Социально-трудовая сфера. Понятие и проблемы социально-трудовой сферы — реферат

Управление социально-трудовой сферой

ПЛАН

Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ

Тема №4. Политика занятости в странах рыночной экономики и её

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ʼʼУПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕʼʼ

Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ……………3

Тема №2. Рынок труда в системе рыночного хозяйства экономики……......14

Тема №3. Занятость и безработица как форма проявления рынка труда…31

значение для России………………………………………………98

Тема №5. Формирование российского рынка труда и крайне важно сть

его государственного регулирования…………………………..113

1. Управление социально-трудовой сферой.

2. Опыт регулирования социально-трудовой сферой.

3. Стратегические проблемы социально-трудовой сферы.

Социально-трудовая сфера (сфера социально-трудовых отношений) - та общественная форма, в которой формируется и меняется социальное положение трудящихся. К социально-трудовой сфере относятся:

а) государственные обязанности и меры по регулированию социально-трудовых отношений;

б) договорные и социально-партнерские отношения работников и работодателœей;

в) действия работников и работодателœей по отстаиванию своих интересов в сфере труда.

Управление (регулирование) социально-трудовой сферой - совокупность функций и форм, с помощью и в результате действия которых социально-трудовые отношения приобретают и устойчиво сохраняют общественно-организованный вид.

Управление социально-трудовой сферой (УСТС) делится на 2 части:

1) правовое управление, правовое обеспечение;

2) материально-финансовое обеспечение управления.

Правовое обеспечение управления - налаженное функционирование общественных форм и институтов на правовой основе. Правовое обеспечение управления есть предпосылка правопорядка в управляемой сфере. Оно включает в себя законодательную (и нормотворческую) деятельность и правоприменительную деятельность.

Материально-финансовое обеспечение управления – наличие необходимых

и достаточных материальных и финансовых ресурсов для своевременного и в полном

объеме исполнения принятых управленческих решений.

При выходе общества из тоталитарного состояния меняется характер управления им. Он меняется тем глубже (радикальнее), чем дальше и необратимее продвигается общество от тоталитаризма к демократии. Даже буржуазная демократия (в том числе и деформированная бюрократизмом, коррупцией и примесью диктаторства) способна дать благотворные перемены в управлении в сравнении с тоталитаризмом.

Магистральное направление ценных перемен в самом характере управления при выводе из тоталитаризма - упразднение командно-карательных форм и методов управления, становление реальной многосубъектности в управлении. Это касается всœех сфер общественной и хозяйственной жизни, включая социально-трудовую сферу.

В тоталитарном обществе (типичный пример - общество в СССР) круг реально самостоятельно действующих субъектов, принимающих принципиально важные управленческие решения. сводится к одному - к управляющему центру (в СССР это был ЦК КПСС). Другие субъекты бывают обозначены и даже иметь уставы и положения с описанием их функций. Но реально они не более чем декорация, не более чем исполнители детальных регламентирующих предписаний центра. Уход от тоталитаризма начинается с отмены командных и карательных функций центра. Постепенно начинается складывание субъектов, самостоятельно принимающих и исполняющих собственные решения или решения, принятые на базе закона, а не помимо закона. Это и есть продвижение к гражданскому (многосубъектному) обществу и к правовому, государству. Продвижение это - процесс сложный и длительный.

Россия стоит в начале этого пути. Вызревание полноценных субъектов гражданского общества задерживается в силу ряда причин. По тем же причинам и государство вес еще не стало правовым. В этой обстановке продолжает сохраняться ситуация, koi-да государство всœе еще сосредоточивает, у себя (и не всœегда по злому умыслу, а по крайне важно сти), чересчур широкий круг управленческих функций. В социально - рудовой сфере это особенно заметно, так как в этой сфере мало охотников активно включиться в процессы управления.

В Конституции РФ, действующей после 12 декабря 1993 ᴦ., зафиксирован ряд положений, имеющих основополагающее значение для формирования круга субъектов, управляющих социальной сферой, для разделœения и порядка взаимодействия их функций. Приведем их для справки.

Статья 1.1. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Статья 5.3. "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределœении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти всœе субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

Статья 7. "1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Статья 12. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Статья 71. "В введении Российской Федерации находятся:

<...:> е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации…ʼʼ

Статья 72. "I. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

<...> е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта:

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства: социальная защита͵ включая социальное обеспечение <...>

к) ...трудовое законодательство..."

