6 иные представители работников в трудовых правоотношениях. Представители работников, их правовой статус. Сторонами КД выступают

Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. В свою очередь, представителями работодателя являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов В этих случаях интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законодательством.

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

14. Коллективный договор, его стороны

Коллективный договор (КД) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

КД определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований, тем самым защищая интересы работодателя.

Интересы же работника в договоре приобретают правовую форму, их можно защитить с помощью государственного регулирования.

Работники организации имеют право, но не обязаны заключить КД с работодателем. В свою очередь, работодатель обязан в недельный срок начать переговоры о заключении договора, если ему поступило такое предложение.

Инициатором разработки, заключения, изменения и прекращения КД может выступать любая из сторон – как работники, так и работодатель.

В КД запрещается включать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Такие КД признаются недействительными.

Сторонами КД выступают:

1) работники в лице одного или нескольких профсоюзных органов или иные уполномоченные работниками представительные органы;

2) работодатели в лице администрации организации, предприятия, учреждения, филиала или представительства, либо индивидуальные предприниматели.

Обязательные участники КД:

1) работодатель как собственник производства и сторона договора;

2) его представитель, администрация во главе с директором, управляющим, руководителем;

3) трудовой коллектив как сторона договора;

4) профсоюз как представитель трудового коллектива работников;

5) субъекты – исполнители по отдельным обязательствам.

Представителями работодателя являются руководители организаций или другие полномочные лица.

Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров.

Лица, представляющие работодателей, не имеют права представлять работников.

Если переговоры по заключению КД ведет орган профсоюза, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить профсоюз представлять их интересы во время переговоров.

Работники вправе защищать свои интересы лично, а также через своих представителей.

Лица, представляющие интересы работников, определяются в ст. 3 Конвенции МОТ N 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии, ст.

Ст. 29 - 31 ТК РФ, ст. 2 Закона о коллективных договорах и соглашениях, ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) (далее Закон о профсоюзах).

К представителям работников относятся:

1) профессиональные союзы;

2) объединения профессиональных союзов;

3) иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов;

4) первичная профсоюзная организация;

5) органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им;

6) иные представители, избираемые работниками.

Профсоюзом на основании п. 1 ст. 2 Закона о профсоюзах является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профессиональные союзы разделяются в зависимости от отраслевых, территориальных и иных признаков на несколько видов, а именно на:

1) общероссийский профсоюз, которым является добровольное объединение членов профсоюза, работающих в одной или нескольких отраслях деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Общероссийский профсоюз действует на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

2) межрегиональный профсоюз, который действует на территории менее половины субъектов РФ;

3) территориальную организацию профсоюза, представляющую собой объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного или нескольких субъектов РФ, на территории города или района.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации).

Среди таких объединений Закон выделяет:

1) общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, которые представляют собой объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины ее субъектов;

2) межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, которые образуют межрегиональные профсоюзы или территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, действующих на территориях менее половины субъектов РФ;

3) территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, действующие, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

Указанная организация действует на основании принимаемого ею положения.

Понятие данной организации содержится в Законе о профсоюзах. К первичной профсоюзной организации относится добровольное объединение членов профсоюза, работающих на одном предприятии, в учреждении либо организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Однако работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

Интересы работников вправе представлять органы общественной самодеятельности. Данные органы формируются в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г.) (далее - Закон об общественных объединениях). Согласно указанной статье органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Данный орган формируется по инициативе работников и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Каждый из представителей работников обладает определенным правовым статусом, который включает в себя их правоспособность, полномочия, гарантии, деятельность и ответственность.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации (ст. 8 Закона о профсоюзах). Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в орган государственной регистрации по месту нахождения соответствующего профсоюза представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Однако представители работодателей вправе и не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица, а их правоспособность возникает в момент создания.

Представители работников наделяются определенными полномочиями, которые можно классифицировать на:

1) представительские полномочия (органы общественной самодеятельности представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство);

2) полномочия в сфере нормотворчества (представители работников правом законодательной инициативы не обладают. Однако проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Представители вправе выступать с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы);

3) полномочия по обеспечению условий труда и охраны труда (профсоюзы участвуют в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных и других актов, регулирующих данные вопросы. Кроме того, профсоюзы наделены полномочиями по осуществлению контроля за состоянием охраны труда и окружающей природной среды).

