Алмазный фонд история создания. Дальнейшая судьба коллекции

10 июня в московском парке «Красная Пресня» состоится благотворительный фестиваль «Собаки в городе» , который организует фонд помощи бездомным животным «Рэй» при поддержке и участии ROYAL CANIN®.

ПЛОЩАДКИ ФЕСТИВАЛЯ:

Здоровая собака
Лекции, консультации, мастер-классы ветеринаров и зоопсихологов.

Активная собака
Танцы с собаками и фрисби-шоу, собаки-путешественники: рассказы бывалых, рекомендации и лайфхаки.

Звездная собака
Фотосессия и кастинг собак для съемок в кино и на ТВ. Принять участие может любая собака! Профессиональная фотография — в подарок!

Культурная собака
Забавные соревнования, эстафеты и викторины о знании правил содержания и выгула собак в городе. Ценные призы!

Красивая собака
Благотворительный груминг от профессионалов. Готовим свою собаку к лету — помогаем животным из приютов!

Специальные гости
Выставка-пристройство собак из приютов и сбор помощи приютам для бездомных животных.

Фудкорт
Вегетарианские блюда, мороженое и свежие напитки — для людей, а также вкуснейшие угощения для собак!

Хвостатый маркет
Полезные и красивые товары для животных и их хозяев, сувениры ручной работы.

Закрытый показ документального фильма «Каждая собака»
Режиссер Виктория Казарина сняла трогательный и очень душевный фильм о жизни собак в одном из московских приютов.

Это замечательное семейное событие, где вас ждет много интересных и увлекательных активностей. Подробная программа представлена на сайте фестиваля . Приходите с семьей и, конечно, с собаками!

Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.

А лмазный фонд - это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих коронные ценности. История его создания начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.

Нагрудный знак с портретом Петра I.

Первая половина XVIII века

Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.

Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.

Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.

Бант-склаваж. Мастер Л. Пфистерер. 1764 г.

Вторая половина XVIII-XIX век

Коронные ценности хранились в специально охраняемом помещении - Кабинете или Комнате Его или Ее Императорского Величества, которое также называли Бриллиантовой или Алмазной комнатой.

В правление Екатерины II, в 1764 г., под Бриллиантовую комнату переделали парадную опочивальню императрицы. Современники писали о ней, как о самом богатом кабинете драгоценностей. Интерьер создал архитектор Ю.М.Фельтен.

Государственная комиссия под управлением академика А.Е.Ферсмана занимается аттестацией коронных ценностей.

Первая половина XX века

В начале первой мировой войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии, коронные ценности, родословная книга Российского Императорского Дома, завещания членов императорской фамилии были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.

Эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 г. с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции.


Диадема «Русская красавица».

Вторая половина XX века – начало XXI века

Пятидесятые годы открыли новую страницу в освоении недр страны. В 1954 г. геолог из Ленинграда Л.А.Попугаева обнаружила первую алмазную кимберлитовую трубку «Зарница», в 1955 г. была открыта трубка «Мир» - одно из самых крупных месторождений Якутии. Собрание Гохрана пополнил ряд крупных отечественных алмазов, затем работы современных ювелиров. Кроме того, в Алмазном фонде хранится уникальное собрание самородков золота и платины, в том числе знаменитая Минералогическая коллекция Екатерины II.

К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 г., в здании оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. Коллекцию было решено показать гостям, приехавшим в Москву на праздничные мероприятия. Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что Особым постановлением Правительства было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую.

