Бюджетная организация. Бюджетные учреждения и особенности их финансов

некоммерческая организация, созданная органом государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научнотехнических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда. По условиям и порядку финансирования Б.у. признаются также правоохранительные органы, орг-ции и учрния, созд. для обеспечения функций нац. обороны, др. орг-ции, наделенные государственным (муниципальным) имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного пр-тия. Б.у. функционируют как гос. и муницип. пр-тия; все они подлежат гос. регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридич. лиц. На финансирование Б.у., кроме бюдж. ассигнований из федерального, регионального или местного бюджетов и средств внебюджетных фондов, могут использоваться и др. источники. К примеру, школы покрывают часть своих расходов за счет средств, выруч. от продажи ученич. поделок, изготовл. в производств. мастерских; вузы – за счет средств от продажи научных разработок. Если Б.у. в соответствии с его учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то эти доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в распоряжение Б.у. и должны учитываться на отд. балансе. Б.у. вправе распределять доходы от платной деятельности между ее участниками, а также направлять их на достижение уставных целей, предусмотр. учредительными документами. Б.у. располагает имуществом, закрепленным за ним собственником, и имуществом, приобрет. за счет бюдж. средств, выдел. по смете. Это имущество используется Б.у. в соответствии с законом, уставными целями, заданиями собственника и назначением имущества. Однако по своим обязательствам Б.у. отвечает находящимися в его распоряжении ден. средствами, а не закрепл. за ним имуществом; при недостаточности ден. средств субсидиарную ответственность по обязательствам Б.у. несет собственник соответствующего имущества. Б.у. имеет право самостоятельно разрабатывать свой финанс. план, к-рый составляется в форме сметы доходов и расходов. В этой смете в отличие от прежнего порядка, когда составлялась отдельно смета спец. средств, отражаются поступления как из бюджета и гос. внебюджетных фондов, так и от осуществления платной деятельности (оказания платных услуг по уставной деятельности; использования гос. или муницип. собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления; и т.д.). В ходе бюджетного планирования Б.у. на основе прогнозируемых объемов предоставления гос. (муницип.) услуг и установл. норм и нормативов финанс. затрат на их осуществление и с учетом исполнения сметы текущего года составляет и представляет бюджетную заявку на предстоящий финанс. год, к-рая подается на утверждение главному распорядителю бюджетных средств. По утвержденной смете Б.у. получает бюдж. средства и расходует их в объеме, устанавливаемом бюджетной росписью с учетом сокращения и индексации. Более обоснов. обеспечению средствами Б.у. должно содействовать внедрение в практику бюджетного планирования гос. миним. соц. стандартов и разрабатываемых на их основе бюдж. норм. Б.у. вправе расходовать бюдж. средства в соответствии с правовыми актами и законами только на: оплату труда; перечисление единого социального налога (взноса) в гос. внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсац. выплаты работникам; трансферты населению; оплату товаров, работ и услуг по заключ. гос. или муницип. контрактам, в случае же их отсутствия – по утвержд. сметам. Расходование бюдж. средств на иные цели не допускается. Что касается средств, полученных за счет внебюджетных источников, то Б.у., согласно статье 161 п. 6 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельны в их расходовании при исполнении сметы доходов и расходов. При исполнении сметы Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главным распорядителем бюдж. средств определяет права Б.у. по перераспределению расходов, финансируемых из бюджета, между предметными статьями и видами расходов. Если Б.у. в установл. порядке уменьшается размер средств, выделяемых целевым образом для финансирования заключ. договоров, то учреждение и его партнеры по договору должны согласовать новые сроки финансирования, а при необходимости – и др. условия договора. Партнеры по договору вправе требовать от Б.у. возмещения ущерба, понес. в результате неполного или несвоеврем. финансирования, но только в размере реального ущерба, причин. изменением условий договора. Само Б.у. в случае недофинансирования имеет право на компенсацию в объеме недофинансирования. Б.у., подведомственные федер. органам исполнит. власти, обязаны использовать бюдж. средства исключительно через лицевые счета, к-рые ведутся Федеральным казначейством РФ. Все Б.у. должны своевременно представлять отчеты и др. сведения об использовании бюдж. средств

Бюджет предприятия - план, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет предприятия составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов.

