Книжная полка Уоррена Баффетта: Что читает миллиардер и основатель холдинга Berkshire Hathaway. «Анализ ценных бумаг », Бенджамин Грэм. «Инвесторы против спекулянтов », Джон Богл

Обзавестись собственной белоснежной яхтой мечтают многие, но по карману это, увы, не всем. Все же количество счастливцев, имеющих «дачу с мотором» на воде где-нибудь на подмосковном водохранилище или в черногорской марине продолжает расти. Корреспондент отправился в британский портовый город Плимут на верфь Princess, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит производство люксовых моторных яхт.

Город принял

Плимут испокон века связан с морем. Отсюда отправлялся в свои лихие походы знаменитый адмирал Дрейк, здесь забирались на борт «Мэйфлауэра» пилигримы, заложившие основы американских колоний, а военно-морская база и по сей день служит одним из главных объектов королевского флота. Когда-то здесь вовсю строили и военные корабли; сегодня, впрочем, крупнейшая верфь Плимута занимается сугубо гражданским флотом - люксовыми моторными яхтами. Вот уже более полувека Princess спускает на воду свои лодки, признаваемые экспертами отрасли одними из лучших в классе.

Работа идет на пяти объектах, раскиданных по всему городу. В одном огромном цехе штампуют детали пластиковых корпусов, в другом - собирают флайбриджи ; отдельное помещение отведено под установку разнообразной проводки (ее в средней яхте несколько километров). Особая гордость компании - собственное мебельное производство. Над интерьерами, кстати, работают многие дизайнеры известных брендов - верфь принадлежит ведущему люксовому холдингу LVMH, что сказывается и на ценах, и на клиентуре. Яхта Princess обойдется заказчику минимум в полмиллиона фунтов стерлингов. Кто-то, возможно, предпочтет более дешевые предложения агрессивных новичков из Турции и Китая, но в случае с покупкой одного из самых роскошных средств передвижения в мире экономия излишня. «Турецкие и китайские верфи для нас не конкуренты. Когда клиент хочет получить настоящее качество, он обращается к нам или к итальянцам », - комментирует проводящий экскурсию по цехам менеджер по продажам Саймон Колбрук.

Собственная яхта - это абсолютное, непревзойденное воплощение роскоши, считает директор по маркетингу Princess Yachts Киран Хаслам - и с ним трудно не согласиться. Поэтому и отношение к созданию каждой яхты трепетное: несмотря на широкое использование передовых технологий, очень многое делается вручную, с точной подгонкой до микрона. В год Princess Yachts спускает на воду около 300 корпусов, но постройка каждой яхты занимает не менее трех месяцев (для самых большой, 40-метровой Princess 40М - до двух лет). Разумеется, за свои деньги - и время ожидания - клиенты рассчитывают только на самое лучшее. И на выполнение своих капризов относительно внешнего вида: по словам Колбрука, «клиент может заказать любую окраску корпуса. Кажется, самой экстравагантной была цвета морской волны, а вот розовую яхту пока почему-то никто не заказывал».

По желанию клиента верфь устанавливает и стороннее оборудование: от освещения, заказываемого у ведущих европейских фирм до медиацентров. «Аудио- и видеосистема, устанавливаемая на наших яхтах, - обычно Naim, Harman Kardon или JL Audio. Последнее слово, конечно, за клиентом - на больших лодках стоимость кастомного развлекательного центра может зашкаливать за полмиллиона фунтов», - поясняет Колбрук. Можно сразу заказать и «водные игрушки» вроде популярного подводного аппарата Seabob, напоминающего гаджет из арсенала .

Индустрия и природа

Яхты Princess покупают клиенты по всему миру, но российский рынок всегда был одним из наиболее важных для верфи. В прошлом году россияне приобрели несколько десятков яхт разной длины, особой популярностью пользуются флайбриджные модели. Для удобства клиентов официальный российский дилер верфи компания Nordmarine работает не только в Москве, но и в княжестве Монако - по понятным причинам (в первую очередь климатическим) многие предпочитают держать яхту на стоянке в Средиземноморье. Кстати, в отличие от других сегментов люксовой индустрии яхты остаются бастионом сильного пола. «Большинство клиентов это по-прежнему мужчины. Но мнение женщины часто бывает решающим при выборе опций», - рассказывает Колбрук.

Предмет особой гордости верфи - специальное помещение, где строятся полноразмерные макеты интерьеров яхт. «Здесь мы можем реально опробовать, удобно ли сидеть за штурвалом на флайбридже, не мешает ли что-то проходу к кровати в каюте хозяина, удобные ли лестницы», - поясняет Колбрук. По словам руководства компании, такое «опытное производство» может позволить себе не всякая верфь - занимает оно немалую площадь. Кстати, и здание, в котором размещается макетная, тоже не совсем обычное. Это старинный военный форт, некогда защищавший подступы к городу с моря. В нем же находились казармы и тюрьма для моряков флота его величества. Верфь выкупила у государства здания, но, поскольку они отнесены к памятникам культурного наследия, обязана сохранять их в первозданном виде. И не только снаружи - за маленькой дверью по соседству с макетной скрывается камера, в которой приводились в исполнение смертные приговоры. Эшафот до сих пор на месте, как и перекладина, на которой закреплялась петля палача. «Мы здесь утренние совещания иногда проводим», - шутит Колбрук, показывая мрачное наследие прошлого.

