Управление бизнес проектами кем работать. Екатерина Мамонтова - преподаватель курса, исполнительный директор «Сибирикс». Алексей Пименов - генеральный директор ScrumTrek

Доброго времени дня.

Пожалуй, стоит начать с темы «Специалист по управлению проектами».

Давно хотел обсудить эту тему с аудиторией Интернета, с людьми, интересующимися Управлением Проектами, с вами - уважаемые члены Общества Руководителей Проектов.

Итак, на свете существует бесчисленное количество людей, сознательно или бессознательно участвующих в реализации чьих-либо проектов, многие люди знают, что делают, но не знают для чего или для кого. Немногие знают, что участвуют в проектах, и еще меньше людей руководят этими проектами. И, наконец, только малая часть всех этих людей живет управлением проектами, стремится к развитию в управлении проектами, и любит свое дело. И такие люди живут по всему миру, включая и Россию.

У вас есть образование в сфере управления проектами? Не курсы подготовки или переподготовки, а полноценное, высшее образование, давшее вам полный комплект знаний, навыков, владение технологиями, и практику, требуемые для быстрого старта? Если вы отвечаете «да» на все эти вопросы, лично меня вы сильно удивите. В этом случае, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Полагаю, ваши комментарии будут полезны многим.

Забегая немного вперед, затрону (в положительном контексте) организацию, имеющую мировую известность среди руководителей проектов - Project Management Institute или Институт Управления Проектами - www.pmi.org .
Российские представительства PMI: www.pmi.ru и www.pmi.spb.ru на протяжении многих лет являются одними из немногих возможных вариантов подтвердить свою квалификацию и опыт в сфере управления проектами.
Опыт PMI бесценен. Этой организации удалось сплотить несколько сот тысяч профессиональных руководителей проектов и разработать ряд методологий (об этом позже), которые очень часто являются философией в управлении проектами, теорией, к которой можно относиться по-разному, но отрицать существование которой нельзя.
Востребованность специалистов, имеющих знания и опыт, подтвержденные такой организацией, как PMI, становится год от года все больше. Вы всегда можете получить теоретическую подготовку на курсах PMI и компаний-партнеров.

Можете. Профессиональная сертификация подразумевает наличие опыта работы в управлении проектами, курсов специализированного обучения, знание теоретических основ, представленных в методологии и основанной на ней литературе.

Правильно ли это? Не с точки зрения обсуждения PMI, а просто взгляд со стороны. Предположим, у вас 15 летний опыт работы в управлении проектами. Совсем недавно вам потребовалось подтвердить свою квалификацию формально, для чего вы прошли требуемые курсы, прочли множество книг и перешли к заполнению анкеты на допуск к экзамену. Вы распределяете часы, затраченные на управление проектами, которые составляют ваш опыт. Раскладываете свои действия по всем процессам, требуемым от профессионала, руководствующегося методологией, философией компании PMI. Но ведь вы (не вы конкретно, а для примера) узнали о существовании этой философии год назад? До этого управляли проектами как могли. Сколько же времени должно пройти с того момента, когда вы узнали правила игры, приняли их, до того, пока вас должны допустить к экзамену и оценить уровень подготовки? Субъективно. Это лишь взвешивание за и против, поиск ответа на вопросы, дискуссия, если хотите.

Достаточно ли этого? Представим другую ситуацию. На рынке образовательных услуг, в сфере высшего образования существует развитая конкуренция учебных заведений, имеющих лицензии на оказание образовательных услуг в сфере управления проектами. На государственном уровне разработаны стандарты управления проектами, всем и каждому понятны основы, определения, принятые в стандартах. Разработаны и утверждены программы, дающие одинаковую теоретическую базу всем получающим образование. Выпускники учебных заведений проходят практику на предприятиях и в компаниях, где так же все процессы настроены на государственную программу и стандарты. Государственные разработки идут нога в ногу (партнерство) с зарубежными организациями. Управление проектами проникает в смежные отрасли, в программы образования менеджменту, организации производства, управления персоналом, медицины, науки, в разработку компьютерных технологий. Интересно?

Насколько мне известно, образование в сфере управления проектами есть в зарубежных странах. Если не ошибаюсь, такое образование дается даже на Украине, говоря об Украине как о ближнем зарубежье.