Финансовые цели являются отправной точкой бюджетирования – и составления бюджета, и оценки его исполнения, и собственно затрат времени и денег на процедуру бюджетирования как таковую. Без определения видения и миссии у бюджетного управления исчезает точка опоры: привязка к реальной практике хозяйствования остается, а привязка к будущему исчезает.1

Существуют бюджеты долгосрочные и краткосрочные (текущие). При этом долгосрочные бюджеты являются первичными по отношению к краткосрочным, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет. Однако управляем предприятием мы через бюджет краткосрочный, потому что именно он дает нам критерии для принятия текущих решений, и на основании анализа именно его исполнения мы принимаем решения о корректировке долгосрочных бюджетов или даже целей компании. Поэтому в дальнейшем под «бюджетным управлением» мы будем понимать управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов.

Долгосрочный бюджет не может быть слишком детальным, но должен дать ориентиры основных показателей – объемов, прибыли, инвестиций – и позволить определить стратегию компании в части финансирования. В отличие от бюджета карта системы сбалансированных показателей является предельно детальным документом.

Типы бюджетов

  • Бизнес-план - определяет направление и стратегию развития предприятия
  • Годовой бюджет - формирует основные показатели которые должно достичь предприятие в этом году
  • Месячный бюджет - перечень расходов и доходов в рамках годового бюджета

Составные части бюджета

  • Операционный бюджет (также известен как Бюджет доходов и расходов)
  • Финансовый бюджет (также известен как Бюджет движения денежных средств)

Источники

  • Организация бюджетного процесса Королев Андрей Николаевич, соискатель и Герасимов В.М. – д.псх.н., профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ
  • Бюджет предприятия Аналитическая информация о формировании бюджета

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджет предприятия" в других словарях:

    бюджет предприятия - Денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно хозяйственной цели. Тематики экономика EN budget …

    Календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном… … Википедия

    Бюджет - (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… … Энциклопедия инвестора

    - (франц. budget, др. франц. bougette кожаный мешок). Смета расходов и приходов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЮДЖЕТ предварительная смета доходов и расходов, преимущественно государственных. В… … Словарь иностранных слов русского языка

    бюджет - а, м. budget m. 1. Предварительная смета доходов и расходов, преимущественно государственных. Павленков 1911. Бюджет и буджет. 3 70 гг. 19 в. Сорокин 178. Мы живем в век баснословия и волшебства; мы окружены поэзией высокою.., поэзиею торговых… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В Википедии есть портал «Финансы и Экономика» Бюджет доходов и расходов (БДР) ((англ. Profit and loss state … Википедия

    бюджет - План, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона. бюджет Роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого… … Справочник технического переводчика

    Бюджет - – роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого экономического объекта, от государства до семьи. Бюджет государства – роспись его доходов (главным образом от налогообложения) и расходов (на социальные нужды, оборону,… … Экономико-математический словарь

    - (от англ. budget сумка) имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего бюджет составляется для учета количества… … Экономический словарь

    В Википедии есть портал «Финансы и Экономика» Бюджет движения денежных средств (БДДС) (англ … Википедия

Книги

  • Финансы и финансовый рынок , Молокович А.Д.. В издании рассматриваются вопросы финансов как на макроуровне, так и на уровне предприятия: экономическая сущность финансов, финансовая система страны, государственный бюджет, финансовая…

В рамках экономики конкретного государства свою деятельность осуществляют различные организации. При этом бюджетные учреждения имеют особую структуру и цель.

Что такое бюджетные организации

Говоря о бюджетных учреждениях, стоит понимать, что это организации, которые были созданы органами государственной власти или местного самоуправления.

Их целью является реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и других функций, которые имеют некоммерческий характер и финансируются государственным бюджетом. В качестве такого финансирования используется смета доходов и расходов.

