Порядок ликвидации бюджетных учреждений. Упразднение предприятия

Упразднение бюджетного учреждения – не редкость. Связано это с потребностью в экономии средств из бюджета. Тратить их на те предприятия, которые просто не справляются с поставленными задачами, нецелесообразно. Поэтому проводятся их проверки на предмет эффективности с последующим, при необходимости, закрытием.

Целью ликвидации является повышение продуктивности управления финансами. Может быть принято решение не только об упразднении, но и о реорганизации. Все эти действия предполагают определённый порядок действий.

Законы, регулирующие ликвидацию бюджетного учреждения

Ликвидация организации производится в соответствии с федеральным законодательством. В частности, подразумеваются статьи, связанные с деятельностью ИП и НКО. Также порядок определяется статьёй 158 БК РФ. В ней изложены функции и обязательства распорядителя бюджетной части. Он должен заниматься распределением средств бюджетного фонда, а также отслеживанием их использования.

В том случае, если производится упразднение государственного учреждения, на распорядителя возлагается ответственность за разработку и утверждение мероприятий в рамках процедуры.

По каким причинам может проводиться упразднение?

Закрытие казённого объекта может инициироваться по следующим причинам:

  • Невозможность выполнить те задачи, которые поставлены на законодательном уровне;
  • Неспособность погасить имеющуюся задолженность;
  • Совершение уголовных преступлений;
  • Дефолт;
  • Нарушения налоговой отчётности, выявленные при проверке;
  • Невозможность выплат налогов и образование задолженности по ним;
  • Конфликтные ситуации между владельцами объектов;
  • Судебные постановления.

В период экономической нестабильности, упразднения казённого объекта наиболее вероятны. Связано это с несколькими факторами. Происходит сокращение государственного бюджета, в результате чего многие организации казённого типа закрываются. Сами учреждения с большим трудом могут расплачиваться с кредиторами и налоговыми органами, что приводит к их банкротству.

Сложнее всего закрыть образовательное учреждение.

Порядок ликвидации казённой организации

Общий порядок мероприятия регулирует законодательство. В конкретных случаях условия процедуры могут варьироваться в зависимости от правового статуса организации, наличия у неё задолженностей. Рассмотрим подробно порядок проведения со всеми основными этапами.

Принятие решения

Решение о проведении ликвидации должен принимать тот орган, который занимался созданием государственного объекта. Законность решения должна быть подтверждена следующими документами:

  • Решение совета города или администрации муниципального района;
  • Акт экспертной оценки вероятных последствий закрытия организации;
  • Протокол, свидетельствующий о решении провести экспертизу на предмет последствий упразднения;
  • Устав органа, который занимался созданием государственного учреждения;
  • Если это образовательный объект, потребуется решение собрания жителей.

В том случае, если Правительство РФ приняло решение о ликвидации, вслед за этим оформляется акт об исполнительной власти. Рассмотрим его основные пункты:

  • Документ, являющийся основанием для прекращения деятельности казённого объекта;
  • Дата и сроки осуществления упразднения;
  • Формирование комитета, который будет вести мероприятие. Потребоваться указать ФИО его председателя;
  • Источник финансирования государственного объекта;
  • Список органов, которым будут переданы права, обязанности и активы упразднённого казённого объекта.

Требуется также постановление о закрытии, включающее в себя следующие пункты:

  • Причины упразднения организации;
  • Сроки, в течение которых кредиторы имеют право на предъявление претензий;
  • План действий по осуществлению закрытия.

Это лишь общий порядок. Нюансы зависят от типа казённого объекта. Сложнее всего закрыть образовательное учреждение. Например, если это школа, должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что ближайшая школа находится на расстоянии, не превышающем 4 км, и подобная процедура не может проводиться во время учебного года.

Комиссия по проведению упразднения

После того, как принято решение об упразднении, формируется специальная комиссия. В неё может входить любое число участников. Однако существуют некоторые ограничения.

Комиссия не может включать:

  • Должностных лиц;
  • Представителей органов, которые принимали решение о ликвидации.

Комиссии передаётся полный перечень прав по проведению закрытия бюджетного объекта. Председатель этого объединения имеет право:

  • На подпись документации по рассматриваемому делу, которая направляется в судебное учреждение;
  • Представление интересов государственного органа в суде;
  • Выполнение действий, нужных для проведения закрытия;
  • Определение срока, в который кредиторы имеют право подать свои претензии;
  • Публикация решения об упразднении в СМИ;
  • Уведомление кредиторов о проведении мероприятия.

Полномочия председателя регулируются законом. Обычно комиссия включает в себя ключевых лиц, которые работали в бюджетной организации.

Составление промежуточного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс составляется только после того, как прошёл период, отведённый кредиторам для предъявления претензий. Документ позволяет определить действительное финансового состояния объекта, а также составить список кредиторов, требования которых необходимо удовлетворить. Составляется бумага на основании актов инвентаризации активов, реестра претензий кредиторов, имеющихся обязательств.

С целью формирования баланса производятся следующие действия:

  • Закрытие имеющихся лицевых счетов;
  • Проведение расчётов с кредиторами и дебиторами;
  • Списание оставшихся средств на счёт казначейства.

Если имеется дебиторский или кредиторский долг, он может быть списан по приказу главного распорядителя.

Рассмотрим основания, по которым может быть списана кредиторская ответственность:

  • Решение главного распорядителя;
  • Итоги осуществлённой инвентаризации;
  • Решение сформированной комиссии.

Дебиторский долг может быть признан безнадёжным в следующих случаях:

  • Закончился срок исковой давности;
  • Задолженность не может быть покрыта;
  • Непогашение долга подтверждено государственным актом;
  • Должник прекратил свою деятельность.

После того, как баланс составлен, он должен быть утверждён лицом, которое распоряжается бюджетной финансовой составляющей.

Проведение расчётов с кредиторами

На основании составленного промежуточного баланса должна быть найдена сумма, которая необходима для покрытия всех имеющихся у казённого учреждения задолженностей. Баланс позволяет определить, может ли орган сделать все требуемые выплаты. Кредиторы обязаны отослать документы, которые подтверждают наличие долгов.

Если подаются новые требования кредиторов, они заносятся в дополнение к балансу. Там же фиксируются непризнанные претензии. Если не было совершено внесение требований в баланс, кредиторы имеют право отправить соответствующий иск в суд. Если же обращения в судебный орган не было, считается, что долг покрыт.

Промежуточный баланс должен быть утверждён той структурой, которая решила вопрос с закрытием казённого объекта. После этого требуется направить извещение в налоговую службу. Она обязана зарегистрировать баланс. В том случае, если средств государственного органа не хватает для того, чтобы покрыть все задолженности, выделяются дополнительные средства.

После вступления баланса в силу могут начаться выплаты. Должна соблюдаться следующая их последовательность:

  1. Компенсации морального и физического ущерба;
  2. Выплаты зарплат, премий, выходных пособий;
  3. Платежи в структуры государственного характера;
  4. Погашение оставшихся долгов.

От комитета потребуется формирование графика мероприятий по взысканию долгов, которые не были погашены в соответствии с направленными претензиями. Если имеются спорные договора, можно подать иск в суд.

Требования первой и второй очереди должны оплачиваться на следующий день после того, как утверждён баланс. Зачисление денег должно произойти в течение 30 дней.

Выплаты сотрудникам могут проводиться в течение 60 дней с момента их увольнения. Этот срок может продлиться ещё на один месяц в том случае, если бывший сотрудник бюджетного образования не смог найти работу через службу занятости.

