Что проверяет трудовая инспекция охране труда. Что проверяет трудовая инспекция. Основания для плановой и внеплановой проверки

С 22.10.2019 начинает действовать Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 13.06.2019 № 160. Документ уточняет, что проверяет трудовая инспекция в 2019 году, за что и какие штрафы положены.

Регламент написан по нормам о защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля и Постановления Правительства от 01.09.2012 № 875, потому никаких новых правил не вводит. Но с ним следует ознакомиться, чтобы понять, что трудовая инспекция при плановой проверке проверяет, а какие моменты опускает.

Как заявлено в регламенте, проверки включают контроль:

  • обязательных требований, в том числе касающихся охраны труда;
  • процедуры выплаты зарплаты, отпусков, расчетов при увольнении;
  • доступности условий работы для инвалидов;
  • выполнения ранее выданных предписаний.

Чтобы подготовиться к проверке ГИТ, работодателям следует изучить тот раздел административного регламента, где описано, какие есть полномочия у представителей ГИТ при плановой проверке и незапланированном визите. Опуская традиционные права по запрашиванию документов и расследованию несчастных случаев, сотрудники Роструда имеют возможность:

  • изымать для анализа образцы материалов и веществ, предварительно уведомив об этом работодателя;
  • направлять в суды требования о ликвидации или прекращении деятельности организаций (их структурных подразделений) из-за нарушения требований охраны труда;
  • запрещать использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, если они не соответствуют обязательным требованиям;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных норм и возмещении вреда пострадавшим работникам;
  • беспрепятственно в любое время суток приходить с проверками к работодателям при предъявлении удостоверений.

По общим правилам, продолжительность проверки Роструда — не более 20 рабочих дней. Проверять малое предприятие допустимо в течение 50 часов в год, а плановая выездная проверка микропредприятия должна длиться не более 15 часов в год.

Этап 1. Что готовить на проверку

ГИТ перед проверкой присылает большой список документов, которые собирается проверять, в нем насчитывается более 70 пунктов. Разделим их на блоки по темам:

  1. Уставные документы.
  2. Документы по оплате труда.
  3. По кадровому учету:
  4. По охране труда (ОТ):
  5. Документы на иностранных работников.

Список иногда расширяют в ходе проверки, если потребуются дополнительные сведения.

Этап 2. Наиболее важные направления

Объем проверяемых направлений работы заставляет поволноваться даже опытных специалистов, и подготовка к плановой проверке трудовой инспекции на 2019 год — обязательный момент для каждого кадровика. На что инспекторы обращают особое внимание? Самые проверяемые моменты:

  1. Задолженность по зарплате — наличие или отсутствие.
  2. Своевременность выплат заработной платы, отпускных, пособий.
  3. Наличие и содержание трудовых договоров.
  4. Наличие графика отпусков и его исполнение.
  5. Правильность оформления увольнений и расчета.
  6. Трудовые книжки — наличие и правильность оформления.
  7. и ЛНА, связанные с оплатой труда.
  8. Документы по (в случае ее проведения).
  9. Все, что связано с охраной труда. Перечень зависит от наличия или отсутствия , производственных травм и т. д.

Этап 3. Трудовые договоры

Для начала убедитесь, что у всех работников они есть. Затем проверьте содержание договоров, наличие в них всех основных условий. Для этого обращаемся к ст. 57 ТК РФ . К основным условиям относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция.
  3. Размер оплаты и даты выплат.
  4. Дата начала работы.
  5. Характер работы.
  6. Условия труда на рабочем месте.
  7. Компенсации и льготы при их наличии.

Если какого-то из этих пунктов нет, составьте дополнительные соглашения и внесите недостающую информацию.

Это не все мероприятия, как подготовиться к проверке Роструда. Очередной шаг — проверка дополнительных соглашений. Определите, какие изменения произошли за время работы сотрудников, и имеются ли в наличии все доп. соглашения. Особенно важны перемены в оплате труда, должности, условиях труда.

Этап 4. Штатное расписание и ЛНА

Штатное расписание обязательно для любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов, и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не утверждают разных окладов и не ставят цифры «20 000-25 000». Важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.

Обязательные ЛНА — Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:

  1. Порядок приема, перевода и увольнения.
  2. Права и обязанности работника и работодателя.
  3. График работы, рабочее время и время отдыха.
  4. Оплата труда и поощрения.
  5. Ответственность сторон.

