Московский государственный университет печати. Печатные средства информации Виды печатных и электронных средств информации

Лекция 1 Общее понятие процессов издательско- полиграфического производства 2012 г.

Вопросы для рассмотрения:

Что такое процессы. Процессы создания изделия. Производственный процесс

Полиграфический процесс Режимы технологического процесса

Технологический процесс Допечатное производство

Печатное производство Брошюровочное производство

Переплётное производство Отделочное производство

Каждое предприятие СМИ обязано обеспечить своевременный выпуск высококачественной продукции в запланированном объёме. При наименьших затратах: трудовых, материальных и финансовых. Эту задачу можно решить только при рационально организованном производственном процессе.

Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных трудовых и технологических процессов направленных на получении обработку и передачу необходимой информации. Основная задача организации производственного на каждом предприятии заключается в обеспечении эффективного взаимодействия производственной деятельности процесса работающих по превращению предметов труда в готовую продукцию. Информация является тоже товаром, так как она подлежит купле - продаже.

Производственный процесс – совокупность трудовых и естественных процессов, в результате которых первичные разрозненные данные превращаются в систематизированную массовую информацию.

Основные элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – готовая продукция в виде письменного, иллюстрационного, смешанного, визуального, аудио, аудиовизуального материала.

Средства труда подразделяются на орудия труда и материальные условия труда. 1. Машины, механизмы, инструменты (шариковая ручка, диктофон, фотокамера, компьютер, радио, частотный диапазон волн). 2. Материальные условия труда: помещения, склады, транспортные средства, рабочее место.

Труд. Целенаправленная деятельность журналиста связанная с превращением первичной разрозненной информации в систематизированную целенаправленную и адаптированную для конкретного вида воспроизведения на различных носителях (передатчиках). Такая информация является готовым товаром (продуктом), который подлежит купле-продаже.

Информация не является материальным объектом, но она подлежит купле продаже (обмену) и поэтому является вещественно необходимым рыночным продуктом, который материализуется в конкретные материальные ценности.

Основные процессы издательско-полиграфического производства

Книгопечатание это комплекс производственных операций, осуществляемых с целью изготовления печатной книги.

Полиграфический процесс заключается в создании идентичного оригиналу изображения из красочного слоя и в передаче его на запечатываемый материал, с последующей обработкой оттисков в соответствии с требованиями заказчика.

Основной общей задачей процесса печати является массовое воспроизведение с необходимой точностью информации, находящейся на печатной форме.

Производственный процесс общее понятие всех действий и процессов, связанных с изготовлением продукции. Производственный процесс, обобщает и увязывает все поэтапные отдельные технологические процессы, происходящие (осуществляемые) на каждом этапе производства в единый законченный этап выпуска продукции.

Технологический процесс регламентирует изготовление продукции на каждом этапе производства. Технологический процесс, является основным по превращению материалов, которые используются в производстве в законченную на данном этапе продукцию. К примеру – при наборе текста законченным технологическим процессом, на данном этапе является вывод на принтер кальки, плёнки или бумаги с текстом. Для печатного цеха законченным технологическим процессом является получение оттиска. Информация на дискете, диске, фотоформа или печатная форма на каком-то своём этапе производства является законченной товарной продукцией.

Режим технологического процесса это точно установленный порядок и условия проведения процесса. На точность воспроизведения многоцветных оригиналов большое влияние оказывают свойства бумаги, её пористости, белизна, непрозрачность и другие.

При изготовлении любой продукции используются два процесса, общий производственный и регламентирующий – технологический. Вся технология изготовления полиграфической продукции состоит из последовательно проведённых процессов, расходных материалов и комплекта производственного оборудования.

Составной частью операционного технологического процесса является определённое количество поэтапных операций. Количество технологических операций выполняемых при изготовлении продукции зависит от характера, назначения и вида самой продукции. При изготовлении каждого вида продукции с учётом имеющегося оборудования на каждом предприятии применяются свои технологические схемы, регламентирующие проведение технологического процесса. Единой типовой схемы регламентирующей технологический процесс для всех предприятий не, и не может быть. Все полиграфические предприятия принимают за основу, типовую схему процесса изготовления продукции. Режимы технологического процесса, также как и схема его, могут изменяться в зависимости от характера продукции и условий организации технологического процесса. Разработка технологических режимов, по существу является детализацией разработки схем технологического процесса.