Почему же подготовка профессионалов по управлению проектами в России находится на столь низком уровне? Почему не присутствует государственная поддержка? Есть ли выделение грантов на развитие направления, разработку стандартов, образовательных программ, подготовку специалистов?

Нет спроса на специалистов? Если мне не изменяет память, сектор инвестиционных проектов переполнен заказами на разработку месторождений, освоение объектов, в государственных программах все чаще называют слово «проект». Должны же быть специалисты, удовлетворяющие спрос на все эти задачи?

Кризис? Кризис - всегда временное явление. Это исторический факт. Слабые организационные структуры, предприятия, ведущие недальновидную и рисковую политику терпят крах; слаженные команды, управляемые профессиональными менеджерами, способны преодолеть многие препятствия, снизить затраты как на операционные издержки, так и на инвестиционные, проектные, за счет приложения знаний специалистов в области управления проектами.

Что же требуется нам, государству, России, чтобы родилась потребность (вспоминая спрос и предложение) в создании государственной заинтересованности в специалистах по управлению проектами (ведь аккредитацию на образование в данной сфере иначе не получишь?), что даст толчок для создания специальности «Специалист по управлению проектами" или "Руководитель Проектов", для привлечения в образовательные учреждения профессионалов в качестве преподавателей-практиков, что даст толчок программам по обмену опытом? Нужно ли это? Вопрос к вам, уважаемые члены Общества Руководителей Проектов.

Мне лично, вам, надеюсь, тоже, интересно мнение специалистов. Представителей разных отраслей и секторов. Дайте знать свою точку зрения по потребности в специальности «Специалист по управлению проектами" или "Руководитель Проектов" в качестве образовательной программы. Считаете ли вы, что эти специалисты будут востребованы на рынке труда? Готовы ли российские институты принять образовательную программу для подготовки таких специалистов?

К вашим услугам форум. Вы можете высказать любую точку зрения на счет данной темы.

Все представленное выше - мое субъективное мнение. Прошу строго не судить.

Сегодня внедрение принципов и механизмов проектного управления стало одним из ключевых условий конкурентоспособности компаний. Наука, искусство, панацея или веяние моды? Об этом рассказывает Управляющий партнер и генеральный директор компании PM Expert Александр Кутузов.

- Александр Сергеевич, как развивается управление проектами в России?

Начиная с 1990-х годов, я бы выделил три волны в развитии проектного управления в России. 1990-е годы – это волна интереса, энтузиазма, когда отдельные специалисты начали интересоваться зарубежными стандартами, нашими лучшими практиками, пытаться внедрять проектные принципы в свою работу.

В 2000-х годах идея проектного управления обрела популярность, и в компаниях началось его массовое внедрение. Создавались проектные офисы, разрабатывались корпоративные методологии. Кроме того, в компаниях начали появляться проджект менеджеры (project-managers). Такую популярность объясняет теория развития новых идей американского исследователя Гартнера. Ее суть в том, что после бурного первоначального всплеска наступает участок падения («отрезвления»), по окончании которого вновь начинается период роста. И вот, повторюсь, по моему мнению, пик популярности проектного управления в России был как раз в 2000-х годах. Именно в то время управление проектами стало модным и ожидания от него были сильно завышены. Во многих компаниях внедрение не сработало по причине отсутствия профессионалов необходимого уровня.

Сейчас идет третья волна – это волна становления профессионалов. Среди менеджеров появляется самодостаточный класс профессиональных руководителей проектов. И хотя у нас в стране руководитель проектов пока еще не профессия, а скорее название должности, есть люди, которые уже считают себя профессиональными проектными менеджерами и, главное, соответствуют этому названию.

Интерес к управлению растет, как и количество сертифицированных руководителей проектов. К сожалению, у нас в стране пока нет национальной сертификации, есть только аналог, предложенный нашей компанией, – степень РМЕ (Project Management Expert). Тем не менее уже тысяча специалистов имеют эту степень, а интерес к профессиональной сертификации увеличивается с каждым днем.

- Что способствует развитию проектного менеджмента?

