Что такое внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды

ЛЕКЦИЯ №-5

ТЕМА: ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов.

2.Источники, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов социального назначения

3.Отраслевые государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

    социальная защита населения;

    повышение жизненного уровня населения;

    сохранение и улучшение здоровья населения;

    социальная ориентация безработного населения;

    оказание социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей :

Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Итак, государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходыформируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

  • Пенсионный фонд РФ;

    Фонд социального страхования;

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете .

Внебюджетные фонды создаются двумя путями.

1)Один путь- это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение,

2)другой- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет

    обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

    добровольных взносов физических и юридических лиц;

    других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические , к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды.

Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения , целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов , образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.

Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуют :

Министерство науки и технологий РФ - Российский фонд технологического развития;

Федеральные министерства - внебюджетные фонды министерств;

Другие федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;

Организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

Внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды:

Предприятия и организации, входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в который они входят;

Предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения, по своему выбору;

Предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;

Предприятия и организации, не входящие в объединение, и не находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему выбору.

Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на договорной основе.

Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерством науки и технологий РФ и Минфин РФ.

Связи между внебюджетными фондами.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы.

Различают финансовые связи :

1)односторонние,

2) двусторонние

3) и многосторонние

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

Добровольные взносы граждан и организаций.

Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

ФОМС и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

В финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная - 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Внебюджетный фонд

(Off-budget fund)

Состав и классификация внебюджетных фондов

Особенности социальных внебюджетных фондов РФ

Принятый в России обязательного медицинского страхования соответствует и международным правовым тенденциям. В большинстве развитых стран вопросы финансирования системы здравоохранения считаются одними первостепенным. Решение этой задачи недопустимо пускать на самотек. Поэтому принятие закона обязательного медицинского страхования - это серьезный шаг к отказу от остаточного принципа финансирования сферы здравоохранения и построению финансового задела для вывода ее на качественно более высокий уровень.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В настоящее время в России созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Обязательное медицинское страхование в силу закона распространяется на всех без исключения россиян. Любой гражданин, независимо от уровня доходов, пола или возраста, обладает правом доступа к бесплатным медицинским услугам, предусмотренным программой ОМС. В 2010 г. в России в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация , что сопоставимо с данными за 2009 г. (8 142 медицинские организации ). В 2010 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. руб. (в 2009 г.- 491,5 млрд. руб.), в том числе на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. руб.

Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 100 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 261 филиалам СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.

Финансирование программы обязательного медицинского страхования производится государством. Источниками финансирования в данном случае служат и нижестоящие бюджеты, средства организаций и предприятий, благотворительные суммы. С работающих граждан удерживаются страховые взносы и перечисляются в специальный фонд, расходование средств из которого происходит при обращении пациентов за медицинской помощью. При этом люди с разным уровнем дохода уравнены в правах, - каждый из них имеет право на один и тот же пакет врачебной помощи.

В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи - 477,2 млрд. руб. или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. руб., или 1,5 %. В общей сумме издержек страховых медицинских организаций 476,5 млрд. руб. (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. руб., что на 0,3 млрд. руб. больше, чем в 2009 г.

При росте затрат средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре издержек по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2009 г. в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. руб., что на 14,5 млрд. руб. (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. руб. (в том числе единого социального налога - 153,1 млрд. руб.), что на 140 млн. руб. меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. руб.

В минимальный набор бесплатных страховых услуг входит:

Предоставление экстренной медицинской помощи в неотложных случаях, таких как роды, травматические ситуации, острые отравления;

Амбулаторное лечение пациентов с хроническими заболеваниями;

Роды, аборты, травмы, острые состояния - лечение в стационаре;

Медицинская помощь на дому для пациентов, не могущих самостоятельно передвигаться;

Оказание комплекса профилактических услуг для инвалидов, беременных женщин, детей, ветеранов, онкологических больных и пациентов с психическими расстройствами; реабилитация людей, перенесших инфаркт миокарда и инсульт.

Программа ОМС не включает лечение социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулеза и т.д.). Лечение этих заболеваний оплачивается из средств городского и федерального бюджетов. Из бюджета также оплачиваются деятельность Скорой медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, ушное, глазное), дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению.

Программа обязательного медицинского страхования предусматривает весь комплекс стоматологических услуг для детей и студентов, матерей с детьми до 3-х лет, беременных, ветеранов. Кроме того, существует система обеспечения медикаментами для категорий населения, пользующихся специальными льготами.