Впрочем, Princess заботится не только о прошлом, но и о будущем. Верфь активно сотрудничает с британским Обществом охраны морской природы. В частности, фирма финансирует исследования и работы по сохранению уникальной морской фауны и флоры в районе маяка Эддистоун, расположенного в 20 километрах от Плимута в открытом море. Маяк был построен три столетия назад, чтобы предупреждать суда об опасном рифе, на котором он и покоится. «Мы очень гордимся тем, что стали первым яхтенным брендом, начавшим сотрудничество с Обществом охраны морской среды, и мы на 100 процентов преданы этому проекту. Океан - это наша игровая площадка и предмет заботы всего сообщества Princess. Вовлечены не только сама компания и наши клиенты, но и дистрибьюторы. Особенно хочу отметить финансовую помощь со стороны компании Nordmarine, нашего дистрибьютора в России», - подчеркивает Киран Хаслам.

Кроме того, верфь выделила средства на кольцевание морских черепах в Карибском бассейне - это позволяет отслеживать миграции животных и нередко спасает их от попадания в тарелки туристов в качестве местного деликатеса. «Кому-то может показаться странным, что мы озабочены проблемой черепах на каких-то далеких островах. Но именно там проводят много времени наши клиенты на наших яхтах - и мы не можем оставаться в стороне», - говорит Хаслам.

Финальная часть экскурсии по верфи (растянувшейся, кстати, на два дня - общая площадь составляет почти три гектара) посвящена новинке - флайбриджной Princess 55 с огромными иллюминаторами и просторной мастер-каютой, а также готовящимся к спуску на воду яхтам. Они стоят на передвижных стапелях, с огромными колесами в рост человека, и кажутся пока гигантскими морскими чудовищами, выброшенными на сушу по воле волн. Но стоит яхтам соскользнуть к причальной стенке и очутиться в своей естественной стихии, как они словно преображаются, принимая привычный каждому поклоннику яхтинга гордый вид независимых красавиц. Впрочем, впереди у них еще окончательная отделка внутренних помещений и кают, после чего их отправят в путешествие к месту приписки.

MENSBY

4.8

Что еще приходит на ум, когда речь заходит о портрете современного успешного человека? Конечно же, яхта!

Усадьба на Рублевке, дом в Ницце, элегантное спортивное купе, одежда из миланских бутиков... Что еще приходит на ум, когда речь заходит о портрете современного успешного человека? Конечно же, яхта!

В последние годы в России наметился серьезный всплеск продаж разнообразной техники для отдыха на воде. Ежегодно продажи увеличиваются на 20-30% в год, причем никакие экономические кризисы на этом росте не отражаются. И небольшие катера для воскресного отдыха, и огромные морские мегаяхты расходятся, как горячие пирожки.

Даже при характерном для нашей страны менталитете, когда в метро можно встретить студента в футболке D&G, купленной на сэкономленные с трех стипендий деньги, или разъезжающих на автомобилях бизнес- класса, но не имеющих своего жилья менеджеров, собственная яхта остается уделом особого круга - клуба состоятельных гедонистов, общества по-настоящему респектабельных людей.

Кто же они, эти избранные? Какие тренды в строительстве яхт наиболее актуальны сегодня? Во что обходится содержание судна его владельцу? За ответами на эти вопросы корреспондент отправился на Московский фестиваль яхт, где побеседовал с эксклюзивным представителем компании «Wendy marine» - одной из известнейших судоверфей Норвегии - Михаилом Ульяновым.

Что такое современная яхта, какие, собственно, яхты бывают, и почему зачастую огромные корабли, больше похожие на Титаник, называют «яхтами», ведь в представлении большинства людей яхта - это небольшое судно с парусом.


Сегодня обладание собственной яхтой, наряду с личным самолетом, - верное свидетельство принадлежности человека к политической или экономической элите. Владельцы яхт - люди, знающие толк в жизни и готовые оплачивать свой премиальный статус. Обсуждение того, кто на каких яхтах провел свой отпуск, стало одной из самых популярных тем в кругах российских сибаритов, а о характеристиках новой яхты губернатора Чукотки и вовсе не знает только ленивый.

Под понятие «яхта» действительно подпадает и десятиметровое парусное судно, и стометровый круизер. Кардинальные различия зависят от того, чем яхта приводится в движение. Это либо парус - и тогда яхта является «парусной», либо двигатель - и, как следствие, ее называют «моторной». Моторные, в свою очередь, делятся на глиссирующие (развивают высокую скорость и оптимальны для прогулок «выходного дня) и водоизмещающие (в основном, морские круизеры). Судоверфи обычно специализируются либо на парусных, либо на моторных яхтах, хотя есть компании, производящие и те, и другие суда. Так сложилось, что в России парусный яхтинг не так популярен, хотя в последнее время и в этой области наметилось заметное оживление. Поэтому львиная доля приобретаемых в нашей стране яхт - моторные.

Насколько отдых на воде популярен в мире?

Очень популярен! Достаточно сказать, что только в США насчитывается около трех тысяч яхтенных брендов, а в одном из городов Италии мирно сосуществуют семьдесят шесть производителей! Да и на российском рынке на нынешний день представлено более ста компаний

Яхтинг подвержен моде? Если да, расскажите о последних тенденциях.

Вообще то яхтинг достаточно консервативен. В отличие от автомобильной промышленности новые веяния в дизайне яхт появляются с периодичностью в 10-15 лет. В последнее время очевидным трендом стала мода на мощные спортивные яхты, они становятся еще быстрее и еще шикарнее.
Почему яхты столь дороги?


И для постройки яхт, и для их отделки применяются новейшие эксклюзивные материалы и технологии. Судостроение достаточно наукоемко и требует крайне серьезного отношения. Корпус лодки выдерживает огромные динамические нагрузки. Случалось, что легкомысленное отношение некоторых судостроителей к производству яхты приводило к тому, что корпус банально трескался на хорошей волне. Производителей яхтенного оборудования в силу очень жестких требований и высочайшей надежности их продукции тоже можно перечесть по пальцам. А уж про отделку и говорить нечего - роскошь во всех ее проявлениях - натуральная кожа, тик, красное дерево, мрамор, дорогостоящие сплавы.

