Краткосрочные курсы повышения квалификации. Повышение квалификации в ранхигс: курсы, программы, мастер-классы, семинары. Курсы профессиональной переподготовки

Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

Краткосрочное повышение квалификации

Объём занятий - не менее 72 часов.

Документ об образовании - .

Краткосрочное повышение квалификации - это тематическое обучение по вопросам конкретного производства.Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Тематические и проблемные семинары

Объём занятий - от 72 до 100 часов.

Документ об образовании - Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации .

Второй вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условия, - это тренинги, тематические и проблемные семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения.

Длительное повышение квалификации

Объём занятий - от 100 до 500 часов.

Документ об образовании - Свидетельство о длительном повышении квалификации.

Цель длительного повышения квалификации - углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости. Обучение может быть с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

В основном, программы повышения квалификации организуются по заявкам предприятий. Периодичность прохождения курсов устанавливают сами работодатели. Однако закон гласит, что курсы повышения квалификации должны проводиться не реже одного раза в 5 лет в течение всего трудового стажа работника.

Другие разделы ДПО:

Реформы в медицинской отрасли вызывают много вопросов и страхов среди медицинских работников. И это связано с изменениями в системе постдипломного образования. С 2016 года и до 2021 года планомерно внедряется система аккредитации медицинских и фармацевтических работников, которая должна заменить ныне действующий порядок получения сертификатов. Сертификаты, выданные после 1 января 2021 года, не будут признаваться документами, дающими право заниматься профессиональной деятельностью. Вместо этого врачи, средний медицинский персонал и фармацевты (провизоры) должны проходить аккредитацию.

Другое изменение касается прохождения курсов повышения квалификации с периодом 1 раз в 5 лет. С 2021 года все специалисты будут переведены на модель непрерывного медицинского образования (НМО), где необходимо проходить определенное количество курсов ежегодно.

Как будет проходить аккредитация медицинских специалистов?

Согласно ныне действующим положениям и правилам, аккредитация, как вид аттестации медработников, полностью вступит в силу в 2021 году. Разделяют первичную аккредитацию и периодическую. Первичную аккредитацию разделяют на 2 вида. Первый вид – для выпускников СУЗов и ВУЗов. Второй – для тех, кто проходит первичную специализацию, то есть курсы профессиональной переподготовки . Она предназначена для работающих врачей, фармацевтов и среднего медперсонала. Вторичная аккредитация проводится каждые 5 лет. Для этого медицинским специалистам нужно ежегодно проходить краткосрочные курсы повышения квалификации по системе НМО. Минздрав анонсировал изменения в Приказ №66н, согласно которому у специалистов будет возможность повышать квалификацию по старому: единовременно 1 раз в пять лет - курсы повышения квалификации объемом 150 часов.

Процедура аккредитации будет проходит в аккредитационно-симуляционных центрах. Она будет состоять их нескольких этапов:

    1 этап : Тестирование знаний

    2 этап: Оценка практических умений и навыков

    3 этап: Решение ситуационных задач

    4 этап: Оценка портфолио

Тест состоит из 60 заданий. За 60 минут нужно правильно решить 70% всех заданий. Тестирование проводится на компьютере, итоговый результат подсчитывается автоматически. Оценка практических умений состоит из выполнения заданий. Всего дается 5 заданий, на решение каждого отводится 10 минут. Оценивает эти задания аккредитационная комиссия, которая за правильные ответы выставляет по 2 балла. На следующем этапе даются 3 ситуационных задачи, в каждой из которых по 5 вопросов. Нужно ответить правильно за 30 минут на 10 вопросов из 15.

На последнем этапе комиссия будет оценивать портфолио. Здесь и будет представлена вся информация о пройденных курсах повышения квалификации. Портфолио готовится специалистом самостоятельно в течение последних 5 лет. К портфолио прилагаются удостоверения, сертификаты, свидетельства и дипломы. При этом эти курсы усовершенствования должны быть аккредитованными, то есть включены в учебно-методическую систему НМО. В другом случае, если это курсы повышения квалификации, то они должны соответствовать профстандартам. Последний этап является решающим для всей процедуры аккредитации.

