Что писать в воинской обязанности женщин. Рекомендации по заполнению анкеты. Место расположения личного листка по учету кадров

«Культура», - записано в философском энциклопедическом словаре - это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и отношений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Из первоначального нерасчленённого (синкретического) сознания людей в ходе исторического развития общества стали постепенно вычленяться отдельные формы общественного сознания, дифференцироваться отдельные области духовной жизни людей. Нравственные чувства, эмоции, переживания и воззрения сложились в особую форму общественного сознания, в которой отражались нравственные отношения человека к действительности. Эта форма и есть искусство.

Надо заметить, что нравственные эмоции вызываются не только одним искусством, нравственные чувства человека возникают в момент общения с природой, со всей реальной действительностью, но именно искусство, вызывая нравственные отношения человека к себе, способно наиболее полно и всесторонне воздействовать на личность.

Искусство как одна из форм общественного сознания представляет собой художественное познание и воспроизведение мира, не простое отражение действительности, а художественное творчество, созидание, особый род нравственной деятельности. В этом состоит сущность, своеобразие искусства как одной из форм общественного сознания, в этом социальная природа искусства и место, которое оно занимает в жизни общества.

Правильные ответы на эти вопросы в состоянии дать и даёт лишь нравственность, основанная на материалистическом понимании природы, общества и человеческого мышления.

Своеобразие искусства определяется его предметом, содержанием, формой, его социальным назначением. Искусство как и любая другая форма3 общественного сознания отражает общественное бытие. Природа, люди с их поступками, отношениями, общественные условия их жизни, иными словами, жизнь во всей её полноте служат объектом художественного познания и нравственной оценки. Красивые явления, предметы, сам человек как высшее проявление прекрасного существуют объективно. Но замечать и чувствовать эту красоту, наслаждаться ею и сознательно творить по её законам - способность, присущая только человеку с высоко развитым нравственным вкусом. Она возникла и развивалась в обществе в тесной связи с общественно-исторической практикой. Нравственную потребность в познании и наслаждении прекрасным, изменение действительности по законам красоты вызывает любая правильно организованная творческая деятельность человека, однако наиболее мощным стимулом их развития выступает искусство, в котором полно и глубоко раскрывается многообразие красоты действительности. Основной его задачей стало формирование высокоидейной личности, прежде всего, младшего школьника через удовлетворение и развитие в ней чувства прекрасного, нравственных эмоций, потребности нравственного переживания, высокой нравственной культуры.

Искусство - это область «духовного производства», в котором нераздельно соединены, органически слиты предметно-жизненная, идейно-целостная и эмоциональная стороны. Неслучайно поэтому школы, выполняя задачу воспитания всесторонне развитого человека, большое место в новых программах отводят эмоционально-нравственному воспитанию и художественному образованию школьников как на уроках чтения, музыки, ритмики, изобразительного искусства, так и во внеклассной и во внешкольной работе по искусству.

Видов и форм искусства много. Но все они в большей или меньшей мере воздействуют на чувства и разум человека, развивают стремление к прекрасному, формируют активное отношение к жизни, нравственную культуру личности. Музыка как один из наиболее эмоциональных видов сильнее всего, сразу и непосредственно, действует на внутренний мир человека, на его чувства и волю, проявляясь затем в поступках и поведении. Жизнеутверждающая, оптимистическая музыка влияет на слушателя в огромной степени, воодушевляя и облагораживая его, делая искреннее и чище по отношению к другим, твёрже и упорнее в достижении своей цели.

Искусство отражает жизнь, реальную действительность, но отражать её оно может по-разному. Произведения искусства при любых условиях, при любых политических убеждениях авторов основаны на действительности и зависят от нее, но все дело в том, как автор отражает действительность.

Главным предметом искусства является человек с его связями и отношениями, с его общением и деятельностью. Для художника важно все, что окружает человека, так или иначе влияет на его поступки, поведение. В каждом произведении искусства чётко проступает ценностная ориентация автора, который своим творчеством стремится утвердить эту систему ценностей в жизни.

Произведения искусства расширяют кругозор человека, дают ему широкие знания истории жизни общества в разные периоды и эпохи, раскрывают сущность явлений, идейную направленность и политические взгляды классов, раскрывают сущность социума, заключающуюся в реальной заботе о человеке, учат жить и работать честно, делая это легко и уверенно благодаря своим художественно-эмоциональным особенностям. Гениальное произведение - это всегда ответ в какой-то мере на вопрос о смысле бытия.

Музыка, как и другие виды искусства, широко и всесторонне охватывает действительность, давая ей нравственную оценку, непосредственно обращается к духовному миру человека. Лишь через этот мир раскрывает она реально существующее, преобразуя нравственно-эстетическую сторону человека. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и другие произведения музыкального искусства прекрасно раскрывают мир жизни и воссоздают психологическую сторону событий. Ничто не может дать такого раскрытия судьбы человеческой, судьбы народной, как это сделали Л.Н. Толстой и С. Прокофьев в «Войне и мире», М.П. Мусоргский в «Борисе Годунове».

Познавательная роль искусства тесно переплетается с идейно-воспитательной. Реалистическое искусство оказывает громадное воздействие на жизнь людей, их нравы, вкусы, чувства. Вопросы морали являются одним из аспектов содержания искусства, нравственное всегда включает в себя этическое. Утверждая моральные принципы, искусство отвергает их антиподы. Проводя в жизнь одну систему ценностей, искусство протестует против другой. Поэтому нравственно-этическое воспитание младших школьников в наши дни должно быть поднято на новую высоту. С помощью искусства можно быстрее и лучше, учитывая все особенности искусства, решать основные задачи строительства демократического общества, совершенствования новых общественных отношений, формирования гармонически развитой личности. Задача искусства - воспитать высоко нравственную личность. И художник обязан помнить о мере ответственности, которую он берёт на себя, отдавая детям своё творение.

Воспитание у подрастающего поколения способности наслаждаться истинной красотой жизни, творчески трудиться на благо общества, стремиться к гармоническому развитию и совершенствованию своих способностей, к красоте мыслей и поступков, к нравственному поведению - эту благородную задачу решает сейчас российская школа на всех без исключения уроках и факультативных занятиях по искусству, включая внеклассную и внешкольную работу.

Нравственное воспитание - одно из средств развития творческой активности человека. В российской школе оно опирается на прочную основу и осуществляется в тесной связи с объективными потребностями общественного развития. Его задача, вытекающая из общих задач воспитания, заключается в формировании способности воспринимать и чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в труде, в общественной жизни, в произведениях искусства, учит жить и творить по законам красоты, понимать прекрасное в человеке.

