Аналитика как метод и государственное управление. Решение для контактных и диспетчерских центров

С.С. Сулакшин, д.ф.-м.н., д.полит.н., профессор
Центр научной политической мысли и идеологии


Если к аналитике относиться не как к некоей религии или предмету для светских разговоров, то аналитика — это деятельность по реконструкции неизвестной информации, исходя из известной с помощью ее преобразования. Это формула практически тождественна научной деятельности, что определяет весьма строгую специфику метода.

Есть еще одно важное контекстное теме замечание. Информация в данном контексте это не просто сведения, данные и содержание, а это мотивирующие на деятельность знания. Активный деятельностный подход здесь является принципиально важным, потому что речь идет о рекомендациях для государственного управления. Объект аналитики — это сложная социальная система, и соответственно даже не междисциплинарный, а многодисциплинарный подход абсолютно обязателен.

Но реалии таковы, что в современном консультационно-экспертном пространстве, участвующем в принятии решений государственного управления, в силу всем известных современных причин доминирует коммерческий, экономоподобный подход, что является неправильным. Потому что эффективность консультирования и выработки решений зависит от адекватности, научной обеспеченности и многодисциплинарного синтеза. Существует несколько вызовов в современной российской аналитике (рис.1).

Рис.1. Проблемы обеспечения качества аналитики

Зачастую мнение подменяет достоверно-истинную, но не всегда комплементарную рекомендацию. Для того же, чтобы новая информация была содержательно-эффективной, а деятельность государственной власти научно-обеспеченной, эффективной, результативной, необходим иной подход в рамках второй формулы (рис.2), но он требует две вещи. Это знание критерия или цели заказчика — власти, а именно, развитие и безопасность, и обязательно модели, на основании которой могут быть выработаны рекомендации.

Рис.2. Два подхода в аналитике

Отсюда вытекает очевидный набор угроз и условий для обеспечения качества национальной аналитики. Необходим критерий целевого многодисциплинарного подхода и моделирования. Сервильность к власти, политико-психологический эффект — это угроза эффективности аналитического механизма, как и идеологический догматизм.

Родилось современное явление, которое последовало за развитием технологии информационного противоборства, информационных войн — так называемое когнитивное оружие. Внедряется ложная модель, целевым образом тиражируется, в том числе, и в экспертных, и даже студенческих головах, и на этом основании, строится государственная политика, ведущая не к успешности, а к неуспешности государства.

Аналитика сродни научной деятельности, а эта деятельность характеризуется так называемой двумерной потенциальной картиной. С одной стороны, нужен когнитивный потенциал как познавательная способность перейти от эмпирики первичных данных к их обобщению, пониманию, построению модели. Это дает возможность через прикладные инструменты сформировать рекомендации и, таким образом, развить второй рекомендательный потенциал этой деятельности.(Рис.3).

Рис.3. Двупотенциальная модель научной и аналитической деятельности

Строги методологические требования, которые заставляют специальным образом относиться к таким обычным, казалось бы, на первый взгляд, вещам, как, например, факт. Факт не всегда факт. Иногда это ошибочное измерение или это специфически запущенная дезинформация.

Рис.4. Специфическое отношение к информации

Количество информации — это не только вал, но это и специфические временные и пространственные распределения и типы информации. сложной социальной системы. Очень важный, практически неиспользуемый или редко используемый инструментарий — количественные экспертные оценки.

Агентство национальной безопасности Штатов имеет такую экспертную сеть, и это мощный интеллектуальный инструмент. Россия, по крайней мере, наша научно-экспертная группировка, такую сеть тоже оперирует, и результаты получаются даже более интересные, чем в известном эффекте «сто первой обезьяны», ибо аналитики — это все-таки не обезьяны. Моделей как класса не слишком много. Хорошо, если она вычислимая, но она может быть статистическая, в виде так называемого «черного ящика. Преобразование информации тоже требует методологического внимания.

