Теоретические аспекты формирования художественно-творческих умений у школьников в досуговой деятельности. Развитие умений и навыков: этапы и общие правила Параметры творческой одаренности

«… четыре главных навыка, которые должен приобрести ребёнок. Если он их не приобретает, у него возникают трудности с поведением. Если он не может их приобрести, возникают более или менее серьезные патологии.

Первый навык: умение сдерживать эмоциональный порыв. Как мы уже усвоили, ребёнком движут импульсы, побуждающие его действовать. Первый главный навык состоит в том, чтобы ребёнок от порыва желания не переходил непосредственно к действию. Мы научились не позволять нашим желаниям или нашим эмоциям управлять нами, противостоять могучей энергии стимула, не убивать, когда испытываем ярость, не убегать, когда испытываем страх, и не поддаваться унынию. У импульсивных людей эта способность отсутствует, и нельзя считать, что они в своих действиях свободны. Обсессивно-компульсивные расстройства ясно об этом свидетельствуют.

Но если речь не идёт о патологии, то тогда импульсивность можно укротить. С этой целью успешно применяется техника «самонаставлений». Ребёнка обучают давать указания самому себе и выполнять их.

Второй навык: умение размышлять. Почему так важно сдерживать импульсы? Потому что это дает нам время задуматься, то есть приложить наши знания к ситуации и проверить, на верную дорогу увлекает нас инстинкт или нет. Локк чётко видит в торможении импульсов начало свободы: Ведь если ум преимущественно, как очевидно из опыта, имеет силу откладывать выполнение и удовлетворение любого из своих желаний и, следовательно, всех, одного за другим, то он свободен рассматривать их объекты, изучать их со всех сторон и сравнивать с другими. В этом заключается свобода человека. От неправильного пользования ею происходят все разные недоразумения, заблуждения и ошибки, в которые мы впадаем в нашем житейском поведении и в своих стремлениях к счастью.

Изначально свобода - это возможность сказать нет .

Я вовлечён в некую ситуацию, мои желания подталкивают меня к выбору определённого пути, я прекращаю активные действия, чтобы понять, какой позиции мне придерживаться, отыскиваю в своей памяти информацию о возможных последствиях моих действий или реальных альтернативах. Поиски - одна из главных задач разума. Пока игрок размышляет над своим ходом, он перебирает возможные варианты и оценивает их. Размышлять не то же самое, что листать каталог туристического агентства и колебаться между Канкуном и Шри-Ланкой. Это прежде всего умение придумать альтернативу или, по крайней мере, отыскать её среди сценариев действий, усвоенных нами или предоставленных нам нашей культурой. Поэтому размышлять означает искать.

Третий навык: умение решать . Однако размышлять не значит решать. Решение - это разрыв, отделение, прыжок. Прыжок после стольких размышлений? Да. В этом акте и состоит самоопределение. Но как и почему мы решаем? На этот вопрос трудно ответить, потому что акт решения не поддаётся анализу (Это утверждение - типовой миф о творческой деятельности - Прим. И.Л. Викентьева). Кажется, оно неожиданно возникает, словно некий указ, не связанный с предыдущими событиями. Проницательный и веселый философ Дэниел Деннет объясняет:

«Многие решающие моменты в нашей жизни не сопровождались сознательными решениями. Когда кто-то говорит себе: «Я решил согласиться на эту работу», он уверен, что сообщает себе о чём-то, что недавно сделал, однако память демонстрирует ему только то, что вчера он ещё колебался, а сегодня - уже нет. Решение, по-видимому, возникло в какой-то момент этого интервала. Где оно родилось?»