Кто несёт ответственность за долги? Муниципальные органы власти не могут привлекаться к субсидиарной ответственности. Требования можно предъявлять только к главному дебитору, а также второму лицу, который ответственен за задолженность.

После того, как проведена ликвидация, с распорядителя финансов снимаются все обязательства. Они не передаются сторонним лицам.

Формирование окончательного баланса

Окончательный ликвидационный баланс может быть создан только после того, как все финансовые вопросы решены. В частности, подразумевается погашение имеющихся задолженностей. После формирования баланса требуется передать сведения о нём владельцам. В качестве их могут выступать местные органы самоуправления.

После этого требуется составить заявление, а также дополнить его квитанцией об уплате госпошлины. Пакет документов необходимо отнести в налоговую инспекцию. После того, как все плановые мероприятия выполнены, ликвидация завершается. Сведения об этом вносятся в государственный реестр.

Уведомление государственных органов

Ликвидация предполагает направление в налоговую инспекцию следующих бумаг:

  • Документы, которые подтверждают решение об упразднении, составленные по форме Р15001;
  • Бумага о формировании комитета, составленная по форме 15002, а также информация о председателе;
  • Документ о формировании промежуточного баланса, составленный по форме 15003;
  • Извещение о регистрации учреждения, которое закрывается;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Окончательный баланс.

Без этого упразднение учреждения невозможно.

Предоставление документов в архив

Документация при ликвидации, которая осталась после деятельности государственного органа, должна сохраняться в течение определённого времени. Существует перечень документов организации, которые необходимо хранить на протяжении пяти лет. В том случае, если бумаги бюджетной организации не требуется сохранять, они подвергаются уничтожению.

Начальник казённого архива должен провести экспертизу ценности тех документов организации, которые были предоставлены. Документация учреждения может быть предоставлена в различных формах, на разных носителях. Проверка осуществляется в любом случае, вне зависимости от типа носителя.

Уничтожение документации бюджетного учреждения может производиться только после того, как проведена экспертиза. Процесс уничтожения согласуется с руководителем бюджетной организации. Все согласования составляются в письменном виде.

От государственного учреждения потребуются следующие действия:

  • Получение разрешения от главного органа о получении доступа к архивам казённого объекта;
  • Получение сведений о перечне архивной документации;
  • Согласование перечня документов, которые планируется уничтожить.

Только после этого может быть проведена ликвидация документов. Такой порядок определён законодательно.

Уничтожение документов производится после экспертизы.

Процедура ликвидации позволяет предотвратить неэффективное использование средств из бюджета, направить их в область, которая больше нуждается в деньгах.

Порядок действий, при проведении мероприятия, аналогичен . Однако имеются некоторые отличия. Придётся получать определённые соглашения, заполнять много документов. Но это часто является необходимой мерой, позволяющей остановить существование структуры, которая не справляется с поставленными задачами. Процедура проводится чаще в период финансовых кризисов в связи с тем, что сложнее изъять нужное количество средств из бюджета.

Увольнение в связи с прекращением деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя - стрессовая ситуация для обеих сторон трудовых правоотношений. Всем без исключения членам трудового коллектива предстоит пуститься в «свободное плавание», оставшись без привычного источника дохода. Тем временем наниматель должен подготовиться к значительному объёму ответственных работ и не менее значительным финансовым затратам, связанным с гарантированными государством мерами защиты интересов трудящихся при ликвидации организации или предприятия.

Ликвидация организации/предприятия как основание для увольнения работников

Ликвидация компании - основание для безусловного увольнения всех её сотрудников

Ликвидация компании - это полное прекращение её финансово-хозяйственной деятельности и, одновременно, законное основание для увольнения всех без исключения сотрудников. Законодатель относит эту разновидность прекращения трудовых правоотношений к увольнениям по инициативе нанимателя - ст. 81 Трудового кодекса, где ликвидация предприятия значится в п.1 ч.1.

Не следует путать понятия «ликвидация» и «реорганизация» юридического лица: в последнем случае организация не перестаёт существовать, а лишь меняет свою организационно-правовую форму (к примеру, из унитарного предприятия трансформируется в акционерное общество). Не является ликвидацией и перемена собственника имущества компании - по этому основанию может быть уволен лишь руководящий состав коллектива со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК.

Обязательным условием для увольнения сотрудников по п.1 ч.1 ст. 81 ТК является наличие документального подтверждения вступления организации в процесс завершения своей деятельности. В качестве такого документа могут выступать:

  • решение собственника либо коллективного органа юридического лица, которому такое право предоставлено учредительными документами;
  • решение суда (при установлении нарушений в процессе создания организации или в связи с признанием компании финансово несостоятельной (банкротом)).

Важно! По рассматриваемому основанию не может прекратить трудовые отношения наниматель - физическое лицо. В качестве цели, преследуемой при трудоустройстве граждан, он вправе заявлять лишь удовлетворение личных нужд, но не осуществление какого-либо вида деятельности, который можно прекратить.

Порядок ликвидации организации достаточно сложный - он подразумевает создание специализированного управляющего органа (ликвидационной комиссии), составление ликвидационного баланса, удовлетворение требований кредиторов и т. д. Один из важнейших вопросов, стоящих в процессе ликвидации - оформление завершения трудовых правоотношений с членами коллектива. Для того чтобы в дальнейшем избежать проблем, связанных с судебным оспариванием законности увольнения, нанимателю следует очень внимательно отнестись к соблюдению предусмотренного законом порядка. В частности, это имеет отношение к предупреждению о грядущих увольнениях самих сотрудников и центра занятости:

  1. Каждого увольняемого сотрудника (штатного или совместителя) необходимо предупредить не позже чем за 2 месяца до даты расторжения контракта. При этом сезонные и временные трудящиеся могут быть предупреждены и позже - за семь и три календарных дня соответственно (здесь и далее под временными сотрудниками понимаются граждане, заключившие контракт меньше чем на два месяца).
  2. Не позднее чем за два месяца (а при массовых увольнениях - за три) - необходимо направить письменное уведомление в местный центр занятости.

Важно! Согласно ст. 82 ТК, критерии массовости определяются региональными или отраслевыми соглашениями. Однако на сегодняшний день на практике используются соответствующие положения Постановления Правительства РФ №99 от 05.02.1999, согласно которым к массовым увольнениям следует относить:

  • увольнения при ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
  • увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Порядок расторжения договоров с сотрудниками

Ликвидация организации - то единственное основание, которое даёт право на увольнение всех, даже самых защищённых категорий работников. Так, никаких привилегий не имеют в рассматриваемом случае:

  • беременные женщины;
  • работницы, отправленные в социальный отпуск по уходу за ребёнком;
  • родители, воспитывающие ребёнка-инвалида;
  • матери-одиночки;
  • пенсионеры и пр.

Кроме того, увольнению подлежат и те лица, которые на этот момент находятся на больничном. При этом больничный лист будет оплачен только в случае, если гражданин предъявит его до дня фактической ликвидации компании.

Если говорить об очерёдности увольнения сотрудников, то на практике редко встречается одномоментное расторжение контрактов со всем коллективом. Как правило, в первую очередь увольняются сотрудники, занимающиеся непосредственно производственной деятельностью, затем - работники вспомогательных служб (ведущие административно-хозяйственную деятельность), после - сотрудники занятых в процессе ликвидации подразделений (юристы, кадровики, бухгалтера и т. д.).

