Методологические основы менеджмента. Значение экономических методов управления в современных условиях и области их применения

  • 7. Школа человеческих отношений. Поведенческие науки.
  • 8. Процессный и ситуационный подход.
  • 9. Системный подход в менеджменте.
  • 10. Понятие организации и ее основные элементы. Внутренняя среда организации: понятие, основные элементы.
  • 11.Внешняя среда организации, ее характеристика и значение. Среда прямого и косвенного воздействия.
  • 12. Сущность и система целей организации. Требования, предъявляемые к целям. Таксономия целей.
  • 13. Организационная структура: понятие, основные элементы. Пирамидальные и плоские структуры управления организацией.
  • 14.Виды связей в организации: вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные, прямые и косвенные, формальные и неформальные.
  • 15. Иерархия и звенность в организации. Распределение прав и обязанностей в организации: два подхода.
  • 16. Факторы, влияющие на организационную структуру организации и требования, предъявляемые к ней.
  • 17.Жизненный цикл организации
  • 18.Иерархические и адаптивные структуры управления.
  • 19. Линейные и линейно-функциональные структуры управления: определение, схема, достоинства и недостатки.
  • 21. Проектные структуры управления: определение, схема, достоинства и недостатки.
  • 23. Новые формы адаптивных структур: венчурные и инновационные. Сетевые структуры: принципы построения, характеристика и виды.
  • 24. Управленческий труд, его виды и особенности. Уровни управления и их характеристика.
  • 25. Делегирование полномочий: понятие, необходимость и последствия. Процесс делегирования полномочий.
  • 26. Методы менеджмента: понятие, функциональное назначение, виды. Требования и ограничения при принятии методов.
  • 28. Экономические методы управления и их характеристика.
  • 30. Управленческие решения (ур): понятие, виды и требования, предъявляемые к ним.
  • 31. Этапы принятия решений и их характеристика. Характеристика среды принятия решений: определенности, неопределенности и риска.
  • 32. Выбор приоритетов при принятии решений: принцип Парето, «анализ abc», принцип Эйзенхауэра.
  • 33. Коллективные методы принятия решений: метод «мозговой атаки», метод «Дельфи».
  • 34. Информация в менеджменте и ее свойства. Классификация информации.
  • 35. Информационные системы (ис): функциональный и системный подходы.
  • 36. Преграды в информационном обмене внутри предприятия.
  • 37. Коммуникации в менеджменте. Виды коммуникаций внутри предприятия и с внешней средой.
  • 38. Процесса коммуникаций и характеристика основных этапов. Препятствия в коммуникациях.
  • 39. Личность менеджера и основные черты характера. Требования к личности менеджера.
  • 40. Менеджер лидер и его основные черты.
  • 41. Власть: понятие и виды. Характеристика основных видов власти.
  • 42. Авторитет и влияние менеджера, и их формы.
  • 43. Понятие стиля руководства. Факторы, определяющие стиль. Три основных стиля руководства.
  • 44. Управленческая решетка менеджера грид. Стили поведения менеджера. Теория «X» и «у» и ее применение в менеджменте.
  • 45. Планирование как функция менеджмента. Цели и принципы планирования Прогнозирование, моделирование и программирование как составляющие планирования.
  • 46.Виды планов и их содержание. Порядок составления плана.
  • 47.Стратегическое планирование (сп): понятие, цели, задачи.
  • 48. Миссия организации и ее составляющие. Факторы, влияющие на формирование миссии.
  • 49.Этапы стратегического планирования и их содержание.
  • 50. Виды стратегий развития фирмы.
  • 51. Организация как функция менеджмента.
  • 52. Построение организационной структуры и определение ее эффективности
  • 53.Мотивация как функция менеджмента: понятие, цели, принципы и функции. Внутренняя и внешняя мотивация.
  • 54.Виды и формы мотивации. Вознаграждение и его роль в системе мотивации.
  • 55.Содержательная теория мотивации: теория а.Маслоу и ее практическое значение.
  • 56. Содержательная теория мотивации: теория д.Мак-Клеланда и ее практическое применение.
  • 57. Содержательная теория мотивации: двухфакторная теория Герцберга и ее практическое применение.
  • 58.Процессуальные теории мотивации: теория ожидания и теория справедливости – их практическое применение
  • 59.Процессуальная теория: модель Портера-Лоулера и ее практическое применение.
  • 60. Контроль как функция менеджмента: понятие контроля и назначение
  • 62. Сущность, природа и группы конфликтов.
  • 63. Основные этапы процесса разрешения конфликта и их характеристика
  • 28. Экономические методы управления и их характеристика.

    Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе. Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента. К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся: удельный вес конкурентоспособной продукции; нормы рентабельности по конкретным видам продукции; оборачиваемость оборотных средств; производительность труда; капиталоотдача инвестиций; фондовооруженность труда; удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы; уровень автоматизации производства и управления и др. Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

    Экономические методы менеджмента, используемые на предприятии:

      Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

      Цены и ценообразование Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

      3. Финансирование. Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

      Кредитование

      Налоговая система

    29. Социально-психологические методы управления и их характеристика .

    Среди социально-психологических и воспитательных методов управления исходными являются выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения всего коллектива в целом. Эта работа должна систематически производиться каждым руководителем как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов – на основе таких способов анализа, как анкетирование, тестирование, хронометрия, наблюдение, опросы, интервью. Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении. Целый ряд социально-психологических методов прямо или косвенно направлен на повышение творческой активности и инициативы всех работающих на предприятии. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия. К этой же группе социально-психологических и воспитательных методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы и рациональное использование различных форм коллективного и индивидуального морального стимулирования. Здесь тоже не следует пренебрегать интересным зарубежным опытом. Переход к экономическому управлению, выдвижение на первый план методов, учитывающих глубокие внутренние интересы работающего, приоритет материального стимулирования не означают отказа от воспитательных методов. Среди них сегодня следует обратить внимание на широкое вовлечение трудящихся в управление, для которого появились невиданные ране возможности. С этим неразрывно связана работа по развитию у всего персонала предприятия демократических навыков управления, гласности, культуры ведения конструктивных дискуссии, смелости критики, терпимости к инакомыслию, поощрению плюрализма мнений.

    Социально-психологические методы управления применяются с целью

    повышения социальной активности сотрудников, опираются на духовные мотивации, с их помощью воздействуют на сознание работников, на социально-этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Они используются для решения следующих задач: Укрепления дисциплины. Оптимального подбора и расстановки кадров; Наиболее оптимального формирования персонала; Регулирование межличностных отношений в коллективе; Повышение эффективности стимулирования деятельности работников; Деятельность социально – психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям: 1. Исследование коллективов и отдельных групп

    2. Социальное проектирование 3. Консультативная деятельность.

    Социально – психологические методы включают в себя разнообразный арсенал способов, приемов, разработанных социальной психологией и другими науками, изучающими человека.

    К ним относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и другие.

    Характеристики социально – экономических методов управления:

    1. Методы, широко применяемые в кадровом менеджменте:

    Тестирование; Анкетирование; Интервью; Беседа; Опрос.

    2. Методы исследования, осуществляемые специалистами для решения, как правило, экстренных проблем: Открытое наблюдение; включённое наблюдение; эксперимент. 3. Методы активного обучения: Деловые игры;

    Управленческие ситуации.

    Методы управления персоналом (МУП) - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические (рис. 1) .

    Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения» .

    Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организаций. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.

    С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива, используя методы управления персоналом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять чёткую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

    В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

    Согласно одной из расширенной трактовки моральные стимулы отождествляются со всей совокупностью этических и нравственных мотивов поведения человека. Однако к области морального стимулирования относится только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку человека и его поведения окружающими и им самим.

    Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности .

    Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат и санкций.

