Анализ платных образовательных услуг в школе. Анализ исполнения платных услуг. Ценообразование платных медицинских услуг

УДК 33:37;371

Губанова Е. В.

ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Рассмотрены проблемы оказания дополнительных платных услуг в образовательном учреждении. Ключевые слова: платные образовательные услуги, образовательные учреждения.

В последние годы в образовательных учреждениях РФ оказываются платные дополнительные услуги, и даже наблюдается положительная тенденция их развития, но все-таки, для многих учреждений эта деятельность является новой, и потому на данном этапе ее организация - особенно актуальной.

Актуальность данной деятельности, в том числе, обусловлена введением в действие от 08.05.2010 г. ФЗ.№83: с 01.01.2012 года большинство образовательных учреждений РФ стали в основном бюджетными учреждениями, одной из отличительных черт которых, как учреждений нового типа, стало осуществление приносящей доход деятельности в соответствии с учредительными документами.

Платные дополнительные услуги являются неналоговыми доходами в рамках приносящей доход деятельности, и одним из наиболее доступным способом привлечения внебюджетных средств в ОУ, а также способом удовлетворения потребностей участников образовательного процесса: самих обучающихся и их родителей (законных представителей), и, отчасти, заказчиков образования, поскольку в рамках бюджетного финансирования не всегда можно это обеспечить.

Говоря о платных дополнительных услугах, нельзя не отметить наиболее существенную их особенность, которая состоит в ориентации на удовлетворение всех потребностей (или практически всех) потребителей услуг.

В рамках настоящей статьи постараемся определить основные подходы организации платных дополнительных услуг и предложить алгоритм их оказания в ОУ1.

К платным дополнительным услугам относятся:

1) образовательные услуги;

2) развивающие услуги;

3) оздоровительные мероприятия;

4) организационные услуги.

В таблице 1 представлено примерное содержание платных дополнительных услуг, которые могут оказывать образовательные учреждения2 с целью удовлетворения потребностей обучающихся и их законных представителей.

Нормативная правовая база организации платных дополнительных услуг

Нормативной правовой базой любой деятельности традиционно являются документы всех уровней образования: от федерального до институциональ-

ного. Так, на федеральном уровне организация платных услуг регламентируется:

ГК РФ (ст. 50, ст. 298);

Законом «Об образовании» (в действующей редакции), ст. 13 (п.1), 14, 16 (п.2), 32 (п.2), 41 (п.1,8), 47, 50 (п.4);

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 №>2300-1;

Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.38)3;

Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования4;

Примерной формой договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг в сфере общего образования5.

На региональном и муниципальном уровнях образования, практически во всех субъектах РФ существует нормативная правовая база, регламентирующая данный вид деятельности в образовательных учреждениях. Поэтому при разработке институциональной нормативной правовой базы организации платных дополнительных услуг при анализе необходимо ее также учитывать.

На институциональном уровне, как было отмечено выше, согласно ст. 32 (п.2) «Ответственность и компетенция ОУ» закона «Об образовании», нормативная правовая база учреждения формируется им самостоятельно, в связи с чем для реализации данного направления, ОУ определяет необходимый перечень документов6 для её разработки.

Сроки и темпы организации платных дополнительных услуг определяются самостоятельно в каждом конкретном учреждении на основании маркетинговых исследований участников образовательного процесса, а также специфики, ресурсных возможностей учреждения, и наличием / отсутствием опыта работы в данном направлении.

Предложим примерный перечень документов (далеко не исчерпывающий, альтернативный), который может служить, на наш взгляд, основой формирования или коррекции существующей нормативной правовой документации.

1. Учредительные и правоустанавливающие документы.