Если специалист не явился на процедуру одного из этапов, или получил оценку «не сдано», или нарушил правила прохождения аккредитации, то аккредитуемый признается не прошедшим аккредитацию. Для каждого аккредитуемого дается 3 попытки на пересдачу. После этого можно пройти процедуру только через 11 месяцев.

Каждые 5 лет, в период между прохождениями процедуры аккредитации, специалисты должны будут получать зачетные единицы по прослушанным курсам дополнительного образования. Нужно в год собрать 50 единиц, по итогу за 5 лет – 250 единиц. Из 50 единиц в год – 36 единиц будут получены в ходе освоения программ повышения квалификации, а 14 единиц будут начислены за участие в конференциях и других мероприятиях, например, семинарах, вебинарах.

Можно ли пройти переподготовку и повышение квалификации по старой схеме?

Нельзя: По старой схеме, то есть получить сертификаты не могут выпускники ВУЗов и СУЗов после 2017 года, которые сразу включаются в систему НМО. Касательно выпускников медицинских ВУЗов с 2017 года также действует правило в отношении поступления в ординатуру. Им необходимо пройти медицинскую практику, и только после 3 лет практики можно подать документы в ординатуру. По большей части направлений курсы проф. переподготовки такие специалисты могут пройти лишь после обучения в ординатуре. Все, кто вступил в систему аккредитации, могут получать баллы НМО на образовательных циклах Академии СНТА. Данные циклы утверждены на портале Непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава (www.edu.rosminzdrav.ru)

Ознакомиться с перечнем циклов можно на странице " ". Ознакомьтесь с некоторыми отчетами

Можно: На курсах повышения квалификации: Медработники, чьи сроки действия сертификатов истекают до 1 января 2021 года, могут его продлить еще один раз на курсах повышения квалификации или набирать баллы на НМО. То есть они могут пройти курсы повышения квалификации по старой схеме. Им будут выданы сертификаты государственного образца сроком на следующие 5 лет. Получив такой сертификат, они должны сразу и немедленно включится в систему НМО. Следующие 5 лет они будут учиться по новой системе и соответственно в дальнейшем проходить аккредитацию.

Курсы переподготовки : Тоже самое касается тех, кто решил пройти курсы профессиональной переподготовки. Можно получить диплом о профпереподготовке и сертификат, пройдя курсы профессиональной переподготовки по старой схеме до даты официального вступления в силу системы аккредитации для данной категории работников, согласно Приказу №1043 (01.01.2019 ). Другими словами, все, кто не успел завершить обучение на курсах переподготовки или ординатуре до 31 декабря 2018 года , после получения диплома о переподготовке или подготовке в ординатуре будут дополнительно проходить аккредитационный экзамен в региональном аккредитационном центре (в каждом регионе свой перечень таких центров). После этого экзамена вместо сертификата будет выдаваться свидетельство об аккредитации по той специальности, на которую специалист обучался на курсах переподготовки или в ординатуре.

Обратите внимание, что в 2019 году специалисты, завершающие обучение в ординатуре и на курсах переподготовки по 6 направлениям, будут проходить аккредитацию. Об этом

Курсы переподготовки по старой схеме могут пройти также специалисты, у которых имеется, перерыв в трудовом стаже по медицинской специальности 5 лет и более. При этом для основной части специальностей необходимо наличие документа о подготовке в интернатуре или ординатуре.

Ниже представлена схема, которая поможет разобраться с тем, кто может воспользоваться шансом пройти профпереподготовку и повышение квалификации по старой схеме.

Остается лишь выбрать в какой форме и где можно пройти переподготовку и сертификационный цикл.

Можно ли пройти курсы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (сертификационные циклы) в дистанционной форме?