Процедура увольнения представляет собой следующую последовательность действий:

  1. Предупреждение работников. Унифицированной формы документа для уведомления членов трудового коллектива о предстоящих увольнениях в связи с прекращением деятельности предприятия законодательство не содержит. Некоторые центры занятости предлагают нанимателям воспользоваться ими же разработанными типовыми формами, в остальных случаях организация составляет документ самостоятельно. Уведомление в обязательном порядке должно содержать:
    • сведения о причине увольнения;
    • сведения о гарантиях, положенных лицу в связи с увольнением;
    • сведения о дате последнего дня работы.
  2. Оформление досрочного прекращения трудовых отношений. По взаимному согласию работника и нанимателя, трудовые правоотношения могут быть прекращены досрочно с уплатой средней зарплаты за дни, оставшиеся до первоначально планируемой даты увольнения.
  3. Издание приказа. Этот распорядительный документ должен содержать основание со ссылкой на ст. 81 ТК и дату увольнения. Приказ может быть издан в любой день начиная с момента уведомления сотрудника и заканчивая внесением в Единый госреестр юридических лиц записи о ликвидации компании.
  4. Произведение расчётов с работником.
  5. Внесение записи о завершении трудовой деятельности в трудовую книжку, личное дело и личную карточку трудящегося.
  6. Уведомление о расторжении контракта службы приставов, если работник является должником по исполнительному производству, военкомата - если он состоит на воинском учёте.

Со всеми уведомлениями и распорядительным документом об увольнении гражданин должен быть ознакомлен лично и под роспись с проставлением даты ознакомления. Если знакомиться с этими документами он отказывается либо он отсутствует на месте работы, и уведомить его не представляется возможным, об этом составляется соответствующий акт, а документ направляется почтой по адресу его проживания.

Нахождение организации в процедуре ликвидации не исключает возможности увольнения сотрудников и по иным основаниям. Так, с согласия гражданина он может быть уволен переводом к другому нанимателю, по взаимному согласию сторон, по собственному желанию и т. д. Следует помнить, что такое увольнение значительно ухудшает положение трудящегося, а значит, во избежание судебного спора в будущем, лицо всё же стоит предупредить о положенных ему гарантиях в установленном порядке.

Оформление документов

Пример уведомления сотрудника о ликвидации


Уведомление об увольнении составляется в произвольной форме

Образец уведомления службы занятости


Типовая форма уведомления о высвобождаемых работниках содержится в приложении к Постановлению Правительства №99 от 05.02.1999

Приказ об увольнении


Приказ об увольнении в связи с ликвидацией организации составляется на бланке типовой формы Т-8

Запись в трудовую книжку


Пример заполнения трудовой книжки

Какие выплаты нужно произвести

Единый и обязательный для всех случаев увольнения срок окончательного расчёта с сотрудником установлен ст. 140 ТК - это последний рабочий день. Несоблюдение этого срока влечёт за собой материальную ответственность нанимателя в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки.

Таблица: выплаты с примерами расчётов

Наименование выплаты Условия начисления выплаты Как высчитать её размер Пример расчёта
Заработок с надбавками, премиальными и бонусами Зарплата начисляется за отработанные, но не оплаченные рабочие дни. Надбавки, премиальные и бонусы (за показатели труда, за продолжительный стаж труда, за высокую квалификацию и т. д.) начисляются согласно нормативным актам, если их условиями предусмотрено их начисление при расторжении контракта по рассматриваемому основанию и в данных условиях. Зарплата исчисляется исходя из оклада гражданина на день увольнения пропорционально фактическому периоду рабочего времени за соответствующий календарный месяц.
Премиальные выплаты и надбавки, как правило, устанавливаются в процентном отношении к окладу и выплачиваются также пропорционально проработанному в месяце времени.
Уборщик служебных помещений Т. И. Герасимова будет уволена 5.09.2016 в связи с прекращением деятельности фирмы. Её месячный оклад - 15 000 р. Положением о поощрении за основные показатели деятельности на предприятии установлена надбавка к ежемесячному окладу в сумме 5% за стаж работы лицам, отработавшим на предприятии более 1 года. Согласно положению, надбавка выплачивается в том числе и при расторжении договора по п.1 ст.81 ТК.
Порядок вычисления зарплаты Т.И. Герасимовой:
15 000 р. / 22 рабочих дня (общее их число в сентябре 2016 г.) х 3 дня (отработаны Герасимовой) = 2 045 р.
Порядок исчисления надбавки за стаж работы для Т. И. Герасимовой:
15 000 р. х 5% / 22 дня х 3 дня = 102 р.
Возмещение за неотгуленные дни отпуска Выплата начисляется, если лицо за текущий рабочий год заработало право на некоторое число дней отпуска, но не успело их использовать. Выплата рассчитывается на основе двух величин - среднедневного заработка и числа дней неотгуленного отпуска.
Формула для расчёта средней зарплаты (при полных месяцах работы):
Доход (все выплаты, входящие в оплату труда) работника за предыдущий 12-месячный период/12 месяцев/ 29,3 календарных дней (среднее число дней в месяце).
Формула для расчёта среднего заработка (при наличии неполных месяцев работы):
Доход за предыдущий 12-месячный период /((количество полных месяцев х 29,3) + (29,3 / число календарных дней в неполном месяце х число отработанных дней в этом месяце)).
Число неотгуленных дней отпуска определяется путём вычитания из числа заработанных дней отпуска (согласно количеству полных отработанных месяцев в индивидуальном рабочем году) числа отгуленных дней из этого периода.
Формула для исчисления компенсации:
Среднедневной заработок х число неотгуленных дней отпуска.
За период с сентября 2015 года по август 2016 года Т.И. Герасимова заработала (без учёта оплаты отпусков и больничных) 200 000 р. За этот же период она 1 раз была на больничном - с 18 по 20 января 2016 года (3 календарных дня), и 1 раз в отпуске - с 3 по 16 июля (14 календарных дней). Соответственно, полных отработанных месяцев - 11, неполных 2.
Расчёт среднедневной зарплаты:
200 000 р./((11 месяцев х 29,3 дня) + (29,3 дней/31 день х (31–3) дней)) + (29,3 дней/31 день х (31–14) дней)) = 548 р.
Текущий рабочий период для исчисления заработанных дней отпуска для Т.И. Герасимовой - с 2.02.2016 по 1.02.2017 (отработано 7 полных месяцев). Согласно контракту ей положено 28 календарных дней отдыха за каждый год. За рассматриваемый период она использовала 14 дней.
Расчёт неотгуленных дней:
(28 дней /12 месяцев х 7 месяцев) - 14 дней = 2 дня.
Расчёт возмещения:
548 р. х 2 = 1096 р.
Выходное пособие в сумме одного среднего месячного заработка Выплата начисляется во всех случаях увольнения, обусловленного завершением деятельности фирмы или ИП. Однако в отношении сезонных и временных работников имеются некоторые особенности:
  • сезонным работникам размер пособия уменьшен до двухнедельного среднего заработка;
  • временным сотрудникам пособие не выплачивается.
Для расчёта выходного пособия среднедневная зарплата считается по формуле:
Доход за предыдущий 12-месячный срок/ число отработанных за этот же период дней работы.
Затем среднедневной заработок следует умножить на число рабочих дней в следующем за днём увольнения полном календарном месяце.
На период 09.2015 - 08. 2016 приходится 248 дней работы. Из них 3 дня Т.И. Герасимова была нетрудоспособна, 10 - находилась в отпуске.
Порядок исчисления среднедневного заработка:
200 000 р./(248 рабочих дней - 10 рабочих дней) = 840 р.
На октябрь 2016 года придётся 21 рабочий день.
Порядок исчисления выходного пособия:
840 р. х 21 день = 17 640 р.
На ноябрь 2016 года придётся 21 рабочий день. Порядок исчисления выплаты за 2-й месяц (если Т.И. Герасимова не трудоустроится к 5 ноября 2016 года):
840 р. х 21 день = 17 640 р.
На декабрь 2016 года придётся 22 рабочих дня. Порядок исчисления выплаты за 3-й месяц (если Т.И. Герасимова не трудоустроится к 5 декабря 2016 года и представит справку из центра занятости о соблюдении условий постановки на учёт):
840 р. х 22 дня = 18 480 р.
Выходное пособие за второй и третий месяц Пособие за 2-й месяц выплачивается по его истечении в случае, если уволенный гражданин на этот момент не трудоустроился. Выплата за 3-й месяц производится при соблюдении тех же условий, но уже с предоставлением справки из центра занятости о соблюдении гражданином двухнедельного срока постановки на учёт.

