Действительно ли учиться никогда не поздно, и куда пойти учиться программированию взрослому? Никогда не рано и не поздно учиться быть счастливым Тема учить никогда не поздно

8 вещей, которым
никогда
не поздно учиться

Чем можно впервые заняться после 30

Если вам вдруг показалось, что многие возможности уже безвозвратно упущены, не отчаивайтесь. Вот восемь областей, в которых можно преуспеть, даже если начать все с нуля, будучи взрослым.

Иностранные языки

Существует миф, будто бы начинать учить новый язык после 30 - гиблое дело. Якобы после 30 начинается спад мозговой активности, но как изучение языка - тренажер для мозга, который стимулирует эту самую активность. Более того, если до этого момента в вашем языковом арсенале был не только ваш родной язык, но хотя бы еще один иностранный, то смело беритесь за новое дело. А если вы когда-то давно изучали, например, португальский, но сдуру забросили, почему бы не попытаться вспомнить былое и закончить начатое? Конечно, вы потратите немало времени, нервов и терпения, но, овладев новым языком, откроете для себя абсолютно новую сферу деятельности. А если еще решитесь учить не заезженные европейские языки, а что-то более редкое и уникальное, то ваши шансы найти работу, связанную с изучаемым языком, увеличатся.

Программирование

Еще один вид языка, изучение которого можно начинать в любом возрасте, - языки программирования. Стать программистом в 30 вполне реально. Если вы человек, умеющий организовывать свое время, то можете попробовать прорваться через тернии кода самостоятельно. В интернете навалом разного рода обучающих ресурсов. Для людей с ленцой куда продуктивнее пойти на курсы программирования, но самостоятельная практика во внеурочное время все же обязательна. Самые популярные отрасли, в которых вы сможете без большого труда реализовать приобретенные знания, - разработка под веб, мобильные и десктопные клиенты. Но помните, что не под каждое направление подходит изучаемый вами язык, так что выбирайте его тщательнее, предварительно ознакомившись со всеми его разновидностями и особенностями.

Профессиональный вокал

Этот вариант, конечно, не из универсальных, но если природа наградила вас певческим талантом и хорошим слухом, то можете попробовать профессионально заняться своим голосом. Конечно, опыт занятий вокалом в юном возрасте - хорошая база, но голос при частом и активном использовании «стирается», так что ваша карьера может продлиться дольше, если начнете, скажем, в 25. Лучше всего заниматься с преподавателем по вокалу: он не только будет контролировать процесс, но и поделится некоторыми хитростями, учитывая ваши певческие данные. И конечно же, практикуйте свои навыки как можно чаще. Просто ради удовольствия.

Педагогика

Если вам доставляет удовольствие общение с детьми, то почему бы не попробовать стать педагогом? На сегодняшний день зарплата столичного учителя, особенно в хорошей школе, не такая уж и мизерная, как принято считать в обществе. Двери в мир воспитания и обучения детей открыты для вас вне зависимости от возраста. Особенно, учитывая, что педагогические вузы оккупированы по большей части не теми, кто избрал непростую стезю педагога сердцем, а теми, кому просто не хватило баллов для другого вуза. Но необязательно вновь поступать в университет ради педагогического диплома: если у вас уже есть высшее образование, достаточно пройти курсы подготовки педагогов. А дальше найдите школу или детский садик, который в вас нуждается, и вперед.

Кулинария

Даже если вы не мечтаете стать шеф-поваром элитного ресторана или открыть собственное заведение, умение хорошо готовить еще никому не навредило. Даже если дома вы устраиваете званые ужины со множеством блюд, все же стоит записаться на кулинарные курсы и получить диплом повара, так как готовить для семьи и друзей - это еще не профессиональная кулинария. А если работа повара в общепите покажется вам слишком утомительной, то можно попробовать себя в кондитерской отрасли и делать, к примеру, торты на заказ. Правда, работа повара не из легких: нервная обстановка, смены по 12 часов и постоянные переработки, но со всем можно справиться, если эта профессия действительно то, к чему лежит душа.

Игра на музыкальных инструментах

Если вы всю жизнь мечтали играть сонаты Бетховена, но боялись, что уже староваты для этого, знайте: овладеть музыкальным инструментом можно в любом возрасте, было бы желание. Конечно, вряд ли вы будете выступать в составе симфонического оркестра Большого театра, но оно вам надо? Вариантов обучения множество: от самостоятельных занятий с помощью онлайн-уроков до старой доброй музыкальной школы. Так что вперед.