Статья 73. "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российском Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всœей полнотой государственной власти".

Управление социально-трудовой сферой - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление социально-трудовой сферой" 2017, 2018.

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось вы­ше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнерства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются прежде всего посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.

Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.
К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.
Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.
Таким образом, социально-трудовая сфера — область действия, пределы распространения трудовых отношений как отношений, возникающих между участниками совместного трудового (производственного) процесса, отношений занятости и отношений по поводу распределения и потребления произведенного национального дохода. Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы процесса воспроизводства рабочей силы: социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.); рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных); сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизации уровня жизни населения и т.п.).

2. Проблемы социально-трудовой сферы
В настоящее время глобальными тенденциями мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий является развитие и широкое применение прогрессивных информационных и коммуникационных технологий и повышение эффективности использования информационных ресурсов. Информатизация имеет решающее значение для повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления, разработки и реализации государственной политики, в том числе в социально-трудовой сфере.
Несмотря на достаточно высокие темпы развития информатизации в отдельных областях социально-трудовой сферы Российской Федерации ее современное состояние в целом характеризуются наличием ряда актуальных проблем:
— недостаточное финансирование мероприятий по информатизации в социально-трудовой сфере;
— невысокий приоритет и статус информатизации в социально-трудовой сфере и, как следствие, остаточный принцип финансирования;
— неравномерное развитие информатизации социально-трудовой сферы в отраслевом и региональном разрезе;
— недостаточный уровень подготовки в области информатизации кадров, участвующих в государственном управлении социально-трудовой сферой;
— несовершенная нормативно-правовая и методологическая база в области информатизации в социально-трудовой сфере.
Перечисленные выше проблемы снижают эффективность расходования бюджетных средств, затрудняют управление социально-трудовой сферой, препятствуют ее эффективному функционированию и требуют решения в рамках мер по информатизации социально-трудовой сферы.

Под информатизацией социально-трудовой сферы понимается процесс создания организационных, социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения и реализации информационных потребностей и прав граждан, субъектов управления социально-трудовой сферой, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.
Социально-трудовая сфера как объект информатизации имеет сложную структуру и включает следующие предметные области: доходы и уровень жизни населения; рынок труда, занятость и безработица; социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях; условия и охрана труда; социально-демографические и миграционные процессы; социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование; социальное партнерство.
Однако важнейшей проблемой социально-трудовой сферы России, не позволяющая равномерно регулировать эту сферу по всей территории страны, является социально-экономическая дифференциация регионов: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными, характеризующимися остротой социальных, экономических, экологических проблем. К числу причин неравенства в уровне социально-экономического развития регионов в экономической литературе относят: разные темпы экономических преобразований, например процессов приватизации, конверсии; незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти; предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с другими; недоучет региональных последствий проведения федеральной политики в сфере макроэкономики; неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения реформ и в глубине экономического спада. С.

Практические выводы к § 9

89].
Существенны различия и в социально-трудовой сфере регионов. Например, по уровню безработицы в 2000-е гг. регионы отличались друг от друга в 40 с лишним раз.
В 2010 г. в ряде субъектов Российской Федерации коэффициент напряженности (отношение численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к количеству заявленных свободных рабочих мест и вакантных должностей) в несколько раз (от 8 до 1075) превышал среднероссийский уровень. Разница в средней продолжительности поиска работы безработными по регионам Российской Федерации составляла от 2 до 3,2 раза (рассчитано автором на основе статистических данных.

Скачать реферат "Понятие и проблемы социально-трудовой сферы" DOC

Отрасли социальной сферы экономики

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к со! альной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей, социальные нужды работает промышленность - и не только пищевая и леп но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально о вотированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, i говля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одежд1 обувью, пищевая - продуктами питания, машиностроение - бытовой техш деревообрабатывающая - мебелью, энергетическая - теплом и электроэнерп Сельское хозяйство - основной источник продовольствия. Строительство обе

чивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодо-рожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Теле-фонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в комму-никациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание - кормить людей не только дома, но и на рабо-те, в пути, во время отдыха.

