Компании строящие нпз. Строительство завода требует многомиллиардных инвестиций. Лидеры в переработке нефти: топ регионов и компаний

Бизнес на нефтеперерабатывающем мини-заводе (НПЗ) всегда был и остается самым рентабельным делом. Спрос на нефтепродукты постоянно высокий. Прежде всего, они используются в:

  • судоходстве (мазут);
  • городских котельных (мазут, печное топливо);
  • сельском хозяйстве (мазут, солярка, дизельное топливо);
  • бензоколонках (продажа бензина в розницу).

Для успеха нефтеперерабатывающего завода необходимо иметь независимый источник нефти и доступ к железной дороге. Тогда можно предлагать рынку конкурентные цены на продукцию вашего мини-завода.

Инвестиции в проект

Определить примерную сумму инвестиций в бизнес сложно, но необходимо рассчитывать как минимум на 15 млн долл. Конечная сумма зависит от ряда факторов и прежде всего от масштабности проекта. Для вычисления необходимой суммы используют сумму затрат, которые потребуются для организации трех основных составляющих бизнеса:

  • источника нефти;
  • логистики до места переработки (железная дорога или нефтепровод);
  • каналы сбыта.

Если можно обеспечить нормальную работу всех трех составляющих, есть смысл строить нефтеперерабатывающий завод. Надо учитывать, что после того, как будет сформирован бизнес-план, потребуется еще полтора года на составление и утверждение проектов, различных изысканий и собственно строительства. Вложенные же инвестиции обычно возвращаются по истечении трех лет от начала работы нефтеперерабатывающего мини-завода.

Особенности мини-формата

При строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода приходится конкурировать с государственными производствами. А это довольно сложно, даже когда конкуренция в целом невысокая. Мини-завод намного выгодней, так как государственные структуры не рассматривают его как веского конкурента. Как правило, НПЗ такого формата открывают там, где объемы добычи нефти небольшие, а потому строительство крупного производства экономически невыгодно.

Но спрос на нефтепродукты есть везде, поэтому в таких местах НПЗ может покрыть спрос, в том числе и на сопутствующие услуги. То есть, основными продуктами производства завода являются:

  • различные бензины;
  • дизельное топливо;
  • печное топливо;
  • мазут;
  • соляровое масло.

В то же время можно оказывать услуги по нефтепереработке мелким добытчикам, которые за месяц добывают от двух до пяти тонн продукта. Это не акцизное производство, но имеющее право на жизнь, так как подобных добытчиков, разрабатывающих старые месторождения, по стране работает немало. Доходность такого НПЗ составит около 50% годовых.

Цикл производства

Практика показывает, что не стоит включать в бизнс-план НПЗ помимо переработки нефти еще и ее добычу или сбыт готовой продукции. Даже как сопутствующий бизнес эти направления только расшатывают стабильность работы НПЗ. Поэтому лучше работать с независимыми нефтедобывающими компаниями, закупая у них сырье. Как вариант, можно участвовать в конкурсах крупных нефтяных компаний по закупке сырья. Но они обычно выставляют крупные лоты.

Сбывать продукцию лучше тоже через оптовых дилеров. Как правило, маркетинг завода строится исходя из его специфики. Но обычно готовая продукция продается по 100% предоплате на условиях самовывоза.

Вопросы логистики

Логистика имеет ключевое значение в будущем бизнесе. Составляя бизнес-план, необходимо остановиться на одном из возможных вариантов доставки сырья:

  • железная дорога;
  • специализированный трубопровод.

Железная дорога

Использование железной дороги как канала транспортной связи между нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим производством имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество железнодорожного транспорта в том, что обычно нет необходимости строить полностью ветку от поставщика сырья до НПЗ. Как правило, можно достроить ветку до уже проложенного железнодорожного полотна. Мало того, можно построить свой мини-завод на месте бывшего производства, где такое полотно уже проложено. Это сократит инвестиции на логистику, позволив вложить средства в другие сферы развития предприятия.

Но как транспортное сообщение, так и объемы производства завода в целом надо рассчитывать исходя из возможностей расположенных неподалеку нефтедобывающих предприятий. Расчет транспортной нагрузки будет исходить из того, что в одну цистерну помещается около 50 тонн нефти. Поставляются они составами до 50 вагонов в одном. То есть один состав может привести где-то 3 тыс. тонн нефти за один раз для переработки. Из этого объема сырья завод может произвести в месяц около 50 тыс. тонн нефтепродуктов, которые тоже надо как-то доставить заказчикам. В год это составит порядка 500 тыс. тонн.

