Главная цель профессиональной деятельности врача. Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества. по причине существования

ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.

2. Педагогическая компетентность врача.

3. Педагогическая функция врача.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.

1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:

Изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;

Определение целей воспитания;

Разработка содержания воспитания;

Исследование и разработка методов воспитания.

Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией - наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).



Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие , которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения , которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.

Цели и содержание обучения реализуются посредством педагогических технологий. Одним из определений понятия «педагогическая технология» является совокупность психолого-педагогических установок, предлагающих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств, представленных в определенной последовательности. Медицинская технология, как и педагогическая, включают систему способов воздействия, соответствующих ее цели и назначению. В здравоохранении используют следующие медицинские технологии:

- профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;

- скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;

- лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;

- реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.

Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).

В понятиях «самообучение», «самообразование», «самовоспитание» в педагогике описывается внутренний мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Воспитание, образование и обучение являются внешними условиями и средствами пробуждения способности человека самостоятельно развиваться. В этой связи философы, психологи и педагоги утверждают, что движущие силы развития человека, мотивирующие самообучение, самообразование и самовоспитание, заложены в его внутреннем мире.

Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.

Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.

2. В истории медицины существует две доктрины здоровья: западная и восточная. Западная (рационалистическая) опирается на сократовский тезис: человек познай самого себя. Восточная доктрина (эмпатичная, чувственная) основана на конфуцианском тезисе: человек, сотвори себя сам. Вероятно, врач должен согласиться с необходимостью объединить подходы этих доктрин к лечению. Современному врачу, сочетающему функции исцелителя и воспитателя необходимо осуществлять лечение человека с позиции познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» является главным в деятельности врача. Следовательно, ближайшая задача медицины заключается в использовании и стимулировании функциональных резервов человека традиционными и нетрадиционными методами, что позволит реализовать основополагающий принцип медицины - лечить не болезнь, а больного. В этой связи обнаруживается необходимость психолого-педагогической подготовки врача.

Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.

Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:

1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);

3) профессионально-деятельностное сознание врача , ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.

3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.

Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

Осознать и обозначить цель своего воздействия;

Учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

Выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:

Личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

Речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);

Внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.

    Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

    Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997)

    Современные взгляды на взаимоотношения врача и больного

    Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

    Исторические аспекты развития взаимоотношений врача и больного

    Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.

    Этика светского «платья эскулапа» и студента.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1 . Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

2) социальное доверие к профессии врача

3) уважение коллег

4) материальная выгода

5) личностный рост

2. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

1) право на отклоняющееся поведение

2) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения

3) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм

4) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным

5) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного

3. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения

2) методы исследования

3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека

4. Правильным определением биомедицинской этики как науки является:

1) наука об отношении живых существ между собой

2) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

3) наука о должном

4) наука об умении правильно себя вести в обществе

5) наука о социальных, правовых, этических последствиях новой биомедицинской технологии

5. Нравственность – это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

3) часть философии

4) отклассифицированные культурой нравы

5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку

6. Этикет - это форма поведения, означающая

1) признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях

3) особая условная вежливость

4) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

5) способность человека к социальной адаптации

7. Мораль – это:

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей

2) совокупность научных фактов

3) строгое соблюдение законов и конституции

4) игра ума

5) область научного знания, касающаяся всеобщих законов развития общества

8. Основные принципы биоэтики:

1) не навреди, делай благо

2) принцип информированного согласия

3) принцип справедливости

4) уважение автономии пациента

5) все перечисленное верно

9. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

1) свобода выбора действия

2) произвольность мотива деятельности

3) уголовная безнаказанность

4) социальное одобрение

5) наличие денежной заинтересованности

10. К ятрогениям в настоящее время относят нарушения связанные с:

1) отрицательным словесным воздействием на больного

2) нерациональным применением лекарственных средств

3) неправильным производством диагностических манипуляций

4) неправильным производством лечебных манипуляций

5) все перечисленное верно

Эталоны ответов:1 – 1 2 – 2 3 – 1 4 – 5 5 - 1 6 – 1 7 - 1 8 – 5 9 - 1 10 - 5

7. Самоконтроль по ситуационным задачам

1. Бригада «скорой помощи» выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти, которые висят на кожном лоскуте (на руку упала бетонная плита). Врач «скорой помощи», будучи сам нездоров, естественно хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, и оказалось, что там не производят микрохирургию кисти, он отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить действительную помощь.

Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?

Ответ: Морально-этические представления, характерные для модели Гиппократа и Парацельса.

2. Большинству больных, находящихся в клинике по поводу критической ишемии нижних конечностей, обусловленной выраженным их атеросклеротическим поражением, показано оперативное лечение – шунтирующая операция по восстановлению кровотока в артериальном русле. Однако примерно половине больных лечение ограничивают консервативным методом, так как предпочтение отдают молодым платежеспособным больным, которые будут в дальнейшем соблюдать предписанный режим, откажутся от курения, будут в состоянии приобретать дорогостоящие антиагрегатные препараты, т.е. оправдают затраты государства, на деньги которого приобретаются дорогие протезы.

Чем определяется такой подход?

Ответ: Такой подход определяется экономической целесообразностью, что противоречит основополагающим принципам биомедицинской этики.

3. Врач-реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс-синдромом приобрести сурфактант импортного производства, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-производителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства.

Ответ: материальные стимулы.