Структуралистский, например, подход, как наличие мгновенных распределений характеристик некого предмета, объекта, явления или процесса, это кроме прогностического потенциала еще и способ управления будущим, управления развитием. При этом динамический подход, обычный экстраполяционный не позволяет управлять, он позволяет лишь прогнозировать. Важный момент, как мнение, которое я покритиковал, может в процедурах сетевого интеллекта превращаться в научную истину.

В мире таким инструментом пользуются, в России, к сожалению, редко, но он дает возможность количественного, подчеркиваю, в отличие от обычного традиционного, форсайта, который позволяет не только верифицировать модели, но и конструировать будущее. Наиболее интересно и удивительно — даже прогнозировать прошлое (бэксайт), что необходимо для построения верифицированных достоверных моделей.

Приведем несколько примеров описанной методологии работы с первичной информацией, имеющей отношение к управлению развитием и безопасностью страны.

1. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Компаративный анализ финансово-экономических соотношений для нашей национальной экономики и сопоставимых стран мира, которые показывают аномальность принятия решений, существующих уже десятки лет.

2. УТРАТА ФИНАНСОВОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРИНИТЕТА СТРАНЫ

Анализ позволяет видеть высокую степень смыслового и управленческого дисбаланса, поясняющего почему результаты развития России в основном носят деградационный характер. Это противоположная технологиям борьбы с финансовым кризисом, с инфляцией деятельность Центрального банка России. Это демонетизация экономики страны

на триллионы долларов суверенной денежной массы в финансовом обороте, которая выдавливает российскую, казалось бы, суверенную, промышленность, в том числе бизнес, в кредитование в политически несуверенном зарубежном финансовом секторе.

Доля иностранного капитала в отраслях. Импорт продовольственных товарных ресурсов, товарных ресурсов тяжелой промышленности, медицинских и товаров массового потребления, в частности, персональные компьютеры.

Динамика показывает, что несуверенный целевой характер национальной экономики и структуры экспорта и импорта неуклонно и системно растет.

3. ПРИМЕРЫ ВЫЧИСЛИМЫХ ПАРАМЕТРОВ

Примеры вычислимых параметров, которыми обязан руководствоваться аналитик и государственный управленец. К такого рода параметрам относятся индексы развития, такие как известные: конкурентоспособности, развития человеческого потенциала и др. Вопрос о диверсификации национальной экономики и промышленности или, наоборот, сырьевизации верифицируется на базе так называемых спектров ВВП по выпуску, по инвестициям, по занятости, по фонду заработной платы и так далее.

Рис.5. Ширина спектра выпуска и инвестиций, объясняющая сырьевизацию экономики

Почему сужается спектр выпуска, поджимается к сырьевому состоянию? Да потому что в него так же переливаются инвестиции.

При этом власти заявляют, что государственную часть в инвестировании нужно сокращать. Но кризис 2008 года показывает, что увеличение госрасходов мгновенно привело к эффекту, оздоравливающему структуру российской экономики. Как же аналитик может это не учитывать и не рекомендовать государственному лицу?

4. УСПЕШНОСТЬ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Еще важнейший, вводимый нами в научный оборот, в аналитическое пространство — показатель, который мы назвали «Индекс успешности страны». Здесь нет ни одной опросной позиции. Это официальные данные, взятые из Росстата, чуть-чуть преобразованные по критерию «плохо-хорошо»: рост смертности — это плохо, рост рождаемости — это хорошо. Финансовые, гуманитарные, демографические, экономические и иные показатели. Черная кривая выше нормированной границы «1» — это улучшение развития, успешное развитие страны. А это ведь главный критерий для нации и руководства страны. Ниже границы «1» — это ухудшение.

То есть главный вопрос, который мы все задаем, и руководители страны акцентируют — мы должны успешно развиваться. Но как мы развивались в историческом окне «1980 год — современность»? Советский Союз развивался успешно, с точностью до года прихода Горбачева и его перестройки, потом эта успешность пошла вниз. С точностью до квартала страна из полупространства успешности перешла в отрицательную область в 1991 году, когда бы сменена модель страны. С тех пор развитие идет в области неуспешности.