Имеется две доступных формы обучения. Очное обучение и очно-заочное с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Очное (в том числе и использованием дистанционных технологий - ДОТ):

Ситуация с очным обучением имеет свои особенности:

● Доступность. Учитывая географическую обширность страны, очень часто медицинские специалисты вынуждены преодолевать долгий путь к месту учебы. Командировка отнимает время и силы, она вызывает определенные бытовые неудобства, связанные с проживанием в чужом городе.

● Отрыв от производства. Очные курсы переподготовки длятся от 3 месяцев, курсы усовершенствования до 1 месяца.

● Такие курсы не гарантируют хороших результатов обучения, особенно если учесть, что в некоторых учебных центрах применяются устаревшие методы обучения.

Очно-заочное с применением ДОТ:

Все обучение осуществляется в заочной форме, где применяются дистанционные технологии. Эта форма обучения регламентирована и одобрена ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Дистанционным называется такое обучение, при котором используются современные телекоммуникационные технологии (в первую очередь – сеть Интернет). Можно учиться, не выходя из дома – в любом месте и в любое время. Такие курсы экономят время и финансовые затраты.


Как проходит обучение медработников с применением ДОТ?


После успешного завершения обучения слушатель курса получает документы: диплом о профессиональной переподготовке, удостоверение о повышении квалификации и сертификат специалиста.


Где можно пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию?

Автономная некоммерческая организация «Современная научно-технологическая академия» (АНО ДПО СНТА) реализует программы дополнительного профессионального образования в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.

Академия имеет государственную лицензию, дающую право ведения образовательной деятельности. На базе Академии разработаны следующие виды учебных программ:

Выбрать программу:


Цикл повышения квалификации с баллами НМО для врачей и среднего медицинского персонала

Обращаем ваше внимание, что в Академии СНТА имеется возможность пройти циклы повышения квалификации с начислением баллов НМО.

На сегодня существует 2 формата циклов повышения квалификации для врачей и медработников:

  • Очные образовательные циклы - многодневные . Они проходят на территории Академии в конференц-зале. О том как проходят очные образовательные циклы для врачей можно ознакомиться в любом из отчетов. Например, как прошел образовательынй цикл акушеров-гинекологов". За эти мероприятия начисляются баллы НМО от 8 до 16 баллов.

Обращаем ваше внимание, что очные мероприятия - это такие, где имеется возможность общения преподавателя с обучающимися. Так общение между преподавателем и обучающимся с помощью вебинара (ДОТ) также является очным обучением.

  • Очные циклы с дистанционной частью . Здесь образовательный курс разделен на 2 части: на очную и заочную. Существует в следующем виде: 1 день - очно и от 2 до 12 дней - заочно. соответсnвенно выдаются баллы НМО от 16 до 36.
  • Сугубо очные с применением ДОТ. Здесь цикл повышения квалификации проходит исключительно дистанционно. Общение между преподавателем и обучающимся проходит с помощью ДОТ.
  • Сугубо заочные циклы повышения квалификации . Здесь не предусмотрено общение с преподавателем. Но имеется возможность общения с менеджером образовательного цикла. Все обучение проходит на образовательном портале Академии.

Подробно о получении баллов НМО можно узнать у наших специалистов. Вы можете подать заявку на цикл, и Академия изыщет возможность составить данный цикл.

О том, какие циклы проходят на этот период, можно узнать на странице "Семинары и очные циклы"

Читайте инструкцию

Настоящие профессионалы учатся всю жизнь. Технологии развиваются очень быстро, и практически в любой сфере деятельности постоянно появляются новые методы. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, необходимо регулярно проходить курсы повышения квалификации. Расскажем о доступных формах обучения, программах и стоимости курсов, а также об особенностях выбора центра дополнительного профессионального образования.

Кому и зачем повышать квалификацию

Прежде всего, стоит упомянуть о том, что курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка - это разные вещи, хотя многие путают данные понятия. Профессиональная переподготовка предполагает освоение новой профессии, зачастую - смежной с основной. Такие курсы обычно долгосрочные (до 6 месяцев и более) и завершаются выдачей диплома государственного образца.