4. Объем средств выделяемых на обследование и лечение больных лимитирован рамками закона об обязательном медицинском страховании. В ряде случаев это приводит к тому, что пациент не может пройти такое обследование. Этот закон ограничивает также и действия врача, который вынужден либо отказаться от назначения необходимого, с его точки зрения обследования, либо искать пути, как обойти этот закон.

Особенно негативно он отражается на пациентах больших больниц, куда приезжают люди со всех городов страны.

Каковы этические основания этого закона?

Ответ: этическим основанием является необходимость обеспечить медицинскую помощь всем больным исходя из экономических возможностей здравоохранения (прагматический тип этических теорий).

5. Работая в Институте хирургии им. А.В. Вишневского, молодой ординатор был свидетелем следующего случая. Во время дежурства случился рецидив кровотечения у больного, перенесшего 3-4 дня назад сложную операцию на бедре. Оперировавший его врач незамедлительно прибыл в отделение, хотя и жил на другом конце Москвы, а операцию по остановке кровотечения мог бы выполнить и дежуривший тогда хирург, грамотный специалист, кандидат медицинских наук. И лишь через некоторое время выяснилось, что из-за этого приезда врач с семьёй не попали на интереснейший спектакль, билеты на который практически невозможно было достать, и на который он очень хотел попасть.

Чем был определён поступок врача, пожертвовавшего семейным праздником?

Ответ: Врач выполнил свой врачебный долг следуя деонтологическому подходу в отношении к пациенту.

6. У 35-летней больной с доброкачественной опухолью шейного отдела спинного мозга во время операции произошел полный перерыв спинного мозга. У больной действуют только черепно-мозговые нервы и полностью сохранено сознание. В течение 2 лет продолжается искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ), и больная категорически настаивает на её прекращении. Врач принимает решение не продолжать ИВЛ.

Какими этическими представлениями определялось решение врача?

Ответ: В основе действий врача – прагматические представления о профессиональной этике, что не соответствует законодательству РФ.

7. В приемное отделение больницы с места ДТП машиной «скорой помощи» в тяжелом состоянии доставлена девушка 25 лет. Во время операции была констатирована клиническая смерть, проведение реанимационных мероприятий не приносило положительного эффекта. Из донорского центра поступило предложение об изъятии неповрежденных органов для трансплантации, однако реаниматологи продолжали реанимационные мероприятия.

Какими морально-этическими взглядами руководствовались врачи реаниматологи?

Ответ: Изъятие органов возможно лишь при констатации смерти мозга, реаниматологи руководствовались принципами деонтологии и законом РФ.

8. В поликлинику поступил вызов на дом к мужчине 47 лет, страдающему артериальной гипертонией. Был осмотрен участковым терапевтом, выставлен диагноз «Гипертонический криз». Назначена консультация невролога. При осмотре неврологом было заподозрено субарахноидальное кровоизлияние, но больной категорически отказывался от госпитализации, говоря, что это обычный криз и всё обойдется. Только благодаря настойчивости невролога и заведующего поликлиникой больного уговорили лечь в больницу, где диагноз субарахноидального кровоизлияния был подтверждён, назначено соответствующее лечение, и после курса терапии больной был выписан практически здоровым.

С какими моральными представлениями была связана настойчивость врачей?

Ответ: С деонтологическими представлениями.

9. В скоропомощной больнице отсутствует круглосуточная эндоскопическая служба, но больные с экстренной хирургической патологией, в том числе и с желудочно-кишечными кровотечениями, поступают круглосуточно. Наиболее эффективным и безопасным способом остановки кровотечения признан эндоскопический гемостаз. При отсутствии последнего больного пытаются лечить консервативно и при неэффективности выполняют хирургическое вмешательство, что для нег в условиях анемии, нарушения водно-электролитного баланса крайне неблагоприятно.

При поступлении пациента с желудочно-кишечным кровотечением ответственный хирург звонит эндоскописту, который в любое время суток приезжает в клинику и останавливает кровотечение. Следует отметить, что ночная работа эндоскописта не оплачивается.

Какие морально-этические представления определяют поведение эндоскописта?

Ответ: Врачи следуют принципам модели Гиппократа, Парацельса, деонтологии.

10. Старшая сестра отделения страдает демиелинизирующим заболеванием головного мозга. На фоне проводимой терапии удается добиться минимально прогрессирующих изменений, однако необратимые изменения уже есть, и они ограничивают трудовой режим. Она продолжает работать в отделении, однако не справляется со своими обязанностями. Часть коллектива жалеет ее, часть считает, что она должна перейти на должность ниже или уволиться. Каждый день возникают конфликты на фоне несогласованности в работе персонала отделения. Врачи, оценивая конфликтную ситуацию, посоветовали ей покинуть пост. В условиях нехватки и отсутствия кадров заведующая отделением оставила женщину исполнять обязанности старшей сестры.

Какие мотивы определили решение заведующей отделением?

Ответ: Решение продиктовано прагматическим подходом, производственной необходимостью.

