Что такое трудовой опыт. Как описать опыт работы в резюме. Заработать на хобби

Что такое опыт?

По результатам анализа профессиональных форумов около 70% молодых соискателей считают, что без опыта работы попасть на хорошее место в крупную компанию с достойной зарплатой — удачное стечение обстоятельств или знакомство. Но начнем с того, что многие выпускники и студенты, подыскивающие себе работу на будущее, не понимают, что работодатель подразумевает под опытом работы. Правда и сами работодатели опыт работы рассматривают по-разному. В основном их мнения делятся на три большие категории:

1. Опыт — это официальная запись в трудовой книжке, которая доказывает, что соискатель работал в должности «N».

2. Официальное трудоустройство не имеет значения. Соискателю необходимо продемонстрировать результат своей предыдущей работы: указать навыки в резюме, показать рекомендательные письма, наглядные материалы (портфолио).

3. Для минимального опыта работы достаточно пройти производственную практику и стажировку во время учебы.

Иллюзии нет. Надежда есть!

По данным опроса, проведенного Исследовательским центром портала Superjob.ru , среди тысячи представителей российских предприятий и организаций, выпускников без опыта принимают на работу в 54% отечественных компаниях, из которых в большинстве крупные компании.

Дело в том, что именно серьезные игроки рынка находятся в постоянном развитии: открывают новые офисы и нуждаются в новых сотрудниках. Они готовы принять в свой штат даже того, кто не имеет опыта работы вовсе. А все потому, что такого человека гораздо легче научить «под себя», чем переучивать.

Дмитрий Петров,
заместитель директора фонда «Петропавловск», главный редактор журнала «Со-Общение»

— Очень часто работодатель смотрит не только на опыт претендента на рабочее место, но и на потенциал. То есть он может иметь «богатое » резюме, но его забракуют так как на собеседовании не увидят, как он будет расти и почему выгоден компании. При этом могут взять человека с нулевым опытом, но с профильным вузовским образованием.

Ведь выпускник — «чистый лист », он не знает «как надо делать », не станет задирать нос, а будет учиться. Не жди, что враз станешь начальником. Будь готов потрудиться в подмастерьях.

Дело не в самих работодателях, которые, как кажется молодому соискателю, придумывают миллион требований на какую-то простую должность референта, а в том, что сейчас многие выпускники переоценивают свои способности.

Анна Герасимова,

менеджер по внешней экономической деятельности ООО «УК» ВОЗРОЖДЕНИЕ Торговый Дом"

Я считаю, что работа в крупной компании без опыта, конечно, реальность. Просто нужно начинать с чего-то малого, с невысокой должности, оклада и стремиться к чему-то большому.

Продвижение по карьерной лестнице нужно заслужить и приложить усилия к работе. К сожалению, сейчас многие выпускники считают, что их сразу же должны взять на хорошую должность с высоким вознаграждением. В нашей культуре отсутствует ценность работы как процесса самосовершенствования, получения знаний, умений и навыков. Поэтому ожидания соискателей так часто не совпадают с предложениями работодателей.

Ложка дегтя

Не все так безоблачно, как кажется. Далеко не все компании готовы взять на работу неопытного работника. Некоторые HR-специалисты объясняют свой отказ тем, что боятся, приняв на работу сотрудника без опыта, потратить много сил и времени на его обучение и в итоге потерять (специалист всегда может уволиться в самый неподходящий момент или уйти к конкурентам).

Часто бывает, что работодатель предлагает не совсем ту вакансию, о которой вы мечтали. Но нужно помнить, что очень многое зависит от вас самих, от вашей эрудиции, личных качеств и стремлений. При этом не стоит отвергать идеи бесплатной стажировки, тем более во время учебы. Возможно в будущем, эта бесплатная стажировка принесет вам больше, чем вы думали. И каждый, кто этого заслуживает, найдет свою работу мечты.

Структура спроса по опыту работы

(по количеству вакансий)

Данные предоставлены рекрутинговой компанией HeadHunter

В каких профессиональных областях чаще всего принимают на работу специалистов без опыта работы?

  • Продажи — 40%
  • Административный персонал — 16%
  • ИТ — 10%
  • Банки — 8%
  • Транспорт — 7%
  • Маркетинг — 7%
  • Рабочий персонал — 6%
  • Туризм — 5%
  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

Подробности Создано: 06.04.2017 13:02 Обновлено: 09.03.2019 14:22 Опубликовано: 06.04.2017 13:02

Опыт (опытное знание) - определенные знания, полученные индивидуумом в ходе личный переживаний, впечатлений, наблюдений, реальных действий.

Однозначной взаимозависимости между такими факторами как возраст и опыт работы не существует. Совершенно не обязательно, что человек постарше возрастом, будет более квалифицированным, чем претендент, который моложе. В багаж профессионального опыта, ложиться только осмысленно выполненная работа, когда индивид, выполняющий ее, анализирует каждое свое действие и извлекает соответствующие выводы. Разумеется, для того, чтобы набрать как можно больше профессионального, а тем более управленческого опыта потребуется много времени.

На рынке труда имеются такие специализированные области, где в основном предлагаются вакансии с опытом работы. На такие должности требуются подготовленные специалисты с обширным профессиональным опытом. Его наличие является основным критерием при приеме на работу. К этим сферам можно отнести производственную сферу, управление и консалтинг.

Еще раз отметим, что нельзя проводить однозначную параллель о наличии зависимости между факторами возраст и опыт. Говоря проще, можно совершить ошибку, принимая на работу специалиста зрелого возраста, при этом, подразумевая, что он де-факто опытный и высококлассный специалист. Поэтому, независимо от возраста и заслуг претендента на должность, с ним в обязательном порядке проводиться как минимум собеседование, исходя из результатов которого, и принимается окончательное решение.

Вакансии без опыта работы, можно ли найти такую работу

Вероятно, совершенно лишним будет оспаривать тот факт, что любой современный работодатель в подавляющем большинстве случаев, старается закрыть вакантную должность, максимально квалифицированным специалистом. И желательно, чтобы новый сотрудник имел за плечами значительный опыт работы . В аналогичной, или хотя бы смежной специальностях.

