Военная логистика. Военная логистика израильской армии. Участники рынка транспортной логистики

) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и маркетинга

См. также

Ссылки

Литература

  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 9785160024929
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. - М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005. ISBN: 5160020071
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. - СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики.
  • [http://snab.mybb.ru/ Форум снабженцев и поставщиков

Wikimedia Foundation . 2010 .

Здравствуйте! Сегодня я хотел поговорить о военной логистике. Не о логистике, как науке, то, что преподается в Академии Генерального штаба и так далее, а на предельно обывательском, простом уровне. Понятно, что военные, то, о чем я сейчас буду говорить, – прекрасно знают. Здесь речь идет именно о ликбезе, то есть о предельно простых, обывательских представлениях о войне: что такое логистика и что такое штабная работа в вооруженных силах?

В древнейшие времена необходимости в штабах, в штабных специалистах не было, то есть полководцы могли сами решать практически все задачи, которые стоят перед армией в области снабжения, в области переброски сил и так далее. Когда армия требует для своего снабжения только продовольствия и фураж (а иногда даже и фураж не требовался, потому что не во всех армиях было достаточное количество конницы), и армия насчитывает всего несколько тысяч человек, идет по одной дороге и разверстывается на одном поле для сражения – больших логистических проблем обычно нет. Есть обоз, который таскают с собой, есть реквизиция продовольствия у местного населения, то есть принудительный отъем, и обычно этого более-менее хватало.

Хотя даже в древние времена умелым маневрированием, перерезания коммуникаций удавалось обескровить, либо даже полностью уничтожить армию противника . В дальнейшем с ростом численности войск, с увеличением количества предметов снабжения, которые требуется войскам, логистические проблемы серьезно возрастали. И, собственно говоря, к концу XIX – начала ХХ века они уже были настолько велики, что без специально организованной серьезной штабной службы вести боевые действия не могла ни одна армия.

Сами штабы, как постоянные структуры, они получили распространение во время наполеоновских войн, то есть когда уже не просто какой-то офицер, выделенный командующим, занимается необходимой работой, а именно существует такое понятие как штаб, штабные офицеры. В чем же, собственно говоря, проблема обеспечения логистики в военных условиях? Первый этап достаточно объемный, масштабный, но не слишком сложный. Нужно, когда планируется перемещение войск или когда они даже находятся на одном месте:

— обеспечить снабжение всем необходимым каждого подразделения;
— при перемещении подразделения обеспечить его транспортом;
— рассчитать пути прохода;
— рассчитать, чтобы перемещающиеся подразделения не заблокировали подвоз подразделения к другим подразделениям, либо их перемещение;
— обеспечить всем необходимым боевую деятельность данного подразделения.

Опять же проблема не в том, что нужно обеспечить, допустим, продовольствием и снабжением какой-то конкретный полк, а в том, что их нужно обеспечить все одновременно . И это делается постоянно, это делается непрерывно. Но когда начинаются серьезные боевые действия, картина резко меняется и усложняется. В какую сторону? Представим себе – идет наступление армии. Допустим, даже сравнительно небольшой – 200-300 тысяч человек – и вот каждая дивизия двигается вперед. Нужно рассчитать по каким путям она будет двигаться, на какие рубежи она выйдет, к каким рубежам нужно доставлять снабжение, потому что дивизия несет потери, она расходует боеприпасы, она расходует продовольствие.

Пока фронт наступает линейно вперед (в общем-то, самый простой способ наступления) – больших проблем это не вызывает. Но как только начинает осуществляться какой-то маневр, например, фланговый маневр от фланговых противников, то часть войск начинает выполнять маневр, который называется «захождение плечом», то есть войска начинают поворачиваться у какого-то центра и чем дальше от этого центра, то есть дальше выдвинут фланг, тем большее расстояние проходят войска.

Учитывая, что дороги обычно таким способом не прокладываются, то есть такими хитрыми кругами в каждом нужном месте, то соответственно идет переключение линии снабжения с одной дороги на другую. Идет доставка боеприпасов с разной скоростью разным частям, но это пока нет противодействия противнику. Теперь мы добавляем противодействие противнику.

И вот какая-то дивизия умудряется прорваться дальше, чем нужно, быстрее. Какую-то дивизию сумели затормозить, какая-то израсходовала больше боеприпасов, какая-то меньше. И сразу приходится буквально «по ходу пьесы», то есть по ходу сражения перераспределять перебрасываемые предметы снабжения, менять конечные точки маршрутов, которые могут оказаться и ближе, и дальше, и вообще в другом месте.

Кроме этого приходится сразу перераспределять силы подразделений, изменять графики их движения. Для чего? Чтобы не было разрывов во фронте, то есть чтобы противник, воспользовавшись этими разрывами, не получил возможности громить вашу армию по частям; для того, чтобы войска могли взаимодействовать друг с другом. Это у нас идет еще достаточно такое медленное, со скоростью наступления пехоты, движение, которое называется «охват фланга», и которое развивается достаточно успешно.