Ср. Ах, если говорить серьезно, Учиться никогда не поздно. Григорович. Домашняя история. Ср. Never too old to learn. Ср. On n est jamais trop vieux pour apprendre. См. Век живи, век учись. См. лучше поздно, чем никогда …

НИКОГДА, нареч. Ни в какое время; ни при каких условиях. Учиться никогда не поздно. «От невинных удовольствий я никогда не прочь.» Гоголь. «Никогда, никогда коммунары не будут рабами.» песня. «Горе никогда не убивает.» Л.Толстой. ❖ Как никогда… … Толковый словарь Ушакова

ПОЗДНО, позднее и позже, нареч. 1. (сравн. не употр.), в сочетании с нареч. В конце того времени, поры, к рые названы наречием (без него о позднем вечере). П. вечером. П. ночью. П. осенью. Лёг спать п. 2. После обычного, установленного или… … Толковый словарь Ожегова

Лучше поздно, чѣмъ никогда. Ср. Здѣсь имъ очень, очень довольны... Ленѣ говорили, qu’il est très bien vu! Что жъ, лучше поздно, чѣмъ никогда. Боборыкинъ. Поумнѣлъ. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это нѣсколько? «Ну, mieux tard que jamais. Лѣсковъ …

Ср. Здесь им очень, очень довольны... Лене говорили, qu il est très bien vu! Что ж, лучше поздно, чем никогда. Боборыкин. Поумнел. 17. Ср. Боюсь, не поздненько ли это несколько? Ну, mieux tard que jamais . Лесков. Обойденные. 3, 2. Ср. В то время … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Инвестор - (Investor) Инвестор это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли Определение понятия инвестор, частный, квалифицированный и институциональный инвестор, особенности работы инвестора, известные инвесторы,… … Энциклопедия инвестора

- (ок. 35 ок. 96 гг.) ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей… … Сводная энциклопедия афоризмов

Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: век живи, век учись. Мельников. На горах. 1, 4. Ср. Послушайте ж меня, тогда поймете... Вот оно и выходит на то, что век живи, век учись, а помри дураком. Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Вѣкъ живи, вѣкъ учись (а умрешь дуракомъ). Ср. Хоть ты теперь у меня и обученная, а все таки храни старую пословицу: вѣкъ живи, вѣкъ учись. Мельниковъ. На горахъ. 1, 4. Ср. Послушайте жъ меня, тогда поймете... Вотъ оно и выходитъ на то, что вѣкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

См. Учиться никогда не поздно … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Ноутбук. Учиться никогда не поздно. Руководство , Спира Ирина Ивановна. В наше время ноутбук - уже не дорогая игрушка для молодежи, а важный и эффективный инструмент для пользователей любого возраста, значительно облегчающий обращениес информацией, а также…
  • Ноутбук Учиться никогда не поздно , Спира И.. В наше время ноутбук – уже не дорогая игрушка для молодежи, а важный и эффективный инструмент для пользователей любого возраста, значительно облегчающий обращениес информацией, а также…

Предлагаемое читателю интервью с кандидатом богословия, доцентом, заведующим кафедрой философии Богословского факультета Свято-Тихоновского Православного Гуманитарного Университета посвящено теме духовного образования в России. Обоснованием важности данной темы служит сама вопиющая реальность как внутри нас, так и вокруг.

Соблазн и лживая беззаботность легко забалтывают сознание, а подлинное равнодушие презирает заблудившегося, погибающего человека, на слабостях и страстях как по нотам разыгрывается его жизнь. Как выбраться из состояния дезориентированости, постоянного давления господствующей парадигмы наживы, найти ориентиры, соответствующие истинной природе человека. Значение духовной константы в человеке вовсе не просто осознать и понять. Для каждого в отдельности и для общества в целом, поскольку они взаимообусловлены, нет более важной задачи.

То плохое, что можно сделать из человека, историей человечества хорошо проиллюстрировано и, то, к чему оно нас ведет, видимо, тоже можно предвидеть, не будучи провидцем. Суметь сориентироваться в данном мире невероятно сложно и при современных формах существования информации нельзя обойтись без знаний, защищающих духовную сердцевину человека. Невежество в данной области делает человека открытым «всем ветрам и стихиям», беззащитным перед давлением господствующих сил и обстоятельств. А жить нужно, и не просто жить, а учиться жить полноценной, полной жизнью, учиться быть счастливым, что, возможно, только если человек следует законам нравственного мира, Божьим законам.

Это приблизительно те мысли, которыми мы руководствовались, когда обратился с просьбой о разговоре к Виктору Петровичу Леге.

Уважаемый Виктор Петрович, думаю, мы можем пойти классическим проторенным путем, попытавшись в самом начале нашего разговора дать максимально ясное определение его предмету. Я предлагаю Вам поговорить на тему духовного образования. Слыша такое словосочетание, многие часто вообще не сразу понимают, о чем разговор. Это происходит в силу существования всевозможных интерпретаций и разного понимания термина «духовность». Так же понятно, что подходы к данной теме могут быть самыми разнообразными - от культурологических, идеологических, философских до глубоко религиозных.

Хочу передать инициативу в Ваши руки. Мне представляется, что данная тема может быть близка Вам, поскольку Вы преподаете, а до этого сами довольно долго учились. У Вас два высших образования: физико-техническое и богословское. Вы являетесь заведующим кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), читаете лекции и ведете семинары по истории философии и основному богословию, а также являетесь главным редактором издательства ПСТГУ.