Признаки бюджетного учреждения

Для того чтобы точно определить, какие организации - бюджетные, необходимо ориентироваться на определенные признаки:

  • В качестве учредителей выступают органы субъектов и государственной власти РФ, равно как и органы местного самоуправления. В свою очередь, различные хозяйствующие объекты, например, кооперативы и акционерные общества, не имеют возможности создавать бюджетные организации.
  • В качестве ключевой цели создания подобной организации в документации должны быть отображены только функции некоммерческого характера. Но это не означает, что оказание платных услуг находится под запретом, равно как и получение определенных доходов. Суть в том, что достаточно много бюджетных учреждений посредством осуществления различных видов оплачиваемой деятельности получают средства, необходимые для стабильного развития. Но, как и говорилось выше, получение прибыли не может выступать в качестве основной задачи учреждения бюджетного типа.
  • В основе финансового планирования лежит смета доходов и расходов. Составление этого документа должно быть завершено до начала финансового года. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях также подразумевает составление баланса исполнительной сметы на конец отчетного периода.
  • Финансирование бюджетного учреждения должно осуществляться за счет ресурсов государственного или муниципального бюджета. Но интересным является тот факт, что государственное финансирование еще не делает организацию бюджетной. Дело в том, что подобный тип финансирования может осуществляться по отношению и к некоторым коммерческим структурам. Речь идет о крупных закупках определенных товаров для обеспечения государственных и муниципальных целей, а также дотациях, субсидиях, субвенциях и других видах финансовой поддержки.

Таким образом, статус бюджетной организации присваивается тому учреждению, которое сочетает в себе все указанные выше признаки.

Виды бюджетных организаций

Подобные учреждения могут иметь некоторые отличия, что позволяет их определенным образом классифицировать.

Если принять во внимание функции, которые выполняют бюджетные организации, то можно выделить следующие виды:

  • Судебная власть. Это верховный, конституционный, высший арбитражный, а также суды общей юрисдикции.
  • Местное и государственное самоуправление. К этой группе можно отнести Комитет по военно-техническому сотрудничеству с другими государствами, Федеральную службу по банкротству и финансовому оздоровлению, Министерство финансов РФ и др.
  • Международная деятельность. Это представительства за рубежом и посольства.

Бюджетные организации можно разделять и в зависимости от источника финансирования:

  • За счет бюджетных средств субъектов РФ.
  • За счет средств Федерального бюджета.
  • Финансируемые посредством ресурсов местных бюджетов.

Счета бюджетной организации

Для того чтобы подобные учреждения могли полноценно использовать средства, выделенные из государственного бюджета, им нужно открыть специальные счета. Делается это в Федеральном казначействе. В коммерческих банках бюджетные учреждения обслуживать свои счета не имеют права. Данное положение четко определено законодательством РФ.

При этом каждый получатель средств из местного или государственного бюджета, являясь федеральной бюджетной организацией, может использовать и получать средства от доходных видов деятельности только при условии соответствующего разрешения от тех структур, которые выступают в качестве источника финансирования.

Также существуют отдельные счета, на которых учитываются подотчетные средства, используемые для расходов на командировки, транспорт, коммунальные услуги, оплату труда и другие нужды.

Учет денежных документов

В этом случае идет речь о той ситуации, когда бюджетные средства организации используются для предварительной оплаты. Речь идет о картах и талонах для оплаты за масло и бензин. К денежным документам относятся марки госпошлины, путевки в санатории и дома отдыха, которые оплатило госучреждение, талоны на питание и др.

В качестве счетов для учета таких документов стоит рассматривать приходные и расходные кассовые ордера, которые, в свою очередь, подлежат обязательному учету в соответствующем журнале.

Эти документы и данные по их учету находятся в кассе бюджетной организации, которая ежегодно проходит инвентаризацию.