  • Самый «дорогой» музей России , где хранятся ювелирные изделия, ордена и царские регалии, природные алмазы и самородки драгоценных металлов.
  • Коллекция фонда начала создаваться в XVIII веке при Петре I, когда для ценностей государственной казны было выделено специальное помещение и охрана.
  • Уникальная коллекция самородков , одна из самых больших и старейших в мире.
  • Самый крупный в мире золотой самородок «Большой треугольник» весом 36 кг, исторические ценности, а также карта России, сделанная из бриллиантов.
  • Большая императорская корона Екатерины II , украшенная 5 тысячами бриллиантов, 2 нитками крупных индийских жемчужин и гигантской красной шпинелью.
  • За билетами, которые продаются в кассах в Александровском саду, лучше обращаться в утренние часы, так как количество посетителей ограничивается.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Алмазный фонд — один из самых посещаемых музеев Москвы. Ведь вне зависимости от возраста, пола, интересов каждому хочется увидеть кусочек сказки! Наверняка при словах «Алмазный фонд» вы представляете себе горы алмазов, блеск и сияние, настоящую пещеру Али-Бабы! В Алмазном фонде действительно хранятся природные алмазы и самородки драгоценных металлов. Основная же часть его собрания – потрясающей красоты ювелирные изделия различных эпох, шедевром среди которых считается корона Российской империи. Здесь же — ордена и многочисленные царские регалии. По драгоценностям собрания можно проследить историю развития России за последние 300 лет. И по уникальности коллекции, и по ее материальной ценности Алмазный фонд является, возможно, самым «дорогим» музеем России.

Алмазный фонд охраняется Федеральной службы охраны, которая также охраняет президента России. На выставку пропускают сеансами каждые 20 минут. Количество человек, посещающих фонд в течение одного сеанса, ограничено. Поэтому приобретать билеты в кассах Кремля в лучше в утренние часы: в летний сезон или в дни каникул все билеты на текущий день могут быть быстро распроданы. Фотографировать в Алмазном фонде не разрешается.

История создания Алмазного фонда

История фонда начинается в XVIII в., в 1719 г. по указу . Испокон веков государственная казна владела большим количеством ценностей, которые подлежали особой охране. Петр повелел сделать опись всех реликвий и выделить для них специальное помещение, где они находились бы под постоянным наблюдением. Эту комнату стали называть Бриллиантовой, или Алмазной.

В XVIII в. было создано немало великолепных ювелирных украшений. В этот период российский престол занимали в основном женщины, и, вероятно, поэтому именно драгоценные украшения демонстрировали социальный статус и служили атрибутом власти. Особой пышностью отличались сначала двор императрицы Елизаветы Петровны, а потом императрицы Екатерины II. В правление Екатерины II Бриллиантовая комната вообще переместилась в парадную опочивальню императрицы. В ту эпоху в России жили и работали такие всемирно известные мастера ювелирных дел, как И. Позье, династия Дювали, Г. Экарт. Ими были созданы произведения ювелирного искусства, ценные не только обилием драгоценностей, но и исключительной тонкостью работы мастера.

Со времен Екатерины II до наших дней дошла еще одна важная часть коллекции Алмазного фонда. Будучи просвещенной императрицей, она увлекалась науками, в том числе минералогией. В результате в состав фонда вошла богатейшая коллекция минералов, собранная самой Екатериной II.

Представители династии Романовых осознавали исключительную ценность императорской коллекции драгоценностей, и даже в самые тяжелые для государства времена она оставалась нетронутой. В начале Первой мировой войны, когда фронт стал приближаться к Санкт-Петербургу, коллекция была вывезена в Москву. Там ее разместили в Коронном зале . К сожалению, приход к власти большевиков в 1917 г. стал роковым для императорской коллекции драгоценностей. Подобно тому, как во время Великой Французской революции были уничтожены великолепные произведения искусства, связанные с королевской властью, в советской России императорские драгоценности также ассоциировались с царизмом, а их культурно-историческое значение интересовало лишь ученых. И вскоре на частных аукционах множество бриллиантов и произведений искусства из российских фондов перешли в руки зарубежных коллекционеров за не сравнимые с реальной ценностью этих шедевров деньги. Из известных экспонатов Алмазного фонда в те годы были проданы или утеряны: диадема «Русская красавица», Грузинская корона, более десяти пасхальных ювелирных яиц Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, одна из малых императорских корон.