Еще больше задача усложняется, когда противник умудряется перехватить инициативу, и начать отбрасывать ваши войска . В этом случае снабжение становится еще сложнее, потери оказываются непредсказуемыми, а фронт нужно как-то стабилизировать на любом участке. При этом любая переброска сил вдоль фронта тоже приводит к тому, что приходится перебрасывать предметы снабжения, приходится перенацеливать основные транспортные силы на того, чтобы обеспечивать войска уже на одном направлении и на другом.

Кроме того, нужно учитывать возможность маневра резервами , то есть когда войска наступают, когда за ними двигаются их тылы, когда они обеспечивают снабжение наступающей части, то дороги обычно забиты, заполнены, и если нужно бросить в бой резервы, то нужно каким-то путем расчищать для них дорогу, то есть тоже обеспечить их своевременное наступление.

Кстати, логистические проблемы являются чаще всего причиной того, что вроде бы очевидные решения (для «альтернативщиков», или просто для обывателей, прочитавших одну книжку по истории) оказываются неприемлемыми, типа: надо было бросить сюда еще 20-30 дивизий, и мы бы здесь прорвались, развили бы успех, все было бы здорово. Зачастую на эти направления бросить эти 20-30 дивизий просто невозможно. Почему? Нет путей снабжения, нет возможности обеспечить их за счет местных ресурсов.

То же самое касается любителей рассуждать о перманентной мобилизации. Типа того, что «мы постоянно наращиваем численность войск». Допустим, некоторые считают, что перманентная мобилизация могла помочь немцам в 41-42-м году выиграть войну. Вообще не люблю этих сторонников разыгрывать войну ради победы немцев, но в данном случае, в чем еще проблема есть? Немецкий штаб планировал, что будет достаточно низкий уровень потерь, планировал на основе опыта боевых действий в Западной Европе. Потери оказались гораздо большие – сил не хватило.

Но, допустим, немцы устраивают перманентную мобилизацию, то есть постоянно формируют все новые и новые части и бросают их на фронт, а потери оказались такие, как запланировано. Куда девать лишние войска и что такое лишние войска? Это означает, что маршевые батальоны формируются, направляются в соответствующие корпуса и дивизии, а там потери, которые ожидались, не понесены. Образуется лишний личный состав. Для него не хватает транспорта, для него не хватает продовольствия, – он там, просто говоря, не нужен, он мог пойти на формирование других частей. Но он шел именно в качестве пополнений (одно расчетное пополнение) именно тех частей, для которых эти потери были запланированы, а потери были не понесены.

Именно поэтому нужно учитывать, что все штабы работают в условиях прогнозирования тех событий, которые произойдут, то есть прогнозировать потери, расход боеприпасов и так далее. Им приходится срочно все перекраивать, когда прогнозы не сбываются. И что осуждать работу, допустим, штабных офицеров, читая о произошедших событиях спустя десятилетия после них, – очень легко . Хотя бы потому, что мы задним путем знаем, какие были понесены потери, какую операцию удалось провести, а какая провалилась. Задним умом обычно все крепки. По этому поводу даже есть такая хорошая поговорка «Чтобы я был таким умным всегда, как моя теща потом ».

Сами же штабные офицеры вынуждены планировать все не только в условиях, когда неизвестно чем это закончится и как пойдет операция, но и в условиях отсутствия полных и подробных данных о силах противника . О противнике мы знаем что? Мы знаем линию соприкосновения с войсками противника и те данные, которые предоставила нам разведка. Больше о противнике мы ничего не знаем – мы можем только предполагать. Мы не знаем, какие планы у противника, что он хочет сделать. Опять же, если разведка их не вскрыла. Мы не знаем, что из того, что нам предоставила разведка, является истиной, а что является дезинформацией. Мы не знаем, какие именно силы у противника, на каком направлении – мы можем это только предполагать и рассчитывать.

Соответственно, мы не можем четко определить: какое будет противодействие противника нашим войскам на том или ином участке, то есть с каким темпом будет наступать противник, либо как он будет тормозить наше наступление. Поэтому в большинстве случаев планы операций, именно в штабном их исполнении, практически никогда не срабатывают. Есть как бы подробно расписанный план: что, как, до какого рубежа проходят наступающие войска, но этот план является рабочей основой для дальнейших действий.

Как только начинается сама операция, противник своим противодействием неизбежно вносит изменения в нашу операцию и нам приходится постоянно пересматривать планы, менять по ходу дела :
— срочно перебрасывать силы на другие направления;
— срочно разгружать одни пути для того, чтобы перебрасывать по ним войска и, допустим, снабжение по другим путям;
— перераспределять транспортные ресурсы и главное – постоянно сталкиваться с тем, что из-за противодействия противника нам где-то чего-то не хватает.