Что ждет новоиспеченного владельца? Говорят, содержание яхты - дело не мене затратное, чем ее покупка...

Расходы на содержание составляют около десяти процентов от стоимости лодки. На зиму яхты поднимают из воды и «консервируют», а летом яхта нуждается в экипаже. Хранят их, как правило, в эллингах. Поэтому владелец подобного судна тратит не меньше двадцати тысяч условных единиц в год, даже если яхта вообще не будет трогаться с места. Особая статья расходов - топливо. К примеру, вот эта пятнадцатиметровая лодка, на которой мы с вами сейчас находимся, за двенадцать часов потребляет около двух тонн горючего. Да и налог на роскошь в России один из самых высоких в мире - 30 %. Так что, если ваш знакомый владеет яхтой, то жаловаться на бедность ему точно не стоит. Кстати, в жизни российских судовладельцев есть один казус. Лодку требуется поставить на учет в военкомат! Видимо, для использования в случае войны в качестве торпедного катера.

А как обстоит дело с инфраструктурой? Я слышал, что некоторое время назад с этим в Москве были серьезные трудности.

Сейчас ситуация изменилась. Яхт-клубы растут как грибы. Марины (оборудованные «паркинги» для яхт) выместили почти все пляжи с берегов Москва-реки и водохранилищ. Так что, ни со стоянками, ни с заправками владельцы проблем не испытывают. Появились уникальные заведения, например, рестораны, к которым можно причалить на лодке.

Типичный покупатель яхты - это респектабельный господин в очках «Dupont»?

Совершенно необязательно. Как-то раз со словами «а можно катер посмотреть?» к нам обратился человек в тренировочных штанах, приехавший на шестой модели «жигулей». Изучил предложения, а на следующий день все на той же «шестерке» прибыл с целлофановым пакетом денег оформлять покупку.

Женщины среди заказчиков есть?

Да, нечасто, но попадаются.

Наверное, их заказы отличаются особой оригинальностью. Представляю себе розовую яхту со стразами...

Ну, скорее, это не совсем обычные женщины. Как правило, они знакомы с яхтингом не понаслышке и у них с крепкое морское рукопожатие.
Наверняка российский рынок в области яхтинга отличается от мирового?


Конечно. Начнем с того, что в России принято заказывать лодки в самых максимальных комплектациях. Причем иногда эти желания принимают довольно курьезные формы, например, один из клиентов на пятнадцатиметровой яхте заказал восемь холодильников.

Еще иностранцев поражают огромные трехпалубные яхты в московских яхт-клубах. Кстати зачастую они вообще не отходят от пирса, поскольку используются владельцами практически исключительно для проведения вечеринок.

Сейчас у российской элиты принято иметь по две яхты - одну в Москве (причем зачастую, это немаленькое морское судно) и одну где-нибудь на Средиземном или Адриатическом море.

Каждая яхта - изделие штучное, исключительно индивидуальное, построенное с учетом пожеланий самой искушенной и рафинированной публики. Поэтому производитель не удивляется ничему и готов выполнить практически любое пожелание клиента. Каждый владелец пытается привнести в конструкцию и дизайн какую-нибудь «фишку». Именно так появляются лодки с вертолетными площадками, интегрированными подводными лодками, прозрачными вставками в днище или танцполами. Зачастую к проектированию привлекают маститых дизайнеров уровня Филиппа Старка.

Кстати, срок исполнения заказа на небольшие яхты составляет в среднем около девяти месяцев, так что, это фактически появление на свет нового существа.

Есть какие-то особенности, присущие национальным яхтенным судоверфям?

Лучшие яхты производят в Англии, Италии, Голландии, Норвегии, Германии. Чуть попроще американские, корейские лодки, суда производства Объединенных Арабских Эмиратов. Недавно появились китайские и российские производители, но качество их продукции пока оставляет желать лучшего. Итальянские яхты отличаются самым изысканным дизайном, а норвежские славятся потрясающей мореходностью и высочайшим качеством изготовления.

Возвращаясь к вопросу о качестве, как же будут существовать продавцы яхт при вступивших в силу Поправках в Закон о защите прав потребителя (напомним, что в случае, если товар находился в ремонте более 40 дней в течение года, вы в праве потребовать возврат его полной стоимости)?

Мы спокойны за качество наших судов, это «конек» норвежских судостроителей. О прочности наших лодок может свидетельствовать занятный случай, когда один из клиентов на полном ходу в темноте «выскочил» на берег. Яхта не пострадала, равно как и владелец, хотя такой способ покидать воду мы своим клиентам не рекомендуем.

Как яхты чувствуют себя в российских реалиях, проектируются-то они для плавания по теплым европейским морям?


Я бы так не сказал. Климат в Скандинавии не слишком отличается от нашего. Яхты полностью приспособлены даже к околонулевым температурам (например, помимо мощной системы кондиционирования имеется еще автономный отопитель), а корпус и вовсе способен выдерживать -50 градусов. На лодке имеется все необходимое: от прекрасно оборудованных кают, до современных систем связи и жизнеобеспечения. Есть даже опреснитель, так что, пока на борту есть топливо, ничто не может помешать вип-персонам наслаждаться путешествием.

Конечно. В каждую каюту подведен Интернет и спутниковая связь!

Многие ли управляют принадлежащим им судном лично?


Да, многим это доставляет удовольствие. К примеру, хозяин лодки, на которой мы с вами находимся, с удовольствием сам встает за штурвал.

