Учреждение снт. СНТ: расшифровка. Садоводческое некоммерческое товарищество. История возникновения СНТ. Расшифровка понятия

01 Февраля 2018, 09:20, вопрос №1891803 ТТатьяна , г. Москва

800 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (3 )

    получен
    гонорар 70%

    Юрист, г. Новосибирск

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте, Татьяна.

    Запрета на создание общества, НП, или ТСН, членами СНТ нет, однако Вы не сможете управлять имуществом общего пользования, так как оно является совместной собственностью членов СНТ.

    Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ
    (ред. от 03.07.2016)
    «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

    Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

    2. В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу в соответствии со статьями 35, 36 и 38 настоящего Федерального закона, прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

    То есть, Ваше общество может управлять только Вашим имуществом, то есть Вашими земельными участками и имуществом на них.

    Какие цели Вы преследуете созданием НП (некоммерческим партнерством) ?

    С уважением! Г.А. Кураев

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 70%

      Юрист, г. Новосибирск

      Общаться в чате
      • 10,0 рейтинг
      • эксперт

      Как вариант, могу предложить Вам создать товарищество собственников недвижимости, если таковая имеется в собственности.

      Перечень документов для регистрации следующий:


      1. Протокол общего собрания


      2. Заявление о государственной регистрации, удостоверенное нотариусом (форма Р11001)


      3. Квитанция об уплате государственной пошлины (4000 рублей).


      4. Устав (2 экз).


      5. Гарантийное письмо от собственника помещения о предоставлении места нахождения организации. (Либо местом нахождения указывать жилое помещение одного из учредителей)


      Срок принятия решения о государственной регистрации - 5 дней.


      Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
      (ред. от 28.12.2016)
      «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»


      Статья 8. Сроки и место государственной регистрации


      1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
      (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 59-ФЗ)


      2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.


      Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица


      При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:


      а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;


      б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;


      в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган. В случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом, сведения об этом указываются в заявлении, предусмотренном подпунктом «а» настоящей статьи;


      г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;


      д) документ об уплате государственной пошлины.

      Пример судебной практики по регистрации ТСН.



      Права членов ТСН необходимо прописывать в Уставе.


      Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
      (ред. от 19.12.2016)
      «О некоммерческих организациях»


      Статья 8. Некоммерческие партнерства


      1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
      Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.


      2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
      3. Члены некоммерческого партнерства вправе:


      участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;


      получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;


      по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;


      если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;


      получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.


      4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
      (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)


      Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
      5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

    • садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

      Статья 123.13. Имущество товарищества собственников недвижимости


      1. Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества.

      Перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов ТСЖ, определен положениями ч. 2 ст. 145 ЖК РФ, которая содержит в т.ч. пункт 4. Этот пункт, устанавливает, что к компетенции общего собрания членов ТСЖ относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества. Указанный перечень сформулирован открытым - в пункте 13 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся и другие вопросы, предусмотренные ГК РФ или иными федеральными законами. В соответствии с ч. 3 этой статьи уставом ТСЖ к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в ч. 2 данной статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.


      Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), определен положениями п. 1 ст. 21 Закона 1998 г. о садоводческих, огороднических и дачных объединениях, которая содержит в т.ч. пункт 10. Этот пункт, устанавливает, что к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов.

      Второй вариант - смените председателя СНТ, если хотите и проще в вашем случае будет управлять всем имуществом СНТ.

      Обычно порядок назначения председателя такой:

      проводят общее собрание и общим решением назначают нового председателя, все фиксируется протоколом и вносится в налоговую изменение. Далее, председатель как должностное лицо, может сменить и бухгалтерию, если они не выполняют свои обязанности, согласно законодательству.