3)Совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

2. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

Раздел «Информированное согласие» содержится в документе:

а) Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в ЕвропЕ

ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: « ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО СО СТОРОНЫ ВРАЧА…

    выступает как компонент его морального облика;

    подчеркивает гуманность медицинской профессии;

    способствует укреплению в системе «врач-больной»;

В ОСНОВЕ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК ЛЕЖАТ:

    объективные внешние условия работы врача, обстановка и условия;

    недостаточная подготовка и опыт врача;

    несовершенство методов обследования больного;

3 ГРУППЫ ЯТРОПАТОГЕНИЙ:

    ятропсихогении;

    ятрофизиогении;

    ятрофармакогении;

СОГЛАСНО ЭТИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОГО ВРАЧА, ВРАЧ ВПРАВЕ:

3) отказаться от работы с пациентом

ВРАЧ НЕ МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТОМ, ПЕРЕПОРУЧИВ ЕГО ДРУГОМУ СПЕЦИАЛИСТУ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

3) по личным мотивам

РАЗГЛАШЕНИЕМ ТАЙНЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛУЧАИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПЕРЕДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ:

2) без решения суда

В СОСТАВ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ МОГУТ ВХОДИТЬ:

1) коллектив медицинского учреждения

5) священники, общественные деятели

ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - ЭТО:

2) психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинских работников

Ненамеренный вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника:

    может быть следствием нежелания задуматься о возможных негативных для пациента последствиях или быть следствием неконтролируемых внешних обстоятельств.

Медецинская сестра должна:

    быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам не зависимо от пола, возраста характера заболевания

Выдержанность медецинской сестры

    нужна во всех случаях трудовой жизни, в общении с врачами, коллегами, санитарками, при разговоре с больными и родственниками.

Подберите соответствующие определения.

    ятропсихогении – это В

    ятрофармакогении – это А

    ятрофизиогении – это Б

а) расстройства, связанные с негативными последствиями лекарственной терапии

б) заболевания, вызванные физическим воздействием медицинских мероприятий

в) нарушения, обусловленные воздействием на психику больного

    Может ли социальный статус быть критерием (основой) для принятия решений по поводу каких-либо медико-биологических манипуляций (забор органов или пересадка, клонирование, эвтаназия, генно-инженерные манипуляции и пр.)?

Информированное согласие пациента является непременным условием проведения любого медицинского вмешательства. Данное правило нужно, чтобы:

А) обеспечить уважительное отношение к пациенту как к автономной личности, который вправе осуществить свой выбор,

Б) минимизировать возможность морального или физического ущерба, который может быть нанесен пациенту,

Г) создать условия, способствующие формированию духодоверия между врачом и больным.

Выберите 3 основных этических правила взаимоотношений медицинских работников и пациентов:

А) правило правдивости,

В) правило информированного согласия,

Д) правило конфиденциальности.

В Хартии профессиональных медиков Европейской федерации врачей, Американского общества врачей Американского совета врачей (ABIM) обязательным для каждого врача считается:

А) приверженность честному общению с пациентами,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:

Когда выпускники Берлинской медицинской школы в XVIII в. давали клятву, они произносили следующее: «Я буду относиться к моим … вежливо и дружески, как того требует величие моей профессии, и буду готов, не думая о личной выгоде, сотрудничать с ними при лечении больного»

    коллегам

НАЗОВИТЕ ФАКТОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИЧИНАМИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА:

    все варианты верны

«ЕЖЕДНЕВНУЮ МОЛИТВУ ВРАЧА» СОЗДАЛ: М. Маймонид

НА 2-ОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ Г.Я. ЮЗЕФОВИЧ ПРЕДЛОЖИЛ РАЗДЕЛЯТЬ ЯТРОПАТОГЕНИИ НА:

В СПИСОК «ДЕВЯТИ ПРАВИЛ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ, НЕ ОСКОРБЛЯЯ ИХ И НЕ ВЫЗЫВАЯ У НИХ ЧУВСТВА ОБИДЫ» НЕ ВХОДИТ ПРАВИЛО:

    Поддерживайте тему разговора, выбранную собеседником.

Помимо медицинской этики, взаимоотношения медицинских работников регламентируются:

    законодательными актами;

    должностными инструкциями;

    распорядительными документами органов управленияздравоохранением;

Причинами возникновения врачебных ошибок являются:

    несовершенные методы исследования;

    недостаточные знания;

    отсутствие условий для оказания помощи.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

    Регулятивная;

    Познавательная;

В СОВОКУПНОСТИ КАКИХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЙСТВУЕТ МОРАЛЬ:

    моральной деятельности;

    нравственных отношений;

ОБЫЧАИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ:

    обычаи предполагают беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям;

    обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп;

НОРМЫ ПРАВА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ РЯДОМ ХАРАКТЕРИСТИК:

    правовые нормы имеют обязательный характер;

    правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции;

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

А) Моральный выбор духовно

Г) Поступок

Д) Поведение

1)совершённое субъектом действие

2)внутреннее, субъективное, осознанное побуждение

3)наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

4)совокупность совершенных субъектом действий

5)практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А5 Б3 В2 Г1 Д4

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Г) Совесть

1) совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

2)философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности

3)сила воздействия человека на других, опирающаяся на нравственные достоинства

4)элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой.

5)внутренний контроль, самооценка собственного намеренияили поступка с точки зрения его соответствия нормам морали

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а1, Б4, в3, Г5, Д2

КОГО НАЗЫВАЛИ “РЫЦАРЕМ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ”?

Манассеин В.А.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ФРАЗА: “ЛУЧШИЙ ТОТ ВРАЧ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ВНУШАТЬ БОЛЬНОМУ НАДЕЖДУ: ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫМ ЛЕКАРСТВОМ”

Боткин С.П.

СООТНЕСИТЕ:

а) Модель Гиппократа

1) Главный вопрос:"Как достичь социального доверия пациента?"

