Методы управления государственными и муниципальными финансами. Методы и формы управления финансами

1.1. Сущность финансов как экономической категории.

Финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Термин «финансы» исторически связан с существованием государства. Именно его возникновение привело к необходимости выделения из экономических отношений. Оно является причиной появления финансов. Финансы не являются результатом деятельности государства, они обусловлены потребностями общества. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Условиями возникновения финансов являются товарно-денежные отношения. ОТЛИЧИЕ: одностороннее движение денежных средств (грант,субсидии,налоги). Аренда – не явл.фин отношениями, т.к. это двустороннее движение (здание взамен за деньги).Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Большинство денежных отношений в обществе носит эквивалентный характер, т.е. движение денег всегда сопровождается встречным движением товаров или услуг. Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движение. Движение денег в этом случае не сопровождается товарным эквивалентом (за исключением покупки государственных и муниципальных ценных бумаг). Не все денежные отношения относятся к финансам.

Функции финансов: 1. распределительная (распределение вновь созданной стоимости (НД) ввиде выручки на предприятиях: первичное (на предприятии, вследствие чего получается 3 вида дохода: собственника (прибыль), работника (зарплата) и гос-ва (налоги)) и вторичное распределение(прибыль распределяется по фондам потребления/страхования/сбережения/сложения/ндфл: дотации, субсидии, целевое гос.финансирование); 2) контрольная (реализуется черерз фин.хоз контроль в организациях, фин-бюджетный контроль, кредитно-банк.контроль).

Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода. (Национальный доход - это чистый продукт общества, или вновь созданная стоимость. Национальный доход страны равен валовому национальному продукту за вычетом амортизационных отчислений (износ основных средств) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определить, как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.)

Финансы: личные, государственные (гос.бюджет и внебюджетные фонды), финансы предприятия (денежный фонд на обеслуживание хоз.д-ти) + финансы страхования)

Финансы принято рассматривать на двух уровнях: - децентрализованные (публичные) финансы – денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства (В отношении децентрализованных финансовых ресурсов государственное регулирование выражается в косвенной форме (налоговые ставки, квоты, кредит и т.д.); - централизованные (корпоративные) финансы – денежные отношения, опосредованные кругооборотом финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.(В отношении централизованных финансов государство полноправный хозяин и оно может принудительно обеспечить свои доходы через систему налогов, иных платежей, финансовых санкций и т.д.).

Взаимосвязь фин-в с другими экономическими категориями: Кредит. Кредитные ресурсы формируются за счет временно свободных денежных средств. Финансовые ресурсы формируются из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения. Кредит функционирует на возвратной, срочной и платной основе – любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после истечения установленного договором срока.

Финансовые ресурсы формируются бесплатно, безвозвратно. Взаимосвязь кредита и финансов проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Так при недостатке у предприятий финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса и расширения производства, они используют банковские кредиты.

1.2. Управление финансами.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость. Методы управления финансами: планирование и прогнозирование; оперативное управление. Финансовое планирование - позволяет оценить состояние финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство Финансов и др.). Оперативное управление – это процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления власти и финансовых служб организации по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдение законодательства. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ. В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:1) Счетную палату РФ (контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.); 2) Министерство финансов и его органы на местах; 3) Центральный банк(защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации); 4) Федеральную налоговую службу; 5) Федеральную таможенную службу РФ; 6) Федеральную службу по финансовым рынкам и др. Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковский деятельности, кредитной кооперации, микро финансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драг металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр т.д.

Еще по теме №1 Сущность и методы управления финансами.:

  1. 2.1. Сущность управления финансами: понятие объекта и субъекта управления
  2. Лекция №3 ФИНАНСЫ: сущность, система, управление и контроль
  3. Сущность и функции финансов предприятий, их роль и место в финансовой системе страны. Дискуссионные вопросы сущности финансов предприятий.
  4. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов
  5. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  6. 46 Модуль «Финансы». Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  7. 17. Сущность и происхождение финансов. Функции финансов и их роль в экономике.
  8. 11.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
  9. Тема 1. Финансы, финансовая система. Управление финансами.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

1.Основные задачи и методы управления финансами

1.4 Основные методы и формы управления финансами .