Рис.6. Успешность развития стран мира и России

Причина неуспешности России в негодной модели страны. Понимая модель страны как аналитический инструмент, связывающий управленческие решения (факторы) с итогами развития (результаты).

Рис. 7. Модель страны позволяет понять факторные причины ее деградации и выработать рекомендации по успешному управлению

Возможность изменить траекторию развития страны абсолютно рациональна, материальна и в руках аналитика и государственного управленца. Кроме того, необходимой специфической многодисциплинарной квалификации аналитика в стране не учат ни на одном факультете, ни на одном курсе. Реальные национальные think tanks, фабрики мысли зачастую ограничены светской беседой, либо работают на внедренных моделях, которые следует квалифицировать как диверсионный тип управления, что ведет страну в тотальную деградацию.

Поэтому вопросы о подготовке кадров, создании национального think tank и его включенности в механизмы принятия решений с открытой, патриотической политической волей помочь тем инициативам, которые Президент России в последнее время выдвигает по оздоровлению страны, нужно ставить и решать. Консолидирующееся аналитическое сообщество обязано эти вопросы поставить и добиться их решения.

Доклад представлен на первой всероссийской научно-практической конференции «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы» в РАНХиГС 12 декабря 2013г.

1. С.С.Сулакшин. Наука, научность, практика. М., Научный эксперт, 2009. с. 207

2. С.С.Сулакшин. Теория и феноменология успешности сложной социальной системы. М.. Научный эксперт, 2013 . С.227

По мнению аналитиков из IBM, приоритетными задачами для BI в госсекторе являются улучшение сервисов для граждан и бизнеса; эффективное управление ресурсами; построение безопасной среды; укрепление национальной безопасности и обороны. Иначе говоря, вопросы повышения качества госуслуг выходят сегодня на первый план, опережая потребности спецслужб.

Возможно, аналитические системы для правительств следовало бы называть “Government Intelligence”, однако этим словосочетанием принято обозначать разведывательные службы, типа британской Intelligence Service, так что будем продолжать использовать более общий термин из бизнеса - BI.

Международный опыт

Государственным служащим постоянно приходится принимать решения на основе изменяющейся информации. Динамичность жизни все более возрастает, поэтому от властей требуется все большая скорость реакции, а этого нельзя достичь без современных аналитических систем.

О некоторых применениях BI-решений в работе правительственных учреждений говорилось на конференции CNews «ИКТ в госсекторе» в докладе Сергея Грищенко , директора по работе с госзаказчиками из компании Informatica. Например, использование аналитической системы службой пограничного контроля Великобритании позволило только за 4 месяца выявить 200 попыток нарушений, таких как въезд и выезд по фальшивым паспортам, контрабанда детей, вторичный въезд после депортации и др., причем с минимальным влиянием на остальных путешественников.

Возможности аналитики для госсектора



Департамент лицензирования штата Вашингтон получил $3 млрд. дополнительных сборов вследствие повышения качества данных после реализации проекта по управлению НСИ (Master Data Management).

Аналитическая система в правительстве Бразилии предоставляет единый полный и точный взгляд на 53 млн. компаний и позволила добиться уменьшения времени ответа на ключевые политические вопросы с одной недели до одной минуты. Теперь Президент Бразили Русеф Делма получает ответ на вопрос – Сколько женщин владеют своими компаниями в Бразилии? – в течении нескольких минут.

Аналитические решения в российском госсекторе

Несмотря на то, что государство потенциально является самым крупным потребителем аналитических систем в силу разнообразия задач и большого объема данных, по данным исследования TAdviser, в 2012 г. российский госсектор оказался только на 3-м месте по уровню потребления BI-решений, уступая лидерство финансам и торговле, причем по сравнению с 2011 годом этот отрыв сильно увеличился.



Распределение проектов BI в базе TAdviser по отраслям



Одним из самых масштабных проектов по внедрению аналитики в российском госсекторе стало создание ГАС «Управление».