Разработку проекта технологического процесса начинают с определения требований которые предъявляются к изданию, с учётом получения высококачественной продукции и наименьшими затратами труда и материальных средств. При составлении производственного процесса необходимо иметь ответ на ряд вопросов. Тип продукции? Формат продукции? Объём выпуска продукции? Возможное оформление? Вид и способ печати? Иллюстрационное и шрифтовое оформление? Основные и вспомогательные материалы? При выборе схемы технологического процесса определяют не только состав операций и технологические маршруты, но и порядок выполнения отдельных операций. Расчёты технологического процесса необходимы для определения наиболее выгодных условий его проведения, планирования сроков изготовления тиражей, определения количества материалов и определения экономических показателей. Современный технологический процесс, невозможен без механизации и автоматизации, и в последнее время без компьютеризации. Все единицы оборудования предназначены для выполнения определённого технологического процесса. О качестве работы и целесообразности машины судят по тому, как хорошо они конструктивно приспособлены для выполнения данного процесса. Производительность машины оказывает первостепенное влияние на продолжительность изготовления продукции и производительность труда.

Полиграфическое производство представляет собой многообразие процессов выполняемых при изготовлении печатной продукции.

Основная технологическая схема изготовления полиграфической продукции на полиграфическом предприятии может быть представлена в следующем виде.

Полиграфическое производство включает комплекс технических средств используемых для:

1. Получения первичной информации, из различных источников, обработка полученной информации. Создания изображения в текстовой или изобразительной форме,

2. Подготовка к печатному воспроизведению, изготовление печатной формы. Собственно печатание тиража,

3. Выполнения брошюровочно-переплётных и отделочных процессов.

А. Допечатное производство От авторского оригинала до изготовления фотоформ. Работа с поступившей информацией. Наборные процессы. Обработка иллюстрационного изображения. Фотографические процессы. Цветоделение, растрирование. Изготовление негативов или диапозитивов. Монтаж и изготовление фотоформ.

К допечатным процессам относят все виды полиграфических работ, совершаемых до поступления издания в типографию на печать. В число этих работ входит: подготовка текста (набор, правка, редакция), обработка изображений, верстка полос, цветоделение, производство макета, монтаж полос производство печатной формы, печать пробных копий издания. На завершающем этапе допечатных процессов создаются фотоформы, либо результаты полиграфической деятельности фиксируются на электронном носителе.

Большинство работ по допечатной подготовке выполняют предприятия, предоставляющие полиграфические услуги. Завершают допечатный процесс уже в типографии, создавая печатные формы для производства тиража.

Одна из задач допечатной подготовки издания – выявить все возможные ошибки, во избежание их попадания в готовую продукцию. На заключительных стадиях подготовки макет издания в обязательном порядке проходит утверждение заказчиком.

Основное технологическое оборудование: компьютеры, оснащённые программным обеспечением. А также сканеры; принтеры (лазерные, матричные); фотонаборное оборудование, копировальные рамы проявочные установки.

Технологическая цепочка выпуска печатного издания, зависит от его типа. Как правило, современные редакции располагают собственными выводными устройствами - фотонаборными автоматами или лазерными принтерами - и доставляют в типографию готовые фотоформы. Если редакция располагает специально выделенным каналом связи, то в типографию отправляется файл печати, с которого изготавливаются негативы или диапозитивы.

Формные процессы

Фотоформы являются основой для получения печатных форм, но если издание многостраничное (журнал, брошюра, книга), необходимо произвести спуск полос, то есть разместить готовые фотоформы на монтажном листе, а далее на печатной форме с целью правильного расположения страниц в тетрадях после фальцовки.

Многостраничные издания обязаны предоставлять типографиям спусковой макет - эталон сверстанных полос издания с раскладкой их на печатном листе.

Современные компьютерные программы позволяют делать электронный спуск полос, но, к сожалению, в России эта технология до сих пор по многим причинам «не прижилась». Ситуация абсурдная: во время допечатных процессов редакции стараются экономить минуты и даже секунды, затрачивая материальные ресурсы на приобретение самого современного оборудования и на высококвалифицированных (а следовательно, и высокооплачиваемых) специалистов, а в типографии во время монтажа полос теряются часы, так как данная операция производится по устаревшей технологии:

Первоначально фотоформы обрезают с четырех сторон на резаке;

Согласно спусковому макету делают разметку на миллиметровой бумаге;

Перфорируют прозрачную монтажную основу (астралоновые листы), накладывают ее на миллиметровку, чтобы поставить вертикальные и горизонтальные метки;

Далее астралон надевают на штифты монтажного стола и при помощи клейкой ленты (скотча) начинают склеивать фотоформы; после монтажа фотоформ для одной краски (если издание полноцветное) вся процедура повторяется для каждой последующей краски.