Трубопровод

Чтобы использовать в качестве транспортной системы трубопровод, необходимо подключиться к системе Транснефти. Причем с заявлением о подключении надо обращаться не к ней, а в компанию по добычи сырья. А все потому что обязательным условиям подключения является закупка сырья не менее, чем на миллион тонн в год. Такие объемы может предоставить далеко не каждый добытчик. А те, кто могут, уже имеют контракты с более крупными нефтеперерабатывающими компаниями.

Проектная часть завода

Итак, прежде чем строить завод, надо определиться с мощностью вашего производства и подписать проекты о намерениях с поставщиками, где будут согласованы объемы закупаемого сырья. Только после этого можно приступать к следующему этапу – подготовке бизнес-плана НПЗ и технико-экономического обоснования производства. Как уже говорилось, эти документы будут основываться на реальных возможностях объемов поставки сырья.

Желательно, чтобы план и проект завода был разработан одной из ведущих нефтеперерабатывающих компаний, например, «Шелл». Это придаст надежности вашему проекту и повысит лояльность инвесторов, спонсоров, банков. Конечно, это увеличит расходы на старте, но в результате даст возможность получить больше оборотных средств.

Место под строительство

Что касается поиска места под строительство завода, то лучше всего искать старую заброшенную нефтебазу. Это минимизирует риски закрытия вашего производства из-за создания неблагоприятной экологической обстановки. Как правило, она уже там находится в плачевном состоянии. Еще одно преимущество – налаженная инфраструктура. Обычно к базе уже проложена железнодорожная ветка, есть эстакады. А вложения в их ремонт, как правило, намного ниже, чем инвестиции в строительство. Кроме того, обычно на таких местах оборудованы условия для хранения сырья и готовых нефтепродуктов, что тоже сокращает план инвестиций на старт проекта.

Еще один важный нюанс – рядом с такими территориями обычно уже работают нефтедобывающие компании, которые в свое время отработали схему поставок сырья на базу. Все эти факторы благоприятно влияют на финансовый план вашего будущего нефтеперерабатывающего завода.

Сбыт готовой продукции

Опять же, если возводить завод на территории бывшей базы, то можно получить уже готовую клиентскую сеть. Это могут быть:

  • бензоколонки, которые не могут покупать топливо у крупных производителей из-за малых объемов реализации;
  • муниципальные власти, которым необходимо топливо для котельных;
  • мелкие нефтебазы, которые нуждаются в мелкооптовых партиях.

Группа компаний «Трасса» планирует построить в Московской области новый нефтеперерабатывающий завод , сообщают «Известия». Проект, который собираются реализовать до 2022 года, включает строительство производственных мощностей для выпуска бензина класса «Евро-5» . В случае, если завод будет возведён, он станет первым НПЗ в московском регионе, возведённым с 1938 года - именно тогда был запущен Московский НПЗ.

Строительство завода требует многомиллиардных инвестиций

ГК «Трасса» владеет крупнейшей независимой сетью АЗС в Подмосковье. По словам гендиректора Олега Алексеенкова, чьи слова приводят «Известия», на сегодняшний день в планах строительство завода, способного перерабатывать до 8 млн. тонн сырой в год. Финансовая составляющая проекта должна быть окончательно определена по итогам инвестрешения, но согласно предварительным оценкам весь завод может стоить около 2,5 млрд. долларов, первая очередь - около 50 млн. рублей.
Инвестиционное решение по строительству НПЗ планируется оформить в 2016-2018 годах, а начать строительство - в 2019 году. На 2022 году намечен запуск первой очереди завода, что позволит выйти на мощность 4 млн. тонн нефти в год. НПЗ должен будет производить нефтепродукты для сбыта через сеть заправок ГК «Трасса», которая сегодня насчитывает полсотни АЗС и планирует расширяться (сеть растет на 7-8 заправочных станций в год).

По предварительной информации, для строительства НПЗ рассматриваются площади в Подмосковье и на границе с Московской областью - в частности, в Коломенском районе. По словам представителей руководства района, территория действительно была бы удобной для нефтяников, поскольку есть доступ к водоснабжению и возможность подключения к трубопроводам. Тем не менее, представители ГК «Трасса» ещё не обращались за разрешением на строительство в Коломенском районе.