В отличие от переподготовки курсы повышения квалификации проходят не для приобретения новой профессии, а для расширения и совершенствования имеющихся знаний и умений. Повышение квалификации занимает меньше времени, чем переподготовка (от нескольких дней), и после прохождения курса выдается не диплом, а свидетельство или удостоверение.

В большинстве случаев курсы повышения квалификации - дело добровольное. Они повышают ценность работников на рынке труда, позволяют осваивать современные методики и работать эффективнее, поэтому многие работодатели отправляют сотрудников на подобные курсы - это идет на пользу и работнику, и компании.

Однако следует помнить, что в некоторых сферах повышение квалификации является обязательной мерой, которая прописана в законодательстве РФ. Регулярно проходить курсы повышения квалификации обязаны сотрудники органов внутренних дел, медики, фармацевты, госслужащие, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры, педагогические работники, работники железнодорожного транспорта, водители городского транспорта, экипажи воздушных судов, работники, занятые на подземных работах и на производстве химического оружия, судьи и др. Этим профессионалам курсы повышения квалификации нужно проходить с определенной периодичностью: педагогам - 1 раз в три года, главным бухгалтерам - 1 раз в 5 лет и т.д.

Необязательно, но желательно проходить такие курсы и после длительного перерыва в работе, а также в тех случаях, когда работник хочет повысить категорию или разряд, занять должность рангом выше, освоить новую технологию или обучиться работе с самым современным оборудованием.

Очевидно, что дополнительные курсы повышения квалификации открывают перед работником прекрасные карьерные перспективы - они дают возможность расширить и углубить свои знания, повышают шансы на быстрое продвижение по служебной лестнице и позволяют претендовать на более высокую зарплату.

Формы обучения

Поскольку курсы повышения квалификации рассчитаны на трудоустроенных людей, как правило, они проводятся без отрыва от работы. Хотя в некоторых случаях работодатель может направить сотрудника на обучение в рабочее время - разумеется, с сохранением заработной платы на весь срок учебного процесса.

Однако чаще всего курсы повышения квалификации проводятся в выходные дни, в вечернее время или даже дистанционно.

Очные курсы повышения квалификации - вариант, требующий времени. Очные курсы позволяют напрямую взаимодействовать с преподавателями и уточнять все сложные моменты, заводить новые профессиональные знакомства и обмениваться опытом. Кроме того, очное обучение предполагает более систематический подход к повышению квалификации. Однако очные курсы стоят дорого и требуют четкого планирования своего расписания. Для достижения наилучших результатов их желательно не сочетать с профессиональной деятельностью, иначе может пострадать либо работа, либо учеба.

Очно-заочная форма предполагает комбинацию самостоятельных занятий и обучения под руководством эксперта. Вы также будете встречаться с преподавателями и коллегами, хотя и реже, чем при обучении в очной форме. Стоимость таких курсов, как правило, немного ниже очных и они станут неплохим вариантом для тех, кто хочет пройти обучение без значительного отрыва от рабочего процесса.

Дистанционное обучение на очной и очно-заочной, заочной форме требует максимальной ответственности и организованности, поскольку учиться вы будете преимущественно по индивидуальному учебному плану. После оплаты курса вы получите доступ в личный кабинет на сайте организации и все необходимые материалы в электронном виде. Однако это же означает и определенный уровень комфорта. Удобство дистанционного обучения в том, что вы сами сможете регулировать интенсивность занятий и выбирать комфортный для себя график. Дистанционное обучение можно применять при любой форме прохождения курсов, в том числе и очной, когда видеоконференция обеспечивает прямое взаимодействие слушателя и преподавателя. В этом тоже его большое преимущество. Из недостатков можно отметить необходимость держать выбранный темп, что требует высокого уровня самодисциплины. Тем не менее для занятых людей, умеющих планировать свое время, дистанционные курсы повышения квалификации будут очень удобны.

Программы курсов повышения квалификации

Существует три основных вида программ курсов повышения квалификации - краткосрочные программы, долгосрочные программы и тематические семинары.

