Мыло из жира и соды. Мыло из свиного жира. Пошаговый рецепт

Всегда было интересно — как люди люди выбирают для себя хобби, почему увлекаются тем или иным делом. Если и вам это интересно, то предлагаю рассказ о том, как сделать домашнее мыло с нуля. Тема домашнего мыловарения сегодня очень актуальна. Кто-то варит мыло для себя, кто-то — в подарок, но это, оказывается, очень интересно.

Вместо предисловия

Прочтите и вы этот рассказ про мыловарение в домашних условиях для начинающих, даже если вы никогда не интересовались этой темой — просто для интереса, чтобы узнать, почему вдруг люди берутся за какое-то дело впервые.

Прочтите этот рассказ обязательно, если вы только начинаете изучать тему мыловарения — здесь вы узнаете о том, какие рецепты правильные, а какие — точно у вас не получатся.

Если вы давно варите мыло в домашних условиях — тем более прочтите, вам должно быть интересно, как другие занимаются тем же делом, что и вы.

В любом случае — скучно не будет, обещаю. А сейчас слово мастеру

Скользкая тема

Люди обожают маленькие ритуалы. Своеобразная разновидность развлечения. Особенно,когда эти обязательные традиции связаны с чем-то, что очень нравится. Эдакое маленькое хобби, увлечение.

Вот, многие . Готовят для нее всякие хитрые веники, настои для каменки и покупают специальные шапки и черпачки. Это тоже разновидность ритуала. И я тоже люблю баню. Но мое увлечение иного характера. Лично я варю мыло.

Увлечение давнее, ему уже больше десятилетия. Сложно сказать, когда оно оформилось в некую необходимую потребность. Просто мне с детства нравились уходящие профессии - бондари, кузнецы, плотники, жестянщики, печники.

Кое-какими я сам овладел на весьма приличном уровне. То, что среди них оказалось занятие мыловара, можно считать случайностью - с таким же успехом я мог бы оказаться пастухом или еще кем. Но получилось так, как получилось.

Собирался я попробовать долго - мешала история увлечений отца Федора Вострикова из «12 стульев», вероятно. Но однажды все случилось.

У тогдашней моей спутницы жизни была нежная чувствительная кожа, постоянно сохнувшая и раздражавшаяся от любой бытовой химии - выручали всякие и притирки, но то было хлопотно. Пришлось узнавать про мыло и экспериментировать.

Получилось не сразу, но получилось. А параллельно с навыком пришло знание много чего. Особенно то, что две трети современных опусов на эту тему - полная, простите, туфта. К ремеслу мыловара львиная доля статеек не имеет никакого отношения. Куда ближе к рекламе. Что-то вроде глупой и не очень честной статьи о фасоне платья в модный журнал. Мало того, что вранья много, да еще и вранье так себе - я в детстве похлеще мог, когда дневник надо было спрятать. Короче. Я не впечатлился.

Покажи руки

Собственно, две трети мыла ручной работы не имеет никакого отношения к теме хэнд мэйда и натуральному продукту - их бы стоило назвать дизайнерским оформлением куска мыла. Но уж точно не ручной работы. Причем понятно, почему так делается.

В магазинчиках с таким товаром очень интересная тенденция наблюдается. Большинство женщин покупают то мыло, что красиво смотрится. Прозрачненькое, с цветочками, многоцветное. А мужички как-то явно тяготеют к мылу, внешне напоминающее хозяйственное - погрубее, покривее, пострашнее.

Тут анализировать не берусь, но только настоящее мыло с нуля как раз выглядит страшненько. А то, что прозрачное - обычная нефтяная химия, которую проще купить в супермаркете - дешевле выйдет. Ибо не вижу понта столько платить за оформление и упаковку.

Как говорил мой товарищ дизайнер про некоторых коллег: «Это они на презентациях красиво трындят про вдохновение и стилистические отличия школ. А дома надираются дешевой водки до бесчувствия и спят бревнами на своих кривых диванах».

Натурально ли натуральное мыло

Так что говорить можно что угодно. Вранье калечит сознание и подменяет правду, но не меняет саму правду.

Так что некий парадокс присутствует. Идут за натуральным, а покупают яркое фуфло. Потому что почти все, что яркое и красивое, делается из мыльной основы. А теперь внимательно почитайте состав основы (хоть китайской, хоть английской) и поищите, что из себя представляет каждый ингредиент. Понятное дело, что строку «Вода» искать не надо.

Но даже если говорится, что «Основа натуральная, поскольку не содержит sodium lauryl sulfate, который заменен на sodium laureth sulfate», то знайте, что лаурилсульфат и лауретсульфат натрияя хоть и различаются на две буквы, но делаются из одинаковой нефти. И пропилен гликоль, которого бывает в составе основы 20 - 25%.

И что в натуральном мыле не должно быть консервантов. Ровно как и отдельного указания, что «содержит натуральный глицерин» — при производстве мыла из натуральных жиров глицерин образуется сам по себе. Если его ввели туда - уже что-то не то.

Еще пресловутый рН показатель. У натурального мыла он никогда не бывает 5,5 или около того. Все натуральное мыло имеет рН в пределах 9,5 - 11. Так что если увидели маленькую цифру - знайте, что то к натуральному не имеет отношения. А смягчает натуральное мыло по причине пережира - доли жиров, не прореагировавших с щелочью.

Как оно бывает


Так что пришлось мне учиться варить мыло по первоисточникам - в основном дореволюционным. Самая молодая книга, по которой я учился мыловарить — «Техническая энциклопедия» Мартенса 1927 года. Очень хороша была энциклопедия «Наука и техника» 1912 года. А так все пособия по домоводству - варить мыло дома в дореволюционной России считалось вполне нормальным делом.

После того, как познакомишься с понятной и подробной подачей материала, принятой в те времена (для написания большинства статей даже в дамские журналы и руководства приглашали доцентов и профессоров!), некоторые современные опусы кажутся страшным бредом. Приведу пару примеров.

Хлорид натрия (Sodium Chloride) – NaCl натриевая соль соляной кислоты, используют для увеличения вязкости мыльной основы (0,5-1%), также нежелательный компонент косметики.

Того, кто написал такой бред, мне всегда хочется спросить, а сколько у него было по химии в школе. С каких пор поваренная соль стала «нежелательным компонентом»? Если что, то морская соль для ванн почти вся из этого «нежелательного» и составлена.

Правильное мыло содержит titanium dioxide (диоксид титана) – отталкивает УФ лучи.

Кто-то слышал о диоксиде титана, входящем в состав оливкового масла или жира хрюшки? Для любознательных скажу: доксид титана добавляют в мыло для придания ему белого цвета - иначе вид не сильно презентабельный получается.