При этом штабная деятельность очень хорошо видна на оперативном уровне и неплохо видна на стратегическом уровне, но ее практически не видно на тактическом уровне . Отсюда, кстати, и возникло такое презрительное отношение к штабным офицерам и вообще к штабистам со стороны офицеров в строевых войсках, которые находятся непосредственно на линии фронта. Отсюда пошло такое понятие, например, как «штабная крыса». При этом, как я уже сказал, со времен наполеоновских войн армия без штаба просто не боеспособна . При этом, чем эффективней работал штаб, чем более высок уровень планирования, тем более сложные маневры может осуществлять армия.

Собственно говоря, во время Второй мировой войны именно этим было вызвано то, что в начале этой войны серьезные маневры умудрялась осуществлять только немецкая армия. Допустим не французы и не англичане к глубоким охватывающим маневрам были не способны. Да и, собственно говоря, нашим войскам тоже пришлось этому учиться в ходе войны. В дальнейшем эти блестящие операции нашей армии конца войны – против немцев в 44-45-м году, блестящее наступление в Манчжурии – это в значительной мере заслуга наших крайне эффективно работающих штабов.

Вот, собственно говоря, о роли логистики штаба на уровне ликвидации безграмотности.

Здравствуйте! Сегодня я хотел поговорить о военной логистике. Не о логистике, как науке, то, что преподается в Академии Генерального штаба и так далее, а на предельно обывательском, простом уровне. Понятно, что военные, то, о чем я сейчас буду говорить, – прекрасно знают. Здесь речь идет именно о ликбезе, то есть о предельно простых, обывательских представлениях о войне: что такое логистика и что такое штабная работа в вооруженных силах?

В древнейшие времена необходимости в штабах, в штабных специалистах не было, то есть полководцы могли сами решать практически все задачи, которые стоят перед армией в области снабжения, в области переброски сил и так далее. Когда армия требует для своего снабжения только продовольствия и фураж (а иногда даже и фураж не требовался, потому что не во всех армиях было достаточное количество конницы), и армия насчитывает всего несколько тысяч человек, идет по одной дороге и разверстывается на одном поле для сражения – больших логистических проблем обычно нет. Есть обоз, который таскают с собой, есть реквизиция продовольствия у местного населения, то есть принудительный отъем, и обычно этого более-менее хватало.


Хотя даже в древние времена умелым маневрированием, перерезания коммуникаций удавалось обескровить, либо даже полностью уничтожить армию противника. В дальнейшем с ростом численности войск, с увеличением количества предметов снабжения, которые требуется войскам, логистические проблемы серьезно возрастали. И, собственно говоря, к концу XIX – начала ХХ века они уже были настолько велики, что без специально организованной серьезной штабной службы вести боевые действия не могла ни одна армия.

Сами штабы, как постоянные структуры, они получили распространение во время наполеоновских войн, то есть когда уже не просто какой-то офицер, выделенный командующим, занимается необходимой работой, а именно существует такое понятие как штаб, штабные офицеры. В чем же, собственно говоря, проблема обеспечения логистики в военных условиях. Первый этап достаточно объемный, масштабный, но не слишком сложный. Нужно, когда планируется перемещение войск или когда они даже находятся на одном месте, обеспечить снабжение всем необходимым каждого подразделения; при перемещении подразделения обеспечить его транспортом; рассчитать пути прохода; рассчитать, чтобы перемещающиеся подразделения не заблокировали подвоз подразделения к другим подразделениям, либо их перемещение; обеспечить всем необходимым боевую деятельность данного подразделения.

Опять же проблема шла не в том, что нужно обеспечить, допустим, продовольствием и снабжением какой-то конкретный полк, а о том, что их нужно обеспечить все одновременно. И это делается постоянно, это делается непрерывно. Но когда начинаются серьезные боевые действия, картина резко меняется и усложняется. В какую сторону? Представим себе – идет наступление армии. Допустим, даже сравнительно небольшой – 200-300 тысяч человек – и вот каждая дивизия двигается вперед. Нужно рассчитать по каким путям она будет двигаться, на какие рубежи она выйдет, к каким рубежам нужно доставлять снабжение, потому что дивизия несет потери, она расходует боеприпасы, она расходует продовольствие.

Пока фронт наступает линейно вперед (в общем-то, самый простой способ наступления) – больших проблем это не вызывает. Но как только начинает осуществляться какой-то маневр, например, фланговый маневр от фланговых противников, то часть войск начинает выполнять маневр, который называется «захождение плечом», то есть войска начинают поворачиваться у какого-то центра и чем дальше от этого центра, то есть дальше выдвинут фланг, тем большее расстояние проходят войска.