Устав ОУ с перечнем платных дополнительных услуг7;

Лицензия на право ведения образовательных

© Губанова Е.В., 2013

Экономика образования ♦ № 4, 2013

Примерный перечень платных дополнительных услуг

Наименование платной дополнительной услуги / Содержание услуги

1. Образовательные услуги

Реализация основных образовательных программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счет юридических и физических лиц;

Изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом;

Репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

Различные курсы:

По подготовке к школе и поступлению в учреждения профессионального образования (ссузы, вузы),

По изучению иностранных языков (сверх обязательной программы), повышения квалификации,

По переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография).

2. Развивающие услуги

Различные кружки:

По обучению игре на музыкальных инструментах,

Фотографированию,

Кино-, видео-, радиолюбительскому делу,

Кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и так далее;

Создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее, то есть всему тому, что направлено на развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

Создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

3. Оздоровительные мероприятия

Создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья и прочие;

Организация секций и групп по укреплению здоровья (волейбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, легкая атлетика, теннис, лыжи, общая физическая подготовка, различные игры и другие).

4. Организационные услуги

Организация досуга обучающихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, экскурсии, туристические походы);

Организация профилактических и лечебных мероприятий, групп по коррекции физического развития;

Улучшение условий пребывания и питания и другие.

услуг, по которым оказываются (могут оказываться) платные дополнительные образовательные услуги;

Распорядительные документы (копии) органа управления образования.

2. Положения8.

Положение о платных дополнительных услугах в ОУ9;

Положение о расходовании внебюджетных средств в ОУ;

Положение о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования;

Положение о порядке оплаты труда работников, привлекаемых к оказанию услуг, выполнению работ по предоставлению платных дополнительных услуг;

Положение об органе государственно-общественного управления;

Положение о......

3. Договора.

Договор об оказании платных дополнительных услуг (с потребителем)10.

Договор гражданско-правового характера (договор подряда)11.

Срочный трудовой договор.

Трудовое соглашение.

4. Приказы.

Об организационно-педагогических мероприятиях по введению платных дополнительных услуг в ОУ;

Об организации платных дополнительных услуг в ОУ;

О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.;

О внесении изменений в приказ «О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.»;

О контроле платных дополнительных услуг по направлению.....;

О результатах контроля платных дополнительных услуг по направлению.....;

О комплектовании групп;

5. Протоколы (копии или выписки) заседаний:

Представительного органа самоуправления ОУ (собрания трудового коллектива, совета учреждения, управляющего совета и др.);

Родительского собрания или комитета;

Педагогического совета;

6. Должностные инструкции работников, задействованных в оказании платных образовательных услугах.

7. Штатное расписание (дополнительное: по платным дополнительным услугам).

8. Тарификационный список.

9.Книга учета претензий и предложений по оказанию платных дополнительных услуг.

10. Документы финансово-хозяйственной деятельности:

Об оплате за платные дополнительные услуги;

Договор о материальной ответственности с лицом, осуществляющий прием денежных средств наличными;

План финансово-хозяйственной деятельности (годовой, полугодовой, на услугу и т.п.);

Сметы доходов и расходов по услуге и/или комплексе платных услуг;

11. Организационно-педагогические документы:

Учебный план;

Расписание платных образовательных услуг;

Дополнительные образовательные программы;

Рабочие программы по курсам, специальным дисциплинам и т.п.;

Методическое обеспечение;

12. Информационные документы:

Информационный стенд о платных дополнительных услугах;

Информация на сайте учреждения;

Как видно из представленного выше перечня документов, можно предположить, что объем работы достаточно большой.

Поэтому на этапе становления и/или развития данного вида услуг главной задачей руководителя является обеспечение качественной разработки (определения этапов) последовательности действий (выработка алгоритма) и последующая реализация, так как на него возложена определенная персональная ответственность за грамотную организацию и качество предоставляемых платных дополнительных услуг.

Таким образом, руководителю ОУ необходимо тщательно подойти к организации деятельности по введению/развитию платных дополнительных услуг, т.е. определить четкий алгоритм деятельности, необходимые мероприятия, сроки и этапы, сформировать профессиональную (компетентную) рабочую группу, рационально распределить обязанности внутри группы и т.п.