Упразднение структурного подразделения: можно ли применять правила увольнения для ликвидации юридического лица?

Положения ч. 4 ст. 81 ТК РФ позволяют производить увольнение по правилам, установленным для ликвидации организации, при прекращении деятельности структурного подразделения, место расположения которого отлично от места расположения головного предприятия. Под вышеназванный порядок подпадают филиалы, представительства, а также структурные подразделения иной организационно-правовой формы, независимо от указания сведений о них в учредительных документах юридического лица, если они расположены обособленно от других подразделений. В то же время ни при упразднении отдела, ни при реорганизации компании правила увольнения, установленные для ликвидации, неприменимы.

Порядок увольнения при ликвидации структурного подразделения ничем не отличается от вышеописанного, за исключением того, что в качестве основания увольнения во всех документах вместо «ликвидация организации» указывается «упразднение структурного подразделения».

Какие права есть у трудящихся

Закон стоит на страже интересов работающего гражданина на любом этапе развития трудовых отношений, в том числе и при их прекращении. Тем не менее увольнение, обусловленное завершением деятельности компании, в силу специфики этого основания аннулирования контракта, даёт работнику лишь минимальный набор правомочий. Так, в ходе увольнения по рассматриваемому основанию нельзя воспользоваться преимущественным правом дальнейшей работы, не учитывается и мнение профсоюза.

В процессе увольнения по рассматриваемому основанию гражданин вправе:

  • знакомиться с документами, касающимися своего увольнения (предупреждения, уведомления, приказы и пр.);
  • принять предложение или не дать согласия на предложение нанимателя о досрочном увольнении с выплатой среднего заработка;
  • написать заявление об уходе по иному основанию;
  • получить компенсационные выплаты в связи с прекращением трудовых отношений (возмещение за неотгуленный отпуск, выходное пособие, в том числе и за два последующих месяца в случае нетрудоустроенности);
  • обратиться за защитой нарушенных нанимателем прав в инспекцию по труду, прокуратуру или судебные органы;
  • встать на учёт в качестве безработного и получать пособие в определённых законодательством размерах.

Важно! Досрочное увольнение с выплатой средней зарплаты в законодательстве представлено как право нанимателя, но не сотрудника, с той лишь оговоркой, что обязательным условием для этого является получение письменного согласия последнего. Соответственно, процедура документального оформления в этом случае начинается не с заявления работника, а с предложения нанимателя, с которым работник знакомится под роспись. Выразить своё согласие или несогласие он может в виде соответствующей отметки на этом же документе или в отдельном заявлении.

Предложение о досрочном увольнении

Уборщику служебных помещений

УП «Феникс»

Т.И. Герасимовой

Предложение

Уважаемая Таисия Ивановна!

Руководствуясь ч.3 ст.180 ТК РФ предлагаем Вам прекратить действие трудового соглашения №278 от 08.08.2014 по основанию, обозначенному в п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, в связи с прекращением деятельности УП «Феникс» до окончания срока предупреждения, а именно 22 августа 2016 года.

В случае Вашего согласия Вам будут предоставлены гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, перечисленные в направленном Вам предупреждении о расторжении трудового соглашения от 05.07.2016. Также Вам будет выплачено денежное возмещение в сумме средней зарплаты, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания периода предупреждения.

Директор УП «Феникс» Подпись П.И. Сенько

С предложением ознакомлена, один экземпляр получила на руки, согласна на увольнение 22.08.2016. Подпись. Т. И. Герасимова.

Судебная практика


В случае если работодатель отказывается выполнять свои обязательства, сотрудник вправе обратиться в суд

Существующая судебная практика по делам о восстановлении на работе после увольнения по рассматриваемому основанию позволяет говорить о трёх наиболее распространённых группах нарушений, допускаемых нанимателями при расторжении трудовых договоров по п.1 ч.1 ст.81 ТК:

  1. Отсутствие фактической ликвидации компании:
    • в некоторых случаях суды признавали увольнение по рассматриваемому основанию до внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ;
    • незаконным признаётся увольнение сотрудников в ходе процедуры банкротства, но до вынесения о признании юридического лица банкротом и вынесения решения о его ликвидации (например, увольнение в ходе конкурсного производства);
    • увольнение сотрудников по п.1 ч.1 ст.81 ТК при наличии признаков фактической реорганизации юридического лица также признаётся незаконным.
  2. Нарушения, допущенные в связи неправильной трактовкой ликвидации структурного подразделения, как основания для увольнения по правилам ст. 81 ТК:
    • ликвидация филиала, если он расположен в той же местности, что и организация-работодатель, или в этой местности действуют ещё несколько структурных подразделений;
    • ликвидация подразделения, относящегося к структуре филиала организации.
  3. Несоблюдение процедуры увольнения, в частности, нарушения сроков и порядка уведомления работников.

Приступая к увольнению работников в связи с ликвидацией предприятия, наниматель прежде всего должен правильно квалифицировать тот процесс, который станет основанием для прекращения трудовых договоров: в самом ли деле предстоит ликвидация, а не реорганизация, является ли ликвидируемое структурное подразделение единственным в данной местности? Вторым важным шагом к законному увольнению станет соблюдение сроков уведомления работников и местного органа занятости с учётом установленных законодательством критериев массовости увольнений. Правильный расчёт и своевременное произведение выплат работнику - завершающий этап и не менее важное условие отсутствия в дальнейшем судебных споров.

Поделитесь с друзьями!

В кризисных условиях многие владельцы компаний вынуждены осуществлять реструктуризацию предприятия или полностью ликвидировать его. Прекращение деятельности фирмы детально регламентируется законодательством. Ликвидация и реорганизация организации требуют соблюдения установленных сроков и проведения определенных процедур. Немаловажное значение имеет и соблюдение трудовых прав сотрудников. Далее рассмотрим, как осуществляется ликвидация организации.

Общие сведения

В первую очередь необходимо сказать, что решение о прекращении деятельности предприятия предполагает формирование специального органа. Он именуется ликвидационной комиссией. В ее полномочия переходит управление предприятием, прекращающим свою деятельность. Это, в свою очередь, означает, что в трудовых отношениях комиссия действует от имени работодателя. Последствия ликвидации организации в первую очередь касаются ее сотрудников.

Подготовка

После того как назначена ликвидационная комиссия, она приступает к исследованию состояния дел в организации. Далее, основываясь на имеющихся данных, намечается план действий. В первую очередь, будет проведено увольнение. При ликвидации организации трудовые отношения прекращаются со всеми сотрудниками. Это обусловлено тем, что после окончания всей процедуры работодатель перестанет существовать в качестве субъекта правоотношений. Это означает, что ни один трудящийся, даже беременные женщины, не имеют прав на сохранение рабочих отношений. Здесь следует сказать, что данное положение было принято сравнительно недавно. По ранее действовавшему ТК, работодатель обязан был трудоустроить беременных, женщин, у которых на иждивении находятся дети до 3-х лет, и ряд других категорий сотрудников.