Учитывая, что дороги обычно таким способом не прокладываются, то есть такими хитрыми кругами в каждом нужном месте, то соответственно идет переключение линии снабжения с одной дороги на другую. Идет доставка боеприпасов с разной скоростью разным частям, но это пока нет противодействия противнику. Теперь мы добавляем противодействие противнику. И вот какая-то дивизия умудряется прорваться дальше, чем нужно, быстрее. Какую-то сумели затормозить, какая-то израсходовала больше боеприпасов, какая-то меньше. И сразу приходится буквально «по ходу пьесы», то есть по ходу сражения перераспределять перебрасываемые предметы снабжения, менять конечные точки маршрутов, которые могут оказаться и ближе, и дальше, и вообще в другом месте.

Кроме этого приходится сразу перераспределять силы подразделений, изменять графики их движения. Для чего? Чтобы не было разрывов во фронте, то есть чтобы противник, воспользовавшись этими разрывами, не получил возможности громить вашу армию по частям; для того, чтобы войска могли взаимодействовать друг с другом. Это у нас идет еще достаточно такое медленное, со скоростью наступления пехоты, движение, которое называется «охват фланга», и которое развивается достаточно успешно.

Еще больше задача усложняется, когда противник умудряется перехватить инициативу, и начать отбрасывать ваши войска. В этом случае снабжение становится еще сложнее, потери оказываются непредсказуемыми, а фронт нужно как-то стабилизировать на любом участке. При этом любая переброска сил вдоль фронта тоже приводит к тому, что приходится перебрасывать предметы снабжения, приходится перенацеливать основные транспортные силы на того, чтобы обеспечивать войска уже на одном направлении и на другом.

Кроме того, нужно учитывать возможность маневра резервами, то есть когда войска наступают, когда за ними двигаются их тылы, когда они обеспечивают снабжение наступающей части, то дороги обычно забиты, заполнены, и если нужно бросить в бой резервы, то нужно каким-то путем расчищать для них дорогу, то есть тоже обеспечить их своевременное наступление. Кстати, логистические проблемы являются чаще всего причиной того, что вроде бы очевидные решения (для «альтернативщиков», или просто для обывателей, прочитавших одну книжку по ) оказываются неприемлемыми, типа: надо было бросить сюда еще 20-30 дивизий, и мы бы здесь прорвались, развили бы успех, все было бы здорово. Зачастую на эти направления бросить эти 20-30 дивизий просто невозможно. Почему? Нет путей снабжения, нет возможности обеспечить их за счет местных ресурсов.

То же самое касается любителей рассуждать о перманентной мобилизации. Типа того, что «мы постоянно наращиваем численность войск». Допустим, некоторые считают, что перманентная мобилизация могла помочь немцам в 41-42-м году выиграть войну. Вообще не люблю этих сторонников разыгрывать войну ради победы немцев, но в данном случае, в чем еще проблема есть? Немецкий штаб планировал, что будет достаточно низкий уровень потерь, планировал на основе опыта боевых действий в Западной Европе. Потери оказались гораздо большие – сил не хватило.

Но, допустим, немцы устраивают перманентную мобилизацию, то есть постоянно формируют все новые и новые части и бросают их на фронт, а потери оказались такие, как запланировано. Куда девать лишние войска и что такое лишние войска? Это означает, что маршевые батальоны формируются, направляются в соответствующие корпуса и дивизии, а там потери, которые ожидались, не понесены. Образуется лишний личный состав. Для него не хватает транспорта, для него не хватает продовольствия, – он там, просто говоря, не нужен, он мог пойти на формирование других частей. Но он шел именно в качестве пополнений (одно расчетное пополнение) именно тех частей, для которых эти потери были запланированы, а потери были не понесены.

Именно поэтому нужно учитывать, что все штабы работают в условиях прогнозирования тех событий, которые произойдут, то есть прогнозировать потери, расход боеприпасов и так далее. Им приходится срочно все перекраивать, когда прогнозы не сбываются. И что осуждать работу, допустим, штабных офицеров, читая о произошедших событиях спустя десятилетия после них, – очень легко. Хотя бы потому, что мы задним путем знаем, какие были понесены потери, какую операцию удалось провести, а какая провалилась. Задним умом обычно все крепки. По этому поводу даже есть такая хорошая поговорка «Чтобы я был таким умным всегда, как моя теща потом».

Сами же штабные офицеры вынуждены планировать все не только в условиях, когда неизвестно чем это закончится и как пойдет операция, но и в условиях отсутствия полных и подробных данных о силах противника. О противнике мы знаем что? Мы знаем линию соприкосновения с войсками противника и те данные, которые предоставила нам разведка. Больше о противнике мы ничего не знаем – мы можем только предполагать. Мы не знаем, какие планы у противника, что он хочет сделать. Опять же, если разведка их не вскрыла. Мы не знаем, что из того, что нам предоставила разведка, является истиной, а что является дезинформацией. Мы не знаем, какие именно силы у противника, на каком направлении – мы можем это только предполагать и рассчитывать.