Полис ОМС - это главный медицинский документ застрахованного, который нужно беречь, как зеницу ока. Получение дубликата страхового полиса - дело хлопотное и требующее расходов времени. Фактически, полис обязательного медицинского страхования является доказательством заключения соглашения ОМС и подтверждением того, что пациент является участником программы. Страховой полис содержит ссылку на номер и дату договоренности , там же указан и срок его действия. Рабочие и служащие получают полис ОМС в бухгалтерии или отделе кадров своего предприятия; неработающие россияне - в государственной страховой организации.

Если у гражданина возникает необходимость в медицинской помощи, - он предъявляет в поликлинике страховой полис и удостоверение личности. Полис действителен только в период действия трудового . Увольняясь с предыдущего места работы, гражданин возвращает полис обязательного медицинского страхования в свою бухгалтерию. На новом месте работы человек получает новый полис.

Надо иметь в виду, что полис обладает силой лишь на территории Российской Федерации. И в этом заключается один из главных его недостатков. На граждан, выезжающих на длительный срок работать по контракту за пределы родного государства, не распространяются возможности программы обязательного медицинского страхования. Поэтому, в таких случаях необходимо позаботиться о дополнительных видах страхования.

01 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в России" от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ. Давайте посмотрим, какие именно изменения произошли в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и каковы теперь права граждан.

К застрахованным лицам Федеральный закон N 326-ФЗ относит российских граждан, иностранцев (имеющих временную регистрацию или вид на жительство), лиц без гражданства и беженцев (в соответствие с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах").

Также застрахованное лицо имеет право на выбор лечебного учреждения из числа участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также на выбор врача, для чего нужно подать заявление лично или через своего представителя на имя руководителя лечебного учреждения.

Предусмотрено также право на возмещение ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховым или медицинским учреждением своих обязанностей, на получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи, на защиту персональных данных.

Однако вместе с правами есть и обязанности.

Так, застрахованные лица должны:

Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;

Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования (если Вы уже застрахованы и имеете полис, то в случае, если Вы не подадите заявление, Вы останетесь в той же страховой организации, что и раньше);

Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;

Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Законом предусмотрена разработка базовой и территориальной программ ОМС. Исходя из норм ст. 35 и ст. 36 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа действует на всей территории Российской Федерации, а территориальная - в пределах субъекта федерации , где выдан медицинский полис, причем последний можно не предъявлять, если требуется экстренная медицинская помощь.

Таким образом, имея полис, можно получить медицинскую помощь на всей территории РФ, но только в рамках базовой программы ОМС. Получить помощь в рамках территориальной программы можно только по местному полису.

Для получения полиса ОМС нужно обратиться в интересующую страховую медицинскую организацию с соответствующим заявлением. Если такой организации нет, то обращаться нужно в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В тот же день застрахованному лицу должен быть выдан полис или, в отдельных случаях, предусмотренных правилами обязательного медицинского страхования, временное свидетельство.

Что касается работающих граждан, обязанность оформить полис остается за работодателями до 01 мая 2011 г., а после работники должны будут получать полисы самостоятельно (Пункт 4 ч. 1 ст. 16, ст. 46 закона).

Страхование детей со дня рождения до дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, а после такой регистрации - организацией по выбору одного из родителей.

Услуги медицинской страховки в Республики Германии оказывают специальные организации, называемые больничными кассами.

Первая страховая Федеративной Республики Германии , предложившая клиентам медицинский страховой полис, появилась ещё в 1848 г. Называлась она "Больничная касса служащих Берлинского". Но ещё раньше, в 1843 г., прототип медицинского страхования был введён для служащих табачной промышленности. Всё это были частные организации.

На государственный уровень проблему медицинского страхования вывел великий собиратель немецких земель Отто фон Бисмарк в ходе своих социальных реформ. В 1881 г. он выдвинул идею обязательного социального страхования всех служащих, куда медицинская страховка вошла в первую очередь. С тех пор все работники, а также члены их семей, на территории Федеративной Республики Германии (ФРГ) с доходом, не превышающим определённую законом сумму, обязаны иметь медицинскую страховку.

Сумма годового дохода, выше которой обязательную государственную медицинскую страховку иметь уже не обязательно, меняется в последнее время каждый год. Законодатели стараются постоянно увеличивать эту сумму, чтобы больше людей попадали под обязательное страхование. В 2011 г. те, кто получает в год более чем 49500 €, могут решать самостоятельно, нужна ли им медицинская страховка, и если нужна, то какая именно: частная или государственная.

Все остальные обязаны отдавать в больничные кассы 7,9% своего годового дохода. Ещё 7% от зарплаты работника платит работодатель. На данный момент в Республики Германии около 150 государственных страховых компаний предоставляющих медицинское страхование. По закону качество медицинских услуг не может зависеть от того, в какую кассу платит бюргер страховые взносы. Примерно 95% услуг, предоставляемых кассами, должны быть абсолютно одинаковыми. Оставшиеся 5% услуг включают в себя оплату различных нетрадиционных методов лечения или какие-то дополнительных сервисов. По плану реформы 2009 г. на этом пятипроцентном сегменте рынка должны включаться рыночные рычаги.