Понятие человеческой красоты с веками менялось. Медленно шло освобождение нравственного чувства от впечатлений силы и жизненной энергии, являвшихся основным направлением искусства античной эпохи. Но время показало, что побеждает притяжение нравственного чувства к одухотворённой красоте человека. Трудолюбивая, творческая, высокоинтеллектуальная личность прекрасна даже с неадекватной внешностью. Неслучайно, замечает И.С Кон, что в современном обществе в настоящее время «индивид с более богатым интеллектом, яркой эмоциональной жизнью, широким кругом интересов испытывает наименьшую потребность выделять себя посредством внешних показателей».

Как справедливо пишет Н. Гартман, «красота есть выражение нравственных качеств, и она, скорее всего, является выражением внутреннего единства и цельности, дополненного внешним обаянием».

Нравственность и этику объединяет одна цель - создание нравственного идеала, в котором будут органически слиты два начала - нравственное и этическое. К.Д. Ушинский когда-то писал: «Каждый народ имеет свой идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала и отдельных личностях».

Трудно переоценить значение нравственного воспитания в начальной школе и вне её. Нравственность пронизывает все сферы человеческой деятельности, и школа должна приложить максимум усилий, чтобы с начала пребывания в её стенах молодые люди могли разбираться в сложных и многообразных лабиринтах искусства, уметь отличать подлинное искусство от подделки. Здоровый художественный вкус должен стать самой сутью поведения учащихся, чтобы молодое поколение было людьми твёрдой воли, большого оптимизма, беззаветной преданности и верности народу, уверенными в торжестве демократических идей.

Чем прогрессивнее общественные, философские и нравственные взгляды, тем более искусство стремится к постижению истины и утверждению прогрессивных идейных воззрений. Познавательную и нравственно-воспитательную функции искусства нельзя противопоставлять друг другу. Вне правдивого отображения жизни искусство не может осуществить свою нравственно-воспитательную роль, а правда жизни в искусстве обесценивается, если она не воспроизведена по законам самого искусства и не приобрела нравственной ценности и значимости.

Искусство сынтегрировало в себе все формы и виды человеческой деятельности, «оно есть конкретная единственная форма человеческой деятельности, которая воссоздает все четыре типа деятельности в их единстве», здесь имеется в виду единство познания, общения, ценностной ориентации и практики. Поэтому искусство безгранично в своей способности формировать идейно и нравственно развитую личность.

Как указывалось ранее, музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждать к сопереживанию, формировать стремление к преобразованию окружающего мира. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую нравственную и социальную функцию формирования всесторонне развитой личности.

Детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Цель музыкально-нравственного воспитания обосновывается общественными требованиями развития современного общества и направлена на максимальное удовлетворение музыкально-нравственных интересов ребёнка.

«Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры». В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность учителя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.

Важно не только научить понимать и любить музыку, петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на элементарных музыкальных инструментах. Самое существенное - развивать стремление и способность детей применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях. Все виды деятельности музыкального искусства способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания - использовать различные методы работы с детьми по видам музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, игра на детских инструментах, что способствует формированию музыкально-нравственной культуры младших школьников.

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Первая особенность - её удивительная возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки (финал оперы М. Глинки «Иван Сусанин»); поёт солдат в походе - песня придаёт особое бодрое настроение, организует шаг (фрагмент оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»); мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе (фрагмент оперы Т. Хренникова «Мать»). Музыка сопровождает человека всю жизнь, и жизнь человека отражена в музыке.

Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени - «Священная война» А. Александрова. Она объединяла людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде. Д. Шестокович создает знаменитую Седьмую симфонию. «В ней осуждается зло, которое нёс фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа», - вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе - музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

И в этом вторая особенность музыки - объединять людей в едином переживании, стать средством общения между ними. Музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определённый отклик в душе другого. И это прекрасно. «Великий русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И дальше: «Может быть, никогда в жизни я не был так польщён и тронут в своём авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мною, залился слезами».

Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызывать эмоциональный отклик, воздействуя на нравственную сторону души, становятся источником и средством воспитания культуры младших школьников.

Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, это её «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Именно такими высокохудожественными произведениями музыкального искусства обогащаются младшие школьники, что позволяет активно формировать их музыкально-нравственную культуру.

Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Скорее всего, нет. И в этом ещё одна её особенность. Каждый школьник по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаст предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определённый опыт слушания. Однако, как учат читать, писать, считать, рисовать, так надо учить узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Активное восприятие - это умение следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

Музыкальное искусство как средство всестороннего развития личности ребёнка, как гармоничное развитие умственных способностей, нравственных норм, эстетического отношения к жизни и искусству в целом - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация воспитания детей младшего школьного возраста.

Нравственное воспитание направлено на развитие способностей младших школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности. И музыкальное искусство является одним из ярких средств нравственного воспитания младших школьников. Чтобы оно выполнило эту важнейшую функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъём, а песня «Перепёлочка» заставляет грустить, вызывая сочувствие, сопереживание. «Услышав печальную песню Л. Бетхена «Сурок» в исполнении взрослого, ученик сказал: «Человек о своей грусти поёт». Значит, ребёнок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека».

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства музыкальной выразительности.

Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, в игре на инструменте. Например, каждый ищет выразительные интонации, характерные для бодро марширующих школьников (А. Пахмутова «Орлята учатся летать»), тяжело ступающего медведя и подвижных зайчиков пьесе для детей (Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка»), в песенно-игровой ситуации (русская народная песня «Со вьюном я хожу»).

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную нравственную окрашенность.

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его личность. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию и осмыслению жизни. Песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, формируют их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, обсуждение музыки, совместная игра на инструменте, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников, прежде всего, мелодико-ритмического ансамбля. Неточное пение мешает хорошему звучанию, но вот музыкально слабый ученик стал внимательно прислушиваться к исполнению, и это воспринимается всеми как удача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. А для избалованного домашним вниманием, излишне самоуверенного ученика успешное выступление других детей служит известным тормозом антимузыкальных проявлений. Такому ребёнку можно предложить помощь товарищей, воспитывая у него тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные музыкальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру повеления младшего школьника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах и др.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, проявления волевых усилий. Ведь исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её; в. совместной игре на инструментах надо уметь действовать, подчиняясь музыке и удерживаясь от импульсивного желания быстрее сыграть. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают по высоте звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы учителя, после того как отзвучало произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения; определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки нравственной оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.

Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие школьников новыми представлениями. Слушая, например, песню «Это наша Родина» Е. Тилечеевой, они чувствуют торжественность, подъём, ликование народа, прославляющего нашу Родину.

Развивая ребёнка нравственно и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребёнком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребёнок импровизирует, создаёт свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям.

В музыкально-ритмической деятельности, прежде всего во внеклассное время, дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают младших школьн6иков изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, использую выразительные движения, мимику, слово.