Из перечисленных отраслей пассажирский транспорт, связь для населения, розничная торговля и общественное питание настолько тесно связаны с удовлетво-рением потребностей людей, что их правомерно относить непосредственно к от-раслям социальной сферы, к социальной экономике.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и ком-мунальное хозяйства, поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водо-снабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищ-ную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строи-тельство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать со-циальными отраслями народного хозяйства.

Среди отраслей социальной сферы видное место занимает бытовое обслужи-вание населения. Прачечные, парикмахерские, ремонтные мастерские, такси, пун-кты проката, ломбарды, бюро информационных услуг, учреждения ритуальных и так называемых рекреационных услуг (рекреация - восстановление сил,отдых), ох-рана квартир, услуги по уходу за малолетними детьми и многое другое относится к отрасли бытовых услуг.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле-ние, очистку окружающей среды, по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чув-ствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость ис-ключительно велика.

Отрасль культуры - это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концер-тные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохра-нять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку куль-турных достижений в области литературы, искусства, художественного творче-ства, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования - это школы и дошкольные детские учреждения, гим-назии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследова-тельские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми Формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, °на призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой - осуществ-лять подготовку, и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет Непитательная функция образования.

Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья лю-дей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по-мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать поте-рянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здо-рового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к не-производственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный резуль-тат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли - производи-телями этого продукта.

Отметим, что в рыночной экономике социальный продукт отраслей культу-ры, образования, здравоохранения преимущественно или в значительной степе-ни платный, тогда как в централизованной экономике советского типа он был в основном бесплатным, что, однако, зачастую негативно влияло на доступность и качество. При переходе к рыночной экономике поневоле приходится иметь дело с возрастанием негосударственных и платных форм доступа к источникам культу-ры, образования, медицинского обслуживания, смягчаемых социальными мера-ми со стороны государства, например страховой медициной.

Значительную социальную нагрузку несет и отрасль науки, на достижения которой непосредственно опираются культура, образование, охрана.здоровья, отрасли производства предметов потребления. Эта отр.асль, особенно фундамен-тальная наука, и в централизованной, и в рыночной экономике финансируется в основном государством.

Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансовых ресур-сах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных дохо-дов, принимает на себя, как уже упоминалось, отрасль социального обеспечения населения, называемую иногда социальной защитой.

Уровень жизни и ее качество

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способ ствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о состоят и успехах этой экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообрази жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в к торых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает жизнь. Все это вместе взятое называют качеством жизни.

Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, расп страняется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставл< ными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, i фортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современ требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря, чество жизни - это насколько хорошо живется людям. Когда мы говорим «ка1

ство жизни», то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выра-женный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низ-кое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, кото-рыми характеризуют знания учащихся. Но в отличие от оценки качества знаний качество жизни не принято выражать цифрами, пятерками, четверками, тройка-ми, двойками.

Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, чис-ловыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходит-ся прибегать к ряду показателей.

Каковы главные, наиболее широко используемые в экономической практике измерители уровня жизни?

Структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или опреде-ленных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престаре-лые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизни используются показатели годового потребления пищи, одеж-ды, обуви в расчете на человека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Кроме того, используются показатели, ха-рактеризующие обеспеченность населения школами, детскими садами, врачеб-ным обслуживанием (скажем, количество врачей или больничных коек, приходя-щееся на тысячу человек), пунктами бытового обслуживания, прачечными, па-рикмахерскими, банями, столовыми.

Приведем, к примеру, таблицу, приближенно характеризующую годовое по-требление продуктов питания в 1995 году в расчете на одного взрослого российс-кого жителя.

хлеб картофель овощи фрукты молоко мясо рыба сахар яйцо кг кг кг кг л кг кг кг шт.

120 100 90 40 220 45 13 35 230

Чтобы понять, насколько такой уровень соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами потребления, выработанными с учетом рекоменда-ций науки о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреб-лять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место Перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов - 70-80 Кг, мяса - 60-70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление.

Об уровне потребления продуктов питания иногда судят по их калорийности, Суточный рацион питания взрослого человека должен обладать калорийностью

примерно 3000 ккал, в России средняя калорийность рациона в 1995 году состав-ляла 2600 ккал.