В 1950-е гг. начался новый период в жизни Алмазного фонда. Страна сделала шаг вперед в освоении природных недр, в 1954 г. была открыта первая алмазная трубка, были открыты еще несколько алмазных месторождений в Якутии. В Государственное хранилище начали поступать самые значительные экземпляры алмазов. Одновременно Алмазный фонд начал пополняться экспонатами — символами советской горнодобывающей промышленности и мастерства ремесленников-ювелиров. В 1967 г. к 50-летию советского государства в здании Оружейной палаты московского Кремля была открыта временная экспозиция Алмазного фонда. Руководители страны предполагали по окончании выставки вернуть экспонаты в Государственное хранилище, но выставка стала культурным событием мирового масштаба, и ее сохранили в качестве постоянной экспозиции. Немного позже заработала ювелирная лаборатория, которая отреставрировала Большую и Малую императорские короны, воссоздала утраченную диадему «Русская красавица» и другие сокровища. В наши дни все камни весом более 50 карат сразу отправляются в сокровищницу. Крупнейший из алмазов, хранящихся в Алмазном фонде, весит 342 карата!

Экспозиция

Экспозиция Алмазного фонда находится в здании Оружейной палаты в двух небольших залах и делится на семь тематических групп. В первом зале представлены россыпи драгоценных камней и самородков, а также современные ювелирные изделия. Отдельного упоминания заслуживают изумруды, которые, благодаря своей редкости, сейчас почти не уступают по своей ценности бриллиантам. Есть здесь и экспозиция уральских самоцветов. Они являются полудрагоценными камнями, но своей красотой привлекают большое внимание посетителей.

В центральной витрине первого зала выставлены самородки золота и платины. Коллекция самородков Алмазного фонда считается самой большой в мире и одной из старейших ‒ ей уже 150 лет. Самородки представляют собой настоящие произведения искусства, созданные самой природой. Так, в Алмазном фонде хранятся самородки Верблюд и Мефистофель, на вид скорее скульптурные, нежели естественные. А золотой самородок Большой треугольник, который весит 36 кг, является самым крупным в мире. В экспозиции первого зала также представлена карта России, выполненная из бриллиантов.

Во втором зале собраны исторические ценности. Посетителям в первую очередь будет интересно узнать о семи драгоценных камнях. Эти три алмаза и четыре самоцвета называют семью чудесами Алмазного фонда. Первый ‒ Алмаз «Орлов», который украшает скипетр российских монархов. Считается, что его первым владельцем был шах Джахан, строитель знаменитого Тадж Махала в Индии. Первоначально вес алмаза составлял почти 400 карат, но после огранки он уменьшился более чем вдвое (189,62 карата). Позже алмаз стал глазом статуи местного божества. Он был украден французским солдатом, который ради этого сменил веру и стал послу шником в храме, где стояла статуя. Впоследствии в Амстердаме алмаз был выкуплен купцом, который явился с ним к российскому двору. Здесь историки расходятся во мнениях. Есть романтическая версия: граф Орлов приобрел алмаз, чтобы сделать роскошный подарок императрице. Но, скорее всего, Екатерина II сама попросила своего фаворита подарить ей этот камень, так как ходили слухи о его волшебных свойствах, которые проявляются только если камень получен в дар. Так или иначе камень, получивший имя фаворита императрицы, занял свое место на царском скипетре. Изображение этого скипетра присутствует на гербе Санкт-Петербурга.

Алмаз «Шах» является кристаллом с желтым отливом. Он не подвергался огранке, но на нем видны именные надписи прежних владельцев. История этого алмаза достаточно печальна. В XIX в., во время правления императора Николая I, в персидском Тегеране произошли антироссийские волнения, в результате которых были убиты служащие русского посольства, в том числе известный литератор А.С. Грибоедов. Алмаз «Шах», одно из главных сокровищ персидского шаха, был передан в числе других даров Николаю I в знак сожаления и примирения.