Положение о премировании должно быть, если премии в организации есть. Если присутствует другая система оплаты, положение об оплате труда или иной ЛНА ответит на все вопросы проверяющих об основании выплат работникам.

Остальные ЛНА представляют интерес для ГИТ, если имеют отношение к льготам, компенсациям и другим денежным поступлениям. Положение о командировках, например, запрашивают, если в организации увеличены суточные выплаты. А вот регламент внешнего вида специалиста, положение о документообороте и т. д. вряд ли удостоятся внимания проверяющих.

Этап 5. График отпусков

Графики отпусков имеют небольшой срок хранения — 1 год, так что направить усилия следует на текущий и прошедший годы. Знакомить работников с графиком законом не предусмотрено, но предусмотрено уведомление работника о предстоящем отпуске за две недели. Сроки уведомлений инспекция проверять очень любит. Если в вашей организации принято разделять отпуск на части, пропишите это в ПВТР или в положении об отпусках. О том, что соглашение с работником о разделении отпуска достигнуто, свидетельствует заявление с просьбой внести в график несколько частей отпуска.

Проверьте совпадение графика с фактическими отпусками, если знаете, что он иногда не соблюдается. В каждом случае перенесения отпуска оформляйте заявление работника о переносе и приказ. Если в месяце несколько перенесений, допустимо издавать один приказ на все изменения.

В график вписывайте даты фактически предоставленных отпусков и основания их переноса — заявление, приказ.

И утвердите сам график не позднее чем за 15 дней до начала года, на который он составлен.

Этап 6. Личные карточки и приказы

Личные карточки Т-2 должны содержать максимум запрашиваемой информации. Проверьте наличие записей о переводах, изменениях оклада и предоставляемых отпусках. Данные разрешено вводить как вручную, так и в печатном виде. Обязательно возьмите подписи работника в графе «Прием и переводы» возле каждого вписанного приказа.

Приказы о приемах и увольнениях имеют срок хранения 75 лет, так что имеет смысл вести их аккуратно, независимо от проверок. Каждый приказ обязан иметь под собой основания — заявление, трудовой договор, соглашение сторон и т. д. Обязательным является своевременное ознакомление с приказом работника. Недопустимо составлять документ задним числом. Дата приема на работу должна совпадать с датой приказа или быть более поздней.

Приказы на отпуск проверяйте на наличие и на соответствие графику отпусков. Важно взять подписи сотрудников в приказах перед отпуском, к примеру, за 2 недели, если у вас нет практики письменного извещения о предстоящем отпуске.

Этап 7. Охрана труда

Это направление является одним из самых проверяемых, подойдите к нему максимально серьезно. Независимо от специфики предприятия, в организации должны быть:

  1. Специалист по охране труда (ОТ), если в компании более 50 чел., либо лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, если численность меньше 50 чел.
  2. Документы, подтверждающие .
  3. Инструкции по охране труда.
  4. Документы по (СОУТ).

В организациях, где имеются вредные условия труда, список значительно расширяется, его дополняют первичный и периодический инструктажи и журналы по нему, дополнительные инструкции, документы по медосмотрам.

Если СОУТ еще не проведена, но уже есть приказ о ее проведении и , проверяющие не будут наказывать за отсутствие спецоценки. В обратном случае вам грозит штраф.

Каждое предприятие, будь то организация или фирма индивидуального предпринимателя, время от времени проверяется надзорными органами. Одним из методов контроля деятельности компании является проверка Государственной инспекции труда РФ (далее – ГИТ). Работодателю необходимо знать о своих правах и порядке проведения проверки, потому что оба аспекта регулируются законом. Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой проверка ГИТ. Что проверяет, как проходит плановая и внеплановая проверка, можно ли уйти от надзора, какими правами обладают инспекторы, как действовать во время проверки – на эти вопросы вы также найдете ответ.

Ограничения и требования, установленные законом для ГИТ

Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:

Ограничение Комментарий
По срокам извещения о начале проведения проверки Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов.
По продолжительности проверки Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок – для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов.
По запрашиваемым документам Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено).

Как проводится плановая проверка ГИТ. Что проверяет

Важно! Следует периодически проверять на официальном сайте Генпрокуратуры РФ ежегодный план проверок , который выкладывается до 31 декабря каждого года.

