работ по доставке, обслуживанию и пусконаладке, - подсчитал аналитик “Алора” Кирилл Яковенко. - Это около $60 млн за один танкер, что соответствует рыночной цене. Каждый из “Штурманов” должен генерировать выручку около $180-240 млн в год». Эксперты надеются, что лизингодатели не будут уклоняться от уплаты налогов в регионе. «Вероятность того, что компании, созданные в целях приобретения “Газпром нефтью” дорогостоящих судов, пойдут на уклонение от уплаты налога в региональный бюджет, стремится к нулю, - говорит юрист адвокатского бюро А2 Максим Сафиулин. - Для региона риски потери средств в данной ситуации можно оценить как незначительные. Но в любом другом случае создание столь сложной схемы для приобретения ценного имущества могло бы вызвать интерес со стороны правоохранительных органов».

Сергей Калашников


Чем должны заниматься зарегистрированные в Воронеже танкеры


Контракт на строительство трех танкеров между ПАО «Газпром нефть» и Samsung Heavy Industries Co. был заключен в 2014 году. В 2016-м, когда строительство судов подходило к концу, права по заключенному контракту по договору новации были переданы от «Газпром нефти» ее санкт-петербургской структуре ООО «Газпромнефть шиппинг», правопреемником контрактов которой стали три воронежских компании «Сбербанк лизинга». Арктические челночные танкеры ледового класса Arc7 «Штурман Скуратов», «Штурман Кошелев» и «Штурман Щербинин», по данным корабельного оператора ПАО «Совкомфлот», должны участвовать в проекте «Газпромнефти» «Ворота Арктики» на Новопортовском месторождении нефти и газа - первой в истории попытки круглогодичного вывоза нефти в условиях мелководья Обской губы. Всего в проекте должны участвовать шесть танкеров класса Arc7. Первая экспериментальная отгрузка сырья состоялась в мае 2016 года. Всего на месторождении разведано порядка 230 млн т нефти и 17 млн т конденсата.



Публикации по теме