Произвести одинаково монтаж фотоформ для четырех красок невозможно, поэтому эффект «несовмещения» при ручном монтаже неизбежен. Применение электронного монтажа полос представляет собой еще один «своеобразный» этап макетирования: вместо отдельной страницы верстается целиком печатный лист. Если все параметры настроены правильно, эффект несовмещения исключается, кроме того, временные затраты на подготовку спуска полосы значительно сокращаются.

Для получения печатных форм смонтированные фотоформы размещаются на покрытой светочувствительным слоем печатной пластине. Засвечивание происходит в копировальной раме мощным источником света. Далее печатная пластина подвергается химической обработке.

Большинство изданий в настоящее время печатаются офсетным способом. В качестве формного материала обычно применяются алюминиевые, предварительно покрытые светочувствительным слоем пластины. Технология «Компьютер- печатная форма»

Первые опыты по экспонированию печатных форм лазерным лучом (СТР технологии) начались еще в 1981 г

Для того чтобы получить полиграфическую продукцию офсетным способом печати, должны быть осуществлены следующие операции

1. Набор текста.

2. Сканирование и обработка изобразительного материала.

3. Верстка.

4. Вывод цветоделенных фотоформ на фотонаборный автомат (экспонирование сверстанных полос с последующей химико-фотографической обработкой фотоматериала).

5. Получение цветопробных аналоговых отпечатков.

6. Монтаж фотоформ.

7. Изготовление печатных форм (засветка очувствленных" металлических пластин через фотоформы в копировальной раме.).

8. Печать тиража.

9. Послепечатные процессы.

Технология «Компьютер - печатная форма» позволяет исключить операции 4-6, так как лазерный луч воздействует непосредственно на печатную форму.

Очевидные преимущества технологии «Компьютер - печатная форма» заключаются в том, что оперативность подготовки печатной продукции существенно повышается из-за сокращения технологической цепочки производимых операций. В то же время качество оттисков возрастает

Печатные процессы

Получение идентичных оттисков с печатной формы на воспринимающей поверхности называется печатным процессом. Типографская краска наносится на печатную форму и, в зависимости от способа печати, прямо или косвенно переходит на бумагу под воздействием печатного цилиндра, оказывающего давление.

Для получения полиграфической продукции оптимального качества большое значение имеет правильный подбор полиграфических материалов: при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. В редакциях СМИ при подготовке сверстанных изданий на выводное устройство необходимо правильно заложить параметры точки растискивания, которая напрямую будет зависеть от впитывающей способности бумаги, чтобы растровые печатные элементы имели на оттиске заданную величину. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приведет к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

Для каждого из способов печати применяются определенные краски и типы бумаг, все печатные СМИ стремятся к достижению оптимального результата при одновременном снижении себестоимости тиражной продукции, поэтому знание свойств полиграфических материалов, возможностей печатных машин и соответствующих этому характеристик допечатной подготовки необходимы руководству и техническим службам изданий всех типов для успешной работы в условиях рыночной экономики.

  • Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации (Документ)
  • Засурский Я.Н. (ред.) Техника дезинформации и обмана (Документ)
  • Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (Документ)
  • Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации (Документ)
  • Bignell Jonathan. Postmodern media culture (Документ)
  • Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации (Документ)
  • Презентация - Факты о курении (Реферат)
  • Рашкофф Д. Медиавирус (Документ)
  • n1.doc

    Основные этапы полиграфического производства

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).
    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.
    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Вопросы для повторения к первой теме

    1. Основные этапы становления полиграфической техники и технологии.

    2. Способы современной печати.

    3. Системы крупно- и среднетиражной печати.

    4. Системы малотиражной печати.

    5. Основные этапы полиграфического производства.

    Тема II
    ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

    Становление фотографической техники и технологии

    Фотография – это теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах – галогенсеребряных (AgHal) и несеребряных.

    Первоначально фотография возникла как способ фиксации портретных или создание натурных изображений, который занимал намного меньше времени, чем написание картины художником. Появление кино и цветной фотографии значительно увеличило ее возможности, и в ХХ веке фотография стала одним из важнейших средств информации и документирования. Разнообразие задач, решаемых с помощью фотографии, позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

    Широкое применение фотографии в жизни человека определяет и ее многоплановость. Различают фотографию черно - белую и цветную, художественную и научно - техническую (аэрофотография, микрофотография, рентгеновская, инфракрасная и др.), плоскостную и объёмную. Понятно, что любое фотографическое изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической фотографии) достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объёмной фотографии является голография: здесь способ записи оптической информации иной, чем в обычной фотографии.

