Основы муниципального управления транспортной деятельностью в россии. Управление транспортным комплексом (на примере Управления благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "город Ижевск")

Транспортный комплекс города включает в себя: внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай), междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. «В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах - метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления» .

При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться его особенности.

Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы «пик» определяют характер массовых передвижений и служат, основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.

«Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении; Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города» .

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населениях минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

Обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

Модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;

Приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

Обеспечение безопасности перевозок .

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис. 1.2.

Рис. 1.2

Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.

«За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Для этого проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта» .

Критерии эффективности функционирования городского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности транспорта и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рис. 1.3

Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского транспорта как субъект и объект муниципального управления.

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог.

Рис. 1.3

Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы перспективного развития транспортного комплекса, нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такое разграничение органов местного самоуправления с системой органов государственной власти не исключает местное самоуправление из системы общегосударственного управления.

Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления включает в себя:

  • -представительный орган муниципального образования;
  • -главу соответствующего муниципального образования;
  • -местную администрацию;
  • -контрольные органы муниципального образования;
  • -иные органы местного самоуправления.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Представительный орган муниципального образования является законотворческим, формируется из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Депутаты представительного органа избираются тайным голосованием населения муниципального образования. Из числа депутатов выбирается председатель представительного органа. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Вопросы, обсуждаемые в рамках заседаний, готовятся структурами представительного органам, их количество варьируется в зависимости от размеров муниципального органа, а также от объема решаемых задач. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

  • -7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
  • -10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
  • -15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
  • -20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
  • -25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
  • -35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Следует отметить, что представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Наименование представительного органа определяется уставом соответствующего муниципального образования. Это может быть Дума, Комитет, Совет, Собрание. В свою очередь основные структурные подразделения должны быть закреплены в каждом представительном органе муниципального образования. В компетенции представительного органа муниципального образования входит:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
  • 4) принятие программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Депутаты, формирующие представительный орган избираются на 4 года. Состав не может быть изменен в течение текущего созыва. Они не имеют права работать в государственных органах власти, состоять членом управления коммерческой организации, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением творческой, научной и педагогической, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, может избираться путем голосования или выбираться из состава членов представительного органа. Он не возглавляет представительный орган, но может контролировать его деятельность. В частности он подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. Исключения делаются только для органов местного самоуправления с численностью населения менее 1000 человек. Контроль и отчетность за его деятельностью находится в компетенции представительного органа.

К занятию данной должности предъявляются следующие требования - это должен быть гражданин РФ не моложе 21 года и проживающий не менее трех лет на территории соответствующего муниципального образования. К основным сферам деятельности главы муниципального образования относится планирование развития территорий муниципального образования, организация работу местного бюджета, определение структуры администрации, осуществление контроля за деятельность местной администрации и др..

Главой местной администрации является глава муниципального образования или лицо, назначенное на должность главы местной администрации по контракту, заключаемое по результатам конкурса на замещение данной должности. Условия контракта для главы местной администрации муниципального района утверждаются представительным органом муниципального района, для главы местной администрации поселения - соответствующим представительным органом поселения в части, затрагивающей реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления региональными и федеральными законодательными актами.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Администрация готовит ежегодный отчет по итогам своей деятельности и направляет его в представительный орган муниципального образования на утверждение. Также основными функциями местной администрации являются:

  • -разработка проектов бюджета, программ социально-экономического развития муниципального образования;
  • -исполнение бюджета;
  • -обеспечение функционирования муниципального жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, муниципальных учреждений, образовательных структур, учреждений здравоохранения и культуры, других муниципальных учреждений;
  • -распоряжение и управление муниципальной собственностью.

Местная администрация, по сути, исполняет распоряжения представительного органа. Сама структура администрации формируется главой муниципального образования по утверждению представительного органа. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений.

Контрольные органы местного самоуправления формируются путем муниципальных выборов или в отдельных случаях представительным органом. Это контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. Результаты проверок данных органов должны быть обнародованы.

Муниципальное управление выступает первичным уровнем публичной власти в стране и наиболее приближенно к населению. Это легитимная форма организации местных групп граждан для управления общественными и частично государственными делами с учетом их потребностей и условий существования.

Таким образом, эффективность государственного управления во многом зависит от сотрудничества государственных органов власти с органами муниципального управления. В частности взаимодействие необходимо по таким вопросам как: установление минимальных государственных социальных стандартов, выступающих важными условиями развития человеческого потенциала территории; правовые вопросы реализации государственных полномочий, переданных на уровни муниципалитетов; четкое разграничение взаимоотношений местного уровня управления общественными и государственными делами и государственными делами с региональным и федеральным уровнем и др.. До сих пор по ряду вопросов компетенция муниципалитетов федеральным законодательством четко не обозначена. Например, не урегулирован вопрос с финансированием полномочий в регистрации граждан по месту жительства. К компетенции органов местного самоуправления это не относится. Однако на практике муниципальные образования данную функцию выполняют, затрачивая средства местных бюджетов.

