Регистрация общественной организации в россии. Как создать общественную организацию? Документы для регистрации общественных объединений

Одной из наиболее распространенных форм некоммерческих организаций, к которым предъявляются специальные требования их регистрации, являются общественные объединения. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" *(115) (статья 3), под общественным объединением следует понимать "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Общественное объединение может функционировать как в форме юридического лица (т.е. определенным образом зарегистрированное в таком качестве), так и без образования юридического лица. Соответственно, в зависимости от регистрации в качестве юридического лица или отсутствия таковой, общественное объединение обладает более или менее обширным кругом прав и обязанностей.

Вместе с тем, особенностью общественного объединения выступает и то, что оно само по себе не является организационно-правовой формой. Это всего лишь собирательный термин, включающий в себя организационно-правовые формы юридических лиц, подпадающие под общие признаки общественного объединения: добровольность, самоуправляемость, некоммерческий вид деятельности, общность интересов и целей членов. Таковыми организационно-правовыми формами признаются:

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности;

Политическая партия.

Каждая из перечисленных организационно-правовых форм, наряду с общими признаками, характерными для общественного объединения, имеют собственные признаки, присущие каждой из форм отдельно.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Закона об общественных объединениях).

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона об общественных объединениях).

Правовой статус политической партии определяется отдельным блоком законодательства. При этом отдельно регулируется и вопрос государственной регистрации политической партии, поэтому он будет рассмотрен в отдельном параграфе .

Таким образом, сущностным свойством общественного объединения является выражение интересов определенного слоя общества (группы граждан), например, предпринимательских кругов, молодежи, женщин, пенсионеров, ветеранов и т.п. Соответственно цели, преследуемые такими объединениями, являются довольно значимыми и необходимыми для общества. Неспроста поэтому общественные объединения являются базисной составной частью гражданского общества, контролирующего деятельность государства *(116) . Важна в этом смысле норма, закрепленная в ч. 1 ст. 17 Закона об общественных объединениях. Согласной ей, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, оговоренных законом.

Одним из таких исключений является государственная регистрация общественных объединений в качестве юридических лиц. Законом об общественных объединениях закрепляются некоторые особенности специального порядка регистрации.

Так, предъявляются некоторые особые требования к заявителям. К примеру, учредителем объединения может выступить как физическое лицо, достигшие восемнадцати лет (несмотря на то, что членами общественного объединения могут быть граждане значительно меньшего возраста), так и иные юридические лица - общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, также могут быть учредителями общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами. Одни из таких исключительных случаев установлены в самом Законе об общественных организациях (ст. 19). Согласно Федеральному закону от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесшему дополнения и изменения в Закон об общественных объединений, не могут быть учредителями общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

2) лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности *(117) ;

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности";

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

Не могут выступать участниками общественных объединений и органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Соответственно, заявителями регистрации общественного объединения при его создании могут быть а) учредитель (учредители) - физические лица; б) руководитель другого общественного объединения, выступающий учредителем регистрируемого объединения; в) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

При регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией заявителями могут выступить только ликвидационная комиссия или ликвидатор.

Заявителями регистрации внесения изменений в устав и (или) государственный реестр могут являться а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, а в случае отсутствия такового - иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Аналогичным с последним является список возможных заявителей государственной регистрации общественного объединения, созданного путем реорганизации. Заявителями государственной регистрации создания региональных или местных отделений общероссийских или межрегиональных общественных объединений являются исключительно само общероссийское или межрегиональное общественное объединение соответственно.

Для государственной регистрации общественного объединения при его создании уполномоченные заявители в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания, которые постановили зарегистрировать общественное объединение в качестве юридического лица, подают необходимые документы в орган, принимающий решение о государственной регистрации. Такими документами согласно абз. 6 ст. 21 Закона об общественных объединениях являются:

1) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов;

2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

8) при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Форма заявления о государственной регистрации общественного объединения утверждена в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212. Правила заполнения этой формы аналогичны правилам, распространяющимся на заполнение заявления о регистрации юридического лица с обычным статусом. Необходимо лишь указать на следующие особенности.