    Истоки фотографии восходят к концу XV века, когда художники, в том числе и Леонардо да Винчи, использовали камеру - обскуру для проектирования изображения на бумагу или холст, которое затем зарисовывали.

    Фотография же в собственном смысле слова возникла намного позже. Прошло более трехсот лет, прежде чем появились сведения о светочувствительности некоторых веществ и возникли приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах под действием света. В числе первых светочувствительных веществ в XVIII веке были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 году Т. Уэджвуд в Великобритании получил изображение на слое азотнокислого серебра (AgNO 3), но не смог его закрепить.

    Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Д.Ф. Араго (1786 – 1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л.Ж.М. Дагером (1787 – 1851) практически приемлемого способа фотографии, названного им дагеротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж.Н. Ньепса (1765 – 1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Так, первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры - обскуры, был получен им в еще 1826 году. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. В 1827 году он направил в Британское Королевское общество «Записку по гелиографии», в которой сообщал о своем изобретении, и образцы своих работ. В 1829 году Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия «Ньепс - Дагер» для совместной работы над усовершенствованием их способа. Дагер, продолжая разработки Ньепса, открыл в 1835 году способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 году уже зафиксировал видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

    Расцвет дагеротипии относится к 40 - 60 - м годам XIX века. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил английский учёный У.Г.Ф. Талбот (1800 – 1877). К фотографическим опытам он приступил в 1834 году и в 1835 году получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 году. В январе 1839 года, узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла
    21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком «фотогенического рисования» было длительное экспонирование.

    Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве фотослоя. В остальной технологии способы сильно различались: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив,
    с помощью которого можно было делать любое число отпечатков. Т.е. способ Талбота, представляющий двухстепенную негативно - позитивную последовательность процесса, стал прототипом современной фотографии.

    Во времена Ньепса, Дагера и Талбота еще не было термина «фотография». Это понятие получило право на существование только в 1878 году, когда было внесено в «Словарь Французской академии». Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые использован англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 году. Однако существует и иное мнение: впервые этот термин был использован немецким астрономом Иоганном фон Мадлером (25 февраля 1839 года.).

    Наряду с разработкой химико - фотографических процессов Дагер, Талбот и другие ученые работали над созданием и развитием фотографических аппаратов. Первые фотокамеры, разработанные ими, имели значительные размеры и массу. Так, камера Л.Ж.М. Дагера весила более 50 кг. Ф. Талбот, применяя объективы с более коротким фокусным расстоянием, смог изготовить камеры меньших размеров. Француз А. Селье в 1839 году сконструировал фотокамеру со складывающимся мехом, а также штатив и шаровую головку к нему, светозащитный тент, укладочный ящик, в который помещалось всё снаряжение фотографа.

    В 1841 году в Германии П.В.Ф. Фойхтлендер изготовил первую металлическую фотокамеру, оснащённую светосильным объективом И. Петцваля. Таким образом, конструкция большинства фотоаппаратов того периода представляла собой бокс - камеру, состоявшую из ящика с тубусом, в который был встроен объектив (фокусировка производилась выдвижением объектива), или камеру, состоявшую из двух ящиков, перемещавшихся один относительно другого (объектив устанавливался на передней стенке одного из ящиков). Дальнейшая эволюция фототехники для съёмок была связана с широким интересом к фотографии, что привело к разработке более лёгкого и транспортабельного фотоаппарата, получившего название дорожного, а также фотокамер разных типов и конструкций.

    Одновременно с модернизацией и совершенствованием фотографической техники шло развитие и химической технологии фотографии. Дагеротипия и талботипия уходят в прошлое. В 60 - 70 - х годах XIX века получает широкое распространение мокрый коллодионный процесс, который был предложен в 1851 году английским скульптором Ф.С. Арчером (1813 – 1857). Суть его состояла в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Однако малая светочувствительность фотослоя, необходимость приготовления его непосредственно перед съёмкой, а также то, что такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, являлись существенными недостатками метода, к тому же применение его ограничивалось портретными работами в павильонах.