Какие у Вас возникают мысли по поводу духовного образования как такового, что это такое, по Вашему мнению?

- Вопрос не из самых легких!

Прежде всего, духовное образование - это, по определению, образование будущих духовных лиц; священнослужителей, дьяконов, людей желающих посвятить себя различным видам служения Церкви. Но также под духовным образованием можно понимать религиозное образование вообще. При таком понимании имеет место ряд сложностей.

Например, мы, являясь православными христианами, понимаем, что любое образование в какой-то мере должно быть религиозным. Неважно какое - гуманитарное или естественнонаучное, но оно не должно противоречить христианству. Духовное осмысление необходимо при любом образовании.

Значит, имеет смысл зафиксировать следующее различение - духовное образование можно понимать в двух смыслах: в собственном, узком смысле как образование священнослужителей, и образование вообще, которое должно прививать человеку духовность, а не просто давать профессиональные навыки.

В нашем Университете мы занимаемся духовным образованием в обоих смыслах. На богословском и миссионерском факультетах мы даем духовное образование в узком смысле этого слова, на других факультетах - историческом, педагогическом, филологическом и других - в широком. Готовим историков, которые умеют смотреть на историю с точки зрения истории Церкви, филологов, которые могут работать с языком, с книгами, с литературой, с художественным мировым наследием, понимая огромную культурообразующую роль Церкви и христианства.

Предлагаю, следуя Вашему различению этих двух смыслов, рассмотреть более детально вопрос о духовном образовании священнослужителей. Первое, что мне вспоминается в связи с этим, это статья профессора МДА А.И. Осипова. В ней он говорит о множестве проблем, связанных с духовным образованием в России в данный момент и в их исторической ретроспективе. Он говорит о влиянии Запада, об усвоении русскими духовными школами западных форм и схем образования, о технологиях, которые мы так или иначе заимствуем, о плодах этого и, в конце концов, о забвении самой духовности .

Так же можно обратить внимание на существование устойчивого и распространенного мнения, что за образованием может последовать ослабление или вообще потеря живой непосредственной веры. Как Вам представляется это средостение между образованием, с его, видимо, неизбежной технологичностью, схематизмом и верой - живой непосредственной духовной жизнью.

- Конечно, как известно, и один человек может привести лошадь к водопою, но если она не хочет пить, то и тысяча человек не заставят ее напиться. Так и здесь, если у человека нет искренней веры в Бога, то его можно, конечно, заставить прослушать различные лекционные курсы и прочитать множество книг, но если нет искреннего сердечного движения, то ничего из этого не получится. Духовное образование предполагает не только перечень дисциплин, но скорее воспитание христианина, которое невозможно без воспитания целостной личности. В христианстве главное - это любовь, без любви мы, согласно апостолу Павлу, «медь звенящая или кимвал звучащий». Можно научить языкам, богословию, философии, историческим наукам, но если нет стержня, нет любви к ближнему, к Богу, то духовное образование превращается в начетничество, в схоластику в плохом смысле этого слова.

Эта проблема была всегда, видимо, не просто так слово «бурса» стало нарицательным, выражающим дух лицемерия, внешнего показного церковного служения.

Как избежать этого? Готовых рецептов нет. Без ошибок здесь не обойтись.

Но одно ясно и понятно, что для духовного образования необходима церковная жизнь; без исповеди, послушания, без дисциплины - без того, что объединяет людей в общину, духовное образование невозможно.

Я думаю, что наш Университет идет по правильному пути, потому что он образовался на основе храма и вокруг храма. В процессе образования многое, конечно, зависит от учителя, но если нет храма, то нет Духа Святого, который нас всех объединит, нет той благодати, которая на нас снизойдет. Без этого невозможно духовное образование.

В любом современном образовании встает вопрос о методике, которая позволяет легко усваивать огромное количество информации. Человечество в истории накопило много различных знаний и их нужно каким-то образом систематизировать и создать форму для их ретрансляции. Цель этих техник помочь конкретному человеку справиться с этой нелегкой задачей. Хорошие техники помогают человеку. Можно ли говорить о методиках духовного образования? Ведь известно, что в богословии существуют трудные, сложнейшие вопросы, требующие значительных усилий от учащихся и преподавателей. Существуют ли собственные методы у духовного образования?

- Давайте еще раз разделим духовное образование на собственно образование как передачу определенного набора знаний от педагогов к студентам и духовное воспитание, образование целостной личности православного христианина. В первом случае можно и нужно говорить о методиках и механизмах, а во втором случае, скорее всего, речь может идти о тяжелом личностном труде педагога, священника и учащегося. Конечно, методики необходимы, но печально, если за ними ничего нет, и они существуют ради самой методики, когда преподаватели, упражняясь в разных мнемонических экзерсисах, забывают то, чему они и для чего учат.

