Размещение нпз. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы россии. Лидеры в переработке нефти: топ регионов и компаний

Россия, один из мировых лидеров по добыче нефти, располагает серьёзными мощностями по производству продуктов переработки «чёрного золота». Заводы выпускают топливную, масляную и нефтехимическую продукцию, при этом суммарные годовые объёмы производства бензина, дизельного топлива и топочного мазута достигают десятков миллионов тонн.

Масштабы российской нефтепереработки

В настоящее время на территории России функционируют 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий, также занятых в данной отрасли. Совокупные мощности НПЗ страны дают возможности переработки 270 млн тонн сырья. Представляем вашему вниманию топ-10 заводов по переработке нефти по критерию установленных производственных мощностей. Предприятия, вошедшие в список, принадлежат как государственным, так и частным нефтекомпаниям.

1. «Газпромнефть-ОНПЗ» (20,89 млн тонн)

Предприятие «Газпромнефть-ОНПЗ» более известно как Омский нефтеперерабатывающий завод. Владельцем завода является компания «Газпром нефть» (структура «Газпрома»). Решение о постройке предприятия было принято в 1949 году, завод запустили в 1955 году. Установленная мощность достигает 20,89 млн тонн, глубина переработки (соотношение объёма сырья к количеству производимых продуктов) - 91,5%. В 2016 году Омский НПЗ переработал 20,5 млн тонн нефти. Пронедра писали ранее, что фактическая переработка на НПЗ в 2016 году снизилась в сравнении с уровнем 2015 года.

В прошлом году произведено в том числе 4,7 млн тонн бензина и 6,5 млн тонн дизтоплива. Кроме топлива, завод производит битумы, коксы, кислоты, гудрон и другую продукцию. За последние несколько лет предприятие за счёт модернизации мощностей сократило количество выбросов в атмосферу на 36%, к 2020 году планируется снизить степень вредного воздействия на окружающую среду ещё на 28%. В общей сложности за последние 20 лет количество выбросов уменьшилось в пять раз.

2. «Киришинефтеоргсинтез» (20,1 млн тонн)

Киришский нефтеперерабатывающий завод («Киришинефтеоргсинтез», предприятие «Сургутнефтегаза») мощностью 20,1 млн тонн находится в городе Кириши Ленобласти. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1966 году. Фактически в среднем перерабатывает более 17 млн тонн нефти с глубиной 54,8%. Кроме ГСМ, выпускает аммиак, битумы, растворители, газы, ксилолы. По данным предприятия, в последние годы по результатам анализа 2,4 тыс. проб превышений нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выявлено не было. В пределах контрольных точек санитарно-защитной зоны комплекса экологических нарушений также не обнаружено.

3. «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (18,8 млн тонн)

Крупнейший НПЗ «Роснефти» мощностью в 18,8 млн тонн - «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (до 2002 года - Рязанский нефтеперерабатывающий завод) - выпускает автобензин, дизтопливо, авиакеросин, котельное горючее, битумы для строительной и дорожной отраслей. Предприятие начало работать в 1960 году. В прошлом году завод переработал 16,2 млн тонн сырья с глубиной 68,6%, произведя при этом 15,66 млн тонн продукции, в том числе 3,42 млн тонн бензина, 3,75 млн тонн дизтоплива и 4,92 млн тонн мазута. На предприятии в 2014 году начал работать центр экологических исследований. Также функционируют пять экологических лабораторий. Замеры вредных выбросов осуществляются с 1961 года.

4. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (17 млн тонн)

Один из лидеров отечественной нефтепереработки, предприятие «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (владелец - «Лукойл»), расположено в городе Кстово Нижегородской области. Предприятие, мощность которого в настоящее время достигает 17 млн тонн, было открыто в 1958 году и получило наименование Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод.

НПЗ производит порядка 70 наименований продукции, включая бензиновое и дизельное топливо, горючее для авиационного транспорта, парафины и нефтебитумы. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» является единственным в России предприятием, выпускающим пищевые парафины твёрдого типа. Глубина переработки достигает 75%. На заводе работает экологическая лаборатория, имеющая в своём составе два передвижных комплекса. В рамках программы «Чистый воздух» резервуары завода оборудованы понтонами для уменьшения в десятки раз количества выбросов углеводородов в атмосферу. За последние десять лет усреднённые показатели загрязнения окружающей среды снизились втрое.

5. «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (15,7 млн тонн)

Волгоградский (Сталинградский) НПЗ, запущенный в 1957 году, в 1991 году вошёл в состав компании «Лукойл» и получил новое название - «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Мощность завода составляет 15,7 млн тонн, фактическая - 12,6 млн тонн с глубиной переработки в 93%. Сейчас предприятие выпускает около семи десятков наименований продуктов нефтепереработки, включая автобензин, дизтопливо, сжиженные газы, битумы, масла, коксы и газойли. По данным «Лукойла», благодаря выполнению программы экологической безопасности, валовые объёмы вредных выбросов были сокращены на 44%.

6. «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (15 млн тонн)

Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (в настоящее время - «Славнефть-ЯНОС», совместная собственность компаний «Газпром» и «Славнефть»), начал работать в 1961 году. Актуальная установленная мощность завода составляет 15 млн тонн сырья, глубина переработки - 66%. Предприятие занято выпуском автомобильных бензинов, дизельного горючего, топлива, используемого в реактивных двигателях, широкого спектра масел, битумов, восков, парафинов, ароматических углеводородов, мазута и сжиженных газов. За последние 11 лет «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» существенно улучшил качество своих промышленных стоков. Количество накопленных прежде отходов уменьшилось в 3,5 раза, а объём загрязняющих выбросов в атмосферу - в 1,4 раза.

7. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (13,1 млн тонн)

В 1958 году был введён в эксплуатацию Пермский нефтеперерабатывающий завод. Позже он получил такие названия, как Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, «Пермнефтеоргсинтез» и в итоге, после перехода в собственность «Лукойла», был переименован в «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Мощность предприятия при глубине переработки сырья 88% достигает 13,1 млн тонн. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» производит широкий ассортимент продукции, включающий десятки пунктов - бензины, дизтопливо, горючее для реактивных силовых установок, газойли, толуол, бензол, сжиженные углеводородные газы, серу, кислоты и нефтяные коксы.