2) Режиме этой модели написаны следующие документы "Клятва","О враче", "Об искусстве"

ВОПРОС НА СООТВЕТСТВИЕ

1Благоразумие

2Уравновешенность

3Скромность

5Негодование

1середина между распущенностью и бесчувствием к удовольствию

2середина между гневливостью и безгневием

3середина между бесстыдством и стыдливостью

4между мотовством и мелочностью

5середина между завистью и злорадством.

ПО ЭТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ КОНФУЦИЯ РАЗУМНОСТЬ - ЭТО...

2добродетель 1 части из разумных частей души;направленна на низшие предметы и связана с полезным для человека

НА КОМ ПРОВОДИЛИС ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАРАЖЕНИЯ СИФИЛИСОМ И ГОНОРЕЕЙ?

здоровые люди

паралитики

В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

ВЫСКАЗЫВАНИЕ «В ПАРАЦЕЛЬСЕ МЫ ВИДИМ НЕ ТОЛЬКО РОДОНАЧАЛЬНИКА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВ, НО ТАКЖЕ И В ОБЛАСТИ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ» ПРИНАДЛЕЖИТ:

4. К. Г. Юнгу

ПО МНЕНИЮ ПЕРСИВАЛЯ, ВРАЧ ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ:

1. деликатно

2. уравновешенно

ТОЛСТОГО И ЕГО СЕМЬЮ ЛЕЧИЛ:

1. Г.А. Захарьин

ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ:

4. К. Бернар

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ:

1. принцип справедливости

3. принцип «делай благо»

4. принцип «не навреди»

5. принцип уважения автономии пациента

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ - ЭТО...

Кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляют оптимальными с т.зр. выполнения ими своей профессиональной деятельности

Социально-философское истолкование культуры гуманистического назначения данной профессии

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И Т.Д. ВОЗНИКАЕТ СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО В ТАКИХ СЛУЧАЯХ:

трудно гарантировать подлинную добровольность согласия

КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ - ЭТО ДОКУМЕНТ

этический

гарантийный, контролирующий

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

Условием защиты социального статуса пациента

подтверждение и защитой неприкосновенности частной жизни

выражение доверия пациентов к медицинскому персоналу

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРИНЦИП, КОГДА ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О ХАРАКТЕРЕ И ЦЕЛЯХ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОГО С НИМ СУЩЕСТВУЮЩЕМ РИСКЕ, ВОЗМОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВАХ ЛЕЧЕНИЯ:

автономии личности

В КАКОМ ГОДУ КУРС БИОЭТИКИ ВВЕДЕН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

ЧЬЯ ЭТО ЦИТАТА - “ЧТО БЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ Я НЕ УВИДЕЛ ИЛИ НЕ УСЛЫШАЛ КАСАТЕЛЬНО ЖИЗНИ ЛЮДСКОЙ, Я УМОЛЧУ О ТОМ, СЧИТАЯ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ ТАЙНОЙ”?

    Гиппократ

1.Какие бывают виды морали?

    Профессиональная

    Семейная

Поставь к термину соответствующее определение?

    Биоэтика

    Деонтология

А. раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного.

Б.это система норм нравственного поведения человека или группы людей.

В. область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения.

Г. в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни

Д. нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

1-В 2-А 3-Б 4-Д 5-Г

В КАКОМ ГОДУ БЫЛА ПРИНЯТА ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ?

В КАКОМ ДОКУМЕНТЕ БОЛЕЕ ПОЛНО РАСМОТРЕНЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРИ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЭКСПЕМЕНТЫ?

4) Хельсинкская деклорация

«ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВРАЧА» ОСНОВЫВАЕТСЯ НА РАБОТАХ

Персиваля

ПОЛОЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ БИОЭТИКИ:

Принцип уважения автономии пациента

Принцип «делай благо»

Принцип справедливости

СООТНЕСИТЕ НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ С ДАТОЙ ИХ ПРИНЯТИЯ

    Клятва российского врача а) 1982

    «Хельсинская декларация б) ноябрь 1994

    «Этический кодекс врача» в) 1847

    «Принципы медицинской этики г) 1964

1-б, 2-г, 3-в, 4-а

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ

Пороговые элементы

Информационные элементы

Элементы согласия

ГОД ПРИНЯТИЯ «ДЕКЛАРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В ЕВРОПЕ»

КАКОЙ ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ВРАЧ ПРОПАГАНДИРОВАЛ ГИППОКРАТА ЕЩЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ЕГО РАБОТ В РОССИИ? 1. М.Я.Мудров;

ЗАСЛУГИ Ф.П. ГААЗА, ПРОСЛАВИВШИЕ ЕГО 1. охранял особые права заключенных на защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь; 3.сконструировал облегченные кандалы; 4.лечил всех больных вне зависимости от их социального положения, проявляя мужество во время эпидемии холеры;

СООТНЕСИТЕ ВРАЧА И ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ ИДЕИ: 1. Гиппократ – А. Не навреди больному.

2. Парацельс – Б. Делай больному благо, приноси пользу.

3. Персиваль – В. Признание обязательств врача не только к больным, но и к другим врачам, и к. обществу в целом

В ХЕЛЬСИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ПРИНЯТОЙ 18-Й ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 1964 ГОДУ И ПЕРЕСМОТРЕННОЙ НА 29-Й АССАМБЛЕЕ, ГОВОРИТСЯ: 1. Биомедицинские исследования, включающие человеческие объекты, должны отвечать общепризнанным научным принципам.

3. Объекты должны быть добровольцами – как здоровые, так и больные.

5. Отказ пациента от участия в эксперименте никогда не должен влиять на его взаимоотношение с врачом.