Соответственно, мы не можем четко определить: какое будет противодействие противника нашим войскам на том или ином участке, то есть с каким темпом будет наступать противник, либо как он будет тормозить наше наступление. Поэтому в большинстве случаев планы операций, именно в штабном их исполнении, практически никогда не срабатывают. Есть как бы подробно расписанный план: что, как, до какого рубежа проходят наступающие войска, но этот план является рабочей основой для дальнейших действий. Как только начинается сама операция, противник своим противодействием неизбежно вносит изменения в нашу операцию и нам приходится постоянно пересматривать планы, менять по ходу дела: срочно перебрасывать силы на другие направления; срочно разгружать одни пути для того, чтобы перебрасывать по ним войска и, допустим, снабжение по другим путям; перераспределять транспортные ресурсы и главное – постоянно сталкиваться с тем, что из-за противодействия противника нам где-то чего-то не хватает.

При этом штабная деятельность очень хорошо видна на оперативном уровне и неплохо видна на стратегическом уровне, но ее практически не видно на тактическом уровне. Отсюда, кстати, и возникло такое презрительное отношение к штабным офицерам и вообще к штабистам со стороны офицеров в строевых войсках, которые находятся непосредственно на линии фронта. Отсюда пошло такое понятие, например, как «штабная крыса». При этом, как я уже сказал, со времен наполеоновских войн армия без штаба просто не боеспособна. При этом, чем эффективней работал штаб, чем более высок уровень планирования, тем более сложные маневры может осуществлять армия.

Собственно говоря, во время Второй мировой войны именно этим было вызвано то, что в начале этой войны серьезные маневры умудрялась осуществлять только немецкая армия. Допустим, ни французы и ни англичане к глубоким охватывающим маневрам были не способны. Да и, собственно говоря, нашим войскам тоже пришлось этому учиться в ходе войны. В дальнейшем эти блестящие операции нашей армии конца войны – против немцев в 44-45-м году, блестящее наступление в Манчжурии – это в значительной мере заслуга наших крайне эффективно работающих штабов.

Вот, собственно говоря, о роли логистики штаба на уровне ликвидации безграмотности.

Читаю о Второй опиумной войне 1856-1860 гг. в Китае и невольно сравниваю с историей войны 1812 года в России: в обоих случаях принимали участие французские войска, в обеих войнах задачей военной кампании был разгром войск противника и взятие ключевого города в глубине страны; ни в России, ни в Китае на момент соответствующих войн не было железных дорог, передвигаться надо не по горам, а по равнине.

Тем не менее, различия в описании войн не просто существенны, они кардинально расходятся.

До появления железных дорог глубокое стратегическое вторжение больших масс войск было возможно только по водным путям, ведь без подвоза еды и боеприпасов долго не повоюешь.

Например: «В ходе Второй Опиумной войны Великобритания и Франция решили в 1860 годувысадить совместный экспедиционный корпус в устье реки Хайхэ, и вдоль неё дойти до Пекина , где вынудить правительство империи Цин принять условия мира.» via

Численность войск агрессоров почти 18000 чел. ( 11000 чел. + 6700 чел.,173 корабля + 287 чел., 4 корабля), расстояние до цели по прямой 143 км:

Захватив крепость Пекина, уже в середине октября 1860 года союзники всерьез обеспокоились как они будут добираться назад целых 140 километров: «Основные перевозки для англо-французских войск осуществлялись из Тяньцзиня водным путём - по рекам и каналам. Зимой они должны были замёрзнуть, и тогда положение армии стало бы критическим . По мнению генерала Кузен-Монтабана, предельным сроком, до которого французская армия могла оставаться у Пекина, было 1 ноября. Поэтому дипломаты - лорд Элгин и барон Гро - пришли к убеждению, что следует поспешить с заключением мира, не останавливаясь перед самыми крайними мерами.» via

Что имеем? Китай и тогда был гораздо населеннее России, климат явно мягче, побольше возможностей прокормить войско всего-то в 18 тысяч желудков, расстояние чуть больше 140 километров по прямой до своих кораблей, но рвать когти надо немедленно, пока река не замерзла. Это - реалии военной логистики тех времён, придраться не к чему, поведение логичное и рациональное.

А теперь вспоминаем волшебную сказку как в войну 1812 года 610 тысяч солдат Наполеона-1 + немереное количество лошадей и повозок будто бы лихо прошли по грунтовым дорогам современных Белоруссии и России гораздо больше тысячи километров, ведь только от Вильно (Вильнюса) до Москвы по прямой 795 км:

И будто бы двигались они по дороге, где будто бы только что прошли ещё несколько сот тысяч желудков бойцов армии Александра-1 + десятки (или сотни?) тысяч повозок и лошадей.

Даже через 38 лет на примере опиумной войны в Китае мы видим что никаких существенных изменений в военной логистике не произошло. Но все почему-то должны верить что в 1812 году миллион бойцов обеих армий с лошадьми сдуру преодолел в России в десять (?) раз большее расстояние по суше в худших климатических условиях и с меньшей плотностью населения (меньше корма, который можно реквизировать)?