ГАС «Управление» представляет собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Структура ГАС «Управление» включает классический инструментарий Business Intelligence, а также модули Data Discovery (OLAP, dashboards, регламентная отчетность), блок углубленной аналитики: моделирование, прогнозирование, анализ временных рядов и карты целевых показателей (scorecards). Блоки технологического уровня включают конструктор хранилища данных, модули загрузки данных (ETL) и ведения НСИ, среду разработки приложений (SDK), компоненты деловой графики, модули управления метаданными, администрирования и информационной безопасности, сервер приложений и web-сервисы.

Однако, система создается вот уже восьмой год, а видимых результатов нет. CNews историю проекта и попытался оценить его перспективы.

В 2009-2010 годах на развитие ГАС «Управление» по программе «Электронная Россия» было выделено 550 млн руб., по итогам 2011 года доработку системы было потрачено 75 млн руб., а в 2012 году еще 69,9 млн. руб. Несмотря на весьма внушительные инвестиции, проект далек от завершения. Основные его проблемы лежат скорее в организационной плоскости – кто и как будет наполнять систему данными, насколько они будут надежными. У скептиков есть также сомнения в том, насколько это решение будет востребовано функциональными заказчиками - первыми лицами государства.

Пожалуй, это общая проблема всех аналитических систем: они создаются в интересах высшего руководства и должны служить инструментом принятия решений. Но для этого у пользователя должны быть соответствующие профессиональные навыки – профессия аналитика объективно отличается от профессии руководителя.

Открытые данные - новое поле для аналитики

Открытые данные изменили картину мира для аналитики государственных данных. Дело не только в доступности самих данных, например, по бюджету для широкой общественности. Раньше, когда доступ к данным был ограничен узким кругом аналитиков, состоящих на государственной службе, аналитические приложения были монолитными и фактически были неотделимы от данных; сказывалась и ведомственная разобщенность – можно было сколько угодно анализировать свои данные, но так и не получить цельной картины.

С переходом к политике открытых данных ситуация меняется - теперь данные становятся публично доступными и любая компания или гражданин могут их анализировать самостоятельно, в любых сочетаниях и разрезах.

Минфин с 2006 года раскрывает информацию о том, как формируются и расходуются бюджетные средства. Однако, граждане, не имеющие специальной подготовки в области финансов, едва ли могут извлечь для себя какую-либо практическую пользу из публикации бюджета – данные недостаточно просто опубликовать, нужно дать целевой аудитории адекватные средства для их восприятия, а это не что иное, как инструменты business intelligence, настроенные соответствующим образом. В мировой практике доступное и интересное представление бюджета получило название «бюджета для граждан». Сегодня «бюджеты для граждан» регулярно публикуются в 26 государствах. Первый российский «бюджет для граждан» будет обнародован уже в этом году и заложит основы представления этого документа в будущем – сообщает портал «Открытое Правительство».

На портале открытых данных Правительства Москвы доступно 194 набора данных, которые можно свободно использовать при разработке приложений или построения любых комбинированных аналитических запросов. Правда, приложений на портале доступно пока немного, всего 13, причем 7 из них разработано самим Правительством Москвы. Таким образом, можно сказать, что открытые данные все еще ждут своего часа, это должен быть настоящий клондайк для аналитиков.

От констатации фактов к прогнозированию ситуации

Все аналитические отчеты, сколь угодно изощренные и подробные, имеют один существенный недостаток: они сообщают информацию о прошлом, о том, что уже случилось, тогда как управленцам нужно принимать решения относительно будущего. Поэтому вместо классических BI-систем, позволяющих строить красивые отчеты по любым источникам данных, сегодня растет спрос на решения Predictive Analysis, предсказательной аналитики.

Хотя на самом деле компьютер, даже такой мощный как IBM Watson, не может предсказывать будущее, он использует аналитические модели для того, чтобы «предсказать» правильный ответ, обучаясь на большом массиве данных, пишет на страницах Washington Post Эрик Шигель, автор книги «Predictive Analytics: The Power to Predict Who Will Click, Buy, Lie, or Die». Подобные технологии широко используются и правительственными организациями, например, с их помощью был точно предсказан результат президентских выборов в США в 2012 году.