К историческим драгоценным камням-гигантам также относятся: плоский портретный алмаз, гигантские шпинель (почти 400 карат), изумруд, сапфир и хризолит. Красная шпинель находится в Большой императорской короне; колумбийский изумруд венчает брошь; цейлонский сапфир ‒ самый крупный сапфир в мире.

И, наконец, экспона т, который невозможно обойти стороной: великолепная Большая императорская корона, созданная к коронации Екатерины II. Ранее существовала традиция создавать «персональные» драгоценные короны специально для коронации, после чего они снова разбирались на камни. Однако корона Екатерины II стала шедевром, который невозможно превзойти, и ее потомки короновались только ею. Корона была создана в 1762 г. Георгом Фридрихом Экартом и

Москва богата достопримечательностями и историческими памятниками. Среди всего многообразия интересных объектов стоит выделить Алмазный фонд, в стенах которого хранится собрание произведений ювелирного искусства. Музей невероятно популярен среди гостей столицы, поэтому попасть в него не так просто.

Где находится музей и как приобрести билеты?

В настоящее время Алмазный фонд находится на территории Кремля. Желающих посетить музей всегда много, а в выходные дни или на каникулах количество людей только увеличивается. Билеты в Алмазный фонд можно приобрести в кассе заведения или в кассе у Кутафьей башни.

Также можно забронировать билеты на официальном сайте музея. Такая услуга особенно актуальна в летний период и праздничные дни, когда увеличивается поток посетителей и гостей города. Один человек может зарезервировать до четырех билетов. Далее их можно выкупить в кассе Александровского сада. Сделать это необходимо за час до начала экскурсии, иначе бронь аннулируется.

График работы

Продажа билетов в Алмазный фонд на первую половину дня в кассах начинается с девяти утра, а на вторую половину - в 13.00. Если вы хотите попасть в музей, то к указанному времени нужно быть на месте. В противном случае вы можете остаться без билетов.

Режим работы Алмазного фонда: с 10.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00. Музей открыт для посетителей каждый день, кроме четверга. Вход в Кремль через Боровицкие ворота.

История создания коллекции

В Алмазном фонде собраны уникальные ювелирные произведения, редкие экземпляры драгоценных камней, самородков ценных металлов. Это одна из немногих коллекций в мире, в которой имеются царские символы власти. История создания музея уходит корнями в эпоху Петра І. По его указу для хранения ценных государственных вещей было выделено отдельное помещение, которое позднее стали называть Бриллиантовой комнатой. В ней хранились государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Члены семьи императора надевали их для торжественных событий. На протяжении многих лет правления Романовых сокровищница постоянно пополнялась новыми драгоценностями. За это время было изготовлено много ювелирных украшений, пышно украшенных драгоценными камнями.

Русский двор отличался пышностью и великолепием. Особенно это было характерно в период царствования Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Русский двор был одним из блестящих в Европе. Во дворце работали лучшие ювелиры. Среди них стоит отметить И. Позье, Г. Экпарта, сына и отца Дюаль. Сейчас на выставке можно любоваться их произведениями высочайшего ювелирного мастерства.

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Дальнейшая судьба коллекции

После начала Первой мировой войны коронные ценности, императорские регалии, родословная книга Императорского Дома и прочие ценные документы были перевезены в Московский Кремль. Здесь их разместили в Коронном зале Оружейной палаты.

Экспозиция музея

В настоящее время Алмазный фонд Московского Кремля включает в себя уникальную коллекцию бриллиантов, алмазов и ювелирных украшений. За все время существования собрание пополнялось орденскими знаками, редчайшими самоцветами и прочими ценными изделиями. Огромный вклад в развитие музея «Алмазный фонд» был сделан экспериментальной ювелирной лабораторией. Именно ее работники проводили реставрационные работы по восстановлению разрушенных ценностей. Они в том числе работали и над Малой и Большой императорской короной. Более ста украшений и предметов вошли в экспозицию Алмазного фонда Московского Кремля.