Решить загадку непросто, но я попытаюсь. Думаю, что все происходило так: после размышлений неожиданно возникло решение: я соглашусь на эту работу. Кто принял решение? Генерирующий разум. Он настолько умён? Да. Принятие решения сродни ещё одному замечательному акту генерирующего разума, о котором я уже говорил и который также носит мгновенный характер, хотя и является кульминацией длительного процесса. Я имею в виду понимание текста. Я не могу сказать: «Сейчас я пойму это математическое доказательство» или «Через полчаса я пойму эти аргументы». Значит, я не способен влиять на акт понимания? Именно так. Если речь идёт о математическом доказательстве, то я могу повторить его, попросить помощи у математика, попытаться разобраться в нём на других примерах, вспомнить похожие доказательства, проверить, понимаю ли я все термины, проявить упорство, выучить самые основные понятия. Приходится немало потрудиться, и вдруг je tombe sous le sens, меня осеняет. Сам язык улавливает внезапность происходящего. В один миг все эти разрозненные термины принимают единые, гармоничные, наполненные смыслом очертания. Я понял. Единственное, что я сделал по собственной воле, - это не позволил себе капитулировать и вовремя применил свои стратегии. В сфере действий происходит нечто подобное. Исполнительный разум одобряет решение генерирующего разума либо отвергает его. Если одобряет, то возникает феномен согласия. Торможение прекращается, обе инстанции - генерирующий и исполнительный разум - объединяются, и тогда, освободившись от помех, в дело вступает мотивация.

Мы снова видим, что наиболее мощная компетенция исполнительного разума состоит в том, чтобы получать указания от генерирующего разума, подвергать их оценке, принимать или отвергать, причём в последнем случае либо отвергать окончательно, либо требовать, чтобы генерирующий разум подыскал альтернативы. Это, несомненно, простой и эффективный механизм, который может быть воспроизведен компьютером. В волевом акте нет ничего загадочного. Просто-напросто появляется контролер, который разрешает или запрещает проход. Очевидно, что чем богаче опыт, тем лучше решения, поскольку исполнительный разум ничего не придумывает, а лишь задерживает, оценивает, разрешает пройти либо просит представить новый план.

Четвёртый навык: реализация проекта. Ещё одной ошибкой прежней теории воли было чрезмерное внимание к моменту решения, в то время как в стороне оставался такой ответственный этап, как реализация проекта. Чересчур много говорилось о «волевом акте», тогда как следовало бы говорить о «волевых действиях». Будучи временным процессом, поведение обладает собственной динамикой. Оно может усиливаться или, наоборот, затухать. В этой связи следует подчеркнуть значение двух навыков, усиливающих две способности: способность отсрочить вознаграждение и способность переносить напряжение.

В 1960 году Уолтер Мишел предпринял исследование с целью определить, какое влияние оказывает способность откладывать получение награды. Он провел тестирование детей в возрасте четырёх лет, а затем наблюдал за их развитием вплоть до окончания ими средней школы. Выяснилось, что дети, которым в четыре года удавалось отложить награду (например, не съесть сразу конфету), превосходили в успеваемости тех, кто действовал импульсивно. Они лучше излагали свои мысли, лучше аргументировали, концентрировались, строили планы и выполняли их, а также больше стремились к знаниям. Бросалось в глаза, что они получали гораздо более высокие баллы в тестах на интеллект, причем разница составляла более 20 баллов. По результатам теста на отсрочку вознаграждения, проведенного в четырёхлетнем возрасте, можно точнее предсказать количество баллов, которое будет набрано в SAT (тест перед поступлением в университет в США), чем по коэффициенту интеллекта, который был у ребёнка в четыре года. Это подсказывает, что умение отложить награду сильно влияет на интеллектуальный потенциал. Слабый контроль над импульсами в детстве - верный предсказатель криминальной биографии в будущем, более верный опять же, чем коэффициент интеллекта. То, что Мишел описывает как «отсрочку поощрения, применение к себе и направленную на достижение определенной цели», возможно, представляет собой самую суть эмоционального саморегулирования: умение сдержать порыв во имя какой-то цели.

Вторая важная сторона этого вопроса, которую я хочу затронуть, относится к способности переносить трудности. Она вырабатывается сложным, но необходимым воспитанием. Мы часто отправляем детям послание о том, что неприятных вещей быть не должно, тем самым как бы говорим им, что требующие больших усилий действия неправомерны и должны быть исключены. Этот вопрос исследован в психотерапии под названием «господство стресса».

Хосе Антонио Марина, Воспитание таланта, М., «Астрель»; «Corpus», 2012 г., с. 228-235.

Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.

Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.

Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .

Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?