Важный момент

Тот факт, что у работодателя отсутствует обязанность по трудоустройству увольняемых сотрудников, не означает, что он не может оказывать содействие в последующем обеспечении их рабочими местами. Сегодня достаточно широкое распространение получили холдинговые структуры. Они представляют собой несколько взаимозависимых фирм, связанных участием одних лиц в уставных капиталах. Если в холдинге на одном из предприятий происходит ликвидация, организации, оставшиеся в нем, могут пригласить к себе работников, с которыми были прекращены трудовые отношения.

Следует подчеркнуть, что трудоустройство – не обязанность нанимателя, а акт доброй воли холдинговых предприятий. Работодатель вообще не имеет каких-либо обязательств, поскольку он прекращает свою деятельность и существование. То же самое касается и других предприятий холдинга. Они также не несут каких-либо обязательств перед уволенными работниками. И если от последних поступит требование о трудоустройстве, то первые вполне могут ответить отказом при наличии для этого объективных причин. К основаниям можно, например, отнести, отсутствие свободных мест, несоответствие квалификации работников и так далее.

Уведомление Центра занятости

В ст. 25 п. 2 закона, регулирующего вопрос трудоустройства граждан, указано, что в случае, если принято решение о том, что предстоит ликвидация организации, сокращение штата либо численности работников, и, возможно, будут расторгнуты трудовые договоры, необходимо уведомить об этом службу занятости не позже, чем за 2 месяца до проведения соответствующих процедур. Уведомление составляется письменно. В нем, кроме прочего, необходимо указать квалификационные требования, должности, профессии, условия оплаты для каждого конкретного сотрудника. Если решение о сокращении штата или численности работников может спровоцировать массовое увольнение, службу занятости следует поставить в известность не позже трех месяцев до даты планируемого прекращения трудовых отношений.

Нормативная база

В соответствии со ст. 82 ТК, критерии по массовому увольнению устанавливаются территориальными или отраслевыми договорами. Например, в московском трехстороннем соглашении между Правительством, объединениями профсоюзов и работодателей, предусмотрено, что к указанной категории относится расторжение трудовых контрактов в связи с прекращением существования предприятий с численностью 15 и больше человек в штате.

Если в столичной фирме более пятнадцати сотрудников, то службу занятости необходимо уведомить за три месяца до того как начнется ликвидация организации. Если работников меньше 15-ти, то уполномоченный орган ставится в известность за 2 месяца до проведения необходимых процедур.

Уведомление профсоюза

В упомянутой выше ст. 82 ТК предусмотрено обязательное участие выборной группы от первичного профсоюза в рассмотрении вопросов, касающихся расторжения трудовых договоров по инициативе нанимателя. При этом положениями статьи увольнение в связи с ликвидацией не включено в перечень случаев, в которых к проведению соответствующих мероприятий привлекается профобъединение. Вместе с этим в ст. 21 п. 3 закона, регулирующего вопросы трудоустройства граждан, предписано, что массовое расторжение трудовых договоров допускается при условии предварительного письменного уведомления выборного органа профсоюза в рамках, установленных ТК. Из этого следует, что если процедуры по увольнению сотрудников имеют признаки массовости, то профсоюзный орган необходимо поставить в известность не позже, чем за три месяца до их начала. При этом мнение объединения не влияет на право нанимателя расторгать трудовые контракты.

Уведомление сотрудников

Работники должны быть поставлены в известность о том, что предполагается ликвидация организации, не позднее 2-х месяцев до непосредственной даты расторжения договора. Данное предписание содержится в ст. 180 ТК. Если с работником заключен договор меньше, чем на 2 мес., его уведомляют не позже, чем за три дня (календарных). Сезонных работников ставят в известность за 7 дней. Уведомление, составленное письменно и содержащее причину расторжения договора, выдается сотруднику под роспись.

Ликвидация организации: порядок

Процедура прекращения деятельности предприятия разделена на несколько этапов. На первой стадии сформированная комиссия размещает в соответствующих официальных изданиях информацию о том, что будет проводиться ликвидация организации, указывает сроки заявления требований кредиторов. Они не должны быть меньше 2-х месяцев с даты публикации. Комиссией принимаются меры по выявлению кредиторов, которые письменно уведомляются о предстоящих мероприятиях, а также получению дебиторского долга. Данное предписание распространяется на предприятия вне зависимости от форм их собственности. Информация о том, что будет проводиться ликвидация некоммерческой организации, также должна быть опубликована в официальном издании. На сегодняшний день им является "Вестник госрегистрации".

Работа с кредиторами

После завершения срока предъявления требований по задолженности составляется ликвидационный (промежуточный) баланс. В нем содержится информация о составе имущества, перечень кредиторских требований и результаты их рассмотрения. Если у прекращающего существование предприятия недостаточно денег для исполнения обязательств, комиссией производится продажа материальных ценностей с публичных торгов в соответствии с порядком, который установлен для реализации решений суда. Выплаты кредиторам осуществляются в соответствии с предписаниями, содержащимися в ст. 64 ГК. Ликвидация кредитной организации, банка или иного учреждения, привлекающего денежные средства населения, предполагает в первую очередь удовлетворение требований граждан.

Завершающие стадии

После того как будут окончены все расчеты с кредиторами, составляется ликвидационный баланс. Его утверждают участники (учредители) юрлица либо органа, который принял решение о прекращении существования предприятия. В случаях, предусмотренных законом, баланс согласовывается с уполномоченной государственной инстанцией. Ликвидация организации считается оконченной, а юрлицо – прекратившим деятельность и существование, после внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

Дополнительная информация

В случае недостаточности имущества казенного предприятия или денежных средств у коммерческой организации кредиторы могут обратиться в суд с заявлением об удовлетворении оставшихся требований за счет собственности владельца компании (учреждения). Оставшиеся материальные ценности после расчетов передаются участникам, которые обладают вещными правами на них или обязательственными.

Изменения: январь, 2019 года

Обязательная процедура, которая комплексно охватывает весь штатный персонал юридического лица, но реализуется в отношении каждого работника индивидуально. Процесс увольнения регулируется в основном трудовым законодательством и внутренними актами организации, определяющими порядок взаимодействия работодателя и работников.

Несмотря на то, что увольнение при ликвидации организации это, по сути, формальность, нужно предельно внимательно отнестись к процедуре, четко соблюсти весь порядок и выполнить обязательные требования. Это станет залогом отсутствия конфликтных ситуаций и негативных моментов, связанных с возможным применением штрафных санкций из-за несоблюдения или неполного соблюдения норм трудового права. Контролирующие госорганы крайне требовательно относятся к проверкам в связи с нарушением порядка увольнения работников независимо от оснований.

Ликвидация крупных и градообразующих организаций чревата резким увеличением количества безработных граждан. Прекращение деятельности таких юридических лиц будет проходить под жестким контролем. Но даже небольшие предприятия при возникновении конфликтов с работниками обязательно привлекут внимание контролирующих органов. А жаловаться сегодня люди умеют при наличии малейшего повода, при том что увольнение - серьезное для этого основание.

Как должно происходить увольнение в связи с ликвидацией организации

Ликвидация организации - прямое основание для увольнения сотрудников по инициативе работодателя (п. 1 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Норма применяется безусловно - ограничения в отношении увольнения отдельных категорий работников (беременные, находящиеся в декретном отпуске)и сопутствующих обстоятельств (отпуск, больничный, наличие другой вакансии) не действуют. Не требуется и получение согласия работника, как и специального согласования вопроса с профсоюзной организацией.