Способствует, прежде всего, то, что в компаниях все чаще поднимается вопрос эффективности проектов. Там, где существует большая конкуренция и где проекты необходимо вести в очень сжатые сроки с оптимальными бюджетами, стоит вопрос о применении технологий управления проектами.

В последнее время интерес к проектным технологиям возрастает со стороны государственного сектора. В частности, на конференции «Управление проектами – 2012», состоявшейся в конце прошлого года, было очень много выступлений представителей государственных структур, в том числе и доклад заместителя министра экономического развития Леонида Осипова о современных методах управления проектами в госсекторе.

Кроме того, для дальнейшего развития проектного управления очень важным является появление Project Management Company’s – компаний, которые профессионально управляют проектами заказчика и которые при этом не аффилированы с генеральным подрядчиком. Наша компания такой уже является. Полагаю, в ближайшее время возникнет целый рынок компаний, которые помогут заказчику эффективно управлять крупными проектами, когда нет ни специалистов, ни экспертизы внутри самой компании.

- На сегодняшний день существует множество практик и решений в области управления проектами. Как отличить те, что будут действительно полезны организации, от тех, что в итоге не принесут отдачи?

Вопрос, конечно, сложный. Многое зависит не от самих решений, а от того, кто будет в компании их внедрять. От того, насколько компания готова к этим практикам. Необходимо, прежде всего, соразмерить их со своей ситуацией. Кроме того, очень важно внедрение этих методов проводить тоже как проект, в котором выделен руководитель проекта, создан план и т.д. И, конечно, очень многое зависит от ключевых фигур в проектном управлении компании, таких как руководитель проектного офиса и профессиональные руководители проектов.

- Можете ли Вы назвать какие-либо конкретные практики, которые оказываются наиболее полезными в преодолении кризисной ситуации?

Если мы говорим о кризисном проекте или проекте, находящемся в кризисной ситуации, в качестве первых шагов, безусловно, должны быть четкое описание границ проекта, формирование планов управления и планов исполнения проекта и создание календарно-сетевой модели. Прежде всего, необходимо четко понять, что мы делаем в проекте, в каких рамках, а это в большинстве случаев оказывается далеко не праздный вопрос. Причина в том, что разные участники по-разному понимают цели, задачи, границы проекта. Во-вторых, очень важно понять, как мы это сделаем. Цели и задачи проекта необходимо декомпозировать на отдельные работы, связанные между собой с точки зрения логики. В календарно-сетевой модели должны быть учтены соответственно сроки, деньги, ресурсы, риски. И тогда вы действительно увидите путь. Затем необходимо повысить эффективность контроля и управления изменениями. Эти действия необходимы в любом проекте, и ими необходимо научиться управлять.

Все остальные шаги вытекают из логики первых. Многие операции четко и скрупулезно описаны в стандартах по управлению проектами.

- Какие навыки менеджера проектов наиболее востребованы самыми активными и стремительно развивающимися компаниями?

Руководитель проекта, прежде всего, должен знать основные стандарты, технологии управления проектами. Но одного этого недостаточно, потому что в крупных, стремительных и ограниченных по срокам проектах очень важно лидерские качества, а также то, что называется soft skills – коммуникации, умение решать проблемы. Я бы сказал, чем больше проект, тем большим политиком должен быть его руководитель.

В крупных проектах неизбежно сталкиваются мнения и интересы различных сторон, возникают конфликты, которые необходимо урегулировать. Для подобных проектов я бы поставил вес знаний и технологий проектного управления – 20-30%, а остальное – лидерские и менеджерские навыки. В небольших проектах пропорция обратная.

- Можете ли Вы привести в пример наиболее успешные проекты, может быть даже экстремальные?

Из того, что я наблюдал, на меня большое впечатление произвело управление Программой подготовки Олимпийских объектов в Лондоне. Наша компания неоднократно проводила в Лондоне мастер-классы, в рамках которых участники знакомились, как организована система управления, как эффективно планируются проекты, как построено управление рисками. Из российских проектов, по крайней мере, в которых участвовал я или специалисты нашей компании, считаю, проект ТНК-РОСПАН одним из самых зрелых.

- Какой эффект приносит внедрение проектных технологий?

Если говорить о цифрах, то российская и международная практика показывают, что применение стандартных проектных технологий в больших проектах при стоимости этих технологий от 2 до 10 % объема бюджета проекта дает экономический эффект 15-20%.