Аналитический центр при Правительстве РФ ежегодно проводит конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты», чтобы не просто выявить самый лучший программный продукт, а предложить органам государственной власти целый спектр решений, отвечающих их потребностям. В связи с запуском большого количества ГЦП и переходом к программно-целевому методу управления в этом году важным требованием к участникам конкурса была способность представить такие решения, которые могут быть использованы ФОИВ и Правительством РФ для успешного сопровождения, мониторинга и оценки государственных программ и проектов.

Перспективы BI

Тенденцию роста спроса на аналитические системы в государственном секторе отмечает Евгений Овчаров , заместитель генерального директора компании «Прогноз». При этом значительно расширяется перечень задач, которые ставятся перед системами: если раньше в первую очередь были востребованы возможности сбора статистических данных и формирования стандартной отчетности, то в последнее время происходит качественное переосмысление аналитики. Все больше внимания уделяется применению интеллектуальных методов аналитической обработки данных, позволяющих выявлять новые знания, связи, закономерности в больших массивах информации, решать задачи моделирования различных процессов и событий, прогнозирования их развития.

Одной из самых «горячих» тем является оценка и анализ рисков во всех сферах государственного управления, в т.ч. рисков социального и экономического развития, политических рисков, рисков неисполнения ключевых проектов и др.

При этом, кроме традиционных инструментов анализа и визуализации информации, от современных аналитических систем ждут рекомендаций о том, какие действия следует предпринять в сложившейся ситуации. В связи с этим более чем актуальны инструменты решения целевых задач. С их помощью пользователи могут подобрать меры и условия, при которых поставленные цели будут достигнуты даже в условиях имеющихся ограничений по ресурсам.

Еще одним трендом развития аналитики в госсекторе можно назвать борьбу за достоверность данных. Сегодня уже недостаточно получить отчет, содержащий агрегированные показатели. Пользователь хочет видеть, из чего сложилось то или иное значение, знать источник информации, а также иметь возможность получить первичные данные (по объектам, транзакциям и т.п.).

Заметен и рост квалификации пользователей. Им уже не хватает комплекта параметризованных отчетов или аналитических панелей (dashboard). Пользователи хотят самостоятельно формировать запросы к хранилищу и витринам данных, строить отчеты и модели. Поэтому мы и предлагаем инструменты «легкой аналитики», с помощью которых они могут решать свои повседневные задачи без привлечения ИТ-специалистов.

Станислав Макаров

Предоставьте государственным служащим возможность организовать эффективное взаимодействие с гражданами, повысить качество услуг и наладить связь с населением, используя ресурсы государственной организации в социальных сетях, облачные технологические решения и приложения.

Обслуживание граждан

Решение для обслуживания граждан позволяет государственным организациям использовать цифровые технологии для более эффективного взаимодействия с населением и улучшения результатов своей деятельности, а для граждан, в свою очередь, организует более эффективную обратную связь с государственными организациями для повышения качества предоставляемых ими услуг.

Интеллектуальные возможности для государственного сектора

Измените подход к работе, воспользовавшись этим портфелем решений для активного вовлечения жителей города в процесс управления, а также для сокращения затрат и оптимизации операций в целях оказания услуг в упреждающем режиме без ущерба для безопасности и соблюдения нормативных требований.

Истории успеха клиентов

Почему это важно

Повышайте продуктивность

Узнайте, как с помощью цифровой трансформации сделать свою организацию более гибкой, эффективной и мобильной.

Расширяйте возможности государственных служащих

Расширьте возможности своих сотрудников, где бы они не находились, предоставив в их распоряжение мобильные приложения и облачные сервисы на основе ролей для продуктивной совместной работы.

Государственные организации теперь имеют возможность упростить такие операции, как надзор за соблюдением нормативных требований, автоматизация рабочих процессов, разрешение жалоб и взаимодействие с пользователями. Организации могут быстрее проверять состояние лицензий и разрешений, одновременно ведя учет подателей заявлений и открытый реестр лицензий для клиентов. Возможности получения ценных аналитических данных и создания рабочих отчетов облегчают процессы принятия решений и аудита надежности данных.
Решения Microsoft позволяют государственным служащим работать удаленно. С помощью программного обеспечения для совместной работы служащие могут искать, просматривать и совместно с другими сотрудниками использовать информацию, находясь в любом месте. Кроме того, данные государственной организации и идентификационные данные ее сотрудников защищены самой полнофункциональной системой безопасности в отрасли. Это решение позволяет служащим работать с информацией в режиме реального времени совместно с другими организациями, благодаря чему повышается эффективность работы и снижаются затраты.