Есть примеры среди людей, купивших яхту, и со временем ставших настоящими энтузиастами. Некоторые наши клиенты сами того не ожидая становятся истинными фанатами, посвящающими этому делу массу своего времени и средств.

Поскольку для многих покупка яхты - дело, с которым они сталкиваются впервые, - не возникает ли у новичков проблем с поиском места швартовки и хранения, с обслуживанием?

Абсолютно никаких! Ведь яхта - предмет роскоши, поэтому и подход к клиенту абсолютно эксклюзивный и максимально индивидуальный. Компания, продавшая судно, готова взять на себя все проблемы по его эксплуатации, начиная от поиска яхт-клуба, заканчивая наймом экипажа.

Текущая страница: 11 (всего у книги 50 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Анализ расходов

Если вы действительно хотите знать масштабы грабежа за счет скрытых затрат, изучите приведенный ниже список комиссионных и прочих расходов, которые отягощают ваши взносы во взаимные инвестиционные фонды.

...
Перечень поборов

1. Общие затраты. Эта статья всегда указывается в проспектах инвестиционных фондов крупным шрифтом, так как они хотят, чтобы вы сосредоточились именно на ней. Но это лишь надводная часть айсберга. По данным агентства «Morningstar», средняя стоимость участия в американских взаимных инвестиционных фондах составляет 1,31 процента объема вклада. В нее входит оплата управленческих, операционных, маркетинговых и административных услуг, а также расходов на рассылку материалов. Многие крупные фонды понимают, что объявление об общих затратах в размере примерно 1 процента является хорошей приманкой для клиентов, и брокеры твердят им только об этом.


2. Трансакционные расходы. Эта категория охватывает широкий спектр затрат, в которые входят брокерская комиссия, издержки рыночного механизма (вызванные колебаниями цен на рынке при покупке или продаже фондами больших объемов ценных бумаг), спредовые издержки (вызванные разницей между ценами спроса и предложения, покупки и продажи). Исследование, проведенное в 2006 году профессорами бизнес-школ Роджером Иделеном, Ричардом Эвансом и Грегори Кадлецом, показало, что трансакционные издержки в американских инвестиционных фондах составляют в среднем 1,44 процента в год. Это делает их, пожалуй, самой значительной статьей расходов, но фонды стараются скрыть их и не указывают в своих рекламных брошюрах.

Многих людей радует освобождение от налогов или отсрочка налоговых платежей в программе 401(k), однако они в большинстве случаев компенсируются дополнительными планово-административными расходами, которые, по данным Главного бюджетно-контрольного управления, составляют в среднем 1,13 процента в год! Для сравнения: если ваш инвестиционный счет облагается налогом, то налоговая нагрузка колеблется, по данным «Morningstar», в пределах от 1,0 до 1,2 процента.


4. Плата за использование в расчетах системы «мягкого доллара». Эта система предусматривает договоренность по принципу «услуга за услугу». Менеджеры фондов предпочитают завышать оплату трейдинговых услуг привлеченных фирм, чтобы впоследствии те возвращали часть уплаченных средств фонду. Это своего рода поощрение за использование услуг конкретных фирм, напоминающее программу льготных миль у авиаперевозчиков. За счет этого менеджер может пользоваться дополнительными услугами, в частности исследовательскими и информационными, за которые в противном случае ему пришлось бы платить самому. В данном же случае получается, что за них платите вы и я! Это просто хорошо замаскированный доход фонда. О нем нигде не сообщается, и определить его величину практически невозможно, поэтому мы не включаем его в свои расчеты, но то, что эти расходы присутствуют, сомнению не подлежит.


5. Плата за снятие средств со счета. Инвестиционным фондам требуется иметь определенную сумму наличности, чтобы обеспечить ликвидность повседневных операций и иметь возможность выплатить деньги клиентам, покидающим фонд. Если сумма наличности снижается, доход фонда уменьшается. В связи с этим фонды берут с клиентов плату за снятие денег со счета, составлявшую в среднем на протяжении последних десяти лет 0,83 процента в год (по данным исследования, проведенного Уильямом О’Рейли и Майклом Присано). Эти затраты не считаются прямыми комиссионными расходами, тем не менее они снижают ваш доход.


6. Плата за выход из фонда. Если вы решили прекратить пользование услугами фонда, с вас возьмут за это определенную плату, которая, согласно распоряжению Комиссии по ценным бумагам и биржам, не должна превышать 2 процентов. Таким образом, мы имеем дело с самым дорогим банкоматом в мире, который с каждых 100 тысяч долларов забирает себе 2 тысячи.


7. Плата за смену фонда. Некоторые менеджеры берут деньги за переход из одного фонда в другой, даже если они принадлежат одной и той же финансовой компании.


8. Плата за открытие счета. В некоторых фондах приходится платить даже за сам факт открытия инвестиционного счета.


9. Трейдинговые затраты. Эта статья расходов представляет собой чистую комиссию (не путать со сбором при вступлении в фонд), взимаемую с каждой покупки или продажи активов.


10. Брокерский сбор при вступлении в фонд и выходе из него. Платится непосредственно брокеру и с самого начала уменьшает сумму, которую можно использовать для приобретения активов.

Миф № 3 «наши доходы? Они абсолютно прозрачны»

Как ни удивительно, но показатели доходности, заявляемые инвестиционными фондами, не соответствуют доходам, получаемым клиентами.

Джек Богл, учредитель «Vanguard»

Большинство людей знакомы с оговоркой в договорах, которая гласит, что результаты, достигнутые в прошлом, не могут служить гарантией будущих. Но лишь немногие понимают, что даже данные о прошлых результатах могут не соответствовать действительности.