С целью очищения кожи вместо мыла египтяне использовали пчелиный воск , который предварительно растворяли в воде.

Кто-то пробовал растворить воск в воде? Удачи. Если воск растворился, то это кипяток. И мыться таким составчиком - еще то развлечение.

О жирах

А теперь камень в расположение любителей растительных масел. Если в составе найдете «пальмитат натрия », то знайте, что это не компонент пальмового масла. Это вообще компонент, обязательный для любого мыла. В жире кашалота, например, его до 90 %. А в сливочном масле - порядка 25 %.

Тут все просто. Все продукты из животных жиров встречаются нашим организмом более желательно и легко. Можно натереть лицо клубникой, но пользы от такой маски (если только вы не собрались пугать знакомых) будет ноль или около. Но вот если смешать клубнику со сметаной или животным жиром, то усвояемость кожей приятных клубничных веществ заметно повысится.

Можно, конечно, смешать с жирным кремом для лица или рук. Но есть одно но. Вазелин и основа для мази делаются из нефти. Есть вариант с ланолином, но он жутко дорог и не всем подходит.

Вот точно так и обстоит дело с мылом. С животным жиром для кожи куда как приятней.

И еще открою секрет. Натурального в современном мыле мало потому, что натурального на всех просто не хватит. А потому приходится выкручиваться.
Совсем мало натурального в . Но о том чуть позднее.

Если писать все то, что я знаю и умею по мылу, то выйдет полноценная книга. Так что постараюсь максимально понятно рассказать только самое необходимое. А для начала немножечко истории.

Жили-были в некотором царстве

Жир - растительный и животный - представляет из себя сложную смесь высших жирных кислот. Мыло - соль этих кислот. Натриевая или калиевая. Иногда аммониевая.

Из истории мыловарения

Если натриевые соли - мыло получается твердым. Если калиевые - жидким.

Твердое мыло научились делать сравнительно поздно - в 1424 году столетии в Италии. До того все мыло в мире было жидким. И потому не сильно уж и популярным. Кроме того, в нем было слишком много щелочи и слишком мало жира. Потому применяли его только для стирки - кожу таким мылом разъедало нещадно.

Едкий кали получить несложно - нужна вода и зола. А вот натриевую щелочь получить в быту сложнее. Хотя тоже реально - поможет сода и гашеная известь. Тем не менее, долгие годы мыло делали с помощью жира и щелока - так, предположительно, оно и получилось само не нарочно.

Мыло известно со времен Шумера и Вавилона. Есть описание получения его в египетских папирусах. Само английское (как итальянское и французское) название произошло от горы Сапо - на ней в Древнем Риме производили жертвоприношения.

Древнее мыло с золой

Жир жертвенных животных смешивался с золой костров (тоже жертвенных), так что после хорошего дождя (учитывая масштаб регулярных гекатомб) жир обмыливался вполне естественно. Только для человеческой кожи такой составчик не годился - слишком жесткий и много щелочи.

Так что долгие годы мылись потея и намазываясь маслом (потом его соскабливали вместе с грязью). Или с помощью крупного песка - его у нас зовут дресвой.

Наиболее из ныне популярных древних трактатов стоит считать работу Галена, где он описывает «грамотную» варку мыла и его применение.

Как определился состав мыла

В Российской империи для мытья применяли раствор золы в воде - щелок. Иногда слабый уксус. Ну и всякие отвары - хоть мыльный корень. Так дешевле и проще. Да и неудобно пользоваться жидким мылом по тем временам. Твердое мыло было известно у нас, даже есть брусок на гербе одного города с XVIII столетия, но простой люд предпочитал самостоятельно варить жидкое - экономили.

Состав мыла определили только в 1808 году (опять во Франции). А до того его получение было довольно схоже с лотереей. И потому наиболее часто получалось жестковато.

После определения состава появился шанс что-то научно прогнозировать и моделировать - так стало появляться мыло, которым стало комфортно мыться, а не только стирать.

О популярности мыла


В России мыло не было сильно популярным в широких слоях - парфюмер Брокар в начале ХХ столетия сетовал, что продать его русскому - задачка еще та. Сбывать хорошо свое отличное мыло он начал только тогда, когда приспособился вводить его в состав подарочных наборов. Обычно мыло, саше и пудра. Или мыло, одеколон и духи.

В Европе мыло популярным стало с XVII века (тогда и началось его промышленное изготовление). Получали его из всяких разных отходов. Вплоть до падали и тухлого бараньего жира на севере и оливкового масла в местечках поюжнее. Но дешевизна кокосового масла из колоний и удивительные свойства мыла из него - оно мылиться даже в морской воде, отчего его называли «мылом для моряков» - дала прекрасный шанс для мыловаренной промышленности по всему миру.

Хотя наиболее известных центров не так уж и много. На слуху сейчас из прежних чаще Кастилия, Марсель, Марокко.

Промышленное производство мыла

В промышленном производстве были сложности: дороговизна животных жиров, мягкость полученного мыла из растительного сырья, длительность самого процесса, опасность работы с крепкой щелочью. С первой боролись применением отходов, со второй - путем предварительной обработки для отвердения - гидрогенизацией. С последними двумя куда сложнее. Поэтому поиск более «сговорчивых» масел, способных омыливаться быстро или с менее опасным ингредиентом, продолжался все время. Только рекордсменом было все то же пальмовое масло.

Наконец-то получилось

В начале ХХ века решили попробовать чудо-материал (по популярности) той эпохи - нефти. Внезапно получилось более-менее хорошо.

Однако, первый раз получился шампунь, а не мыло. И шампунь у мистера Шварцкопфа в 1903 году был порошкообразным - жидким он стал позднее.

А вот во время первой мировой в Германии стала чувствоваться нехватка всего - в том числе и животных жиров для мыловаренной промышленности. Мыло применялось не только для мытья тело, но и в смазках - оно один из главных ингредиентов в колесной мази, например. Тут-то и занялись плотненько тем, что было в нефти - благо в ход пускались отходы НПЗ.

Дело пошло хорошо. Так что после войны такое начинание закидывать не стали. Тем более, что некоторые нефтяные производные омыливались легко и просто, а сами после обработки давали непринужденно и обильно пену. Ну и цена их была невысока. С тех пор многие вещества, что есть в зубной пасте, мыле и других подобных «мыльных-рыльных» составах не самые натуральные.

Каким бывает мыло

Мыло бывает трех основных сортов.