Решение для подключенного обслуживания

Решение для подключенного обслуживания на местах позволяет государственным организациям регистрировать и анализировать данные с подключенных устройств. Государственные организации всех уровней могут перейти от малоэффективной модели устранения возникших неполадок к упреждающей модели обслуживания на основе прогнозов.

Истории успеха клиентов

Коммуна в Румынии осуществляет успешный переход на полностью цифровое взаимодействие с гражданами

До недавнего времени вся работа по обслуживанию граждан этой трансильванской коммуны велась традиционным способом с использованием бумажных документов. Более прогрессивный взгляд на ситуацию позволил перевести обслуживание населения на уровень XXI века.

Почему это важно

Узнайте, как повысить эффективность государственной организации с помощью искусственного интеллекта

Сделайте свою стратегию цифрового управления более гибкой и адаптируйте ее к будущему, учитывая, что все меньше рабочих задач выполняются людьми и все больше - с помощью расширенной аналитики и алгоритмов искусственного интеллекта.

Решения и стратегический план для современного налогового администрирования

Эта веб-трансляция посвящена цифровой трансформации, которой должны подвергнуться органы налогового администрирования, чтобы обеспечить процветание, стабильность, экономический рост и инвестиционную привлекательность своим странам.

Агентства общественной безопасности повышают уровень ситуационной информированности

Посетите этот вебинар и узнайте, как современные технологии позволяют обнаруживать критически важные данные, находить корреляцию между этими данными, проводить расследования с использованием интуитивно-понятных инструментов и выполнять многие другие действия.

Цифровая трансформация государственного сектора

Узнайте, как государственные организации по всему миру в партнерстве c Microsoft используют облачные технологии, чтобы найти решения, подходящие для их задач, и наладить более эффективное взаимодействие с гражданами. Узнайте, почему современным государственным организациям так важно стать частью современного цифрового мира.

Узнайте, как повысить эффективность государственной организации с помощью искусственного интеллекта

Сделайте свою стратегию цифрового управления более гибкой и адаптируйте ее к будущему, учитывая, что все меньше рабочих задач выполняются людьми и все больше - с помощью расширенной аналитики и алгоритмов искусственного интеллекта.

Оптимизируйте работу государственной организации

Предоставьте своим сотрудникам доступ к нужной им информации в режиме реального времени. Создайте гибкую, мобильную, постоянно подключенную сети рабочую среду, которая повысит продуктивность организации и улучшит возможности для совместной работы.

Решение для управления видео

Это решение позволяет органам правопорядка и службам общественной безопасности более эффективно записывать видео практически из любого источника, а также оперативно управлять видеоматериалами. Пользуйтесь функциями анализа, редактирования и хранения видео, соблюдая при этом все необходимые нормативные требования.

Решение для контактных и диспетчерских центров

Улучшите управление чрезвычайными ситуациями и повысьте уровень ситуационной информированности благодаря новым возможностям контактных центров. Обрабатывайте данные из различных источников и в режиме реального времени передавайте их службам оперативного реагирования.

Задача аналитических систем - предоставить лицам, принимающим решения, точную и своевременную информацию, чтобы они смогли эффективно управлять ресурсами предприятия. Разумное управление ресурсами - это значимая тема не только для коммерческих организаций, но и для государственного сектора. В последние годы мы заметили устойчивую тенденцию к повышению заинтересованности государственных ведомств и предприятий в подобных системах. Вот несколько примеров систем, востребованных госсектором, из нашей практики.