Представители работников

Стороны социального партнерства вступают в соответствующие отношения через своих представителей, легитимность которых зави­сит от соблюдения законодательства о представителях работников и работодателей, процедур их определения, объема и содержания пол­номочий, которыми их наделяют стороны, надлежащего (в соответст­вии с требованиями законодательства) оформления представительства.

Эти вопросы теперь решаются в основном ТК РФ.

Представителями работников в социальном партнерстве явля­ются профессиональные союзы и их объединения, иные профсо­юзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (см. ч. 1 ст. 29 ТК РФ).

Представительство работников отличается от гражданско-право­вого представительства своим социальным характером. Это соци­альное партнерство, основанное на необходимости выразить инте­ресы коллективного субъекта (работников) через деятельность полномочных на то органов, признанных в качестве таковых за­коном. Социальное представительство оформлено правовыми нор­мами, предусматривающими признание государством указанных в законе организаций и органов в качестве представителей работни­ков. Для иных (не профсоюзных) представителей государство уста­навливает и порядок их формирования.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», поми­мо профсоюзов, в качестве представителей работников предусмат­ривал органы общественной самостоятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников (см. ч. 3 ст. 2 данно­го закона). Практика показала нереальность существования таких органов в организациях, поскольку иные представители работни­ков, если они создавались (например, советы трудового коллекти­ва - СТК), не отвечали признакам органов общественной самодеятельности, предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с последующи­ми изменениями и дополнениями).



Интересы работников организации при проведении коллек­тивных переговоров, заключении и изменении коллективного до­говора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации пред­ставлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

На уровнях выше организации представителями работников вправе выступать только профсоюзы, их объединения.

Профсоюз - добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Право работников на объединение, включая право на созда­ние профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников ТК РФ (ст. 21).

Создание профсоюзов обусловлено необходимостью предста­вительства коллективных интересов работников и коллективной защиты их трудовых прав во взаимоотношениях с работодателя­ми. В связи с этим главной функцией, целью и задачей профсою­зов является именно защита работников в трудовых отношениях.

Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудо­вую (профессиональную) деятельность имеет право по своему вы­бору создавать профсоюзы для защиты своих интересов и выхо­дить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без пред­варительного разрешения.

Свободе ассоциации и защите права на организацию и веде­ние коллективных переговоров представителями трудящихся, сре­ди которых первыми названы профсоюзы, посвящены Конвенции МОТ № 87, 98, 135.

МОТ напомнила, что все государства-члены, даже те из них, которые не ратифицировали ее конвенции, признанные в качест­ве основополагающих как в самой организации, так и за ее пре­делами, свободно вступая в МОТ, взяли на себя обязательства до­биться реализации всех ее целей, соблюдать, укреплять и реали­зовать ее принципы, касающиеся основополагающих прав, среди которых свобода ассоциации и реальное признание права на ве­дение коллективных переговоров.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитываю­щему профессиональную специфику принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные).

Все профсоюзы наделяются равными правами и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (сою­зов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны.

Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия или от­сутствия у них прав юридического лица.

В своей деятельности профсоюзы руководствуются законода­тельством и принятыми ими самими уставами.

В правовую основу деятельности профсоюзов входят Консти­туция РФ (ст. 13, 19, 30), ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, в том числе соглаше­ния и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).

Среди федеральных законов после Конституции и ТК РФ пер­востепенное значение в регулировании отношений с участием профсоюзов имеют Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти», международные акты (Конвенции МОТ и др.).

Законы о профсоюзах приняты во многих субъектах РФ. Зако­нодательство субъектов РФ не может ограничивать права проф­союзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральны­ми законами (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах...»).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от названных в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ обстоятельств, в том числе независимо от принадлежности к общественным объединениям.

Запрещена дискриминация граждан по признаку принадлеж­ности или непринадлежности к профсоюзам. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой како­го-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, феде­ральными законами и законами субъектов РФ. Запрещается обу­словливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью к профсоюзу.

ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основ­ного представителя работников и указывает на иных представите­лей лишь при определенных условиях.

Кодекс предусматривает возможность существования иных пред­ставителей работников в следующих случаях:

1) когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;

2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

Во втором случае на общем собрании (конференции) работни­ки могут поручить представительство своих интересов профсоюз­ной организации либо избрать иного представителя, в пер­вом - избрать своего представителя.

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ № 135.

Представителей трудящихся эта Конвенция определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным зако­нодательством или практикой. К ним Конвенция относит:

представителей профсоюзов - представителей, назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов;

выборных представителей - свободно избираемых трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законо­дательства, или правил, или коллективных договоров и функции ко­торых не включают деятельности, которая признана в качестве ис­ключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране.