Когда жир омыливается щелочью, получается мыльный клей - в его составе мыло, глицерин (он образуется в процессе реакции), примеси. Если расходные очищены заранее, то и мыло получается чистое. А глицерин в его составе дополнительно смягчают кожу. Тем более, что метод получения наиболее прост - именно так получают большинство мыла в домашних условиях. Его минус в том, что такое мыло требует долгого дозревание. Обычно около месяца.

Если делать такое мыло из чистого оливкового масла (без добавок иных жиров), то выйдет кастильское . Оно приятно для кожи и хорошо мылится. Пена, правда, выходит мелкая. А дозревания такое мыло требует очень много - примерно не меньше полугода. Манипулируя с составом жиров срок сокращается, но тогда оно уже не кастильское.

Цвет кастильского мыла бывает белым, желтым, зеленым - все зависит от применяемого масла.

Ядровое мыло

Если варить чуть интенсивнее и несколько раз, а в процессе применить поваренную соль (так называемую отсолку), то глицерин и примеси отделяются, освобождая так называемое ядро.

Отсюда и название сорта - ядровое мыло . Большинство фабричных сортов относятся именно к такому - горячий способ хорош тем, что мыло получается более твердое, а процесс максимально скорый.

В домашних условиях вполне доступный способ, но для новичка несколько труден.

Если потом ядровое мыло просушить и перетереть специальной машиной, то в итоге выйдет пилированное мыло - еще один сорт, наиболее дорогой. Сам процесс напоминает зернение дымного пороха - основа взята одна, но продукт в конечном итоге получается с совершенно новыми качествами.

Как уже говорилось, ощущение при использовании мыла зависит от пережира - остатка жиров, не вступивших в реакцию со щелочью. Обычно эта величина лежит в пределах 5 - 15 %. Чем выше, тем приятней для кожи, но слабее очищающие свойства мыла. Да и хранится оно похуже - жиры имеют обыкновение горкнуть при хранении.

Марсельское мыло


Ядровое мыло без добавок известно под именем марсельского . Классический рецепт включал три вида жиров: свиной жир, оливковое масло, арахисовое масло (очень популярный во Франции продукт).

Делались попытки изменить рецептуру (эдикт 1660 года запрещал применение любого масла, кроме оливкового), но в результате возвращались к исконному рецепту - уж очень легко, мягко и приятно марсельское мыло пенится.

Если убрать из марсельского мыла пережир и оставить небольшой излишек щелочи, то получится хозяйственное мыло . Но верните пережир и в довесок к нему ароматические добавки - вот вам и туалетное.

Кстати, если в кастильском твердом мыле заменить натриевую щелочь на калийный поташ и добавить отваров трав, то выйдет марокканское мыло бельди .

Другие рецепты мыла

Удивительно, но хотя и существует масса названий у мыла, но суть его сводится к этим трем вариантам. Мыло для бритья , например, ничем качественно не отличается от мыла для умывания. Просто для бритья старались подбирать состав, дающий максимальную нестынущую пену - при применении способа с помазком это качество злободневно.

В дореволюционных изданиях можно найти массу рецептов из разных жиров - с касторовым и оливковым, льняным и спермацетом (жиром кашалота). Тогда было нормальным готовить мыло дома для разных целей - стирка, дезинфекция, смазка, бритье, умывание и прочее. Сейчас нам непонятно такое разнообразие - у нас давно замена массой других веществ.

Варить будет самым простым способом - мыло с глицерином, так называемый холодный способ. Я и сам предпочитаю его, хотя давно освоил и горячий способ с ядровым мылом.

Можно получить и прозрачное мыло (нужен спирт и глицерин), но это хлопотно и дороговато, а потому расскажу о самых простых и доступных вариантах декорирования. Начинающему мыловару хватит и этого с лихвой.

Что нужно для варки домашнего мыла


Нужна плита . Хорошо бы иметь вытяжку над ней помощнее - пары щелочи на самое вкусное на свете. Да и запах незрелого мыла не из приятных ароматов.

Кастрюля. Объем такой, чтобы влезло все. Вода, жиры, щелочь. Потом перекладывать некогда и некуда. Можно нержавейку, но я предпочитаю эмалированный вариант - он достался от тещи, как бросовая емкость.

Ложки, лопатки для отгрузки, взвешивания, перемешивания компонентов. Пластик или дерево. Мне нравятся деревянные лопаточки, но они скоро приходят в негодность - щелочь все же. Можно пластик, но нужен стойкий к такой среде. И держать тепло. Многие применяют нержавейку. Но мне больше нравится дерево.

Погружной блендер. Можно мешать вилкой или ручным миксером. Первый раз я так и делал. Но может запросто занять часа четыре. Если вы способны на такой подвиг - пожалуйста. Но с блендером процесс займет четверть часа. Так что сами выбирайте. От себя замечу: на такой подвиг (без блендера) можно решиться раз в жизни.

Емкость для щелочи . Когда делаем водный раствор едкого натра, выделяется много тепла. Поэтому берите что-то стойкое к щелочи и теплу. Многие пользуют нержавейку, но я предпочитаю жаростойкую стеклянную посудину для микроволновки.

Весы. Это обязательно. Лучший вариант - электронные бытовые с точностью до десятка грамма.

Средства защиты. Резиновые перчатки, очки, респиратор. Лучше тот, что использует патроны с активированным углем. Этот тип предпочитают использовать профессиональные мастера при покраске машин. Очки же любые защитные - щелочь безопасна (относительно) в сухом состоянии. Но стоит появиться чуточку влаги…

Еще хорошо бы отдельную мисочку для пережира и микширования масел. Но о том чуть ниже.

Ну и форму для мыла. Можно ящик какой-то приспособить. Или детские формочки куличиков для песочницы. Иногда хорошо идут пластиковые коробушки из-под готовых салатов. Их не жалко разорвать если что. А конфигурация куска мыла выходит вполне удобная.

Только следите, чтобы у форм не было отрицательных углов - мыло же из нее после застывания доставать придется

Ингредиенты для домашнего мыла


Начнем с щелочи. Едкий натр. NaOH. Проще купить в магазинах реактивов, обеспечивающих школы и лаборатории. Я беру в подобном уже десяток лет. И все устраивает.

Ароматические масла. Именно они придают мылу запах. Можно найти в аптеке или магазинах для ароматерапии, в банных магазинчиках.

Иные добавки. Корица, кофе, какао и что-то похожее - магазин продуктов. Отвары трав - делаем сами из аптечного сырья. И так далее. Деготь, например, я получал сам - перегонял кору в консервных на костре. Смолу можно набрать в лесу. Воск и мед - так то магазины пчеловодов. Что найдете, что захотите увидеть в своем мыле. Только одно но! Все ингредиенты должны стойко переносить щелочную среду. По этой причине, например, совершенно не годится ваниль.