По заверениям руководства завода, на предприятии активно осуществляются меры, которые позволяют исключить выбросы в окружающую среду загрязняющих компонентов сверх нормативных ограничений. Все виды нефтесодержащих отходов утилизируются при помощи специального современного оборудования. В прошлом году завод победил в конкурсе «Лидер природоохранной деятельности в России».

8. «Газпромнефть - Московский НПЗ» (12,15 млн тонн)

Московский нефтеперерабатывающий завод (собственник - «Газпром нефть»), который в настоящее время обеспечивает удовлетворение 34% потребностей российской столицы в нефтепродуктах, был построен в 1938 году. Мощность предприятия достигает 12,15 млн тонн при глубине переработки в 75%. Завод занят преимущественно в топливном сегменте - производит моторное горючее, однако дополнительно выпускает и битум. Также производятся сжиженные газы для бытовых и коммунальных нужд, топочный мазут. По данным «Газпромнефть - Московский НПЗ», система экологического менеджмента на предприятии соответствует международным стандартам.

Тем не менее, с 2014 года завод неоднократно оказывался в центре внимания ввиду выбросов сероводорода в атмосферный воздух Москвы. Хотя, по данным МЧС, источником загрязнения действительно оказалось упомянутое нефтеперерабатывающее предприятие, соответствующие официальные обвинения предъявлены не были, а под подозрение попали ещё три десятка промышленных объектов, расположенных в городе. В 2017 году представители Московского НПЗ сообщили, что превышений по загрязняющим выбросам на территории предприятия не наблюдается. Напомним, в московской мэрии заявили о запуске системы наблюдения за выбросами завода.

9. «РН-Туапсинский НПЗ» (12 млн тонн)

Предприятие «РН-Туапсинский НПЗ» является старейшим нефтеперерабатывающим заводом в России. Он был построен в 1929 году. Уникальность предприятия состоит также в том, что это - единственный НПЗ в стране, расположенный на черноморском побережье. Собственник «РН-Туапсинский НПЗ» - корпорация «Роснефть». Мощность завода составляет 12 млн тонн (фактически в год перерабатываются 8,6 млн тонн сырья), глубина переработки - до 54%. Основной ассортимент выпускаемых продуктов - бензин, включая технологический, дизтопливо, керосин для осветительных целей, мазут и сжиженный газ. По данным администрации завода, на НПЗ удалось в сжатые сроки сократить в два раза объёмы загрязняющих выбросов в атмосферный воздух. Также качество стоков доведено до показателя рыбохозяйственных водоёмов первой категории.

10. «Ангарская нефтехимическая компания» (10,2 млн тонн)

В Ангарске Иркутской области расположились производственные объекты «Ангарской нефтехимической компании», специализирующейся на нефтепереработке. В комплекс входят нефтеперерабатывающий, химический блоки, а также комбинат по производству масел. Установленная мощность - 10,2 млн тонн, глубина переработки - 73,8%. Комплекс был запущен в 1945 году как предприятие по производству жидкого угольного топлива, а в 1953 году ввели в эксплуатацию первые нефтехимические мощности. Сейчас компания производит автобензин, дизтопливо, керосин для воздушных судов, спирты, мазут, серную кислоту, масла. В рамках выполнения мероприятий экологической безопасности обустроены закрытые факелы для нейтрализации сбросных газов, возводится система оборотного водоснабжения.

Лидеры в переработке нефти: топ регионов и компаний

Если говорить о российской нефтеперерабатывающей отрасли в целом, то для неё характерна большая (до 90%) степень консолидации. Заводы преимущественно работают в составе компаний вертикально-интегрированного типа.

Большая часть существующих в России нефтеперерабатывающих заводов была построена ещё в советский период. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам осуществлялось по двум принципам - близости к месторождениям сырья и сообразно необходимости поставок горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии в конкретные районы РСФСР, или же в соседние республики СССР. Данные факторы и предопределили картину расположения нефтеперерабатывающих мощностей на территории современного российского государства.

Современный этап развития отечественной переработки «чёрного золота» характеризуется не только наращиванием мощностей, но и тотальной модернизацией производства. Последняя даёт возможность российским компаниям как улучшить качество продукции до уровня самых жёстких международных стандартов, так и повысить глубину переработки сырья, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.



Человечество использует все новые виды энергии: атомную и геотермальную, ветровую и солнечную. Но главным источником энергии было и остается топливо. Его добычей и переработкой занимается топливная промышленность. Наибольшее значение в ней принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной.

Нефтяная промышленность . Нефтяная промышленность - одна из ведущих отраслей ТЭК и всего хозяйства. В сыром виде нефть практически не используется. При переработке нефти получают не только высококачественное топливо (бензин, керосин, соляр, мазут), но и разнообразные соединения, служащие сырьем для получения современной химической продукции (пластмасс, полимеров, химических волокон и т. д.).

По запасам нефти (17 млрд т, 8% мировых запасов) Россия занимает четвертое место в мире, а по ее добыче - первое (более 490 млн т в 2007 г.). Более половины добываемой нефти экспортируется. Однако в нефтяной промышленности страны существуют серьезные проблемы.

Во-первых, из-за отсутствия средств недостаточны объемы геологоразведочных работ. Прирост разведанных запасов нефти не компенсирует ее добычу. А на разрабатываемых месторождениях уже извлечено более половины нефтяных запасов. Во-вторых, почти 50% уже пробуренных скважин по разным причинам не эксплуатируются (отсутствие оборудования, средств на ремонт и пр.). В-третьих, из-за отсутствия современного оборудования значительная часть запасов теряется в недрах и не может быть извлечена на поверхность.

Основная нефтяная база России - Западно-Сибирская. Здесь добывается 70% нефти страны. Крупнейшие месторождения расположены в широтном течении реки Оби (Самотлор, Сургут, Мегион). Из них уже извлечено более 60% нефти. Однако, по оценкам, всего из недр Западной Сибири извлечена часть нефти. Поэтому в ближайшее десятилетие эта база останется ведущей.

Вторая по величине добычи нефтяная база России - Волго- Уральская (20% добычи). Добыча нефти здесь ведется уже многие десятилетия и постоянно сокращается. Из крупнейших месторождений (Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское) уже извлечено от 70 до 90% запасов. Ведется разработка новых месторождений на шельфе Каспийского моря. Но развитие здесь нефтяной промышленности требует тщательного контроля. В северной части Каспия обитает уникальное поголовье осетровых рыб, не имеющее аналогов в мире, а Волго-Ахтубинская пойма - заповедная территория . Не решен пока и вопрос о разделе Каспийского моря между прибрежными странами.