«Как фонды на законных основаниях манипулируют цифрами» («Wall Street Journal», 31 марта 2013 года)

Свинья в помаде

В 2002 году компания «Charles Schwab» запустила по телевидению забавный рекламный ролик, в котором руководитель фонда дает утреннюю установку своим сотрудникам: «Говорите клиентам, что такой великолепной возможности у них больше не будет! Действовать надо немедленно! Только не упоминайте о фундаментальных показателях – они ни к черту». В завершение своей речи он вручает лучшему брокеру билеты на баскетбольный матч команды «Knicks» и, обращаясь к присутствующим, говорит: «Давайте приукрасим свинью помадой».

Узнайте меня с хорошей стороны

В 1954 году Даррелл Хафф написал книгу под названием «Как солгать с помощью статистики» («How to Lie with Statistics»). В ней говорится, что «бесчисленное количество трюков используется для того, чтобы не информировать, а одурачивать людей». Сегодняшняя индустрия инвестиционных фондов также использует ряд приемов, чтобы публиковать данные о своих доходах, которые, по словам Джека Богла, не доходят до инвесторов. Но прежде, чем разоблачить эту «магию цифр», необходимо сначала разобраться, что понимается под средней доходностью.

На приведенном ниже графике показана гипотетическая ситуация на рынке, напоминающая американские горки. Курс сначала поднимается на 50 процентов, потом падает на 50 процентов, вновь поднимается на 50 процентов и снова падает на 50 процентов. Вы, пожалуй, придете к выводу, что по итогу будет достигнута нулевая доходность и вы не понесете потерь. Это большое заблуждение.

Как видно из графика, если у вас есть некая начальная сумма (предположим, 100 тысяч долларов), то по прошествии четырех лет вы окажетесь в минусе на 43 750 долларов, то есть на 43,75 процента! Вы полагали, будто остались при своих, а на самом деле потеряли 43,75 процента! Могли ли вы представить себе подобный исход? Теперь, когда вы стали инсайдером, надо постоянно быть начеку! Когда речь заходит о средней доходности, в игру включаются факторы, которых в действительности не существует.


СОСТОЯНИЕ РЫНКА


В своей статье «Разоблачение мифа доходности», опубликованной в «Fox Business», Эрик Кром объясняет, почему в реальном мире наблюдаются такие расхождения: «Давайте проанализируем индекс “Dow Jones” начиная с 1930 года. Если вы сложите все показатели и разделите полученную сумму на 81 (количество лет), то средняя доходность составит 6,31 процента. Если шаг за шагом производить все математические действия, то истинная доходность составит 4,31 процента. Почему так важно это понимать? Если бы вы в 1930 году инвестировали тысячу долларов под 6,31 процента годовых, то сегодня у вас было бы 142 тысячи долларов, а если под 4,31 процента, то только 30 тысяч».

Хитроумное взвешивание

Теперь, когда вы поняли, что средняя доходность не отражает того, что вы получаете на самом деле, откиньтесь на стуле и расслабьтесь, потому что до главной иллюзии мы еще не дошли. Кудесники математики с Уолл-стрит умудряются приукрасить свои показатели еще больше. Каким образом?

Если вкратце, то доходность, указанная в рекламных материалах инвестиционных фондов, по словам Джека Богла, «не вполне отражает действительность». Почему? Потому, что указанные в брошюре показатели являются средневзвешенными во времени. На первый взгляд звучит слишком заумно, но это не так (кстати, вы можете блеснуть эрудицией на очередной вечеринке, если произнесете это выражение в кругу друзей).

Если на начало года у нас на счете был 1 доллар, а к концу года – 1,2 доллара, то менеджер фонда утверждает, что доходность составила 20 процентов. В этом случае он поднимает на ноги отдел маркетинга, чтобы они разместили эту новость во всех рекламных материалах. Однако в действительности редко бывает так, чтобы вся сумма инвестиций находилась в фонде уже в первый день года. Обычно взносы поступают частями на протяжении года в виде пенсионных отчислений с каждой зарплаты. А если вкладывать больше, когда фонд демонстрирует хорошие показатели, и уменьшать взносы, когда дела идут на спад (как это обычно делается), то конечный итог будет еще сильнее расходиться с тем, что указано в рекламе. Таким образом, для того, чтобы понять, сколько мы действительно заработали (или потеряли), надо сесть и подсчитать день за днем, сколько и когда мы вносили на счет и снимали с него. Это и будет истинная доходность, взвешенная по денежной стоимости . Она сильно отличается от той, о которой нам говорят менеджеры инвестиционных фондов.

Джек Богл постоянно выступает за изменение сложившейся ситуации. Он уверен, что инвесторы хотят точно знать, сколько они на самом деле заработали (или потеряли). Казалось бы, вполне законное требование, продиктованное здравым смыслом, но фонды всячески ему сопротивляются. Богл объясняет: «Мы сравнили денежно взвешенную прибыль, полученную инвесторами взаимных фондов, и взвешенную во времени среднюю доходность, которую объявляют фонды, и в результате получилось, что инвесторы отстают от фондов на 3 процента». Ничего себе! Фонд в рекламе заявляет о доходности 6 процентов, а инвесторы получают около 3 процентов.

Выход из положения

Средняя доходность напоминает фотографии, которые мы размещаем на сайтах знакомств. Она приукрашивает реальность.

Вы должны также помнить, что фонды, объявляя о своей доходности, имеют в виду некого гипотетического клиента, который целиком вкладывает всю сумму в первый день, но в реальности так бывает редко, поэтому глянцевые рекламные брошюры могут привести нас к неверному выводу, будто указанная в них доходность – это и есть то, что мы получим на руки по итогу.