Жиры для домашнего мыла

Жиры. Есть масса жиров, горячо любимых мыловарами, оттого стоящих столько, что как-то сложно понять, а есть ли смысл их брать? Потому предлагаю применять на начальном этапе то, что можно купить в продуктовом магазине в обычном городе: свиной жир, говяжий жир, оливковое масло, подсолнечное, льняное, горчичное, рапсовое, сливочное и так далее. Что больше нравится.

Варить мыло лучше из смеси масел. Оливковое хорошо в чистом виде, но долго зреет и недешево. Подсолнечное масло дает мыло, плохо и мелко пенящееся. Зато его добавка позволяет хорошо заживлять ранки.
Мыло из свиного или касторового жира очень плохо пахнет. Но при том весьма приятное для кожи. Так что попробуйте сами разные сочетания. А потом выберете лучшее.

Свиное и говяжье сало лучше брать перетопленное. Можно очистить и самому. Надо нагреть, растопить, посолить (для отделения всего ненужного), процедить. Но проще взять готовое.

Хлопковое масло невозможно воняет - его добавляют чаще только по причине дешевизны.

Фабрики широко используют жир норок и пальмовое масло . Но в чистом виде это совершенно невозможные варианты. Потому только в смеси.

Пальмовое улучшает пенообразование и способность мылиться в жесткой воде. Жир норки хорош для кожи рук. Но мне лично жалко зверушек, да и без пальмового можно легко справиться. С хрюшками как-то проще. Поэтому обычно я использую свиной жир, оливковое масло и подсолнечное. Иногда заменяю или дополняю его горчичным или льняным. Мне этот вариант больше всего по душе. Оливкового и свиного больше всего - это основа.

Посмотрите видео о наборе начинающего мыловара — возможно, у вас все встанет на свои места

Остальные добавки

Еще в мыло можно добавлять другие добавки для улучшения свойств. Парафин, воск, канифоль и другие. Они делают продукт чуть потверже.
Больше 3% вводить нельзя. Парафин вроде тоже как-то не очень. Мне нравятся воск и канифоль. Иногда я применяю косметическую глину как краситель и легкий скраб. Но тут, как уже говорил, больше упор на фантазию изготовителя.

Хорошо под рукой еще иметь слабый раствор уксуса или лимонной кислоты - на случай, если щелочь попадет на кожу.

Собственно, приготовив все это, можно и приступать.

Как сделать домашнее мыло: проценты и пропорции

Все жиры имеют разный состав и требуют разного количества щелочи, а потому важно знать, сколько требуется ее для их омыления. Тем более, что промывки водой и отсолки, как в горячем способе с ядровым мылом, не будет. Поэтому лишняя щелочь нам бесполезна и вредна. А недостаток не даст хорошего результат. Нужно знать точно.

Как делать расчеты

Есть способ варки с излишками щелока, но он хорош при непрерывном производстве. Нам такой снова не подходит. Но тут все просто.
Воды берется из расчета 33 - 38 % от массы жира. Чаще всего 33. Наиболее сбалансированный вариант.

А для щелочи есть мыльный калькулятор. Вот тут, например: http://www.magicaltouch.ru/calc/ Там все четко и ясно можно просчитать.

Для моих привычных рецептов все выглядит так. На сто грамм жиров требуется щелочи:

  • Оливковое - 13,45 г
  • Свиной жир - 14,1 г
  • Подсолнечное - 13,5 г
  • Конопляное - 13,8 г
  • Горчичное - 12,6 г
  • Льняное (деревянное) - 13,4г
  • Рапсовое - 12,4
  • Добавка 100 граммов воска потребует 6,9 щелочи, канифоль и смолу-живицу кладем так.

Тонкости

Но и тут тонкость. Долю пережира можно сразу просчитать в калькуляторе и сварить мыло, не деля на основной состав и пережир. Я предпочитаю так не делать. Просто не все жиры одинаково хранятся.

Животные портятся быстрее, многие масла растительной этимологии попросту сохнут. Так что то масло, которое наиболее стойкое (оливковое, например) и хорошо для кожи, и следует пускать на излишек жиров.

Пережир до 15 %. Мне нравится 5 - 7 %. Кому как.

Тут два пути. Или мудрим с мылом без оливкового масла, а его добавляем только после того, как прошла основная реакция с другими маслами. Или считать по нулевому пережиру, а затем в массу добавить те необходимые 5 процентов от всей массы именно того самого выбранного масла, заранее отмеренного в отдельной посуде. Мне больше нравится последний вариант. Им обычно и пользуюсь. Такой способ позволяет добыть мыло с максимальным сроком хранения без добавления консервантов.

Вообще для мыла самый простой консервант - поваренная соль. Но добавления ее как раз и следует избегать превыше всего - иначе глицерин отделится от общей массы. Так что просто применяйте для пережира наиболее приятное масло.

Обычно беру примерно 5 частей свиного жира, 10 оливкового и по части подсолнечного, льняного или еще какого другого жира.
Несколько слов про ароматические масла. Добиться стойкого запаха с помощью одних отваров сложно - в лучшем варианте будет пахнуть сеном.

Ароматические составы


Поэтому применяют ароматические составы. Норматив довольно солидный - примерно 5 - 6 капель на 100 грамм продукта. На первый взгляд кажется многовато. Но это только на первый взгляд. В процессе созревания и хранения мыла излишки запаха быстро уйдут. А довольно интенсивный аромат в куске мыла будет только слегка ощущаться на коже. Так что не пугайтесь.

Многие в рецептах рекомендуют столько капель того и капель этого. Я поступаю проще. Особенно учитывая, что варю я сразу килограмма по два-три, для которых все эти капельки - штука нудная. Поэтому мне проще несколько иначе. В небольшую баночку наливаю немного спирта. Грамм 30. Можно обойтись и без - но с ним удобнее потом переливать в мыльную массу готового купажа. А потом масло. Примерно представляю что хочу получить. И начинаю смешивать. Как понравился запах - готово.

Например, для хвойного аромата я пускаю в ход чайное дерево и много всего елового: кедр, ель, сосна, пихта - все эти масла не так и дорого стоят в аптеке.

Можно сварить травы и на этой воде сделать щелочной раствор. Но то скорее цвет, чем аромат. Даже натуральный кофе будет слабо пахнуть в мыле. А его молотые зерна будут скорее скрабом, чем ароматизатором. Потому для кофейного запаха я и раствор делаю на вареном кофе, и молотый добавляю в массу. Иногда могу добавить и растворимого. И немного топлю шоколада - вот тогда получается весьма недурной запашок. Хоть и относительно слабый.