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Диссертация добавить в корзину 500p

ГЛАВА 1. Искусство, его сущность и проявление.10

1". Специфика искусства. 10

2. Система функций искусства. 39

ГЛАВА П. Формирование личности - высшее предназначение искусства.50

1. Общая характеристика гуманизирующей функции искусства. 50

2. Нравственное влияние искусства на человека.8 7

Рекомендованный список диссертаций

  • Искусство как гуманизирующий феномен: Социально-философская трактовка 2005 год, доктор философских наук Заховаева, Анна Георгиевна

  • Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции 2006 год, кандидат педагогических наук Мальцева, Людмила Валентиновна

  • Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений 2005 год, кандидат искусствоведения Устарханов, Азим Ханпашаевич

  • Проблема отражения природной и социальной реальности в эстетическом и художественном сознании 2003 год, кандидат философских наук Славницкая, Ольга Александровна

  • Формирование ценностных ориентаций подростков в процессе освоения народного певческого искусства 2005 год, кандидат педагогических наук Ржепянская, Ирина Вячеславовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусство и его роль в формировании личности»

Актуальность темы исследования.

Настоящая работа посвящена изучению влияния искусства на внутренний мир личности. В диссертации рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии и искусствоведению.

Искусство являлось предметом философских изысканий с античных времен, существует немало различных теорий искусства, но нельзя сказать, что его сущность, специфика, социальная значимость поняты до конца, что не осталось никаких дискуссионных вопросов в его понимании. Этот феномен человеческой жизни слишком сложен и многогранен, чтобы можно было в определенный момент создать его полную и окончательную теорию. Поэтому изучение проблем теории искусства сохраняет свою актуальность.

Особую практическую значимость сейчас приобретает проблема социальной роли искусства, его влияния на человека, на формирование личности. Одной из черт переживаемого нами кризиса является распространение в обществе антигуманного искусства, пропагандирующего насилие, сексуальную распущенность и другие социальные пороки. Возникают вопросы: Не опасно ли такое искусство для общества? Имеет ли оно определенное социальное назначение? Чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы, необходимо глубоко понять специфическую природу искусства, тот способ, каким оно влияет на человека. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Актуальность исследования еще и в том, что автор касается проблемы прежпредметных связей философии как общей методологии с другими науками: Философия-Искусствоведение, Философия-Психология.

Степень научной разработанности проблемы.

Еще со времен античности искусство и его влияние на человека интересовало исследователей. К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но вопрос о специфике искусства сохраняет актуальность. Эстетическая, воспитательная, познавательная, игровая, символическая и другие концепции искусства не дают всестороннего понимания его сущности. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии и искусствоведения.

Каждая историческая эпоха акцентировала внимание на том или ином признаке искусства.

Как известно, еще Платон, Аристотель поставили основные проблемы связанные с сущностью искусства и его воспитательным аспект том. Эпоха Возрождения, развивавшаяся под знаменем гуманизма, раскрыла познавательный и нравственно-гуманизирующий смысл искусства. Значительный шаг в философском осмыслении искусства был сделан в новое время в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Гегелевское понимание искусства строилось как на учете познавательного значения искусства, так и на выявлении его чувственной специфики. Кант подходил к искусству через категорию прекрасного, которая у него несет глубокий нравственный смысл.

В философской мысли XIX века, в частности в русской, утверждается эстетическая концепция искусства. Как альтернативная теория выступает в этом плане теория Л.Н.Толстого, который усматривал сущность искусства прежде всего в его чувственной природе.

Советская и русская научная литература характеризуется различием подходов в вопросе о специфике искусства. Наиболее распространенными являются три теории искусства: познавательная (А.Т.Калинкин, Н.П.Скурту и др.)/ эстетическая (А.И.Буров, Л.Н.Столович и др.) и воспитательная (В.И.Толстых и др.). Однако все эти концепции требуют критического рассмотрения и существенного уточнения.

В настоящей работе делается попытка в той или иной мере преодолеть недостатки указанных концепций.

В литературе уделяется недостаточное внимание "эмоциональной" теории искусства, которая была наиболее четко разработана Л.С.Выготским. Именно она позволяет подойти к определению истинной сущности искусства. Это понимание и положено в основу предлагаемой работы. Однако, с нашей точки зрения, теория Л.С.Выготского требует разработки в определенном направлении. В ней дано глубокое понимание специфики художественного, но не уточняется вопрос о соотношении художественного и эстетического. Без решения этой проблемы нельзя дать системного понимания искусства, а значит и достаточно полно раскрыть его воспитательную роль. Нуждается в детальной разработке идея Л.С.Выготского о социальной значимости искусства, его гуманизирующей функции, что позволит раскрыть социально-педагогическую значимость искусства.

Диссертант использует при разработке проблемы исследования в области психологии, без которых невозможно раскрыть эмоциональную природу искусства. Поэтому мы обращаемся к трудам по вопросам структуры личности (А.Г.Ковалев, А.Н.Лук) и работам по проблемам эмоциональной сферы человека (С.Х.Раппопорт, П.В.Симонов, С.Л.Рубинштейн) .

Несмотря на большое количество работ по вопросу сущности искусства и его роли в формировании личности, все проблемм еще не разрешены.

Кроме того, сильное влияние на проблематику исследований оказал господствующий долгое время в советской науке классовый подход к искусству (это разделение искусства на реакционное буржуазное и прогрессивное социалистическое), что не позволяло выделить общегу-манизирующее значение искусства.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является разработка системного понимания природы искусства, на этой основе раскрывается его гуманизирующая роль в формировании личности.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

Из совокупности особенностей искусства выделить его специфическую особенность, имеющую системообразующее значение.;

В свете специфики искусства определить особый смысл, который приобретают эстетический, познавательный и воспитательный моменты;

Показать различие между понятиями эстетическое и художественное;

Осуществить опыт создания системной концепции искусства;

Конкретизировать понимание воспитательной функции искусства как функции гуманизирующей;

Рассмотреть нравственно-воспитательную роль искусства в качестве важнейшего элемента его гуманизирующей функции.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования служит материалистическое и диалектическое понимание мира. В качестве методологических предпосылок использованы принципы диалектической логики, историко-философский подход, сравнительный анализ и элементы системного метода исследования социальных явлений.

Теоретическими предпосылками явились взгляды Л.Н.Толстого, Л.С.Выготского, А.Ф.Еремеева, Л.Г.Юлдашева. Труды философов искусства И.Тэна, Л.Н.Столовича, Ю.Б.Борева, М.С.Кагана и других.

Вопросы морального сознания рассматривались на основе работ Л.М.Архангельского, В.А.Блюмкина, Г.Н.Гумницкого, О.Г.Дробницкого, А.А.Гусейнова,

При исследовании комплексных вопросов, связанных с психологией личности были использованы труды по психологии С.Л.Рубинштейна, А Н.Лука, А.Г.Ковалева, П.В.Симонова и других.