Плановая проверка должна проводиться с установленной периодичностью всеми надзорными органами с целью выявления случаев нарушения со стороны работодателя положений Трудового законодательства. Такая проверка бывает 2 видов:

Документарная проверка ГИТ Выездная проверка ГИТ
В ГИТ должен быть отправлен пакет документов. Отправка происходит сразу после получения распоряжения, на передачу бумаг дается определенный срок. Проводится по месту нахождения предприятия и назначается редко (обычно достаточно документарной проверки), когда невозможно по документам:
  • удостовериться в том, что сведения были предоставлены в полном объеме (в частности, о начале осуществления некоторых видов деятельности);
  • провести оценку того, соответствует ли работа компании требованиям закона.

Как проводится внеплановая проверка ГИТ. Что проверяет

Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.

Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:

  • запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
  • заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
  • сведения, полученные из СМИ;
  • информацию, поступившую от органов гос. власти.

Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:

  • в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
  • было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.

Проверка ГИТ. Что проверяет в первую очередь

Несмотря на то, что инспектор ГИТ имеет законное право потребовать предъявить любой документ, относящийся к предмету проверки, заранее известно, какие документы будут запрошены в первую очередь:

  • индивидуальная трудовые соглашения с сотрудниками и дополнительные соглашения;
  • личные трудовые книжки подчиненных;
  • личные карточки сотрудников;
  • приказы руководства по основной деятельности;
  • приказы начальства по личному составу;
  • внутрикорпоративные нормативные акты, в т.ч. акт об оплате труда и правила внутреннего распорядка;
  • штатное расписание;
  • графики ежегодных отпусков;
  • табели учета рабочего времени;
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к книжкам;
  • приходно-расходная книга по учета бланков трудовых книжек и вкладышей к книжкам.

Экспертное мнение к вопросу о том, как действовать во время проверки ГИТ

По словам Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права “IPK Group” , работодателю в ходе проведения проверки ГИТ следует:

  1. Ознакомиться со служебными удостоверениями инспекторов.
  2. Потребовать копию приказа или распоряжения о проведении проверки (заверенную печатью) и обратить внимание на:
    • обоснование (документальное) проведения проверки;
    • перечень участников бригады, осуществляющей проверку;
    • сроки проверки;
    • анализируемые в ходе проверки бумаги.
  3. Лично контролировать ход проведения проверки.
  4. Узнавать результаты проверки, соглашаться или не соглашаться с мнением инспектора.
  5. В случае выявления нарушений со стороны ГИТ – обжаловать действия инспекторов в судебном или административном порядке.
  6. Обращаться за защитой прав и принятием участия в проверке к Уполномоченному по защите прав предпринимателей (в субъекте РФ или при Президенте РФ).

Во время плановой проверки сотрудникам трудовой инспекции требуется проверить точность и своевременность исполнения трудового законодательства работодателями. В ходе выездной проверки государственные инспекторы будут осуществлять анализ деятельности подконтрольной организации.

Для проверки законности совершаемых работодателем действий и принимаемых решений государственным служащим потребуется провести анализ документов, подготовленных для трудовой инспекции руководителем компании.
Инспекция по труду основывает свою деятельность на следующих принципах:

  • уважение, соблюдение и защита гражданских прав;
  • независимость и гласность проверки;
  • законность и объективность решений, принимаемых по итогам изучения работодателя.

В ходе подготовки и проведения контрольных мероприятий в 2018 году должностные лица инспекции по труду нацелены на выполнение таких задач как:

  • предотвращение и выявление фактов отступления от трудовых норм или правил безопасности трудовой детальности;
  • информирование работодателей и работников о современных методах соблюдения действующих положений;
  • сообщение уполномоченным государственным органам об обнаружении фактов совершения неправомерных деяний (действий или бездействий), злоупотребления правом или принятия решений, не соответствующих указаниям трудового законодательства.

Документы, необходимые для проведения проверки

Законодатель передает трудовым инспекторам права по:

  • истребованию у работодателей и бесплатному изучению любой документации, информации или объяснений, которые требуются для наиболее полного и всестороннего изучения подконтрольного объекта;
  • изъятию для анализа образцов веществ и материалов, которые обрабатываются или иным образом используются производственными работниками;
  • направлению в адрес работодателя официальных запросов с просьбой предоставить конкретные документы. Получив такой письменный запрос, руководитель должен передать государственным служащим копию необходимого документа, удостоверенную печатью предприятия, а также личной подписью начальника или уполномоченного им должностного лица организации.

Трудовое законодательство не позволяет государственным инспекторам оставлять запросы на документы или изымать образцы, которые не имеют отношения к проводимой проверке. Также сотрудники трудовой инспекции не вправе совершать изъятие из организации оригинальных экземпляров любых документов.