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль;

1.4.1 Финансовое планирование и прогнозирование

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

1) регламентированность (упорядоченный процесс);

2) связь с обработкой информации;

4) временный характер.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения (Ковалев,1999, с. 278). Результатом планирования является план либо совокупность планов(система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СУБЪЕКТОВ

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляются в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой ни что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и современного принятия соответствующих мер.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год- это год, на который составляют бюджет; следующие два года- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточенного среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ.Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финасово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направление финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов государства отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

Доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операций с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;

Социальные трансферты.

Расходы подразделяются на:

Потребительские расходы;

Налоги и другие обязательные платежи, добровольные взносы;

Денежные накопления и сбережения.

Баланс доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и других финансовых органов.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием. Прогноз- это вероятное представление о будущих событиях, основывающихся на наблюдении, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

Финансовое прогнозирование-это прежде всего обоснование финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема ресурсов и их потребности в прогнозированном периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми элементами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

Методы экспертных оценок;

Метод обработки пространственных и временных совокупностей;

Методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

Методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и долгосрочные.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных и инфляционных процессов и т. д. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы:

Размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?

Каким образом будет использоваться этот капитал?

Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы источники привлечения финансовых ресурсов?

На какие уровни поступление денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятия в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются:

Определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной деятельности, инвестиционной деятельности, научно-проектной изыскательной деятельности, социальных проектов;

Планирование себестоимостии реализации продукции;

Планирование денежных потоков;

Планирование прибыли от деятельности предприятия в целом;

Планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочны планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и тд. Выделяют следующие этапы финансового планирования:

Исследование финансовых результатов деятельности предприятия;

Разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;

Определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;

1.4.2.Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами

Финансовое программированиеметод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

Установление приоритетов расходов по направлениям;

Повышение эффективности расходования средств;

Прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост экономической и финансовой информации. Всё это требует умения ориентироваться в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Комплексное управление финансами специалистами финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.

АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач по: сводным расчетам бюджета; доходам и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально для налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. АСУ финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для этого требуется его высокая квалификация.

АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

1.4.3 Финансовое регулирование

Финансовое регулированиесоциально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

Налоги и неналоговые платежи в бюджет;

Финансовые льготы и санкции;

Общие и целевые субсидии;

Доходы и расходы внебюджетных фондов;

Доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

1.4.4 Оперативное управление

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

1.4.5 Финансовый контроль

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль,являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

СУЩНОСТЬ, МОДЕЛИ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменяются по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм и методов организации финансового контроля.

В настоящее время с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

Внутрифирменным контролем;

Контролем коммерческих банков за организациями;

Независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредствам обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность Финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных или судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов.). Среди них - независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам (см. таблицу)

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

Время проведения

Субъекты контроля

Объекты контроля

Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Предварительный, текущий, последовательный

Государственный (в том числе президентский, органов законодательной власти, представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относится, в частности, налоговые проверки обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов, и выступают в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.д.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Предыдущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводиться органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами контроля РФ и субъектов РФ). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверки правильности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводиться финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводиться аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.

Проверка производиться по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их привидения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемые действующим законодательством. Систематическое нарушение норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг)- это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств)предприятия.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдение финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочной ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, каретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Вопрос 4.1. Цели и задачи финансовой политики

Тема 4. Политика управления финансами

Государство в зависимости от сферы общественных отношений оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю по­литику, социальную и культурную, финансовую и техни­ческую.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий (как правило, государства или предприятия) по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений. Государственная финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансо­вых ресурсов, их рациональное распределение и исполь­зование для осуществления государством своих функций.