Согласно статье 14 Закона об общественных объединениях, для общероссийских общественных объединений допускается возможность использования в своих наименованиях слова и словосочетания "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний без специального разрешения правомочного государственного органа.

Для органа, принимающего решение о регистрации, также важны цели создания общественного объединения (так называемые уставные цели), которые указываются в заявлении. При этом цели объединения, указанные в заявлении, должны полностью корреспондировать с целями, закрепленными в уставе общественного объединения.

Устав является единственным учредительным документом общественного объединения. Согласно статье 20 Закона об общественных объединениях, он обязательно должен содержать в себе следующие сведения:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. Все экземпляры устава (необходимо три экземпляра) представляются в оригиналах. Страницы устава должны быть пронумерованы, прошиты, а сам устав заверен руководителем общественного объединения.

Важным фактом в деятельности общественного объединения выступают решения съезда (конференции) или общего собрания о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Именно с момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законодательством (ст. 18 Закона об общественных объединениях). В силу важности указанных решений, их (целиком или в форме выписок из протокола) необходимо представить в орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения. Выписка представляется в двух экземплярах и должна содержать следующие данные: дату и место проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания; список учредителей - участников учредительного съезда (конференции) или общего собрания; сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и др.); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилии, имена, отчества) об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов, фамилии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции) или общего собрания, ответственных за составление протокола.

Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением, оформляются в произвольной форме. Однако они должны обязательно содержать следующие данные: наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры.

Помимо этого, для регистрации международного, общероссийского или межрегионального общественного объединения в орган, принимающий решение о регистрации, необходимо представить протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний их структурных подразделений.

В случае использования общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством России об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, органу, принимающему решение о государственной регистрации такого объединения, потребуется дополнительно документ, подтверждающий правомочие объединения на использование подобных продуктов. Документом, подтверждающим правомочия общественного объединения на использование в своем названии имен государственных и общественных деятелей, является решение по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти РФ по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения. А документом, подтверждающим правомочие общественного объединения на использование им символики, защищенной законодательством России об охране интеллектуальной собственности, может быть регистрационное свидетельство Государственного патентного ведомства РФ, решение судебного органа или другой правоустанавливающий документ.

Для регистрации отделения общественного объединения в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по субъекту РФ представляются все перечисленные документы, заверенные центральным руководящим органом общественного объединения, а также копия документа о государственной регистрации общественного объединения (копия Свидетельства о государственной регистрации общественного объединения). Государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации (ч. 9 ст. 21 Закона об общественных объединениях).

Все документы должны быть представлены на государственном языке Российской Федерации - русском языке.

Срок государственной регистрации общественного объединения зависит от регистрируемого факта. Так, срок регистрации фактов создания, реорганизации общественного объединения, внесения изменений в устав объединения или в сведения об объединении в ЕГРЮЛ, составляет тридцать дней. А срок регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией значительно ниже и составляет десять дней.

По истечении срока регистрации орган Федеральной регистрационной службы должен вынести одно из следующих решений: либо решение о государственной регистрации общественного объединения, либо решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения.

В отличие от регистрации юридических лиц с обычным статусом, где проверка представленных документов ведется исключительно формально, принятие решения о регистрации общественного объединения основано на более тщательной проверке представленных документов. Назовем ее качественной проверкой. В соответствии с Приказом Минюста от 25 марта 2003 г. N 68, она включает в себя анализ устава и других "учредительных документов" *(118) общественного объединения с точки зрения:

1) соответствия Конституции РФ, Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральному закону "Об общественных объединениях", федеральным законам об отдельных видах общественных объединений;

2) наличия полного перечня требуемых по закону учредительных документов;

3) соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления учредительных документов;

4) достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию учредительных документов;

5) соответствия названия общественного объединения требованиям закона;

6) наличия в ЕГРЮЛ зарегистрированного общественного объединения с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.

Для реализации поставленных задач органы, принимающие решение о регистрации общественного объединения, в необходимых случаях вправе (п. 2.2. Приказа Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68):

1) получать для ознакомления у обратившегося за государственной регистрацией объединения подлинные экземпляры учредительных документов и иные материалы;

2) получать справки и объяснения от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией объединения;

4) получать заключения специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией объединения;

5) совершать иные действия, вытекающие из требований закона.