      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

Здравствуйте! У нас есть группа граждан, которые являются собственниками земельных участков. Мы хотим создать свое садоводческое некоммерческое товарищество. С чего нам лучше начать и куда подавать документы на регистрацию некоммерческого товарищества? Что прописать в уставе?
О. Митрохин, Санкт-Петербург

Согласно ст. 16 Федерального закона № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека. Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются:
организационно-правовая форма;
наименование и место нахождения;
предмет и цели деятельности;
порядок приема в члены такого объединения и выхода из него;
права и обязанности такого объединения;
права, обязанности и ответственность членов такого объединения;
порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
порядок участия члена такого объединения в работах, выполняемых коллективно на основании решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных либо на основании решения правления такого объединения;
структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности;
состав и компетенция органов контроля такого объединения;
порядок и условия проведения заочного голосования (опросным путем);
порядок образования имущества такого объединения и порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения;
условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;
порядок изменения устава такого объединения;
основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения;
порядок реорганизации и порядок ликвидации такого объединения, порядок вступления его в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, порядок открытия своего представительства.
В уставе садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива указывается также ответственность членов такого кооператива по его долгам.
В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества указывается также порядок образования специального фонда, являющегося собственностью такого товарищества. Положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации. Решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.
Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Регистрация осуществляется в налоговой инспекции, по месту нахождения садоводства.
Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, необходимо решение учредителей, которое оформляется протоколом собрания учредителей, где вы избираете правление и председателя правления, утверждаете устав, принимаете решение о создании садоводства, сам устав СНТ, заполненная форма Р11001, ее вам необходимо заверить у нотариуса, квитанция об оплате государственной пошлины.
Н. Уваров,
юрисконсульт Союза садоводов
Газета «САДОВОД» №51, 2011г.

Здравствуйте!

дачное некоммерческое товарищество это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ(ред. от 07.05.2013)«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Немного о статусе ДНТ:

1)ДНТ должно иметь наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова «некоммерческое товарищество».

2) Место нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения определяется местом его государственной регистрации.

3) ДНТ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность

Процедура создания ДНТ следующая:

ДНТ создается на основании решения граждан, либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека .

Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав , утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.

(В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются: организационно-правовая форма; наименование и место нахождения; предмет и цели деятельности; порядок приема в члены такого объединения и выхода из него; права и обязанности такого объединения; права, обязанности и ответственность членов такого объединения; порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; порядок участия члена такого объединения в работах, выполняемых коллективно на основании решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных либо на основании решения правления такого объединения; структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности; состав и компетенция органов контроля такого объединения; порядок и условия проведения заочного голосования (опросным путем), порядок образования имущества такого объединения и порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения; условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением; порядок изменения устава такого объединения; основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения; порядок реорганизации и порядок ликвидации такого объединения, порядок вступления его в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, порядок открытия своего представительства.

Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.(см. приложение)
Для регистрации вам необходимо предоставить следующие документы

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;- стоимость госпошлины 4000 рублей

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией

Гос.регистрация осуществляется в течение 5 дней с момента подачи документов

С уважением, Елизарова Анна!

С января 2019 года в силу вступает новый закон, регулирующий деятельность садоводческих и огороднических объединений. Одновременно указанный закон вносит существенные изменения в тридцать девять законов, которые действуют на территории нашей страны.

Задача нового закона заключается в устранении проблем, связанных с ведением садоводства объединениями граждан. Ведь по грубым расчетам на территории нашей страны садоводством занимаются более шестидесяти миллионов граждан. Нововведения должны устранить не только административные проблемы, но и создать комфортные условия для каждого садовода.

Что такое СНТ

Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет СНТ как объединение граждан с целью получения дачных, садоводческих или огороднических земельных участков и совместного ведения деятельности на такой территории. Но в статье первой определяется СНТ в качестве организации, созданной для содействия гражданам в осуществлении хозяйственной деятельности в рамках ведения садоводства и огородничества.

СНТ — это юридическое лицо, которое действует исключительно от своего имени и наделено собственными правами и обязанностями. Это значит, что члены и само юридическое лицо отдельно отвечают по своим обязательствам.

Садоводческое или иное товарищество существует за счет взносов, которые уплачивают его члены в определенный период. На эти деньги создается общее имущество участников товарищества, осуществляется содержание такого имущества.