Коммуникативные навыки

Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.

Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.

Пути развития коммуникативных способностей:

  • Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
  • Находить решение конфликтных ситуаций.
  • Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
  • Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.

Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.


Трудовые навыки

Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

  • организация работы;
  • сбор всего необходимого для труда;
  • уборка рабочего места по окончанию занятий;
  • очистка инструментов и распределение их по местам.

В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

Культурно-гигиенические навыки

К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

  • гигиена рук после прогулки и перед едой;
  • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
  • полоскание рта после приема пищи;
  • опрятность одежды;
  • порядок среди игрушек в комнате;
  • культура приема пищи.

Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.


Двигательные навыки

Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

Этапы формирования:

  • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
  • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
  • Зрительная ориентация.

Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

Социально-бытовые навыки

На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :

  • Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
  • Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
  • Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
  • Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
  • Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.

Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.


Графомоторные навыки

Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

Этапы формирования:

  • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
  • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
  • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
  • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

Творческие навыки

Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.

Существует немало развивающих методик:

Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).

Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.

Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.

Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).

Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.

Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.

Пространственный. Он присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.  


Современное производство все более требует от работников качеств, которые не только не формировались в условиях поточно-массового производства , но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и удешевить стоимость рабочей силы . К таким качествам относятся высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции , знание техники и организации производства , творческие навыки. Сегодня одной из отличительных черт является зависимость производства от качества рабочей силы , форм ее использования, степени вовлеченности в дела предприятия. Управление персоналом приобретает все большее значение в качестве фактора повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития фирмы.  

Творческие навыки 412 Творческий  

Навыки, полученные студентом в результате изучения курса "Макроэкономика", используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов , оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности.  

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - область знаний, изучающая организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств . П.м. позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей . Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Рационально организовать умственный труд , создать благоприятные условия для повышения его эффективности - эти задачи приобретают сегодня особенно важное значение. В любой сфере умственный труд , помимо мыслительной деятельности, содержит чисто организационные, технические элементы, определенная часть которых является общей для многих профессий. Следовательно, проблемы организации личного труда работника можно изучать с точки зрения организации, используемых методов, принципов и приемов работы. Второй стороной организации личного труда является техника личной работы, технические средства , применяемые в практике повседневной работы персоналом управления. Научную основу П.м. составляет сумма знаний об организации личного труда, накопленная в практике управленческой деятельности и представленная в виде принципов, способов, методов организации трудовой деятельности персонала управления . Как наука П.м. выявляет факторы и условия эффективной работы руководителей и специалистов, на базе которых разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются принципы, формы и методы рациональной деятельности людей в процессе управления . Труд руководителя, специалиста не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. С одной  

При подготовке решений используются различные методы, в том числе методы активизации творческих процессов , математическое моделирование и др. Для развития навыков принятия решений используют формы активного обучения, к числу которых относятся игровая имитация решения конфликтных ситуаций (индивидуальная, групповая) и деловые игры . Последние представляют собой своеобразный инструмент для воспроизведения процессов выявления и согласования хозяйственных интересов.  

Итак, определяющим звеном учебного процесса является преподаватель, его неповторимая личность, богатый творческий потенциал , способность к импровизации, педагогический артистизм. Нетрадиционный подход к процессу преподавания реализуется через варианты театральных приемов, позволяющих решать вопросы оптимизации процесса обучения иностранному языку, с одной стороны, а с другой - формировать профессионально значимые навыки и умения с первых дней обучения студента в вузе. Задача артистичного педагога - оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами заставить играть воображение, а игра - всегда свободный выбор .  

Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать правильно - т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт - харизмы, умения творчески решать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на предпринимательских взглядах.  

Диалог представляет собой процесс коллективного обдумывания и осмысления проблем и дает возможность группе достичь более высокой степени реализации творческих способностей. Диалог труден на уровне исполнителей, поскольку предполагает свободное течение разговора, и исполнители ведут себя неуверенно, не желая проявлять слабость. Известно, например, что в ряде центров обучения проводятся семинары по персональному видению и ментальным моделям для усиления диалога. Проводится обучение основным навыкам ведения разговора, например, тому, как предотвратить неправильные абстрактные заявления, как объяснить мысль, ее истолковать, сделать нужные выводы и как охладить разговор.  