Какие документы проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Для всестороннего изучения объекта уполномоченным инспекторам необходимо проанализировать:

  • учредительные документы организации (устав или учредительный договор);
  • документы об ИП или сведения об участниках юридического лица;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • локальные нормативные акты, утвержденные руководством компании;
  • официально действующие в организации должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, а также штатное расписание;
  • содержание индивидуальных и коллективных трудовых договоров, заключенных с работниками и руководителем фирмы;
  • акт о порядке обработки персональных данных работников;
  • положение об организации работы по охране труда, положение о службе охраны труда;
  • утвержденный руководителем график отпусков, необходимый согласно ст. 123 ТК РФ;
  • положения об оплате труда (ст. 129 ТК РФ) и начислении стимулирующих выплат (ст. 135 ТК РФ);
  • форму расчетного листка и график сменной работы;
  • личные карточки работников, оформленные в соответствии с действующими стандартами;
  • трудовые книжки и журнал движения трудовых книжек;
  • журнал учета рабочего времени;
  • схему управления производственно-хозяйственной деятельностью;
  • журнал прохождения вводного и рабочего инструктажа, программы по проведению инструктажа на рабочем месте, инструкции по охране труда;
  • приказы о порядке прохождения стажировки, приказы о допуске к самостоятельной работе;
  • акты ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, акты приемки производственных механизмов;
  • личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты, документы о приобретении специальной одежды и обуви;
  • протоколы аттестации по охране труда, удостоверения о прохождении обучения правилам безопасности трудовой деятельности;
  • документы о прохождении медицинских осмотров.

Какой период проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Согласно законным указаниям плановая проверка работодателя, проводимая сотрудниками трудовой инспекции, должна происходить не чаще 1 раза в течение 3-х лет.

Какие года обычно проверяет трудовая инспекция

Чаще всего проверке подвергают сведения за последние 3 года. Проверяющий истребует у представителя работодателя журнал учета проверок. Этот документ позволяет отслеживать периодичность контрольных мероприятий. В журнале органы по надзору за соблюдением трудового законодательства отмечают:

  • наименование контрольного органа;
  • дату начала и окончания проверки;
  • задачи и предмет, правовые основания для организации контрольных мероприятий;
  • перечень выявленных нарушений и выданных предписаний.

Проверка трудовой инспекцией малого предприятия

Целью проведения проверки малых предприятий является поиск нарушений трудовых прав сотрудников. При наличии соответствующих просьб проверяющий знакомит руководителя с административным регламентом проверки. Затем должностные лица проводят контрольные мероприятия и сообщают руководителю организации о результатах проверки.

Если государственный инспектор выявляет отступления от действующего закона, он:

  • выдает представителю юридического лица предписание с целью устранить выявленные нарушения в конкретные сроки, а также провести мероприятия по предотвращению травматизма среди работников;
  • контролирует исполнение выданных предписаний.

Проверки трудовых инспекторов, которые осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, затрагивают всех работодателей — как организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), так и физических лиц.

Предприниматель может постараться предварительно выяснить, что проверяет ГИТ при внеплановой проверке, но, как правило, предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Что нового предлагают?

До конца июля 2020 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект , который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.

Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году. Но из-за расплывчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась. Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих предоставления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет. Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/ , https://proverki.gov.ru , http://plan.genproc.gov.ru/ . Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

В соответствии со статьей 26.1 , с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, мораторий на проверки продлили до 31.12.2019, хотя есть и некоторые особенности. В частности, проверки, организованные надзорными органами, перешедшими на риск-ориентированный контроль, не запрещены.

Исключения остались те же: компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на организации, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

Компания вправе подать в орган государственного контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагает, что проверка включена в план в нарушение положений указанной статьи. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.

Внеплановая проверка осуществляется:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • если в инспекцию труда поступили:
    • обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
    • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
  • о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Документарные проверки

Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой, проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него Федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:

  • когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых предоставления документов и информации, которые были предоставлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.

Срок проведения проверки трудовой инспекцией

Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.

При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Что проверяет трудовая инспекция

Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений — все это будет внимательнейшим образом проверяться.

Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан предоставлять документы, срок хранения которых истек.

Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11).