Вместе с тем, ясно, что между двумя этими условно обозначенными уровнями существует теснейшая связь, преподаватель является и воспитателем, а воспитатель - это тоже преподаватель. Нужно учить читать тексты, как на отечественном, так и на современных и древних иностранных языках, нужно учить студентов писать курсовые и дипломные работы. Нужно учить понимать и истолковывать сложные богословские и философские тексты, учить учиться у великих или просто у хороших богословов, философов, ученых, историков.

Честно говоря, я в этом вопросе, видимо, консерватор. Не берусь говорить, что безоговорочно прав в своем консерватизме, но для меня живая непосредственная беседа со студентом значит больше, чем создание презентаций, аудикурсов на основе современных технологий.Они полезны, но на своем месте. Нельзя их использовать везде и всюду, например, сводить экзамен к тестированию, а учебный процесс - к аудированию.

Лучшая учеба - это самостоятельный труд, а научить самостоятельно трудиться лучше всего может тот, кто это умеет делать, т.е. хороший педагог.

На Западе во многих университетах в принципе отменены лекционные занятия. Зачем нужны лекции, когда есть книги. Зачем тратить время, если студент может все прочитать? Может быть, в этом есть своя правота. И все же я думаю, что лекции нужны и даже необходимы для того, чтобы студент увидел в лекторе человека, мыслителя, христианина, педагога. Православный ученый своим примером показывает, каким должен быть богослов, философ, филолог, историк. А это уже не методики! Это несоизмеримо более важное, то, что добыто тяжелым личным трудом.

И передается только при непосредственном общении! Большая утрата, когда обрывается живая преемственность в передачи духовных знаний и личного опыта при непосредственном контакте с действительно духовно богатыми людьми. Это очень важно, поскольку мы не являемся просто машинами, способными воспринимать, носить и ретранслировать ту или иную информацию.

- Конечно, именно поэтому многие институты так дорожат школами. Тем, что в этом институте работали, преподавали такие-то великие люди. Дух научного подвижничества, творчества переходит на новые поколения, он витает в воздухе, стимулирует людей стремиться к научному уровню своих лучших учителей. Школа - это очень важно, она помогает образованию.

Все-таки мне еще раз хочется вернуться к вопросу о технологичности. Вот в связи с чем. Массивы знания велики и требования, которые предъявляются студентам, порой кажутся «запредельными». Студент оказывается в сложной ситуации и не справляется с предъявляемыми требованиями. В этом случае требования могут действовать на человека угнетающе, разрушающе. Если студент психологически не справляется, то это довлеет над ним, и как снежный ком начинает расти стрессовое состояние. В итоге, вместо радости и полноты от полученного знания появляется чувство «раздавлености», уныния и, в конечном счете, пренебрежения уже просто потому, что человеку естественно защищаться от негативных воздействий. Можно ли избежать этих болячек? Возможно ли наряду с необходимой «физкультурностью» в образовании избежать вышеописанных негативных явлений? Как сделать так, чтобы при получении знания человек сохранял свою целостность, силу и становился только сильнее, и у него никогда не было бы такого плачевного состояния, когда он не любит те или иные предметы, они кажутся ему просто отвратительными, потому что в свое время измотали они его душевно? Я думаю, и вам это знакомо…

- Это знакомо любому человеку, который когда-либо учился. Здесь все зависит от многих факторов, прежде всего - от программы, утвержденной учебным заведением. Студенты должны понимать необходимость и важность каждого из этих предметов, без которых он не может стать специалистом. Среди них есть, конечно, те, которые можно назвать системообразующими. Ошибка многих вузов состоит в том, что количество предметов становится чрезмерным. Хочется научить и тому, и этому, и еще много чему. Но многознание, как говорил Гераклит, уму не научает. Задача ВУЗа состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно работать и учиться, привить и развить творческое начало. А если в ВУЗе занимаются еще и воспитанием, развитием нравственного начала, то ему цены нет. Это идеал, к которому мы все должны стремиться.

После советской власти, стремившейся воспитывать людей в духе коммунистической идеологии, многие бросились в другую крайность - вообще никого не воспитывать. Считается, что надо давать только образование, но не воспитание. А человека нужно воспитывать! Хотя в воспитании есть опасность подмять под себя, под свои представления какую-то неповторимую личность, тем самым, разрушая ее. В Церкви эта опасность преодолевается, поскольку мы учимся в ней истинной свободе, свободе во Христе.

- Какое место, по-Вашему, занимает философия в системе образования, в системе духовного образования?

- Я хочу сначала поговорить об ошибках, которые, как всегда, являются крайностями. Первая крайность утверждает, что философия вообще не нужна. Некоторые наши студенты, когда узнавали, что на протяжении двух с половиной лет они будут изучать историю философию, риторически спрашивали - «А зачем нам знать разные ошибочные мнения? Мы пришли сюда, чтобы узнать одну истину, а не сотню заблуждений».

- И в этом есть свой резон!