Краткосрочные программы . Продолжительность таких курсов обычно составляет 72 часа, по итогам слушатели получают удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

Долгосрочные программы . Их продолжительность - 100–500 часов, после курса слушатели получают свидетельство о долгосрочном повышении квалификации.

Тематические семинары . Обычно они посвящены какой-то конкретной узкой теме. Продолжительность семинаров - 72–100 часов, по итогам выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

По итогам любых курсов повышения квалификации проводится аттестация - это может быть как письменный, так и устный экзамен или тест. Долгосрочные курсы также предполагают промежуточную аттестацию - например, тесты по итогам каждого учебного блока.

Выбирая курсы повышения квалификации, нужно точно представлять, для чего они вам нужны, какие навыки и знания вы рассчитываете получить в итоге, сколько времени и денег готовы на них потратить.

Ясная и конкретная цель позволит вам выбрать курс с определенными дисциплинами и не тратить время на изучение того, что вам не потребуется. Не менее важны трезвые представления о форме и продолжительности курса, это позволит грамотно распланировать свое время и не допустить конфликта между работой и обучением. И, наконец, имеет значение цена вопроса: не стоит доверять организациям, которые предлагают курсы повышения квалификации очень дешево. Труд опытных профессионалов и преподавателей стоит немало. И если стоимость ниже средней по рынку - это признак того, что курсы проводят люди, готовые работать за очень небольшие деньги. Подумайте сами, стоит ли доверять их компетенции.

Курсы повышения квалификации - это выгодные инвестиции в свою карьеру и в потенциал компании. Главное в этом деле - правильно выбрать центр, который предоставляет действительно качественные образовательные услуги.

Как выбирать центр переподготовки и повышения квалификации?

«Определить сразу уровень образовательных услуг, который предлагает тот или иной центр повышения квалификации, бывает сложно, - говорит ректор современной научно-технической академии АНО ДПО СНТА. - Остается лишь обращать внимание на ключевые признаки, которые говорят об организации лучше любых хвалебных речей. Первое и самое главное - наличие лицензии, которая дает центру право вести учебную деятельность. Этот документ часто подделывают, поэтому проверьте номер лицензии на официальном сайте Рособрнадзора. Только действующая лицензия разрешает выдачу документов государственного образца. Мы все свои лицензии публикуем на нашем сайте. Вы можете ознакомиться с ними в любое время - это открытая информация.

Сайт вообще может многое сказать об уровне центра. Не стоит доверять организациям, которые предоставляют слишком мало информации о программах, порой ограничиваясь лишь их названиями и предлагая все уточнять по телефону или электронной почте. В чем смысл такого трюка? С большой долей вероятности вас будут «обрабатывать» в ходе телефонного разговора. Поэтому мы сделали наш сайт максимально информативным, чтобы человек сам мог решить, какие ему курсы нужны и зачем. На нашем сайте вы можете узнать о программах все - их продолжительность, краткое описание, полный учебный план. Вы также можете сразу ознакомиться с образцами документов, которые получите в итоге.

Еще одной причиной минимализма в информационном плане может быть тот факт, что вы попали на сайт мошенников - это в наше время не редкость. Проверьте сайт при помощи сервиса Whois - так вы сможете наверняка узнать дату создания домена и название организации, которой он принадлежит.

Конечно, и репутация центра очень важна. Не поленитесь найти отзывы о курсах, информацию о специалистах данного учебного заведения (например, с нами работают ведущие преподаватели МГУ им. Ломоносова и признанные эксперты из самых разных областей), срок работы на рынке, а также список компаний, сотрудничающих с ним».

P.S. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования - одна из крупнейших московских организаций, занимающихся дистанционной профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.

Лицензия № 034268 от 23 октября 2013 года на осуществление образовательной деятельности выдана Департамента образования города Москвы.

