Изложение баллы. Как писать изложение. Способы сжатия текста, приемы компрессии, критерии оценивания и алгоритм написания изложения ОГЭ

В первом задании ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение объёмом не менее 70 слов. Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.

Для начала посмотрим, каким критериям необходимо следовать, чтобы набрать максимальное количество баллов за изложение.

Критерии оценивания сжатого изложения Балллы
ИК1 Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
но упустил или добавил 1 микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИКЗ 7

Как видно из таблицы, главным критерием является правильное сжатие текста. Недостаточно просто пересказать всё, что говорит автор; необходимо представить информацию в сжатом виде, использовав специальные приёмы сжатия текста.


Вся информация в тексте подразделяется на главную и второстепенную. Ваша задача - сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной . Сделать это можно с помощью следующих методов.


ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Исключение повторов.
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
↓↓↓
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

Исключение одного или нескольких из синонимов.
с открытыми, простодушными, ясными лицами.
↓↓↓
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.
Такие «знатоки» , разумеется, ничему не удивляются , а следовательно, и не способны совершить открытие , даже самое маленькое . По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
↓↓↓
Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.
Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
↓↓↓
Почему Куприн так часто менял свои профессии?
Комментарий : наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений: оставить только первое из трех.

Исключение однородных членов при обобщающем слове.
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
↓↓↓
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.

Исключение одного или нескольких предложений.
Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
↓↓↓
Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

2. ОБОБЩЕНИЕ.
Замена однородных членов обобщающим наименованием.
никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
↓↓↓
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Замена прямой речи косвенной.
«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой балерины.
↓↓↓
Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
И где опустишь ты копыта?

↓↓↓
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

3. УПРОЩЕНИЕ.
Слияние нескольких предложений в одно.
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
↓↓↓
Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

Замена предложения или его части указательным местоимением.
Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.
↓↓↓
Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.

Замена сложноподчинённого предложения простым.
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем .
↓↓↓
Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
Автомодели, которые снабжены трассы, на которой проходят соревнования,
↓↓↓
Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;
Когда анализируешь события Когда говоришь о том
↓↓↓
Анализируя события , относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том , что есть и будет, не забывай о том, что было.

в) сокращение количества частей сложного предложения.
то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными .
↓↓↓
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания .

Самое большое волнение у девятиклассников вызывают первые в их жизни экзамены. Основной государственный экзамен – это проверка знания учащихся за курс основной школы, после которого решается вопрос: стоит ли продолжать обучение в 10 и 11 классах или поступить в среднее профессиональное заведение. Одним из главных обязательных предметов в 9 классе (наряду с математикой) является русский язык. ОГЭ по русскому языку 2019-го учебного года придётся сдавать всем выпускникам текущего 2018-2019 учебного года. Чтобы успешно справиться с этим экзаменом, надо уже сейчас засесть за учебники и начинать готовиться.

Новости об ОГЭ по русскому языку

Разработчики контрольно-измерительных материалов экзамена по русскому языку последние несколько лет не вносят каких бы то ни было изменений в структуру и содержание .

Устная часть

Единственным нововведением, возникшим в 2017-2018 учебном году, является . В прошлом году этот вид экзамена был апробацией и не влиял на допуск девятиклассников к сдаче остальных экзаменов.

На устный ответ выпускнику даётся 15 минут, за которые он должен успеть выполнить 4 задания:

  1. Выразительно прочитать предложенный текст о каком-либо выдающемся человеке РФ.
  2. Пересказать этот текст и уместно включить в него цитату.
  3. Выбрать одно из заданий и создать текст, построенный как один из типов речи (описание фотографии, повествование о случае из жизни, рассуждение на тему, данную в билете).
  4. Вступить в диалог с педагогом-экзаменаторов и ответить на поставленные им вопросы.

В текущем 2019 году ребята должны постараться и успешно справиться с новым для них видом аттестации. Тем более что существуют этапы пересдачи:

  1. Во вторую рабочую среду марта.
  2. Первый рабочий понедельник мая.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.

Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. Критерии оценивания идут в комплекте с демоверсией.

Структура ОГЭ по русскому языку

В структуре билетов предусмотрены задания, охватывающие проверку всех типов языковых навыков:

  • сначала школьнику нужно будет написать изложение на основе аудиотекста;
  • затем решить еще 13 заданий, дав краткий ответ;
  • в последней части, как и в первой, всего одно задание – сочинение, для которого нужно выбрать одну тематику из трех, предложенных в билете.

Впрочем, у девятиклассников есть возможность написать ответы максимально грамотно – им будут розданы орфографические словарики.

Сжатое изложение

Ребятам будет предложено 2 раза с пятиминутным перерывом прослушать аудиотекст для написания сжатого изложения.

Советы девятиклассникам.

  1. Записывая текст в черновике, делайте большие отступы между строчками, чтобы потом оставалось место для внесения остальных мыслей текста.
  2. Слушая текст первый раз, постарайтесь записать главные мысли каждого абзаца. Слова сокращайте до степени понятности.
  3. В перерыве между прослушиваниями восстановите более полно те мысли, которые успели записать.
  4. При втором прослушивании запишите в черновик недостающие мысли, помогающие создать связный текст.
  5. Прочитайте, что у вас получилось, и перепишите текст на другой лист.
  6. Проверьте, связаны ли логически все три абзаца.
  7. Перечитайте текст на наличие речевых ошибок.
  8. Проверьте изложение на наличие орфографических ошибок.
  9. Проверьте пунктуацию и грамматику.
  10. Ещё раз перечитайте получившееся и только тогда приступайте к переписыванию на чистовик – в бланк.