Этапы организации деятельности в образовательном учреждении по введению платных дополнительных услуг

При определении этапов деятельности по организации платных дополнительных услуг руководителю ОУ необходимо в полной мере осознавать комплексный характер (решение организационных, нормативно-правовых и финансово-хозяйственных вопросов) и значительный объем (как временной, так и содержательный) предстоящей работы. Поэтому его действия в этом направлении должны быть четко регламентированы.

В таблице 2 представлены примерные мероприятия, на наш взгляд, позволяющие эффективно организовать введение платных дополнительных услуг в ОУ.

Для организации деятельности по оказанию платных услуг, руководитель образовательного учреждения или уполномоченное лицо, выносит данный вопрос на заседание педагогического совета и органа государственно-общественного управления в ОУ13-14.

По итогам проведенных заседаний руководитель ОУ издает по учреждению приказ «Об организаци-

Мероприятия по организации платных дополнительных услуг в образовательном учреждении

1. Организационные вопросы

1.1. Рассмотрение вопроса на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления. Руководитель ОУ, председатель органа ГОУ, рабочая группа

1.2. Издание приказа по ОУ «Об организационно-педагогических мероприятиях по оказанию платных дополнительных услуг в ОУ». Руководитель ОУ

1.3. Подготовка / обучение членов рабочей группы по организации деятельности в ОУ, связанной с введением платных дополнительных услуг. Ответственное лицо за данное направление по приказу ОУ

1.4. Анализ материально-технического обеспечения в ОУ. Заместитель руководителя ОУ по АХР, зав. кабинетами

1.5. Проведение маркетинговых исследований (анкетирование, письменный или устный опрос, изучение контингента обучающихся, изучение спроса дисциплин) по изучению потребностей участников образовательного процесса. Ответственное лицо за данное направление по приказу ОУ, классные руководители

1.6. Проведение родительских собраний.

1.7. Определение перечня дополнительных платных услуг. Рабочая группа

1.8. Определение перечня категорий, имеющих право на получение льгот.

1.9. Определение льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных услуг.

1.1 0. Определение сроков разработки дополнительных образовательных программ.

1.1 1. Рассмотрение вопроса на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления по корректировке и принятия окончательного решения введения платных дополнительных услуг в ОУ. Руководитель ОУ, председатель органа ГОУ, рабочая группа

1.1 2. Издание приказа «О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.» Руководитель ОУ

1.1 3. Организация делопроизводства по оказанию платных дополнительных услуг в ОУ. Руководитель ОУ

2. Финансово - хозяйственная деятельность

2.1. Анализ документов федерального, регионального, муниципального уровней и иных организаций, имеющих отношение к введению платных дополнительных услуг в ОУ. Рабочая группа

2.2. Расчёт стоимости платных дополнительных услуг в соответствии с перечнем.

2.3. Составление прейскуранта цен на платные дополнительные услуги. Бухгалтер

2.4. Определение порядка и места оплаты за оказание платных образовательных услуг12.

2.5. Подготовка проекта плана финансово-хозяйственной деятельности в ОУ.

2.6. Подготовка обоснования потребностей материально - технического обеспечения для реализации отдельных видов платных дополнительных услуг. Заместитель руководителя ОУ по АХР

№ п/п Мероприятие С р о к Исполнитель/ Ответственный

3. Нормативно-правовое обеспечение

3.1. Анализ нормативной правовой базы на предмет введения платных дополнительных услуг в ОУ. Директор, юрист

3.2. Внесение изменений в Устав (при необходимости).

3.3. Определение перечня локальных актов, регулирующих введение и оказание платных дополнительных услуг в ОУ.

3.4. Разработка Положений в соответствии с перечнем (см. п.3.3. наст. Табл.).

3.5. Разработка /доработка договоров.