Почему так сложилось? Все очень просто – прием на работу такого сотрудника, своего рода гарантия его высокой эффективности. На принимаемого в коллектив нового специалиста не придется отвлекать ресурсы, для его обучения. Наличие опыта работы подразумевает под собой, что человек прекрасно знает свое дело, без лишних вопросов будет выполнять необходимые обязанности. Наличие профессионального опыта особенно важно для молодых людей только закончивших учебное заведение, перед которыми встал вопрос заработка.

Обо всем этом нужно задумываться как можно раньше, или как еще говорят «еще вчера». Ведь работа без опыта , как правило, подразумевает низкую квалификацию и соответствующую оплату труда. Разумеется, существуют фирмы и предприятия готовые нанимать неопытных работников, только завершивших обучение в высшем учебном заведении. Они по различным причинам полагают выгодным для себя обучение новичков. Но в первую очередь, их выгода - это молодость и энергичность таких специалистов.

Проблема кроется в том, что такие рабочие места, действительно существуют в реальности, однако их очень мало и конкуренция по этим вакансиям достаточно высокая. Но если приложить немного усилий и упорства, подходящую для себя работу, все-таки можно подобрать.

Где искать работу без опыта по специальности

Вакансии с опытом работы , в том числе и без него, можно найти при посещении специализированных ярмарок вакансий. Они могут проводиться как в местах общественного значения, так и в онлайн, на просторах интернета. Претенденту без опыта, подходящую работу, также можно отыскать с помощью профессиональных рекрутинговых компаний. Сотрудники этих агентств, сделают всю необходимую работу за вас. Минус такого варианта поиска в необходимости оплаты услуг специалистов.

Другим путем поиска работы станут средства массовой информации. Для этих целей подойду как печатные, так и электронные СМИ. Используйте так же «сарафанное радио». Расскажите о том, что вы ищите работу друзьям, знакомым и родственникам. Можно даже с бабушками, сидящими у подъезда поговорить, ведь у них тоже могут быть обширные родственные связи. Используйте все доступные возможности, ведь желанное трудоустройство, может подвернуться в, казалось бы, самом неожиданном месте. А предложение работы может поступить от совершенно неожиданного человека. И опыт работы в конечном итоге даже не будет нужен.

Сразу оговоримся, особенности работы неопытного специалиста состоят в том, что на первых порах платить будут достаточно скромно, или даже практически ни чего. Положительный момент в том, что вы приобретаете так необходимый вам опыт. А это значит, спустя какое-то время, можете смело приступать к поискам вакансии с опытом работы , где вознаграждение за труд, будет значительно более высоким. Поэтому если вы соглашаетесь на работу за «еду», реально оценивайте ситуацию, она должна иметь перспективу на будущее, то есть пригодиться вам в качестве места именно для приобретения опыта. Ведь таким образом появляется возможность инвестировать в себя (работая за мизерную оплату). Это важно, ведь можно будет стать опытным специалистом. Многие, в том числе и головокружительные карьеры начинались именно с такой, казалось бы, смешной работы.

Положительный момент так же кроется в том, что имея в активе стартовый опыт, вы сможете значительно эффективней продвигаться по карьерным ступеням, в том числе и искать другую работу с лучшими условиями труда и оплаты в новой компании.

Стоит добавить, спустя время, совершенно не обязательно заниматься поиском работы именно в области своей специализации. Важно именно то, что вы уже имеете опыт работы в команде, месяцы или годы коммуникации в большом или малом коллективе, а так же умение взаимодействовать с руководством компании. Большинство нанимателей, как правило, будут полагать, что если вы еще достаточно молоды, то пока не можете занимать руководящие посты. Но на некоторые вакансии с опытом работы, все-таки можете претендовать. Ведь даже такое обстоятельство, что претендент на рабочее место, ранее отыскал себе должность для заработка, и честно отработал какой-то срок, уже говорит о многом.

Студенту или молодому человеку, только отучившемуся в ВУЗе, найти работу без опыта, вполне по силам. Такие соискатели вакансий готовы много и упорно работать, увлеченно учиться и зарабатывать. Как показывает практика подобное утверждение справедливо в большинстве случаев. Ранее мы писали про работу для студентов в статье: Работа для студентов все от А до Я

Поиск вакансий с опытом работы, как правильно писать резюме

Уже достаточно довольно давно, большая часть наших соотечественников привыкла говорить слово «резюме», взамен костного, устаревшего и значительно менее подходящего для трудоустройства - «автобиография».

Разумеется, практически перед любым соискателем во весь рост могут встать трудности составления резюме. А для нормального человека, это очень важный документ. Для того чтобы помочь вам избежать лишних сложностей, ниже, постараемся вкратце разобраться, как правильно составляется резюме. Что должен содержать этот важный информативный документ, какие существуют наиболее распространенные ошибки при его составлении.

Основные разделы резюме, составляем правильно

Приобретенный профессиональный опыт и его наличие – одна из важнейших характеризующих вас как специалиста особенностей, для потенциального работодателя. Поэтому заполняя резюме, именно данному моменту нужно уделить очень пристальное внимание. Информацию стоит донести максимально правильно и доступно.

Приобретенная ранее квалификация, должна приносить максимальную пользу для вас. Простого перечисления старых мест работы, будет совершенно недостаточно. Заполняя этот важный раздел, исходите из того обстоятельства, что его обязательно будет видеть потенциальный наниматель. Важно, чтобы руководитель компании, прочитав документ, для себя понял, подходите ли вы ему, имеете ли вы подходящие навыки, и умеете ли их эффективно применять. Хорошо что бы он решил, что вы самая подходящая кандидатура.

Составляем завязку резюме

Ни в коем случае не повторяйте распространенную ошибку, которую можно встретить чуть ли не в каждом втором резюме, размещенном в русскоязычном сегменте интернета. Нет необходимости в самом начале документа вставлять слово «Резюме». Первое, что должно появиться на листе – это название должности, которую вы хотели бы занять. Будет очень правильным, если вы вносете соответствующие изменения, для каждого нанимателя в отдельности (кому будете предлагать сотрудничество). Слегка корректируйте информацию исходя из вакансии.

Особенный акцент уделяйте на моменты в вашей трудовой истории, которые лучшим образом характеризуют вас, как профессионала, именно в предполагаемой области. Если располагаете информацией о личности человека, который будет читать резюме, допишите следующее:

  • Вниманию Уважаемого г-на Иванова Антона Вениаминовича;

Либо что-то в этом роде, действуйте исходя из ситуации. Это показатель воспитания и вежливости, что положительным образом скажется на заочном отношении к вашей персоне.