Путь открыт

Никто не говорит, что подъем в гору – легкое занятие. Но он становится значительно легче, если у вас в руках есть мачете истины, которым можно прорубить заросли лжи и взглянуть на лежащий впереди путь. Став инсайдером, вы уже не будете идти вслепую.

Теперь вы знаете, что взаимные фонды с активным менеджментом не в состоянии побеждать рынок на протяжении длительного времени (особенно если учесть все комиссии и налоги).

Вы уже знаете, что размер вознаграждений, уплачиваемых фонду, имеет значение. Снижая этот показатель, вы можете вернуть себе до 60–70 процентов будущих прибылей. Вы понимаете, какое влияние это может оказать на ваше будущее?

Наконец, вы знаете, что объявленная фондом средняя доходность не соответствует действительности. Вас должна интересовать реальная прибыль. И у вас теперь есть простые инструменты, которые помогут ее подсчитать.

Вы уже сделали первые шаги на пути к финансовой свободе. Вы выбрали свой путь, а полученные знания навсегда отделят вас от тех, кто движется, повинуясь стадному инстинкту.

Одиночный полет

Рассказывая все это людям, я часто замечаю, что в них просыпается недоверие к окружающим. Осознавая реальность и усваивая настоящие правила игры, они начинают чувствовать себя обманутыми. Они приходят к выводу, что надо от всех отгородиться и взять все в свои руки, потому что верить никому нельзя. Но это не так. Существует множество профессионалов в области финансов, которые искренне желают своим клиентам лучшего будущего. У меня есть один замечательный консультант, которому я безоговорочно доверяю управление своими инвестициями, так как уверен, что он действует исключительно в моих интересах. Как и вы, я постоянно занят. У меня не хватает времени и желания тратить целые дни на детальный анализ своего инвестиционного портфеля. На практике достаточно один раз в квартал или полугодие провести ревизию своих инвестиций, свериться с поставленными целями и при необходимости изменить структуру портфеля.

Как же определить, с кем вы имеете дело: с продавцом или верным советчиком? С брокером или гидом? Разоблачив миф № 4, вы сможете быстро понять, что за человек сидит по другую сторону стола, и сделать вывод, работает он на вас или на свою компанию. Как говорил анонимный источник информации, вызвавший Уотергейтский скандал, «всегда следуйте за деньгами. Идите туда, куда указывают деньги».

Миф № 4. «Я ваш брокер и хочу помочь вам»

Трудно добиться, чтобы человек что-то понял, если его зарплата зависит как раз от того, чтобы он не понимал.

Эптон Синклер

Позвольте высказаться откровенно

Давайте вкратце подведем итог.

Взаимные фонды начисляют астрономические комиссии и вознаграждения, которые могут уменьшить мой будущий доход на 70 процентов.

Девяносто шесть процентов фондов с активным менеджментом не в состоянии добиться среднерыночных показателей доходности на протяжении длительного времени.

Взаимные фонды забирают у меня в виде всевозможных комиссий в 10–30 раз больше, чем индекс-фонды, отражающие движения рынка.

Доходность, которую рекламируют взаимные фонды, обычно намного завышена по сравнению с тем, что я смогу от них получить, поскольку они используют в расчетах средневзвешенные во времени показатели, а не доходы в долларовом исчислении. Денежно взвешенные доходы – это то, что мы получаем в действительности, а взвешенная во времени доходность – это величина, используемая лишь в рекламных материалах.

И в довершение всего брокер смотрит на вас честными глазами, заверяя, что действует исключительно в ваших интересах. Вполне возможно, что он искренне хочет вам помочь, но не понимает сути всего изложенного выше. Его этому просто не учили. Не исключено даже, что он в своих собственных финансовых делах следует тем же советам, которые дает вам.

Удар за ударом

Но почему же подавляющее большинство американцев добровольно подвергают себя казни тысячи порезов, вместо того чтобы восстать, проголосовать своими кошельками и отдать честно заработанные деньги в другие руки? Дело в том, что их десятилетиями держали в неведении. Большинство из тех, с кем я разговаривал, с большим подозрением относятся к сфере финансовых услуг в целом и к ее желанию «помочь» нам добиться успеха. Они уже обжигались на этом. Однако, когда нам на голову, помимо повседневных нужд и забот, обрушиваются горы противоречивой информации и рекламы, легко прийти в смятение. Многие перевели свою финансовую деятельность на автопилот и добровольно согласились стать частью стада. Их стратегию можно выразить одним словом – надежда.

Есть что-то успокаивающее в том, что ты не один. Все это напоминает мне фильмы о дикой природе на канале «Discovery Channel», где дикое животное осторожно приближается к водоему, кишащему крокодилами, чтобы попить, хотя видело, что всего пару минут назад челюсти крокодила сомкнулись на его сородиче! Неужели это животное такое глупое? Нет! Оно просто знает, что погибнет без воды под палящим африканским солнцем, поэтому идет на обдуманный риск. Мы в большинстве своем поступаем так же. Мы знаем, что не можем позволить себе сидеть на берегу и ничего не делать, так как инфляция разрушит наши накопления. Поэтому, пересиливая дрожь, направляемся вместе с соседями и коллегами к воде. И в тот момент, когда мы меньше всего этого ожидаем, вдруг – хвать ! «Черный понедельник», мыльный пузырь интернет-компаний, какой-нибудь очередной 2008 год.

В то же время брокерская фирма, который мы доверили жизнь своей семьи, ничем не рискует и год за годом получает рекордные доходы.

По состоянию на начало 2014 года рынок продолжает расти. С 2009 по конец 2013 года он поднялся на 131 процент (с учетом реинвестирования дивидендов). Это пятый по интенсивности период роста в истории. Люди видят, что их счета пополняются, и к ним возвращается душевный покой. Взаимные фонды пользуются этим. Но крокодилам по-прежнему хочется есть.