3.6. Разработка служебных и должностных инструкций.

онно - педагогических мероприятиях по введению платных дополнительных услуг в ОУ» или, как традиционно принято - «Об организации платных дополнительных услуг в ОУ». В образце 1 представлен примерный вариант данного приказа.

В соответствии с этим приказом начинается ра-

бота в образовательном учреждении по реализации основных мероприятий по организации платных дополнительных услуг.

С целью выработки единых позиций по достижению поставленной цели и решении поставленных задач, ответственное лицо за данное направление

Образец 1

Образовательное учреждение

№ 00 00.00.0000 г.

Об организационно - педагогических мероприятиях по введению платных образовательных услуг в ОУ или

Об организации платных дополнительных услуг в ОУ

В соответствии с решением педагогического совета ОУ, протокол.№00 от 00.00.0000 г. и согласованием зргана государственно-общественного управления ОУ, протокол №00 от 00.00.0000 г. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить состав рабочей группы (Приложение 1).

2. Утвердить план мероприятий по организации платных дополнительных услуг в ОУ (Приложение 2).

3. Осуществить необходимые организационно-педагогические мероприятия в срок:

3.1. до 00.00.0000 г. провести анализ Устава ОУ лицензии ОУ (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.2. до 00.00.0000 г. разработать проекты:

Положения о платных дополнительных услугах в ОУ;

Положения о............;

Договора на оказание платных услуг (с потребителем), срочного трудового договора и/или гражданско-правового договора (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.3. до 00.00.0000 г. разработать служебные и должностные инструкции (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.4. до 00.00.0000 г. разработать диагностический инструментарий для проведения исследований потребностей участников образовательного процесса;

3.5. до 00.00.0000 г. провести маркетинговые исследования с участниками образовательного процесса (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.6. до 00.00.0000 г. провести родительские собрания (ответственные лица - классные руководители, Ф.И.О.);

3.7. до 00.00.0000 г. провести заседания методических советов / структурных подразделений (ответственные лица - руководители структурных подразделений, Ф.И.О.);

3.8. до 00.00.0000 г. провести анализ состояния материально-технической базы (ответственные лица -Ф.И.О.);

3.9. до 00.00.0000 г. подготовить аналитические материалы по готовности участников образовательного процесса ОУ введения платных дополнительных услуг (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.1. до 00.00.0000 г. заслушать вопрос об организации платных дополнительных услуг в ОУ на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного управления по итогам проведенных организационно-педагогических мероприятий (ответственные лица - Ф.И.О.).

2. Назначить ответственным за организацию платных дополнительных услуг (Ф.И.О.) и утвердить функциональные обязанности в соответствии с направлением (Приложение 3).

3. Контроль за исполнением настоящего оставляю за собой.

Руководитель учреждения, Ф.И.О.

С приказом ознакомлены:

обучает рабочую группу, состоящую из представителей администрации, руководителей школьных методических объединений/структурных подразделений и родительской общественности, членов органа государственно-общественного управления и др., то есть всех тех, кто непосредственно будет и должен принимать участие в организации платных дополнительных услуг. При этом следует учесть, что помимо рабочей группы, все структурные подразделения ОУ, будут иметь свой функционал, и решать свои, специфические задачи.

Так, рабочая группа:

1) изучает нормативные правовые и сопроводительные документы, имеющие прямое и/или косвенное отношение к организации платных дополнительных услуг в образовательном учреждении;

2) разрабатывает диагностический материал для выявления / изучения потребностей у обучающихся и их родителей (законных представителей), а также форм организации и продолжительности предполагаемого обучения;

3) анализирует ресурсное обеспечение в целом для развития данного направления, а также в соответствии с потребностями диагностируемых;

4) анкетирует педагогов на предмет их готовности к осуществлению платных дополнительных услуг и подготовки соответствующих образовательных программ;

5) определяет характер и объем работы, связанный с подготовкой введения платных дополнительных услуг;

6) продумывает вопрос о том, какие дополнительные исследования необходимо провести в образовательном учреждении, чтобы подготовить аргументированные предложения по конкретному содержанию предлагаемых платных услуг и их продолжительности, а также, кто, когда и как их будет

проводить и обрабатывать полученные результаты;

7) готовит аналитические материалы для рассмотрения и обсуждения на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления.