Разместите информацию о своем возрасте, каково семейное положение, домашний (в случае его наличия) и мобильный телефоны, электронную почту, другие контактные данные. Огромная часть нанимателей продолжает придерживаться консерваторских взглядов. Поэтому все данные излагайте в полном соответствии с общегражданским паспортом.

Основная часть резюме

В этом блоке размещают данные об образовании и наличии профессионального опыта. Не стоит полагать, что в этой части можно просто указать оконченное учебное учреждение, и предполагаемые наниматель сразу же примет вас в свою команду. На сегодняшний день тяжело удивить кого-то громкими дипломами, пусть у вас будет хоть дюжина оконченных ВУЗов за плечами.

Подробней опишите оконченный Альма-матер, специализацию по диплому и факультет обучения. Если в активе есть какие – либо успешно пройденные курсы, семинары или другие способы повышения квалификации, относящиеся к предполагаемой должности, обязательно упомяните о них.

И разумеется, самый важный пункт – опыт работы . Укажите все компании и организации в которых вы трудились, двигаясь от самого последнего места в обратном порядке, к первому. Для каждого трудового отрезка, подробно распишите, какие обязанности входили в вашу компетенцию. Если так будет нужно, опишите только наиболее важные из них.

В части «дополнительная информация», обозначьте уровень владения иностранными языками. Насколько вы уверенный пользователь ПЭВМ. В том числе и компьютерными программами Word, Exel и другими. Важным преимуществом будет наличие водительского удостоверения и собственный автомобиль, так как будущая работа может быть связана с поездками и командировками.

В разделе личные качества укажите преимущества своего характера (предварительно, для себя лучше составить список). Не допускайте распространенную ошибку, которая проявляется в том, что претенденты на работу, начинают в навязчиво предлагать свою «великолепную, супер обучаемость», «тотальную открытость всему новому» и тому подобное. Если вы отправили именно такое резюме, можете быть уверены, адресат воспримет такие слова, как сообщение о том, что вы совершенно ничего не умеете. То есть вас, необходимо еще и всему обучить. Прием на работу в таком случае маловероятен.

Подведем итоги

Как вы вероятнее всего уже поняли, совершенно ничего сложного в составлении резюме нет. Если вы подойдете к решению вопроса скрупулёзно, грамотно и ответственно, можете смело рассылать свою трудовую биографию потенциальным работодателям. Очень важным положительным моментом станет то, что вы посидели, подумали над важными вопросами. О том, кто вы и чего на данный момент добились. Какие профессиональные навыки и качества приобрели за последние годы. К чему лежит ваша «душа», какая работа вам нужна на самом деле, чтобы она приносила только удовольствие. Какими вы обладаете сильными и слабыми сторонами. И на эти вопросы уже сформулирован четкий и ясный ответ.

Не столь важно, рассматриваете ли вы вакансии с опытом работы или без такового. Грамотно составленное резюме – это половина успеха на пути к трудоустройству в выбранной организации. И, разумеется, отличный задел в будущем сложном пути подъема по карьерной лестнице.

Похожие материалы:

  • 2019-05-20 - 01:15:47 - Модуль поиска общеупотребительных перефразирований интернет в...
  • 2019-05-20 - 12:37:28 - Что такое шингл для проверки на антиплагиат
  • 2019-05-16 - 05:07:04 -

Понятие трудовой деятельности

Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

    создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;

    оказание услуг различного целевого назначения;

    разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

    накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;

    развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов – характеризуется рядом общих свойств:

    определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;

    набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;

    материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;

    определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации;

    нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные – обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями в коллективе.

Таким образом, в целом можно говорить о сокращении двигательных компонентов и возрастании значения психической составляющей трудовой деятельности. Помимо этого, НТП создает технические предпосылки для вывода работника из зоны действия производственных вредностей и опасностей, позволяет совершенствовать защиту исполнителя, освободить его от тяжелых и рутинных работ.

Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения. Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.

Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к возможностям человека, учитывать его психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость изучения физиологических и психических процессов в трудовой деятельности человека.

Роль труда в обществе

История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда организация труда оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда и во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое значение.

Совместный трудлюдей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченного ими труда. Совместный труд рассматривается и как прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в которые при этом вступают люди, - все это называется производством.

Особенности современного труда:

    Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения работника к результатам своей деятельности;

    Увеличение доли овеществленного труда, связанного со средствами труда, обусловлено достижениями научно-технического прогресса и при ограниченных физических возможностях человека служит решающим фактором ростапроизводительности и эффективности труда;

    Возрастающий аспект социального процесса. В настоящее время факторами роста производительности труда считаются не только повышение квалификации работника или повышение уровня механизации и автоматизации его труда, но и состояние здоровья человека, его настроение, отношения в семье, коллективе и обществе в целом. Эта социальная сторона трудовых отношений существенно дополняет материальные стороны труда и играет важную роль в жизни человека.

Связь социологии труда с науками о труде

Система наук о труде включает множество самых разнообразных и относительно самостоятельных дисциплин.

Социология труда изучает «поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду», взаимоотношения социальных групп в процессе труда, делает акцент на демографические различия людей, на различия в их образовании и квалификации, на особенности воспитания и политических взглядов, вероисповедания и общественного положения.

Многообразие наук о труде обусловлено спецификой тех трудовых проблем, которые являются объектом исследования каждой из них.

Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации.

Физиология труда как наука изучает влияние и механизм воздействия трудового процесса на физиологические характеристики человека, является научной основой разработки норм труда, режимов труда и отдыха, планировки рабочего места, обеспечения благоприятных условий труда.

Психология труда изучает психологические характеристики человека в процессе труда, отношение человека к своей трудовой деятельности, она является основой профессиональной подготовки, разработки систем мотивации и стимулирования труда работников, выступают инструментом управления трудовыми конфликтами.

Эргономика является основой рационализации трудовых процессов, поскольку изучает деятельность человека в его связи с техникой, машинами, средствами производства. Эргономика позволяет оптимизировать взаимодействие человека с машинными системами.

Гигиена труда, производственная санитария и техника безопасности обеспечивают создание на производстве здоровых и безопасных условий труда.