Все основные медицинские услуги предоставляются бесплатно. Но есть исключения в виде "неосновных" услуг. Например, поход к зубному врачу может вылиться в кругленькую сумму, в зависимости от того, какую часть затрат покрывает страховка. Некоторые кассы предлагают своим клиентам дополнительный пакет услуг. Например, если человек регулярно посещает стоматолога, то касса оплатит ему лечение зубов не на 70%, а на 90%. Существуют и другие премии. Проще всего использовать специальный сервис, где есть по всем немецким государственным медицинским страховкам. Там можно конкретно узнать какие бонусные пакеты есть в той или иной страховой компании, а также сравнить услуги страховых компаний между собой.

Для детей в возрасте до 18-ти лет вообще не существует никаких "неосновных" издержек. Любые прописанные врачом процедуры и медикаменты оплачиваются страховкой. Для взрослых существуют доплаты. Например, 10 € в квартал стоит посещение врача. А за любые прописанные медикаменты необходимо уплатить 5 €. Но и эти копейки могут быть оплачены государством, если бюргер имеет малый доход.

Затем каждая касса получает из него деньги , пропорционально своему количеству клиентов. Именно поэтому страховым компаниям всё равно, кого страховать - богатого или бедного, молодого или старика. Все деньги в итоге будут поделены поровну. Если же страховке выделенной части средств не хватает, то она имеет право собрать со своих клиентов дополнительные взносы. Минимальный взнос составляет 8€ в месяц, а максимальный - 1% от дохода клиента. От дополнительных выплат нельзя отказаться. Но зато можно разорвать контракт со страховкой в течение следующих двух месяцев. Кассы обязаны предупреждать своих клиентов о введении дополнительного сбора. Обычно об этом пишут заранее на сайте страховой фирмы.

После того, как страховка выбрана, следует заключить контракт с кассой. Можно вызвать на дом страхового агента или попросить прислать договор по почте. Если страховка по какой-то причине не подошла, то её можно сменить, правда, это занимает некоторое время. После заключения страховки разорвать контракт с ней можно только через 18 месяцев, при условии, что касса не начинает собирать дополнительных сборов.

После заключения контракта касса присылает по почте страховой полис на каждого члена семьи, если тот не работает. Таким образом, один работающий платит за всю семью и все пользуются его страховкой. Работодатель переводит в указанную служащим кассу ежемесячно. Более того, работодатель платит кассе ещё ровно столько же, сколько платит сам служащий.

Страховой полис бюргера представляет пластиковую карту стандартного размера, содержащую микрочип. В ней хранятся имя владельца, его контактные данные, дата рождения и прочая административная информация, необходимая врачам. Врач или аптекарь, обслуживая клиента, сначала проводит картой по специальному считывающему устройству.

Все в Федеративной Республики Германии вольны самостоятельно выбирать лечащих врачей. Никто не привязан к районным поликлиникам или региональным медицинским учреждениям. Конечно, страховка может не покрыть, например, расходы на дорогу в отдалённую клинику, если в таком выборе не было особых оснований, но лечение - другое дело.

Помимо государственных больничных касс, как уже писалось выше, существуют частные кассы. В них система оплаты устроена несколько иначе. Сначала больной самостоятельно платит за лечение, затем посылает счета в страховую компанию, которая возвращает ему деньги. На каждого члена семьи надо заключать отдельную частную страховку и платить тоже приходится отдельно. Но если доходы велики, то это всё равно может быть дешевле, чем 14,9% от зарплаты. Таким образом, частные страховки наиболее выгодны тем богатым жителям Федеративной Республики Германии (ФРГ), которые не имеют проблем со здоровьем и детей.

К старости выплаты в государственную страховку снижаются, в зависимости от заработанной пенсии. Для малоимущих и безработных страховку обеспечивает государство.

Благодаря такой системе страхования в Республики Германии нет проблем с получением необходимого медицинского обеспечения. Но недостатки у этой системы всё же есть. Например, производители медицинского оборудования или поставщики услуг непомерно задирают цены, в расчёте на то, что платят то за услуги не люди, а страховые компании.

В США медицинское страхование добровольное и почти полностью осуществляется работодателями. Страхование от болезней - наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские служащие получают такую страховку. Все же в наиболее крупных компаниях медицинское страхование является почти неотъемлемым условием, и в 1990 г. им было охвачено около 75% населения США .