Территория, принадлежащая садоводческому некоммерческому товариществу, представляет собой участки, находящиеся в собственности членов СНТ, а также территорию общего пользования. При этом юридическое лицо имеет определенные обязанности в отношении содержания участков для общего пользования:

  • обязанность по уплате налогов за общую территорию лежит исключительно на СНТ, так как на членах товарищества возлагается такая обязанность только за свои участки;
  • садоводство обязано проводить работы по содержанию территории общего пользования;
  • занимается уборкой территории, сбором и вывозом мусора.

Управление садоводством осуществляется членами правления, председателем, а также общим собранием членов садоводческого или иного товарищества.


Закон о садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)

До января 2019 года деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирует Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». С момента его принятие в 1998 году он претерпел немало изменений, в том числе с учетом решений судебных инстанций.

Федеральный закон устанавливает:

  • способ объединения граждан в целях совместного осуществления садоводческой, дачной или огороднической деятельности;
  • способы предоставления земли;
  • форму управления юридическим лицом, а также права садоводов;
  • формы совместной работы с муниципальной властью;
  • порядок застройки территории.

Вносимые изменения в иные законодательные нормативные акты в ряде случаев оказывали влияние на объем прав членов товариществ. Примером служит введение в действие закона «о дачной амнистии», который существенно упростил процедуру регистрации права на строения, расположенные на участках для садоводства.

Вместе с тем еще несколько лет назад возникла необходимость в изменении законодательства, регулирующего деятельность садоводческих объединений граждан. В связи с принятием в 2017 году новой нормативной базы в сфере садоводства, Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с первого января 2019 перестанет существовать.


Основные направления закона о СНТ

Пока еще действующая редакция закона о СНТ предусматривает несколько разновидностей объединения садоводов:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • некоммерческие партнерства.

Различием между указанными формами является порядок осуществления прав и обязанностей как членами объединения, так и юридическим лицом.

Федеральный закон № 66-ФЗ является специальной нормой, регулирующий порядок предоставления земли для садоводства или огородничества.

Закон дополняет установленную процедуру следующими положениями:

  • устанавливает предельную площадь участков для выделения гражданам;
  • меняет порядок получения во владения земель со специальным статусом;
  • вводит порядок распределения участков в СНТ.

Кроме того, положения нормативного акта подробным образом регламентируют права садоводства и его членов, а также способы защиты этих прав.

В соответствии со статьей 20 указанного закона определены органы управления СНТ:

  • общее собрание членов в качестве главного органа;
  • уполномоченные объединения, в которые входят выбранные представители из числа садоводов;
  • правление СНТ в качестве исполнения решений общего собрания;
  • непосредственное исполнение полномочий СНТ осуществляет председатель.

Также в Федеральном законе № 66-ФЗ перечислены способы поддержки СНТ муниципальными органами власти и организациями.

Такая форма организации садоводческой деятельности в нашей стране породила множество проблем, решение которых было предложено путем создания нового закона.

Среди проблем выделают:

  • большое количество организационных форм объединений;
  • неконтролируемые объемы взносов, которые превратились в реальные поборы с членов садоводства;
  • трудности с регистрацией и постройкой жилых домов на территории садоводства;
  • членам садоводства приходится самостоятельно проводить некоторые дорогостоящие коммуникации к участку;
  • муниципальные органы власти не оказывают поддержку СНТ.

Что изменится в садоводческих товариществах в 2018 году

Новые изменения в организацию садоводческой деятельности вносятся Федеральным законом № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступление изменений в силу установлено с первого января 2019 года, но уже с начала 2018 года многим садоводствам придется перестроить свою деятельность.

В первую очередь исключается форма объедения садоводов в кооперативы, так как они морально устарели и не применяются по факту в нашей стране. Также исключаются дачные объединения граждан. Переход к новым формам должен завершиться к концу 2023 года.

Теперь для создания СНТ нужно набрать более трех голосов учредителей на общем собрании. Дополнительно составляется список всех новообразованных членов садоводства с указанием кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков. При этом минимальное число членов объединения граждан должно составлять семь человек.