ТЕСТЫ

A. естественнонаучному

B. гуманитарному

C. искусствоведческому

D. междисциплинарному

E. инженерному

A. экономическое

C. моральное

D. территориальное

C. уважение коллег

D. материальная выгода

E. познание нового

B. методы исследования

A. регулятивный

B. определяющий

C. информативный

D. между ними нет связи

E. юридический

Соотношение биомедицинской этики и деонтологии (профессиональной этики) имеет ха-

рактер:

A. регулятивный

B. определяющий

C. информативный

D. между ними нет связи

E. взаимодополняющий

104. К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:

C. экономика

E. искусство

105. Нравственность – это понятие, определяющее:

A. совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

B. склонность к добру и способность переносить тяготы и лишения повседневной жизни

C. одна из частей философской науки

D. отклассифицированные культурой нравы, привычки и обычаи

E. культурно-исторический феномен общества, синоним морали

106. Мораль – это:

A. особая условная вежливость

B. предмет изучения этики

C. правила поведения в конкретном коллективе людей

D. наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

E. социальная субординация, этикет

Из ниже перечисленных, какие модели взаимоотношений НЕ входят в биомедицинскую

Этику?

A. Петрова

B. Гиппократа

C. Парацельса

D. Фёдорова

E. контрактная

Какие отношения регулируют этические комитеты в биоэтике?

A. между пациентами

B. между врачами

C. между фармацевтом (врачом) и испытуемым

D. между врачом и пациентом

E. между фармацевтами

109. Нюрнбергский Кодекс (1947 г) – это:

A. международный “Свод правил о проведении экспериментов на людях”

B. обвинительный приговор нацистским преступникам

C. подборка документов о преступлениях нацистов

D. инструкция для работы национальных этических комитетов

E. национальный свод медицинских инструкций

110. Долг - это то, что исполняется в медицине в силу:

A. профессиональных обязанностей

B. требования близких людей

C. требования совести и следствия морального идеала

D. идеологического обоснования общественного прогресса

E. приказа начальника, закон, конституция

111. Свобода отличается от произвола:

A. осознанием ответственности за совершенный поступок

112. Основные принципы биоэтики выражаются в:

A. обязанностях врача

B. формулировке прав пациента

C. отношении к опытам на животных

D. взаимоотношениях между фармацевтом и врачом

E. взаимоотношениях между пациентами

113. К методам искусственного оплодотворения не относятся :

A. интракорпоральное

B. донорское

C. экстракорпоральное

D. фетальная терапия

E. искусственное осеменение

114. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться:

A. на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного

B. на основании медицинских показаний

C. на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности

D. на основании требования родственников

E. на основании извлечения финансовой выгоды

115. Понятие “информированное согласие” включает в себя все, кроме:

A. информации о цели предполагаемого вмешательства

B. информации о характере предполагаемого вмешательства

C. информации о возможных негативных последствиях

D. информации о связанном с вмешательством риске

E. информации о социальном статусе пациента

К лицам, не способным дать информированное согласие, относятся все, кроме двух

групп лиц: а) несовершеннолетних; б) лиц с умственной неполноценностью; в) лиц с тяжелы-

ми формами заболева­ний, блокирующими сознание; г) лиц женского пола; д) граждан с ино-

Странным подданством.

E. г, д

Негативное отношение к аборту в традиционной христианской нравственной антропо-

логии опреде­ляется всем перечисленным, кроме:

A. нарушения заповеди «не убий»

B. неисполнения заповеди любви

C. учения о переселении душ (метемпсихоз)

D. несводимости личности к свойствам психофизической природы человека

E. причисление аборта к смертному греху

118. Этическая оправданность трансплантации определяется:

A. видовой идентичностью

B. солидарностью в принадлежности к научно-технической интеллигенции

C. правом на физический и психологический риск донора

D. свободным и информированным согласием донора

E. финансовой состоятельностью реципиента

119. В Украине трансплантация органов может проводится без согласия родственников и донора в случае:

A. если донор - особо опасный преступник, осужденный на пожизненное заключение

B. если донор - гражданин иностранного государства

C. если донор – умственно отсталый и недееспособный с юридической точки зрения

D. если донор - умерший человек и его родственники заранее не протестовали против использования его органов

E. ни в одном из перечисленных случаев

120. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть уни­версальным

по причине существования:

A. юридического положения об информированном согласии

B. моральной заповеди “не лжесвидетельствуй”

C. антропологического понимания смерти как стадии жизни

D. различий в ценностно-мировоззренческих представлениях людей

E. по всем перечисленным причинам

121. Врачу следует информировать пациента о форме медицинского вмешательства во всех

случаях, кроме тех, когда:

A. пациент либо несовершеннолетний, либо умственно отсталый, либо находится без сознания

B. это решение определяется финансовой выгодой

C. пациент не обладает медицинским образованием, позволяющим уяснить сложность заболевания

D. несогласие пациента может повлечь за собой ухудшение его здоровья

E. во всех перечисленных случаях

122. Уважение частной жизни человека со стороны медицинского работника предполагает:

A. сохранение тайны о состоянии его здоровья

B. соблюдение его избирательного права

C. передача сведений о характере заболеваний пациента его работодателям

D. информирование о состоянии здоровья пациента членов его семьи по их просьбе

E. запрещением проведения эвтаназии

Имеет ли право пациент знать о своем безнадёжном диагнозе?

C. только родственники

D. решение принимает врач

E. зависит от финансовой состоятельности пациента

Чем является клон?