Структурные подразделения / школьные методические объединения (творческие группы, кафедры):

1) обсуждают, какие могут предложить платные услуги, определяют сроки разработки дополнительных образовательных программ (курсов, кружков и др.);

2) проводят анализ ресурсного обеспечения с целью качественного предоставления платной услуги;

3) планируют деятельность по увеличению платных услуг в соответствии с развитием направления в перспективе.

Администрация образовательного учреждения обобщает полученные результаты, предоставляет их в рабочую группу, а затем выносит вопрос на заседание советов (педагогического и органа государственно-общественного управления (ГОУ)) для корректировки и окончательного принятия решения.

На основании решения заседания педагогического совета и согласования с представительным органом, руководитель приказом «О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.» (образец 2) легализует деятельность в учреждении.

Обобщая вышеизложенное, предложим обобщенный алгоритм оказания платных дополнительных услуг в образовательном учреждении, условно состоящий из трех этапов:

1. Организационный (предварительный):

1.1. Работа с участниками образовательного процесса.

1.2.Работа с органом государственно-обще-

Образец 2

Образовательное учреждение

указывается наименование учреждения

№ 00 00.00.0000 г.

О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.

В соответствии с решением педагогического совета ОУ, протокол №00 от 00.00.0000 г. и согласованием зргана государственно-общественного управления ОУ, протокол №00 от 00.00.0000 г. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Положение о......(Приложение 1);

1. 2.........................(Приложение 2);

1.3. Форму договора на оказание платных услуг с потребителем (Приложение 3);

1.4. Форму договора с административно-вспомогательным персоналом (Приложение 4);

1.5. Форму договора с педагогическими кадрами (Приложение 5); 1.6.............................(Приложение 7).

1.7. Перечень платных дополнительных услуг, их стоимость (прейскурант цен) на период с 00.00.0000 г по 00.00.0000 г. (Приложение 8).

1.9. Перечень........(Приложение 10).

2. Утвердить план-график поэтапного введения платных дополнительных услуг в ОУ (Приложение 11).

3. Утвердить:

3.1. учебный план на платные дополнительные услуги (Приложение 12);

3.2. расписание занятий оказания платных дополнительных услуг, место проведения занятий и ответственных (план-график) на период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. (Приложение 13);

3.3. список (списки) обучающихся / групп обучающихся, получающих платные образовательные услуги (Приложение 14);

3.4. дополнительные образовательные программы по оказанию платных образовательных услуг (Приложение 15);

3.5. рабочие программы педагогов по оказанию платных образовательных услуг (Приложение 16).

4. Классным руководителям (кураторам групп) обеспечить:

4.1. в срок до 00.00.0000 г. провести родительские собрания;

4.2. контроль посещения занятий по платным дополнительным услугам;

4. 3.................

5. Утвердить план финансово - хозяйственной деятельности по платным дополнительным услугам (раздел плана) на период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. (Приложение 17).

6. Утвердить формат книги претензий и предложений по организации платных услуг (Приложение 18).

7. Контроль за организацию финансово-хозяйственной деятельности возложить на.......(Ф.И.О.).

8. Назначить ответственным за организацию делопроизводства по платным дополнительным услугам......(Ф.И.О.).

9. Ответственному за оказание платных дополнительных услуг, Ф.И.О., обеспечить мониторинг качества предоставления услуг в соответствии с годовым планом работы ОУ.

10. Контроль за исполнением настоящего оставляю за собой. Руководитель учреждения, Ф.И.О.