К основным формам государственной финансовой политикой относятся:

Фискальная политика, направленная на регулирование конъюн­ктуры экономики с помощью доходов и расходов бюджета;

Бюджетная политика, цель которой - регулирование бюджетных процессов;

Финансовые программы, нацеленные на финансирование социальной, региональной и экологической политики;

Финансовая помощь, направляемая на создание условий успешного развития стран с переходной экономикой.

Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства или предприятия реализует через финансовый механизм, используя финансовые рычаги и методы.

Основной целью финансовой политики явля­ется: наиболее полная мобилизация и формирование максимально возможного объема финансовых ресур­сов, необходимых для удовлетворения потребностей субъекта (госу­дарства или предприятия)

Задачи финансовой политики:

Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

Рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

Создание эффективной системы управления финансами.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость в интересах субъекта.

Методами управления финансами является:

Финансовое планирование – это процесс разработки финансового плана субъекта хозяйствования.

Финансовое прогнозирование – это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

Финансовое регулирование – это организуемая субъектом деятельность по использованию финансов в целях корректировки параметров связанных с затратами, доходами и расходами.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий с применением специфических форм и методов, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых операций и действий государственных органов, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений и граждан, направленных на получение финансового результата. Он позволяет увидеть разные стороны работы хозяйственной деятельности субъекта. Финансовый контроль возникает потому, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются: конкретные субъекты финансовых отношений (т.е. хозяйствующие субъекты, граждане, государство), нормы, нормативы, цели использования финансовых ресурсов, объёмы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия установленные в законодательном порядке.



Финансовый анализ – это комплексная оценка структуры финансовых ресурсов. При проведении финансового анализа применяются следующие основные методы:

Анализ абсолютных показателей баланса . Данный анализ представляет собой изучение данных предоставленных в бухгалтерской отчетности на конкретную дату. В результате анализа определяется состав имущества, структура финансовых вложений, источники финансирования собственного капитала, размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и т.д.

Горизонтальный анализ . Данный анализ представляет собой временной анализ, который заключается в сравнении между показателями полученных в базисном (прошлом) и отчетном (текущем) периоде. Он позволяет выявить тенденции изменения статей баланса и определить темпы роста или снижения. Инструментом донного анализа служит построение графика по сравнению показателя во времени.

Трендовый анализ. Данный анализ представляет собой динамический анализ, который заключается в сравнении показателей полученных за несколько лет (3-5 лет). Он позволяет выявить тенденцию динамики показателя без случайных влияний. Тренд (англ. Trend - График) – это закономерность, характеризующая общую долгосрочную тенденцию в изменениях показателей временного ряда. Инструментом донного анализа служит построение графика по динамики изменения показателя во времени.

Сравнительный анализ . Данный анализ представляет собой сопоставление в виде сравнения двух анализируемых показателей. Инструментом донного анализа служит построение графика или таблицы по сравнению показателей в анализируемом периоде.

Он позволяет выявить сравнение показателей, структуры или динамики по одной и той же позиции:

Между плановыми (нормативными) и фактическими (полученными) результатами финансовых показателей анализируемой организации;

Между различными подразделениями компании;

Между различными организациями (конкурентами).

Вертикальный анализ. Данный анализ представляет собой структурный анализ, который проводится в целях определения структуры итоговых финансовых показателей. Он позволяет выявить влияние каждой позиции в зависимости от удельного веса в общем итоговом показателе отчетности. Инструментом донного анализа служит построение диаграммы по структуре общего анализируемого показателя.

Анализ финансовых коэффициентов. Данный анализ представляет собой расчет аналитических финансовых коэффициентов (относительных показателей). Он позволяет выявить влияние взаимосвязи в результате соотношения между отдельными показателями по разным позициям. Расчет относительных показателей осуществляется на основе соотношения одного показателя относительно другого. К таким группам относятся:

Показатели имущественного положения;

Показатели ликвидности;

Показатели финансовой устойчивости;

Показатели деловой активности;

Показатели рентабельности.