A. точной копией отца

B. точной копией матери

C. точной копией донора

D. точной копией реципиента

E. неповторимым существом

Достоверно установлено, что в некоторых случаях пациенты, не выдерживая психологической нагрузки, после объявления диагноза, заканчивают жизнь самоубийством. Как врачу следует поступить в этом случае?

A. Зависит от характерологических особенностей пациента

B. Согласую действия с начальством

C. Не буду ничего сообщать

D. Проконсультируюсь с родственниками

E. Проконсультируюсь с адвокатом

230. Возможно ли проведение экспериментов на душевнобольных пациентах:

A. согласно Нюрбернскому кодексу – нет

B. согласно Хельсинской декларации – да

C. согласно Гавайской декларации - да

D. да, но только в особых случаях

E. все указанное неверно

231. Основная критика системы обязательного медицинского страхования заключается в:

A. дорогостоящей инфраструктуре

B. затратах на содержание управленческих структур

C. развитии действенных контрольных механизмов

D. все перечисленное

E. ничего из указанного

232. Так как ВИЧ на сегодня является неизлечимым заболеванием, следовательно:

A. данных пациентов лечить не нужно

B. данных пациентов нужно изолировать от общества

C. необходимо проводить принудительную эвтаназию

D. таких пациентов нужно лечить, т.к. это их неотъемлемое право

E. лечить их необходимо только на коммерческой основе

ТЕСТЫ

«ОСНОВЫ БИОЭТИКИ И БИОБЕЗОПАСНОСТИ»

001. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

A. естественнонаучному

B. гуманитарному

C. искусствоведческому

D. междисциплинарному

E. инженерному

002. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию, является:

A. экономическое

B. познавательное (гносеологическое)

C. моральное

D. территориальное

E. материальное (получение выгоды)

003. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

A. спасение и сохранение жизни человека

B. социальное доверие к профессии врача

C. уважение коллег

D. материальная выгода

E. познание нового

004. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

A. право на отклоняющееся поведение

B. осознанный выбор моральных принципов и правил поведения

C. уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм

D. безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным

E. приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного

005. Медицину и этику объединяет:

A. человек как предмет изучения

B. методы исследования

C. овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

D. стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

E. ориентация на достижение финансового благосостояния человека

006. Правильным определением этики как науки является:

A. этика - наука об отношении живых существ между собой

B. этика - наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

C. этика - наука о минимизировании зла в человеческих отношениях

D. этика - наука об умении правильно себя вести в обществе

E. этика – умение оценить своего собеседника

007. Соотношение общих этических учений и профессиональной биомедицинской этики имеет характер:

A. регулятивный

B. определяющий

C. информативный

D. между ними нет связи

E. юридический

Этикет - это форма поведения, означающая

A. признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях

C. наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

D. способность человека к социальной адаптации

E. признание значения социальной субординации

009. Мораль – это:

A. отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей

B. совокупность научных фактов

C. философское учение

D. строгое соблюдение законов и конституции

E. форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное

010. Понятие “право” включает все перечисленные смыслы, кроме :

A. элемент системы государственной власти

B. форма принуждения и наказания человека человеком

C. явление социальной солидарности и связности человека с человеком

D. совокупность законов государства, относящихся к какой-либо форме деятельности(например, медицинское право)

E. индивидуальная воля карать и наказывать людей

011. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

A. свобода выбора действия

B. произвольность мотива деятельности

C. уголовная безнаказанность

D. социальное одобрение

E. наличие денежной заинтересованности

012. Биомедицинская этика и медицинское право в идеале должны находиться в состоянии:

A. независимости

B. медицинское право - приоритетно

C. должен быть выдержан приоритет биомедицинской этики

D. биомедицинская этика - критерий корректности медицинского права

E. медицинское право определяет корректность биомедицинской этики

013. Мораль и право по Канту находятся в соотношении:

A. мораль подчиняется праву

B. мораль и право не противостоят друг другу, ибо это – родственные сферы духа

C. мораль противостоит праву

D. право подчинено этике

E. мораль и право независимы

014. Немецкий психиатр и философ К. Ясперс под феноменом “преступной государственности” понимает:

A. выраженные в законе права народа

B. узаконенную свободу действия человека

C. принятие государством закона, противоречащего моральным нормам

D. аппарат, принуждающий человека к соблюдению норм права

015. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

A. возрастом (количество прожитых лет)

B. психической и физической полноценностью

C. расовой и национальной принадлежностью

D. финансовой состоятельностью

E. уникальностью и неповторимостью личности

016. Понятие “честь” человека включает в себя все перечисленное, кроме:

A. физиологические и психические особенности человека

B. следование данному слову

C. чувство ответственности за совершенный поступок

D. социальное происхождение (аристократическое, дворянское)

E. непричастность к греху

017. Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме :

а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка;б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни.