Конечно, если начальник приказал, мемуары напишут какие угодно. Как в анекдоте:

Товарищ сержант, а командир роты говорил что крокодилы летают!

Конечно летают, но низенько-низенько.

Читайте мемуары о войне 1812 года, изучайте первоисточники мифологии. Жаль, не закопировал в свое время замечательное повествование мемуариста-«очевидца» о битве при Красном, где полным-полно рвущих душу и выжимающих слезы описаний: как дети (они там семьями воевали?) какого-то французского офицера бродят по полю битвы, разыскивая среди мертвых и раненых своего отца; как в избушку генерала «российской» армии нагло вломились на постой пленные раненые французы и генерал терпеливо слушал всю ночь их стоны и вопли и т.п. Я плакалЪ. Потому что множество людей почитает эту лабуду.

Вернемся от фантазий мемуаристов на землю. Пример из Крымской войны, когда для обеспечения группировки пусть даже в 175 тысяч человек (данные из Википедии) на расстояние всего 8 км пришлось строить железную дорогу:

строительство железной дороги в Балаклаве

"Грузы из Англии исправно прибывали, и к январю 1855 г. их в Балаклавском порту скопилось огромное количество. Среди всего прочего там была теплая одежда и сборные бараки, однако при этом люди в лагере [позиции перед Севастополем] всего лишь на расстоянии 8 км умирали от холода.

Один из англичан, Дж.Брэкенбери, писал:

"Под черным киммерийским небом лежит дорога, скрытая под еще более черной киммерийской грязью. На самом деле это уже не дорога, а глубокий поток жидкой грязи - одна огромная бесконечная Пучина Отчаяния». Напрасны усилия турецких и татарских погонщиков, напрасны старания артиллеристов, сражающихся с предательской стихией; всюду то разбитое колесо, то увязшая повозка, то брошенная пушка - следы безнадежного, трудного и безотрадного паломничества." via

интендантский пирс в Балаклавской бухте (см. ещё фото) и всё это богатство надо перевезти аж на 8 километров!

Мы не будем сравнивать что страшнее - киммерийская (= крымская на античный манер) грязь или смоленская/московская, хотя рекомендуется посмотреть современную попытку преодолеть некое расстояние по Старой смоленской дороге . Всё-таки главное - расстояние. Согласитесь, 8 км в Крымскую войну для снабжения 175 тыс. человек или 140 км во Вторую опиумную войну в Китае для снабжения 18 тыс. человек достаточно сильно отличаются от 800-1000 км для снабжения 600 тысяч (или миллиона?) человек в войне 1812 года?

Так что моя крамольная версия войны 1812 года и появилась не на пустом месте, а исходя из оценки физической возможности/доступных путей сообщения/рационального поведения/рентабельности и прочих разумных факторов, причём особо подчеркнуто, что «нападение Наполеона+Александра» не могло состояться раньше, чем были построены каналы-водные пути от Петербурга и Риги к центральной России-«Московии», что и было сделано как раз к 1812 году.

Кроме того, к 1812 году был создан огромный и хорошо вооруженный по тем временам флот вторжения , о действиях которого во время войны очень мало официальных сведений.

Критики моих выводов обычно не заморачиваются с доказательствами, дают эмоциональные оценки типа "автор бредит", но если я заявляю о невозможности, то доказательство возможности возлагается на тех, кто это утверждает. Есть простой выход.

В процессуальных законодательствах всех стран существует такое следственное действие как "следственный эксперимент", например, по ст 181 УПК РФ он проводится "В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов ."

В науке аналогом следственного эксперимента в ряде случаев может быть моделирование процесса. Например, сейчас компьютерное моделирование позволяет достаточно точно установить характеристики взрыва ядерного боезаряда.

Так что защитникам официальной версии войны 1812 года в России надо только лишь детально, с цифрами, фактами и документами обосновать как осуществлялся процесс снабжения и перемещения гигантских армий. Всего-то лишь. Слабо?

P.S. Современная наук логистика, как утверждается, выросла из военной логистики. Сколько вы лично сможете прожить автономно без своевременной доставки товаров в магазины? Скептики могут провести следственный эксперимент на себе, любимом, не выходя из дома и не отрываясь от клавиатуры.

Посмотрело: 4 717

В этой статье будут рассмотрены основы логистики. Основные определения логистики, а также ее принципы. Это - первая статья в серии множества статей, которые будут посвящены логистике (как системе всестороненнего обеспечения подразделений). Большинство статей не будет идти подряд, так как знания логистики в обязательном порядке должны дополняться общими познаниями в тактике, технике и оператике.

Основные термины логистики

Логистика - это планирование снабжения для выполнения движения армейских сил. С логистикой связаны все аспекты подготовки и ведения военных операций, связанные с приобретением, хранением, движением, распределением, обслуживанием, и расположением материальной части. Для обоснования деятельности логистика использует, как военное искусство, так и науку. Опыт применяется тогда, когда нужно принять риск, располагая по приоритетам несметное число потребностей, и балансируя ограниченным количеством ресурса, все это требуют военного искусства (основанного на опыте), в то время, как математика логистических возможностей объединяет военную науку.