Существует много видов медицинского страхования. Наиболее распространенным является так называемое компенсационное страхование, или страхование "платы за услуги". При этой форме страхования работодатель выплачивает страховой компании страховую премию за каждого работника, обеспеченного соответствующим полисом. Затем страховая оплачивает чеки, представленные больницей или другим медицинским учреждением либо врачом. Таким образом, оплачиваются услуги, входящие в страховой план. Обычно страховая компания покрывает 80% затрат на лечение, за остальное должен платить сам застрахованный.

Существует альтернатива - страхование так называемых управляемых услуг. Число американцев, охваченных этим видом страхования, быстро увеличивается (более 31 млн. чел. в 1991 г.). В данном случае страховая компания заключает контракты с врачами, другими медицинскими работниками, а также c учреждениями, включая больницы, на оказание всех услуг, предусмотренных этим видом страхования. Обычно медицинские учреждения получают фиксированную сумму, которая выплачивается заранее за каждого застрахованного.

Различия между двумя описанными видами страхования очень существенны. При страховании "управляемых услуг" медицинские учреждения получают только фиксированную сумму из расчета на каждого застрахованного пациента независимо от объема оказанных услуг. Таким образом, в первом случае работники системы здравоохранения заинтересованы в привлечении клиентов и предоставлении им разнообразных услуг, тогда как во втором - они скорее откажутся от назначения пациентам дополнительных процедур, по крайней мере, вряд ли назначат их больше, чем необходимо.

В настоящее время правительство США также оплачивает более 40% издержек на здравоохранение в рамках основных программ - "Медикэйд" (Medicaid) и "Медикэр" (Medicare). В соответствии с программой "Медикэр" осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и у кого есть серьезные нарушения состояния здоровья. Программа "Медикэр" частично финансируется за счет налога, взимаемого со всех работающих - как с наемных рабочих, так и с работодателей. В целом этот налог составляет около 15% дохода занятых американцев. Кроме того, "Медикэр" финансируется из общих поступлений подоходного налога. Программа "Медикэйд" предусматривает страхование малообеспеченных американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. В рамках этой программы оплачивается также пребывание в домах престарелых тех, кто требует постоянного ухода и не может обходиться без ежедневной посторонней помощи.

Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. Большая часть расходов на медицинские услуги в США покрывается за счет добровольного медицинского страхования, которое оплачивается работодателями, а также правительством. Тем не менее, на долю граждан приходится значительная часть затрат за предоставленные медицинские услуги. Эти платежи принято считать механизмом регулирования и соответствующего снижения издержек (если работник оплачивает часть затрат самостоятельно, он реже обращается к врачу).

Внебюджетный фонд (Off-budget fund) - это

Финансовый словарь - (off budget funds) государственный денежный фонд, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Формируется за счет специальных источников (не налоги, а специфические … Экономико-математический словарь

Внебюджетный фонд Энциклопедия права

Внебюджетный фонд - в РФ целевой гос ный, региональный или местный финансовый фонд, образуемый для накопления и дальнейшего целевого использования денежных средств в соответствии с потребностями социально экономического развития государства, субъекта РФ, региона,… … Большой юридический словарь

Государственный внебюджетный фонд - в РФ фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы,… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД, форма образования и расходования денежных средств (см. ДЕНЬГИ), образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на… … Энциклопедический словарь Подробнее Подробнее Купить за 44.95 руб электронная книга


Понятие Для внебюджетных (специальных) фондов не характерны много-

внебюджетных целевые расходы, совокупное покрытие расходов общими по-

(специальных) ступлеииями, т.е. то, что отличает бюджетную форму организг-

фондов, ции государственных и муниципальных финансов. Специальные

их характеристика фонды были исторически первой формой государственных и му. ниципальных финансов задолго до появления бюджета. Первый бюджет утвердили только во второй половине XVII в., а принцип единства бюджетной кассы повсеместно в мире стали воплощать в XIX в. До XVII века государством отдельные обязательные платежи собирались под конкретные государственные расходы. Подтверждением данного факта являются некоторые названия обязательных платежей.

Жемчужный сбор в Древней Руси предназначался для изготовления пороха, а полуночный сбор - для выкупа русских из плена.

К XIX-XX векам бюджет становится основной формой организации государственных и муниципальных финансов. Тем не менее сохраняется и внебюджетная форма.

Внебюджетная форма организации государственных и муниципальных финансов предполагает обособление части средств, сформированных за счет специальных налогов и других обязательных платежей на отдельных банковских счетах (отличных от бюджетных счетов) и нередко под управлением специально созданного органа. Таким образом, здесь, как и в до бюджетной форме, предполагается «привязка» определенных доходов к конкретным видам расходов. Внебюджетные фонды в отличие от бюджетных фондов узкоцелевые - в их названии, как правило, звучит цель создания такого фонда.