Демография это наука о народонаселении, она изучает процессы воспроизводства населения, его половозрастную структуру, расселение населения по регионам страны, что позволяет эффективно удовлетворять потребности предприятий в необходимых трудовых ресурсах.

Управление персоналом дает возможность реализовывать трудовой потенциал (путем подбора, обучения и справедливого вознаграждения персонала организации работников), и позволяет эффективно управлять персоналом организации (обеспечивается выбором оптимального стиля управления, выработкой кадровой политики, проведением маркетинга персонала).

Социология профессий изучает общественное разделение труда, престижность различных видов трудовой деятельности, профессиональную пригодность человека и др.

Организация труда изучает формирование упорядоченной системы взаимодействия работников, их групп и подразделений для достижения поставленных целей, что позволяет обеспечить эффективное соединение рабочей силы со средствами производства в конкретных условиях, реализацию трудового потенциала работников и удовлетворяет потребности всех субъектов социально-трудовых отношений.

Трудовое право является юридической основой трудовых отношений. Оно устанавливает правовые нормы труда, регламентирует права и обязанности субъектов социально-трудовых отношений, определяет дифференциацию в оплате труда, служит основой социальной политики и социальной защиты работников.

Статистика труда дает возможность проведения анализа эффективности труда на основе количественных показателей производительности труда, численности и динамики персонала, фонда заработной платы и др.

Какие задачи решает дисциплина

"Экономика и социология труда"?

Основные задачи дисциплины "Экономика и социология труда" определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами - формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задана - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической -фудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.

Другая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками дпя решения эггой задачи являкхгся, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на экономические и социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Еще одна задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками. Вследствие этого особое значение приобретает исследование процесса стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых затрат на всех стадиях воспроизводственного цикла. Расширение и углубление знаний в этой области требует изучения зарубежного, а также отечественного опыта в различных регионах страны и на различных предприятиях, изучения состояния внуфенних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономического анализа, аудита, социологического исследования.

Социальная инженерия - это управленческая деятельность, направленная на изменение социальных систем и социальных институтов в соответствии с заданной целью с использованием наукоемких технологий и инженерного подхода. В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века директор Центрально института труда А. Гастев. В его понимании социальный инженер - это руководитель трудового коллектива, от деятельности которого зависит успешность функционирования всей социально-инженерной машины. Идея социальной инженерии заключалась в тесном сочетании людских комплексов с организацией комплексов машин. Эти комплексы машино-людей основываются на единстве биологии и инженерных наук. Советский партийный и государственный деятель, видный специалист по проблемам организации труда и управления П.М. Керженцев ограничивал проблемы социальной инженерии управлением людьми и коллективами, независимо от сферы деятельности. Он сформулировал ряд общих принципов управления - это установление цели и задач организации и управленческой деятельности; выработка плана, методов работы и методов управления; постановка учета и контроля. По мнению П.М. Керженцева, в условиях социализма главное внимание в управленческой деятельности должно было уделяться плановому ведению производственной и трудовой деятельности. Но руководитель, обладая реальной властью, существенным образом влияет на трудовой коллектив и результативность его деятельности, поэтому подбор руководителей должен строиться на соответствии его личных качеств требованиям конкретной должности, на которую он претендует.

Отечественная социальная инженерия 20-30-х годов ХХ столетия базировалась на психотехнике и социологических исследованиях, традиции которых продолжила после тридцатилетнего перерыва заводская социология 60-80-х годов. В теории и практике социального планирования, которые получили свое дальнейшее развитие в годы хрущевской оттепели, использовались наряду с данными социологических опросов идеологические установки и социально-культурные нормативы. В отечественной социальной инженерии были сформулированы следующие принципы: принцип прямого участия в решении социальных задач, так как решаются актуальные насущные задачи; принцип непрерывного социоинженерного обеспечения и социального проектирования; принцип технологизации, то есть обеспечение оптимальных способов воздействия.

В западной социологии социоинженерная деятельность была подробно рассмотрена К. Поппером в работах «Нищета историцизма» (1945) и «Открытое общество» (1945). Социальную инженерию он рассматривал как совокупность подходов прикладной социологии, направленных на рациональное изменение социальных систем на основе фундаментальных знаний об обществе и предсказании возможных результатов преобразований.

Современный социоинженерный подход позволяет изменить социальную действительность на основе методов планирования, программирования, предвидения и прогнозирования. Социоинженерная деятельность включает в себя следующие процедуры:

Оценка состояния объекта социоинженерной деятельности;

Прогнозирование наиболее вероятных вариантов развития внутренней и внешней среды объекта прогноза;

Моделирование будущего состояния объекта исследования с использованием математических, кибернетических, прогностических и других методов;

Разработка социального проекта нового состояния исследуемого объекта;

Социальное планирование в соответствии с социальным проектом;

Осуществление проекта с помощью инновационных социальных технологий.

Современная отечественная социальная инженерия развивается по следующим блокам (направлениям):

Социетальный блок - строительство социальных институтов: государственное строительство, создание модернизированной системы образования, здравоохранения и т.п.;

Региональный блок - формирование региональных сообществ;

Муниципальный блок - формирование местных сообществ;

Организационный блок - строительство организаций;

Блок групповой инженерии - формирование целевых групп и команд.

социальная инженерия сегодня представляет собой комплекс практически ориентированных знаний в области управления социальными структурами и процессами, развивающийся по следующим направлениям:

    Строительство социальных институтов, например, государственное строительство, реорганизация системы высшего образования и т.д. («социетальный» блок);

    Региональное строительство (региональный блок);

    Формирование местных сообществ (муниципальный блок);

    Строительство организаций или «организационная инженерия» (организационный блок);

    Формирование целевых групп и команд («групповая» инженерия). Избирательные технологии и другие способы продвижения лидеров или их команд являются составной частью всех блоков социоинженерной деятельности.

В образовательной практике идеи социальной инженерии реализуются путем применения современных образовательных технологий и активных методов обучения, а также посредством “насыщения” учебного процесса дисциплинами социоинженерного и организационного цикла, в том числе:

    теория и методы социальной инженерии;

    диагностика организаций;

    прогнозирование и моделирование развития организаций;

    организационное проектирование и программирование;

    социальное планирование;

    внедрение социальных новшеств в организации и т.д.;

    практикум по социальным технологиям;

    методы разрешения конфликтов.