Исследование опирается на многочисленные (более 100) примеры из области искусства.

Научная новизна исследования.

Проблема сущности искусства и его влияние на личность анализируется автором диссертации в новом контексте, на основе эмоционально-образной специфики искусства, в аспекте его гуманизирующего значения.

К новым результатам, полученным диссертантом и выносимым на защиту, могут быть отнесены следующие:

Путем критики основных концепций искусства выясняется его специфическая, а следовательно, системообразующее свойство - эмоционально-образное отражение действительности.;

Осуществляется опыт создания системной концепции искусства.

В отличие от традиционных подходов, где функции искусства рассматриваются или обособлено друг от друга или в основе их системной характеристики лежит, чаще всего, эстетическая сущность искусства, диссертант представляет и обосновывает систему функций исходя из эмоционально-образной специфики искусства;

На основе понимания специфики искусства выясняется значение присущих ему эстетического, познавательного и воспитательного моментов, при этом показывается нетождественность понятий эстетического и художественного, что позволяет понять особую роль эстетического в искусстве;

Вводится новое понятие уточняющее характеристику художественной эмоции - "мысле-чувство", где чувства, образы искусства находятся в неразрывном единстве с идейном содержанием художественного произведения.

Представленная эмоционально-образная концепция искусства позволяет выделить единый критерий для всех видов и жанров искусства, в том числе, и для так называемого "авангардного" искусства (супрематизм, "оп-арт", "эл-арт", алеаторика и др.), которое в существующих концепциях ("эстетической", например), порой не находило должного понимания и часто отвергалось как псевдоискусство.

Конкретизируется понимание воспитательной функции искусства как функции гуманизирующей, т.е. формирующей человеческую личность во всей ее полноте, в сумме всех ее положительных качеств. Отмечается и существование другой притовоположной тенденции (дегуманизи-рующее действие искусства), выявляются некоторые причины деформации духовно-нравственных идеалов в произведении искусства.

Показывается способность искусства гуманизировать эмоциональный мир личности. В этом плане автор применяет психологическую классификацию уровней чувствования, предложенную проф. С.Л. Рубинштейном: "низшие чувства"("физиологические"), "предметные чувства", "надпредметные чувства". Анализируется воздействие искусства на каждом уровне. Отвергая эстетическую теорию искусства, диссертант рассматривает, так называемые "эстетические категории",в рамках эмоционально-образной специфики искусства ■как "надпредметные чувства".

Выделяются "уровни искусства": обыденное художественное сознание, самодеятельное художественное творчество, массовое и элитарное искусство; обосновываются критерии каждого "уровня", анализируются особенности гуманизирующего действия искусства на том или иной "уровне".

Как важнейший элемент гуманизирующей функции рассматривается нравственно-воспитательная роль искусства, причем последняя не только в общем форме, как обычно определяется в литература по искусству, а на примере ряда конкретных личностных качеств.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Исследование сущности искусства и его влияния на духовный мир личности на основе системного философского подхода, использование трудов в области психологии, работ по искусствоведению позволяет подойти к проблеме комплексно, расширить рамки научного поиска.

Изучение вопроса в наиболее общем виде дает начало новым разработкам в данной проблеме. Это касается прежде всего конкретизации предложенных идей в психологии, социологии через непосредственный эксперимент, тестирование и др. методики, т.к. философский подход предлагает лишь общую концепцию понимания проблемы.

Практическая значимость исследования заключается также в том, что оно позволяет пересмотреть некоторые методы и принципы преподавания предметов эстетического цикла в школе.

Материалы предлагаемой работы возможно использовать в разработке следующих курсов: "Социальная философия", "Этика", "Культурология", "Психология", "Педагогика", "Религиоведение".

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедра философии и политологии Ивановской архитектурно-строительной академии. Опубликованы статьи и тезисы (10) по основным вопросам, решаемым в работе. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: научно-практической конференции по гуманизации (Иваново,1996); международной научно-практической конференции "Феноменология художественного образования" (Владимир,1996), межвузовской научно-теоретической конференции "Миф и культура" (Иваново, 1997); культурологическом семинаре "От молодежной субкультуры -к высотам человеческой культуры" (Иваново,1997); первой, второй и третьей внутривузовских научных конференциях молодых ученых ИГАСА (Иваново,1997;1998;1999).

Диссертантом разработаны учебные программы по предметам эстетического цикла для средней школы в основе которых лежит эмоционально-образная теория искусства. Курс "Эстетика" апробировался в Ивановской школе N55 с 1-10 класс, предлагаемая система позволила привести в систему преподавание предметов эстетического цикла. В школе-лицее N22 (г.Иваново) в течение 3 лет апробировался курс "Эстетико-эмоциональная живопись" (7-9 кл.), внедрение этого курса позволило раскрыть психологические особенности подростков, дало возможность школьному психологу, классному руководителю найти подходы к так называемым "трудным детям" и проводить коррекцию личных качеств. (С представленными программами и итогами эксперимента можно ознакомиться на кафедре эстетики ИПК и ППК г.Иваново)

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников 2004 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Светлана Анатольевна

  • Проблема эстетической когнитивности социальных отношений 2003 год, кандидат философских наук Шевченко, Лидия Николаевна

  • Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства 2005 год, кандидат педагогических наук Базалий, Раиса Викторовна

  • Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков 1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич

  • Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства 1998 год, кандидат педагогических наук Кезин, Василий Георгиевич

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Заховаева, Анна Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исследуя проблему влияния искусства на формирование личности мы пришли к следующим результатам:

Основные концепции искусства (эстетическая, познавательная и воспитательная), которые получили распространение в отечественной науке, не раскрывают сущности искусства. Их подход к специфике искусства через одну из его функций не способен выявить истинную природу искусства. Не решен этот вопрос и в западной философии, где сущность искусства рассматривалась в аспекте того или иного его признака.

Искусство - это система функций, и их место и роль определяется спецификой искусства - эмоционально-образной характеристикой отражения действительности.

Познание сущности искусства и его влияние на духовный мир личности возможно прежде всего на основе системного философского подхода, исследований в области искусствознания и работ- по психологии.

Специфика искусства в его эмоционально-образной природе. Искусство - это область чувств и настроений человека в форме их непосредственного переживания. Носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах.

Эмоции искусства всегда разумны, своего рода "мысле-чувства". Через чувства -"ворота искусства", искусство влияет на весь духовный мир личности, нравственно одухотворяет и гуманизирует личность.

Эмоции искусства всегда типичны, общезначимы, наполнены общечеловеческим смыслом, но всесте с тем они конкретно-историчны и сугубо индивидуальны.

Воспитательная функция доминирует в искусстве, но важно конкретизировать, что искусство не просто воспитывает, а способно формировать облик Человека в целом, т.е. гуманизировать его (гуманизирующая функция). Миссия искусства, его социальная роль - очеловечивать, воздействоать на человека всесторонне во всей полноте его духовной природы, развивать целостную личность.