Хорошо бы еще незастывшую массу, сделанную на отваре травы, сверху присыпать этой же травой. Или мелкие фрагменты добавить в массу - может получиться весьма неплохо, хотя немного пестро.

А теперь начнем процесс

Сосчитали? Отмеряли? Поехали.

В кастрюле топим жир. Обычно наливаем самого основного, что жидкое. Вроде оливкового. Как нагреется, него отправляем твердые жиры. И топим, пока не получится однородная масса. На этом этапе канифоль, воск. Иначе их не растворит. Пережир пока не трогаем - его добавляем в самом конце.
Перемешиваем в процессе. Так и перемешается хорошо все, да и контролировать удобно. Если сильно нежное масло, то можно и на водяной бани. Но чаще прямо на плите, просто нагрев не должен быт интенсивным.

Как только жир растопился, ставим его остывать. Масла должны остыть примерно до 40 градусов. Можно «пощупать» термометром, но я лично контролирую на ощупь - весьма тепло, но не обжигает.

Как только поставили перетопленную массу остывать, самое время заняться пережиром (если еще не отмеряли).
После отмеряем щелочь. Осторожно! Штука едкая! Очки и перчатки обязательны!
Далее растворяем щелочь в воде. Добавляем ее в воду, а не наоборот! При этом будет выделяться много-много тепла. Так что хорошо бы применить воду или отвар, предварительно охлажденную или с кубиками льда. Можно поставить емкость для смешивания в холодную воду.
Растопившийся жир выглядит так.
Далее ставим готовый раствор тоже остывать. Торопиться нельзя. Если мыло готовить из горячих ингредиентов, то может случиться слишком быстрая реакция, отчего масса будет неоднородной. Или начнет отделяться глицерин - тоже нехорошо. В идеале щелочь и жир имеют одну температуру. В жизни достаточно примерных значений. На фото видны небольшие раковинки на срезе мыла. Это произошло именно по причине слишком высокой температуры. Тут дефект незначительный, но на деле все может быть много хуже.
После того как все остыло, можно смешивать. Медленно вливаем в жировую массу раствор щелочи. И помешиваем, помешиваем, помешиваем. Не ждем моментальный результат. Просто щелочь должна хорошо распределиться по массе. Выглядит это примерно так.
Тут приходит время блендера. Месим, крутим, шумим. Первое время вроде как ничего меняться и не будет. Но не отчаиваемся - надо дать время запуститься реакции омыливания.
Постепенно масса начнет густеть. Вот тут следует быть внимательным.
Мы должны достигнуть состояния так называемого следа. Консистенция должна напоминать жидкий заварной крем. Или кисель средней густоты. Если по поверхности провести чем-то, делая канавку, она будет затягиваться медленно. Как только такое началось - пора завязывать с замесом блендером.
Самое время добавлять пережир и ароматизаторы. Ровно как и разные красители.
И разливаем по формам. Или в одну. А когда мыло загустеет (день или два), полученное полено можно будет разрезать на несколько кучков и отправить на окончательное дозревание. Которое длится как минимум месяц, а с чистым кастильским мылом - все полгода. Вообще мыло будет мылиться сразу. Но плохононько. Да и воздействие его на кожу будет грубым. Ровно как и запах будет не самым приятным. Так что не торопитесь. Через месяц выдержки где-то в нтени и без излишних скачков температур мыло чудесно преобразится.
Немного об украшении. Тут вариантов масса. Например, добавить молотой корицы. Или кофе. А в поверхность массы воткнуть всяких цукатиков или кофейных зерен. Выйдет что-то вроде такого.
Или вариант с сушеными цветочками. Тоже симпатично получается.
Можно разделить массу на несколько частей, а в каждую замесить различные травки. После чего уложить слоями. Позднее на срезе такое будет смотреться любопытненько.
А если добавку, дающую изменение цвета, добавить уже в залитую форму, но особо тщательно не размешивать, то получается интересный мраморный эффект. Вот например, как бывает, если добавить порошок какао.
А можно совместить слоеность и мраморный вариант.

И еще повторный совет под занавес — как сделать домашнее мыло. Не торопитесь! Выдержка в деле мыловарения очень нужна. И время ожидания все же меньше, чем у виноделов. Так что вспомните о том и не ропщите.

Попросил меня муж сварить мыло на подарок очень хорошему человеку. Долго думали, что ему можно сделать, и на вопрос: "Что он любит больше всего?" получила ответ: "Украинское сало, но ты же не сделаешь такое...". Из основы мыло-сало получается легко, а вот с нуля даже не представляла. Порылась в интернете, в голове и в закромах и решилась! На фото только вынула мыло из формы.

В "сало" конечно же, входит сало! Состав таков: омыленные холодным способом масло ши (каритэ), оливковое, пальмовое, кокосовое масла; свиной жир; цитрат натрия; минеральный пигмент; декор: глицериновое мыло, морская соль. Особую гордость вызывает корочка, это тоже нулёвка. Перетапливала свое же мыло с пальмами с глицерином, добавив в прямом смысле слова 1 каплю свежезаваренного кофе для цвета. Такой способ делать основу подсмотрела у Натальи Евстратенко и Аромания .

Мыло получилось твердое, еле разрезала!

Когда резала, никак не могла избавится от чувства. что режу сало:)) и думала - теперь нож жирный, надо отмывать с мылом:)))

Очень трудно подобрать цвет, в магазине клялись, что пигмент специально для мыла с нуля, не выгорает в щелочи, но при замесе цвет был на порядок ярче. При постукивании формы об стол для удаления пустот красные полоски перемешались немного, так боялась, что мыло в виде сала будет похоже на десерт, как часто случается, что мыло в виде десерта похоже на сало или мясо)))

Свиной жир в мыле мне очень понравился, он полезен для кожи, стоит недорого (дешевле масла ши в 21 раз!), дает кремовую пенку и белый цвет. НО! есть неприятный запах:(. Правда, нашла выход: в масляно-щелочную массу эфирное масло мне совсем не хотелось добавлять, а вот посыпать салко ароматизированной эфиркой лимона морской солью - самое оно! После недели лежания в таком аромате неприятный запах почти исчез.

Состав: омыленные холодным способом масло ши (каритэ), оливковое, пальмоядровое, кокосовое, касторовое масла; цитрат натрия; крапива, мелисса, мята; диоксид титана.

Продолжаю "креативить" со штампами. На это раз под руку попались плоская деревянная бусина и подвески, которым так и не суждено было стать украшением...