    Активные разработки по повышению светочувствительности и созданию сухих фотослоев привели к появлению сухих броможелатиновых пластинок. Это открытие сделал английский врач Р.Л. Мэддокс (1816 – 1902), опубликовавший в 1871 году статью «Эксперимент с желатиновым бромидом» о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего компонента для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок позволило разделить процесс фотографии на два этапа: изготовление фотослоев и использование готовых фотоматериалов для получения негативных и позитивных изображений.

    80 - е годы стали началом периода развития современной фотографии. Этому в значительной мере способствовало получение фотоматериалов достаточно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла шесть часов, дагеротипии – тридцать минут, калотипии – три минуты, мокром коллодионном процессе – десять секунд, то с применением бромосеребряной желатиновой эмульсии она уменьшалась до 1/100 секунды.

    Важную роль в развитии фотографии на галогенсеребряных фотослоях сыграло открытие в 1873 году немецким учёным Г. Фогелем (1834 – 1898) оптической сенсибилизации (от лат. sensibilis – чувствительный ). Он установил, что расширение спектральной области чувствительности слоев можно достичь введением в них красителей, поглощающих свет более длинных волн, чем галогениды серебра, которые избирательно чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам, т.е. коротковолновым лучам. Фогель показал, что добавление в эмульсию жёлто - красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам. Спектральная сенсибилизация позволила не только улучшить передачу цветов при фотографировании, но и стала шагом в развитии цветной фотографии. Таким образом, к концу XIX века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластичной, лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.

    Американский фотолюбитель Г.В. Гудвин (182 – 1900) стал изобретателем фотоплёнки. В 1887 году подал заявку на изобретение «Фотографическая плёнка и процесс её производства». Создание фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854 – 1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к изменениям в фотопромышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически. Это изобретение имело очень большое будущее. Так,
    к 70 - м годам ХХ века около 90% всех выпускаемых AgHal - фотоматериалов составляли фотоплёнки. В современном ассортименте фотоматериалов плёнки обычно являются негативными, бумаги – позитивными.

    В современной фотографии распространение получил также и вариант черно - белой фотографии на AgHal - слое, основанный на процессе с «диффузионным переносом». В нашей стране этот процесс реализован в фотосистеме «Момент», за рубежом такие системы впервые разработала фирма «Поляроид» (США). Система включает крупноформатную (размер кадра 9 х 12 см) камеру, негативную AgHal - фотоплёнку, обрабатывающий раствор многоцелевого назначения, равномерно наносимый на поверхность плёнки при её перемотке в камере сразу после экспонирования, и приёмный, позитивный слой, прикатываемый к проявляющемуся негативному слою при той же перемотке. Вследствие высокой вязкости раствора процесс обработки является практически сухим и позволяет получать, не вынимая негативную плёнку из камеры, готовый высушенный отпечаток на приёмном слое за время порядка минуты после съёмки.

    Особую группу процессов на AgHal - фотослоях составляют процессы цветной фотографии. Их первоначальные этапы те же, что и в черно - белой фотографии, включая возникновение скрытого изображения и его проявление. Однако материалом окончательного изображения служит не проявленное серебро, а совокупность трёх красителей, образование и количество которых на каждом участке фотослоя контролируются проявленным серебром, само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в черно - белой фотографии, здесь существуют как раздельный негативно - позитивный процесс с печатью позитивов либо на специальной цветной фотобумаге, либо на плёнке, так и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фото-
    материалах.

    Цветная фотография стала крупным шагом в развитии фотографических технологий. Первым, кто еще в1861 году указал на возможность применения цветовоспроизведения в фотографии, был английский физик
    Дж. К. Максвелл. Опираясь на трёхкомпонентную теорию цветового зрения, он предложил получать тот или иной заданный цвет. Согласно Максвеллу, любая многоцветная картинка может быть подвергнута цветоделению на синий, зелёный и красный диапазоны видимого спектра. Затем аддитивным синтезом указанные лучи могли быть спроецированы на экран. Результаты проведенных экспериментов показали, что, например, свет с преобладанием синих и зелёных лучей образует на экране голубой цвет, синих и красных – пурпурный, зелёных и красных – жёлтый, синие, зелёные и красные лучи равной интенсивности при смешении дают белый цвет.

    Цветоделение и аддитивный синтез (по Максвеллу) осуществлялись следующим образом. Объект снимали на три черно - белых негатива через синее, зелёное и красное стекло. Затем печатали на прозрачной основе черно - белые позитивы и пропускали через эти позитивы лучи того же цвета, что и применявшиеся при съёмке светофильтры, проецировали на экран три частичных (одноцветных) изображения, совмещением которых по контуру получали цветное изображение объекта съёмки. Аддитивные процессы нашли некоторое применение, например в первых вариантах цветного кино. Однако из-за громоздкости съёмочных и проекционных камер и сложности совмещения частичных изображений они постепенно утратили практическое значение.