Порядок увольнения при ликвидации организации: пошаговая инструкция

Процедура увольнения в связи с прекращением деятельности работодателя предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие уполномоченным органом юрлица решения о добровольной ликвидации организации либо вынесение судебного решения о принудительной ликвидации.
  2. Назначение ликвидатора или создание ликвидационной комиссии.
  3. Подготовка плана ликвидации - не обязательная процедура, но массово практикуется для упрощения и ускорения прохождения всех ликвидационных мероприятий. В план традиционно включается пункт об увольнении работников организации и проведении расчетов.
  4. Подготовка плана увольнения - для случаев, когда работников много, увольнение планируется постепенно, когда нужно отложить увольнение некоторые наемных сотрудников (руководитель, бухгалтер, члены ликвидационной комиссии и т.п.). Увольнение может состояться одним днем, но обычно некоторых работников нужно оставить на больший период времени. В этом случае:
  • уведомляются об увольнении сразу все, но с тем расчетом, что организация сможет ликвидироваться достаточно быстро;
  • часть работников уведомляется позже, но так, чтобы соблюсти сроки и порядок проведения всех процедур;
  • всех планируют уволить одним днем, но с необходимыми сотрудниками после увольнения заключаются гражданские договоры до завершения ликвидационных мероприятий (целесообразно согласовать вопрос заранее и заручиться готовностью на такие взаимоотношения).
  1. В соответствии с законодательством о профсоюзных организациях, при ликвидации юридического лица требуется уведомление профсоюза и проведение с ним переговоров, касающихся прав и интересов членов профсоюзной организации. Уведомление должно быть направлено как минимум за 3 месяца до предстоящей ликвидации юрлица. Зачастую проведение этих мероприятий - простая формальность, поскольку профсоюз не может каким-то образом заблокировать прекращение деятельности организации или запретить увольнение. Обычно все вопросы сводятся к необходимости соблюдения порядка увольнения работников и осуществления в их адрес всех причитающихся выплат в полном объеме.
  2. Подготовка и направление каждому работнику уведомления о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией . Руководствуются при этом решением о прекращении деятельности и п. 1 ч. 1 ст. 81, частью 2 ст. 180 ТК РФ. Сроки направления уведомлений строго не регламентируются, но обязательно необходимо соблюсти минимум 2-месячный интервал между уведомлением и увольнением. Рассылка или вручение уведомлений осуществляются таким образом, чтобы работодатель при необходимости смог подтвердить факт получения работником информации. Обычно уведомления вручаются под роспись - самый эффективный способ подтверждения исполнения обязанности.
  3. Одновременно с направлением уведомлений работникам или чуть позже, но не позднее 2-х месяцев до даты увольнения готовится и направляется письменное уведомление в территориальное подразделение службы занятости (Роструда). В соответствии с Письмом Роструда от 26.09.2016 N ТЗ/5624-6-1 уведомление можно готовить в свободной форме, но обычно за основу берут форму (Приложение 2), утвержденную Постановлением Правительства от 5 февраля 1993 г. N 99 в актуальной редакции, сопровождая ее письменной информацией. Все подробности следует уточнять в своем территориальном подразделении Роструда.
  4. Увольняются сотрудники, изъявившие желание расторгнуть трудовой договор до истечения 2-месячного срока с момента уведомления. Желание или согласие должны быть выражены в письменной форме - достаточно соответствующего заявления. Такое увольнение - право работодателя, но реализуется оно только при согласии работника. С другой стороны, если работник сам хочет уволиться, а работодатель против, то увольнение по п.1 ч.1 ст.81 ТК невозможно. В этом случае можно выбрать и согласовать иные основания для увольнения. Как правило, фигурирует либо соглашение сторон, либо собственное желание. Такие основания выгодны организации, но не выгодны работнику - он теряет в деньгах. Поэтому к вопросу следует подходить предельно внимательно, чтобы защитить интересы работодателя, но при этом не создать конфликтной ситуации и не рисковать вероятностью обжалования увольнения. При согласовании вопроса увольнения в связи с ликвидацией до истечения 2-месячного срока расторжение трудового договора осуществляется в обычном порядке. Дополнительное условие - работодатель обязан выплатить работнику денежную компенсацию, которая рассчитывается исходя из его среднего заработкапропорционально времени, оставшемуся до окончания действия 2-месячного срока между уведомлением и датой предстоящего увольнения. Компенсация выплачивается сверх других причитающихся работнику выплат. Если работник хочет уволиться по своей собственной инициативе, организация экономит на выплатах, а сотрудник, соответственно, теряет деньги, поэтому в этом случае стоит заранее продумать компромиссное решение.
  5. По истечении 2-месячного срока с момента уведомления выносится единый приказ об увольнении по всем работникам или отдельные приказы (форма Т-8) - в соответствии с планом-графиком увольнений. С приказом каждый сотрудник, которого он касается, знакомится лично, под роспись. При невозможности довести содержание приказа до сведения работника, а также в случаях отказа работника знакомиться с приказом и (или) ставить свою подпись - требование можно не соблюдать, но обязательно нужно сделать непосредственно в приказе отметку (запись) о причинах и самом факте.
  6. Увольнения документально оформляются кадровиком (кадровым подразделением) в соответствии с внутренними регламентами организации и ТК РФ. Основные документы - приказ,записка-расчет,оформленная надлежащим образом личная карточка работника (форма Т-2) и трудовая книжка с записью об увольнении.
  7. Сотрудники получают финансовый расчет и документы, связанные с увольнением. В день увольнения обязательно выдается трудовая книжка с записью об увольнении, остальные документы - по письменному запросу сотрудника. К таким документам относятся любые, касающиеся работы сотрудника в организации. Во избежание проблем с вручением сотруднику трудовой книжки (не хочет являться, забирать документы, расписывать в ее получении и т.п.), работнику направляется письменное уведомление о дате и месте получения документа или о необходимости дачи согласия о направлении трудовой книжки по почте. Таким уведомлением работодатель страхует себя от спорной ситуации - он считается исполнившим свою обязанность. В соответствии с законодательством, трудовые книжки, не полученные (не востребованные) работниками, хранятся в организации не менее 75 лет. Учитывая процесс ликвидации, документы должны быть по завершении мероприятий сданы по территориальности в архив (государственный или муниципальный).
  8. Если работник планирует постановку на учет в качестве безработного, ему потребуются документы, которые работодатель обязан выдать на руки. Помимо кадровых документов, необходима справка о среднемесячной зарплате за последние 3 месяца. Справка готовится и выдается по запросу работника в течение 3-х дней с даты представления письменного заявления.
  9. Подготовка и предоставление в военкомат сведений об увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету (только при наличии таких сотрудников). Информация направляется в территориальный военкомат и (или) в местные органы самоуправления - в зависимости от установленного на местах порядка и практики (необходимо уточнять). Обязанность требуется исполнить в течение 2-х недель с даты увольнения. Форму уведомления можно получить в органе, куда предоставляются сведения (Приложение 9к Методическим рекомендациям Генштаба ВС РФ по ведению воинского учета в организациях).
  10. При наличии в организации работников, в отношении которых действуют исполнительные документы, сведения об их увольнении обязательно направляются в территориальное подразделение ФССП, где ведется исполнительное производство. Исполнительные документы подлежат возврату. Конкретных сроков для сообщения в ФССП не установлено, но сделать это требуется незамедлительно во избежание ответственности (до 100 тысяч рублей штрафа) за нарушение порядка исполнения обязанностей в рамках исполнительного производства.