Большие запасы нефти обнаружены на шельфе морей, омывающих Россию (рис. 37). Помимо Каспия это юго- и северо-восточные районы Баренцева моря, прибрежные зоны Ямала и Сахалина, Охотское море. Сейчас со дна этих морей извлечено всего около 1% имеющихся запасов. В отдаленной перспективе эти районы будут давать не менее 50% всей нефти страны.

Но ее добыча здесь сложна: суровый климат, льды, штормы. В России только начинается выпуск оборудования, приспособленного к работе в таких условиях. Например, специальные плавучие буровые платформы будут выпускать в Североморске. Разработка месторождений на шельфе требует учета экологических последствий, так как именно шельфовые районы очень богаты рыбой и морепродуктами. Только шельф Баренцева моря дает 5% мирового вылова рыбы и морепродуктов.

Добытая нефть по нефтепроводам передается для переработки на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и за рубеж. Протяженность нефтепроводов - 48 тыс. км (рис. 38). Своеобразный центр нефтепроводной системы страны - город Альметьевск (Татарстан). От него нефтепроводы расходятся на восток (Альметьевск-Омск-Ангарск), северо-запад (Альметьевск-Санкт- Петербург-Кириши), запад (Альметьевск-Брест-нефтепровод «Дружба»), юго-запад (Альметьевск-Новороссийск). Для транспортировки продуктов нефтепереработки строят нефтепро- дуктопроводы (общая протяженность 16 тыс. км).

Нефтеперерабатывающие заводы размещаются в основном в районах потребления нефтепродуктов. Сырую нефть транспортировать проще, чем продукты ее переработки. В России 25 крупных НПЗ, которые могут ежегодно перерабатывать 300 млн т нефти. Этого вполне достаточно для обеспечения страны нефтепродуктами. Но размещение нефтеперерабатывающей промышленности России очень несовершенно. Основная часть НПЗ (80%) размещена в европейской части страны. Это осложняет снабжение нефтепродуктами восточных регионов. Зоны сбыта заводов расположены в восточных регионах, а следовательно, перевозки продукции очень далеки. На Дальнем Востоке только два небольших НПЗ (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск). Но и в европейских районах России сложившаяся география НПЗ не оптимальна. Российские НПЗ - очень крупные предприятия (средняя мощность 12 млн т нефти), поэтому они также весьма удалены от потребителя. Для сравнения можно отметить, что в США около 200 НПЗ средней мощностью 3-5 млн т.

Серьезная проблема нефтепереработки - износ оборудования, он достигает 80%. Крупные заводы сложнее снабжать сырьем, водой, энергией. Они сильнее воздействуют на окружающую среду. Кроме того, основная часть отечественных НПЗ расположена либо непосредственно в крупных городах (например, в Москве, Уфе), либо в их пригородах (Ярославль, Рязань). Это помимо негативных экологических последствий создает прямую угрозу для жизни населения.

Газовая промышленность . Газ - самый дешевый вид топлива. Его добыча обходится в 2 раза дешевле нефти. Газ используют и как ценное химическое сырье.

По запасам газа (148 трлн м 3) Россия занимает первое место в мире (27% мировых запасов), по добыче газа (651 млрд м 3 в 2007 г.) - также первое место. Около 1/3 добываемого газа экспортируется на Украину, в Белоруссию, страны Балтии, Западной Европы и Турцию.

В России разведано более 700 месторождений газа. Но активно разрабатывается только 50% его разведанных запасов. Подавляющая часть добычи газа (более 90%) приходится на месторождения Западной Сибири (Уренгойское, Ямбургское). В ближайшей перспективе ее доля останется столь же высокой. Основные месторождения газа здесь выработаны на 55-75%, но, по оценкам, из недр извлечено всего около 6% ресурсов газа.

Вторая по значению газодобывающая база - Оренбургско- Астраханская (6% добычи). Добываемый здесь газ имеет очень сложный состав. В нем содержатся сера, гелий, этан, пропан, бутан и другие ценные компоненты. Для его переработки на Оренбургском и Астраханском месторождениях построены крупные газоперерабатывающие комплексы.

В Тимано-Печорском бассейне сейчас добывается менее 1% газа. Однако его роль может существенно возрасти за счет разработки газовых месторождений на шельфе (Штокма- новское и др.). Их ресурсы оцениваются почти в 2 трлн м 3 .

В перспективе возможно формирование еще одной крупной газодобывающей базы, включающей месторождения севера Иркутской области, Якутии, Сахалина. Запасы газа здесь составляют около 60 трлн м 3 . Ее развитие позволит ликвидировать дефицит топлива в этом регионе. Значительную часть газа можно будет экспортировать.

Для транспортировки газа к потребителям в России создана единая газопроводная система общей протяженностью около 150 тыс. км. Крупнейшие газопроводы страны построены от Уренгоя и Оренбурга (рис. 39). Введен в строй газопровод «Голубой поток» (через Черное море в Турцию). Разрабатывается проект постройки двух новых газопроводов в Европу: «Северный поток» и «Южный поток». В перспективе газ планируется поставлять и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по газопроводу « Восток ».

Угольная промышленность. Запасы угля гораздо больше запасов нефти и природного газа. Но его добыча обходится намного дороже. Поэтому после открытия и разработки крупных запасов нефти и газа доля угля в топливном балансе страны сократилась с почти 60% (1950-е гг.) до 11%, хотя в восточных районах страны его потребление остается очень высоким. Большая часть добываемого угля (з/4) используется как топливо в промышленности и на тепловых электростанциях. Остальной уголь (коксующийся) служит сырьем для черной металлургии и химической промышленности.

В России известно более 200 угольных бассейнов и месторождений. Их общие запасы - 6,4 трлн т (19% мировых запасов). Но не все из них разрабатываются. Главный критерий вовлечения месторождения в эксплуатацию - себестоимость 1 добычи угля. Она зависит от способа его добычи, качества (калорийности, наличия примесей и т. д.), горно-геологических условий залегания (глубины, толщины пластов и т. п.). Влияют на себестоимость также качество оборудования, наличие современных технологий добычи.

Самый производительный и дешевый способ добычи угля - открытый (в карьерах). Его доля постоянно растет и сейчас составляет почти 2/3. Но он сильно нарушает природные комплексы. Запасы угля, которые могут добываться открытым способом, в основном сосредоточены на востоке страны.