Защита от кого?

В конце 2009 года конгрессмены Барни Франк и Крис Додд внесли в палату представителей проект закона о реформировании Уолл-стрит и защите прав потребителей (так называемый закон Додда – Франка). Спустя год после мощного лоббирования со стороны сферы финансовых услуг этот закон был принят, хотя и оказался намного более беззубым по сравнению с первоначальной версией. Но никто так и не задался вопросом: «От кого, собственно, нам нужна защита?»

От тех, кому мы доверяем свое финансовое будущее? От брокеров, которые навязывают нам дорогие взаимные фонды? От менеджеров этих фондов, которые играют в сомнительные игры, чтобы набить свои карманы? От высокочастотных трейдеров, которые «бегут впереди рынка» и урывают по одному центу с каждой сделки миллионы раз в секунду? Только за последние пару лет мы не раз были свидетелями того, как нечистые на руку трейдеры приносили банкам многомиллиардные потери, как крупные финансовые фирмы типа «MF Global» злоупотребляли деньгами клиентов, а затем объявляли о банкротстве, как сотрудникам одного из крупнейшего хедж-фонда мира предъявили уголовные обвинения в использовании инсайдерской информации в личных целях, как на скамье подсудимых оказались банковские трейдеры, совершавшие манипуляции с лондонской межбанковской ставкой LIBOR, являющейся ориентиром для многих краткосрочных сделок.


«С моими мозгами и вашими деньгами мы ничего не потеряем, если не считать ваших денег».

Повар не ест того, что приготовил сам

На нас постоянно обрушиваются лавины советов типа «Делай так, как я говорю, а не так, как делаю». Весьма отрезвляющий отчет агентства «Morningstar» за 2009 год по результатам анализа деятельности 4300 взаимных фондов с активным менеджментом демонстрирует, что 49 процентов менеджеров не имеют в собственности паев тех фондов, которыми они руководят. Они напоминают повара, который не ест того, что сам же приготовил.

Большинство из оставшегося 51 процента менеджеров вкладывают в свои фонды очень незначительную часть своего дохода. А надо помнить, что их заработки составляют миллионы, а то и десятки миллионов долларов.

● 2126 менеджеров не вкладывают деньги в свои фонды;

● 159 менеджеров вложили от 1 до 10 000 долларов;

● 393 менеджера – от 10 001 до 50 000 долларов;

● 285 менеджеров – от 50 001 до 100 000 долларов;

● 679 менеджеров – от 100 001 до 500 000 долларов;

● 197 менеджеров – от 500 001 до 999 999 долларов;

● 413 менеджеров – свыше миллиона долларов.


Но тогда интересно: если люди, руководящие фондом, сами не вкладывают в него деньги, какая польза от этого фонда? Хороший вопрос!

Повар не ест того, что сам приготовил, в тех случаях, когда в блюде содержатся некачественные ингредиенты или когда ему слишком хорошо известно, в каких условиях готовится еда. Менеджеры фондов – неглупые люди и умеют себя защитить.

Где яхты клиентов?

Фред Швед-младший был профессиональным трейдером, но покинул Уолл-стрит после того, как потерял бо льшую часть своих денег во время биржевого краха 1929 года. В 1940 году он написал классическую книгу об инвестициях «А где же яхты клиентов?» («Where Are the Customers’ Yachts?»). Анекдот, стоящий за этим названием, рассказывался на протяжении многих лет в самых разных вариантах, но вот как он звучит в версии Шведа. Преуспевающий брокер с Уолл-стрит Уильям Трейверс, прогуливаясь во время отпуска по Ньюпорту, увидел у причала множество красивых яхт. Он начал спрашивать, кто их владельцы, и оказалось, что все это брокеры, банкиры или трейдеры. «А где же яхты их клиентов?» – спросил он.

Прошло уже почти 75 лет с того дня, как эта история была впервые опубликована, но создается впечатление, что она произошла только вчера!

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Жил когда-то в США некий Фред Швед младший. Трудился профессиональным трейдером на Wall Street. В 1929 году вылетел из профессии, потеряв разом очень много денег («Великая Депрессия» и всё такое). В 1940 году он написал ставшую классической книгу по инвестированию под названием «Где яхты клиентов?» или «Хороший честный взгляд на Wall Street».

Шутка, обыгранная в заголовке этого труда пересказывалась множество раз. Однако в версии Шведа она появилась со слов Вильяма Трэверса, который находясь в отпуске в Ньюпорте (Юго-восточное побережье США, изобилует яхт-клубами) любовался множеством яхт. И когда он интересовался у каждого яхтсмена, кто тот по профессии, то обнаруживалось, что либо брокер, либо банкир, либо трейдер. И Вильям задавался вопросом: «А где яхты ваших клиентов?».

Почему вы в любом случае «сольете» ваш рекламный бюджет?

Просто смиритесь с этим. Это взнос за обучение самому настоящему, реальному, «уличному» MBA. Но если вы эти «сливы» будете планировать, будете следовать выбранной стратегии (с известной долей гибкости и готовностью быстро менять тактики), будете иметь терпение – вы станете номером 1 в своей нише.

И неважно, сколько опыта вы имеете в работе с контекстной рекламой выбранной вами ниши.

И неважно, сколько опыта у вас в контекстной рекламе и маркетинге вообще.

И неважно, кого вы наймете для ведения вашей контекстной рекламы: рекламное агентство, агрегатор, фрилансера-профессионала, займетесь сами, поручите секретарше или наймете человека в штат.