На становление и развитие социальной инженерии существенное влияние оказали психология, прикладная антропология, управленческие науки, а в настоящее время синергетика и социальная синергетика - наука о самоорганизации общества, которая определяет условия и факторы устойчивого развития общества. С позиций социальной синергетики в обществе благодаря коммуникативным связям происходит синтез материальных и нематериальных структур, а эволюционное развитие, происходящее на основе обмена информацией, определяет естественный отбор энергетически более выгодных методов социального управления. Данный процесс обеспечивает переход общества на качественно новый уровень. С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Механизм управления осуществляется в двух направлениях. Во-первых, задается социально-технологический коридор, приемлемый с точки зрения развития и функционирования социальной системы. В рамках этого коридора социальная система может реализовывать различные траектории саморазвития, а инновационные процессы направляются в социально-конструктивное русло. Во-вторых, для устойчивого социального развития и подъема на новый уровень самоорганизации в точках бифуркации осуществляется локальное воздействие в нужное время и в нужном месте.

Одним из вариантов практического применения синергетического подхода к управлению является теория самообучающейся организации, способной создавать, приобретать и обменивать знания и изменять свое поведение в соответствии с новыми знаниями и интуицией. Источниками обучения являются сотрудники организации, внешние консультанты, бизнес-тренеры, собственный бизнес, внешняя среда и уроки, извлеченные из собственного практического опыта. Самообучающаяся организация в современных условиях является наиболее конкурентоспособной, синергетика является универсальной методологией современного информационного общества, его структур и социоинженерного подхода к управлению обществом. Данный подход предъявляет высокие требования к управленцам, так как они должны обладать современными социально-технологическими знаниями.

Многие исследователи приходят к выводу, что социально-инженерный подход к управлению производит третий фактор, в котором разрешаются противоречия отношений объекта и субъекта управления. Объект социальной инженерии перестает быть лишь средством реализации социальных программ, разработанных экспертами, и сам становится субъектом. Формируется тринитарный подход управление - соуправление - самоуправление. Социально-инженерный подход превращает управление в интерактивный процесс, а задачей социальных инженеров становится создание условий для раскрытия внутреннего потенциала социальной системы.

К сожалению, в отечественной управленческой науке и практике сохраняется некоторое настороженное отношение к социальной инженерии, так как иногда технологичность воспринимается как экспериментирование и манипулирование людьми. Этим фактом в значительной степени обусловлена низкая востребованность социального проектирования программно-целевого управления субъектами управления.

Системный подход к управлению инновационным развитием промышленных предприятий

The system approach to management of innovative development of the industrial enterprises

Введение *

В ХХI веке мировое сообщество сталкивается с инновационными вызовами, связанными с развитием высоких технологий, информатизацией, изменением содержания труда и качества рабочей силы. При этом процесс глобализации порождает как новые формы международного сотрудничества и межгосударственных отношений, так и новые противоречия, требуя новых подходов к решению политических, экономических и социальных проблем на всех уровнях их проявления. Скоординированное развитие, гармонизация норм и стандартов социально-трудовых отношений, обмен накопленным опытом могут способствовать построению высокоорганизованного, экономически и экологически эффективного производства. Результат усилий по стабилизации производства и улучшению социального климата внутри страны во многом зависит от развития деятельности промышленных предприятий, которые являются первичной ячейкой любой экономической системы и способны стать локомотивом инновационного развития национальной экономики.

Теоретические подходы к обоснованию инновационного развития промышленных предприятий

В экономической науке существуют различные подходы к определению сущности, значения, основ функционирования и развития предприятия:

    ресурсный подход, согласно которому предприятия (организации) выживают в той мере, в которой они приобретают и поддерживают свои ресурсы, и возможность накопления предприятием организационно-специфических ресурсов выступает главным обоснованием его существования;

    системный подход рассматривает предприятие как сверхсложную открытую социально–экономическую систему, связанную специфическими отношениями со своей внешней и внутренней средой, главным и наиболее активным элементом которой выступает человек;

    эволюционный подход содержательно и метаморфически связан с эволюционным мировоззрением на процесс постоянного и причинно-обусловленного изменения деятельности предприятия, при этом механизм изменения связывается с изменчивостью, наследованием и отбором, где особое внимание уделяется инновационному процессу: появлению, закреплению и распространению инноваций, исследованию конкуренции как процессу отбора, решению проблем информации, неопределенности и времени;

    неоинституциональный подход анализирует деятельность предприятия в условиях ограничений, обусловленных институциональной структурой общества, где предприятия как экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек, в условиях неопределенности и риска, что порождает ограниченную рациональность и оппортунистическое поведение; в рамках неоинституциональной теории выделяют трансакционный подход, который исследует причины существования фирмы и особенности их внутреннего устройства, акцентируя внимание на необходимости фирмы избегать трансакционных издержках по заключению сделок на рынке и использовании преимуществ кооперации для получения максимального результата своей деятельности.

    процессный подход является одним из базовых в исследованиях стратегического менеджмента и рассматривает предприятие с точки зрения процессов, связанных с предпринимательской деятельностью, организационным обновлением и ростом, а также с развитием и применением стратегии, которая направляет организационные действия, основываясь при этом на логике причинно-следственного объяснения, связывающего независимые переменные, на типах концептов или переменных, отражающих действия предприятий или индивидов, на последовательности событий, описывающих изменение явлений с течением времени.

    поведенческий подход исследует реальное поведение предприятий как экономических субъектов, в деятельности которых господствует не рациональное, а конвенциональное поведение (т.е. подчиняющееся принятым правилам и условностям), анализ которого позволяет построить обобщенную модель принятия решений;

    подход, основанный на знаниях, концентрирует внимание на движении знаний и их влиянии на эффективность и конкурентные преимущества предприятий, рассматривая знания как субъективированную информацию, неотделимую от убеждений индивида и целенаправленного действия, придавая большое значение фирмам, которые создают и развивают рутины, действуя как хранилища знаний.

    синтетический подход означает необходимость учета в моделях теории фирм «технологических» и «социальных» факторов, утверждая, что структура социальных отношений оказывает постоянное влияние на организационную динамику предприятия.

Анализ теорий фирмы позволяет обосновать механизм управления инновационным развитием промышленных предприятий в условиях кластеризации экономики и определить основные элементы, обеспечивающие взаимодействие и сотрудничество участников инновационного процесса на разных стадиях (табл.1).