В случае возникновения каких-либо замечаний к представленным документам, требующих доработки, но не препятствующих принятию решения о государственной регистрации соответствующего общественного объединения, органы, принимающие решение о регистрации, в официальном порядке могут письменно довести эти замечания до сведения постоянно действующего руководящего органа этого объединения. Но при этом редактирование уже находящихся на рассмотрении документов не допускается. Общественное объединение лишь вправе либо продолжить регистрационную процедуру по ранее представленным документам, либо по письменному заявлению возвратить материалы, представленные в органы Федеральной регистрационной службы. Правда, второй вариант возможен только в случае, если решение о государственной регистрации общественного объединения еще не принято.

По истечении с момента принятия документов одного месяца орган Федеральной регистрационной службы обязан принять либо решение о государственной регистрации общественного объединения, либо решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения.

Решение об отказе в государственной регистрации объединения может наступить только по строго правовой регламентации, которая содержится в статье 23 Закона об общественных объединениях. Согласно ее содержанию основаниями отказа являются следующие ситуации:

1) если устав общественного объединения противоречит Конституции РФ и законодательству РФ;

2) если представлен неполный перечень определенных Федеральным законом "Об общественном объединении" необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;

6) если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Исходя из представленного перечня оснований, можно сделать следующие выводы.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания, а также по иным основаниям, не указанным в перечне, не допускается.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения оформляется в форме заключения, утвержденного уполномоченным лицом Министерства юстиции РФ или его территориального органа. Не позднее месячного срока со дня принятия соответствующего заключения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства РФ, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд общей юрисдикции.

В случае если процессуальные действия органа Федеральной регистрационной службы по проверке документов не выявили каких-либо нарушений, последний в тридцатидневный срок со дня подачи заявителем документов принимает решение о государственной регистрации общественного объединения.

На основании указанного решения и представленных сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.

Орган Федеральной регистрационной службы не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

«1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

2. Кто будет являться учредителем объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

- общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

- межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

- региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

- местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основании общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе данной организации. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическое общественное объединение или союз (ассоциация) общественных объединений. Учредителями общественных объединений могут выступать лишь физические лица и (или) общественные организации (как российские, так и иностранные).

Согласно Закону РФ «Об общественных объединениях», решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции либо его территориальным подразделением. Запись об учреждении общественного объединения в Единый реестр юридических лиц осуществляется уполномоченным органомналоговой инспекцией, согласно Федеральному закону «О государственной регистрации». Таким образом, наглядно видно, что создание и регистрация общественных объединений имеет свои особенности, как и другие некоммерческие организации, касается это и самой процедуры, и пакета документов, и других важных моментов, поэтому очень часто необходима помощь опытного специалиста.

Для осуществления государственной регистрации общественных объединений в федеральный орган юстиции либо его соответствующее территориальное структурное подразделение необходимо подать следующий пакет документов для регистрации: общественной организации, учреждения, движения т. д.:

  • заявление, подписанное членами непрерывно функционирующего руководящего органа организации, отмечая их фамилии, имена, отчества, места проживания и контактные телефоны (в 2-х экземплярах);
  • наименование общественного объединения;
  • устав общественного объединения (в 3-х экземплярах);
  • выписку из протокола общего собрания, содержащую информацию об учреждении общественного объединения, о согласовании его устава и о соответствующем создании руководящего и контролирующего органа;
  • сведения об учредителях (в 2-х экземплярах);
  • документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины;
  • сведения об адресе, месте расположения непрерывно функционирующего руководящего органа общественного объединения, посредством которого осуществляется связь с общественным объединением;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) либо общих собраний структурных подразделений, если речь идет о международных, общероссийских и межрегиональных общественных объединениях;
  • если общественное объединение использует собственное имя гражданина, символику, защищенную законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности либо авторских прав, необходимо представить документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • сведения о главном бухгалтере общественного объединения (копия паспорта, почтовый индекс прописки, контактный телефон);
  • сведения о банке, в котором планируется открыть расчетный счет (наименование, адрес, контактный телефон).