В целом необходимо:

  • направить в подразделение ФССП информацию и приложить исполнительный документ;
  • направить информацию (уведомление) получателю алиментов, если исполнительный документ касается алиментных обязательств;
  • сделать в возвращаемом исполнительном документе отметку о проведенных удержаниях (общий размер требований, размеры удержанных до увольнения сумм, даты перечислений, платежные документы, остаток долга) и заверить записи печатью организации.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Финансовые расчеты с работниками

Выплаты работникам при ликвидации предприятия - особая тема для рассмотрения. Здесь предусмотрен специальный порядок начисления и расчетов, а также несколько видов платежей - основных и дополнительных.

Основные расчеты - все то, что причитается работнику независимо от увольнения и его оснований. Сюда относятся заработная плата и другие платежи, связанные с осуществлением трудовых обязанностей и предусмотренными законом компенсациями (премии, больничные, декретные, командировочные и т.д.). Подлежит выплате и компенсация за неиспользованный отпуск, рассчитываемая согласно количеству дней.

Дополнительные расчеты - компенсационные выплаты, полагающиеся работнику именно в связи с его увольнением по основанию ликвидации организации-работодателя. Они начисляются и выплачиваются сверх основных сумм. К ним относятся:

  1. Выходное пособие - средняя зарплата (выплачивается работодателем сразу при увольнении).
  2. При невозможности трудоустройства - выплата в размере средней зарплаты за следующие после увольнения два месяца. Выплата делается с зачетом выходного пособия, поэтому в итоге к выходному пособию должна добавится еще одна такая же сумма. При условии постановки работника на учет в центре занятости в течение 2-х недель с момента увольнения месячный заработок может сохраняться еще на один месяц (всего до трех) - решение принимается центром занятости. В этом случае работник получит в общей сложности 3 среднемесячных зарплаты (пособие + 2 среднемесячных оклада).

Выплаты производятся работодателем и за его счет. Для сохранения зарплаты необходимо, чтобы работник представил в организацию заявление о причитающихся ему выплатах и документы, свидетельствующие об отсутствии работы (трудоустройства). При ликвидации юридических лиц выплаты в связи с увольнением обычно делаются сразу в полном объеме (2 оклада), чтобы избежать проблем в будущем. Третий оклад бывает получить проблематично - организация может к этому моменту уже ликвидироваться. Центр занятости обязательно учитывает сложившиеся обстоятельства при принятии решения.

  • выходное пособие сезонных работников составляет сумму 2-недельной средней зарплаты;
  • для работающих в условиях Крайнего Севера сохраняемый заработок может охватывать 4-6 месяцев, а требование по срокам обращения в центр занятости составляет не 2 недели, а месяц.

Ликвидация организации может оказаться достаточно скоротечным процессом, и не все обязательства перед работниками окажутся погашенными. Нередко возникают проблемы с получением больничных, выплат и компенсаций, связанных с беременностью и родами, а также других социальных выплат.

Среди возможных вариантов, когда юридическое лицо уже исключено из ЕГРЮЛ и фактически прекратило свое существование:

  1. Предъявление иска к ИФНС и выдвижение требования об отмене регистрации ликвидации.
  2. Предъявление иска о погашении задолженности к ликвидатору.
  3. Предъявление иска к лицам, несущим субсидиарную (солидарную) ответственность по долгам организации.
  4. В отношении социальных выплат, основания по которым появились в течение непродолжительного периода после увольнения (отпуск по уходу за ребенком, декрет, больничные и т.п.) -их получениевозможно через госорганы в рамках системы социального страхования.

В судебном порядке, конечно, можно попытаться отменить ликвидацию, но если организация уже не существует, нет активов, документации и прочего, к ней малоэффективно предъявлять какие-то претензии. Единственное, что можно сделать - попытаться привлечь к ответственности собственников и руководство.

Ваша оценка данной статье:

Бевзенко Роман, кандидат юридических наук.

Судебная практика окружных судов не дает единообразного ответа на вопрос: равнозначны ли понятия "упразднение" и "ликвидация" государственного органа? В статье предложены пути законодательного урегулирования правовых последствий упразднения государственного органа.

Административные реформы, которые следуют одна за другой уже на протяжении нескольких последних лет, зачастую поднимают вопросы, которые слабо связаны или вообще не связаны с собственно административным правом и государственным управлением, а представляют интерес в основном для цивилистов. Главный и наиболее злободневный из них заключается в определении гражданско-правового содержания понятия "упразднение органа государственного управления", которое весьма часто употребляется в правовых актах, регулирующих административную реформу.

Гражданско-правовой статус государственного органа

Однако прежде чем обратиться к разрешению этого вопроса, который, собственно, и составляет предмет настоящей статьи, мы сочли целесообразным обсудить правовое положение органа государственного управления с точки зрения его гражданско-правовой личности (гражданско-правового положения). Если быть еще более точным, проблема состоит в возможности (либо невозможности) признания государственного органа юридическим лицом.

В частности, в исследованиях, посвященных юридической личности органов государственной власти, подвергается сомнению возможность признания органа государственной власти юридическим лицом. Этот тезис обосновывается, в частности, следующим соображением: государственные органы действуют от имени государства и осуществляют функции, которые принадлежат государству. В связи с этим государственные органы не могут быть признаны юридическим лицом.

С.А. Зинченко и В.В. Галов полагают, что государственные и муниципальные органы в гражданском обороте не предстают юридическими лицами, а выступают субъектами с правами юридического лица, объем которых определяется существующим правопорядком исходя из публичных задач, целей, интересов государства, общества, муниципалитета <1>. Кроме того, эти авторы предлагают разграничивать два случая: когда субъект права является юридическим лицом и когда субъект права обладает правами юридического лица <2>.

<1> Зинченко С., Галов В. Юридическое лицо и правовой статус органов государственного и муниципального управления (вопросы соотношения) // Хозяйство и право. 2006. N 11. С. 116.
<2> Зинченко С., Галов В. Указ. соч. // Хозяйство и право. 2006. N 10. С. 109.

Высказанное авторами мнение о том, что государственный орган не должен признаваться юридическим лицом, следует поддержать. В самом деле, государственный орган не имеет собственных целей и задач, он действует от имени государства и в интересах общества и государства. Иными словами, у государственного органа нет правовой потребности в том, чтобы отделять себя от юридической личности государства.

Кроме того, к этому рассуждению можно добавить и довод общего логического характера: ведь орган чего-либо - это часть чего-то целого, его "голова, руки и ноги". Иначе говоря, орган не может быть отделен от того, чью правоспособность он реализует. Эта довольно простая мысль нашла свое отражение в позиции ВАС РФ по вопросу о том, являются ли сделки, совершенные органом юридического лица, сделками, совершенными представителем. В ранней практике Президиума ВАС РФ такие сделки признавались недействительными на основании п. 3 ст. 182 ГК РФ и, следовательно, субъект, подписавший договор с обеих сторон, считался представителем юридического лица <3>.

<3> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.01.1998 N 7035/97; информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 N 33 (п. 13).

Впоследствии позиция высшей судебной инстанции изменилась: в нескольких делах было обращено внимание нижестоящих судов на то, что поскольку юридическое лицо приобретает права и обязанности через свои органы, то органы юридического лица не могут рассматриваться в качестве представителей последнего <4>.

<4> См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 6164/98, от 21.09.2005 N 6773/05, от 01.11.2005 N 9467/05, от 06.12.2005 N 9341/05, от 11.04.2006 N 10327/05.