1 Себестоимость - величина затрат на получение единицы продукции (в данном случае 1 т угля), выраженная в денежной форме.

Добыча угля в России постоянно снижалась и лишь в последние годы возрастает. Она составляет более 300 млн т (шестое место в мире). Основные районы добычи угля в России сосредоточены в Сибири (80%). На европейскую часть приходится всего 9%.


Важнейшие угольные базы России - Кузнецкий, Канско- Ачинский и Печорский бассейны. Они существенно различаются по своим характеристикам (рис. 40, табл. 20).

Кузнецкий угольный бассейн - главный угольный бассейн России. Он обладает большими и хорошо изученными запасами высококачественного угля, в том числе и коксующегося. Однако бассейн имеет невыгодное географическое положение. Он очень удален от основных районов - потребителей угля (Центр и Урал). Уголь отсюда сложно транспортировать из-за слабого развития железнодорожных сетей на востоке страны. Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля. Это сужает перспективы дальнейшего развития всего бассейна.

Канско-Ачинский бассейн - второй по значимости. Цена угля - самая низкая в России. Но уголь низкого качества (бурый). Перевозить его на большие расстояния нецелесообразно. Он используется главным образом в Сибири как топливо для тепловых электростанций.

Печорский угольный бассейн обладает значительными запасами качественного угля, 1/3 которого - коксующийся. Однако его добыча ведется в сложных климатических условиях. Бассейн достаточно удален от основных потребителей угля. Поэтому потребление его угля ограничено Европейским Севером. Крупным его потребителем может стать Урал, но этому препятствует отсутствие железной дороги между этими районами.


Резкое повышение цен на транспорт и огромные расстояния перевозок заставляют пересматривать сложившуюся географию угольной промышленности. Для многих районов Сибири и Дальнего Востока уголь, завозимый из крупнейших бассейнов страны, оказывается чрезмерно дорогим. В процессе транспортировки его цена увеличивается в 2-3 раза. Поэтому целесообразнее разрабатывать собственные небольшие месторождения.

Вопросы и задания
1. Назовите основные нефтяные базы России.
2. Расскажите, как размещены НПЗ России.
3. Назовите основные газодобывающие базы страны.
4. Дайте характеристику трех основных угольных баз страны.

Внимание! Проблема!

1. Как оценить увеличение добычи нефти в России: а) положительно - Россия укрепляет свои позиции крупного экспортера, зарабатывает много валюты; б) отрицательно - расходуется ценный невозобновимый ресурс?
2. Более 50% добываемой в России нефти экспортируется. Однако экспортировать сырую нефть невыгодно. Ее стоимость намного меньше, чем стоимость продуктов нефтепереработки. В России есть мощная нефтеперерабатывающая промышленность. Однако российские НПЗ довольно старые, на них недостает современного оборудования, а глубина переработки нефти чуть более 70% (в развитых странах - 85-90%). Выход наиболее ценных светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и др.) из 1 т составляет в России около 60% (за рубежом - 92%), а их качество не соответствует мировым стандартам. Поэтому в нефтеперерабатывающей промышленности России наблюдается перерасход сырой нефти, а продукция нефтепереработки неконкурентоспособна на мировом рынке.
3. Срок службы нефтепровода - 33 года. Сейчас возраст 40% нефтепроводов превысил этот срок. Приближается к этому возрасту еще 30% нефтепроводов. Для исправной работы нефтепровода нужно ежегодно менять не менее 5% его длины. Реально заменяется не более 2%. Это приводит к частым авариям и загрязнению нефтью и нефтепродуктами огромных территорий.
4. Большинство угольных шахт и карьеров России нуждаются в техническом перевооружении. Техническое оборудование на них сильно изношено и не отвечает современному мировому уровню. Часто разрабатываются запасы, которые в мировой практике относятся к непригодным (Подмосковный бассейн, месторождения Сахалина).
5. Как и в большинстве стран мира, в России очень остры социальные проблемы угледобывающих регионов. Уровень жизни населения в них крайне низок, а экологическая ситуация очень неблагоприятна. Трудно решается проблема трудоустройства шахтеров.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Будет ли топливная промышленность России конкурентоспособна в третьем тысячелетии?

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) имеет в нашей стране гораздо большее значение, чем в других странах, из-за особенностей географического положения России, суровости ее климата, необходимости преодолевать огромные расстояния.

Топливная промышленность - часть топливно-энергетического комплекса. Она включает добычу топлива, его переработку и транспортировку. Ведущие отрасли топливной промышленности - угольная, газовая и нефтяная.

Как изменяется роль отдельных видов топлива?

Со временем значение различных видов топлива меняется. Вплоть до конца XIX в. в России основным топливом были дрова. Затем на первое место вышел уголь. Наконец, с 1960-х гг. главным топливом становится нефть. Резкое снижение добычи нефти в 1990-е гг. (почти вдвое) при сохранении объемов добычи газа вывело на первое место газовое топливо (рис. 24).

Рис. 24. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Добывающая промышленность (в том числе и добыча топлива) обладает «неприятным» для экономики свойством: ее предприятия (шахты, разрезы, скважины для добычи угля, нефти и газа) крайне недолговечны. Через некоторое время после ввода в эксплуатацию их приходится закрывать, поскольку запасы уже исчерпаны. А чтобы поддерживать добычу на одном уровне, нужно постоянно вводить в строй новые предприятия, осваивать новые территории, строить дороги, трубопроводы, возводить новые города.

А если вновь открытые месторождения находятся в районах с неблагоприятным климатом, нужно разрабатывать специальные меры по привлечению туда населения: платить более высокую зарплату, предоставлять различные льготы. Все это значительно удорожает добычу топлива, делает его менее конкурентоспособным.

Рис. 23. Изменение структуры потребляемого топлива в России

Чем объяснить, что в структуре потребляемого топлива теперь преобладают нефть и газ?

Именно так развивалась топливная промышленность России, которая по запасам топливных ресурсов занимает одно из первых мест в мире.

Каково значение угля в хозяйстве страны?

Угольная промышленность - «старая» отрасль, ее расцвет пришелся в Западной Европе на середину XIX в., а в России - на начало XX в. (см. второй, то есть «угольно-металлургический», цикл Кондратьева (рис. 3)).

Уголь был основным топливом эпохи индустриализации. От него зависела работа электростанций, металлургических заводов, железных дорог. Уголь сохраняет свое большое значение и в наши дни, хотя доля его в топливно-энергетическом балансе существенно снизилась.