Конвенция предусматривает, что когда на одном и том же предприятии существуют как представители профсоюза, так и вы­борные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиций заинте­ресованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопро­сам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.

На основе приведенных выше положений Конвенции в Ко­дексе предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной органи­зацией своих полномочий (см. ч. 2 ст. 31 ТК РФ).

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения проф­союзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.

Наличие иных представительных органов работников в орга­низации не может использоваться для воспрепятствования дея­тельности профсоюзов в соответствии с законом. Участие проф­союзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интере­сы членов профсоюза.

Гарантией, относящейся к деятельности как профсоюзов, так и иных представителей работников, служит обязанность работода­теля создавать условия, обеспечивающие эту деятельность в соот­ветствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглаше­ниями (см. ст. 32 ТК РФ).

Новая редакция Ст. 29 ТК РФ

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Комментарий к Статье 29 ТК РФ

В статье 29 Трудового кодекса РФ указано, что представителями работников в социальном партнерстве в сфере труда являются профсоюзы. Кроме этого, в комментируемой статье разграничены полномочия первичной профсоюзной организации и профсоюзных объединений. Первые представляют интересы работников в конкретной организации, а последние - интересы работников при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс предусматривает, что представлять в отношениях социального партнерства работников могут две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов) и 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.

Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социально партнерства исключительно на уровне организации.

При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключением выступают случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ч. 3 ст. 36 ТК РФ и комментарий к ней). О легальном финансировании работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления профессиональных союзов см. ст. 377 ТК РФ и комментарий к ней.

2. Часть 2 ст. 29 конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя в отношениях социального партнерства, могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичная профсоюзная организация есть добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей определенного профессионального союза. Вместе с тем в конкретной организации работниками на практике зачастую создается не первичная профсоюзная организация какого-либо конкретного профсоюза, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" государство должно признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают свои уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.

Таким образом, следует признать, что представителем работников в отношениях социального партнерства на уровне организации может выступать не только первичная профсоюзная организация, но и иные профсоюзные структуры, создание которых работниками организации не будет противоречить законодательству.

3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства.

Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: они на практике не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ч. 2 ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней); они неделиктоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.

Введение

Социальное партнерство -- система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ. К основным принципам С. п. относятся: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях, содействие государства в управлении и развитии С. п. на демократической основе, полномочность представителей сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, добровольность принятия обязательств, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений, ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Трудовой кодекс РФ впервые дает законодательное определение понятия «социальное партнерство», отсутствующее в законодательных актах западных стран. МОТ также предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно «социальный диалог». Для такого подхода есть основания, ибо термин «партнерство» затушевывает внутреннюю противоречивость взаимоотношений работника и работодателя.

Представители работников, представители работодателей, органы власти

трудовой договор социальный работодатель

1) Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом. Пример: Профсоюз работников народного образования и науки РФ.

Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы. В соответствии с Законом о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положении о первичной профсоюзной организации. Органом профессионального союза может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа и другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля его выполнения, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация, или иные представители, избираемые работниками. Иные представители избираются в случае, когда первичная профсоюзная организация не создана или не объединяет большинство работников (ст. 31 ТК).

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля их выполнения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально- трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участие не принимают.

2) Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии со ст. ст. 33 и 34 Трудового кодекса, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ст. 20 ТК). Пример: генеральный директор общества с ограниченной ответственностью.

В качестве представителя работодателя выступает, как правило, руководитель организации (ст. 20 ТК) или, иными словами, единоличный исполнительный орган юридического лица.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллективный исполнительный органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет, то представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функцию единоличного исполнительного органа.

Все представители работодателей в системе социального партнерства обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, заключение соглашений от имени представляемых, однако при формировании постоянно действующих трехсторонних комиссий участвуют только объединения работодателей (ст. 35 ТК).

3) Органы государственной власти.

Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Работодатели, действующие в интересах государства либо муниципального образования, могут не создавать объединения и уполномочить на представительство своих интересов органы, указанные выше: органы исполнительной власти или местного самоуправления. На практике таким представителем чаще всего выступает государственный орган отраслевого управления или ведомство.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство законодательством, например, законом, определяющим особенности хозяйствования в той или иной сфере, или специальным решением работодателей.

На практике органы исполнительной власти наделяются полномочиями на участие в системе социального партнерства путем направления работодателем писем с соответствующим содержанием.



Публикации по теме