Данный подход является, безусловно, правильным и применимым не только к органам частных юридических лиц, но и к органам государства. Таким образом, государственный орган не может и не должен признаваться юридическим лицом.

Однако действующее законодательство, увы, исходит из противоположной посылки: органы государственной власти признаются юридическими лицами или по крайней мере объявляются субъектами, имеющими права юридического лица.

Примеры такого подхода столь многочисленны, что мы приведем лишь некоторые из них. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 4, 20, далее - Закон) законодательный и исполнительный органы власти субъекта РФ обладают правами юридического лица.

Аналогичные правила установлены в отношении представительного органа местного самоуправления и местной администрации (ст. 35 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" МИД РФ является юридическим лицом (п. 13). Аналогичным образом решен вопрос статуса МВД, Минюста, МЧС, Минкультуры, Минфина, федеральных служб и агентств. Действующее законодательство об арбитражных судах РФ также устанавливает, что арбитражный суд является юридическим лицом (ст. 50 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Следовательно, не вызывает никаких сомнений то, что гражданско-правовой статус государственного органа должен регулироваться положениями гл. 4 "Юридические лица" ГК РФ, так как они все объявлены юридическими лицами.

Государственный орган: упразднение или ликвидация

На почве признания государственного органа юридическим лицом возникает вполне логичный вопрос: является ли упразднение государственного органа ликвидацией юридического лица в смысле ст. 61 ГК РФ?

Напомним, что законодатель никогда (или практически никогда) не употребляет выражения "ликвидировать министерство", "ликвидировать службу", "ликвидировать агентство" или "ликвидировать суд". Вместо слова "ликвидировать" используется термин "упразднить". Однако этот термин неизвестен ГК РФ, который "знает" только одну процедуру прекращения юридических лиц - ликвидацию.

Наиболее остро вопрос о правовой природе упразднения государственных органов встал перед арбитражными судами в ходе проведения в РФ административной реформы в 2004 г. <5>. В частности, перед судами, рассматривавшими споры с участием органов, которые подлежали упразднению, были поставлены вопросы о возможности либо невозможности преемства прав и обязанностей (как материальных, так и процессуальных) упраздненных органов государственной власти вновь образуемыми государственными органами, на которых возлагаются те же функции, которые выполняли упраздненные государственные органы.

<5> Указ Президента РФ от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

ВАС РФ в письме от 19 июля 2004 г. N С1-7/уп-905 (далее - письмо) разъяснил, что производство по делам, по которым от имени РФ выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа. В названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов.

Таким образом, в письме правовая природа упразднения государственного органа не получила какой-либо правовой квалификации. Однако, на наш взгляд, сама по себе возможность преемства в процессуальных отношениях, которая была подтверждена ВАС РФ, означает и возможность преемства в материально-правовых отношениях (т.е. в отношениях, из которых возник соответствующий спор). Следовательно, упразднение государственного органа не влечет за собой его ликвидацию в соответствии со ст. 61 ГК РФ.

Судебная практика окружных судов не дает единообразного ответа на вопрос о том, является ли упразднение государственного органа его ликвидацией либо эти понятия неравнозначны. Причем различные подходы к понятию "упразднение" наблюдаются даже в пределах одного окружного суда.

Так, в одном из дел ФАС Московского округа признал, что упразднение государственного органа не означает его ликвидации в смысле ст. 61 ГК РФ, поскольку передача функций от одного государственного органа к другому влечет за собой и переход прав и обязанностей <6>.

<6> Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2002 по делу N КГ-А40/8491-02.

В другом деле ФАС Северо-Западного округа указал, что упразднение государственного органа не свидетельствует о том, что его функции и полномочия не переданы другим организациям. Поэтому к упразднению государственного органа не применяются положения ГК РФ, регулирующие порядок ликвидации юридического лица <7>. Еще в одном деле тот же суд указал, что при упразднении государственного органа имеет место правопреемство во всех правоотношениях, в которых состоял упраздненный государственный орган <8>.

<7> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу N А42-2142/2005.
<8> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2006 по делу N А05-4209/04-21.

ФАС Северо-Кавказского округа также высказался в пользу понимания упразднения государственного органа и передачи его функций вновь образованному органу как ситуации универсального правопреемства <9>.

<9> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2006 по делу N Ф08-6140/2005.

И наконец, ФАС Уральского округа в одном из недавних постановлений также признал, что упразднение государственного органа производится в особом порядке с передачей его функций и полномочий вновь образуемому государственному органу, поэтому общие положения ГК РФ о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей. Суд также указал, что перераспределение РФ функций органов власти не прекращает и не изменяет гражданских правоотношений, в которых состоят названные органы <10>.

<10> Постановление ФАС Уральского округа от 14.11.2006 по делу N Ф09-10193/06-С4.

Однако существуют дела, в которых суды признавали, что упразднение государственного органа означает его ликвидацию в соответствии со ст. 61 ГК РФ, а государственный орган, которому были переданы полномочия упраздненного органа, не является его правопреемником.

Так, например, к этому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в деле N А10-5608/06-Ф02-1772/07 от 12 апреля 2007 г., указавший, что применение термина "упразднить" вместо "ликвидировать" не влияет на суть совершенного юридически значимого действия. Однако особенностью данного дела является то, что в правовом акте, которым был упразднен государственный орган, содержались также и положения о необходимости создания ликвидационной комиссии. Окружной суд подчеркнул, что ликвидационная комиссия осуществляет ликвидацию юридического лица, следовательно, государственный орган был ликвидирован посредством упразднения. Вывод о том, что упразднение предполагает ликвидацию юридического лица, высказывался судом и в более ранних делах <11>.

<11> Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2005 по делу N А65-7789/2004-СГ3-12.

К схожему выводу пришел ФАС Московского округа, который указал, что в соответствии со ст. 61 ГК РФ упразднение государственного органа влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам <12>.

<12> Постановление ФАС Московского округа от 08.09.2005 по делу N КГ-А40/6238-05.

ФАС Северо-Западного округа в одном из дел также высказал мнение о том, что упразднение государственного органа и возложение на другой государственный орган полномочий упраздненного органа не влекут за собой правопреемства в правах и обязанностях. Суд указал, что упразднение государственного органа означает его ликвидацию как юридического лица <13>.

<13> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2005 по делу N А56-15455/04.

Весьма противоречивой является позиция ФАС Уральского округа, высказанная им в деле N Ф09-3402/05-С4 от 14 ноября 2005 г. В нем суд, с одной стороны, допустил возможность правопреемства между упраздненным и вновь образованным органом, указав, с другой стороны, что упразднение государственного органа является разновидностью ликвидационной процедуры.

Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что правовые последствия упразднения государственного органа действующим законодательством не урегулированы, т.е. имеет место пробел в законе. Указанный пробел должен быть восполнен следующим образом.

Государственный орган имеет одновременно два статуса: публично-правовой (как государственный орган, уполномоченный на отправление от имени государства правосудия) и частноправовой (как юридическое лицо, создаваемое в форме учреждения, самостоятельно выступающее от собственного имени в гражданском обороте).

Под упразднением государственного органа можно понимать прекращение публично-правового статуса арбитражного суда как государственного органа, не затрагивающее его частноправовой статус (как юридического лица).

Следовательно, после прекращения публично-правового статуса государственного органа вопросы гражданско-правового статуса арбитражного суда как государственного учреждения могут решаться его учредителем (т.е. государством) по собственному усмотрению. Учредитель может принять решение о ликвидации учреждения (в связи с отпадением необходимости в функционировании учреждения как юридического лица), его преобразовании либо переименовании для целей будущего наделения иным публично-правовым статусом.



Публикации по теме