Мнение редакции

Вы­би­рая ор­га­ни­за­цию до­пол­ни­тель­но­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, узнай­те, про­шел ли центр по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции сер­ти­фи­ка­цию по ев­ро­пей­ским стан­дар­там ка­чест­ва ISO. На­ли­чие та­ко­го сер­ти­фи­ка­та озна­ча­ет, что кур­сы со­от­вет­ст­ву­ют меж­ду­на­род­но­му уров­ню. А под­пи­сы­вая до­го­вор с цент­ром, будь­те вни­ма­тель­ны - тща­тель­но изу­чи­те все на­пи­сан­ное: от пред­ме­та до­го­во­ра до усло­вий рас­тор­же­ния.

Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона). Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) — один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования . В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.

Дополнительному профессиональному образования посвящена статья 76 Закона. Согласно п. 1 ст. 76 Закона дополнительное профессиональное образование способствует профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Квалификация работника — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности (ст. 2 Закона).

В чём же отличие между «повышением квалификации» и «профессиональной переподготовкой»? Наши читатели очень часто задают вопросы — когда нужно проходить переподготовку, а когда повышение квалификации. Руководствуясь всё той же 76 статьёй Закона, ответим на этот вопрос.

?

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации .

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности , приобретение новой квалификации .

Таким образом, если в образовательную организацию трудоустроился работник, который имел высшее профессиональное образование (непедагогическое) по специальности «Химия» и ведёт учебный предмет «Химия», то при наличии возможности такому работнику целесообразно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Образование и педагогика», чтобы в последующем не возникало никаких проблем при аттестации на квалификационную категорию. Очень часто можно встретить следующий вопрос: «Может ли педагогический работник подавать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории, если его образование не соответствует направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой по соответствующей должности? Имеет ли право учитель, имеющий среднее профессиональное образование, претендовать на установление высшей квалификационной категории?». Ответ на данный вопрос: «Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации. При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы». Порядок аттестации педагогических работников регулируется приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (некоторые вопросы аттестации педагогических работников были рассмотрены в выпуске от 15.10.2015).

Повышение квалификации педагогического работника — чьё право и чья обязанность?

Из пп. 2 п. 5 ст. 47 Закона следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Указанное право, в частности, реализуется посредством обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Порядок утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499) реализация данного права осуществляется на основании договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

Внимание руководителя! Если Вы оплачиваете повышение квалификации и (или) переподготовку за счёт бюджетных средств, то в первую очередь обратите внимание на то, чтобы работник имел право претендовать на обучение по той или иной программе, т. к. при отсутствии основания (наличие необходимого уровня образования у работника, права на прохождение повышения квалификации за счёт средств работодателя) может повлечь за собой ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Например, работник (документовед) был направлен на курсы повышения квалификации, связанные с информационной открытостью образовательных организаций, т. к. отвечает за вопросы ведения официального сайта образовательной организации. А теперь ответьте сами себе на вопросы: является ли документовед педагогическим работником и мог ли его работодатель за счёт средств бюджета направить на курсы повышения квалификации? Не допускаете ли Вы, уважаемый руководитель образовательной организации, такой ситуации?

pen

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются (п.3 с.76 Закона):

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 25.10.2013 № 1185.

В договоре указывается наименование дополнительной образовательной программы, а именно программы повышения квалификации.

Внимание! Согласно п. 19 Порядка № 499 освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией, осуществляющей обучение, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона).

На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

?

Вывод! Круглые столы, конференции, дистанционные курсы и иные обучающие семинары по итогам которых педагогическим работникам выдаются сертификаты, дипломы, но не удостоверения о повышении квалификации, никакого отношения к повышению квалификации не имеют, следовательно, не могут позиционироваться во всевозможных документах-преставлениях (например, портфолио для аттестации на квалификационную категорию) как документы, подтверждающие повышение квалификации.

Итак, повышение квалификации — это право педагогического работника; обязанность работодателя!

Кто платит?

Педагогический работник, воспользовавшийся своим правом на дополнительное профессиональное образование, должен понимать, что обучение оплачивает работодатель (или Учредитель работодателя).