Меняется форма управления товариществом, которое будет осуществляться следующими органами:

  • общим собранием;
  • председателем;
  • ревизионной комиссией.

Наравне с понятием жилого помещения водится категория дачного дома, который предназначен для временного нахождения и проживания граждан, а термин «жилое строение» исключается.

Вводится новая система взносов по принципу направленности:

  • вступительные;
  • членские;
  • целевые.

Закон подробно регламентирует цели, на которые могут быть потрачены средства каждой категории.

Для удобства подключения к коммунальным сетям вводится понятие общего имущества. Это изменение схоже с общим имуществом многоквартирного жилого дома. Теперь все коммуникации и инженерные сети могут принадлежать всем садоводам на общем праве, а их обслуживание будет осуществлять СНТ.

Дополнительно устанавливается территориальный принцип организации товарищества. Запрещено создание двух и более объединений на одной территории. Это означает невозможность создания внутри огороднического товарищества объединения садоводов.

Изменились и правила межевания территории СНТ:

  • в общую площадь могут включаться земли муниципалитета и общего пользования;
  • запрещено ограничивать свободный доступ к общей территории, расположенной за границами СНТ.

В остальной части закон дублирует прошлые положения или подстраивает требования иных законов под специфику дачных объединений.


Плюсы и минусы закона о СНТ

Среди достоинств нового закона можно выделить комплексный подход к изменению садоводческой деятельности на территории нашей страны.

  • Созданы предпосылки для тесного взаимодействия с органами муниципальной власти. Одним из плюсов такого взаимодействия стала упрощенная система медицинского обслуживания членов садоводства, а также обеспечение коммунальными услугами. Кроме того, теперь ремонт дорог, расположенных в пределах СНТ и прилегающей к нему территории, осуществляется с помощью средств муниципалитета.
  • Исключение некоторых форм объединения садоводов предполагает создание прозрачной системы налогообложения и защиты прав всех участников объединения.
  • Введение категории общего имущества садоводов должно упростить процедуру подключения к коммунальным службам.

Но у закона есть и свои недостатки, которые пока выделяются только в теории.

  • Внедрение понятия садового дома в качестве капитального жилого помещения влечет возможность прописки по адресу строения. Следствием этого может стать невозможность социального найма квартир и исключение из очереди на получение жилья.
  • Садоводы, которым принадлежат земельные участки на основании членской книжки без регистрации в Росреестре, могут встретить трудности с узаконением своей земли. Так как требования закона о регистрации позволяют исключать из кадастрового учета те участки, собственность на которые не зарегистрирована. Такая земля станет собственностью муниципальных образований и ее владельцам придется доказывать свое право через суд.
  • Не установлены конкретные регламенты для исполнения ряда функций СНТ. Сложности могут возникнуть, например, с принятием решения о покупке долей в общем имуществе садоводства, для которого необходимо обеспечить обязательную явку и желание всех членов садоводства.
  • Переходный период для внедрения изменений установлен до конца 2023 года. Вместе с тем с января 2019 года садоводства должны применять новые требования к осуществлению деятельности, многие из которых еще не регламентированы подзаконными актами.


Очень многие люди наряду с квартирами имеют и садовые участки. Сейчас для эффективного управления деятельностью объединений садоводов-любителей организовывают Садоводческие некоммерческие товарищества.

История возникновения СНТ. Расшифровка понятия

Еще в далекие двадцатые годы, на заре становления Советского Союза, в Гражданском кодексе появился термин «садоводческое товарищество».

Уже тогда подобное объединение имело статус юридического лица, выступающего в качестве землепользователя. Его члены оплачивали сдавали взносы на общее строительство. Участки выделялись небольшие по площади, не больше 6-8 соток, площадь же дома не должна была занимать свыше 15 % от величины надела.

В новом Земельном кодексе от 1991 года был прописан запрет использовать для организации садового товарищества какие-либо территории, кроме земель общего пользования.