И о цвете. Таки воспользовалась своим же советом:)) и опустила в щелочь размельченные травы крапивы, мяты, мелиссы. На фото прошло около 5 дней. Цвет остался почти таким же.

А это мое второе хозяйственное мыло. Провела над ним ряд экспериментов. Квадратики сварены горячим способом, а яйца- холодным.

В горячем способе добавила перед засыпкой в форму соль и соду (по 1 ч.л. на 1 кг мыла). В результате мыло мгновенно расслоилось, еле забила в форму. Правда, потребительские качества не пострадали - моет и отстирывает просто отлично, не нарадуюсь!

А вот каждое яйцо сделала разным и пометила маленькими кусочками мыл из основы, чтобы не перепутать) . Один кусок был без ничего, второй - с солью и содой, третий - с эфирками кедра и лимона, а четвертый - с отдушкой. Результат: больше всего понравилось с содой и солью, хотя вмешивать их очень трудно. Эфирки не стали пахнуть уже через день, отдушка слегка пахнет, но вмешивать ее тоже трудно. Мылко без ничего тоже прелесть, твердое, плотное, экономное.

Очередной эксперимент. Нашла на сайте "Мама мыла" книгу "Умное мыловарение", Анне Л.Уотсон ("Smart Soapmaking", Anne L.Watson). Прочитала, прониклась. Особенно понравился пункт про то, что мыло ХС после раскладки в форму не надо держать в тепле, что я и сделала с "салом". А второй пункт - что мыло ХС готово сразу. Вобщем, мыловары буду в шоке, но я яйцом мыла посуду на следующий день!!! Ради интереса периодически замеряла температуру на поверхности мыла в течение 2-х часов после раскладки в форму - она была в пределах 60-70 град! Так что реакция шла полным ходом.

На Руси варили мыло с давних времен. Варили и в мастерских, и в домашних условиях. Для изготовления мыла использовали говяжье, баранье, свиное сало. До наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло». Для мягкости добавляли растительные масла, например льняное.

Занимались «поташным промыслом» целыми деревнями, именно так в те времена называли мыловаренное производство. Особенно известны как на Руси, так и за ее пределами были валдайские и костромские мастерах мыловарения.

Представляем несволько способов мыловарения:

1. Горячий крепкий раствор стиральной соды налить в склянку и прибавлять по каплям растительное масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор всыпать немного поваренной соли (процесс так и называется - высаливание). Твердое мыло всплывет на поверхность, его легко собрать.

2 . Изготовление высококачественного ядрового мыла. Нагревая на водяной бане, растопить 70 г. говяжьего жира и 30 г. свиного сала. Затем, энергично мешая, добавить нагретый раствор гидроксида натрия (25 г. сухого гидроксида на 30г. воды). Осторожно! Щёлочь может разбрызгиваться!

Gолученную смесь, помешивая, нагревать на водяной бане 30 мин. По мере выкипания, добавлять горячую воду. Затем добавить 100 мл. 20%-ного раствора поваренной соли и снова нагреть до полного отделения мыла. Собранное мыло при необходимости завернуть в тряпку и отжать (лучше делать это в перчатках, чтобы не обжечься крепким раствором щелочи).

Затем промыть мыло в небольшом количестве холодной воды и добавить немного растворенного в спирте душистого вещества (это может быть тминное, анисовое, фенхельное масло или любое другое). Его надо чуть-чуть, запах очень сильный. После этого завернуть мыло в прочную тряпку и тщательно размять. И наконец слегка подогреть полученную массу и прессованием придать ей вид обычного куска мыла.

3. Приготовление простого твердого и жидкого мыла:

Для приготовления твердого мыла берут 2 кг каустической соды, распускают в 8 литрах воды, доводят раствор до 25°С и вливают его в расплавленное и охлажденное до 50°С сало (сало должно быть несоленое и берется его 12 кг 800 г на указанное количество воды и соды).

Полученную жидкую смесь тщательно размешивают, пока вся масса не станет совершенно однородной, после чего разливают по деревянным ящикам, хорошо окутанным войлоком, и ставят в теплое сухое место. По истечении 4-5 дней масса затвердевает и мыло готово.

Если хотят иметь более пенистое мыло, то к указанному количеству воды добавляют еще 400 г очищенного поташа или берут сала на 2 кг меньше и добавляют такое же количество кокосового масла.

Для приготовления жидкого мыла распускают в 2 кг воды такое же количество неочищенного едкого калия, доводят раствор до 25°С и тщательно смешивают с 8 кг несоленого сала, предварительно растопленного и охлажденного до 50°С. в дальнейшем поступают, как указано выше.

4. Горячий способ.

В качестве основы для туалетных мыл можно взять сальное мыло, приготовленное с содовым щелоком, или приготовить особо, употребляя для этого свиной жир в соединении с кокосовым маслом. Кокосовое масло должно быть самого высшего качества, а свиной жир исключительно свежий и хорошо очищенный.

Очистка жира производится следующим образом: свежий жир несколько раз промывают в холодной воде, разрезают его на кусочки и кладут в мешок, который подвешивают в котел с водой и кипятят. Когда вода закипит и сало распустится, его слегка отжимают, причем большая часть клетчатки остается в мешке вместе с мусором, мешок вынимают.

На каждый килограмм смеси сала с водой кладут 4-5 г поваренной соли и 1-2 г квасцов в порошке, при сильном кипении жидкости и постоянном перемешивании. По прошествии некоторого времени кипячение приостанавливают и дают жиру всплыть на поверхность. Образующуюся накипь тщательно снимают, процеживают через полотно в чистый чан и дают затвердеть.

Таким образом приготовленный жир может храниться без изменения в прохладном месте долгое время.

Для получения хорошего туалетного мыла на каждые 10 г жира берут 5-20 г кокосового масла. Последнее добавляется не только с целью удешевления, но также и для того, чтобы «налить» его большим количеством воды.

Сама варка мыла производится обычным способом, только необходимо следить, чтобы полученное мыло было нейтральным, т.е. чтобы в нем не было избытка щелочей. С этой целью его несколько раз отсаливают и затем снова кипятят.

После последней отсолки кипячение продолжают до тех пор, пока проба, взятая стеклянной палочкой на пластинку, не окажется вполне удовлетворительной, т.е. при сдавливании массы между пальцами должны получаться твердые пластинки, которые не должны ломаться.

Для того чтобы иметь совершенно чистое мыло, его размешивают шестом, снимают пену и вливают в формы, пока оно прозрачно. Мыльная масса, оставшаяся на дне котла, будет менее прозрачна и чиста, а потому ей надо дать затвердеть отдельно.

5. Холодный способ.