Примеры логистики, ее необходимости и влияния на операции можно встретить у древних: Войско, лишившееся обоза, обречено на гибель. Войско, лишившееся провианта, обречено на гибель. Войско, лишившееся запасов, обречено на гибель. Потому одна горсть зерна, захваченная у противника, равна двадцати горстям собственного продовольствия, одна мера ботвы и соломы, захваченная у противника, равна двадцати мерам собственного фуража.

Оперативный охват - это расстояние и продолжительность, через которые подразделения могут успешно использовать военные возможности снабжения. Глубина логистики - это расширение операций во времени и пространстве, или целям (включая глубокие и близкие операции безопасности) с достижением категорических результатов.

Пример описания оперативного охвата можно встретить в источниках, начиная с XVI века, например, у Рейнгольда Гейденштейна:

... Великие Луки находятся как бы в предсердии московского княжества, представляя пункт удобный для нападения на другие области, на какие только угодно будет потом направиться. Помещенный там отряд войска будет находиться в равном расстоянии от неприятеля и весьма легко будет его удерживать, захочет ли он идти на Литву по смоленской дороге или на Ливонию по псковской, так как отсюда открыта одинаково дорога к Смоленску и к Пскову. Поэтому-то и великий князь обыкновенно стягивает сюда свои войска, потому что при одинаковой близости окрестных владений, он отсюда может самым удобным образом напасть на ту область, которая покажется ему всего более подходящею ...

{banner_fullstory-up}

Принципы армейской логистики

Армейская логистика базируется на выполнении восьми принципов. Логистические принципы - это фундамент, который обеспечивает армию оперативным охватом, свободой действий и выносливостью необходим, чтобы поддерживать решающее действие. В то время как с одной стороны эти принципы независимы друг от друга, они в тоже время и взаимозависимы. Например, для интеграции и непрерывности поддержки, чтобы они произошли, командиры и сотрудники должны предвидеть операционные потребности, чтобы быть отзывчивыми к подаче заявок и распределению ресурсов.

Первый принцип логистики - это интеграция

Интеграция комбинирует все элементы жизнеобеспечения в пределах операций, гарантирующих единоначалие и общее усилие. Силы Армии интегрируют логистику с совместными и многонациональными операциями, чтобы максимизировать дополнительные и укрепляющие эффекты обслуживания каждой составляющей из национальных ресурсов.

Интеграция - это сокращение ненужной бюрократической волокиты и организация деятельности между поставщиком (работником склада) и потребителем (представителем секции или отделения) напрямую. В 15.30 каждый день подаются заявки (в рамках сети) на следующий день, в 17.30 происходит доставка и соответствующее распределение. По этому принципу работают не только военные логистики, но и вообще любая логистическая компания, например, DHL.

Второй принцип логистики - это ожидание

Ожидание - это способность предвидеть операционные потребности и начатые действия, которые удовлетворяют ответу, не ожидая приказа операций или фрагментарного приказа. Ожидание формируется профессиональным суждением основанным на личном опыте, знаниях, разведке и интуицией.

Классический пример ожидания, в рамках современного термина логистики - это действия Яна Замойского в войне с московитами 1580 года:

... Он имел свое войско наготове, при том снабженное решительно всем необходимым для похода. Предвидя трудности, могущие встретиться при походе на местности, Замойский взял с собою значительное число плотников и других мастеров, пригодных на войне, и значительное число полевых орудий. Кроме того заготовил значительное количество пороху, провианта и фуража. Все это он заранее распорядился из Книшинского староства свезти в одно место и теперь отправил вперед вниз по реке Неману в Ковно, оттуда вверх по реке Вилии в Михалишки, из Михалишек же по сухому пути в Поставу, оттуда в Дисну и на конец, по реке Двине в Витебск ...

{banner_fullstory-up}

Третий принцип логистики - это скорость отклика

Скорость отклика - это способность реагировать на изменяющиеся потребности и отвечать для удовлетворения потребностей и обслуживания снабжения . Скорость отклика оказывает полное снабжение в выбранном месте и в нужное время.

Тут можно привести пример из современности. Снайперское оружие. Казалось бы, причем тут логистика и скорость отклика. У каждого ствола винтовки для деликатной и особо точной работы, ограниченный ресурс в использовании, как правило, от 5 000 до 10 000 выстрелов. Далее ствол требует замены. Так вот, на западе скорость отклика логистики при замене ствола снайперской винтовки составляет максимум 3 часа, тогда, как у восточного пространства ствол на так называемой «снайперской винтовке» Драгунова не будет заменен, и после одного года, от подачи заявки. А все от того, что на восточном пространстве вся военная деятельность происходит не благодаря принципам, а вопреки им.