- В этом есть свой резон, но люди мыслящие так могут служить Церкви в другом месте; они могут идти в монастыри, становится молитвенниками, подвижниками. Для этого философия не нужна. Но если мы говорим о высшем образовании как о творческом процессе, как процессе решения задач, которые ни перед кем никогда не вставали, то без философии обойтись невозможно.

Философия всегда учит человека посмотреть на проблему со стороны. Можно знать, например, физику, математику, догматическое богословие или английский язык и быть прекрасным специалистом в своей области, но не уметь смотреть на нее со стороны, осмысливать ее проблемы, чему и учит философия.

Зададимся вопросом, почему философия преподается во всех вузах и почти во всех вузах отношение к ней студентов одинаковое, в большинстве случаев - негативное.

Студенты - молодые люди - не понимают, зачем она им нужна. Студент приходит в университет и говорит, что хочет получить конкретную специальность, и ему непонятно, зачем нужна философия. Философия должна помогать специалисту осваивать свою специальность. Она всегда служанка! Служанка для физика, богослова, врача и т. д. И в этом нет ничего плохого, без хорошей служанки в доме будет царить беспорядок.

Плохо, когда философия подминает под себя все остальное. Это другая крайность, другая ошибка. Нельзя преподавать философию ради самой философии - кроме философского факультета, разумеется. Если ты приходишь преподавать в любой ВУЗ (и богословский в том числе), ты должен преподавать философию будущим специалистам, а не философам. В православном учебном заведении - в училище, семинарии, институте, университете, и в том числе и в нашем ПСТГУ - курс философии является вспомогательным. Я рассматриваю его в качестве курса, предваряющего курс основного богословия. Он предназначен для того, чтобы укрепить целостное мировоззрение православного христианина, чтобы его не смогли сбить никакие нападки нашего сложного атеистического века, чтобы он понимал истинность христианства, чтобы он мог ответить на все сложные философские, естественнонаучные выпады современного атеистического времени.

Философию нельзя преподавать ни слишком упрощенно, ни слишком углубленно.

Философия должна быть интересной, а интересной она может стать только тогда, когда студент увидит в философии что-то свое, родное. Мы должны понимать, что человек приходит в ВУЗ учиться не философии, а своей специальности. И если ему будут читать Канта в ущерб выбранной специализации, он возненавидит философию и будет совершенно прав.

В богословии столько философии, что им не обойтись друг без друга. Читаем Отцов церкви и наталкиваемся на философию, читаем современных богословов и сталкиваемся в их книгах с философией.

И все-таки философия для духовного, или собственно богословского образования - это друг, враг, товарищ или просто служанка ?

- Да, пожалуй, все! И то, и другое, и третье, и четвертое! Как поставишь! Она может быть ярым врагом, а может быть и первым помощником. Я вижу философию, прежде всего, так, как ее видели античные философы и Отцы Церкви. В частности, как сказал прп. Иоанн Дамаскин, философия является любовью к истине, а истина - это и есть Бог, поэтому философия есть любовь к Богу. Это самое общее, фундаментальное понимание философии.

В античности философия была жизнью. На вопрос, когда надо начинать заниматься философией, Эпикур сказал: «Начинать заниматься философией никогда не рано и никогда не поздно, потому, что никогда не рано и не поздно быть счастливым!». Философия научает правильно относиться к себе, к миру. Она непреклонно требует целостного мировоззрения. Она научает разбираться в себе - в своих страстях, желаниях, а это собственно есть аскетика, это требование трезвения! Философия может быть спутником, помощником православного самопознания. Но если свести философию к набору сухих определений, которые студент должен зазубрить, свести ее к набору учений, которые студенту чужды, она может стать врагом, противником. Такая философия способна только навредить!

Мне нравится название книги Алексея Ильича Осипова «Путь разума в поисках истины». Философия - это и есть «путь разума в поисках истины». В человеке есть разум, и поэтому он обречен на то, чтобы искать в себе истину. А это означает только то, что мы должны искать Бога.

Как? Философия и предназначена учить этому. Задача философии в христианском вузе заключается в создании целостного современного христианского мировоззрения, в котором гармонично смогли бы соединиться достижения из разных наук; физики, биологии, богословия, политики, эстетики, этики, и вообще всего.

Скажите, под духовностью можно понимать некую силу, обеспечивающую изначальную целостность человека, которая выражается, с одной стороны, в качестве источника деятельности, а с другой - как некоторая данность, над которой человек вполне и не властен? Один человек движим духом добра, любви, другой может быть лишен этого. Где источник этого?

- Пролистав достаточно большое количество книг, я, к своему удивлению, нигде не нашел четкого понимания, что такое духовность. Это нечто неуловимое, оно ускользает от определения. Для себя я остановился на следующей формуле: духовность - это образ Божий в человеке. Это именно проявление в человеке всего истинного, красивого, доброго, что существует в человеке от Бога. Все это в гармонии, в целомудренном единстве мы можем назвать духовностью, а когда это проявляется вовне, то мы называем это культурой. То есть культура - это объективированная духовность. Человек, который понимает, откуда у него эта духовность - это христианин, он знает ее источник и корни. Он знает, что они у него от Бога, а не просто от хорошего воспитания и образования.