В настоящее время все экспонаты размещены в двух залах. В первом находятся бриллианты, алмазы, ювелирные изделия и самородки. Так в одной из витрин размещены полудрагоценные и драгоценные камни со всей территории бывшего Советского Союза. Также здесь можно увидеть карту России, выполненную из бриллиантов. Далее в витринах находятся настоящие алмазы-гиганты и представлены примеры их огранки. В зале имеются и предметы современного искусства. В центре размещены самородки платины и золота, которые имеют свои имена - «Мефистофель», «Верблюд», «Большой треугольник».

Во втором зале представлены исторические ценности.

Среди них имеются изделия мастеров ювелирного дела 18-19 веков, которые до революции считались коронными ценностями России.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве - это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

На той же витрине рядом с Большой императорской короной находится и Малая корона, а также скипетр со знаменитым бриллиантом «Орлов», вес которого составляет 189,62 карата. Малая корона была изготовлена в 1856 году по заказу Марии Александровны для ее коронации.

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Скипетр, как и прочие атрибуты, выступал символом власти. Его украшает алмаз «Орлов», о котором ходили легенды. По официальной версии камень был подарен Екатерине на ее именины графом. По другой же версии алмаз приобрела сама императрица, но чтобы ее не обвинили в расточительстве, разыграла спектакль с подарком. Так или иначе все происходило - неизвестно. Но камень был вмонтирован в скипетр, чем и снискал себе славу.

Три ценных реликвии - синий сапфир в Державе, алмаз «Орлова» в скипетре и красная шпинель в короне символизируют цвета Российского флага.

Прочие драгоценности

Среди экспонатов Алмазного фонда можно увидеть еще один знаменитый алмаз - «Шах». Его когда-то подарил Николаю І иранский шах в качестве примирения за убийство русского посла. Стоит отметить, что убит был не просто посол, а знаменитый русский писатель Грибоедов, памятник которому можно увидеть на Чистых прудах в Москве.

Также в этом отделе Алмазного фонда в Москве находятся царские украшения. Одним из них является браслет с алмазом «Александр», который принадлежал Александру І. Здесь можно увидеть и брошь Екатерины Второй, выполненную из золота и серебра, украшенную многочисленными бриллиантами, в виде букета роз.

Не менее красива подвеска в форме ягоды, сделанная из большого турмалина. В залах музея представлено еще очень много украшений из серебра, золота, драгоценных камней и бриллиантов. Экскурсии в Алмазный фонд всегда впечатляют гостей. Где еще можно увидеть столь богатое собрание ювелирных изделий.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

У современных экспонатов нет столь громкой истории, как у предметов предыдущего отдела, но они тоже очень красивы, ведь современные ювелиры используют такие технологии, которые просто были недоступны мастерам из прошлого. В целом все экспонаты впечатляют и поражают красотой, чтобы понять это, стоит отправиться на экскурсию в Алмазный фонд. Можно много читать и любоваться красотой изделий на фото в интернете, но ни одна картинка не передает подлинной их красоты. Все это нужно увидеть своими глазами.

Драгоценные камни

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время в экспозиции музея находится семь исторических, невероятно ценных камней:

  1. Алмаз «Орлова» украшает монарший скипетр. Камень был найден в Индии. Его особенность в непередаваемо красивом зеленовато-голубом отливе. Алмаз имеет 180 граней.
  2. Алмаз «Шах» представляет собой желтый кристалл, не подвергшийся огранке. На нем нанесены имена трех его владельцев.
  3. Плоский портретный алмаз, закрепленный в золотой браслет с изумрудами.
  4. Красная шпинель в Большой короне. Камень был вмонтирован в изделие перед самой коронацией Екатерины Второй. Шпинель отличается не только крупными размерами, но и чистотой и прозрачностью. Кстати, стоимость имперской короны так и не определена до сих пор из-за уникальности изделия.
  5. Колумбийский изумруд со ступенчатой огранкой, который венчает потрясающую брошь. Камень был найден еще в пятнадцатом веке, но в Россию попал лишь вначале девятнадцатого века.
  6. Цейлонский сапфир считается самым большим в мире. Он украшает старинную брошь девятнадцатого века.
  7. Оливково-зеленый хризолит был найден когда-то на острове в Красном море. Камень был огранен особенным способом, благодаря чему создается ощущение его сияния.