Топливно-энергетический баланс - соотношение производства и использования (потребления) всех вилов энергии.

Запасов угля в России хватит на сотни, если не на тысячи, лет, в отличие от газа и нефти, разведанных запасов которых хватит на несколько десятилетий.

Где расположены главные угольные месторождения?

В Российской империи промышленная добыча угля началась в конце XIX в. в Донецком бассейне (Донбассе), большая часть которого ныне находится на территории Украины. Донбасс долго оставался крупнейшим угледобывающим районом. В 1930-х гг. приступили к освоению самого крупного района угледобычи в азиатской России - Кузнецкого (Кузбасса). А в годы Великой Отечественной войны, когда Донбасс был захвачен немецко-фашистскими войсками, ударными темпами была построена железная дорога до Воркуты и освоен Печорский угольный бассейн. В 1970-х гг. начал осваиваться Канско-Ачинский буроугольный бассейн, где сейчас открытым способом добывают самый дешевый уголь в России.

Угольная промышленность гораздо более рассредоточена, чем нефтяная или газовая (рис. 25). Особенно большую роль играет уголь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где почти нет ни газа, ни нефти. Уголь - главное топливо и на всем Крайнем Севере России, где его добывают, несмотря на дороговизну, на множестве мелких шахт и разрезов: это выгоднее, чем перевозить на дальние расстояния нефтепродукты.

Рис. 25. Угольная промышленность

  1. Каковы особенности размещения угледобывающей промышленности?
  2. Почему в Сибири разрабатывается Канско-Ачинский угольный бассейн, а не Тунгусский?

Угольные месторождения с конца XIX в. во всех странах мира становились основой формирования крупных промышленных районов. Добытый уголь использовался для выработки электроэнергии, электроэнергия притягивала другие производства. С переработкой угля связано развитие химической промышленности. Если уголь был коксующимся, часто возникала и металлургия. Подобный промышленный район сформировался в нашей стране в Кузбассе.

Коксующийся уголь - каменный уголь, из которого специальной обработкой можно получить кокс, необходимый для выплавки чугуна.

Почему в угольных районах обострились социальные проблемы?

Как старая отрасль, угольная промышленность требует к себе особого внимания. В настоящее время ведется работа по реконструкции и техническому перевооружению перспективных и по одновременному закрытию убыточных шахт. Однако, если шахта закрывается, одновременно должны создаваться новые рабочие места для шахтеров, а для этого нужны большие средства. Многие угольные города и поселки в России сейчас имеют высокий уровень безработицы.

Перспективы угольной промышленности России связаны прежде всего с переходом на открытые разработки в разрезах (сейчас все еще более 1/3 угля добывается подземным способом, в шахтах). Себестоимость угля в разрезах гораздо меньше, чем в шахтах, хотя открытые разработки наносят больший ущерб природе.

Каковы особенности размещения нефтяной промышленности?

Нефтяная промышленность - основа современной экономики. В наши дни общество немыслимо без автомобилей, а автомобиль не может двигаться без бензина. Без жидкого топлива не взлетят самолеты, не сдвинутся с места трактора, морские и речные суда, тапки и бронетранспортеры.

Рис. 26. Нефтяная промышленность

  1. Назовите и покажите на карте крупнейшие месторождения нефти.
  2. Каковы особенности размещения предприятий нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности? Сопоставьте рисунок 26 с картой плотности населения. Сделайте выводы.

Но ведь нефть еще и ценнейшее сырье для химической промышленности, из которого можно получать даже некоторые продукты питания.

Первым нефтяным районом Российской империи был Бакинский (ныне - на территории Азербайджана). В начале XX в. в нем добывалось более 90% российской нефти. Другой старый район нефтедобычи - Грозненский.

Рис. 27. Добыча и транспортировка нефти. От скважины до бензоколонки.

С 1950-х гг. начинается разработка месторождений Волго-Уральского района, особенно в Татарии и Башкирии. Отсюда строятся нефтепроводы на восток страны, на северо-запад и на юго-запад, в Украину и Новороссийск. В Волго-Уральском районе складывались наиболее благоприятные условия для добычи нефти. Это был вполне освоенный и заселенный район, недалеко находились основные потребители.

На начальном этапе разработки месторождений нефти, как правило, бывает много, и она под давлением сама поднимается на поверхность, то есть добыча производится самым дешевым «фонтанным» способом. Однако чем дольше длится добыча, тем она становится сложнее: приходится использовать насосы, закачивать в пласты воду для создания давления и т. д. Рано или поздно затраты на добычу возрастают настолько, что она становится невыгодной. Кроме того, освоение каждого района начинают с самых крупных месторождений, а по мере их истощения переходят ко все более мелким.

Когда Волго-Уральский район вступил в стадию падения добычи, нашей экономике повезло: были открыты гигантские месторождения Западной Сибири. Они начали осваиваться с 1960-х гг. Западная Сибирь стала главной нефтяной базой страны. Условия работы здесь были гораздо хуже, чем в Волго-Уральском районе. Сплошное болото, обилие кровососущих насекомых (гнус) летом, сильные морозы зимой, отсутствие дорог, удаленность от потребителей нефти - все это усложняло освоение района.

Рис. 28. Нефтеперерабатывающий завод

В настоящее время около 2/3. российской нефти добывается в Тюменской области (в основном в Ханты-Мансийском и в меньшей степени - в Ямало-Ненецком автономных округах). Около 1/4 нефти добывается в Волго-Уральском районе, главным образом в Татарии, Башкирии, Пермской и Самарской областях. На все остальные районы приходится лишь 7-8% общероссийской добычи.

Недавно начались разработки нефти в перспективных районах - на шельфах Баренцева и Охотского (близ северо-восточного побережья Сахалина) морей. Эти районы находятся в еще более суровых условиях, и добыча обойдется еще дороже. Поэтому все более значимой становится экономия нефти и нефтепродуктов: использование автомобилей с меньшими затратами бензина на 100 км пробега, сокращение использования жидкого топлива для отопления и т. д.

Переработка нефти в различные виды топлива (бензин, керосин, мазут, солярку и т. д.) происходит на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые также относятся к топливной промышленности. НПЗ расположены в основном в районах потребления, поскольку транспортировка нефти гораздо удобнее (особенно наиболее дешевым трубопроводным транспортом), чем перевозка различных видов нефтепродуктов. От мощности НПЗ зависят доходы страны, так как продавать сырую нефть менее выгодно, чем продукты ее переработки.