A. б, д, ж, и

B. в, г, е

018. К верному определению справедливости относится:

A. справедливость – это преимущественно принцип распределения материальных благ и денежных средств

B. справедливость – это равенство

C. справедливость – это праведность, исполнение закона и ответ добром на зло

D. справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми

E. справедливость - это ситуационная польза, действие, результат

019. Добро это все перечисленное, кроме :

A. умение и готовность помочь ближнему

B. благо, которое ценно и значимо само по себе

C. индивидуальное здоровье

D. недостижимый идеал

E. имущество и достаток

020. Зло - это то, что перечислено, кроме :

B. нарушение божественного порядка

C. связанно с пороком и нравственным растлением

D. что может приносить прибыль и выгоду

E. интеллектуальная фикция

021. Соотношение добра и зла заключается в том, что:

A. добро самодостаточно и самозначимо

B. добро существует независимо и отдельно от зла

C. зло самодостаточно

D. зло есть отсутствие добра

E. добро и зло имеют взаимную обусловленность

022. Долг - это то, что исполняется в силу:

A. профессиональных обязанностей

B. требования совести и следствия морального идеала

C. приказа начальника

D. обоюдной выгоды

E. требования близких людей

023. К совести человека относятся перечисленные свойства, кроме :

A. внутреннее знание добра и зла

B. нравственное чувство, побуждающее к добру и отвращающее от зла

C. способность распознавать качество поступка

D. вектор нравственной жизни, направленный на должное

E. симптом психического расстройства

024. Свобода отличается от произвола:

A. осознанием ответственности за совершенный поступок

B. оправданием греховности человека

C. признанием возможности человека делать все, что он хочет

D. неспособностью человека подчинить волю требованию нравственного закона

E. индифферентностью к способности человека к нравственному совершенствованию

025. Свобода является:

A. способностью человека делать всё, что хочешь

B. возможностью творчества

C. законом общественной жизни

D. осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию

E. полным раскрепощением низменных инстинктов человека

026. Определение понятия “удовольствие” связано со всем перечисленным, кроме :

A. удовлетворение потребностей

B. избавление от страданий

C. биологическая адаптационная функция

D. выражение интереса социальной группы

E. болезнь

027. Выберите правильное определение справедливости:

а) чувственная и разумная; б) распределительная и воздающая; в) социальная и асоциальная; г) идеальная и реальная.

D. б, г

028. Нравственное совершенство человека предполагает наличие:

а) утопической веры; б) способностей человека; в) обладания высшей властью; г) богатства; д) интеллектуальных размышлений; е) знания о цели и смысле человеческого существования; ж) профессионализма.

A. б, е

029. Нравственный идеал – это:

A. образ высшего совершенства и высшего блага

B. образец профессионального мастерства

C. герой, пожертвовавший собой ради спасения жизни другого человека

D. президент великой страны

E. лидер парламентской фракции

030. Благотворительность – это:

A. бескорыстная деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся

B. платоновская идея.

C. результат равенства

D. языческая добродетель

E. удовлетворение корыстного чувства

031. Понятие “милосердие” включает в себя все, кроме :

A. чувства и способности сострадания

B. готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается

C. снисходительность

D. готовность выполнить любую просьбу человека

E. готовность на материальные жертвы

032. Профессиональная этика врача относится к одному из следующих типов этических теорий:

A. антропоцентристскому (натуралистически-прагматическому)

B. онтоцентристскому (идеалистическо-деонтологическому)

C. занимает промежуточное положение

D. кеационистскому (полностью исходит из религии)

E. ни к одному из перечисленных

033. Согласно этическому антропоцентризму поведение и поступки человека определяются:

A. интересами социальной группы

B. врожденными биологическими и материальными потребностями человека

C. моральным долгом

D. профессиональными обязательствами

E. волей Бога

034. Согласно этическому онтоцентризму поведение и поступки человека определяются:

а) интересами социальной группы; б) материальными потребностями человека; в) врожденными биологическими потребностями; г) моральным долгом; д) профессиональными обязательствами; е) национальными интересами; ж) волей Бога

A. г, д, ж

035. Консервативную этическую традицию в биомедицинской этике формируют два основных учения: а) гедонизм, б) традиционное христианское мировоззрение, в) прагматизм, г) этика Канта, д) фрейдизм.

B. б, г

036. Либеральная позиция в биомедицинской этике опирается на:
а) ветхозаветную мораль, б) учение Ф.Ницще, в) прагматизм, г) стоицизм, д) платонизм.

C. б, в

037. К историческим и логическим моделям биомедицинской этики нельзя отнести одну из перечисленных форм профессионального этического сознания:

A. модель Гиппократа

B. модель Парацельса

C. деонтологическая модель

D. биоэтика

E. фашистская медицина

038. В гиппократовской модели биомедицинской этики основным принципом является:

A. не навреди

B. не убий

C. приоритет интересов науки

D. принцип автономии личности

E. главенство религии

039. Для врачебной этики Парацельса основным принципом является:

A. делай добро

B. не лжесвидетельствуй

C. не укради

D. “знание - сила”

E. принцип автономии личности

040. Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является:

A. исполняй долг

B. не прелюбодействуй

C. храни врачебную тайну

D. помоги коллеге

E. принцип невмешательства

041. Для современной модели биоэтики основным принципом является:

A. принцип “соблюдения долга”

B. принцип “не навреди”

C. принцип приоритета науки

D. принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента

E. принцип невмешательства

042. Особенности “американской биоэтики” определяются всем перечисленным, кроме:

A. развитая научно-организационная база

B. наличие научно-исследовательских центров по биоэтике

C. общественно-политические события 60-70-х годов ХХ века в США

D. формирование движения за права пациентов и создание “Билля о правах пациентов”

E. пренебрежение ценностями религиозной культуры

043. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания относятся все перечисленные факторы, кроме :

A. возникновение и применение в практическом здравоохранении новых биомедицинских технологий

B. демократизация общественных отношений

C. ценностно-мировоззренческий плюрализм

D. международная деятельность Совета Европы

E. экспериментальный характер современного медицинского знания

044. К особенностям “христианской биоэтики” католицизма относятся все перечисленные черты кроме :