Внебюджетный фонд - одна из форм организации государственных и муниципальных финансов, которая предполагает организационное обособление денежных средств фонда от бюджетных средств, закрепление определенных видов налогов (других обязательных платежей) и иных поступлений в фонд за конкретными видами расходов.

В настоящее время отношение к внебюджетным (специальным) фондам в составе государственных и муниципальных финансов в мире неоднозначное. В литературе такие фонды также называют специальными счетами правительства. Если в странах Европейского союза считается верным вне бюджета формировать только средства социального страхования, то государственные финансы Республики Корея (Южная Корея) в 2005 г. характеризовались кроме одного Генерального счета бюджета наличием 20 Специальных счетов, а также 57 государственных фондов.

Наличие внебюджетных фондов означает, что нарушается принцип вертикаль" ной полноты бюджета, т.е. бюджет не отражает совокупной потребности в заимствованиях... Внебюджетный фонд редко создается с благими намерениями. В большинстве случаев целью является вывести какую-то деятельность из контроля правительства, министерства финансов и парламента. Сама деятельность и связанные с *ей финансовые потоки ставятся контроль некой группы заинтересованных лиц»

Источник: Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления /

под ред. Й, Юнгмана. Стокгольм.

Правительственная канцелярия {Regengskansllet). 2005. С 38

Автономность средств обязательного социального страхования определяется требованиями Международной организации труда и законодательством многих стран.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Конвенций Международной организации труда от 29.06.33 № 35 00 обязательном страховании по старости трудящимся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, в тающее трудящимся, работающих на дому, и домашней прислуги и 36 Об обязательном страховании по старости трудящихся в сельском хозяйстве» управление финансовыми средствами страховых учреждений и государственных фондов ведется отдельно от управления государственными средствами.

Автономность финансовой системы обязательного социального страхования определена принцип обязательного социального страхования а Федеральном законе от 16.07.1999 N» 165 ФЗ (ст. 4)

Необходимость формирования внебюджетных фондов диктуется среднесрочным или долгосрочным характером их расходов, которые выходят за рамки обычного бюджетного процесса: пенсионные накопления; обеспечение среднесрочной сбалансированности бюджета за счет накопленных «сверхдоходов» (чрезвычайных доходов) в условиях высоких цен на нефть и газ.

Поэтому к внебюджетным фондам в зарубежной экономической литературе нередко относят специальные резервные фонды государств или их отдельных публично-правовых образований - стабилизационные фонды или фонды будущих поколений, созданные за счет дополнительных поступлений в бюджет в условиях высоких цен на энергоносители. Аналогичный Стабилизационный фонд Российской Федерации, а в дальнейшем преобразованные из него Резервный фонд Российской Федерации и Фонд национального благосостояния российским законодательством не определяются ни как внебюджетные, ни как целевые бюджетные фонды.

Необходимость обособления средств социального страхования вне бюджета диктуется различиями бюджетного и страхового механизма, вероятностным характером страховых выплат и соответствующей оценкой уровня страховых тарифов, потребностью преодолеть «остаточный* принцип финансирования социальных расходов, иметь возможность получать дополнительные доходы от капитализации временно свободных средств социального страхования. Социальное страхование - финансовый механизм социальной защиты, основанный на формировании за счет страховых взносов страхового фонда, средства которого используются для социальных выплат с целью полного или частичного возмещения заработной платы при утрате трудоспособности, потере работы или кормильца.

Если речь не идет о средствах социального страхования или созданных специальных резервах правительства за счет чрезвычайных доходов, то недостатками внебюджетных фондов являются:

Снижение прозрачности и подконтрольности движения средств;

Понижение маневренности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами - в фондах средства могут «зависать», в то же время в других фондах их может не хватать;

За вуалированные реального налогового потенциала, реального уровня бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов.

Внебюджетные В статистике государственных и муниципальных финансов, ко-

фонды и специальные торую ведет Международный валютный фонд, сектор государ фонды в статистике ственного управления на федеральном уровне (или уровне государственных центрального правительства) разделен на три части. Пер.

и муниципальных вая - бюджетный сектор (органы власти, финансирующийся исключительно из бюджета).

Вторая - внебюджетные единицы (организации) (имеют самостоятельные источники доходов, в том числе за счет специальных обязательных или добровольных платежей). Третья - фонды социальной защиты (социального страхования). Хотя существуют определенные критерии отнесения отдельных институтов к внебюджетным образованиям (внебюджетным фондам), в разных странах в их состав включают абсолютно различные фонды и организации: театры, университеты, госкорпорации, государственные агентства и т.д Такая группировка несколько искажает начальное понятие внебюджетного фонда, т.е. фонда денежных средств, выделенного из бюджета.