Управление финансами

дипломная работа

1.1 Основные задачи и методы управления финансами предприятия

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

Функциональное назначение. Оно состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.

Управление финансовыми ресурсами предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами, является финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование и планирование финансового состояния, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

бухгалтерская отчетность;

сообщения финансовых органов;

информация учреждений банковской системы;

информация товарных, фондовых и валютных бирж;

прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Планирование занимает одно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Существует оперативное управление, которое представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования. В условиях рыночной экономики одной из ключевых фигур на предприятии становится финансовый менеджер. Он ответствен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала. Наконец финансовый менеджер, как правило, ответственный исполнитель принятого решения, он также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Его деятельность включает в себя:

Общий финансовый анализ и планирование;

Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.

В наиболее общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств); распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Логика выделения таких областей деятельности финансового менеджера тесно связана со структурой баланса, как основной отчетной формой, отражающей имущественное и финансовое состояние предприятия.

Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел

В условиях рыночной экономики искусство управления предприятием всё в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала предприятия, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что требует совершенствования приёмов и методов финансового управления. Отсюда следует, что управление финансами предприятия - это эффективное управление потоками его денежных средств, складывающихся из двух взаимосвязанных направлений: поступления денежных средств и их использования. Другими словами, управление финансами представляет собой процесс, цель которого - улучшение финансового состояния предприятия и получение определённых финансовых результатов. Другими словами он связан с оптимизацией финансовых средств предприятия с целью получения собственниками максимального дохода.

Исходя из этой цели, среди основных задач эффективного управления финансами предприятия (финансового менеджмента) можно выделить:

1. Планирование и прогнозирование финансов предприятия (среди главных показателей финансового плана выделим объем капитальных вложений и реализации; прибыль; рентабельность).

2. Принятие целесообразных решений при инвестировании (среди показателей выделим оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации, способы инвестирования - за счет кредитов банка, выпуска акций или облигаций, срок кредита).

3. Координация финансовой деятельности фирмы со всеми ее службами.

4. Проведение операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, в том числе реализация собственных акций и облигаций.

Исходя из финансовой стратегии предприятия, обеспечение ликвидности и рентабельности является обязательным условием его экономического развития, причем обеспечение рентабельности может сочетаться с такими задачами, как завоевание рынка или просто выживание предприятия.

Финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят oт того, чему на каждом конкретном этапе своего развития предприятие отдает предпочтение, - обеспечению ликвидности или рентабельности. Так, нацеленность на увеличение рентабельности, как правило, повышает риск возникновения неплатежеспособности и, следовательно, ликвидности. И наоборот, повышение ликвидности обратно пропорционально рентабельности. При умелом управлении финансами первичным должно быть обеспечение ликвидности предприятия на основе точной сбалансированности потребности и наличия денежных средств в обороте.

Если предприятие будет ориентироваться на максимальную прибыль и рентабельность, то оно будет мобилизовать все свои ресурсы,. в том числе за счет снижении ликвидности, отказа от финансовых pезервов, вовлечения в оборот заемных ресурсом в больших объемах и т. д. Если целью является завоевание ринка, тогда максимальная рентабельность приносится в жертву, здесь резко возрастают требования к ликвидности и наличию достаточно больших резервов. Если целью является выживание, главное для предприятия - удержать уровень нулевой прибыли при минимальных отклонениях от него при обеспечении ликвидности и наличии определенных резервов, причем основной опорой должны быть собственные источники.

Предприятие взаимодействует с другими предприятиями - поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвует в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного капитала, вступает во взаимоотношения с банками, бюджетом, внебюджетными фондами и пр.

Финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия и его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, и их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции.

Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми оно распоряжается самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.

Назначение амортизационных отчислений -- обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. В отличие от амортизационных отчислений, прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные нужды ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.