Но понятие «духовность» не является однозначно синонимом добра и блага. В языке, в культуре, в Писании мы встречаем негативное понимание духовности, иную духовность - злую, говорится о духах злобы и отверженности . Язык фиксирует иную реальность, но обозначаемым одним и тем же словом.

- Язык нам может мешать понимать, может нас запутывать. Давайте попробуем следовать четкому употреблению слов. Под словом «дух» мы, прежде всего, понимаем божественность, ибо Бог есть Дух. Отсюда, из стремления уподобиться Богу, мы имеем употребление слов «духовность», «духовное образование» и т.п.

Другое значение слова «дух» - это нечто нематериальное. Но в этом смысле духовную природу имеют, например, бесы, духи злобы. Но это не духовность, а лжедуховность, прелесть, соблазн. Сатана стремится принять видимость Бога, видимость духовности. Задача преподавателей духовных учебных заведений - научить отличать истинную духовность от подделки под нее, от лжедуховности. Язык может сослужить плохую службу, ибо мы часто за омонимами видим синонимы.

- Мои надежды в плане образования скорее утопичны. Я в какой-то мере пытаюсь эту утопию реализовать. Мне хочется, чтобы любое образование было духовным, чтобы, получая любое образование, человек получал бы одновременно и элементы духовного воспитания. Я понимаю, что с точки зрения христианской эсхатологии задача эта утопическая и, тем не менее, мы должны стремиться к ее осуществлению, христианин обязан идти и проповедовать всем народам.

Наш мир слишком сциентизирован, и люди уже не видят иных целей в образовании, кроме удовлетворения практических потребностей. Образование в этом смысле нужно только для карьеры и получения денег. А собственно человек, его духовная природа оказываются вне должного внимания.

С Виктором Петровичем Легой беседовал кандидат философских наук Геннадий Самуйлов

Специально для Православие.Ru

Одна из самых ценных вещей в нашей жизни - это опыт. Все мы хотим быть уверенными в себе, самостоятельными и мудрыми, забывая о том, что мудрость приходит с годами и с опытом. И ради этого опыта пройти нужно через многое.

Именно поэтому опыт старших людей очень важен. Те жизненные уроки, которые они дают, - это одно из самых ценных знаний. Мы предлагаем вашему вниманию 50 жизненных уроков, которыми поделилась Бэрри Дейвенпорт, умудренный жизнью автор зарубежного блога.

Жизненные уроки от Бэрри Дейвенпорт

Жизнь - это то, что есть сейчас. Мы постоянно ждем невероятных вещей, которые будут происходить в будущем, но забываем о том, что жизнь совершается прямо сейчас. Научитесь жить настоящим моментом и перестаньте надеяться на иллюзии в будущем.

Страх - это иллюзия. Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся. Но даже если они происходят, то зачастую оказываются не такими плохими, как мы думали. Для многих из нас страх - это худшее, что может случиться. Реальность не так страшна.

Правило, касающееся отношений. Самое важное в вашей жизни - это близкие люди. Всегда ставьте их на первое место. Они важнее вашей работы, хобби, компьютера. Цените их, словно они - это вся ваша жизнь. Потому что так оно и есть.

Долги того не стоят. Тратьте деньги по своим возможностям. Живите свободно. Долги не позволят вам этого сделать.

Ваши дети - это не вы. Вы - это сосуд, который приносит детей в этот мир и заботится о них до тех пор, пока они не могут сделать этого сами. Обучайте их, любите, поддерживайте, но не меняйте. Каждый ребенок уникален и должен прожить свою жизнь.

Вещи собирают пыль. Время и деньги, которые вы тратите на вещи, однажды погубят вас. Чем меньше вещей вы имеете, тем более вы свободны. Покупайте с умом.

Веселье недооценено. Как часто вы веселитесь? Жизнь коротка, и нужно наслаждаться ею. И хватит думать о том, что подумают другие, когда вам хорошо. Просто наслаждайтесь этим.

Ошибки - это хорошо . Мы часто пытаемся избегать ошибок, забывая о том, что именно они приводят нас к успеху. Будьте готовы ошибаться и учитесь на своих ошибках.

Дружба требует внимания. Оберегайте дружбу, как декоративное растение. Это окупится.

Опыт в первую очередь. Если вы не можете определиться, купить диван или отправиться в путешествие, - всегда выбирайте второе. Радость и положительные воспоминания гораздо круче материальных вещей.

Забудьте про злость . Удовлетворение от злости уходит через несколько минут. А последствия могут продлиться гораздо дольше. Слушайте свои эмоции и, когда приходит злость, сделайте шаг в противоположную ей сторону.

И вспомните про доброту. Небольшая порция доброты может творить чудеса с окружающими вас людьми. И требует от вас малых усилий. Практикуйтесь в этом ежедневно.