Срок регистрации общественного объединения составляет порядка полутора месяцев. Так, в частности, на первом этапе в течение 30 дн. Минюст должен принять решение о гос. регистрации объединения (или дать отказ). После этого, в случае положительного решения, переходят ко второму этапу: вносятся сведения о новом юрлице в ЕГРЮЛ (5 рабочих дн.) и выдается соответствующее свидетельство (3 рабочих дн.). Кроме того необходимо осуществить постановку на налоговый учет, открыть р/счет, получить коды из Госкомстата и т. д., что также может занять порядка 5-10 дн.

Порядок создания общественных объединений является достаточно кропотливым и трудоемким, требующий знания многих юридических тонкостей и опыта. Далеко не каждый знает, как создать подобную некоммерческую организацию. Поэтому мы предлагаем вам профессиональную помощь в регистрации некоммерческой организации в форме общественного объединения. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены, что государственная регистрация общественных объединений будет проведена руками профессионалов. Кроме того на наши услуги мы обязательно даем гарантии, что для вас также станет подтверждением надежности сотрудничества с нами.

Базовая стоимость регистрации общественных объединений

Регистрация общественного объединения в форме общественной организации, движения, фонда, учреждения и т. д. и ее стоимость зависят от множества факторов: какую именно форму вы выберете, необходимы ли вам дополнительные услуги: изготовление печати, открытие р/счета и т. д. Кроме того вы также можете у нас подобрать для себя юридический адрес, по которому регистрация общественного объединения: учреждения, движения и т. д. пройдет обязательно успешно.

В стандартный пакет услуг по регистрации общественного объединения входит:

  • бесплатная консультация по всем вопросам регистрации общественного объединения;
  • подготовка регистрационных документов;
  • оплата государственных пошлин и сборов;
  • сопровождение процедуры регистрации в Федеральной регистрационной службе с получением свидетельства о государственной регистрации организации;
  • получение письма из Госкомстата о присвоении кодов;
  • постановка на налоговый учет;
  • постановка на учет во внебюджетные фонды;
  • изготовление автоматической печати.

Кроме того, наша компания предлагает ряд дополнительных услуг по регистрации и сопровождению некоммерческой организации в форме общественного объединения. Мы можем предложить полное сопровождение, когда необходима регистрация общественного объединения в форме общественной организации, учреждения, фонда, движения и т. п.

Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации общественных объединений

На сегодняшнем рынке юридических услуг регистрация некоммерческих организаций является товаром чрезвычайно востребованным, но, тем не менее, штучным. Связано это с тем, что государственная регистрация общественной организации, движения, фонда и др. имеет множество нюансов, о которых знает даже не каждый юрист. Кроме того отсутствие однозначного и четкого законодательства, регламентирующего порядок регистрации и осуществления деятельности некоммерческих организаций, делает эту область знаний чрезвычайно сложной и многоугольной, поэтому не всякий специалист возьмется за регистрацию некоммерческой организации.

Наши специалисты имеют многолетний опыт работы в области регистрации некоммерческих организаций в форме общественного объединения, и мы предлагаем Вам надежную и профессиональную помощь. Также вы можете быть уверены, что регистрация вашей общественной организации или фонда пройдет с учетом всех законодательных норм и порядка создания подобных объединений, а цена данной услуги вас приятно удивит своей демократичностью, наравне с ее высоким качеством. Доверяйте только настоящим профессионалам!

Открытие общественной организации (НКО) осуществляется, чтобы удовлетворять нематериальные потребности граждан: например, для развития науки, спорта, оказания благотворительности и помощи нуждающимся, для защиты прав и решения конфликтов, а также для политической или религиозной деятельности. Зарегистрировав такую организацию, вы сможете получать поддержку от государства, также это даёт ей право на репутацию - после регистрации никто не сможет пользоваться названием вашей организации, основной идеей и объединение будут иметь полную со стороны закона.

Регистрация некоммерческой общественной организации

Общественная ассоциация может заниматься и коммерческой деятельностью, но при условии, что они должны направлять средства на потребности общества, и при этом им следует всегда быть готовыми доказать свои траты документально. Иногда НКО открывают для того, чтобы помогать параллельно имеющейся уже коммерческой организации.