Инновационное развитие рассматривается как целенаправленный непрерывный процесс осуществления инноваций в научной, производственной, экономической, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой деятельности предприятия, направленный на максимально полное удовлетворение общественных потребностей на основе реализации научных достижений в процессе производства для получения максимального экономического, социального и экологического эффекта, выраженного в абсолютном и относительном изменении (приращении) экономических показателей.

Лето — пора не только отдыха, но и...работы. Школьники, как когда-то их мамы и папы, горят желанием заработать не только на мороженое, но и на модный гаджет. Возможно ли это сегодня, и какие сложности поджидают подростков при устройстве на работу? Своими наблюдениями делится руководитель отдела кадрового администрирования, льгот и компенсаций Галина Кезикова.

Что получают подростки, устраиваясь на работу? Как говорят они сами, прежде всего — карманные деньги, возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость. Но не нужно забывать, что такая трудовая деятельность может быть и источником удовольствия, так же как и досуг с друзьями. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда подросток устраивается на работу, имея только одно осознанное желание — заработать на карманные расходы. Как правило, при устройстве на работу его не очень беспокоят какие-то другие вопросы, кроме одного — сколько я буду получать денег? А через 2-3 месяца тот же самый подросток начинает ценить многое из того, на что раньше даже не обращал внимания: коллектив, где царит взаимопомощь; уважительное отношение со стороны коллег; слова признания за хорошую работу, сказанные при всем коллективе. Разве может что-то сравниться с этим ощущением счастья, которое он при этом испытывает?

Кто должен искать работу для подростка?

Родители задумываются не только над тем, где работать выросшему ребенку, но и кто должен искать ему работу. С одной стороны, у школьника мало информации о потенциальных вакансиях, с другой, он — личность. Человек, пусть и не совсем еще взрослый, со своими увлечениями, желаниями, предпочтениями. Родители об этом часто забывают. Искать работу за ребенка не имеет смысла. Конечно, родители всегда желают своему "малышу" добра, но не нужно забывать, что 14-16-летний подросток — это уже сформировавшаяся личность, которая имеет свои потребности, желания и увлечения. Поэтому я считаю, что подросток в таком возрасте должен сам решить, где ему будет нравиться работать, в каком коллективе и по какому графику. Задача родителей — деликатно направлять и сопровождать ребенка в процессе поиска работы.

В каких отраслях лучше работать подростку?

Я бы сделала акцент не на отраслях, а на возможности развития своих личностных качеств, жизненной позиции, определения целей в жизни. В большинстве своем подростки находятся в поиске, пытаются понять, кем они хотят быть в жизни, что им нравится, какой должна быть отличная работа.

Я бы посоветовала ориентировать ребенка на работу, где есть хороший коллектив сверстников, потому что в таком коллективе есть большие возможности для самореализации и осознания себя. Каждый может попробовать себя в новой роли. Например, может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Эти качества очень важны в любой работе.

Кроме того, для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей, сверстников. Если в младшем возрасте ребенок смотрит на мир глазами своих родителей, то у подростка выстраивается система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — с взглядами сверстников.

Общение со сверстниками обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Именно в такой среде быстро усваиваются представления о ценностях, формируется целостность характера, происходит становление нравственно-волевых черт. Еще раз подчеркну, насколько важно, чтобы это был такой коллектив, ценности и принципы которого могли бы развивать и обогащать вашего ребенка.

В 14-16 лет подросток начинает задумываться о своем будущем, изучает себя более осмысленно. Важно в этот момент заложить основы нравственного развития будущего взрослого и сохранить его здоровье и бодрость сил.

Ограничения и требования к приему на работу подростков

И подросток, и его родители должны понимать, что приступая к трудовой деятельности, юноша или девушка вступает в новые для себя отношения. И важно помнить, что есть особенности российского законодательства в сфере работы учащихся.

И выбирать нужно того работодателя, который придерживается трудового законодательства и соблюдают все права подростков. При приеме подростка на работу с ним должен быть заключен трудовой договор, в котором подробно прописаны условия труда, максимальная продолжительность его трудового дня, льготы, которые ему будут предоставлены.

Рабочий день для подростков в возрасте от 14 до 16 лет, обучающихся в учебных заведениях, не может превышать установленных законом рамок: 12 часов в неделю и 2,5 часа в день. Если же работа предоставляется школьникам в этом возрасте на время каникул или трудоустраиваются ребята, окончившие обучение(либо молодые люди, по каким-то причинам не продолжающие обучение), то рабочее время составит не более 24 часов в неделю и 5 часов в день. Подростку должны предоставлять отпуск и т.д.

Так, наша компания берет на себя обязательства по проведению медицинских осмотров для подростков. Юному сотруднику предоставляется отпуск продолжительностью 31 календарный день, причем в отличие от остальных категорий работников он может пойти в отпуск в любое удобное для него время по заявлению, и работодатель не в праве ему препятствовать в этом.

Подростков нельзя привлекать к работам в ночное время, в выходные дни, к работе сверхурочно, к работам с вредными и опасными условиями труда. Они в силу своего возраста не несут материальную ответственность, поэтому они не могут работать на кассе.

Запрещается привлекать подростков к работам с вредными и опасными условиями труда, а также к тем работам, выполнение которых может нанести вред не только их здоровью, но и нравственному развитию.

Запрещается работа, связанная с переноской тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Первый трудовой опыт

Я призываю всех родителей не бояться отпускать ребенка на работу. Ведь именно благодаря своему первому трудовому опыту он получит необходимые жизненные уроки, сможет стать сильнее, развить чувство ответственности, самодисциплины и найти надежных и верных друзей. Конечно, очень важно, чтобы ребенок получил свой первый трудовой опыт в коллективе, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Происходит осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума, постоянный поиск нравственных ориентиров. В нашей компании, в РОСТИК’С-KFC, основными сотрудниками как раз являются подростки и молодые люди, которые получают свой первый трудовой опыт. Поэтому наши менеджеры — опытные наставники, которые умеют в каждом подростке развивать нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь, уважение к людям и результатам их труда. Мы хорошо понимаем, что помощь в социализации подростков, формирование их трудовых умений и навыков, добросовестного отношения к выполняемой работе — это ответственная и почетная задача для социально-ориентированной компании.