Рис. 29. Бензоколонка

Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью топливной промышленности?

Газовая промышленность появилась в России после Великой Отечественной войны. Месторождения газа были открыты в Ставропольском крае, затем в Республике Коми (район Ухты), под Оренбургом и вблизи Астрахани.

Сейчас газовая промышленность - наиболее стабильно работающая отрасль топливно-энергетического комплекса. В значительной степени это связано с тем, что крупные месторождения газа (Уренгойское, Медвежье, Ям-бургское) в Ямало-Ненецком автономном округе, где ныне добывается около 90% всего российского газа, были введены в эксплуатацию совсем недавно, в 1980-х гг., и только вступают в стадию падения добычи.

Перспективные районы газодобычи - полуостров Ямал (откуда строится газопровод в Западную Европу), шельфовые зоны Баренцева и Охотского морей. Так же как и нефть, газ в России в перспективе будет добываться во все более суровых районах и будет все дороже.

Рис. 30. Газовая промышленность

За счет газа покрывается около половины всех потребностей страны в топливе. В настоящее время газ - самое дешевое и самое экологически чистое топливо. Его использование требует больших затрат только на первых этапах, когда нужно проложить газопроводы до каждого города и поселка, а затем разводящие сети до каждого дома и квартиры. Отопление большинства крупных городов Европейской России переведено на газ, что позволило уменьшить загрязнение воздуха. К сожалению, месторождения газа практически отсутствуют восточнее Енисея, поэтому в этих районах города отапливаются углем, что делает в них воздух более загрязненным.

Какова роль нефти и газа во внешней торговле?

Начиная с 1970-х гг. (когда резко выросли мировые цены на нефть, а затем и на газ) экспорт топлива играет все большую роль в советской, а затем и в российской экономике. В СССР импорт строго контролировался (отечественные товары ограждались от конкуренции), а когда в 1990-е гг. почти все ограничения на внешнюю торговлю были сняты, в Россию, как вы уже знаете, хлынул поток импортных товаров, конкуренции с которыми не выдержали многие российские производители. Но откуда у России была валюта, чтобы оплачивать импорт? Конечно, она была получена прежде всего за счет экспорта нефти и газа. Именно благодаря вывозу топлива наша страна имеет возможность ввозить продовольствие, товары народного потребления, оборудование. Более того, эти отрасли - основные плательщики налогов в государственный бюджет. Значит, выплата пенсий, зарплаты учителям и врачам, содержание армии и многое другое тоже зависит от работы нефтяников и газовиков (и от цен на нефть и газ на мировых рынках!).

Перспективы экспорта топлива связаны в основном с российским газом (поскольку добыча нефти, скорее всего, будет сокращаться). А разведанные запасы газа в России составляют около "/3 мировых, и в ближайшие десятилетия его экспорт может возрасти.

Выводы

Подводя итоги характеристики топливной промышленности, важно обратить внимание на главные особенности ее развития в России:

  • наличие значительных запасов топливных ресурсов при очень больших затратах на их добычу;
  • концентрация запасов на востоке страны;
  • изменение роли отдельных видов топлива и районов их добычи в хозяйстве России;
  • особое экспортное значение газовой и нефтяной отраслей;
  • необходимость решения сложных социально-экономических и экологических проблем, связанных с топливной промышленностью.

Вопросы и задания

  1. Оцените географическое положение отдельных угольных бассейнов с точки зрения поставки топлива в другие районы страны и его возможной продажи за рубеж.
  2. Как вы думаете, какие проблемы существуют в нашей стране в связи с концентрацией топливных ресурсов на востоке, а потребителей на западе России?
  3. Почему одни виды топлива со временем уступают свои передовые позиции другим видам? Для построения более полного ответа используйте рисунок 3 (циклы Кондратьева).
  4. Сравните, используя карты учебника, географию трех отраслей топливной промышленности: нефтяной, газовой, угольной. Какая из этих отраслей наиболее сконцентрирована, а какая наиболее рассредоточена? Выделите типы экономических районов с различными сочетаниями топливных ресурсов:
    1. присутствуют все три вида:
    2. один вид;
    3. ни одного.

Нефть представляет собой важнейшее исходное сырье для промышленности России. Вопросы, которые связаны с этим ресурсом, во все времена считались одними из главных для экономики страны. Переработка нефти в России осуществляется специализированными предприятиями. Далее рассмотрим особенности этой отрасли более подробно.

Общие сведения

Отечественные нефтеперерабатывающие заводы стали появляться еще в 1745 году. Первое предприятие было основано братьями Чумеловыми на реке Ухте. Оно выпускало весьма востребованные в то время керосин и смазочные масла. В 1995 году первичная переработка нефти составила уже 180 млн тонн. Среди основных факторов размещения предприятий, занятых в этой отрасли, выступают сырьевой и потребительский.

Развитие отрасли

Основные нефтеперерабатывающие предприятия появились в России в послевоенные годы. До 1965-го в стране было создано порядка 16 мощностей, что составляет больше половины действующих в настоящее время. Во время экономических преобразований 1990-х годов отмечался значительный спад производства. Это было связано с резким снижением внутреннего потребления нефти. Вследствие этого качество выпускаемой продукции было достаточно низким. Упал и коэффициент глубины переработки до 67,4%. Только к 1999 году Омскому НПЗ удалось приблизиться к европейским и американским стандартам.

Современные реалии

В последние несколько лет переработка нефти стала выходить на новый уровень. Это обусловлено инвестициями в эту отрасль. С 2006 года они составили более 40 млрд руб. Кроме того, значительно увеличился и коэффициент глубины переработки. В 2010 году по указу Президента РФ было запрещено подключать к магистралям те предприятия, у которых он не достигал 70%. Глава государства объяснил это тем, что таким комбинатам необходима серьезная модернизация. В целом по стране количество таких мини-предприятий достигает 250. К концу 2012-го было запланировано построить крупный комплекс на конце трубопровода, проходящего к Тихому океану по Восточной Сибири. Его глубина переработки должна была составить порядка 93%. Этот показатель будет соответствовать уровню, который достигнут на аналогичных предприятиях США. Нефтеперерабатывающая промышленность, консолидированная в большей своей части, находится под контролем таких компаний, как "Роснефть", "Лукойл", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Башнефть" и пр.