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жизни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячный доход превышал так называемый прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого «потребительской корзиной». Прожиточный минимум существенно зависит от цен поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется.

Понятие и проблемы социально-трудовой сферы - реферат

В России в 1999 году прожиточный минимум составил в среднем 600 руб. О людях, потребление кото-рых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут «за чертой бедности». В России в 1999 году доходы ниже прожиточного минимума имели свыше 30% населения.

Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют так называемые общественные блага или общественные фонды потребления, к которым относят блага и услуги, предоставляемые государством населению бесплатно, или за огра-ниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных вып-лат, трансфертов. В странах с централизованной экономикой полностью бесплат-ными могут быть здравоохранение и образование, частично - услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени - питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В странах с рыночной экономикой суще-ствует обширный набор общественных благ, но чаще всего блага или услуги бес-платны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладаю-щих низкими доходами.

Уровень жизни людей характеризуется также их имущественными и денежными накоплениями (имущественным цензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими доходами сейчас, могли иметь в прошлом высокие доходы и накопить значительное богатство, позволяющее им неплохо жить при низких до-ходах. Поэтому, чтобы судить об уровне жизни человека, недостаточно -изучить его декларацию о доходах, надо еще присовокупить к ней декларацию об имуще-стве и сбережениях.

Весьма специфическими показателями уровня жизни являются детская и об-щая смертность, уровень заболеваемости и средняя продолжительность жизни. К примеру, средняя продолжительность жизни мужчин в России составила в 1998 году примерно 60 лет, а женщин - 72 года, что на несколько лет ниже, чем в Швеции, США и ряде других стран.

В качестве определяющего показателя уровня и качества жизни рассматрива ется и количество свободного времени, которое человек вправе использовать п своему выбору и усмотрению. Чаще всего свободное время сопоставляют с рабе чим или полным временем. Определенное представление об уровне жизни з; тых в производстве можно получить исходя из продолжительности рабочей не, ли. Так, сорокачасовая рабочая неделя считается вполне приемлемой, а тридиат пятичасовая (семь рабочих часов в день при двух выходных) - желаемой.

Если судить об уровне жизни людей по их текущему потреблению, то саг существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного ры играют доходы и цены. Ведь "чем выше доходы и чем ниже цены, тем боль

товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекват-ным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителем для приобретения за деньги.

В условиях спада производства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения изменения доходов и цен крайне трудно и выводы могут быть ошибочными. Если весь произведенный и закупленный по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень по-требления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребля-емого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от дохо-дов, ни от цен.

Например, если Россия производит и закупает 7,5 миллиона тонн мяса в год при численности населения в 150 миллионов человек, то ясно, что годовое потреб-ление в расчете на одного человека составит 7,5 х 1000/150-= 50 кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене смо-жет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникнет диф-ференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не изменится.

Еще раз напомним суровую истину о том, что невозможно потребить больше, чем получено, ибо действует неумолимый закон сохранения вещества. Так что если мы желаем увеличить потребление всего населения, то есть лишь один спо-соб - увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров за счет экспорта других! Путем увеличения доходов без роста производства, а тем более в условиях его спада можно получить один-единственный результат - рост цен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Никакого роста уровня жизни таким способом достичь не удается.

Структура общества - это его строение, устройство, расчле­ненное и качественно воспроизводимое единство взаимодейст­вующих частей. Она удерживает (возобновляет), во-первых, ор­ганизованность общества как целостности (системы) и, во-вто­рых, порядок действия частей в обществе, не разрушающий его жизнеспособность.

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по сохранению и изменению социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных, социаль­но-демографических, социально-профессиональных групп, соци­альных общностей (семьи, народы, население города, поселка, ре­гиона и т.п.).

Объект и предмет социальной политики - понятие не линейное, а многоуровневое и системное. По большому счету объект и предмет социальной политики совпадают с главными элемен­тами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс - социально-трудовую сферу.

Сущность политики вообще и социальной в частности выяв­ляется через взаимоотношения устойчивых элементов социаль­ной структуры - социальных групп. Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития.