Если же отойти от цифр, то основной эффект проектных технологий – это возможность системного управления. Одним из важнейших трендов в современном управлении проектами является эффективное управление изменениями.

- Что мешает нашей стране занять достойное место в этой области?

Прежде всего, отсутствие понимания, что управление проектами – это отдельная технология, что это действительно профессия. Сплошь и рядом можно услышать, что у компании очень много проектов и все поголовно проектами управляет. И, честно говоря, я часто встречаюсь с ситуацией, когда люди не понимают, что такое управление проектами в принципе.

Кроме того, часто развитию проектного управления мешает «перекос» в проектах в техническую сторону. Например, в капитальном строительстве очень много внимания уделяется проектированию будущего объекта, но очень мало внимания – эффективной организации управления ресурсами, для того чтобы сделать проект с минимальными затратами и сроками.

На упомянутой конференции «Управление проектами – 2012» был очень примечательный доклад аудитора Счетной палаты РФ Александра Пискунова, в котором прозвучал тезис о том, что ущерб от неэффективного управления проектами в стране многократно превышает ущерб от коррупции. И это говорит один из ведущих специалистов в своей области, человек, который разбирается в теме и словам которого можно доверять.

Еще одной серьезной помехой становлению и развитию проектного управления, по моему мнению, является разобщенность профессионалов в этой области. У нас есть несколько ассоциаций, самые известные из них – институт по управлению проектами PMI (Project Management Institute) и Международная Ассоциация Управления Проектами IPMA (International Project Management Association), но, к сожалению, у нас до сих пор нет единого профессионального сообщества. Я считаю, что крайне важно в ближайшее время создать такое профессиональное сообщество, которое, во-первых, сплотит профессионалов – приверженцев разных стандартов, а во-вторых, позволит вырабатывать и развивать стандарты проектного управления в нашей стране, в том числе новые подходы, национальную сертификацию и т.п.

журнал "Business Excellence" N2 (2013)

Управление проектами считается довольно популярной областью в менеджменте, которая уже давно зарекомендовала себя в мировой практике. При условии правильного применения можно добиться ощутимых результатов. Управляющий проектом – профессионал, услуги которого конвертируются в хорошие деньги. Например, специалисты данной области имеет доход, сопоставимый с врачами и юристами.

Современный менеджмент постоянно развивается, но всегда есть определенные стандарты в управлении, которые применяются на предприятиях различного уровня. Эффективное управление проектами сможет дать ощутимый результат в тех областях, которые находятся на этапе своего развития. Данная область знаний предполагает введение таких методик, которые несли бы уникальный характер и органично входили в протекающие процессы.

Главная специфика

Проект представляет временное «шоу», цель которого – создание уникального продукта или услуги. Говоря о временном характере, необходимо сказать о том, что любой проект имеет начальную и конечную фазу, которая наступает после достижения цели или невозможности дальнейшего развития.

«Уникальный» продукт или услуга имеет характеристики, не имеющие каких-либо аналогов. Управление проектами, имеющими уникальные предпосылки в своем развитии, занимает много времени. Характеристики могут меняться в зависимости от хода выполнения проводимых работ. Руководитель должен понимать, что постановка правильной цели – это малая часть успеха.

Для того, чтобы продукт получился качественным и запоминающимся, надо применить различные рычаги воздействия:

  • практический опыт;
  • теоретические навыки;
  • определенные методики, которые будут отвечать характеру цели и ожиданиям всех участников.

Поиск оптимального соотношения требований и ожиданий может затянуться, а потому надо стремиться к правильному сочетанию:

  • текущей цели;
  • сроков;
  • затрат;
  • характеристик и т.д.

Управление проектами будет эффективно только в том случае, если будет подчинено определенной логике, то есть различные предметные области и протекающие процессы выстроены в хаотичном порядке. Правильный менеджмент невозможен без отбора одной или нескольких целей. Конечно же, их достижение нельзя характеризовать только по конечным результатам. Большую роль будет играть путь достижения. Например, технологии, внедряемые в текущую деятельность, и т.д.