Значение отрасли

На сегодняшний день добыча и переработка нефти считаются одними из самых перспективных отраслей промышленности. Постоянно увеличивается число крупных и мелких предприятий, занятых в них. Переработка нефти и газа приносит стабильный доход, оказывая положительное влияние на экономическое состояние страны в целом. Наиболее развита данная отрасль в центре государства, Челябинской и Тюменской областях. Продукты переработки нефти востребованы не только внутри страны, но и за ее пределами. Сегодня предприятиями производятся керосин, бензин, авиационное, ракетное, дизельное топливо, битумы, моторные масла, мазут и так далее. Практически все комбинаты созданы рядом с вышками. Благодаря этому переработка и транспортировка нефти осуществляются с минимальными затратами. Наиболее крупные предприятия располагаются в Поволжском, Сибирском, Центральном ФО. На эти нефтеперерабатывающие заводы приходится порядка 70% всех мощностей. Среди субъектов страны лидирующие позиции в отрасли занимает Башкирия. Переработка нефти и газа осуществляется в Ханты-Мансийске, Омской области. Работают предприятия и в Краснодарском крае.

Статистика по регионам

В европейской части страны основные производства располагаются в Ленинградской, Нижегородской, Ярославской и Рязанской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке и юге Сибири, в таких городах, как Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Ачинск, Ангарск, Омск. Современные НПЗ сооружены в Пермском крае, Самарской области и Башкирии. Эти регионы всегда считались крупнейшими центрами по добыче нефти. С перемещением производств в Западную Сибирь промышленные мощности в Поволжье и на Урале стали избыточными. На 2004 год лидером среди субъектов РФ по первичной обработке нефти стала Башкирия. В этом регионе показатели находились на уровне 44 млн тонн. В 2002 году на заводы Башкортостана приходилось порядка 15% общего объема переработки нефти по РФ. Это около 25,2 млн т. На следующем месте оказалась Самарская область. Она давала стране порядка 17,5 млн тонн. Далее по объему были Ленинградская (14,8 млн) и Омская (13,3 млн) области. Общая доля этих четырех субъектов составила 29% от общероссийской нефтепереработки.

Технология переработки нефти

В производственный цикл предприятий входят:

  • Подготовка сырья.
  • Первичная переработка нефти.
  • Вторичный перегон фракций.

В современных условиях переработка нефти осуществляется на предприятиях, оснащенных сложными по своей конструкции машинами и аппаратами. Они функционируют в условиях низкой температуры, высокого давления, глубокого вакуума и зачастую в агрессивной среде. Процесс переработки нефти включает в себя несколько ступеней на комбинированных или отдельных установках. Они предназначены для получения широкого ассортимента продукции.

Очистка

В ходе этого этапа осуществляется обработка сырья. Очистке подвергается нефть, поступающая с промыслов. В составе нее находятся 100-700 мг/л солей и вода (менее 1%). В ходе очистки содержание первого компонента доводится до 3-х и менее мг/л. Доля воды при этом составляет меньше 0,1%. Очистка осуществляется на электрообессоливающих установках.

Классификация

Любой завод по переработке нефти применяет химические и физические методы обработки сырья. Посредством последних достигается разделение на масляные и топливные фракции либо удаление нежелательных комплексных химических элементов. Переработка нефти химическими методами позволяет получить новые компоненты. Эти превращения классифицируются:


Основные этапы

Главным процессом после очистки на ЭЛОУ выступает атмосферная перегонка. В ходе нее осуществляется отбор топливных фракций: бензиновых, дизельного и реактивного топлива, а также осветительного керосина. Также при атмосферной перегонке отделяется мазут. Он используется или в качестве сырья для следующей глубокой переработки, или как элемент котельного топлива. Фракции затем подвергаются облагораживанию. Они проходят гидроочистку от гетероатомных соединений. Бензины подвергаются каталитическому риформингу. Этот процесс используется для повышения качества сырья либо для получения индивидуальных ароматических углеводородов - материала для нефтехимии. К последним, в частности, относят бензол, толуол, ксилолы и так далее. Мазут проходит вакуумную перегонку. Этот процесс позволяет получить широкую фракцию газойля. Это сырье проходит последующую переработку на установках гидро- или каталитического крекинга. В результате получают компоненты моторных топлив, масляные узкие дистиллятные фракции. Они далее направляются на следующие этапы очистки: селективную обработку, депарафинизацию и прочие. После вакуумной перегонки остается гудрон. Он может использоваться как сырье, применяемое при глубокой переработке для получения дополнительного объема моторных топлив, нефтяного кокса, строительного и дорожного битума, или как компонент котельного топлива.

Способы переработки нефти: гидроочистка

Этот метод считается наиболее распространенным. С помощью гидроочистки осуществляется переработка нефти сернистого и высокосернистого типа. Этот метод позволяет повысить качество моторных топлив. В ходе процесса удаляют сернистые, кислородные и азотистые соединения, выполняют гидрирование олефинов сырья в водородной среде на алюмокобальтмолибденовых либо никельмолибденовых катализаторах при давлении в 2-4 Мпа и температуре 300-400 градусов. Другими словами, при гидроочистке органические вещества, содержащие азот и серу, разлагаются. Они вступают в реакцию с водородом, который циркулирует в системе. В результате образуются сероводород и аммиак. Полученные соединения удаляются из системы. В ходе всего процесса 95-99% от исходного сырья превращаются в очищенный продукт. Вместе с этим образуется небольшой объем бензина. Активный катализатор подвергается периодической регенерации.

Каталитический крекинг

Он протекает без давления при температуре 500-550 градусов на цеолитсодержащих катализаторах. Данный процесс считается наиболее эффективным и углубляющим переработку нефти. Это обусловлено тем, что в ходе него из высококипящих мазутных фракций (вакуумного газойля) можно получать до 40-60% высокооктанового автобензинового компонента. Кроме того, из них выделяют жирный газ (порядка 10-25%). Он, в свою очередь, используется на установках алкилирования или эфирных производствах для получения высокооктановых компонентов авто- или авиабензинов. В ходе крекинга на катализаторе формируются углистые отложения. Они резко снижают его активность - крекирующую способность в данном случае. Для восстановления компонент подвергается регенерации. Наиболее распространены установки, в которых циркуляция катализатора осуществляется в псевдоожиженном или кипящем слое и в движущемся потоке.