A. всесторонность рассмотрения биоэтических проблем

B. приоритет социальных реалий в теологических построениях и рекомендациях

C. аргументированная критика “‘эволюционистской антропологии”

D. выбор в качестве оснований “христианской биоэтики” принципов понимания “человека как субъекта и объекта одновременно”, “богоподобия” личности, тела как храма Божьего

E. решение проблем биоэтики с позиций расчета “благ и польз”

045. К особенностям биоэтики в странах с протестантской культурой относятся все перечисленные черты кроме :

A. принцип моральной автономии личности

B. утверждение права и ценности духовной свободы человека

C. ценность “здоровья нации”

D. идея ответственности

E. идея самодостаточности

046. К особенностям отношения к биоэтике в православной нравственной антропологии относятся все перечисленные черты, кроме:

A. коммерческие интересы научно-интеллектуальной элиты

B. понимание Бога как источника человеческих стремлений к совершенству

C. принцип синергии (возможность соработничества человека и Бога в преобразовании жизн9)

D. принцип “святости жизни”

E. понимание призвания человека как “причастника божественного естества”

047. Для исламской морально-религиозной традиции характерно:

A. ориентация на Коран и свод канонических законов ислама

B. приоритет свободной воли человека

C. доминанта социально-политических интересов государства

D. неравнозначность роли мужчины и женщины в обществе

E. понятие одушевления зародыша на сотый день беременности

048. Основанием мусульманского законодательства, регулирующего деятельность в области здравоохранения, является:

A. общие национальные интересы

B. свод канонических законов ислама

C. суждение по аналогии

D. способность и право интерпретации специалиста

E. интересы науки

049. Понятие о человеческой личности в исламе определяется:

A. исходя из положений Корана о вхождении души в зародыш в три месяца и одну неделю, т.е. на сотый день беременности

B. праведностью родителей

C. жизненной активностью человека

D. собственным мнением профессионала

E. материальным достатком

Врачебная деятельность осуществляется в следующих направлениях: диагностика, лечение и профилактика заболеваний - и требует наличия навыков постановки диагностической, лечебной и профилактической задачи. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях изменчивости исходных данных (симптомы и синдромы могут появляться и исчезать, по-разному сочетаться между собой), дефиците времени (при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, массовом поступлении раненых и больных). При этом врач должен по отдельным симптомам и синдромам мысленно смоделировать целостную клиническую картину заболевания, изучить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения и развития. Цена дефектов и ошибок врачебной деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью - здоровьем и жизнью человека.

Кроме того, в процессе работы врач контактирует с личностью больного, имеющей специфические для каждой ситуации изменения. При наличии хронического соматического заболевания независимо от нозологии для личности больного характерно значительное изменение мотивационной сферы, выражающееся в выделении нового ведущего мотива - сохранении жизни и здоровья.

Нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, являющаяся объектом деятельности врача, представляет собой противоречивое единство необходимого и случайного, повторяющегося и неповторимого, устойчивого и изменчивого, определенного и неопределенного. Необходимое и повторяющееся определенное в здоровье и болезни находит отражение в медицинской науке, принципах и схемах диагностики, лечения, профилактики, содержащих в себе опыт деятельности врачей многих поколений. Знание этих положений является важным и необходимым, но недостаточным условием для врачебного творчества, так как творчество предполагает выход за пределы достигнутого. Врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности человека, открытостью их систем. Творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность.

Для врачебной деятельности характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Монотонность, нравственные проблемы и конфликты часто являются причинами психосоматических заболеваний медицинских работников.

При определении эталона личности врача в соответствии с ожиданиями больных предпочтение отдается врачам своего пола и более старшего возраста. Эталон врача включает: ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, интуицию, серьезность, доброту, чувство юмора. Для большинства больных образ учителя - врача рассматривается как идеальный.

Наиболее значимыми факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, "живут" три роли: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.

Разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.

1. Медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.

2. Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо с учетом медицинских акмеологических условий и факторов, отражающих качество психобиологических составляющих целостности его индивидуальности в аспекте соответствия нормам профессионального здоровья.

3. Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом медицинской акмеологии?

2. Какова цель медицинской акмеологии?

3. Как определяется понятие "профессиональное здоровье"?

4. Каковы особенности профессиональной деятельности врача?

5. Вспомните ситуацию из своей профессиональной деятельности, когда какое-либо неприятное известие, информация сопровождались снижением работоспособности, плохим самочувствием. Проанализируйте ее с позиции психобиосоциальной целостности человека. Каким образом вы восстановили работоспособность тогда и как планируете поступать в подобной ситуации в будущем?

6. Вспомните двух успешных коллег в вашей сфере профессиональной деятельности примерно одного возраста. Затем постарайтесь ответить на два вопроса. В процессе их профессионального роста в какой степени пострадали окружающие? Какой "ценой" для здоровья каждого был достигнут успех?

7. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В одной половине запишите три-четыре этапа вашей профессиональной карьеры. Напротив каждой записи по пятибалльной системе оцените состояние своего здоровья в то время. Существует ли зависимость между записанным в правой и левой половине листа? Каким образом можно повлиять на то и другое для удовлетворенности их соотношением в дальнейшем?

Еще по теме Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества:

  1. Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
  2. Основные профессионально важные качества личности психолога
  3. Совершенствование стиля профессиональной деятельности, оптимизация взаимоотношений между отдельными группами профессиональных умений и навыков, увеличение числа "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности


Публикации по теме