Родители часто спрашивают, есть ли работа для детей младше 14 лет. Этот вопрос мне постоянно задает младшая дочь, которой скоро исполнится 12. Она категорически не согласна, когда я ей говорю о том, что ей нужно еще немного подрасти, прежде чем она сможет устроиться к нам на работу. Минимальный возраст для трудоустройства в России — 14 лет. Именно в этом возрасте каждый гражданин обязан получить паспорт, и с этого момента он может с согласия одного из родителей заключать трудовой договор для выполнения легкой работы.

Мы принимаем на работу подростков с 16 лет, потому что считаем этот возраст оптимальным для старта и развития в нашей компании.

Недавно мы стали работать с благотворительным фондом "Детям с любовью", который возглавляет Дебби Диган, организатор международного одноименного проекта. В скором времени мы начнем работу с детским домом по поддержке выпускников и их адаптации к "взрослой жизни". Такие подростки особенно нуждаются в поддержке в этот сложный для них период перехода к самостоятельной жизни. У них нет семьи, которая могла бы помочь им в приобретении жизненных навыков и поддержать в случае необходимости, и мы хотели бы помочь этим детям найти свое место в жизни. И, возможно, заменить им в каких-то вопросах семью. Мы планируем предоставить рабочие места для прохождения трудовой практики для воспитанников старших классов и постоянные рабочие места для выпускников детского дома. Несомненно, этим детям потребуется большое внимание и поддержка от всех нас...

Статья предоставлена "РОСТИК’C-KFC"

Обсуждение

очень полезная статья. я поставил макс. оценку:)

Хорошо, когда ребенок стремиться заработать деньгу, а не сидит на шее.

А у нас подростки в школе подрабатывают летом. И коллектив знакомый, и все под присмотром педагогов. По нашим меркам даже не плохо обещают заплатить.

Комментировать статью "Работа для подростков: где, когда, как?"

Про работу для подростков. ...затрудняюсь выбрать раздел. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Поиск работы для школьников, официальное Плюсы подработки подростков летом: они начинают уважать родительский труд...

Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги. Работа для подростков.

Подростки. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги.

Работа летом 14-летнему подростку. Работа для подростков: где, когда, как? Бебиситтер - первый воспитатель и первая работа. Вот как это происходит в Америке, где бебиситтерство - самая частая подработка для подростков и студентов.

Работа для детей и подростков. Каникулы, досуг. Подростки. Работа для детей и подростков. Работа забивать из бумажных подписных листов в Excel. Работа для подростков: где, когда, как? Зачем подростку работа?

Работа для подростка.. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Работа для подростка. Друзья, подскажите, где искать? Для мальчишки 15 лет летом.

Работа для подростков: где, когда, как? работа для подростков и детей 10- 17 лет. Раздел: Поиск работы (16 лет нужна работа). Может, кого заинтересует 16 -летний юноша, ученик 11 класса (занятия у него с 16 -30 три раза в неделю), в Москве неплохо ориентируется...

Про лето, подростков и работу. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады Про лето, подростков и работу. Наверное снесут. Имеется дочь,15 лет.

Работа для подростков. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Где могут работать 14-летние юноши, не выглядящие на 18-летних, и даже на 16-летних, как раз на 14 лет?... Макдональдс - с 16, он сказал.

А где подростку можно подработать?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст А где подростку можно подработать? Раньше в Макдаковку брали, сейчас, вроде нет. На последнем школьном собрании "классный"...

Работа летом 14-летнему подростку. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный Прошу накидать каких-нибудь мыслей и советов по поиску работы на лето (1 месяц - июнь) 14-летнему подростку.

Работа для подростков: где, когда, как? Кезикова Галина. Советы по трудоустройству подростков. Работа для подростков на лето и не только. В отличие от многочисленных предложений работы для подростков, которые можно найти в Интернете, в нашем...

Поиск работы самостоятельно или через кадровое агентство, собеседование, резюме, карьера, зарплата, увольнение, образование. Тема создана для обсуждения статьи. Советы по трудоустройству подростков.

Работа для подростков: где, когда, как? Лето - пора не только отдыха, но и... работы. Родители задумываются не только над тем Работой для несовершеннолетних навеяло. Для чего остальным нужно, чтобы ваши подростки работали летом? Сыну через пару недель 13...

работа для подростков и детей 10- 17 лет. Раздел: Поиск работы (16 лет нужна работа). Может, кого заинтересует 16 -летний юноша, ученик 11 класса (занятия у него с 16 -30 три раза в неделю), в Москве неплохо ориентируется, самостоятельный.

Работа летом. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Раздел: Каникулы, досуг (Где поработать летом подросток 14 лет, не накидаете идей или у кого-то дети работали, не порекомендуете место?)

Работа для подростков с 16 лет. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги.

Ищу работу для подростка. Каникулы, досуг. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в Раздел: Каникулы, досуг (Подскажите,пожалуйста. 14-летний сын хочет летом поработать). Ищу работу для подростка.

Работа для подростков с 16 лет. Поиск работы для школьников, официальное трудоустройство. А главный показатель самостоятельности для тинейджеров - это возможность устроиться на работу и заработать свои первые деньги.

«Что такое профессиональная трудовая деятельность человека? Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является...»

Что такое профессия?

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков.

Занимая различное положение в экономической, политической и культурной

структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам,

безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным,

предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем,

родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности.

Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия

– это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются по крайней мере еще два условия.



Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальнымидокументами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия.

Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь, то он – профессиональный спортсмен.

–  –  –

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником.

Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии.

Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще.

А к профессии относится, как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Как можно познакомиться с разными профессиями?

Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать?

Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.

Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах.

В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.

С кем можно поговорить о профессиях?

Опрос людей, осведомленных в области тех или иных профессий, представляет собой наиболее простой, привычный и быстрый способ познакомится с профессиональной деятельностью. Однако, не все люди одинаково хорошо владеют профессиональной информацией.

Есть смысл обратиться за помощью к следующим людям:

психологам-профконсультантам;

школьным учителям;

преподавателям профессиональных учебных заведений;

специалистам тех профессий, которые Вас интересуют;

родителям, родственникам и знакомым.

Наиболее полная и точная информация о профессиях имеется в распоряжении психологов, занимающихся профессиональным консультированием. Профконсультированием могут заниматься школьные психологи, психологи городских центров профориентации, психологи районных центров занятости, психологи-консультанты коммерческих фирм.