Не забудьте, что на экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём !

Тестовая часть

В по русскому языку 13 тестовых заданий. Он представляют собой задания по следующим разделам русского языка:

№ задания Тема
2 Умение извлекать информацию из прочитанного текста
3 Выразительные средства языка
4 Правописание приставок
5 Правописание суффиксов
6 Замена разговорного слова стилистически нейтральным синонимом
7 Замена словосочетания одного типа связи другим
8 и 11 Работа с грамматической основой предложения
9 Обособленные члены предложения
10 Обращения и вводные слова
12 Сочинительная и подчинительная связь в сложном предложении
13 Виды подчинения придаточных в сложном предложении
14 Виды сложных предложений с разными видами связи

Сочинение на ОГЭ

Творческая работа предполагает написание небольшого по объёму сочинения. Объём – не менее 70-ти слов.

Учащемуся будет предложено выбрать один вид задания:

  • 1 – лингвистическое сочинение.
  • 2 – сочинение, требующее раскрыть смысл цитаты.
  • 3 – работа, в которой надо ответить на нравственный вопрос.

Оценивание работы

Максиму баллов за всю работу – 39.

Сюда входят баллы за тесты (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Баллы за изложение и сочинение суммируются. Сюда входит оценка за содержание работ и их грамотность.

  • «3» можно получить, набрав 15 – 24 балла;
  • «4» – 25 – 33 балла (при условии, что выпускник набрал не менее 4 баллов за критерии ГК1–ГК4, то есть за грамотность);
  • «5» – 34 – 39 баллов (при условии, что выпускник набрал не менее 6 баллов за критерии ГК1–ГК4, то есть за грамотность).

Как готовиться к ОГЭ по русскому?

Успех приходит к тем, кто трудится! Причём планомерно и систематически. Поэтому ученик должен:

  1. Познакомиться с демоверсией экзамена.
  2. На сайте ФИПИ в разделе «ОБЗ» — открытый банк заданий – слушать аудиозаписи и тренироваться в написании сжатого изложения.
  3. Там же можно найти примеры заданий тестового характера, из которых и складываются задания на реальном экзамене.
  4. Писать сочинения по выбранной тематике.
  5. Готовиться можно как самостоятельно, так и с репетитором, если требуется реальная помощь по предмету.

Дополнением к подготовке могут служить сборники И.П. Цыбулько — руководителя федеральной предметной комиссии по русскому языку.

Видео о сочинении 15.3 в ОГЭ по русскому языку можно посмотреть здесь:


А теперь о том, как писать изложение ОГЭ.
Рекомендуемый алгоритм написания изложения.

1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.

2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.

3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания:
-грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения)
-начало предложения с заглавной буквы
-другие важные для понимания смысла предложения слова

Что НЕ нужно записывать:

-вводные слова
-длинные причастные и деепричастные обороты
-синонимы
-повторы

4) Выделяйте границы предложений . В идеале писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом.

5) Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно.Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание.

Правильное сокращение: «целеустремленный » = «целеустр-ный»
Неправильное сокращение: «цел.» - такое слово можно истолковать как угодно.

***Как правило, некоторые слова повторяются на протяжении всего текста, можно написать такое слово один раз, а потом использовать только первую букву. Это касается только ключевых, тематических слов. Например, текст посвящен красоте. Слово красота есть чуть ли не в каждом предложении. Достаточно будет написать это слово один раз.
Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова.

6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины.

7) Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и кучу лексических повторов. Не забывайте, изложение должно быть сжатым.

8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете, что можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов.

9) Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении.

Обязательно потренируйтесь, на нашем сайте есть раздел

Так как критерии по изложению и сочинению мы опубликовали в соответствующих разделах, здесь остается опубликовать только критерии оценивания грамотности и примечания из демонстрационного варианта ОГЭ 2016.

Критерии оценивания грамотности

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки. 2
Допущено две-три ошибки. 1
Допущено четыре и более ошибки. 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок. 2
Допущено три-четыре ошибки. 1
Допущено пять и более ошибок. 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка. 2
Допущено две ошибки. 1
Допущено три и более ошибки. 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок. 2
Допущено три-четыре ошибки. 1
Допущено пять и более ошибок 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов. 1
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов. 0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 10

Примечания

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или
изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по вышеприведенной таблице;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов , которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 .

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206) «48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы... В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах
определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».
Существенным считается расхождение в 10 и более баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение заданий 1 и 15 (суммируются баллы по всем позициям (критериям) оценивания задания
каждым экспертом: ИК1–ИК3, С1К1–С1К4, С2К1–С2К4, С3К1–С3К4, ГК1– ГК4, ФК1). В этом случае третий эксперт перепроверяет задания 1 и 15 по всем позициям оценивания. За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».



Публикации по теме