Анализ эффективности госзакупок

Несколько лет назад мы разработали и внедрили систему сбора и анализа госзакупок города Москвы, построенную на базе ПО SAP BusinessObjects. В связи с тем, что обрабатываемые системой данные опираются на официальный первичный источник информации - сайт www.zakupki.gov.ru - и охватывают практически весь спектр госзакупок, получаемые аналитические данные могут служить надежной основой для принятия экономически и социально обоснованных управленческих решений в государственном секторе и в бизнесе.

Кроме того, реализация сбора, хранения и обработки информации в системе в режиме online позволяет обеспечивать необходимую оперативность подготовки и принятия решений. Пользователи системы могут сравнивать цены, объемы работ и товаров, подрядчиков на схожие заказы в разных регионах страны, проводить анализ по группам и отраслям, отслеживать их выполнение. Данная система в том числе позволяет находить возможные коррупционные схемы и случаи неправильного расходования бюджетных средств.

Ситуационные центры

Создание ситуационного центра - это комплексная задача, которая требует не только стабильного поступления информации из множества источников, зачастую выдающих разные форматы данных и находящихся на значительном удалении от самого центра, но и наглядного отображения обработанной информации для специалистов и руководителей. В информационно-аналитической системе «Ситуационный центр», которую мы сделали для Сбербанка, используются не только финансовые данные из множества отделений по всей России - на специальном экране можно получить изображение из конкретного отделения, например в случае возникновения там внештатной ситуации.

Компания «Терн» продемонстрировала свои решения для создания ситуационных центров на Всероссийской научно-практической конференции «Научное и кадровое обеспечение системы распределенных ситуационных центров как ключевого фактора повышения эффективного государственного управления» (СРСЦ - 2016), организаторами которой выступили Федеральная служба охраны Российской Федерации и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Исторически, ситуационные центры использовались именно для ликвидации последствий ЧС. Но развитие информационных технологий, в том числе геоаналитики и предсказательной аналитики теперь позволяют определять потенциально проблемные участки до того, как ситуация ухудшится. Одна из систем, которую мы используем в наших решениях, - Tibco Spotfire. Она позволяет быстро обрабатывать большие объемы данных и визуализировать данные на карте конкретного района, города, области или страны. Система на базе Spotfire, например, используется в одном из пожарных департаментов в США. С ее помощью специалисты определяют эффективность работы пожарных отрядов - сколько было выездов, за сколько минут с момента сообщения они прибыли на место, какое количество бригад является оптимальным для данного района и т. д.

Анализ и управление базой потребителей

Многие государственные предприятия предоставляют услуги большому числу людей. Для того чтобы повысить качество этих услуг важно не только грамотно распределять ресурсы, но и понимать структуру потребителей, их нужды, прогнозировать поведение. Кроме того, такие системы, как SAP BusinessObjects, позволяют осуществлять мониторинг общественного мнения на основе анализа заявлений граждан и информации из открытых источников - социальных сетей, блогов или СМИ. Сегментирование потребителей позволяет эффективнее оказывать услуги и экономить значительные средства.

Финансовый анализ и отчетность

Помимо бухгалтерской существует и внутренняя, предназначенная для руководителя отчетность. Она помогает видеть четкую картину функционирования компании: структуру доходов и расходов, эффективность подразделений и сотрудников, тенденции и многое другое. Информационно-аналитические системы собирают и обрабатывают множество данных из разрозненных систем и позволяют создать подобные отчеты автоматически и тогда, когда они требуются.

Внедрение информационно-аналитических систем в государственных предприятиях и учреждениях является важными шагами к созданию эффективного электронного правительства. Технологии BI (Business Intelligence) с каждым годом становятся всё более востребованными в госсекторе. Возможности прогнозирования, мониторинга и поддержки принятия решений, которые они предоставляют, обеспечивают прозрачность и целесообразность процесса распределения бюджетных средств. Данные инструменты также позволяют выявить скрытые связи между различными показателями социально-экономического развития, что, к примеру, дает возможность оценивать некоторые аспекты реализации принимаемых решений и их влияние на дальнейшее развитие ситуаций.

ПОДГОТОВЛЕНО PC WEEK EXPERT

Публикации по теме