Основные функции искусства эстетическая, познавательная, воспитательная и главная гуманизирующая, могут быть правильно истолкованы только на единой основе, исходя из эмоционально-образной специфики искусства.

На протяжении всей человеческой жизни, на всех уровнях художественного сознания: "обыденное художественное сознание", "самодеятельное художественное творчество", "массовое искусство", "элитарное искусство" - разумные эмоции искусства призваны внести гармонию в духовный мир личности, воздействуя на личность комплексно и многогранно.

Искусство способно прививать человеку высшие духовные ценности, идеалы, вносить нравственные ориентиры, формировать моральные качества личности. Тем самым искусство не просто отражает жизнь, а показывает ее такой, какой она должна быть.

Наряду с нравственно-гуманизирующим искусством существует и другое искусство, которое может нравственно развращать человека, привести к дегуманизации личности. Причина здесь кроется в гражданской, идеологической и моральной позиции автора художественного произведения.

Некоторые виды и жанры искусства нейтральны по отношению к морали, однако косвенно и это искусство способно благоприятно влиять на личность, поскольку искусство имеет гуманизирующее значение.

Высшая цель искусства как формы общественного сознания - не просто воспитывать, а гуманизировать, формировать Человека, полноценную личность.

В искусствоведении представленная концепция искусства позволяет найти единый критерий (эмоциональность образов-символов) для всех видов и жанров искусства, в том числе, и для так называемого "авангардного"(современного) искусства, которое не всегда находило должного понимания и часто отвергалось как псевдоискусство.

Изучение проблемы дает начало новым разработкам как в социальной философии (проблема гуманизации личности, вопрос о специфики форм общественного сознания и др.), так и в психологии, социологии, практической педагогике, искусствознании. Здесь требуется конкретизировать теоретические предложения через непосредственный эксперимент, тестирование и другие методики, т.к. философский подход предполагает лишь общую концепцию понимания проблемы-.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Заховаева, Анна Георгиевна, 1999 год

1. Адушкин Г.Е. Нравственные уроки русской классической литературы. -М.:Знание,1986. 64 с.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник. -М.:Проспект,1996. 568 с.

3. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. -М.Политиздат,1980. 253 с.

4. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. -М.:Наука,1981. 193 с.

5. Анохин П.К. Эмоции.//Психология эмоций. М.-.Московский университет, 1984 . -С.172-177.

6. Аристотель. Политика. -СПб.1865.

7. Аристотель. Этика. -СПб.1908.

8. Аристотель. Сочинения в 4 томах. -М.:Мысль,1983.

9. Аристотель и античная литература. -М.:Наука,1978. 230 с.

10. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.:Мысль,1974. 221 с.

11. Асенин С.В., Немцов И.Б. Познавательная и воспитательная роль искусства. -М.:Высшая школа,1967. 144 с.

12. Астахов И.Б. Эстетика. -М.:Московский рабочий,1971. 439 с.

13. Бакштановский В.И. Моральное воспитание личности. -М.:Политиздат,1983. 176 с.

14. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. -М.:3на-ние,1985. 64 с.

15. Барулин B.C. Социально-философская антропология. -М.:Онега,1994. 256 с.

16. Бежин Л.Е. Дуфу. -М.:Молодая Гвардия,1987. 271 с.

17. Бе.зклубенко С.Д. Природа искусства. -М.: Политиздат, 1982 . -166 с.

18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 10 томах. -М. Художественная литература,1935.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. -М.:Республика,1993. -383 с.

20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М.:Правда,1989. 607 с.

21. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. -М.:Знание, 198.6. 64 с.

22. Берхин Н.Б. Специфика искусства. -М.:Знание,1984. 63 с.

23. Берхин Н.Б., Крутоус В.П. Является ли познание целью искусства? -М.:Знание,1989. 64 с.

24. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. -Воронеж:Воронежский университет,1973. 186 с.

25. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н. Нравственное воспитание.(Фило-софско-этические основы.) -Воронеж:Воронежский университет,1990.- 141 с.

26. Бойко М.Н. Самосознание искусства самосознание человека. -М.:Наука,1997. - 189 с.

27. Боннер А. Греческая цивилизация. Т.1. -М.:Иностранная литература,1958. 256 с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. -М.:Издательство политической литературы",1988. 496 с.

29. Брандт Г.В., Лобок A.M. Преодоление морали или парадоксы "нравственного искусства". -М.:Знание,1990. 64 с.

30. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. -М.:Издательство политической литературы,1984. 272 с.

31. БСЭ. -М.:Советская энциклопедия,1970-1978.Т.14. -С.578-579.

32. Буржуазная эстетика сегодня. -М.:Наука,1970. 320 с.

33. Буров A.M. Эстетическая сущность искусства. -М. :Искусство" ,19.56. 292 с.

34. Ванслов В.В. Проблема прекрасного. -М.:Политиздат,1957. -263 с.

35. Ванслов В.В. Что такое искусство? -М.:Изобразительное искусство, 1988 . 327 с.

36. Василев К. Любовь. -М.:Прогресс,1982. 384 с.

37. Виппер Б.Р. Возрождение ХШ-XVl вв. -Т.1. -М.:Искусство,1977. 223 с.

38. Волков Г.Н. Три лика культуры. -М.:Молодая Гвардия,1986. -335 с. .

39. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека.-Ростов-на-Дону:Ростовский университет,1994. 288 с.

40. Волошинов В.Н.(Бахтин М.М.) Фрейдизм. -М.:Наука,1993.-308 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.:Искусство, 1986. -572 е.; М.:Педагогика,1987. 341 с.

42. Гайдученок И.А. Слово о личности. -Минск:Наука и техника,1990. 157 с.

43. Гегель Г. Работы разных лет в 2 томах. -М.:Мысль,1970.

44. Гегель Г. Сочинения в 2 томах. -М.:Мысль,1971.

45. Гегель Г. Сочинения в 4 томах. -М.:Мысль,1959.

46. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. -М.:Мысль,1977.

47. Гегель Г. Эстетика в 4 томах. -М.:Искусство,1968.

48. Голомшток И. Тоталитарное искусство. -М.:Политиздат.1994. -407 с.

49. Гольбах П. Система природы. -М.1924.

50. Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т.25. -М.:Госиздат художественной литературы,19 5 3.

51. Григорян Б.Т. Философия о сущности человека. -М.Политиздат", 1973. 319 с.

52. Громов Е.С. Основы эстетических знаний. -М.:Советский художник,1971. 209 с.

53. Гумницкий Г.Н. К вопросу о сущности эстетического.//Логика. Этика. Эстетика. -Ярославль.1966.

54. Гумницкий Г.Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. -М.:Знание,1983. 64 с.