По предписанию вышедшего в 1998 году Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», все имеющиеся ранее объединения реорганизовали в новую форму юридического лица - СНТ, расшифровка аббревиатуры которого звучит как «Садоводческое некоммерческое товарищество».

Организация СНТ

Некоммерческого вида представляет собой юридическое лицо, сформированное для выполнения ряда целей по содействию гражданам в использовании их конституционных прав на занятия садоводством, по благоустройству своих садовых или дачных участков. Территории под организацию садоводческого некоммерческого товарищества выделяются из резерва земель общего назначения. В качестве основной особенности можно выделить то, что, исходя из законодательства Российской Федерации, участки, выделенные из земель особого фонда для осуществления садоводства или огороднической деятельности, в дальнейшем могут переходить в собственность членов этих садовых объединений.

Особенности СНТ как юридического лица

СНТ представляет собой юридически ответственную организацию, имеющую свои обязательства перед государственными органами.

На данный момент законодательство, касающееся садоводческих товариществ некоммерческого характера, не достаточно прописано и отдано скорее в руки самих этих объединений. Довольно часто возникают конфликтные ситуации из-за разного толкования некоторых нормативных актов и уставов. Поэтому члены СНТ во главе с председателем должны сами прописать все нюансы ведения их садоводческой деятельности, составляя дополнительные приложения к имеющимся договоренностям и положениям.

Некоммерческое товарищество, являясь юридическим лицом, заключает различные договоры, например, соглашения по вывозу мусора с его территории или по поставке подобных услуг производят из общих взносов каждого участника объединения.

В садоводческих товариществах придерживаются принципа «один за всех и все за одного». Если член СНТ нарушил какие-либо законы, например, выбросил садовый мусор в неположенном месте, то штраф оплачивать будут совокупно всем товариществом. В то же время, члены этих сообществ не являются ответственными по сторонним обязательствам СНТ, а садоводческое объединение не несет ответственности за обещания своих участников.

Особенности формирования бюджета СНТ

Исходя из названия СНТ, расшифровка которого представлена выше, можно понять, что данное объединение не имеет права заниматься целенаправленной коммерческой деятельностью. И тут возникает вопрос: "Откуда поступают средства для ведения его хозяйственной деятельности?"

Садоводческое товарищество, являясь формой некоммерческого объединения, приобретает или создает имущество общего использования, являющееся собственностью всех его членов, на целевые взносы. Это имущество выступает как собственность данного товарищества - юридического лица. Формирование специального фонда происходит за счет вступительных и членских взносов, доходов от хозяйственной деятельности и других средств, которые могут быть предоставлены данному товариществу из бюджета государственных и муниципальных органов. Деньги идут на установленные на общих собраниях и закрепленные в уставе товарищества цели.

Порядок проведения собраний СНТ

Регламент проведения общих собраний членов СНТ устанавливают в соответствии с действующими законодательными актами, при этом определяют компетенцию общих сборов, их типы или виды, перечисляют поводы для внеочередного созыва, формируют повестку дня и способы оповещения членов СНТ.

Проведение общих собраний может происходить в очной форме, когда присутствуют лично все члены товарищества, или заочно, когда о принятых решениях правления сообщается письменно или в иной форме. Очно ежегодно проводят обсуждения смет доходов и расходов, выборы председателя или членов правления.

Любой член СНТ, официально владеющий участком на его территории, может отправить на общую встречу вместо себя сколько угодно представителей, но голосовать может только сам или его уполномоченный. Недееспособного члена товарищества представляют его нотариально оформленные заместители.

Председатель СНТ

Садоводческое некоммерческое товарищество в целом является юридическим лицом, поэтому для представления его интересов перед различными структурами выбирают человека из рядовых членов СНТ, разбирающегося во всех юридических тонкостях и готового безвозмездно взвалить на себя все хлопоты по организации и урегулированию жизни садового товарищества. Речь идет о председателе. Его выбирают путем открытого голосования при проведении общего собрания членов этого садоводческого объединения. Обычно в председатели стараются выдвигать инициативного и ответственного человека.