Отличительные особенности

Для определения оптимального пути к цели надо определиться с критериями успешности. Как показывает практика, большинство управленцев обращает внимание на поставленные сроки и получаемые выгоды. Рассматривая один из вариантов, надо делать акцент на качестве. В любом случае традиционный менеджмент не может ограничиваться только таким узким набором критериев. Каждый из них должен подбираться в соответствии с текущими потребностями и видами деятельности.

Управление проектами невозможно без соответствующих рычагов. В зависимости от применяемых технологий и затрачиваемых ресурсов можно делать соответствующее планирование. Кроме основных элементов деятельности нельзя забывать и про вспомогательные. Например, полезные связи, которые в перспективе смогут привнести дополнительные средства.

Управление проектами невозможно без правильной организации структуры рабочей деятельности, то есть все участники проекта должны находиться в тесных «информационных связях». Как показывает практика, менеджмент не включает стопроцентно достоверную информацию, а потому ее надо постоянно анализировать. Неопределенность и все риски должны учитываться уже на этапе планирования. Заключение контракта невозможно без соблюдения скоординированных действий.

Менеджмент невозможен без анализа рисков, поскольку любой проект на этапе своей реализации проходит большое количество промежуточных стадий, называемые жизненным циклом. Для получения необходимого функционала надо правильно расставлять приоритеты.

На что надо обращать внимание?

Начать надо с того, что управление подразумевает интеграцию, то есть любое действие приводит к определенным последствиям. Без такой взаимосвязи невозможно балансирование между несколькими задачами проекта. Менеджмент известен случаями, когда улучшение в одной области было связано с ухудшением в другой.

Для описания интегрированных процессов надо обратить внимание на их взаимосвязь. Можно выделить две основные группы, которые связаны с процессным подходом:

  • управление проектами, связанное с организацией, описанием приоритетных задач;
  • менеджмент, ориентированный на продукт (связан со спецификой производства продукта).

Обе группы, описанные выше, будут взаимодействовать между собой. Надо понять, что цели не могут быть составлены, если будет отсутствовать общее понимание концепций. Управленческие процессы будут накладываться друг на друга, приводя к изменению интенсивности стадий достижения результата.

Чтобы работать эффективнее, надо ориентироваться в информации относительно выполнения предыдущего этапа. Рабочая деятельность подразумевает под собой сочетание различных фаз, где закрытие одной считается логичным основанием для активации следующей. Как показывает практика, данный принцип в жизни может работать несколько иначе, то есть фазы не только предшествуют друг другу, но и накладываются.

Повторная инициация и контроль помогает контролировать процесс достижения поставленной цели в компании. Если появляется необходимость в сворачивании текущей деятельности, то все можно оперативно остановить, избегая лишних издержек.

Взаимосвязанная деятельность

Менеджмент включает планирование в общую модель, потому что в проекте могут быть отражены факты, достоверность которых проверить практически невозможно. В любом плане будут отражены различные процессы, но нельзя говорить о том, что формирование цели – это только планирование.

Усилия, которые будут прилагать сотрудники между собой, будут соизмерять с потенциальной полезностью. Менеджмент невозможен без понятийного аппарата, а потому нельзя путать понятия «цели проекта» (свойства и функционал) и «цели продукта проекта» (усилия, которые будут направлены для создания продукта с заданным функционалом).

Достижение цели связано с многократными повторениями, которые и откладывают определенный отпечаток на дальнейшей деятельности. Некоторые процессы планирования могут не иметь четких и логических взаимосвязей, но и порядок их выполнения остается неизменным. На первоначальном этапе надо определиться с перечнем работ, связанных между собой. Полученная информация будет нужна для расчета сроков и стоимости выполнения.

Исполнение и анализ

Исполнение представляет процесс, связанный с реализацией поставленного плана. Представленный этап надо постоянно контролировать, а промежуточные результаты анализировать. Кроме того, менеджмент должен быть всеобъемлющим, то есть учитываются все параметры в совокупности.

Анализ представляет деятельность, связанную не только с анализом плана, но и исполнением проекта. Такое действие будет направлено на определение удовлетворенности составленным планом, а также возлагаемым требованиям. На первоначальной стадии оцениваются показатели, выдвигаемые самой командой, а только потом второстепенными участниками.