Обладать умом, творческими способностями Иметь знания, навыки, опыт Иметь силу, волю, энергию, целеустремленность Работать Обладать честностью, порядочностью 9,7 7,6 6,2 4,7 2,7 30,9  

Основой мотивации в Японии является иерархия рангов, которая применяется как на предприятиях, так и в государственных органах . Ранг зависит не только от квалификации, но и от стажа работы в фирме, помощи коллегам, готовности к выполнению новых функций и т. п. В отличие от стилей управления , основанных на1 фиксированном разделении труда (что характерно для стран Западала, также для России), японские рабочие и служащие поощряются,за" овладение широким спектром знаний и навыков творческую активность умение работать в коллективе находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг сотрудника-японской фирмы  

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала здоровьем, нравственностью, творческими способностями, активностью, образованием, профессионализмом, организованностью, ресурсами рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых предприятиями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.  

Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.  

Практический опыт успешно работающих фирм показывает, что само по себе сегментирование - сложный и трудоемкий процесс, творческий по своей сути, требующий серьезного опыта, хороших знаний и навыков в маркетинговой деятельности в целом. Все это тем более важно, что до сих пор формализованной, или устоявшейся, методики сегментирования рынка не существует. Более того, фирмы тщательно засекречивают свой опыт сегментирования традиционных рынков. Есть, правда, определенные рекомендации в каждой печатной работе по маркетингу, но это всего лишь общие положения.  

Навыки научной работы и незаурядные аналитические способности помогли Г. Эмерсону обобщить и творчески осмыслить богатый практический опыт, что получило свое отражение в главной его работе Двенадцать принципов производительности, которая вышла в свет в 1912 г. Главное внимание в этой работе уделено концепции производительности (т.е. эффективности), под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.  

Способности индивида могут быть классифицированы на механические двигательно-координационные, умственные и творческие. Многие из этих способностей обусловливаются генетическими факторами и мало поддаются тренировке (пример, беглость пальцев и быстрота реакции), а такие, как мастерство общения и руководства, поддаются. Навыки в этих областях человек получает дома, в школе, в вузах, на работе.  

Однако следует помнить о том, что труд руководителя не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. В этой связи можно говорить о том, что принципы и правила НОТ требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации . В данном случае принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и методов организации своего труда.  

Поскольку консалтинг является не только интеллектуальный, но и творческой профессией, то обучение консультанта должно быть построено скорее по принципу "творческой мастерской ", чем по принципу "технического вуза". Должны в максимальной степени применяться активные методы обучения (тренинг, разбор конкретных ситуаций , игротехника), формироваться личностные творческие навыки и умения, хотя и при обязательным освоении "ремесла", т.е. технологии профессии. В программу начального обучения целесообразно включать и стажировку, т.е. практическое (полевое) обучение в процессе осуществления консалтинговых проектов под руководством наставника.  

Японский ребенок должен запомнить тысячи идеограмм. И конечно, при этом он совсем не развивает у себя навыков последовательных процессов мыслительной деятельности (в психологии они именуются суксес-сивными), так необходимых для творчества. У него обостряются лишь навыки по оперированию образами (в психологии они именуются симультанными). Анализ мышления, - пишет известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, - вскрывает теснейшую связь мышления с речью и языком . Для творческого мышления необходимы и суксессивные и симультанные процессы. Японцы же развивают главным образом лишь последние. От этого страдают их творческие способности.  

Способности к исполнительскому труду характеризуются набором конкретных физических и нервно-психических потенций человека , прфессионально-квалификационных знаний, навыков, умений, производственного опыта - всего того, что предопределяет репродуктивную трудовую деятельность в рамках материального производства. Способности к творческому труду - это способности к исполнительскому труду, оплодотворенные интеллектуальной активностью, направленной преимущественно на саморазвитие и самореализацию личности в системе общественной организации производства. Главным и отличительным компонентом способностей к творческому труду выступает интеллектуальная активность, благодаря которой репродуктивная трудовая деятельность наполняется созидательной силой.  