Возраст - это число. Когда вам 20, вы думаете, что 50 - это кошмар. Но когда вам 50, вы чувствуете, что вам 30. Наш возраст не должен определять наше отношение к жизни. Не дайте цифрам изменить вас настоящего.

Уязвимость лечит. Быть открытым, настоящим и уязвимым - это здорово. Это дает возможность окружающим вас людям верить вам и делиться с вами своими эмоциями, а вы можете делиться ими в ответ.

Позерство строит стены. Создание образа другого человека с целью впечатлить кого-то сыграет с вами злую шутку. Очень часто люди видят вас-настоящего сквозь образ, и их это отталкивает.

Спорт - это сила. Занятия спортом на постоянной основе должны стать частью вашего образа жизни. Это делает вас сильнее физически, морально и эмоционально. Также это улучшает здоровье и внешний вид. Спорт - это лекарство от всех болезней.

Обида причиняет боль. Отпустите ее. Другого правильного пути просто нет.

Страсть улучшает жизнь. Когда вы находите любое занятие, от которого вы без ума, каждый день становится подарком. Если вы еще не нашли свою страсть, поставьте себе цель сделать это.

Путешествия дают опыт и расширяют сознание. Путешествия делают вас интереснее, мудрее и лучше. Они учат вас взаимодействовать с людьми, их привычками и культурами.

Вы не всегда правы. Мы думаем, что знаем ответ на любой вопрос, но это не так. Всегда есть кто-то умнее вас, а ваши ответы не всегда верны. Помните об этом.

Это пройдет. Что бы ни случилось в жизни, это пройдет. Время лечит, а вещи меняются.

Вы определяете свое предназначение. Жизнь скучна без цели. Решите, что важно для вас, и постройте свою жизнь вокруг этого.

Зачастую риск - это хорошо. Чтобы изменить свою жизнь, приходится рисковать. Принятие обдуманных и рискованных решений помогает вам расти.

Перемены всегда к лучшему. Жизнь меняется, и не стоит сопротивляться этому. Не бойтесь изменений, плывите в потоке и воспринимайте жизнь, как приключение.

Мысли нереальны. Ежедневно в голове пролетают тысячи мыслей. Многие из них - негативные и пугающие. Не верьте им. Это всего лишь мысли, и они не станут реальностью, если вы им не поможете.

Вы не можете контролировать других . Мы хотим, чтобы окружающие нас люди вели себя так, как хочется нам. Но реальность такова, что мы не можем изменить других людей. Уважайте уникальность и независимость каждого человека.

Ваше тело - это храм. У каждого из нас есть что-то, что мы ненавидим в своем теле. Но наше тело - это единственное, что принадлежит только нам. Относитесь к нему с уважением и заботьтесь о нем.

Прикосновения исцеляют. У прикосновений есть множество положительных свойств. Они приводят в норму сердцебиение, улучшают самочувствие и снимают стресс. Это подарок, которым нужно делиться.

Вы справитесь. Не важно, какая ситуация возникла у вас в голове. Реальность такова, что вы можете с этим справиться. Вы гораздо сильнее и мудрее, чем думаете. Вы пройдете сквозь это и переживете.

Благодарность делает человека счастливее. Причем не только того, кому адресована благодарность, но и того, кто ее говорит. Не забывайте благодарить людей за все, что они для вас делают.

Прислушивайтесь к интуиции. Ваши рассуждения очень важны, но интуиция - это ваша суперсила. Она использует ваш опыт и жизненную модель, чтобы найти ответ на любой вопрос. Иногда она возникает спонтанно, и лучше прислушайтесь к ней.

Помните о себе в первую очередь. Не будьте самовлюбленным, но помните, что самый важный для вас человек - это вы сам.

Честность к самому себе - это свобода. Будьте честным к самому себе. Самообман - это ослепление самого себя.

Идеалы скучны. Перфекционизм сделает вашу жизнь скучной. Наши отличия, особенности, фобии и недостатки - это то, что делает нас уникальными. Помните об этом.

Действуйте, чтобы найти цель в жизни. Она не найдет себя сама. Помогите ей в этом и делайте все возможное, чтобы отыскать цель.

Маленькие вещи тоже важны. Все мы ждем больших побед и достижений, забывая о том, что они состоят из мелких и иногда даже незаметных шагов. Цените эти шаги.

Учитесь. Всегда. Если вы думаете, что знаете хотя бы 1% всего, что есть в нашем мире, то вы еще никогда так не заблуждались. Учитесь каждый день, узнавайте что-то новое о разных вещах. Учеба держит наш мозг в тонусе, даже в зрелом возрасте.

Старение - это неизбежно. Наши тела стареют, и мы не можем им помешать. Лучший способ замедлить старение - наслаждаться жизнью и проживать каждый день на полную.

Брак меняет людей. Человек, с которым вы связали свою жизнь, поменяется со временем. Но и вы тоже! Не дайте этим изменениям застать себя врасплох.