Четвертый принцип логистики - это простота

Простота касается процессов и процедур, необходимых чтобы минимизировать комплексность жизнеобеспечения. Ясность задач, стандартизированных и совместных процедур, а также ясно определенные зависимости команды способствует простоте.

Например, по принципу простоты сконцентрирован тысячелетний опыт человечества в снабжении на войне: Если воины стоят, опираясь на оружие, это значит, что они голодают. Если водоносы, зачерпнув воду, пьют сами, это значит, что они страдают от жажды. Если кувшины не ставят вверх дном и не идут обратно в лагерь, это значит, что они - разбойники, готовые на крайность. Если коней закалывают на мясо, это значит, что у войска нет зерна. Ничего сложного - все предельно ясно и понятно .

Пятый принцип логистики - это экономика

Экономика достигается через производительное управление, подготовку, установление приоритетов и распределение ресурсов. Например, в ХХ веке в Испании, в ходе проходившей гражданской войны, Франко не создавал из пленных концентрационных лагерей. Им лично была разработана следующая методика. Всех пленных, которые соглашались на условия амнистии Франко, делили на группы по 5-ть человек. Каждая такая группа отвечала за расчистку от завалов и последствий войны на определенной территории.

В дальнейшем им разрешали становиться фермерами на этой территории, с предоставлением статуса гражданства. И представите-ли по закупкам Испанской армии, сотрудничали с этими фермерами в том числе. Одним выстрелом Франко убил сразу несколько зайцев: снял социальную напряженность в обществе, решил вопрос с бывшими врагами, решил вопросы трудоустройства амнистированных, накормил само гражданское общество и действовал в рамках международного гуманитарного права по обычаям ведения войны.

А самое главное, что в ходе войн 40-х годов ХХ века, армия Испании по продовольствию была самой обеспеченной в мире. Рацион солдат на передовой (по количеству, качеству и полноте блюд) превосходил меню самых дорогих ресторанов Барселоны, Парижа, Лондона, Берлина и Нью-Йорка.

Шестой принцип логистики - это выживаемость

Выживаемость - это все аспекты защиты персонала, оружия, и припасов с одновременным обманом врага. Выживаемость состоит из качества или возможности войск избежать или противостоять враждебным действиям.

Классический пример выживаемости, в рамках современного термина логистики - это действия Яна Замойского в 1580 году:

... Он избежал затруднения связанного с движением обозов и их защиты тем, что весь обоз разделил на три ряда. В каком порядке и куда двигались отдельные полки или отряды, в таком порядке и туда же он приказал двигаться и обозным рядам, смотря по принадлежности каждого из них. Для защиты каждого ряда телег с фронта и с тыла назначался надлежащий отряд пехоты, а для того, чтобы тем ревностнее сохранялся такой порядок и чтобы повозки во время выступления обозов не перепутывались, постоянно отряжались по двое попеременно наблюдать за этим. Испытав придуманное им средство еще сначала при движении к Витебску, Замойский рекомендовал его начальникам этих рядов. Самый последний ряд, таким образом, двигавшихся обозов замыкали отборнейшие роты пехотинцев и на самом конце несколько эскадронов всадников ...

Седьмой принцип логистики - это непрерывность

Непрерывность - это постоянное условие жизнеобеспечения через все уровни войны. Непрерывность достигается через совместную взаимозависимость, совместные логистические организации, стратегические и тактические системы распределения и интегрированные информационные системы.

Классический пример непрерывности логистики - это действия того же Яна Замойского в 1580 году:

... На полях, где шло коалиционное войско, уже поспел хлеб, а главным образом в изобилии находилось сено. Но Замойский, зная, что за ним пойдет по той же дороге и Баторий с остальным войском, разделил всю землю, по которой шел, на определенные доли, из которых с одной он позволил войску, бывшему с ним, сжать хлеб, остальные приказал оставить не тронутыми для шедшего позади их основного войска. Это приказание было с точностью исполнено солдатами. Как результат - провианта и фуража было достаточно на всю военную компанию ...

Восьмой принцип логистики - это импровизация

Импровизация - это способность адаптировать операции жизнеобеспечения к неожиданным ситуациям или обстоятельствам, затрагивающим миссию. То есть каждая военная операция по-своему уникальна . Она опирается на принципы, но методы ее проведения разные. А вот познавательный пример (и традиция) импровизации в снабжении войска у московитов от Сигизмунда фон Герберштейна:

... Есть у него в мешке и соль, и притом, если он богат, смешанная с перцем. Кроме того, каждый носит с собою топор, огниво, котлы, или медный горшок, чтобы, если он случайно попадет туда, где не найдет ни плодов, ни чесноку, ни луку или дичи, иметь возможность развести там огонь. Наполнить горшок водою, бросить в него полную ложку проса, прибавить соли и варить. Довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы.



Публикации по теме