Конкуренты могут использовать политику ценообразования для захвата доли рынка или получения более высоких прибылей. Здесь требуется определить тенденции изменения цен во времени, потому что значительные изменения прибылей конкурентов часто являются последним звеном цепочки небольших колебаний в течение многих лет. Если анализ относительных затрат требует навыка и некоторой доли творческой фантазии, то сбор информации о ценах конкурентов относительно прост. Если конкуренты продают больше чем один товар, то можно рассчитать индекс цен конкурентов. Точность вычислений перепроверяется по суммарным доходам.  

В современном мире слово "Вапакунунк" могло быть интерпретировано как обретение компетентности, уверенности и комфортабельности в постоянно меняющихся жизненных условиях. Существующая образовательная система тем не менее, требуя механического запоминания вместо творческого мышления деятельности, "творческой жилки", гибкости производства. Опасность заключается в том, что часто для покупателей цена не менее важна, чем свойства товара . Кроме того, подчас дифференциация сводится к имитации, и как только потребители начинают это понимать, стратегия псевдодифференциации перестает "работать".  

Дифференциация Сильные способности к маркетингу Технический дизайн продукции Способности к творчеству Сильные исследовательские возможности Репутация предприятия в области качества или технологического лидерства Давняя традиция в бизнесе или уникальная комбинация навыков, привлеченных из других бизне-сов Сильная кооперация по каналам Хорошее координирование функций отделов исследований, разработок и маркетинга Субъективные измерения и стимулы вместо количественных мер Удобства для привлечения высококвалифицированных рабочих, ученых и творчески мыслящих людей  


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его , сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

  • Этап первый . Его можно смело охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.
  • Этап второй . Он является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между органами управления и приборами). После этого появляется возможность осуществления действия в чередовании. Тут наблюдается очень узкий объем восприятия, и если в процессе тренировки (освоения навыка) присутствуют какие-то сторонние раздражители, внимание человека просто их не воспринимает.
  • Этап третий . Лучше всего для него подходит характеристика – синтетический. Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.
  • Этап четвертый . Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия (при выполнении физического действия устраняется избыточное мышечное напряжение). Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм.

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.

Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.

Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи « », « » и « », в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.

  • развитие учебных умений и навыков;
  • развитие творческих умений и навыков;
  • развитие социальных умений и навыков;
  • развитие речевых умений и навыков;
  • развитие умения и навыка базового и делового письма и т.д.
  1. Освоение умений и навыков, обучение им и их совершенствование должно быть непрерывным процессом. Он включает в себя получение нового опыта, знакомство с идеями и методами профессионалов, усложнение решаемых задач, в жизни.
  2. Процесс овладения новыми навыками необходимо подчинить конкретной системе. Овладевать чем-то можно и бессистемно, но намного эффективнее найти или разработать собственную программу занятий и тренировок. Лучше всего, если в ней будет место для ежедневной практики.
  3. К развитию нужно подходить комплексно. Это значит, что следует использовать различные форматы обучения умениям и навыкам и их совершенствования. Материалы могут быть какими угодно: книги, видео, аудио, интерактивные упражнения в Интернете, тесты и т.д. Главное – получать как можно больше практики.
  4. Важно развивать в себе любопытство к окружающей информации. Нужно изучать все, что касается области ваших интересов и применения осваиваемых навыков: достижения и разработки, инновации и новые тренды, бизнес-процессы и т.д. Любопытство и широта кругозора многократно усиливают эффект овладения навыками и умениями.
  5. Развитие необходимо не просто подчинять системе, но и планировать. Любой навык следует развивать поэтапно, не преследуя цель в одночасье стать профессионалом. При этом важно определить наиболее приоритетные области развития, достижения в которых помогут вам стать успешнее и прийти к новым результатам в жизни, учебе и работе.
  6. Обязательно формируйте новые привычки. В частности, привыкайте ежедневно читать литературу и посещать сайты, касающиеся областей ваших интересов, а также сферы достижения успеха и личной эффективности. О других полезных привычках читайте в нашей статье « ».
  7. Стремитесь развивать и совершенствовать личные и профессиональные навыки не только в свободное, но и в рабочее время. Не бойтесь брать на себя ответственность, решать сложные задачи и работать над необычными и креативными проектами. Выход из зоны комфорта прекрасно способствует личностному развитию.
  8. Развитие навыков зависит от круга общения. Чтобы лучше чему-то научиться, чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, общайтесь с людьми уже имеющими опыт в том, что вам интересно. Они смогут рассказать и показать вам, как и что правильно делать, помогут избежать множества ошибок.
  9. Одним из показателей успешного или не успешного овладения тем или иным навыком следует считать обратную связь, поступающую от окружающих людей. Следите за тем, как люди оценивают то, что вы делаете, анализируйте это и делайте соответствующие выводы, чтобы стать лучше.
  10. Не пренебрегайте возможностями дополнительного образования там, где живете. Ищите и посещайте тренинги, семинары и мастер-классы по интересующим направлениям. Но предварительно, конечно, читайте отзывы и интересуйтесь мнениями людей, которые посещали подобные мероприятия.