Для того, чтобы оформить государственную регистрацию общественной организации, важно предпринять несколько шагов:

  1. Выбрать одного или нескольких учредителей общества. Это может быть юридическое лицо, дееспособный гражданин Российской Федерации, или иностранец.
  2. Далее окончательно определитесь, что у вас будет за вид деятельности. В Уставе следует подробно указать все её виды и типы. Также эту информацию следует подать в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).
  3. Придумать название своей организации. Согласно правилам, оно должно быть на русском языке, и по нему должно быть ясно, чем занимается компания.
  4. Указать адрес. Если организация арендует помещение, предоставьте договор об аренде. Если оно находится в собственности компании, нужно принести подтверждающий это документ.
  5. Подготовить документы и оплатить госпошлину. Подавать их нужно в Минюст (Министерство Юстиции) - прийти туда лично или зарегистрироваться на портале Госуслуг и совершить все необходимые действия в онлайн-режиме.
  6. Получить свидетельство о регистрации. В нём будет указано три пункта: название организации, её адрес и индивидуальный код.

Срок регистрации общественной организации обычно занимает около 30 дней: две недели рассматривает ваше заявление Минюст, и, при принятии положительного решения, направляет документы в ФНС (Федеральную налоговую службу), там, в течение 5 дней НКО вносят в реестр, уведомляют Минюст и отправляют пакет им обратно, после чего в течение трёх дней выдаётся свидетельство.

Документы для регистрации общественной организации

В Министерство Юстиции нужно подготовить:

  • Заявление (в двух экземплярах).
  • Будущий устав организации или учредительные документы (в трёх экземплярах).
  • Протокол. В нём должно быть сказано о решении создать сообщество, а также утверждение объединения, и указаны сведения о назначенных органах (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины (оригинал и копия), сведения об учредителях (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий адрес местонахождения офиса или любого другого помещения, по которому будет осуществляться связь с органами объединения (это может быть договор об аренде или свидетельство собственности).
  • Документ, подтверждающий право на использование наименования и символики (при их наличии).
  • Если один из учредителей - иностранное лицо, должна быть справка, подтверждающая его юридический статус, выданная в его стране. Также в таком случае потребуется написать ещё одно заявление о включении НКО в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Регистрация региональной общественной организации проходит так же, как и в случае объединений уровня федерации. Длиться до 1 месяца, размер госпошлины - 4 тыс.руб.

Отказ в открытии общественной организации

Иногда могут отказать в открытии и регистрации НКО. Полезно знать заранее, при каких факторах оформить регистрацию будет трудно, чтобы можно было их избежать с самого начала.

Вот несколько самых распространённых причин, по которым могут не одобрить организацию:

  1. Вы предоставили не все необходимые документы.
  2. Учредитель не имеет права занимать эту должность (по законам РФ).
  3. Сведения, которые были предоставлены, оказались ложными.
  4. Подобное наименование компании уже существует.
  5. Название оскорбляет или задевает чувства других.
  6. Документы были поданы не в то отделение Минюста.

Если отказ был продиктован чем-то из этого перечня или ещё из-за каких-то моментов, которые можно изменить - сделайте это и подайте документы повторно. В случае, если вам отказ кажется несправедливым и необоснованным, вы можете подать заявление в суд.

Создание общественного объединения без регистрации

Существует возможность существования общественной организации без регистрации. Отличается оно от обычной НКО тем, что на него не распространяются все нормы государства (например, право на символику и наименование), зато представителям такого объединения нет необходимости тратить много денег и времени на то, чтобы зарегистрировать организацию. Также не нужно дополнительно заботиться о бухгалтерии и ведении налоговой отчётности.

Для создания НКО без регистрации нужно:

  1. Первое - следует выбрать организационно-правовую форму объединения.
  2. Далее определитесь с названием организации и поставленными перед ней целями.
  3. Следующий шаг - разработайте устав (образец можно найти на государственном сайте).
  4. И последнее - собрать общее собрание, на котором утвердить устав и создание объединения.

Для открытия общественного объединения в этом случае нужно, чтобы собралось более 3 человек (они могут не являться юридическими лицами) и вынесли решение о том, что хотят создать определённое объединение на основе общих интересов. На таком собрании следует составить протокол, а также устав.



Публикации по теме