На стадии планирования цели большая роль отводится мониторингу начальных условий, а также обновленных версий всего проекта. В скором времени анализ становится органичной частью текущего исполнения. Анализируя исполнение текущей цели, можно определить оценку состояния, а также спрогнозировать дальнейшую успешность. Нельзя забывать о том, что уникальность продукта или услуги сводит на нет универсальные показатели. Следуя простым рекомендациям, описанным выше, можно с высокой долей вероятности добиться поставленной цели.

Менеджер проекта (руководитель проекта или Project manager) — это специалист, отвечающий за успешное выполнение проекта:

  • в указанные заказчиком сроки;
  • с необходимым качеством;
  • при фиксированном бюджете и ограниченных человеческих ресурсах;
  • при необходимых требованиях со стороны заказчика.

В итоге, главный результат работы данного управленца — это удовлетворенность заказчика.

Должность руководителя проекта налагает высокую ответственность на специалиста, т.к. именно он управляет всеми процессами проекта и от него зависит конечный результат работ. Карьерный путь руководителя проекта всегда ведет в топ-менеджмент и в сторону проектов большего бюджета.

Места работы

Профессия руководителя проектов высоко востребована во многих отраслях:

  • информационные технологии (программирование, автоматизация, создание сайтов);
  • строительство;
  • финансы;
  • страхование
  • фармацевтика;
  • организация мероприятий;
  • спорт.

Понятие Project Manager родилось в сфере информационных технологий, поэтому именно там самый высокий спрос на управленцев. При этом в каждом крупном бизнесе профессия менеджера проекта нужна и экономически оправдана.

История профессии

Руководители, командиры и вожди появились многие тысячи лет назад. Кто-то управлял государством, кто-то войском или кораблем, кто-то строительством. Говоря современным языком, каждая их задача являлась проектом, а они его руководителем.

История профессии менеджера проектов связана с появлением термина «проект» в эпоху бурного развития экономики в XX веке.

Проектом назвали задачу, у которой есть начало и окончание, четко определенный срок выполнения, ограничения по ресурсам, критерии качества и успешного завершения. Сначала должности менеджеров проекта (Project Manager) появились в IT-компаниях, затем в сфере строительства и производства, а позже и в других отраслях.

Обязанности менеджера проектов

Должностные обязанности менеджера проектов сильно зависит от сферы деятельности компании, но при этом имеют общий набор задач:

  • ведение проектов (контроль качества, сроков, бюджетов и рисков);
  • коммуникации с заказчиком (согласование планов, сроков, требований, бюджетов);
  • руководство проектной командой;
  • ведение проектной и технической документации:
    • календарные планы;
    • технические задания;
    • функциональные требования;
    • финансовые отчеты;
    • и так далее.
  • участие в процессе продажи и заключении договоров (в том числе участие в тендерах);
  • постпроектное ведение заказчиков и дополнительные продажи.

Иногда функции руководителя проектов включают задачи менеджера по продажам: активный поиск клиентов, подготовку коммерческих предложений, переговоры, заключение договоров и т.п.

Требования к менеджеру проектов

Требования к менеджерам проектов зависят от сферы деятельности компании. На стройке одно нужно, в ИТ — другое, в банковской сфере — третье. Средний набор требований таков:

  • Высшее образование (желательно по профилю работы компании);
  • Опыт работы от 1 года (серьезные должности требуют более 3-х лет);
  • Хорошее знание сферы деятельности и ее рынка;
  • Умение составлять документацию (техническую и проектную);
  • Опыт руководства (в рамках проектных команд);
  • Отличные коммуникативные навыки.

Иногда среди требований к руководителям проектов можно встретить:

  • знание MS Project;
  • разговорный и письменный английский язык;
  • понимание принципов управления проектами (например, PMI)
  • готовность к командировкам.

Образец резюме менеджера проекта

Как стать менеджером проектов

Требуемый багаж знаний, умений и навыков менеджера проекта существенно зависит от профиля деятельности компании.

Рассмотрим в качестве примера строительство. Чтобы стать менеджером проектов в строительстве, необходимо иметь высшее техническое образование и опыт работы в строительных компаниях (как правило, более трех лет и желательно на управленческих должностях).