Социальные группы, структурные части народа (общест­ва) - несомненная реальность. Они могут действовать или без­действовать, осознавать и не осознавать свои интересы, орга­низовываться для действий в обществе или быть политически не организованными. Они могут быть активными действующими социальными силами (реальными субъектами политики) и пассивными неорганизованными участника­ми социальных процессов (потенциальными, формальными субъектами).

Основные функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

1. Обеспечение социальной устойчивости, социальной безопас­ности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество прихо­дит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социаль­ная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы­держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления пу­тем реформ и революций.

2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая ус­тойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социаль­ных групп (классов) в политических решениях, которое удер­живало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедли­вым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивала бы подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности ре­шения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные эконо­мические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из социальной групп.

Социальная защищенность - одна из общественных ценнос­тей, она предполагает объективную положительную социаль­но-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устой­чивым, если социальная группа или население в целом осозна­ют, что социальные риски целенаправленно понижаются обще­ством и государством до степени, когда они не могут сущест­венно нарушить нормальное общественное положение.

Социальными называются риски социального происхожде­ния, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вы­зываемые неустранимыми для данного общества причинами, ко­ренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

Социально значимым нарушением можно считать сущест­венное отклонение от социальной нормы какого-либо или не­скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

Труд - процесс сознательной целесообразной деятельности лю­дей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Про­цесс труда включает в себя три основных момента: целесообраз­ную деятельность человека, т.е. сам труд; предмет труда, на кото­рый направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Однако главным условием трудо­вой деятельности является наличие рабочей силы. В этой связи с определенной долей условности (в узком смысле) можно счи­тать основой экономики труда экономику рабочей силы.

Экономика труда - это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроиз­водства рабочей силы: ее производство, формирование (подго­товка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление (использование), а также обеспечиваются условия для взаимодействия работника, средств, предметов труда и сам процесс взаимодействия.

Процесс производства (формирования) рабочей силы (способ­ности к труду), т.е. подготовки работника, начинается со школы, он продолжается в вузах, колледжах, на рабочих местах, в инсти­тутах повышения квалификации, на стажировках и т.д. Процесс распределения и обмена рабочей силы, как правило, происходит на рынке труда при участии трех субъектов института социально­го партнерства - работодателей, наемных работников и государст­ва, а также непосредственно на предприятии (это найм, ротация работников, увольнение и т.п.). Обмен рабочей силы также пред­полагает эквивалентный обмен на ее цену, т.е. заработную плату.

Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда. Оно со­провождается производством конкретной общественно полез­ной продукции, услуг, полуфабрикатов и т.д. Для того, чтобы работник приступил к трудовой деятельности, смог получить требуемые результаты, необходимы соответствующие условия: подготовка рабочего места, организация, охрана, стимулирова­ние труда, социальная защита и т.д.

Экономика труда как наука изучает социально-экономичес­кие отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспече­ния условий для производительного труда, его охраны и т.д., а социальная политика призвана способствовать росту эффек­тивности экономики труда.

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)» . Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнёрства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика ». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика , главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются, прежде всего, посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придаёт ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается, прежде всего, в процессе реализации государст­венной социальной политики.

5. Формирование групп интересов (субъектов) в социально-трудовой сфере в рыночной экономике (работники и профсоюзы, работодатели и их объединения)

В последнее время достаточно часто используется понятие «социально-трудовая сфера (СТС)», о котором упоминалось вы­ше. Оно отражает объект и предмет социальной политики, единство и взаимообусловленность трудовых и социальных от­ношений, а также характеризует степень социального развития. На практике трудовые отношения (между трудом и капиталом, наемным работником и работодателем) редко существуют в чи­стом виде, без социальной составляющей, и наоборот, социаль­ные отношения часто возникают в результате трудовых процес­сов, сопровождающих их противоречий, конфликтов и т.д. Со­циально-трудовая сфера достаточно полно отражает все фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровожде­ние. С определенной долей условности под экономикой труда (в широком смысле) можно понимать и экономику социально-трудовой сферы.

Основными блоками СТС являются те, которые отражают и обеспечивают фазы про­цесса воспроизводства рабочей силы:

Социальная сфера, т.е. отрасли социально-культурного комплекса (образование, здравоохранение, культура и т.д.);

Рынок труда, службы занятости, переподготовки кадров (в том числе безработных);

Сфера мотиваций производительного труда (организация
оплаты труда, стабилизация уровня жизни населения и т.п.).