В весенне-летний период на плечи председателя сваливается очень много обязанностей, отнимающих у него значительное время, поэтому, по инициативе всех садоводов этого товарищества, ему могут назначить небольшую заработную плату. Так сказать, в виде благодарности за нелегкий труд. Председатель оказывается как бы «меж двух огней»: с одной стороны, нужно следить за тем, чтобы все члены объединения подчинялись общим требованиям и соблюдали установленный порядок, регулировать возникающие между соседями конфликты; с другой стороны - в любой момент его могут попросить отчитаться о проделанной работе, расходовании общих средств, правомерности принятых решений. То есть председатель одновременно является и начальником, и подчиненным. Если действия главы СНТ не устраивают его членов, то на общем голосовании ставят вопрос о перевыборах.

Преимущества покупки земельного участка в садоводческом товариществе

Несмотря на некоторые неудобства, связанные с неразвитостью инфраструктуры, земельный участок в СНТ принесет много выгоды. Главным его преимуществом является то, что, помимо непосредственного осуществления на нем садоводческой деятельности по выращиванию различных сельскохозяйственных культур, его владелец имеет право возвести на территории участка жилое строение, которое, при соблюдении некоторых обговоренных норм, можно зарегистрировать в соответствующих органах как место проживания.

Еще одним плюсом является то, что, в отличие от возведения капитального строения на землях с разрешением индивидуального жилищного строительства, в данном случае не требуют специального разрешения как на сооружение, так и на ввод жилого дома в эксплуатацию.

Многие покупатели сегодня делают выбор в пользу покупки земельных участков в СНТ. Московская область является очень дорогой в вопросах приобретения жилых помещений. Поэтому, в данном регионе на долю неорганизованной коттеджной застройки на территории садоводческо-некоммерческих товариществ приходится до 75 % общего объема загородного рынка.

Отличия дач в СНТ от коттеджного поселка

Главным отличием построек в СНТ от домов в коттеджном поселке является разрешенная категория земельного участка. Под садовые товарищества выделяют поэтому образовавшиеся там поселки относят к низшей иерархии. Хотя дача в СНТ, как уже было сказано, является довольно неплохим вариантом недвижимости.

В коттеджных поселках, расположенных на землях с разрешенным использованием под более жесткие требования в планировке, при возведении дома потребуется более объемный пакет документации и согласований. С другой стороны, здесь гарантировано развитие всей необходимой инфраструктуры, а также не возникает проблем с наличием медицинской помощи, почтового адреса и участкового. Также в дом, построенный в соответствии с нормами ИЖС, не могут войти без соответствующего разрешения представители силового ведомства и полиции, то есть он обладает неприкосновенностью.

Имеются отличия и в форме управления данными поселками: в СНТ возникшие рабочие моменты решают коллективно, на всеобщем голосовании. Плюсом также являются сравнительно небольшие обязательные взносы. В коттеджном поселке управление предоставлено компании, в которую требуется гораздо больше вложений, но и спектр предоставляемых услуг намного шире.

Жители поселка в СНТ более свободны в выборе проекта и материалов для строительства дома, тогда как в поселках ИЖС более строгие требования и к проектам застройки, и к ресурсам.

Недостатки проживания в СНТ

При всех имеющихся плюсах, проживание на территории садового товарищества имеет и некоторые недостатки:

Неразвитая инфраструктура: к поселкам в основном подведена только электроэнергия, газ проводят очень редко. Зачастую поблизости отсутствуют хорошие магазины, а также детские сады и школы.

На территории садовых товариществ редко встречаются хорошие дороги;.

Достаточно часто отсутствует канализационная сеть.

Если СНТ достаточно старое, то все дороги и коммуникации могут быть сильно изношены, и требуется сильная инициативная группа, чтобы преодолеть инертность некоторых членов некоммерческого товарищества в решении этих вопросов.

Таким образом, при выборе между коттеджным поселком в ИЖС или СНТ, расшифровка которого в основе имеет все-таки слово «садоводческий», следует учитывать все плюсы и минусы данного объединения. Особенно если предполагается его использование не только для огородничества, но и для постоянного проживания.



Публикации по теме