Особенности управления транспортным комплексом города

Транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский

транспорт (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский

транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка

хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт

и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных

путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные

станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для

внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт,

в крупнейших городах - метрополитены. Столь сложный комплекс требует

муниципального регулирования и управления.

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений создание условий

для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания

населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов -

межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет

муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкуренции

муниципального и частного транспорта.

При организации управления транспортным комплексом.

Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия

мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов

лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные

периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют

общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки

в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для

определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной

и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.

Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента

неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по

длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального

числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на

данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной

системы города.

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе

призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными

потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан

с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Задачи муниципального управления транспортом

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

Обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

Модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация

и контроль качества транспортного обслуживания населения;

Приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние,

соответствующее техническим параметрам и нормативам;

Обеспечение безопасности перевозок.

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом

города показаны на рис. 4.5.2


Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями

по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий

и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров

(при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции

муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования

пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки

и диспетчеризация перевозок.

За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского

транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей

муниципального заказа. Проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов

разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экс-

пертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан

муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию

здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

Обобщающие показатели работы городского пассажирского транспорта показаны

на рис. 4.5.3.


Проблемы транспортного комплекса города

В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось

много сложных проблем. Одна из них - проблема контроля оплаты за проезд.

Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых

городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного

срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по

номерам купленных билетов.

Другая проблема - износ подвижного состава. В большинстве городов России

муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину.

Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских

предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая

их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение

стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы,

в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».

Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная

способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных

случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно.

С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного

состава транспорта.

Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса

сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему

представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов)

на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных,

в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы

проектируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема - автозаправочные

станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа.

Они тоже должны размещаться по всей территории города.

Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление

объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные

и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными

предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы

местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами

внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного

питания, другими городскими службами.

Критерии эффективности функционирования городского транспорта

Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского

транспорта могут быть разделены на критерии эффективности работы транспорта

и критерии эффективности


Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии

эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему

городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального

управления.

Органы муниципального управления транспортом

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения,

ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является

схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта

структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика

транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации

закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной

деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки

Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными

перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский


Особенности управления транспортным комплексом города

Как было показано в главе 2, транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский, грузовой, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших - метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления.
Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкуренции муниципального и частного транспорта.

Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.
Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города.
Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Задачи муниципального управления транспортом

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:
- обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
- модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
- приведение подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
- обеспечение безопасности перевозок.
Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).
В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков являются муниципальный заказ и диспетчеризация перевозок.
За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Для этого проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По его результатам выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

Проблемы транспортного комплекса города

В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них - проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом и в некоторых городах России устанавливают автоматические турникеты, стимулируют покупку проездных билетов различного срока пользования с дифференцированной по сроку пользования и количеству поездок цене, проводят денежно-вещевые лотереи по номерам купленных билетов.
Другая проблема - чрезмерный износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для должного ремонта. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает вхолостую.
Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях нужно расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. Состояние дорожной сети часто не согласуется с имеющимся типом подвижного состава.
Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, выделение площадок для строительства коллективных гаражей, в том числе многоэтажных в центре города. В новых жилых домах целесообразно проектировать подвалы как гаражи, что удобно для жильцов. Другая проблема - создание сети автозаправочных станций, пунктов мойки, мастерских срочного ремонта автомобилей и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.
Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т.п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить "стыковку" этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.

Органы муниципального управления транспортом

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы перспективного развития транспортного комплекса, нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности управления транспортным комплексом города?
2. Каковы основные задачи и функции органов местного самоуправления в сфере управления транспортом?
3. В чем основные проблемы транспортного комплекса современных городов?
4. Каковы основные показатели и критерии эффективности работы городского пассажирского транспорта?
5. Какова структура органов муниципального управления транспортом?

Лекция, реферат. 4.5. Муниципальное управление транспортным комплексом - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах - метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления.

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкуренции муниципального и частного транспорта.

При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться его особенности, показанные на рис.1.

Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.

Рис. 1 . Особенности транспортного комплекса города

Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города.

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Задачи муниципального управления транспортом

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

* обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

* модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;

* приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

* обеспечение безопасности перевозок.

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис.2


Рис. 2. Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта

Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.

За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

Обобщающие показатели работы городского пассажирского транспорта показаны на рис.3.

Рис. 3. Показатели работы городского пассажирского транспорта



Публикации по теме