55. Гумницкий Г.Н. Основы этики. 4.1. -Иваново:Ивановский инженерно-строительный институт,1992. 62 с.

56. Гумницкий Г.Н.Основные проблемы теории морали. -Иваново.197 2.

57. Гусев Г. Странствия великой мечты. -М.:Молодая Гвардия,1987. 431 с.

58. Гусейнов А.А. Великие моралисты.-М.:Республика,1995. 351с.

59. Давыдов Ю.В. Искусство как социологический феномен. -М.:Наука,1968. 285 с.

61. Джеймс У. Что такое эмоция?//Психология эмоций. -М.Московский университет,1984 . -С.83-92.

62. Дивненко О.В. Эстетика. -М.:Издательский центр-"Аз",1995. -274 с.

63. Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. -М.:Мысль,1986 . 571 с.

64. Дмитриева Н.А.,Виноградова Н.Л. Искусство Древнего мира. -М.:Искусство,1986. 207 с.

65. Дмитревская И.В. Понимание художественного текста: феноменологичемкий и системный подходы.//Феноменология художественного образования. Владимир:Владимирский государственный педагогический университет, 1997. -С.73-77.

66. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М.:Политиздат,1978. 272 с.

67. Дробницкий П.Г. Понятие мораль. -М.:Наука,1974. 388 с.

68. Дубинин Н.П. Что такое человек? -М.:Мысль,1983. 334 с.

69. Духовность, художественное творчество, нравственность.("Круглый стол") //Вопросы философии. 1996. N2. -С.3-40.

70. Еремеев А.Ф. Границы искусства. -М.:Искусство,1987. 317 с.

71. Ершов П.М. Технология актерского мастерства. Т.1. -М.:Открытый российский университет,1992. 288 с.

72. Житомирский Д. Р.Шуман. -М.:Музыка,1964. 233 с.

73. Зравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.:Политиздат,1986. 224 с.

74. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. -М.:Три-вола,1994. 304 с.

75. Зись А. Искусство и эстетика. -М.:Искусство,1975. 440 с.

76. Идеология, мораль, искусство. -Киев.1991. 189 с.

77. Искусство нравственное и безнравственное. -М.:Искусство, 1969 . 263 с.

78. Искусство XX века. /Под ред. В.М.Полевого. -М.:Искусство,1991. 304 с.

79. История зарубежного искусства. -М.:Изобразительное искусство,1984. 376 с.

80. История русского искусства. -М.:Изобразительное искусство, 1980. 508 с.

81. Каган М.С. Начала эстетики. -М.:Искусство,1964. 218 с.

82. Каган М.С. Морфология искусства. Л.:Искусство,1972.440 с.

83. Казин А.Л. Эстетическое и художественное. //Вопросы философии.1987. N2. -С.107-117.

84. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. -М.:МГУ,1983. 119 с.

85. Кант И. Сочинения в 6 томах. Т.5. -М.:Мысль,1966.

86. Кант И. Трактаты и письма. -М.:Наука,1980. 709 с.

87. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.:Просвещение,1970. 391 с.

88. Коллектив. Личность. Общество. -Л.:Лениздат,1987. 144 с.

89. Коломенский Я.Л. Человек: психология. -М.:Просвещение,1986. 224 с.

90. Красота человека в искусстве. -М.:Искусство,1980. 345 с.

91. Кривцун О.А. Искусство и мир человека. -М.:Знание,1986. -109 с.

92. Кроче Б.Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. 4.1. -М.1920.

93. Крутоус В.П. Путь к прекрасному. -М.:Просвещение,1989. 191 с.

94. Кузин B.C. Психология. -М.:Высшая школа,1980. 256 с.

95. Ладыгина А.Б., Гришин В.В. Искусство в системе духовных ценностей. -М.:Знание,1986. 60 с.

96. Ленин В.И. О литературе и искусстве. -М.:Искусство,1967. -С.663.

97. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.//Психология эмоций. -М.:Московский университет,1984. -С.162-171.

98. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.:МГУ,1981. 584 с.

99. Личность. (Семинар по проблемам личности 1970 год г.Москва).-М.:Институт философии АН СССР,1971. 302 с.

100. Ломунов К.Н. Эстетика Л.Толстого. -М.:Современник,1972. -324 с.

101. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.:Институт философии АН СССР,1976. 302 с.

102. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М.:Искусство,1970. 384 с.

103. Лук А.Н. Эмоции и личность. -М.:Знание,1982. 175 с.

104. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.7. -М.Художественная литература,1967.

105. Луначарский А.В. Статьи о Чернышевском. -М.:Гослитиздат, 1958. 120 с.

106. Малахов В. Искусство и человеческое мироотношение. -Киев:Наука,1988. 211 с.

107. Мамонтов С.П. Основы культурологии. -М.:Открытый российский университет,1994. 208 с.

108. Маритен Ж. Ответственность художника.//Самосознание европейской культуры XX в. -М.:Издательство политической литературы,1991. -С.171-207.

109. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве. Т.1. -М.1967.

110. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1,25,37. -М.1955-1970.

111. Мастера искусства об искусстве. -М.:Искусство,1970.

112. Мигунов А.С. Эстетика и искусство во второй половине XX века. -М.:Искусство,1991. 508 с.

113. Мораль: сознание и поведение. -М.:Наука,1986. 208 с.

114. Моррис У. Искусство и жизнь. -М.:Искусство,1973. 511 с.

115. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.-Новосибирск:Наука,1989. 208 с.

116. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. -М.:Музыка,1989. 560 с.

117. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. -М.:Искусство,1994. 606 с.

118. Мысли о воспитании. -Ярославль:Верхне-Волжское книжное издательство, 1988 . 289 с.

119. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек? -М.:Молодая Гвардия,1987. 172 с.

120. Натев А. Искусство и общество. -М.:Прогресс,1966. 320 с.

121. Недошивин Г. Очерки истории искусства. -М.:Искусство,1953. 340 с.

122. Немеровский Б.М. Мудрость красоты. -М.:Просвещение,1981. -210 с.

123. Немировская Л.З. Л. Толстой и проблемы гуманизма. -М.:Знание,1988. 64 с.

124. Немировский А.И. Мифы и легенды древнего Востока. -М,Просвещение, 1994 . -С.315-323.

125. Никитина Н.Н. Мимесис в эстетике Аристотеля. -М. .-Знание, 1990. 64 с.

126. Ницше Ф. Генеалогия морали. -Спб.1908.

127. Ницше Ф. Происхождение трагедии. -М.1900.

128. Нуйкин А.А. Искусство и нравственность. -М.:Знание,1981. -56 с.

129. Обуховский И. Психология влечений человека. -М.:Прогресс,1972. 247 с.

130. Общественное сознание и его формы. /Под ред. В.И.Толстых. -М.:Политиздат,1986. 367 с.