Беспокойство бессмысленно. Вам стоит беспокоиться только в том случае, если это приведет вас к решению проблемы. Но природа беспокойства такова, что этого никогда не случится. Беспокойство отключает ваш мозг, и вы просто не в состоянии решить сложившуюся ситуацию. Поэтому научитесь справляться с беспокойством и постарайтесь избавиться от него.

Исцелите свои раны. Не дайте ранам из своего прошлого сказываться на вашей настоящей жизни. Не притворяйтесь, что они ничего не значат. Найдите поддержку у близких людей или у тех, кто профессионально занимается лечением эмоциональных травм.

Проще - лучше. Жизнь полна сложностей, путаниц и обязательств, которые делают ее только хуже. Простая жизнь дает пространство для радости и любимых занятий.

Делайте свою работу на отлично. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, вам придется поработать. Конечно, есть редкие исключения, но не надейтесь на них. Надейтесь на себя.

Никогда не поздно . Поздно - это лишь оправдание для того, чтобы не пытаться. Добиться поставленных целей можно в любом возрасте.

Действия исцеляют тоску. Любые действия - это лекарство от беспокойств, прокрастинации, тоски и тревоги. Перестаньте думать и сделайте хоть что-нибудь.

Делайте то, что вам хочется. Будьте проактивным. Не ждите, пока жизнь бросит вам кость. Вам может не понравиться ее вкус.

Отпустите предрассудки. Не будьте привязаны к мнению или убеждениям общества. Будьте открытым для любой возможности или идеи. Вы удивитесь, как много возможностей дает жизнь, если их не отвергать.

Слова имеют значение. Думайте, прежде чем говорить. Не используйте слова для того, чтобы обидеть человека. Когда вы сделаете это, назад дороги уже не будет.

Живите каждым днем. Когда вам будет 90 лет, сколько дней у вас останется? Живите и цените каждый из них.

Любовь - это ответ на любой вопрос. Любовь - это то, почему мы здесь. Это сила, которая движет миром. Делитесь ею и выражайте ее каждый день. Делайте мир лучше.опубликовано .

Александр Мураховский

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

> Учиться никогда не поздно: не останавливайтесь на достигнутом для профессионального роста

"Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя", - Петроний (древнеримский сенатор).

Наша жизнь - непрерывная череда интересных событий и впечатлений, с помощью которых мы можем изучать новое, а также заняться самореализацией в различных сферах деятельности. У любого человека есть возможность учиться и заниматься этим необходимо всю свою жизнь.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с процессом обучения. Общие сведения об устройстве мира мы получаем еще в школе. Но не думайте, что окончив в юности учебное заведение, Ваша учеба также закончится. Для получения более глубоких и нужных нам в профессии знаний, мы продолжаем учиться в институте, повышаем свою квалификацию на всевозможных курсах, тренингах и семинарах. Только в более зрелом возрасте человек в полной мере осваивает знания и навыки, которые необходимы ему в профессиональной деятельности и позволяют ему соответствовать требованиям к занимаемой должности. Взрослому человеку необходимо получение уже конкретной значимой информации, у него уже есть определенный жизненный опыт и навыки, которые позволят более эффективно осваивать новые технологии. Взрослые люди стремятся к знаниям, чтобы применять и использовать их на практике для эффективного решения своих проблем.

В условиях современного быстро меняющегося мира нельзя останавливаться на пути саморазвития и обучения, необходимо постоянно осваивать новые современные технологии, поэтому с проблемой повышения квалификации мы сталкиваемся постоянно. Каждому человеку необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями, которые диктуют конкуренция на рынке труда. Особенно это актуально для таких профессий, как менеджер и программист, которые работают в очень быстро развивающихся сферах бизнеса , связанных со стремительным развитием современных технологий. Такие специалисты вынуждены постоянно учиться, осваивая появляющиеся новинки.

Если человек постоянно обучается, он сам создает себя как личность, расширяет свой кругозор и улучшает свою жизнь. Учиться необходимо, хотя бы для того, чтобы полноценно жить. Если Вам нравится процесс обучения, и Вы спокойно относитесь к мысли о том, что учиться необходимо всю свою жизнь, то профессиональный рост и стремительная карьера Вам обеспечены.

Основой любого бизнеса являются люди, которые трудятся над его созданием, а также деловые, партнерские отношения, которые возникают между этими людьми. Поэтому руководителям организаций необходимо вкладывать деньги в знания, в себя и своих сотрудников, чтобы позже получать доходы от этих вложений. Если Вы хотите, чтобы Ваша организация развивалась, то стоит развивать также и своих сотрудников.

С помощью портала Вы узнаете секреты успешного обучения, а также улучшите память и научитесь управлять вниманием . Мы поможем превратить учебу в удовольствие и научим справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения, основными из которых является лень и рассеянность. Это позволит добиться полного понимания и усвоения материала.

Наши курсы саморазвития позволят решить проблемы в бизнесе - эффективно управлять бизнес-проектами, руководить выполнением задач, управлять ресурсами компании и персоналом.



Публикации по теме