На первоначальном этапе этих рекомендаций будет вполне достаточно, чтобы развитие умения и формирование навыка, который вас интересует, происходило быстрее и давало лучшие результаты. Но все же мы хотим дать еще несколько советов на тему того, какие инструменты саморазвития нужно взять на вооружение:

  • Одним из самых лучших, полезных и действенных способов развития навыков (и развития вообще) является самообразование. Чтение книг, статей, научных работ, блогов, руководств и т.д. способствует получению новых знаний и освоению успешных моделей действий и поведения.
  • Обратная связь уже была нами упомянута, но все же повторимся, что благодаря ее получению от друзей, коллег, наставников, руководителей и экспертов вы сможете узнать огромное количество сведений о том, как вы делаете то, что делаете, в чем уже успели поднатореть, а над чем еще стоит поработать.
  • Ментворкинг. По сути, это обучение на опыте других людей. Нужно найти человека (или нескольких), достигшего успеха в актуальной для вас области и обладающего всеми интересующими вас компетенциями и сделать его своим наставником или ментором – человеком, с которого вы будете брать пример.
  • Выполнение специальных заданий, которые вы можете давать себе сами, – не менее эффективный путь к развитию навыков и умений. Особенно он касается развития творческих умений, развития учебных умений и развития социальных умений. Постепенно повышайте свою планку – результат не заставит себя долго ждать.
  • Постоянное совершенствование умений и навыков. Имеется в виду то, что работать над собой необходимо постоянно – всегда и везде: дома, на прогулке, на работе, в спортзале и т.д. При желании можно найти массу способов улучшения своих способностей в различных условиях и жизненных обстоятельствах.

Выбирайте любой из этих вариантов и успех будет вам гарантирован. А еще лучше, если вы вообще начнете использовать их все, хотя это не так важно. Намного важнее постоянно и систематически тренироваться – лишь в этом случае знание, как делать что-либо, превратится в умение, а умение станет навыком.

Ну а для тех, кто решил во что бы то ни стало не останавливаться на достигнутом, мы предлагаем несколько вариантов, как развить любой навык еще быстрее. Эти советы, как и раньше, подойдут для развития социальных, творческих, учебных и других умений. Для детей и для школьников это тоже актуально.

Развитие умений и навыков в короткие сроки

Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.

Правило первое: один период времени – один навык

Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.

Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они , говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.

С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.

В дополнение к этому, если осваивать несколько навыков одновременно, наше подсознание будет пытаться связать их воедино, отчего они станут проявляться комплексно. А это в свою очередь может послужить причиной самых неожиданных результатов. Например, если по какой-то причине один из двух изучаемых вами навыков вам никак не дается или у вас просто отпадает необходимость в нем, «связанный» с ним второй навык может «исчезнуть» вместе с ним.

Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.

Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество

Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.

На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.

Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.

Правило третье: многократная практика нового навыка

Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.

Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.

Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.

Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.

Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах

Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.

Пока вы только осваиваете новый навык, практикуйтесь, но не спешите пытать свои силы в «бою». Здесь имеют место многие факторы: неопытность, важность события, стресс от выполнения непривычных действий и т.д. Все это, скорее всего, приведет к печальным последствиям.

Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.

Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!

Евгения Осьминина
Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей

ГБОУ Школа №1467

Структурное подразделение №2

Из опыта работы воспитателя

Осьмининой Е. Ю.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей

Москва 2015 у. г.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии детей. Нельзя обучать детей общению без различных видов деятельности, так как в них у детей происходит взаимодействие друг с другом.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольный период , ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами детей нужно учить умению общаться, учить культуре общения.

В дошкольном возрасте дети очень любознательны, у них есть желание познавать окружающий мир. Поэтому это самый благоприятный период для развития у детей творческих способностей. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительные и коммуникабельны.

Систематическая работа по развитию творческих способностей способствует улучшению социального статуса ребенка . От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, самовыражение ребенка, во многом зависит характер будущих отношений дошкольника в социуме.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, которые способствуют их формированию.

Для развития творческих способностей детей можно предложить следующие меры:

Введение специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей детей.

В любой деятельности давать детям больше заданий творческого характера.

Управление взрослыми предметной, сюжетно-ролевой и игровой деятельностью с целью развития воображения детей.

Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

Работа с родителями.

В формировании творчества детей особая роль отводится воображению детей. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. А творчество является постоянным спутником детского развития. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача взрослого – опираясь на склонность детей к подражанию прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность.

Задача воспитателя – развивать у детей интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в словесном творчестве.

Огромное значение на развитие творческих способностей детей оказывает игра, которая является основным видом деятельности дошкольника. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослый должен не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее и включать в игру творческие элементы.

Богатым источником развития творческих способностей ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, среди них «перевирание» сказки, придумывание сказки «наоборот», придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Следующим видом деятельности, помогающим ребенку развить творческие способности, это, конечно же, художественно-творческая деятельность . Это: театрализованные игры, музыкальные игры, рисование, аппликация, ручной труд, лепка.

Рисование – дети, рисуя на листе бумаги, фантазируют, придумывают, изображают несуществующих героев, фантастические сюжеты. У ребенка формируется умение сравнивать, сопоставлять предметы по их размеру, форме, различать часть и целое, развивается речь, память, мышление. Воспитатель должен вызывать у детей к рисованию, способствовать фантазии, творчества. Необходимо давать детям цель рисования не по шаблону, а фантазировать и придумывать сюжет, задумывать то, что появится на листе самостоятельно. Только давая детям свободу деятельности, можно предполагать о развитии творчества и творческих способностей.

Аппликация - это мир детской фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия; положительные эмоции от своего творчества. Больше внимания надо уделять коллективным детским работам, в которых каждый ребенок, внося маленькую часть своего творчества, чувствует себя значимым в общей работе. Также учится радоваться успехам своих товарищей; общению, учится искать пути в создании своего творческого образа.

Лепка – занимаясь лепкой, дети узнают разные материалы (краски, глина, воск, пластилин, бумага, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. На занятии по лепке развивается речь ребенка.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Лепка только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. На занятиях лепкой воспитателем ставятся определенные задачи развития детского творчества, мышления, речи, воображения.

Ручной труд, конструирование – у детей развивается не только познавательный интерес, но происходит развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности. Правильно организованная деятельность дает детям возможность создавать художественный образ по своему желанию и замыслу. Дети не только знакомятся с самыми разнообразными материалами и их свойствами, но используют их в дизайн - деятельности. Они учатся оформлять игровую среду своими художественными поделками. Особенно богат для фантазий и творчества считается природный материал. Еще А. С. Макаренко обращал внимание на важность использования природного материала в творческой деятельности ребенка, т. к. считал, что природный материал является кладовой для фантазии и воображения.

Музыка, театр – выражение в движениях личных эмоциональных переживаний, создание оригинальных двигательных образов. Отражать в сказочных образах – характер, эмоции, жесты. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Ребенок в театрализованных играх учится жить, проживая жизнь своих героев.

В музыкальных и театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое, танцевальное, певческое.

Педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта . А накопление опыта и знаний и есть необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству; проявлять сочувствие к его неудачам; исключать из обихода замечания и осуждения.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается.

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.



Публикации по теме