Каталитический риформинг

Это современный и достаточно широко используемый процесс для получения низко- и высокооктановых бензинов. Он проводится при температуре 500 градусов и давлении в 1-4 Мпа в водородной среде на алюмоплатиновом катализаторе. При помощи каталитического риформинга выполняются преимущественно химические превращения парафиновых и нафтеновых углеводородов в ароматические. Вследствие этого значительно увеличивается октановое число (до 100 пунктов). К продуктам, которые получают при каталитическом риформинге, относят ксилолы, толуол, бензол, применяемые затем в нефтехимической промышленности. Выходы риформата, как правило, составляют 73-90%. Для сохранения активности катализатор периодически подвергается регенерации. Чем ниже будет давление в системе, тем чаще выполняется восстановление. Исключение при этом составляет процесс платформинга. В ходе него катализатор не подвергают регенерации. В качестве главной особенности всего процесса выступает то, что он проходит в среде водорода, излишек которого удаляется из системы. Он намного дешевле, чем получаемый специально. Избыточный водород затем применяется в гидрогенизационных процессах переработки нефти.

Алкилирование

Этот процесс позволяет получать высококачественные компоненты автомобильных и авиационных бензинов. В его основе лежит взаимодействие олефиновых и парафиновых углеводородов с получением более высококипящего парафинового углеводорода. Еще недавно промышленное изменение данного процесса было ограничено каталитическим алкилированием бутилена изобутанами в присутствии фтористоводородной или серной кислот. В течение последних лет, кроме указанных соединений, используют пропилен, этилен и даже амилены, а в некоторых случаях смеси этих олефинов.

Изомеризация

Она представляет собой процесс, в ходе которого осуществляется превращение парафиновых низкооктановых углеводородов в соответствующие изопарафиновые фракции, имеющие более высокое октановое число. Используются при этом преимущественно фракции С5 и С6 либо их смеси. На промышленных установках при соответствующих условиях можно получить до 97-99,7% продуктов. Изомеризация проходит в водородной среде. Катализатор периодически подвергается регенерации.

Полимеризация

Этот процесс представляет собой превращение бутиленов и пропилена в олигомерные жидкие соединения. Они применяются в качестве компонентов автомобильных бензинов. Эти соединения также являются сырьем для нефтехимических процессов. В зависимости от исходного материала, производственного режима и катализатора объем на выходе может меняться в достаточно широких пределах.

Перспективные направления

В течение последних десятилетий особое внимание уделяется комбинированию и укреплению мощностей, занятых в первичной нефтепереработке. Еще одним актуальным направлением является внедрение установок крупнотоннажных комплексов по планируемому углублению обработки сырья. За счет этого будет сокращен производственный объем мазута и увеличен выпуск светлого двигательного топлива, нефтехимических продуктов для полимерной химии и органического синтеза.

Конкурентоспособность

Нефтеперерабатывающая промышленность сегодня - это весьма перспективная отрасль. Она отличается высокой конкурентоспособностью как на внутреннем, так и на международном рынке. Собственные производственные мощности позволяют полностью покрыть потребности в пределах государства. Что касается импорта, то он осуществляется в сравнительно небольших объемах, локально и эпизодически. Россия сегодня считается крупнейшим среди прочих стран экспортером нефтепродуктов. Высокая конкурентоспособность обусловлена абсолютной обеспеченностью сырьем и относительно невысоким уровнем расходов на дополнительные материальные ресурсы, электроэнергию, защиту окружающей среды. В качестве одного из негативных факторов в этом промышленном секторе выступает технологическая зависимость отечественной нефтепереработки от зарубежных государств. Несомненно, это не единственная проблема, которая существует в отрасли. На правительственном уровне постоянно ведется работа по улучшению ситуации в этом промышленном секторе. В частности, разрабатываются программы по модернизации предприятий. Особое значение имеет в данной области деятельность крупных нефтяных компаний, производителей современного производственного оборудования.

Нефтеперерабатывающий завод - промышленное предприятие, основной функцией которого является переработка нефти в бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо, смазочные масла, смазки, битумы, нефтяной кокс сырьё для нефтехимии. Производственный цикл НПЗ обычно состоит из подготовки сырья, первичной перегонки нефти и вторичной переработки нефтяных фракций: каталитического крекинга, каталитического риформинга, коксования, висбрекинга, гидрокрекинга, гидроочистки и смешения компонентов готовых нефтепродуктов. На территории России находится немало нефтеперерабатывающих заводов. Некоторые НПЗ работают достаточно давно - с военных лет, другие запущены в эксплуатацию относительно недавно. Самым молодым заводом из рассмотренных предприятий оказался Ачинский НПЗ, он работает с 2002 года.

сайт составил рейтинг НПЗ, снабжающих нефтепродуктами регионы России.
1. -нефтеперерабатывающее предприятие, расположенное в Большеулуйском районе Красноярского края. Предприятие основано 5 сентября 2002 года. Принадлежит компании «Роснефть».
2. Комсомольский нефтеперерабатывающий завод - российский нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Хабаровском крае в городе Комсомольск-на-Амуре. Также принадлежит ОАО НК «Роснефть». Построен в 1942 году. Занимает значительное место в нефтепереработке на российском Дальнем Востоке.
3. - российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». Год основания - 1945.
4. - предприятие нефтепереработки, расположено в Москве, в районе Капотня. Завод введен в строй в 1938 году.
5. - российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». НПЗ основан в 1951 году.
6. Омский нефтеперерабатывающий завод - одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России. Принадлежит компании «Газпром нефть». 5 сентября 1955 года введён в эксплуатацию.
7. - российский нефтеперерабатывающий завод. Известен также как «Крекинг». Входит в группу ТНК-BP. Расположен в городе Саратов. Основан в 1934 году.
8. - российский нефтеперерабатывающий завод в Самарской области. Входит в группу ОАО НК «Роснефть». Работает с 1942 года.
9. - российское нефтеперерабатывающе предприятие в Краснодарском крае. Завод составляет единый производственный комплекс с морским терминалом предприятия нефтепродуктообеспечения «Роснефти» - ОАО "НК «Роснефть-Туапсенефтепродукт». Основная часть продукции идёт на экспорт. Входит в состав нефтяной компании «Роснефть». Год основания - 1929.
10. - российский НПЗ, ведущий дальневосточный производитель моторного и котельного топлива. Входит в состав НК "Альянс". Мощность предприятия - 4,35 млн тонн нефти в год. Основан в 1935 году.



Публикации по теме