Вы. В любом. Случае. Сольете. Первый. Бюджет. Точка

Почему так? Давайте обсудим.

– Куда сольются первые деньги?

– На «разведку боем». На проверку вашего медиа-плана жестокой реальностью. На проверку конкурентов по рекламной системе на стойкость и мужество. На проверку вашей системы продаж. На проверку ваших ожиданий относительно покупательской готовности и покупательской способности ваших потенциальных клиентов. На проверку ваших рекламных материалов. На проверку ваших офферов на сайте. На проверку ваших менеджеров на телефоне. На проверку жизнью.

– Это кто вам сказал? Они сами? Или это вы себе сейчас такое придумали? Рекламное агентство – это бизнес. Задача бизнеса – зарабатывать деньги. Рекламное агентство зарабатывает деньги со своих клиентов. Как в том анекдоте:

Сын банкира спрашивает отца:

– Папа, откуда у тебя деньги берутся? Ты взял чужие деньги, отдал чужие деньги. Где прибыль?

– Принеси-ка мне, сынок, сало из холодильника!

Приносит.

– Отнеси обратно!

– Пальчики-то жирные!

«Принеси сало. Отнеси сало. Ручки остались жирные». Чем больше сала переносит агентство – тем жирнее ручки. Опустим за рамки разговора «теорию заговора». Заглянем правде в глаза. Они сольют ваш бюджет. Потому что вы тоже сольете. И все сливают. Запомните раз и навсегда – хорошие агентства гарантированно умеют продавать только свои услуги. Плохие агентства не умеют даже этого (поэтому часто нанимают хорошие агентства или толковых «частников» для продажи своих же услуг). Все остальное – очень большая доля везения. Вы хотите играть в одну рулетку или в две сразу?

– Сколько таких «шлюзов для слива» может быть?

– А сколько будете использовать источников трафика. Один источник – один шлюз. Не получится настроить все в Яндекс Директе и «просто перенести» в Google Adwords. Как только вы положите деньги на аккаунт Google Adwords, куда перенесли «уже настроенное» из Яндекс Директа – тут же откроется еще один шлюз. Смиритесь. Мужайтесь. Набирайтесь терпения. Ведь впереди призывно мерцают таргетиновые и тизерные сети, медийная реклама и любой другой новый рекламный инвентарь.

– Кто же самый подготовленный к «сливу»?

– Как ни странно (хотя чего странного), самые подготовленные к «сливу» бюджетов – «арбитражники» трафика. Это те люди, которые рискуют своими деньгами, чтобы приводить клиентов на сайты партнеров. Если у партнера в результае такого риска происходят продажи, то партнер платит процент с продаж. Если продаж не происходит – «арбитражник» теряет свои деньги. Есть старое правило – если хочешь дать кому-то в морду, будь готов получить в морду. Кто лучше всего дерется? Боксеры. Почему? Потому что максимально готовы получить в морду. Так и арбитражники. У них работа такая – лить бюджет, выискивая в его потоках песчинки золота. И у них еще одно преимущество. Они знают куда и на что смотреть. Хочешь стать крутым контекстером? Слей много-много денег. Желательно чужих (клиентских). Правда, слив своих гораздо быстрее прививает нужные навыки. А арбитражники сливают только свои. Чужих у них нет.

– А вот мне тут говорят, что уже работали с нашей тематикой! Они не сольют, они уже все знают!

– Если они все знают – чего не откроют свой бизнес в этой тематике? А, уже открыли? Значит вы себе в кормушку запускаете прямых конкурентов. А, еще не открыли? Ну значит рано или поздно откроют (или же они не предприниматели и тогда шанс на слив у них еще выше). Морально готовьтесь. Будет больно в любом случае. К тому же это вы их сами ищете, чтобы «имели опыт в нашей нише». Между тем шансы на успех выше как раз у незнакомого с нишей человека. Потому что если он толковый – он просто вынужден будет тестировать, а не работать по любимому шаблону, который сработал у него, но далеко не факт, что сработает у вас. А бюджет будет в любом случае слит.

– А что же делать?

– Для начала настроиться первоначально открыть только один шлюз. Потом настроить отслеживание вообще всего, что сможете отследить. Звонки, заходы на сайт, подтверждение оплаты, приходы в магазин. Заранее настроить и трижды перепроверить, что собираете верные данные. После засесть за изучение [битая ссылка] маркетинга прямого отклика. А потом еще раз перепроверить вашу стратегию и цели. Затем начать молиться всем известным богам и стиснув зубы вытерпеть неизбежный слив целый месяц. А лучше два-три месяца. Или даже целый сезон (если у вас сезонность – сочувствую). И только потом, возможно, будет толк. Пойдут продажи. Будет на руках реальная статистика. А не чьи-то «кейсы» (которые обычно в виде фантазий и домысливаний презентуют на конференциях, выдавая желаемое за действительное). И вот только тогда можно будет начинать оптимизацию, оставляя сработавшее и избавляясь от негодного. Только так у вас появляется шанс.

– Что еще веселого скажете?

– Изначально готовьтесь тестировать, тестировать и тестировать. Измерять, измерять и измерять. Сравнивать, сравнивать и сравнивать. И никого, слышите, ни-ко-го не слушать. Ни нас, ни жену, ни детей, ни сотрудников, ни свое рекламное агентство, ни самого себя. Слушать можно только звон кассы. Правом голоса обладает только клиент, который принес и отдал вам свои деньги. Ни я, ни вы, ни ваша жена, ни ваши дети, ни ваши сотрудники не приносят вам своих денег. Это делает только клиент. Только так у вас есть шанс. И с каждым тестом шанс этот будет все выше. Это краткое содержание того, что ждет вас в этой небольшой книге.



Публикации по теме