Однако эксперты и аналитики весьма скептически отнеслись к идее строительства НПЗ в Московской области. «Идея строительства НПЗ в Подмосковье не нова. Но реализовать ее сложно из-за отсутствия в России рынка нефти: у большинства добывающих компаний есть экспортные контракты по предоплате. В результате мы отказались от участия в финансировании проекта, хотя поддерживаем идею появления в регионе независимого НПЗ. Но пока это выглядит не очень реально, особенно на фоне провала аналогичных проектов в других регионах, например, в 2007 году в приморском городе Кингисеппе сорвался проект «Зарубежнефти» мощностью 2 млн. тонн в год и стоимостью 3 млрд, долларов», - цитируют «Известия» Григория Сергиенко, исполнительного директора Российского топливного союза.

Источник «Известий» в «Газпром нефти» сообщил, что ГК «Трасса» до сих пор не заключали контракт с компанией на поставку сырой нефти, однако официального комментария в «Газпром нефти» не дали. Отказались комментировать ситуацию и в «Роснефти». Кроме того, ГК «Трасса» ещё не направляло запроса в Минэнерго на разрешение подключения к нефтепроводам «Транснефти».

Экспертный взгляд

О том, насколько оправданным является решение о строительстве НПЗ в Московской области, корреспонденту « » рассказал Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"
Нет однозначного ответа на вопрос о необходимости строительства нового НПЗ или отсутствия такового. Точнее так: строительство нового НПЗ именно в Московской области вряд ли оправдано по целому ряду причин. Строительство НПЗ «вообще в Центральной России», как вариант можно рассмотреть.
В МО довольно дорогая земля - это, во-первых. Во-вторых, в области высокая плотность населения, что может стать причиной конфликтов данного проекта с жителями тех населённых пунктов, вблизи которых он будет построен. В Москве и МО уровень экологической ответственности населения гораздо выше, сложнее тут и вопросы соблюдения природоохранного законодательства. В-третьих, расходы на строительство и последующее содержание НПЗ в МО будут самыми высокими. В-четвёртых, периодически возникают идеи об объединении Москвы и области в единый регион, что может кардинально поменять статус этого завода, и не факт, что в лучшую сторону. И, наконец, с учётом высокой платежеспособности населения Московской агломерации, здесь представлены, в том или ином виде, практически все ведущие ВИНКи страны, то есть нет проблем с приобретением ГСМ ни у физических, ни у юридических лиц, поэтому создание НПЗ в МО может оказаться слишком сложным, а может даже, и вовсе нереализуемым проектом. Не исключено, что проект НПЗ в какой-либо другой области Центральной России реализовать будет проще и дешевле, к тому же там и насыщенность рынка ГСМ может быть ниже, что увеличит спрос на продукцию завода и позволит окупить его быстрее, чем планировалось.

Сейчас в России функционирует 28 крупных НПЗ с объемом нефтепереработки - более 1 миллиона тонн нефти в год и около 300 мини-НПЗ. Маржа нефтеперерабатывающего бизнеса в последние годы успешно конкурирует с рентабельностью от поставок нефти на экспорт.

Как правило, крупные нефтеперерабатывающие предприятия имеют более высокую экономическую эффективность, однако и более длительный срок окупаемости. Поэтому в секторе строительства НПЗ существует тенденция к увеличению числа предприятий малой мощности, имеющих свою экономическую нишу и направленных на решение более конкретных и локальных задач.

При строительстве НПЗ исключительно высоки требования к уровню автоматизации технологических процессов, надежности и безопасности оборудования и технологии, квалификации обслуживающего персонала.

Для принятия решения о строительстве НПЗ необходимо провести серьезную аналитическую работу для получения технико-экономического обоснования и разработать проект охраны среды. Ключевым моментом является оптимальная мощность будущего нефтеперерабатывающего завода, которая зависит от наличия сырьевого ресурса и концентрации существующих нефтеперерабатывающих предприятий в регионе строительства.

Выбор места строительства НПЗ

Строительство НПЗ ведется преимущественно в непосредственной близости от трубопроводов, транспортирующих сырую нефть, или нефтедобывающих объектов, что позволяет сократить расходы на транспортировку сырой нефти.