В составе внебюджетных единиц или организаций в Канаде эксперту Международного валютного фонда выделяют: Стабилизационный счет для сельскохозяйственных товаров: Орган атлантического пилотажа; Орган Моста голубой воды (крупные международные перевозки через Сент-Клер); Совет Канады; Канадскую корпорацию страхования депозитов; и т.д. всего 67 единиц. При этом в составе фондов социальной защиты: Канадская пенсионная система и пенсионная система Квебека. В Дании в состав внебюджетных единиц включают правительственные агентства и государственную церковь. В Греции к внебюджетный единицам относят среди прочего музеи, театры, национальные стадионы, государственные университеты и другие национальные образования В Германии часть фондов пенсионного страхования указана в составе внебюджетных единиц, а часть - в составе фондов социальной защиты. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды в соответствии с требованиями МВФ отражаются в составе фондов социального страхования, а в составе внебюджетных фондов указаны Фонд НИОКР и Российский фонд технологического развития (Ростехнологии).

Источник: Government Finance Statistics yearbook.

International Monetary Fund. 2006.

Таблица 5.4 Внебюджетные фонды и расходы центрального правительства

В таблице 5.4 показана доля расходов внебюджетных фондов в расходах центрального правительства и в ВВП (в процентах) в развитых и развивающихся странах, а также рас- ходов фондов социального страхования с учетом выделения таких фондов в соответствии с методикой Международного валютного фонда. Как показывает таблица, в среднем около з% от ВВП и 11 % от расходов центрального правительства составляют расходы внебюджетных фондов.

История создания С началом рыночных преобразований в РФ на всех уровнях впа-

внебюджетных фондов сти было создано большое количество внебюджетных фондов, в Российской разных по назначению: инвестиционные, валютные, экологиче-

Федерации стабилизационные, фонды развития отрасли,

в1990 ‘е стимулирования работников контрольных органов и т.д. Часть

таких фондов была преобразована из фондов экономического стимулирования, которые в эпоху централизованной плановой экономики создавались отраслевыми министерствами за счет отчислений от прибыли подведомственных предприятий. И только четыре внебюджетных фонда на федеральном уровне (Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Феде рации) и один фонд на уровне субъекта Российской Федерации (территориальный фонд обязательного медицинского страхования) были связаны с социальным страхованием. Проблемы анализа внебюджетных фондов того времени в нашей стране возникали и потому, что одно и то же название мог носить и внебюджетный фонд, чьи средства находились на отдельном банковском счете и формировались за счет специальных источников, и просто сгруппированная в законе о бюджете часть расходов бюджета.

Только в Москве к 1995 г. насчитывалось около 500 фондов, создаваемых не только органами, входящими в состав Правительства Москвы, но органами адми-нистративных округов, а также районов города.

Поданным Счетной палаты Российской Федерации к середине 1990-х гг. во внебюджетных фондах «распылялось до 50% средств бюджетной системы.

В 1996 году в Москве было два фонда социальной поддержки населения, один из них формировался за счет взимания платы с иногородних граждан (данная плата в дальнейшем была признана неконституционной) и использовался на мероприятия, связанные с лицами без постоянного места жительства, а другой представлял просто сгруппированную часть расходов бюджета города Москвы на социальную политику.

В1995 году на федеральном уровне было решено преобразовать внебюджетные фонды (кроме фондов социального страхования) в целевые бюджетные фонды, их доходы и расходы продолжали обслуживаться на отдельном, отличном от бюджета банковском счете, но при этом утверждались законом о федеральном бюджете, т.е. становились подконтрольными законодательной власти. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям было рекомендовано преобразовать внебюджетные фонды в целевые бюджетные фонды, но процесс реального преобразования региональных и местных внебюджетных фондов в целевые бюджетные фонды активизировался после принятия в 1998 г. и вступления в действие в 2000 г. БК РФ. Бюджетный кодекс Российской Федерации закрытый перечень внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровнях, этом на местном уровне создание внебюджетных фондов не предполагалось.

Большое число внебюджетных фондов (а в дальнейшем и целевых бюджетных фондов) на уровне субъектов РФ и муниципальных образований искажало налоговый легацию мешало объективной оценке уровня бюджетной. До полной консолидации средств целевых бюджетных фондов на едином счете федерального бюджета средства таких фондов использовались для финансирования общих расходов.

В конце 1990-х гг. были серьезные проблемы с финансированию расходов фе> Аврального бюджета, в том числе с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, оплатой государственных заказов, финансированием инвестиционных программ, расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом на счетах целевых бюджетных фондов оставались значительные неизрасходованные к концу финансового года денежные средства.

В 1999 году федеральным законом о федеральном бюджете было предусмотрено Правительству Российской Федерации разрешить в 1999 г. в порядке исключения федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять управление федеральными автомобильными дорогами, переводить ежеквартально пропорционально фактическому исполнению доходной части бюджета Федерального дорожного фонда Российской Федерации на счета Пенсионного фонда Российской Федерации средства для выплаты пенсий *.