С приказом ознакомлены:

Приложение 1 к приказу № 00 от 00.00.0000 г

ственного управления.

1.3. Аналитическая деятельность.

1.4.........................

2.1. Разработка нормативной правовой базы орга-

низации платной услуги.

2.2. Разработка дополнительных образовательных программ, рассмотрение их на заседаниях структурных подразделениях (кафедр /методических объединениях) с последующим согласованием на заседа-

нии педагогического совета.

2.3. Создание условий, гарантирующих охрану жизни и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников и обеспечивающих качество образования, предоставляемых услуг.

2.4. Разработка плана финансово-хозяйственной деятельности в рамках оказания платных дополнительных услуг.

2.5. Составление сметы на каждый вид услуг и / или на комплекс услуг.

2.6........................................................

3. Внедренческий:

3.1. Нормативное правовое закрепление деятельности по оказанию платных дополнительных услуг в ОУ.

3.2. Заключение договоров с участниками образовательного процесса: потребителями, педагогами и административно-вспомогательным персоналом ОУ.

3.3. Оказание платных дополнительных услуг в соответствии с расписанием (сеткой занятий) и графиком работы исполнителей.

3.4. Контроль за соблюдением охраны жизни и безопасности здоровья обучающихся / воспитанников и обеспечением качественных услуг.

3.5...........................

В качестве заключения

Для эффективной работы по оказанию платных дополнительных услуг и их дальнейшего развития -выход на формирование маркетингового комплекса платных дополнительных услуг желательно данную деятельность осуществлять системно, а для чего планировать в рамках годового плана работы учреждения (самостоятельным разделом), а также в планы работы структурных подразделений ОУ.

Примечание

1 Алгоритм оказания платных дополнительных услуг можно также посмотреть в следующих источниках:

1) Буров В.П. Формирование комплекса дополнительных образовательных услуг в детском саду, «Руководитель автономного учреждения», N 3, март 2010 г. - [Электронный ресурс] - garantf1

2) Красовская Л.В. Платные дополнительные образовательные услуги. Локальные акты в образовательном учреждении (рекомендации юриста из опыта работы). - М.: Планета, 2011. - С.125-126

3) Мусарский М.М. Внебюджетная деятельность школы: организационно-экономический и финансовый аспекты - М.:Сентябрь, 2010. - С.70-71

2 Вифлеемский А. «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2008 г. - [Электронный ресурс] -garantf1

3 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г №196, с изменениями от 10.03.2009 г

4 Постановление Правительства РФ от 05.07.2011 г. №°505 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 г.

5 Приказ Минобразования России от 10.07.2003 г. №2994.

6 Красовская Л.В. Платные дополнительные образовательные услуги. Локальные акты в образовательном учреждении (рекомендации юриста из опыта работы). - М.: Планета, 2011. - С.39-40

7 См. статью Боровик В.Г. Проверка оказания платных образовательных услуг / Справочник руководителя образовательного учреждения», .№9, 2011 г.

8 Представлены альтернативные положения, право выбора остается за ОУ.

9 Разрабатывается на основании Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2011 г. №505 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 г.

10 Разрабатывается на основании Примерной формы договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг, утвержденный приказом Минобразования России от 10.07.2003 г. .№2994.

11 В качестве комментария хотелось бы отметить, что предложены вариативные форма договора для заключения с административно-вспомогательным персоналом и педагогами. Руководитель ОУ принимает решение, по какой форме договора будет работать учреждение в рамках оказания платных услуг.

12 Зернова И. «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложении», N 8, август 2009 г. - [Электронный ресурс] - garantf1

13 Это может быть любой орган, обладающий данными полномочиями, закреплёнными в Уставе ОУ, например, Управляющий совет, Попечительский совет и др.

14 На данных заседаниях идет информирование и разъяснение основных позиций, так как в большинстве учреждений это является уставной деятельностью в рамках реализации ФЗ.№83 от 08.05.2010 г.