Основные требования по учету

Изначально во внимание стоит принять закон «О бухгалтерском учете». Именно в нем содержатся основные требования относительно формы учета бюджетной организации:

  • имущество, которое является собственностью организации, нужно учитывать отдельно от имущества других юридических лиц, находящихся в данном учреждении;
  • бухгалтерский учет в бюджетных организациях осуществляется только в рублях;
  • ведение учета должно быть обязательным и непрерывным с момента регистрации учреждения и до момента его окончательной ликвидации;
  • любые результаты инвентаризации и хозяйственные операции должны своевременно регистрироваться на бухгалтерских счетах;
  • в качестве основания для фиксации в учетных регистрах могут рассматриваться первичные учетные документы, составляемые в момент проведения хозяйственной операции или сразу после ее завершения;
  • раздельно учитываются те затраты, которые сопряжены с капитальными вложениями или производством продукции.

Объекты и задачи бюджетного учета

Под этим видом учета стоит понимать бухгалтерский учет смет расходов учреждения и исполнителя бюджета.

В качестве объектов, на которых данный вид учета ориентирован, можно выделить следующие категории:

  • денежная наличность, хранящаяся в банках;
  • резервы и фонды, созданные в бюджетах во время их исполнения;
  • расходы и доходы бюджета;

  • материальные ценности учреждений;
  • средства в расчетах между бюджетами.

Такой тип учета используется в качестве средства контроля за процессом исполнения бюджета и позволяет рационально распределять национальный доход с целью расширения воспроизводства.

Бюджетный учет имеет и определенные задачи:

  • выявление дополнительных доходов и мобилизация средств в бюджет;
  • охрана имущества;
  • соблюдение строгого режима экономии и бюджетно-финансовой дисциплины при расходовании ресурсов учреждения.

Что должна делать бухгалтерская служба бюджетной организации

Организация бюджетного учета в учреждении, финансируемом государством, подразумевает отражение всех хозяйственных операций и оценку имущества. Если учетная политика по сравнению с прошлым отчетным периодом будет изменяться, то этот факт должен быть подтвержден соответствующими документами в бухгалтерской отчетности. Также важно проследить за тем, чтобы правильно соотносились расходы и доходы организации по отношению к отчетным периодам.

Бухгалтерский учет должен выполнять и такую задачу, как контроль за исполнением смет, сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также состоянием расчетов с кредиторами и дебиторами.

Бюджетные учреждения, как можно заметить, значительно отличаются от коммерческих организаций. При этом они ориентированы на принципиально другие задачи.

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

(организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ. Заемные и привлеченные средства. Классификация и планирование расходов бюджетных организаций. Формирование и использование финансов (на примере МОУ лицея № 2), особенности финансирования.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Формирование финансов бюджетных организаций. Основные формы, методы планирования бюджетных организаций в Российской Федерации. Порядок исполнения смет бюджетных организаций. Информация о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    Теоретические основы финансов бюджетных организаций в сфере образования. Особенности финансирования образовательных учреждений. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения, финансирование и контроль за расходами бюджетных средств.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2008

    Организация финансов бюджетных организаций, механизм финансирования организаций сферы управления. Анализ показателей результативности использования бюджетных средств. Направления реформирования бюджетных организаций на современном этапе развития России.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2008

    Характеристика муниципальных финансов, муниципальный бюджет как их основа. Финансы бюджетных учреждений на примере финансового обеспечения в системе МВД России. Анализ финансов бюджетного учреждения ОВД Аургазинского района Республики Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2011

    Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Основные формы и методы планирования расходов и исполнения смет. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребнадзора.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2013

    Понятие, виды бюджетных организаций, особенности их источников финансирования. Анализ бюджетных и внебюджетных источников финансирования ГБОУ СПО "Спасский техникум отраслевых технологий". Обобщение зарубежного опыта финансирования бюджетных организаций.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Понятие некоммерческих организаций и их особенности. Основы функционирования некоммерческих организаций и источники их финансовых ресурсов. Оценка использования финансовых ресурсов предприятия. Финансовое планирование деятельности бюджетных организаций.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2012



Публикации по теме