    Основной частью дохода наемного работника является заработная плата, которая по своей структуре неоднородна. Она состоит из двух частей: постоянной и переменной. Иногда этим частям присваивают статус мощного стимула. Однако по оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует в течение трех месяцев. Затем человек начинает работать в том же, привычном для него расслабленном режиме.

    Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

    Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.

    Цель премирования – улучшение прежде всего конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях. Премирование как самостоятельный рычаг решения задач имеет собственный механизм воздействия на заинтересованность работников. Этот механизм слагается из двух частей: из механизма отдельной системы и взаимодействия всех систем премирования.

    Главная характеристика премии как экономической категории – это форма распределения по результату труда, является личным трудовым доходом.

    Премия в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть большей или меньшей, она может вообще не начисляться. Эта черта очень важная, и если она ее теряет, то премия утрачивает свой смысл. По существу она превращается в простую доплату к заработной плате, и роль ее в этом случае сводится к устранению недостатков в тарифной системе.

    Механизм премирования представляет совокупность взаимосвязанных элементов. Обязательными его составляющими являются: показатели премирования, условия его применения, источник и размер премии, круг премируемых работников.

    Показатели премирования, за выполнение которых осуществляются стимулирующие выплаты, являются основой построения премиальной системы. Они выступают в форме конкретных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, характеризующих работу индивидуального исполнителя, группы исполнителей или персонала в целом.

    2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

    Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект .

    Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

    Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

    Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и. выгрузкой и т.д.); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации, Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).

    Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права к функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления .

    Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством,- совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

    Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.

    Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ - это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение - это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

    Распорядительное воздействие чаще, чём организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

    3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

    Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

    Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

    Главной направленностью выступают отношения между людьми, выраженные в признательности руководства заслуг работника. Это поощрение материально-неденежными стимулами и социальными отношениями в коллективе.

    Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей. Во-первых, ни один из материально-неденежных стимулов не обладает такой универсальностью, как стимул материально-денежный.Во-вторых, многие материально-неденежные стимулы имеют характер разового действия. Цикл воспроизводства потребности в большинстве случаев продолжителен. Так, имеются материально-неденежные блага, потребность в которых практически ненасыщаема, так как воспроизводится сразу же после акта предыдущего удовлетворения. Потребность в ряде других благ воспроизводится периодически не более чем один раз в год. Третьи блага удовлетворяют потребности, которые воспроизводятся в течении ряда лет. Активность работника получившего конкретный материально-неденежный стимул в дальнейшем может быть поддержана лишь с помощью других стимулов. В противном случае она снижается.

    В-третьих, материально-неденежные стимулы не обладают важным свойством денег – делимостью. В то же время их и в своей совокупности трудно упорядочить в единой функции стимулирования в силу их естественной разнокачественности. Качественное разнообразие удовлетворяемых с их помощью потребностей затрудняет их сравнение между собой и иерархизацию. Теоретически возможно лишь некоторое косвенное, весьма приблизительное упорядочение с помощью других, более универсальных ценностей, такие как деньги, престиж, время.

    В четвертых, материально-неденежные стимулы, по-видимому, больше чем денежные приспособлены в основной массе для использования в подкрепляющей форме организации стимулирования. Их невозможно традиционно связать с определенными видами деятельности, так как каждый из них имеет неодинаковую ценность для разных людей и эта вариация слишком велика, тем более что ценность многих благ не поддается точному измерению и однозначной оценке.

    Использование ряда материальных неденежных благ в качестве стимулов трудовой деятельности требует серьезного нравственного обоснования и в дальнейшем – большой работы по перестройке сознания. В интересах менеджмента создать такую обстановку, при которой человеку во всех смыслах выгодно работать хорошо и невыгодно работать плохо. Такой порядок удовлетворения потребностей вполне соответствующий принципу распределения по труду, представляется более справедливым, чем порядок простой очередности.

    Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека.

    Моральные стимулыэто такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании.

    Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом. в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником – объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи – средства передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.

    В управленческом аспекте моральные стимулы выполняют в отношении объектов управления роль сигналов со стороны субъектов о том, в какой степени их деятельность соответствует интересам предприятия.

    Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны на отношении к труду как высшей ценности, на признание трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только к поощрениям и наградам, применение их предусматривает создание такой атмосферы, такого общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам. Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд и примерное поведение всегда получает признание и положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения, но и на служебном положении и моральном авторитете работника.

    Социологические методы играют, важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

    Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.

    Социологические методы исследования, являясь научным инструментарием в работе с персоналом, предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем - в ходе диалога с собеседником - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственный деятелем - требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи .

    Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

    Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации; минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения); разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников .

    Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация МУП по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Абульханова К. А., Березина Т. Р. Время личности и время жизни. – СПб.: Питер, 2001. – 486 с.

      Аверин В. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2001. –531 с.

      Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – М.: Юрайт, 2002.– 601 с.

      Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2003. – 549 с.

      Брэддик У. Менеджмент в организации.–М.: ИНФРА-М, 2003. – 515 с.

      Бушмарин И. В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов// Общество и экономика. 2002. №1. С. 44 – 45.

      Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика. –М.: Дело ЛТД, 1994.– 442 с.

      Гаузнер Н. Инновационная стратегия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов»// Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 13 – 15.

      Генкин Б.М. Экономика и социология труд.–М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2006. – 454 с.

      Грачев М. Суперкадры. - М.: Дело, 2003.– 199 с.

      Иванов В.Ю. Карьера менеджера как объект исследования и управления // менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 3. С. 45 – 46.

    Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

    Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.

    Две группы экономических методов управления.

    1. Прямой экономический расчет базируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

    Прямой экономический расчет является плановым и директивным (обязательным).

    Прямой экономический расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

    2. Хозяйственный расчет базируется на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

    Основные принципы экономических методов управления:
    1) системность;
    2) комплексность.

    Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:
    – ;
    – финансы;
    – кредиты;
    – ;
    – фондоотдачу;
    – и т. п.

    Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.

    Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

    Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

    Специфические черты экономических методов:
    – управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;
    – появляется возможность более эффективного контроля;
    – административный контроль становится не обязательным;
    – распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования. Примеры проявления экономических методов управления персоналом.

    1. Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
    2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.
    3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.
    4. Частное здоровья. Некоторые организации осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.

    Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

    Принципиальный вопрос коллективной в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

    Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.

    Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.

    Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и . В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

    Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.

    Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.

    В отличие от экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения.

    Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

    В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

    Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, финансирование.

    Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

    С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная "обратная связь": не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребности экономики опережают возможности математики.

    Чаще всего применяются линейные модели, предназначенные для решения различного рода экономических задач, в то время как почти все зависимости в экономике нелинейны.

    Экономическая практика обусловила появление ряда математических дисциплин: математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, исследование операций и др.

    Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания.

    Руководящая должность требует от человека огромного количества знаний, умений и навыков. В большинстве крупных компаний проводятся тренинги по введению в должность, и все они имеют недостаток - на них обычно не рассказывают о методах управления в менеджменте. Этому новый начальник вынужден учиться самостоятельно или же на стороне. Способы руководства коллективом могут различаться, в зависимости от выполняемого функционала.

    Постановка целей

    Руководящая работа отнимает много времени и сил, особенно если она ведется бесцельно и неорганизованно. Использование помогает выстроить рациональную последовательность выполнения задач, поставленных перед ответственным лицом. Важно, чтобы руководитель умел варьировать способы ведения деятельности со своими подчиненными - только так можно добиться максимальной эффективности от рабочего процесса.

    С помощью управленческих методов руководитель полностью реализовывает свои регулирующие функции, а также воздействует на персонал: активизирует его деятельность и придает ей творческий характер. Изучение способов реализации целей с помощью контроля является одной из ключевых тем исследований в области менеджмента и психологии.

    Грамотное использование ресурсов

    Все способы контроля работы сотрудников отличаются друг от друга характером действия. Особенно актуальны в наше время экономические методы управления в менеджменте, описание которых основано на деятельности соответствующих законов, влияющих на имущественные интересы всех сторон рабочего процесса. Основными методами данного типа, использующимися в бизнес-структурах, являются экономический и хозяйственный расчеты.