    Более удобным оказался так называемый растровый метод. Окрашенные в синий, зелёный и красный цвета зёрна крахмала наносились на растры, которые располагались между стеклом или плёнкой и светочувствительным слоем. При съёмке окрашенные элементы растра служили цветоделящими микросветофильтрами, а в позитивном изображении, полученном путём обращения, – элементами цветовоспроизведения. Первые растровые фотоматериалы, так называемые автохромные пластинки, были выпущены в 1907 году фирмой «Люмьер» (Франция). Однако из - за плохой резкости полученных изображений, недостаточной яркости растровая цветная фотография уже
    в 30 - е годы ХХ века уступила место методам, основанным на так называемом субтрактивном принципе синтеза цвета.

    В этих методах используется тот же, что и в аддитивных процессах, принцип цветоделения, а цветовоспроизведение осуществляется вычитанием из белого света основных цветов. Это достигается смешением на белой или прозрачной основе различных количеств красителей, цвета которых являются дополнительными к основным – соответственно жёлтого, пурпурного, голубого. Так, смешением пурпурного и голубого красителей получают синий цвет (пурпурный из белого цвета вычитает зелёный цвет, а голубой – красный), жёлтого и пурпурного красителей – красный цвет, голубого и жёлтого – зелёный. Смешением равных количеств всех трех красителей получают чёрный цвет. Впервые (1868–1869) субтрактивный синтез цвета осуществил французский изобретатель Л. Дюко дю Орон.

    Наибольшее распространение в современной любительской и профессиональной кино - и фотосъёмке и цветной печати получили субтрактивные процессы на многослойных цветофотографических материалах. Первые такие материалы были выпущены в 1935 году американской фирмой «Истмен Кодак» и в 1938 году германской фирмой «Агфа». Цветоделение в них достигалось путём избирательного поглощения основных цветов тремя галогенсеребряными светочувствительными слоями, размещенными на единой основе, а цветное изображение – в результате так называемого цветного проявления с использованием органических красителей, основы которого были заложены немецкими химиками Б. Гомолька и Р. Фишером в 1907 и 1912 гг., соответственно.

    Цветное проявление осуществляется с помощью специальных проявителей на основе цветных проявляющих веществ, которые в отличие от черно - белых проявляющих веществ, не только превращают галогенид серебра в металлическое серебро, но и участвуют вместе с присутствующими в эмульсионных слоях цветными компонентами в образовании органических красителей.

    Наряду с широким распространением «серебряных» фотоматериалов
    в фотопроизводстве применяют и бессеребряные технологии, которые основаны на использовании светочувствительных слоев, не содержащих галогенидов или других соединений серебра. В них используют фотохимические процессы в веществе, растворённом в связующей среде, фотоэлектрические процессы на поверхности тонкого слоя электризованного полупроводника, фотохимические процессы непосредственно в полимерных плёнках и тонких поликристаллических слоях.

    Достоинством бессеребряных фотоматериалов является одно- или двухстадийная обработка, короткое время получения на них изображения, высокая разрешающая способность, дешевизна (в 4 раза дешевле черно - белых галогенидосеребряных). К недостаткам бессеребряных материалов относят низкую светочувствительность по сравнению с галогенидосеребряными фотоматериалами. Большинство из них чувствительны к свету только
    в УФ - области спектра, они плохо передают полутона. По этой причине они не применяются для прямой фотосъёмки, на них невозможно или трудно получать цветные изображения. Тем не менее бессеребряные фотоматериалы используются при микрофильмировании, копировании и размножении документов, отображении информации и других областях.

    Таким образом, последовательность действий при получении фотографии включает несколько стадий. Первая стадия состоит в создании на поверхности светочувствительного слоя распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу. Под действием света в светочувствительном слое происходят химические или физические изменения, различные по силе в разных его участках. Интенсивность этих проявлений определяется экспозицией, действовавшей на каждый участок светочувствительного слоя. Вторая стадия связана с усилением произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором. На третьей стадии происходит стабилизация возникших или усиленных изменений, которая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для просмотра, анализа, извлечения информации из полученного изображения.

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.



    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.



    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Тема II
    ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ



    Публикации по теме