Также нужно уметь управлять коллективом более трех человек, вести переговоры на высоком уровне и уметь отстаивать свою точку зрения, владеть навыками тайм-менеджмента, иметь устойчивую психику.

Зарплата менеджера проекта

Заработная плата менеджера проекта может варьироваться от 20 до 150 тысяч рублей в месяц. При этом в системе оплаты всегда присутствует много бонусов, премий, процентов с продаж или завершенных этапов. Поэтому итоговый доход может быть существенно выше заявленного оклада. Средняя зарплата руководителя проекта составляет примерно 50 тысяч рублей в месяц + премии по результатам работы.

Поиск своего призвания – неотъемлемая часть жизни. При существующем многообразии профессий, с проблемой выбора, сталкивается каждый из нас. Ведь хочется, чтобы все «пазлы» сошлись – и работа была по душе, и были определенные способности к ней, и чтобы приносила реальный доход.

На сегодняшний день, рынок труда показывает, что наиболее востребованной, является профессия менеджера. Актуальность такого рода деятельности заключается в ее многогранности. Выпускники специальности «Менеджмент» получают комплекс фундаментальных знаний, умений и практических навыков в разных сферах, в частности в экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Более того, в толковом управленце нуждается любая кампания, ориентированная на активное развитие бизнеса. Отсюда следует мораль: спрос на эффективных менеджеров будет всегда.

Несмотря на то, что все профессии нужны, все профессии важны, сегодня речь пойдет о специальности «Менеджмент». Кем работать, будучи менеджером? Ответ Вы найдете на этой странице!

Менеджер нового поколения. Кто он?

Вызовы нового тысячелетия, обусловленные глобализацией и интеграцией, предъявляют новые требования к менеджеру как специалисту и человеку, в частности, к его способу мышления, навыкам и профессиональным качествам.

Менеджер XXI века должен совмещать в себе несколько ролей:

  1. Управляющий – занимается разработкой стратегии предприятия, делегирует полномочия, ставит конкретные задачи сотрудникам и вовлекает их в совместное принятие решений.
  2. Лидер – ведет за собой, вдохновляет, придает уверенности, заряжает команду оптимизмом и энтузиазмом.
  3. Коучер – возбуждает интерес, поощряет генерацию новых идей, помогает раскрыть потенциал, содействует личностному росту коллег.
  4. Дипломат – устанавливает деловые контакты, заключает сделки, играет роль медиатора и посредника.
  5. Новатор – в совершенстве владеет IT-технологиями и способен внедрить их в производство.
  6. Предприниматель – ищет возможности повышения прибыли компании и не боится обоснованного риска.
  7. Личность – образованный, имеет широкий кругозор, обладающий организаторскими способностями и моральными качествами.

Рассмотрев современные черты менеджера можно прийти к выводу, что сейчас общество нуждается в компетентных и креативных менеджерах-лидерах, способных продуктивно работать в динамичной бизнес-среде.

Менеджмент: кем работать с соответствующим дипломом?

В процессе формирования и развития, менеджмент разделился на функциональные виды деятельности. Они объединены общими задачами, реализация которых необходима для достижения целей организации.

Разберем основные направления менеджмента и, по совместительству, должности, которые может занимать специалист-управленец.

Итак, менеджмент, кем работать?

  1. В сфере маркетинга.

В обязанности маркетолога входит исследование рынка, модернизация старого и разработка нового продукта/услуги, формирование ценовой политики, продвижение товара.

Например, вакансия BTL-менеджера для тех, кто желает организовывать рекламные акции в местах продаж для продвижения торговой марки.

Бренд-менеджер отвечает за раскрутку, позиционирование и узнаваемость одной или ряда торговых марок доступными методами. Для этого необходимо обладать широкими знаниями и творческой жилкой.

Профессия менеджера по продажам широко применяется в сфере оптовой торговли. Основная задача специалиста – выполнения плана продаж. Весьма популярный нынче род занятий, поскольку от качественной работы менеджера зависит не только организация сбыта конкретного продукта, а и расширение клиентской базы и поддержания отношений с текущими партнерами.

  1. Интеренет-менеджмент.

Social Media Marketing – специалист по продвижению продукта с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Гугл, Яндекс и т.д.).

Кроме того SMM-менеджер налаживает коммуникации с пользователями сети Интернет, проводит анализ конкурентов, управляет проектами.