Федеральный закон от 22.02.1999 № Зб-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год* (ст. 70)

Рассматриваемые фонды создавались как организационно-правовые формы социального страхования. На рисунке 5.13 мы видим, какие виды обязательного социального страхования проводятся через соответствующие государственные внебюджетные фонды. Органы управления Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации являются страховщиками по тем видам социального страхования, которые проводятся через данные фонды.

Рис. 5.13. Государственные внебюджетные фонды и соответствующие им виды обязательного социального страхования в Российской Федерации

Доходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов

Условно доходы государственных внебюджетных фондов можно разделить на две части: первая часть связана с формированием средств в рамках соответствующего вида (а у Фонда социального страхования Российской Федерации - видов) социального страхования. Вторая часть - поступления трансфертов из других звеньев государственных и муниципальных финансов для обеспечения отдельных социальных обязательств Российской Федерации, выходящих за рамки социального страхования.

Первая часть доходов государственных внебюджетных фондов формируется за счет страховых взносов, поступающих от работодателей в разрезе соответствующих видов социального страхования (тарифы страховых взносов и ставки единого социального налога в 2001- 2012 гг. представлены в табл. 5.5). При недостаточности страховых взносов по данному виду социального страхования (дефиците) поступают трансферты из федерального бюджета государственным внебюджетным фондам РФ. Хотя они называются трансфертами на покрытие дефицита бюджета фонда, отражаются в составе доходов фондов (в бюджете разделены источники финансирования дефицита бюджета и доходы бюджета).

С 1990-х годов до 2001 Г. в государственные внебюджетные фонды поступали страховые взносы, уплачиваемые работодателями в процентах от начисленной заработной платы и приравненных к ней платежей в пользу работников, при этом 1% удерживался непосредственно из заработной платы работника. С 2000 года в Российской Федерации введено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающее дифференциацию страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, такие тарифы ежегодно утверждаются отдельным федеральным законом.

С 2001 года страховые взносы в государственные внебюджетные фонды были запенены единым социальным налогом, с 2002 г. взносы на обязательное пенсионное страхование, в том числе на накопительную часть трудовой пенсии, стали рассматриваться как налоговый вычет из единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, который затем поступал в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии. Единый социальный налог предполагал регрессию - чем выше заработная плата застрахованного, тем ниже тариф страховых взносов; первоначально была введена четырехразрядная шкала регрессии, а затем с 2005 г. - трехразрядная. В 2005 году была существенно снижена ставка единого социального налога. С 2010 года единый социальный налог отменен, его заменили страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. С 2010 года регрессия не применяется, введена максимальная сумма оплаты труда, с которой страховые взносы не начисляются. С 2012 года установлен тариф взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с годового объема оплаты труда, превышающего максимальную сумму.

Вторая часть доходов внебюджетных фондов связана с трансфертами из федерального бюджета, в том числе поступающими через бюджеты субъектов РФ государственным внебюджетным фондам на реализацию отдельных расходных обязательств Российской Федерации. Законодательство предусматривает довольно сложные потоки между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, между самими внебюджетными фондами, поэтому в составе доходов государственных внебюджетных фондов есть и трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, которые поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. и из других внебюджетных фондов (Фонд социального страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

В составе доходов фондов есть и специфические поступления, присущие именно каждому отдельному фонду, например капитализированные платежи Фонду социального страхования Российской Федерации или поступления по дополнительному тарифу на уплату страховых взносов в отношении летного состава гражданской авиации, работников угольной промышленности в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

2.Что такое государственные и муниципальные финансовые ресурсы, каковы их источники?

3.Что такое государственный и муниципальные доходы, каков их состав?

4.Что такое государственные и муниципальные расходы?

5.Каковы основы организации государственных финансов в федеративных и унитарных государствах?

6.Каков состав государственных финансов в Российской Федерации?

7.Какими нормативными правовыми актами регулируется организация государственных финансов в Российской Федерации?

8. Какое состав муниципальных финансов в Российской Федерации?

9.Какими нормативными правовыми актами регламентируется организация муниципальных финансов в Российской Федерации?

10.Каково экономическое содержание бюджета? В чем заключается воздействие бюджета на социально-экономические процессы?

11.Каков состав доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета?

12.Каков состав доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации?

13.Каково экономическое содержание бюджета? В чем заключается воздействие бюд- жет на социально-экономические процессы?

14.Чем внебюджетный фонд отличается от бюджета?

15.Чем определяется необходимость выделения из состава бюджетов средств социального страхования?

16.Какие аргументы можно привести против создания внебюджетных фондов? Какие за?