Приготовление туалетных мыл холодным способом посредством размешивания отличается многими достоинствами, которые главным образом сводятся к тому, что здесь окраска и парфюмировка производятся одновременно, составляя как бы одну операцию, после чего остается только затвердевшую мыльную массу разрезать и сформовать.

Для приготовления мыла холодным способом берут кокосовое масло, предварительно очищенное от случайной грязи, и омыляют его крепким натровым щелоком при низкой температуре и постоянном размешивании. Для того чтобы полученное мыло было нейтральным, необходимо сделать несколько предварительных проб и точно определить количественное соотношение жира и щелочи.

Когда процесс омыления дойдет до того состояния, что содержимое котла превратится в однородную и трудно размешиваемую массу, тогда к ней добавляют красящие и парфюмирующие вещества, которые после продолжительного размешивания равномерно распределяются по всей массе.

6. Переплавка.

Приготовление туалетных мыл переплавкой производится следующим образом: обыкновенное ядровое мыло разрезают на куски и бросают в котел, вставленный в другой котел с кипящей водой (водяная баня). К мылу надо влить столько воды, чтобы взятая проба имела хорошую консистенцию, после чего мыло разливают в формы и смешивают с красящими и парфюмирующими веществами.

Количество добавляемой воды, наливаемой для переплавки, зависит от свойства мыла: для твердого сильного мыла необходимо взять больше воды, чем когда в дело идут другие сорта, содержащие и без того много воды. Воды вообще наливают столько, чтобы при остывании получилось твердое мыло, сильно пенящееся в воде.

Если взятое для переплавки мыло сильно загрязнено, то его необходимо расплавить с большим количеством воды (50-60%), а затем отсалить и уварить.

7. Строгание .

Приготовление туалетного мыла строганием производится следующим образом: ядровое мыло обращают в стружки при помощи особого станка, собирают в деревянное корыто, смешивают с красящими и пахучими веществами и затем на месильном станке превращают в однородную массу. Станок состоит из горизонтального цилиндрического барабана, на окружности которого находятся 4-8 ножей. Над барабаном, приводимым во вращательное движение, находится наклонная плоскость, на которую кладут пласты мыла для строгания. Мыло собственным весом нажимает на барабан, ножи которого беспрерывно срезают стружки с мыльного пласта. Ножи установлены под значительным уклоном и потому могут срезать стружки толщиной в писчую бумагу.

Вот несколько рецептов для туалетных мыл, приготовленных разными способами.

  • Миндальное мыло. Для приготовления его берут 4 кг белого ядрового мыла, мелко строгают его и подливают немного молока. Массу наливают в котел, ставят на умеренный огонь и размешивают, пока она не загустеет и не начнет тянуться. Остудив, добавляют горько-миндального масла и выливают мыло в плоский деревянный ящик, на дно которого положено полотно. Мылу дают остыть, затвердеть и тогда разрезают его на куски требуемой формы. На заводах готовят миндальное мыло из хорошего крепкого щелока с двойным по весу количеством сала, жира, кокосового или пальмового масла, которое надо уварить до тех пор, пока вынутая проба, положенная на холодную гладкую плиту, быстро не затвердеет.
  • Розовое мыло. Для приготовления этого мыла берут 64 части кокосового масла, 40 частей сального мыла, 30 частей воды и нагревают эту смесь в течение 2-3 часов, вымешивают и добавляют немного эозина для подкраски. Затем снимают с огня и примешивают искусственное розовое масло. Мыло отливают в формах.
  • Фиалковое мыло . Для приготовления этого мыла, придающего необыкновенную мягкость коже, берут 100 частей белого ядрового мыла, 10 частей фиалкового корня, 10 частей росного ладана.

Мыло вымешивают с водой, окрашивают в фиолетовый цвет и добавляют фиалковой эссенции. Затем добавляют столько крахмала, сколько необходимо для придания мылу твердости, после чего мыло кладут в формы.

  • Лимонное мыло. Смешивают при легком нагревании 1 часть белого жирного мыла, 1 часть крахмала, окрашивают в желтый цвет и добавляют лимонной эссенции. Из полученной массы формуют мыло в специальных формах в виде лимона и подкрашивают сверху в желто-лимонный цвет, окуная его в краску, наподобие пасхальных яиц.
  • Английское круглое мыло. Для приготовления этого мыла надо нарезать на мелкие куски 200 частей хорошего белого ядрового мыла и затем растереть в нагретой фарфоровой ступке, добавив к массе I часть камфары. В полученное жидкое тесто добавляют 100 частей крахмала, окрашивают в разные нежные тона и парфюмируют. Из этой массы формуют плоско-круглые куски.
  • Английское мыло для бритья. Это мыло приготовляется следующим образом: 100 частей белого мыла мелко стругают и растворяют в воде до консистенции жидкого киселя. Затем добавляют 10 частей талька и 10 частей квасцов в порошке, окрашивают в кремовый цвет и парфюмируют мускусом и померанцевым маслом. Мыло это отливается в цилиндрической форме.

Добрый день, друзья!

Сегодня у нас мыло-эксперимент.

Во-первых, я в первый раз использовала в рецепте мыла молочную и лимонную кислоты.
Во-вторых, сегодняшнее мыло я варила с использованием животного жира , а именно - свиного смальца (он же лярд). Да простят меня защитники животных.

А теперь обо всем по порядку и с подробностями.

Свиной смалец (лярд) - это перетопленный нутряной жир. Наткнулась на него на рынке, когда выбирала мясо домой. Конечно же купила, всегда ведь интересно попробовать что-то новое.

Судя по жирно-кислотному составу свиного жира, у моно-мыла на смальце будет не очень хороший показатель очищения, зато мыло будет твердым, со стабильной пеной и хорошими кондиционирующими свойствами.

Жирно-кислотный состав свиного жира:

Пальмитиновая кислота 28%
Олеиновая кислота 46%
Стеариновая кислота 13%
Линолевая кислота 6%
Миристиновая кислота 1%

Рецепт мыла со свиным жиром (смальцем):

Свиной жир 35%
Касторовое масло 5%
Кокосовое масло 20%
Пальмовое масло 25%
Миндальное масло 15%
Пережир я взяла 7%
Вода к маслу 33%
Лимонная кислота 2%
Молочная кислота 3%
Отдушка сирень 10 мл
Сухие пигменты, глицерин для их диспергирования
Щелочь (NaOH) считаем по калькулятору, а также берем дополнительную щелочь для нейтрализации кислот.

0,6 г дополнительной щелочи на 1 г лимонной кислоты и 0,36 г щелочи на 1 г молочной кислоты

Мыло я варила поздней ночью, когда все мое большое семейство улеглось спать, поэтому работала быстро и на фотографирование времени особо не было.
Надеюсь, простого описания моих действий будет достаточно для понимания.