PROVISION OF ADDITIONAL PAID SERVICES

The problems of providing value-added services in an educational institution. Keywords: paid educational services, and educational institutions.

В настоящее время в Российской Федерации оказывать услуги платного образования могут:

  • Государственные и муниципальные учреждения дошкольного и общего образования. Платными здесь могут быть только услуги, которые не предусмотрены федеральными стандартами.
  • Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профобразования при реализации как основных, так и дополнительных программ профобразования.
  • Негосударственные образовательные организации, в том числе в рамках госстандартов и федеральных требований.
  • Индивидуальные предприниматели, которые оказывают образовательные услуги.

Обязательным условием предоставления платного образования является указание в уставе госучреждений и негосударственных организаций перечня услуг, оказываемых за деньги, и порядка их предоставления.

Анализ платных услуг дошкольного образования

Дошкольное образование в рамках госстандартов является бесплатным. С родителей взимается только плата за осуществление присмотра за детьми (ст. 65 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако в целях всестороннего развития ребенка дошкольные учреждения предлагают дополнительные услуги, относимые к платному образованию, которые можно разбить на следующие категории:

  • подготовка к школе;
  • спортивные секции;
  • творческие и музыкальные студии.

Дополнительные занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Их стоимость устанавливается самим детским садом и варьируется в зависимости от вида секции.

Платное школьное образование

Школьное образование в России можно получить в муниципальной или частной школе. К платным услугам муниципальной школы можно отнести:

  • проведение спецкурсов;
  • углубленное изучение предмета.

При этом проведение платного образованияв муниципальной или государственной школе вместо образовательных услуг, финансирование которых производится из бюджетных средств, недопустимо (п. 3 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706).

Частные школы обучают своих учеников за деньги, в том числе и в рамках госпрограмм и образовательных стандартов. К плюсам платного образования в школе можно отнести:

  • включение в программу обучения дополнительных предметов, секций и кружков, что способствует разностороннему развитию;
  • подготовку старшеклассников к поступлению в вузы;
  • наличие узких специалистов: психологов, логопедов, диетологов и т. п.

Существенным недостатком платного образования школьников является его высокая стоимость.

Второе высшее образование: платное или нет

Государством гарантируется право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе при условии, что такое образование получается впервые (п. 3 ст. 5 закона № 273-ФЗ). Платное высшее образование в Россииосуществляют как государственные вузы за пределами бюджетного финансирования, так и частные, получившие госаккредитацию.

Таким образом, платное образование в высших учебных заведениях получают лица:

  • не прошедшие на бюджетные места по итогам конкурса;
  • желающие пройти обучение по другой специальности.

П. 8 ст. 69 закона № 273-ФЗ относит ко второму высшему обучение:

  • бакалавров, магистров и специалистов по программам бакалавриата или специалитета;
  • специалистов и магистров по программе магистратуры;
  • лиц, окончивших ординатуру и обучающихся в ней вторично.

Платные образовательные услуги в дополнительном образовании

Дополнительное образование, как уже видно из названия, не является основным, и его бесплатность государством не гарантируется. Платные услуги в образовании направлены на развитие творческих способностей детей и взрослых, на укрепление здоровья и организацию досуга. Выделяют:

  • дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых;
  • предпрофессиональные программы для детей в сфере спорта или искусств;
  • дополнительное профобразование, осуществляемое посредством реализации программ повышения квалификации или профпереподготовки.

Для получения дополнительного профобразования необходимо иметь среднее или высшее профобразование либо находиться в процессе обучения по соответствующей программе среднего или высшего образования.

Таким образом, услуги платного образования возможны на любой ступени обучения. При этом частные образовательные организации проводят все обучение за деньги, в то время как муниципальные и государственные учреждения (за исключением вузов) платно могут оказывать только услуги, не входящие в образовательные стандарты.



Публикации по теме