Профиль НПЗ

Нефтеперерабатывающие заводы можно разделить на 4 основных группы-профиля:

  1. НПЗ топливного профиля;
  2. НПЗ топливно-масляного профиля;
  3. НПЗ топливно-нефтехимического профиля (нефтехимкомбинаты);
  4. НПЗ (нефтехимкомбинаты) топливно-масляно-нефтехимического профиля.

Поскольку спрос на топливо значительно превышает спрос на прочую продукцию нефтепереработки и при этом имеет тенденцию к дальнейшему росту, наибольшее распространение имеют заводы топливного профиля. Поэтому строительство НПЗ в России осуществляется преимущественно в этом направлении. Существуют данные, показывающие, что предприятия осуществляющие комплексную переработку нефти имеют большую экономическую эффективность, чем узкоспециализированные.

Глубина переработки сырой нефти на НПЗ

Глубина переработки нефти на НПЗ является важным показателем эффективности использования сырья и, в конечном итоге, производства. Современные заводы имеют индекс сложности Нельсона более 8 дают суммарный выход светлых нефтепродуктов около 90%. Высокий уровень глубины переработки косвенно свидетельствует о насыщенности производства вторичными процессами.

Строительство НПЗ с высокой долей вторичных процессов позволит осуществлять более глубокую переработку нефти и увеличить выход более ценных нефтепродуктов, чем нефтяной остаток.

Строительство НПЗ и экология

Нефтеперерабатывающие заводы относятся к I классу опасности, который предусматривает наличие вокруг объекта санитарно-защитной зоны в радиусе 1 км (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Таким образом в радиусе 1000 метров от НПЗ не должно быть объектов жилой застройки, зон отдыха и других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания.

Если говорить об экологическом ущербе, который наносят окружающей среде НПЗ, то вред преимущественно наносится косвенным образом: основным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. Не секрет, что бензин российских производителей имеет не самое высокое качества. Причина этого в том, что на сегодняшний день в отрасли нефтепереработки весьма актуальна проблема изношенности основных фондов, в том числе и морального износа.

Поэтому строительство НПЗ, оснащенных современным оборудованием, а также реконструкция и модернизация существующих заводов является одним из путей уменьшения экологического ущерба.

Минэнерго был разработан проект модернизации НПЗ, направленный на увеличение глубины переработки нефти. Согласно проекту предполагается законодательно закрепить государственные преференции для тех предприятий, которые перевыполнят план и смогут достичь показателя глубины переработки нефти не менее 92%.

Что только не сделаешь ради москвичей, даже "проникнешь" на самое закрытое предприятие Москвы - Московский нефтеперерабатывающий завод. И на своей "шкуре" проверишь все мифы и страшилки.


Блогеры все покажут и расскажут, все честно и без обмана.

Большинство крупнейших НПЗ были возведены в начале или середине XX века, и даже те, которые строились далеко за городом, теперь оказались в границах расширяющихся мегаполисов. Так произошло и с Московским НПЗ — в момент его строительства в 1930-х годах Капотня была подмосковным селом.
В феврале 1936 года было начато строительство нового предприятия — Московского крекинг-завода № 413. А 1 апреля 1938 года на заводе была переработана в бензин первая тонна нефти — эта дата и считается днём рождения МНПЗ. Выглядел он примерно так.

Сегодня Московский НПЗ обеспечивает 34% столичного топливного рынка и выпускает 30 наименований нефтепродуктов. Основная часть продукции — это моторные топлива класса Евро-5, дорожный, строительный и полимермодифицированый битум, топочный мазут, сжиженные газы для коммунально-бытового использования.


Для любителей погрузиться в производственный процесс и вспомнить школьный курс химии, схема Нефтеперерабатывающего завода. Если смотреть на нее, то все не слишком сложно, но когда оказываешься на заводе, то теряешься и не понимаешь как можно руководить всем этим процессом.

А руководят как раз из этого места - Центральная операторская. Она кстати сделана из бетона и способна выдержать ракетный удар.

Здесь сидят операторы и руководят всем процессом. Следят за многочисленными датчиками и показателями.

Завод активно модернизируется, от советского прошлого остается все меньше. Более подробно расскажу чуть ниже.