Приступим.

1. Первым делом я отмерила необходимое количество масел (жидких и твердых) и поставила баттеры на водяную баню растапливаться;

2. Пока масла плавятся, я приготовила растворы кислот и щелочи.
Я решила не рисковать, и приготовила отдельные растворы щелочи и кислот из расчетного количества воды для рецепта мыла. Я взяла немного воды, развела в ней лимонную кислоту, добавила туда же молочную кислоту. Отдельно в оставшейся воде я приготовила щелочной раствор.

3. Когда щелочной раствор немного остыл (примерно до 50 градусов) я влила в него раствор кислот.

4. После я смешала все масла. Растопленные твердые и жидкие. Оставила их остывать.

5. Пока масла и щелочной раствор остывают, я развела в глицерине сухие пигменты.
О том, как это сделать я писала в .

6. Когда щелочной раствор и масла были примерно одинаковой температуры (у меня получилось: щелочной раствор 35 град, масла 40 град) я смешала масла и щелочь.
Работала я блендером, как обычно. Немного повжикать, потом помешать, чередуя эти действия я довожу мыльную массу до легкого следа.
Хочу отметить, что несмотря на существенное содержание в рецепте твердых масел, масса получилась достаточно жидкая. Настолько, что я даже смогла немного "посвирлить".

7. Я разделила мыльную массу на 4 части. Половину я окрасила в белый цвет. Вторую половину массы разделила еще на три части и окрасила их в зеленый, розовый и сиреневый цвета.

9. Заливала в форму цвета поочередно с высоты, чтобы слой пробивал уже налитые в форму:
- белый побольше;
- розовый;
- зеленый;
- сиреневый;

Повторить несколько раз.
Сверху наливаем аккуратно (без пробивки) белый, украшаем капельками разных цветов, рисуем палочкой (только сверху, не проникая в глубь формы).

Отстукиваем форму о стол для удаления пузырьков воздуха.

10. В завершение - поставила мыло в духовку на час на 50 градусов для прохождения стадии геля. Пока мыло "гелилось", помыла всю посуду и довольная собой пошла спать)))

Вот такой батч у меня получился:

Надеюсь, Вы сможете с легкостью повторить мои действия и сварить для себя мыло на свином жире по этому рецепту. Если у Вас возникнут вопросы, всегда готова на них ответить в моей группе

Добрый день, друзья!

Сегодня у нас мыло-эксперимент.

Во-первых, я в первый раз использовала в рецепте мыла молочную и лимонную кислоты.
Во-вторых, сегодняшнее мыло я варила с использованием животного жира , а именно - свиного смальца (он же лярд). Да простят меня защитники животных.

А теперь обо всем по порядку и с подробностями.

Свиной смалец (лярд) - это перетопленный нутряной жир. Наткнулась на него на рынке, когда выбирала мясо домой. Конечно же купила, всегда ведь интересно попробовать что-то новое.

Судя по жирно-кислотному составу свиного жира, у моно-мыла на смальце будет не очень хороший показатель очищения, зато мыло будет твердым, со стабильной пеной и хорошими кондиционирующими свойствами.

Жирно-кислотный состав свиного жира:

Пальмитиновая кислота 28%
Олеиновая кислота 46%
Стеариновая кислота 13%
Линолевая кислота 6%
Миристиновая кислота 1%

Рецепт мыла со свиным жиром (смальцем):

Свиной жир 35%
Касторовое масло 5%
Кокосовое масло 20%
Пальмовое масло 25%
Миндальное масло 15%
Пережир я взяла 7%
Вода к маслу 33%
Лимонная кислота 2%
Молочная кислота 3%
Отдушка сирень 10 мл
Сухие пигменты, глицерин для их диспергирования
Щелочь (NaOH) считаем по калькулятору, а также берем дополнительную щелочь для нейтрализации кислот.

0,6 г дополнительной щелочи на 1 г лимонной кислоты и 0,36 г щелочи на 1 г молочной кислоты

Мыло я варила поздней ночью, когда все мое большое семейство улеглось спать, поэтому работала быстро и на фотографирование времени особо не было.
Надеюсь, простого описания моих действий будет достаточно для понимания.

Приступим.

1. Первым делом я отмерила необходимое количество масел (жидких и твердых) и поставила баттеры на водяную баню растапливаться;

2. Пока масла плавятся, я приготовила растворы кислот и щелочи.
Я решила не рисковать, и приготовила отдельные растворы щелочи и кислот из расчетного количества воды для рецепта мыла. Я взяла немного воды, развела в ней лимонную кислоту, добавила туда же молочную кислоту. Отдельно в оставшейся воде я приготовила щелочной раствор.

3. Когда щелочной раствор немного остыл (примерно до 50 градусов) я влила в него раствор кислот.

4. После я смешала все масла. Растопленные твердые и жидкие. Оставила их остывать.

5. Пока масла и щелочной раствор остывают, я развела в глицерине сухие пигменты.
О том, как это сделать я писала в этой статье .

6. Когда щелочной раствор и масла были примерно одинаковой температуры (у меня получилось: щелочной раствор 35 град, масла 40 град) я смешала масла и щелочь.
Работала я блендером, как обычно. Немного повжикать, потом помешать, чередуя эти действия я довожу мыльную массу до легкого следа.
Хочу отметить, что несмотря на существенное содержание в рецепте твердых масел, масса получилась достаточно жидкая. Настолько, что я даже смогла немного "посвирлить".

7. Я разделила мыльную массу на 4 части. Половину я окрасила в белый цвет. Вторую половину массы разделила еще на три части и окрасила их в зеленый, розовый и сиреневый цвета.

9. Заливала в форму цвета поочередно с высоты, чтобы слой пробивал уже налитые в форму:
- белый побольше;
- розовый;
- зеленый;
- сиреневый;

Повторить несколько раз.
Сверху наливаем аккуратно (без пробивки) белый, украшаем капельками разных цветов, рисуем палочкой (только сверху, не проникая в глубь формы).

Отстукиваем форму о стол для удаления пузырьков воздуха.

10. В завершение - поставила мыло в духовку на час на 50 градусов для прохождения стадии геля. Пока мыло "гелилось", помыла всю посуду и довольная собой пошла спать)))

Вот такой батч у меня получился:

Надеюсь, Вы сможете с легкостью повторить мои действия и сварить для себя мыло на свином жире по этому рецепту. Если у Вас возникнут вопросы, всегда готова на них ответить в моей группе



Публикации по теме