131. Оганов А.А. Теория отражения и искусство. -М. .-Искусство,1978. 133 с.

132. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства.//Самосознание европейского искусства XX века. -М.:Издательство политической литературы, 1991. -С.230-263.

133. Освобождение духа. -М.:Политиздат,1991. 351 с.

134. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. -Сверд-ловск:Уральский университет,1990. 209 с.

135. Пейтер У. Ренессанс. -М.1912.

136. Платон. Собрания сочинений в 4 томах. Т. 3-М.:Мысль,1994.

137. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. -М.-.Высшая школа, 1984. 174 с.

138. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. -М.:Гослитиздат,1958.- 670 с.

139. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. -М.Искусство,1965. 325 с.

140. Проблемы человека в западной философии. -М.:Прогресс,1988.- 552 с.

141. Праздников В.А. Нравственный смысл искусства. -Л.1985.

142. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах.//В.Н. Назаров, Г.Н. Сидоров. -М.:Политиздат,1989. 333 с.

143. Раппопорт А. Заметки о природе архитектуры.//Вопросы искусствознания. 1994. N1.

144. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. -М.:Музыка,1968. 169 с.

145. Раскин Д. Лекции об искусстве. -Спб.1907.

146. Рафаэль и его время. -М.:Наука,1986. 256 с.

147. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.:Издательство АН СССР,1957. 328 с.

148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.:Политиг-рафкнига,1946. 704 с.

149. Рубинштейн С.Л. Теоретическиее вопросы психологии и проблемы человека. //Вопросы психологии. 1957. N3. -С.30-38.

150. Русская игрушка. -М.:Советская Россия,1987. 200 с.

151. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. -М.1991.

152. Самосознание европейской культуры XX века. -М.:Издательство политической литературы,1991. 366 с.

153. Самохвалова В.И. Человек в искусстве.-М.:Знание,1987.-61 с.

154. Салеев В.А. Эстетическое и художественное.//Вести Московского университета. Серия 7. Философия 1986. N3. -С.52-61.

155. Сержатов В.Ф., Гречанный В.В. Человек как предмет философии и естественно-научного познания. -Л.1980.

156. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. -М.Наука,1984. 161 с.

157. Скатерщиков Н. Искусство как форма общественного сознания. -М.:Советская наука,1956. 24 с.

158. Скурту Н.П. Искусство как познание. Кишинев.1988. - 73 с.

159. Словарь социально-психологических понятий. -Л. :Лениздат,1987.

160. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. Л.:Художник,1983. 370 с.

161. Смит А. Теория нравственных чувств. -СПб.1895., -М.:Республика,1997. 420 с.1оЗ. Соболев П.В. Художественная культура личности. -Л.:Знание, 1986.-32с.

162. Соколов Э.В. Культура и личность. -Л.:Наука,1972. 228 с.

163. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 томах. -М.:Госполитиз-дат,1957.

164. Спиркин А.Г. Основы философии:Учебное пособие для вузов. -М.Политиздат,1988. 592 с.

165. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек. -М.Политиздат,1985. 415 с.

166. Столович Л.Н. Философия красоты. -М.:Политиздат,1978.-118 с.

167. Сумерки богов. -М.:Издательство политической литерату-ры,1990. -С.94-143,319-345.

168. Сурьо Э. Искусство и философия.// Вопросы философии.1994.N7-8. -С.104-116.

169. С чего начинается личность? -М.:Политиздат,1984. 360 с. 173. Татаркевич В.Т. Дефиниции искусства.//Вопросы философии. 1973.N5. -С.67-75.

170. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. -М.:Мысль,1974. 278 с.

171. Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание. -Воронеж: Воронежский университет,1987. 206 с.

172. Толстой Л.Н. Литература, искусство. -М.:Современник,1978. -2/2 с.

173. Толстой Л.Н. Что такое искусство? -М.:Современник,1985. -292 с.

174. Толстых В.И. Искусство и мораль.-М.:Политиздат,1973.-440 с.

175. Тугаринов В.П. Философия сознания. -М.:Мысль,1971. 199 с.

176. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. -Л:Ленинградский университет, 1990 . 216 с.

177. Тэн И. Философия искусства. -М.:Изобразительное искусство,1995. 160 с.

178. Уайльд О. Полное собрание сочинений. -Спб.1912.

179. Федотова В.Г. Влияние искусства на формирование личности. М.1971.

180. Филатова И.Дети перед телевизором./Аргументы и факты.N34.-С.5

181. Филипьев Ю.А. Что и как познает искусство. -М.:Наука,1976. 112 с.

182. Философская энциклопедия в 5 томах. Т.2,3,5. -М.: Советская энциклопедия,1960-1970.

183. Философский энциклопедический словарь. -М.:ИНФА-М,1998.-576 с

184. Философский словарь. -М.:Политиздат,1986. 590 с.

185. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. -М.:Знание,1982. 110 с.

186. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. Ростов-на-Дону:Издательство Ростовского университета,1990. - 48 с.

187. Фрейд 3. Психологические этюды. -М.1912.

188. Фрейд 3. и другие.Психоанализ и учение о характерах. -М.1923.

189. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. -М.:Политиздат,1989. -558 с.

190. Фромм Э. Душа человека. -М.:Республика,1992. 429 с.

191. Фромм Э. Человек:кто он такой?//0 человеке.- Вып,1.-М.:Знание,1991. -С.7-10.

192. Хайдеггер М. Искусство и пространство.//Самосознание европейской культуры XX века. -М.:Издательство политической литературы,1991. -С.95-102.

193. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.//Проблема человека в западной философии. -М.:Прогресс,1988. -С.314-356.

194. Хрестоматия по истории психологии. -М.:МГУ,1980. 301 с.

195. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.:Политиздат,1991. - 461 с.

196. Челпанов Г.И. Логика. -М.1946.2^0. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т. 1-3. -М.:Госполитиздат,1950.

197. Чернышевский Н.Г. Пол.соб.соч. -Т.2. -М.1949.

198. Чернышевский Н.Г. Статьи по эстетике. -М.1938.

199. Швейцер А. Культура и этика. -М.:Прогресс,1973. 373 с.

200. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -М.:А0 "Аспект Пресс",1994. 320 с.

201. Шевцов E.B. Искусство и духовный мир человека. -М.:Знание, 1984. 63 с.

202. Шеллинг Ф. Философия искусства. -М.:Мысль,1966. 496 с.

203. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Соб. соч. в 7 томах. -Т.6. -М.:Художественная литература,1957. 791 с.

204. Шопенгауэр А. Избранные произведения. -М.:Просвещение, 1992. -С.413-474.

205. Эстетика (словарь). -М.:Политиздат, 1989. 447 .

206. Этика (словарь). -М.:Политиздат,1983. 445 с.