Вот именно это новое оборудование совсем недавно доставили по Москва-реке, многие помнят эти фотографии.

Вообще не понимаю, как можно разобраться в таком переплетении труб.

Кстати, видите трубу с белым паром? Это как раз тот самый факел, где сбрасывается излишнее давление и сжигается избыточный газ. Раньше факел горел постоянно, и стал символом Капотни. Сейчас 90% времени он не горит. В ходе модернизации завод внедрил систему, при которой большая часть образуемого топливного газа используется для собственных нужд предприятия, а не сжигается на факеле. А выходящий из трубы пар просто защищает ее от проникновения кислорода из внешней среды.

На вопрос: А почему бы завод все-таки не перенести из Москвы?
Во-первых, это прямая потеря 2 100 рабочих мест (а с учетом подрядчиков это уже около 7 000 человек), потеря половины всех поступлений в бюджет Москвы от промышленности.

Во-вторых, это удорожание и сокращение дорожно-строительных и ремонтных работ в Москве, поскольку МНПЗ является крупнейшим в стране поставщиком современных битумных материалов, необходимых при дорожном строительстве.

В-третьих, в случае переноса завода неизбежен дефицит топлива в столице для автотранспорта и авиационного топлива для московского авиационного узла. Московские топливные базы и аэропорты получают топливо по Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу «Транснефти» (МКНПП), который как кровеносная система питает город бензином, дизельным топливом и авиатопливом.
Если завозить те же объемы топлива в город бензовозами, это создаст дополнительные критические логистические нагрузки на транспортную систему московского региона, заперев въезды в город в пробках.

Очевидным доказательством того, что НПЗ в черте города не обязательно несут с собой экологические проблемы, является Роттердам, в порту которого, расположенном в центре города, находится сразу пять крупных заводов нефтепереработки и нефтехимии. При этом у Роттердама одно из лучших мест в экологическом рейтинге европейских городов. Добиться этого удалось благодаря масштабным экологическим программам. В настоящий момент такие программы реализуются и на МНПЗ, завод поставил ясную и достижимую цель — стать лучшим заводом Европы по техническим и экологическим характеристикам.

А это Закрытые механические очистные сооружения (ЗМОС), которые полностью заменили устаревшие открытые очистные сооружения. Кроме того, введение в строй новых ЗМОС открыло возможность для минимизации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Москвы, а также возможности для существенного снижения объемов вновь образуемых остатков производства.
Был там, никакого запаха нет.

Проекты модернизации МНПЗ в 2011-2015 годах позволили предприятию снизить общее воздействие на окружающую среду на 50%. В рамках второго этапа модернизации в 2016-2020 годов. Московский НПЗ дополнительно на 50% сократит воздействие на окружающую среду (от уровня 2015 г.). От завода, который по привычке критикуют, остается только площадка. Сейчас на этой площадке, фактически без остановки производственного процесса, строится новое предприятие и демонтируются устаревшие установки. В 2020 году, после завершения модернизации, Московский НПЗ будет лучшим НПЗ в Европе по экологическим показателям.

Для особо привередливых выкладываю схему. И скажу по секрету, что главный эколог вместе с семьей живет буквально в двух домах от территории МНПЗ, так, что пока он там живет нам не стоит переживать.

Отдельно стоит отметить уникальную систему "Биосфера", строительство полностью должно завершиться к 2017 году. Планируется, что ввод самых совершенных на сегодня очистных позволит заводу увеличить процент очистки сточных вод до 99%, чем не может похвастаться большинство даже самых лучших заводов мира (в этом отношении это уникальный проект).
Радует то, что «Биосфера» - это, прежде всего, российская разработка. Базовый проект подготовила компания "НПК Медиана-Фильтр", резервуары проектировали и производили на "Самарском заводе котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов"
В настоящее время завод уже использует закрытые механические очистные сооружения (их ввели в строй в 2012-м), что позволило значительно уменьшить количество выбросов в окружающую среду (прежде всего, механических примесей и углеводородов в стоках). "Биосфера" станет вторым этапом очистки, более глубоким. Всего на площадке МНПЗ будет смонтировано шесть тысячекубовых стальных резервуаров, высота каждого 12 м, диаметр — 10 м.

А по поводу экологии и выбросов могу сказать, что облазил все предприятие, но запаха или каких-то воздействий не заметил.



Публикации по теме