Они знают особенности и требования широкого круга профессий. А если в чем-то сомневаются, могут обратиться к различным информационносправочным материалам и профессиограммам, которые должны находиться у них под рукой. Однако, подробные сведения о какой-то конкретной профессии у них могут отсутствовать.

Школьные учителя, как правило, владеют неполной информацией о профессиях, но могут помочь Вам при описании школьных и педагогических специальностей, а также, если это учителя-предметники, они могут рассказать Вам о тех профессиях, с которыми связан предмет, который они преподают. В остальных случаях их мнение о тех или иных профессиях основано на их собственном личном опыте и может быть достаточно субъективным.

Преподаватели профессиональных учебных заведений в большинстве случаев очень хорошо осведомлены об особенностях тех профессий, которым они учат. Большинство из них сами имеют опыт работы по этим специальностям. Они обычно знают, какие требования предъявляет их профессия к здоровью, знаниям, навыкам и способностям человека и иногда могут оценить Ваши профессиональные возможности в овладении профессией.

Специалисты, работающие по той или иной профессии, как правило, достаточно хорошо знают цели, средства и условия труда, особенности трудовых действий, требующееся образование, содержание профессиональных знаний и навыков, могут рассказать об учебных заведениях, где можно этому научиться, но их мнение о требованиях профессии к способностям и психологическим особенностям человека могут быть пристрастны. Некоторые из таких специалистов являются энтузиастами своей профессии, а некоторые, напротив, крайне недовольны ей.

Их отношение к профессии может оказать влияние на то, что они Вам про нее рассказывают. Будьте внимательны.

Родители, родственники и знакомые могут служить полезным источником информации только по тем профессиям, по которым они сами являются специалистами. По всем остальным профессиям они вряд ли могут быть экспертами, и, как правило, или вообще с ними не знакомы, или знают о них понаслышке. Их мнение по профессиям, которыми они сами не владеют, часто является предубеждением, стереотипом, основанным на собственной оценке их привлекательности. Осторожно относитесь к профессиональной информации от своих близких.

Стоит ли попробовать поработать самому?

В конечном счете только собственный опыт работы по профессии является наиболее точным и правильным. Вы можете испытать себя в роли специалиста по какой-либо профессии, или испытать саму эту профессию на предмет того, насколько вы соответствуете друг другу. Кроме того, даже если Ваша работа для пробы не станет для Вас окончательным профессиональным выбором, все равно она может представлять определенную ценность для Вашей будущей профессиональной карьеры.

Ведь в процессе работы Вы приобретаете не только профессиональные знания и навыки, становитесь не только квалифицированным специалистом.

Вы приобретаете:

жизненный и трудовой опыт;

деловые связи и знакомства;

материальную основу для дальнейшего профессионального роста.

Однако, собственный опыт - это наиболее дорогая и длительная форма знакомства с профессией. Можно позволить себе поучиться и поработать для пробы только в том случае, если овладение профессией не требует значительных затрат времени, сил и средств. Это имеет смысл сделать тогда, когда Вы не уверены в выборе более сложной специальности, или жизненные обстоятельства заставляют Вас отложить на какой-то срок серьезное профессиональное образование.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности?

Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия?

В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?

Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?

Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?

Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?

Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Наконец, психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию, к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости, к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям, к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественноэкономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифноквалификационный справочник", насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя пользуются спросом несколько сот (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.

Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Как ориентироваться в мире профессий?

Чтобы ориентироваться в мире профессий, мы предлагаем Вам своего рода карту. Территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Дело в том, что каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств. Их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода профессиональных государств со своими законами, языком, населением, занимающих на карте определенное положение. Например, профессии слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различаются только с точки зрения производственных задач и условий труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Поэтому, их смело можно помещать в одно и то же место на психологической карте профессий.

Что такое психологические координаты профессии?

Так же, как и на настоящей географической карте, положение профессии на психологической карте можно описать двумя координатами.

Только на психологической карте роль широты играет психологический тип профессии, а роль долготы – психологический класс профессии.

Тип профессии указывает на, то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

Какие бывают психологические типы профессий?

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

1. К профессиям типа "человек-человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

2. Тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швеямотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Тип "человек-знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4. К типу "человек-художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяркраснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5. Наконец, к типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. Какие бывают классы профессий?

По характеру труда выделяются два класса профессий.

А) Профессии исполнительского класса связаны c выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

Как выглядит психологическая карта профессий?

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из пяти типов и на основании характера труда к одному из двух классов. Поэтому психологическая карта профессий состоит из 10 клеток (пять строчек, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а два столбика, обозначенных буквами А и Б, соответствуют классам профессий по характеру труда. Каждая группа профессий имеет свое буквенно-цифровое обозначение, например: А1 – исполнительские профессии типа "человек – человек", Б1 – творческие профессии типа "человек – человек", А2 – исполнительские профессии типа "человек – техника" и т. д.

Каждая группа объединяет множество профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, вид предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т.п.

Всегда ли можно ли определить точные координаты профессии на психологической карте?

Разумеется, деление профессий на психологические типы и классы является достаточно условным. Ведь, строго говоря, любая профессия характеризуется несколькими предметами своей деятельности. Но одни из них являются более существенными, а другие – менее.

Так профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому, его профессию можно смело отнести к типу "человек – человек". Однако, в значительное мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами и т.п. Поэтому, деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа "человек – знаковая система".

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с больными людьми, но кроме того она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры. В качестве примера других смежных профессий можно назвать профессии продавца, охранника, секретаря-референта, парикмахера, закройщика.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры.

Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист – с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно пользоваться картой профессий?

С одной стороны, зная название профессии и найдя ее на карте, можно определить ее координаты, то есть узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек – знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек – человек".

Глобальный женский форум, проведенный в рамках VI Астанинского экономического форума, 22-24 мая 2013 года Сессия: "Социальная модернизация общества – стратегии по...» новых наукоемких разработок, востребованных на мировом рынке (Ц3).2. Место дисциплины в структуре ООП Дис...»

«ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 15 ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2015. Т. 25, вып. 5 УДК 336.7 И.О. Боткин, М.С. Ишманова, О.С. Виноградова ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ-ПРЕДВЕСТНИКОВ БАНКОВСКОГО КРИЗИСА В РОССИ...»



Публикации по теме