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Работодатель имеет право:

  • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  • отказаться от оплаты проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки;
  • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Результат проверки

Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Штрафы по результатам проверки

Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

Проверяющие органы все чаще используют возможности межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий. Так, ФНС РФ и Роструд договорились о проведении совместных проверок с целью выявления компаний, уклоняющихся от уплаты НДФЛ и страховых взносов в связи с ненадлежащим оформлением трудовых отношений с работниками, когда работодатель вместо трудового предлагает заключить гражданско-правовой договор либо вовсе не оформляет никаких документов.

Трудовая инспекция специализируется на выявлении такого рода нарушений, и теперь результатами проверки могут стать не только штрафы за нарушение трудового законодательства, но и доначисление «зарплатных» налогов.

Напомним, что проверки трудовой инспекцией могут быть плановыми и внеплановыми.

Любая компания может узнать, попала ли она в план проверок, на сайте Генпрокуратуры . Обычно план размещают в декабре текущего года на следующий год, и к такой проверке можно подготовиться.

А вот внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. При этом наиболее распространенной причиной внеплановой проверки является жалоба работника.

На что чаще всего жалуются работники?

  • Не выплатили заработную плату.
  • Незаконно уволили.
При этом нередко с жалобой во все инстанции идет работник, который сам является нарушителем, что для работодателя становится дополнительным отягчающим обстоятельством.

Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру. Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки.

Должен ли инспектор предупредить о внеплановой проверке?

Если проверка проводится по жалобе работника, предупреждать об этом компанию запрещено (ч. 9 ст. 360 ТК РФ), в отличие, например, от плановой проверки, о которой работодатель уведомляется не менее чем за 3 рабочих дня.

В какой форме будет проведена проверка?

Инспектор может запросить соответствующие документы, и тогда это будет документарная проверка, либо прийти лично (выездная проверка).

Документарная проверка может плавно перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки.

Можно ли проигнорировать запрос документов, который пришел по электронной почте?

Не стоит этого делать. Закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» позволяет инспектору использовать любые способы уведомления.

При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным.

Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля. За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:

  • для директора - штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;
  • для компании - штраф от 50 до 100 тыс. руб.
Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу № 4а-483/2016).

В чем особенность представления документов в рамках выездной проверки?

Для выездной проверки срок представления документов законом не установлен. Инспектор, выйдя на проверку, обязан ознакомить руководителя компании либо иное должностное лицо с приказом (распоряжением) о назначении проверки, ее целями и задачами, а также со сроками и условиям проведения (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). При этом инспектор вправе потребовать незамедлительного представления всех документов, необходимых для осуществления контроля.

Если объем документов большой и быстро собрать их затруднительно, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспектора и попросить дополнительное время для представления документов.

Какие документы вправе запросить инспектор в связи с жалобой работника?

Предмет проверки определяет жалоба работника. Соответственно, инспектор вправе запрашивать документы, непосредственно связанные с проверкой жалобы. Другое дело, что перечень таких документов может быть достаточно обширным.

Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:

  • заявление на оформление трудовых отношений;
  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
  • табели учета рабочего времени;
  • расчетные листки;
  • платежные документы на выплату заработной платы.
А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.

Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12-81/2015).

Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Итог проверки, проводимой трудовой инспекцией

В случае выявления фактов нарушения трудовых прав работника результатом проверки трудовой инспекцией станет возбуждение дела об административном правонарушении и привлечение работодателя к ответственности. Работодатель также получит предписание об устранении выявленных нарушений, неисполнение которого может повлечь новую проверку и новые штрафы.

Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Что с этими документами будет делать налоговый орган?

Налоговый орган сможет воспользоваться полученными документами в рамках камеральной проверки при представлении организацией расчета по НДФЛ. Кроме того, с учетом передачи налоговому органу функций по администрированию страховых взносов аналогичные действия могут последовать и при проверке расчета по страховым взносам.

Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случае установления факта нарушения законодательства о налогах и сборах организации грозят доначисления по НДФЛ и страховым взносам.

О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.

В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией.

Как минимизировать отрицательные последствия проверки трудовой инспекцией?

  • Идти на контакт с инспектором, идеально, если получится найти общие интересы - инспектор в первую очередь человек.
  • Не вступать в конфликт и тем более не грубить - кому это в принципе может понравиться?
  • Постараться максимально отработать запрос - инспектору нужно вынести обоснованное решение по проверке.
  • Представить характеристику на работника, особенно в ситуации конфликта, когда работник злоупотребляет - у инспектора должна быть общая картина, в том числе истинная причина обращения работника с жалобой.
Не исключено, что в этом случае дело закончится предупреждением, и дальше трудовой инспекции документы не уйдут.

Публикации по теме