В следующий блок входят группы отношений и компоненты, возникающие в процессе воспроизводства рабочей силы и обеспечения условий для взаимодействия работника со средст­вами и предметами труда:

Система социальной защиты населения;

Система социального партнерства;

Система социального страхования;

Система социального обеспечения (пенсионная система);

Охрана труда и т.д.

Социальная политика тесно связана с понятием «социаль­ная рыночная экономика». Рассмотрим, как соотносятся по­нятия «социальная рыночная экономика» и «рыночная эко­номика». Объяснения типа: «Суть социальной рыночной эко­номики в направленности на человека, его развитие, рост благосостояния» - тривиальны, поверхностны и неточны. В еще большей степени сомнителен тезис о том, что сама ры­ночная экономика автоматически, без вмешательства извне регулирует уровень жизни населения, соотношение социаль­ной справедливости и экономической эффективности (сво­боды и порядка).

Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром со­циальной рыночной экономики. Конечно, достигая главной цели, рыночная экономика в какой-то мере решает некото­рые социальные вопросы - обеспечения занятости, выплаты заработной платы за результаты труда и т.д. Однако она осно­вана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедли­вости. Социальная справедливость, социальная защита обес­печиваются прежде всего посредством государственного вме­шательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Госу­дарство своей волей поворачивает рыночную экономику ли­цом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. В этих условиях оно нередко жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Этот тезис иллюстрируют, в частности, факты из практики стран с социальной рыночной экономикой (Япо­нии, Швеции): дополнение светофоров звуковой сигнализа­цией, специальные подъемники на общественном транспор­те для инвалидов и т.д.

Итак, одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социаль­ной справедливости над экономической эффективностью, ко­торый отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается прежде всего в процессе реализации государст­венной социальной политики.

Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.
В числе приоритетных задач была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государств
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Целями программы являются:
- содействие гражданам, проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;
- содействие улучшению условий жизни пожилых людей и повышение ее качества;
- содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.
- повышение уровня жизни населения РФ.
- улучшение качества, условий жизни в стране в целом, и в отдельно взятых регионах.

Социальная политика государства. Уровень жизни населения и показатели его измерения

Рыночный механизм формирования доходов не гарантирует минимально допустимый уровень доходов различных слоев населения. Рыночное распределение обеспечивает единственную «справедливость» – формирование доходов на основе законов спроса и предложения и предельной производительности факторов производства. С этих позиций доходы неквалифицированных работников, спрос на труд которых невелик, будут относительно низкими. И напротив, деловая активность предпринимателей, умение рисковать, чутко реагировать на конъюнктуру рынка обеспечивают им более высокие доходы.

Вместе с тем в развитых зарубежных странах с рыночной экономикой все более широкое распространение получает концепция, в соответствии с которой соблюдение прав человека предполагает поддержание определенных стандартов благосостояния граждан. Отсюда следует, что в странах с рыночной экономикой формирование доходов осуществляется не только путем свободной игры рыночных цен, но и за счет государственного регулирования перераспределения доходов. Такой подход достигается за счет проведения определенной социальной политики.

Социальная политика государства . В широком смысле понятие «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Определяющими в этих процессах являются экономические отношения, включающие систему жизнеобеспечения людей и общества. Поэтому экономические отношения по своей целевой направленности в той или иной мере являются социальными. В результате наряду с выражениями «экономические процессы», «экономическое развитие» в литературе широко используются понятия «социально-экономические процессы», «социально-экономическое развитие». Социальная направленность экономики определяется социальной политикой государства.

Социальная политика осуществляется государством в виде согласованной деятельности по обеспечению благоприятных социальных условий жизни населения. Социальная политика направлена на улучшение благосостояния населения, играет в процессе функционирования экономической системы двоякую роль. С одной стороны, социальная политика выступает как следствие, с другой – как фактор экономического роста.

В первом случае, по мере экономического роста, накопления национального богатства благосостояние населения улучшается. В результате формой проявления экономического роста является социальная политика, улучшение благосостояния населения.