Направления инвестирования денежных средств могут быть различными: связанными как с основными видами деятельности предприятия по производству продукции (работ, услуг), так и с чисто финансовыми вложениями. Для получения дополнительных доходов предприятия вправе приобретать ценные бумаги других предприятий и государства, вкладывать средства в уставный капитал вновь образуемых предприятий и банков. Временно свободные средства предприятия могут обособить из общего денежного оборота и поместить в банк на депозитные счета.

Самофинансирование -- обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия и означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита (для покрытия текущих затрат) и долгосрочных банковских кредитов (для использования на капитальные вложения).

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:

* амортизационных отчислений;

* прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;

* дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

* средств, получаемых от выпуска облигаций;

* средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

* долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);

Детализация методики анализа зависит от целей и задач, а также от различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения.

Основной целью деятельности предприятий в условиях рынка является удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли и обеспечение своей финансовой устойчивости.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

Выпускать высококачественную продукцию, обновлять ее в соответствии со спросом;

Рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

Разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятий на

рынке и корректировать их в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

Внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

Заботиться о работниках, росте их квалификации, повышении

жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

Обеспечивать конкурентоспособность предприятия;

Проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие

Система управления финансами включает в себя следующие элементы:

Финансовые методы;

Финансовые рычаги (инструменты);

Правовое обеспечение;

Информационно-методическое обеспечение.

Финансовые методы это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов

Финансовые рычаги это инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относят экономические показатели, через которые оказывается влияние на хозяйственную деятельность: прибыль, доход, налоги, финансовые санкции, цена, дивиденды и проценты, заработная плата, а также амортизацию, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции и др. Финансы важнейший инструмент, с помощью которого осуществляется воздействие на экономику хозяйствующего субъекта (страна, регион, предприятие).

Финансовый механизм представляет собой систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов.

В состав финансового механизма входят: финансовые инструменты, финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, правовое, нормативное, информационное, техническое и программное обеспечение).

Под финансовыми инструментами понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на фондовых рынках: денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Существуют различные подходы к трактовке понятия "финансовый инструмент". В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают:

· денежные средства;

· контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

· контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

· акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Существует и более упрощенное понимание сущности понятия "финансовый инструмент". В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

В рыночной экономике на эффективность работы предприятия и организацию его финансовых отношений влияют разнообразные факторы, которые можно объединить в следующие группы:

Позитивные факторы - положительно, благотворно влияющие на деятельность предприятия;

Негативные факторы - отрицательно влияющие на его деятельность;

Внутренние - зависящие от деятельности самого предприятия;

Внешние - не зависящие от него.

К внутренним относят факторы связанные:

С личностью руководителя;

С ускорением НТП;

Совершенствованием организации производства, труда и управления (менеджментом) предприятием;

С организационно-правовой формой хозяйствования;

Со спецификой производства и отрасли;

С качеством и конкурентоспособностью продукции;

С амортизационной и инвестиционной политикой и т.п.

К внешним относят факторы, связанные с изменениями:

Конъюнктуры мирового и внутреннего рынка;

Политической обстановки;

Инфляционных процессов и экономической политики государства

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:

выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

лидерство в борьбе с конкурентами;

максимизация рыночной стоимости фирмы;

приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

рост объемов производства и реализации;

максимизация прибыли;

минимизация расходов;

обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.

Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

Финансы коммерческих предприятий и организаций,

Финансы некоммерческих организаций.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами.

Проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

1.4. Основные методы и формы управления финансами.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль;

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:

Построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;

Корреляционно-регрессионный анализ;

Метод экспертной оценки.

Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

Установление приоритетов расходов по направлениям;

Повышение эффективности расходования средств;

Прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

Налоги и неналоговые платежи в бюджет;

Финансовые льготы и санкции;

Общие и целевые субсидии;

Доходы и расходы внебюджетных фондов;



Публикации по теме