207. Этика: словарь афоризмов и изречений. -М.-.АО "Аспект Пресс",1994. 336 с.

208. Эфромсон В.П. Генетика этики и эстетики. -Спб.:АЗОТ "Талисман",1995. 281 с.

209. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования, -М.:Мысль,1981. 247 с.

210. Юм Д. О трагедии.//Вопросы литературы. 1967. N2. -С.156-167.

211. Якобсон П.М. Психология чувств. -М.:Издательство АН РСФСР, 1956. 238 е.; М. -.Издательство АН РСФСР, 1958. - 384 с.

212. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. -М.-.Знание,1976. 64 с.

213. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. -М.:Высшая школа,1985. 287 с.

214. Яковлев Е.Г. Моралисты и эстеты. -М.:Знание,1988. 64 с.- 137 -Художественная литература.

215. Быков В. А зори здесь тихии.М.:Художественная литература, 1976.

216. Войнич Э. Овод. -М.:Правда,1977.

217. Гомер. Одиссея. -М.:Московский рабочий,1982.

218. Русская лирика XIX века. -М.:Художественная литература,1981.

220. Се"нт-Экзюпери А. Маленький принц. -М.: Знание, 1977 .

221. Толстой Л.Н. Анна Каренина. -Л.:Художественная, литература, 1982 .

222. Толстой Л.Н. Воскресение. -М.:Художественная литература,1984.

223. Шекспир У. Гамлет.Отелло. -Минск.:Народная асвета,1874.

224. Шолохов М.А. Судьба человека. -М.:Художественная литература, 1984 .

225. Шолохов М.А. Поднятая целина. -М.:Художественная литература,1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Тимченко Наталья Эдиссоновна
Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя

Музыкальный руководитель МАДОУ №385

Тимченко Н. Э.

Роль искусства в духовно-нравственном становлении личности учителя .

Проблема духовно -нравственного воспитания- одна из самых важных и острых задач современности. И не случайно в Законе Российской Федерации «Об образовании» взят курс на гуманистическую направленность.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было развито как умственно, так и духовно . В этой связи на учителя возлагаются большие надежды как на проводника не только знаний, но и духовно -нравственных ориентиров.

Как известно, важнейшими сущностными характеристикам личности являются целостность и духовность . Под целостностью принято принимать единство духа, души и тела, а под духовностью- .силу многомерную и цельную, устремленную к внутреннему совершенству.

Безусловно, что учитель должен обладать богатым внутренним миром, жить «идеальными» интересами и активно вступать в познавательные, эстетические, моральные отношения с действительностью. Но, чтобы избежать кризиса духовности общества , требуется не только духовное возвышение педагога , но и педагогики в целом. По мнению профессора Московской консерватории В. В. Медушевского, педагогика должна быть одухотворенной и никогда не забывать о том, что кроме закономерностей, причин и следствий у нее есть нечто другое, что влечет к познанию : «Нельзя разлучать обучение и воспитание! Опасно отречение от идеи духовно -нравственной высоты человека. Она не в назиданиях, а в живом содержании науки!».

Еще в эпоху Средневековья Климент Александрийский в своих размышлениях о предназначении педагога писал : «Практика, а не теория область Педагога, не обучение, а нравственное улучшение, вот его цель, жизнь мудреца, а не ученого он хочет начертать пред нами» (1) .

Педагогика в целом, равно как и учитель в частности , должна нести в себе идею сотрудничеств, согласия и соделания. Ибо, все эти составляющие ведут к сроднению душ, слиянию творческих усилий, к устремлению достижения единства истины, добра и красоты, которое еще со времен Античности составляли основу того совершенства, к которому мы стремимся до сих пор. Данное единство, как идеал, лежит в основе духовной сферы искусства , которое всегда играет существенную роль в обогащении духовного мира человека .

Искусство , как неиссякаемый источник эмоций и живых бескорыстных переживаний, позволяет пережить накопленный веками опыт всего человечества. «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрочлых-поэты!»- так еще в Античности возгласил Аристофан в комедии «Лягушки» .

Помимо способности воспитательного характера искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств. Самые горестные и тяжкие переживания, будучи переплавленными в произведении искусства , оказывают положительное эмоциональное воздействие, доставляющее особое эстетическое удовлетворение.

Выдающийся психолог Л. С. Выготский назвал такие сложные превращения чувств важнейшим законом эстетической реакции, наивысшая точка в которой еще со времен Аристотеля именуется катарсисом, то есть «Очищением души в процессе восприятия трагедии» (Аристотель «Поэтика» )

«Искусство относится к жизни как вино к винограду, сказал один из мыслителей и был абсолютно прав, указывая на то,что искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое,что в свойствах самого материала еще не содержится»(2) .

И, не случайно основоположник гуманистической психологии А. Маслоу неоднократно отмечал, что образование посредством искусства значимо для появления лучших людей. «Если мы ориентируемся на гуманистические цели образования, - писал он,- то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня вид образования, содержащий хотя бы слабый намек на такие цели,- художественное образование»(3) .

Искусство является безграничной сферой проявления творческой активности человека. Деятельность художника преобразует мир, и сама действительность превращается в искусство .

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» - этим вопросом задавался Феофан Затворник. Размышляя об искусстве в этой связи , он писал : «Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но особенно красотой внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости из другой области духа, Дух Бога ведущий естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться» (4) .

Если красота- одно из глубинных оснований человеческой души, то ею должны полнится все сферы жизни. «Абсурдны теории психологии и педагогики, изъявшие красоту из своих положений» (5) .

И, действительно, творческая сила человека не сводится к одному мышлению, художественная плодотворность - вот естественная сущность человеческой души.

Миропознавательная любовь, любовь к людям, творческая активность - вот силы, зовущие человека к нравственному и духовному самосовершенствованию. И, именно такие силы педагог должен научиться пробуждать в молодом поколении. А искусство , как неиссякаемая сокровищница красоты, добра и любви поможет в этом нелегком, но очень важном деле.

В заключении процитируем знаменитого Я. А. Коменского : «Кто преуспевает в науках, а в нравственности отстает, тот скорее отстает, чем преуспевает!».

ПРИМЕЧАНИЯ :

1. Климент Александрийский. Педагог. Ярославль. С. 9.

2. Выготский Л. С. Психология искусства . М. 1965. С. 318.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва. С. 60

4. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1914. С. 40.

5. Медушевский В. В. «Внимли ангельскому пению» Минск 2001.

Публикации по теме:

О духовно-нравственном воспитании дошкольников О духовно-нравственном воспитании дошкольников ДОУ. (консультация для воспитателей) Коренные преобразования в стране конца 20- начале 21.

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Консультация для родителей. «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка» Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно.

Консультация для родителей «Роль взаимодействия семьи и детского сада в духовно-нравственном и патриотическом воспитании» В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста. Современное российское.



Публикации по теме