Следует отметить, что профессия предполагает карьерный рост. Начав работать администратором группы на определенной платформе, поднабравшись опыта можно открыть и свое SMM –агентство.

Должность менеджер интернет-проекта заинтересует всех, кто на «ты» с современными интернет-технологиями. Профессия считается очень перспективной, а также предоставляет безграничные возможности для реализации творческих идей. Обязанности заключаются в создании, администрировании, развитии и продвижении веб-сайтов.


Антикризисный менеджер, он же экономист-управленец, проводит анализ бизнес-процессов, на основе которого формирует комплекс мероприятий, направленных на восстановление организации в условиях кризиса с минимальными потерями.

Арбитражный управляющий также занимается антикризисным управлением. Но назначается арбитражным судом, и в зависимости от случая банкротства, помогает заемщику погасить задолженность перед кредитором.

  1. Мотивационный менеджмент.

Бизнес-тренер отвечает за обучение и развитие персонала компании. При помощи специальных методик, помогает раскрыть потенциал сотрудников, что благоприятно сказывается на конкретной организации.

  1. Менеджмент недвижимости.

Профессия девелопмент-менеджера на постсоветском пространстве более знакома нам как застройщик. Деятельность такого менеджера по развитию бизнеса направлена на получение прибыли от создания и реализации объектов недвижимости.


Должность ивент-менеджера подойдет тем, кто умеет организовывать мероприятия. Всевозможные события для клиентов, партнеров и сотрудников проводятся с целью продвижения продукта или поддержания корпоративной культуры.

  1. Инновационный менеджмент.

Профессия инновационного менеджера очень актуальна, поскольку внедрение инновационных технологий в производство отражается на доходности продукта.

Менеджер решает задачи разного рода, от исследования рынка на предмет необходимости новой услуги, технологии или продукта до заключения договоров с поставщиками.

  1. Кадровый менеджмент.

HR-менеджер, более известен как менеджер по персоналу. Такой специалист выполняет задачи по рекрутингу, собственно подбору персонала; ведет кадровую документацию и составляет планы по обучению сотрудников организации.

Хед-хантер выполняет качественный поиск успешных специалистов. Это может быть и переманивание конкретного руководителя или топ-менеджера в другую компанию. Даная вакансия является одной из самых высокооплачиваемых.

  1. Международный менеджмент.

Человек, который хочет работать международным менеджером должен знать иностранный язык и законодательство той страны, в которой намерен развивать рынок. И, безусловно, понимать культурные особенности и менталитет зарубежных партнеров. Успех деятельности напрямую будет зависеть от уровня интеллекта и эрудированности.

  1. Кволити менеджмент.

Менеджер по качеству ответственен за введение новых методов работы, которые будут способствовать улучшению качества управления, что в свою очередь важно для содействия по повышению качества продукции.

  1. Менеджмент туристической индустрии и гостинично-ресторанного бизнеса.

В индустрии развлечений особо выделяются такие профессии как менеджер по туризму и гостиничному делу. Круг обязанностей зависит от того, где работает менеджер.

Зачастую, должностные обязанности менеджера по туризму устанавливаются в соответствии с направлением деятельности и специализации: кто-то отвечает за бронирование билетов, кто-то работает с клиентами, кто-то оформляет визу и т.д. Хотя бывают универсалы, которые могут сами организовать поездку клиенту от А до Я.

Менеджер ресторана или отеля отвечает за слаженность и качество исполнения работы всей команды. Его функции заключаются в распределении заданий между коллегами, контроле над их исполнением, согласовании деятельности смежных служб. Познать особенности работы менеджера в индустрии туризма и гостеприимности можно в процессе практики.

  1. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер – человек, который управляет финансовыми ресурсами компании для увеличения прибыли. В компетентных менеджерах нуждаются многие предприятия, так что работу по специальности будет найти не сложно.

  1. Транспортный менеджмент.

Профессия транспортного логиста заключается в обеспечении рационального перемещения грузов. Логист выбирает, каким видом транспорта будет осуществляться перемещение груза, по какому маршруту. Специалист должен обладать аналитическим складом ума, поскольку того требует специфика профессии.



Публикации по теме