    Грамотное планирование и прогнозирование также имеют прямое отношение к финансовой составляющей любой организации, поэтому являются актуальными способами управления. Экономические стимулирования, обоснования и анализы деятельности предприятия также применяются ведущими менеджерами коммерческих и государственных организаций. Если процессы выстроены грамотно, то персонал и учреждение остаются довольны друг другом.

    Все экономические методы управления в менеджменте направлены на увеличение эффективности работы организации, что подразумевает собой существенный рост прибыли. Именно поэтому руководители компаний набирают в свой штат опытных аналитиков, способных просчитать все возможные риски в работе учреждения, а также разработать план по их устранению и организации нормальной трудовой деятельности.

    Административные решения

    Любая система методов управления в менеджменте не может обойтись без четкой организации и принятия сложных решений (увеличение или сокращение штата, выделение дополнительных премий и т.д.). Принципы контроля в данном случае формируются с помощью законов, направленных на ведение совместной работы, а также на основе психологической потребности человека к взаимодействию и социализации. Организационно-стабилизирующие методы (совместные тренинги, тимбилдинги, планерки и т.д.) помогают формировать общую структуру учреждения, регламенты его работы, а также общую концепцию его существования.

    Распорядительные принципы должны помочь в осуществлении оперативного управления работой целых подразделений и отдельно взятых сотрудников. Речь в данном случае идет о составлении договоров, формировании постановлений и указов, которые имеют прямое отношение к работе организации и ее финансовому благополучию.

    Третья разновидность - дисциплинарные методы, с их помощью можно поддерживать стабильность работы в учреждении. Если они грамотно используются в организации, то персонал имеет представление о собственной ответственности за невыполнение должностных обязанностей. Сюда же входит система мотивации и депремирования сотрудников. Реализация данных принципов обычно требует дополнительной помощи от бухгалтерии и отдела кадров, без которых невозможно осуществить корректное оформление соответствующих документов.

    Поиск индивидуального подхода

    Социально-психологические методы управления в менеджменте, пожалуй, являются самыми главными, поскольку с их помощью можно воздействовать на коллектив и отдельно взятую личность. Порой даже простого разговора с подчиненным достаточно, чтобы привести его в нормальное состояние и настроить на продуктивную трудовую деятельность. Если руководитель уделяет время каждому своему сотруднику, то его влияние на коллектив таким образом может стать весьма существенным. Но здесь есть риск - специалисты могут разучиться принимать решения и будут постоянно бегать к начальству. Такие моменты нужно строго пресекать, если вы как руководитель хотите воспитать в них самостоятельность.

    Все эти приемы может использовать только управленец с очень высокой нравственной культурой, который уважает собственный коллектив и каждого подчиненного в отдельности. Они помогают управлять климатом в подразделении, настроением сотрудников и даже их поведением по отношению друг к другу и к компании в целом.

    Без подобных алгоритмов не может обойтись ни один грамотный менеджмент, социальные методы управления в данном случае будут играть менее значимую роль. Речь идет о внутреннем этикете, распорядке, регулировании взаимных обязательств и прочих способах работы с коллективом. Потребности сотрудников и руководства должны быть максимально удовлетворены - только тогда удастся выстроить в коллективе здоровые отношения.

    В идеале все используемые методы должны быть четко просчитаны администрацией предприятия, она должна видеть прибыль и затраты, которые будут связаны с их применением. Без знания психологии и социологии здесь не обойтись, в противном случае эффекта от использования различных приемов управления не будет вообще.

    Психологические методы управления в менеджменте нужно использовать для гармонизации отношений внутри коллектива и формирования спокойной обстановки. Сотрудники не должны испытывать дискомфорта при выполнении своих непосредственных обязанностей - это главная цель их применения. К таким приемам можно отнести программы по профотбору, дополнительному обучению, гуманизации трудовой деятельности и т.д.