Расходы на повышение квалификации педагогических работников бюджетных и автономных образовательных учреждений могут покрываться за счет:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • целевой субсидии;
  • средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Минфин России в Письме от 18.09.2012 № 02-03-11/3784 привёл разъяснения по поводу использования средств субсидий для оплаты повышения квалификации педагогических работников. Использование средств той или иной субсидии на покрытие таких расходов ведомство связывает с их разовым или постоянным характером.

По мнению финансистов, источником финансового обеспечения расходов учреждения, связанных с приобретением услуг по обучению на курсах повышения квалификации, может быть:

  • субсидия на иные цели, если проведение указанного мероприятия не носит постоянного ежегодного характера;
  • субсидия на покрытие нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания, если расходы на повышение квалификации носят постоянный характер.

Расходы на повышение квалификации сотрудников казённых учреждений покрываются за счет выделенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

Подтверждением произведенных расходов на оплату услуг по повышению квалификации могут служить следующие документы:

  • договор с образовательной организацией;
  • приказ руководителя о направлении педагогического работника на обучение;
  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
  • удостоверение о повышении квалификации;
  • акт об оказании услуг.

?

В Письме № 08-415/124 сказано, что работодатель не вправе обязывать педагогических работников проходить обучение по повышению квалификации за счёт их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Учебный центр «Специалист» при МГТУ имени Н.Э. Баумана с 1991 года готовит сертифицированных специалистов. Ежегодно к нам обращаются тысячи представителей разных специальностей: бухгалтеры, программисты, системные администраторы и инженеры, дизайнеры, 3D-художники, руководители и др.

Наши слушатели получают не только хорошую теоретическую базу, но и ценные рекомендации, основанные на практическом опыте экспертов - преподавателей вузов, известных бизнес-консультантов, руководителей и ведущих специалистов успешных компаний. Мы гарантируем 100% качество образования, которое достигается сочетанием бауманской методики преподавания и уникального педагогического состава.

Программы повышения квалификации позволят в сжатые сроки и с минимальными затратами получить новые знания и навыки, необходимые для Вашего карьерного развития. Мы предлагаем широкий спектр программ повышения квалификации для сотрудников и руководителей. Кроме этого, в рамках корпоративного заказа мы можем реализовать любой индивидуальный образовательный проект. Все программы специально адаптируются с учетом требований заказчика. Более 35 000 российских и международных компаний доверяют Центру «Специалист» повышение квалификации своего персонала!

Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499, продолжительность программы повышения квалификации - от 16 ак. ч.

Вы можете пройти обучение по программам повышения квалификации в традиционном очном, онлайн- или очно-заочном формате. Порядок курсов в программе может быть любым, допускаются незначительные перерывы в обучении. Курсы повышения квалификации доступны не только жителям Москвы. Если Вы живёте в другом городе или стране, идеальным решением для Вас станет онлайн-обучение в режиме трансляции. Благодаря современным технологиям Вы будете в собственном темпе изучать учебные материалы дистанционно. Запатентованная технология inClass® обеспечит подключение к реальному занятию и возможность свободно общаться с преподавателем.

Наши программы разработаны на основе профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также с учетом новой российской системы уровней квалификации.

Важно! С 1 июля 2016 года профстандарты стали обязательными для применения большинством работодателей. Рекомендуем пройти программы повышения квалификации по новым требованиям. Это Ваш дополнительный бонус для успешного трудоустройства или прохождения аттестации на рабочем месте!

Что такое программа повышения квалификации в «Специалисте»:

  1. Очный или очно-заочный формат обучения.
  2. Инновационная методика с использованием современных технологий.
  3. При очно-заочном обучении - дистанционное обучение в удобном темпе по записям онлайн-обучения , 1 очная консультация в неделю по расписанию (не менее 1/3 от общего времени обучения).
  4. Оплата в рассрочку : первоначальный взнос - 25% от стоимости программы повышения квалификации.
  5. Престижные документы об окончании : удостоверение о повышении квалификации по окончании всей программы, сертификат Центра международного образца (если предусмотрен), международный сертификат вендора после каждого авторизованного курса.


Публикации по теме