17.Назовите доходы и расходы государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.

Тесты для самоконтроля

1.Источники формирования государственных финансовых ресурсов - это:

а)валовой внутренний продукт;

б)муниципальные доходы;

в)поступления от внешнеэкономической деятельности;

г)личные сбережения граждан.

2.Государственные финансовые ресурсы - это

а)национальное богатство;

б)государственные доходы;

в)фонд потребления;

г)поступления из источников финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти.

3.Муниципальные финансовые ресурсы - это:

а)валовой региональный продукт;

б)национальный доход;

в)муниципальные доходы;

г)денежные накопления органов местного самоуправления.

4.Верными являются утверждения:

а)местные финансы входят в состав государственных финансов;

б)государственные и муниципальные доходы поступают на безвозмездной и безвозвратной основе;

в)денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправления могут размещаться в долговые обязательства;

г)государственные и муниципальные расходы направляются на финансирование дефицита бюджетов.

5.Государственные и муниципальные доходы включают:

а)налоговые доходы;

б)неналоговые доходы;

в)поступления из источников финансирования дефицита бюджетов;

г)безвозмездные поступления.

6.Организация государственных финансов зависит от:

а)формы государственного устройства;

б)территориальной структуры местного самоуправления;

в)уровня экономического развития государства;

г)решаемых социальных задач.

7.Государственные финансы в Российской Федерации включают в себя финансы:

а)международных финансовых организаций;

б)федеральных органов государственной власти;

в)органов государственной власти субъектов РФ;

г)органов местного самоуправления.

8. организация государственных финансов в Российской Федерации регулируется:

а)Конституцией Российской Федерации;

б)Бюджетным кодексом Российской Федерации;

в)Федеральным законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъек¬тов Российской Федерации;

г)уставами муниципальных образований.

9. Муниципальные финансы в Российской Федерации включают в себя финансы:

а)органов местного самоуправления поселений;

б)органов государственной власти автономных округов;

в)органов государственной власти городов федерального значения;

г)органов местного самоуправления муниципальных районов.

10.Организация муниципальных финансов в Российской Федерации регулируется:

а)Бюджетным кодексом Российской Федерации;

б)Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

в)законом о федеральном бюджете;

г)нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

11.Форма организации муниципальных финансов в Российской Федерации - это-.

а)бюджеты субъектов Российской Федерации;

б)местные бюджеты;

в)муниципальные внебюджетные фонды;

г)территориальные государственные внебюджетные фонды.

12.Местные бюджеты:

а)являются государственными финансовыми фондами;

б)выступают финансовой основой органов местного самоуправления;

в)находятся в муниципальной собственности;

г)включают муниципальные внебюджетные фонды.

13.Федеральный бюджет:

а)является финансовой основой деятельности федеральных органов государственной власти;

б)входит в состав бюджетной системы РФ;

в)включает бюджеты субъектов РФ;

г)утверждается в форме федерального закона.

14.Бюджеты субъектов РФ:

а)находятся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ;

б)утверждаются в форме законов субъектов РФ;

в)включают бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъектов РФ;

г)входят в состав федерального бюджета.

15.Местные бюджеты:

а)входят в состав бюджетов субъектов РФ;

б)формируются органами государственной власти субъектов РФ;

в)утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований;

г)включают территориальные государственные внебюджетные фонды.

16.Для внебюджетного фонда характерно:

а)закрепление отдельных видов доходов за расходами;

б)многоцелевой характер использования денежных средств;

в)покрытие дефицита средств за счет заимствований.

17.Верными являются утверждения:

а)состав государственных внебюджетных фондов в разных странах одинаковый;

б)в 1990-е годы число внебюджетных фондов в РФ;

в)бюджетное законодательство РФ относит Фонд национального благосостояния к государственным внебюджетным фондам РФ.

18.В соответствии с группировкой, используемой в статистике государственных и муниципальных финансов, применяемой в соответствии с методологией Международ

ного валютного фонда, к внебюджетным единицам (организациям) относят:

а)местные бюджеты;

б)специальные фонды;

в)государственные корпорации;

г)учреждения образования, науки и культуры;

д)фонды социального страхования (социальной защиты).

19.Отметьте тесты, в которых указано верное соответствие:

а)Пенсионный фонд Российской Федерации - обязательное пенсионное страхование;

б)территориальный фонд обязательного медицинского страхования - обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

в)Фонд социального страхования Российской Федерации - обязательное страхование гражданской ответственности.

20.Верными являются утверждения:

а)доходы и расходы внебюджетных фондов отражают только операции со средствами обязательного социального страхования;

б)в 2010 году доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет поступлений от единого социального налога;

в)в составе расходов Пенсионного фонда Российской Федерации - выплаты трудовой пенсии.



Публикации по теме