Во втором случае социальная политика является одним из ведущих факторов экономического роста. Если экономический рост не сопровождается улучшением благосостояния, то происходит ослабление мотивации труда и, как следствие, снижение темпов экономического роста. В то же время при достижении определенного уровня технического развития экономический рост обеспечивается за счет использования работников, обладающих высокой квалификацией, специальными знаниями, позволяющими пользоваться компьютерной техникой. В результате для обеспечения экономического роста необходимо повышение образовательного уровня населения, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

Понятие уровня жизни населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей (введено К. Марксом при анализе стоимости рабочей силы). Для определения реальной картины уровня жизни используется так называемая потребительская корзина.

Потребительская корзина – это набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления. В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления», «физиологический уровень потребления».

Минимальный уровень потребления – это потребительский набор, рассчитываемый исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг для воспроизводства рабочей силы неквалифицированного работника и его иждивенцев. При исчислении потребительской корзины для минимального уровня потребления берутся наиболее низкие цены, не учитываются деликатесы, предметы роскоши, алкогольные напитки.

Физиологический уровень потребления означает уровень потребления, ниже которого человек не может существовать физически. В этой связи вводится так называемая черта бедности. Доля населения, находящегося за чертой бедности, характеризует общий уровень жизни в стране. Для определения этой доли введен показатель «уровень бедности».

Уровень бедности – это доля населения, которое получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью.

Рациональный уровень потребления определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида. При определении наборов потребительской корзины используются данные различных наук, изучающих физические и социальные потребности человека.

Следует отметить, что оценка уровня жизни относится к категории, которая изменяется во времени и пространстве. Уровень жизни, который 20–30 лет назад считался высоким, в современных условиях может лишь немного превышать черту бедности.

Показатели измерения уровня жизни населения . Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели. Перечень показателей, используемый в экономической практике, весьма обширен. К числу наиболее значимых относятся: общий объем потребления материальных благ и услуг в расчете на душу населения; уровень потребления продуктов питания; обеспечение населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения. Для их измерения используются показатели в расчете на 100 семей или 1000 человек населения. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, доля биологически ценных продуктов в общей структуре потребляемых продуктов питания).

Отдельные стороны жизни населения характеризуются такими показателями, как удовлетворение потребностей в жилье, в медицинском обслуживании; обеспечение населения школьными и дошкольными учреждениями.

  • Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
  • Санитарно-гигиенические условия жизни.
  • Потребление продовольственных товаров.
  • Жилищные условия.
  • Образование и культура.
  • Условия труда и занятость.
  • Доходы и расходы населения.
  • Стоимость жизни и потребительские цены.
  • Транспортные цены.
  • Организация отдыха.
  • Социальное обеспечение.
  • Свобода человека.

Кроме перечисленных, характеризующих непосредственно уровень жизни населения, выделяют показатели, которые носят информационный характер. К их числу относятся величина национального дохода и валового внутреннего продукта на душу населения. Эти показатели нередко используются для международного сопоставления уровня жизни.

«Чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ) . В зарубежной экономике используется обобщающий показатель «чистое экономическое благосостояние». Он количественно выражается в виде валового национального продукта (ВНП), который за счет самообслуживания, досуга и позитивной «теневой экономики» увеличивается, а за счет загрязнения окружающей среды и отрицательной деятельности «теневой экономики» – уменьшается.

«Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) . С помощью единого синтетического показателя, каким является ЧЭБ, весьма сложно оценить имеющее многогранный характер благосостояние общества. Более того, ВНП может использоваться для повышения жизненного уровня, а может быть израсходован нерационально, в ущерб интересам общества. В этом случае при больших размерах ВНП может иметь место низкий уровень благосостояния.

Чтобы более точно и полно оценить благосостояние общества, специалисты ООН разработали программу измерения уровня жизни с помощью интегральных индикаторов, называемых индексом развития человеческого потенциала. Для этого используются три компонентных показателя:

  • Здоровье, в качестве измерителя которого принят показатель ожидаемой продолжительности жизни человека.
  • Культурный уровень, в качестве измерителя которого используется показатель среднего числа лет обучения каждого жителя в возрасте 25 лет и старше.
  • Общие ресурсы потребления и накопления в стране. Интегральным показателем является валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения.


Публикации по теме