В двадцатом веке после открытия якутских алмазов коллекция значительно пополнилась новыми экспонатами: «Большая медведица», «Звезда Якутии» и прочие.

сначала новые

Наверное, я все-таки безответственная мамаша, но часть отпущенного на подготовку к экзаменам времени мы со старшим сыном (15 лет) потратили на посещение Алмазного фонда. Чего-то давно мы там не были, да и в музее Нового Иерусалима нас заинтересовали полудрагоценным по сути, но очень ценным по стоимости камнем шпинель, порекомендовав посмотреть изделия с этим самоцветом не только у них в сокровищнице, но и в Алмазном фонде. Вот и решили сходить в Алмазный фонд с прицелом на шпинель.

Для посещения Алмазного фонда я всегда стараюсь выбирать будний день (не каникулярный) и по возможности еще и утро. Как показывает практика, в принципе такой денек отыскать можно (хотя порой и сложно). Анализируя историю наших посещений, подобный выбор еще ни разу нас не подводил – билеты удавалось приобрети всегда. Возможно, просто везло.

В принципе, сейчас билет в Алмазный фонд можно забронировать и на сайте музея, но, к сожалению, льготный билет (пенсионный, школьный и пр.) таким образом приобрести нельзя, только за полную стоимость. Поэтому мы решили обойтись без брони и просто поехать к открытию касс музея (то есть к 9:00).

Хотя приехали мы даже раньше открытия, небольшая очередь за билетами уже была, но нам без труда удалось приобрести билет на первый же сеанс (10:00). Так как времени до начала у нас было еще много, а погода стояла замечательная, решили немного пройтись по Александровскому саду. Прогулялись направо, хотели уже пройтись и налево, но тут увидели дикую толпу на вход.

Тут мы поняли, что пришел конец не только нашим прогулкам, но как бы и не всей экскурсии в целом. Очередь была огромная, двигалась медленно, досмотр был тщательным, стоящим в Оружейную палату сотрудники настоятельно рекомендовали воспользоваться другим входом, но никто не внял их словам.
Правда, немного успокаивало то, что нам обещали, что в музей мы все равно попадем, в крайнем случае, нас просто перенесут на другой сеанс.

До крайнего случая доводить не хотелось, и нам повезло – мы почти успели к началу экскурсии (экскурсовод только начала свой рассказ у первой витрины). Но все-таки более разумным с нашей стороны было бы не гулять по саду, а сразу пойти на вход на территорию Кремля. Справедливости ради замечу, что когда мы шли обратно, такого ужаса на вход уже не было, возможно, дикая толпа образуется только к началу работы музеев Кремля.

Ну а сама экскурсия нам понравилась. Конечно, в основном все представленное на экспозиции мы уже видели раньше (как нам показалось, со времен нашего былого посещения добавилась только одна витрина), но такой красотой можно любоваться вечно. Прекрасны и отдельные камни, и изделия из них (особенно впечатляют работы царских времен) и, конечно же, шпинель, на которую мы на этот раз и шли (наш вывод такой – изделия с ней хороши и в музее Нового Иерусалима, и в Алмазном фонде).

Экскурсовод рассказывала интересно и, как нам показалось, наше путешествие по Алмазному фонду в этот раз было более длительным, чем в предыдущие визиты. Из музея мы вышли только в 11:05, хотя на билете было указано, что продолжительность экскурсии 45 минут. Мы решили, что это небольшая компенсация за нервы, потраченные на входе.



Публикации по теме