    Логика и аналитика

    Нельзя забывать и о количественных методах управления в менеджменте, с помощью которых разрабатываются финансово-экономические и учетные планы. Они основываются на строгом анализе и вытекающих из него логических умозаключениях. Наиболее ярким примером здесь можно считать создание и реализацию бизнес-плана. Подобные способы руководством достаточно часто применяются при маркетинговых исследованиях и организации прочих финансовых проектов.

    Данные методы должны отвечать на целый ряд вопросов. Например, как правильно произвести расчеты производства продукции, какое количество ресурсов для этого необходимо, сколько создать товаров для выполнения того или иного заказа, когда нужно начать работу, и т.д. Все они так или иначе работают с числами и показателями - самыми точными индикаторами успешности предприятия.

    Управленческие обязанности

    Функции и методы управления в менеджменте неразрывно связаны - первые определяют вторые. В теории существует пять основных функций: контроль, планирование, реализация, координация и организация. Последние две являются самыми сложными, поскольку направлены на создание структуры предприятия, упорядочивание всех ее элементов, выстраивание кроссфункциональных взаимодействий и предоставление возможности действия для более ответственных подчиненных.

    Для создания удобной и простой системы управления необходимо определиться с целью работы предприятия. Отталкиваясь от нее, можно будет выработать стратегию достижения поставленной задачи. Важно, чтобы все сотрудники выполняли взятые на себя обязательства. На начальном этапе работы нужно определить, кто и за что в компании будет нести ответственность, желательно, чтобы речь шла о круговой поруке. Во времена существования СССР управленческие органы высшего уровня не имели какой-либо ответственности перед подопечными организациями. Эффективность контроля была существенно снижена, поскольку никто не отчитывался перед маленькими предприятиями за необоснованные и ошибочные решения.

    Структурное формирование

    Взаимосвязь форм и методов управления в менеджменте также очень велика. Внутри каждой структуры могут существовать дополнительные управленческие подразделения с собственными регламентами и возможностями вмешиваться в работу других отделов компании. Именно поэтому имеет смысл выделить структуры или формы управления в отдельную категорию. Всего их 6: матричная, линейная, программно-целевая, функциональная, дивизиональная и линейно-функциональная.

    Самая простая из них - линейная, когда сотрудник подчиняется одному непосредственному руководителю. Главная проблема, с которой руководители сталкиваются на данном этапе - грамотный подбор персонала. Кроме того, все управленческие решения здесь принимаются достаточно сложным путем - сотрудник может получить разрешение на ведение той или иной деятельности, только пройдя по всей иерархии вышестоящих начальников. Медленная реакция на рыночные изменения как раз актуальна для крупных предприятий с подобной формой управления, где количество уровней достигает 5 и выше.

    Если говорить об эффективном используемые в нем, должны сочетаться с дивизиональной формой управления. Такая необходимость возникает из-за наличия у филиалов компании прав на ведение хозяйственной и оперативной деятельности, при этом руководители подразделений имеют возможность внедрять новаторские предложения и даже идти на согласованный риск. С помощью дивизионального управления можно добиться грамотного сочетания общей стратегии компании и самостоятельной тактики филиалов и внутренних отделов.

    Построение идеальной системы

    Методы управления в менеджменте помогают в достижении максимальной эффективности деятельности предприятия, но и их может быть недостаточно. Важно воспринимать человека как главный источник эффективного производства, осуществлять планирование работы с точки зрения долгосрочной потребности в сотрудниках, рекомендуется работать с небольшим управленческим штатом. В развитых экономических странах стараются использовать эти простые правила, при этом в местных организациях большое внимание уделяется воспитанию в сотрудниках лидерских качеств, а из них в дальнейшем вырастают неплохие руководители.

    Ориентация на человеческие ценности должна находиться в центре любой менеджерской системы, в противном случае есть риск снизить мотивацию сотрудников до минимального уровня и постоянно находиться в поиске новых подчиненных. Работники должны иметь строго прописанную в должностных инструкциях автономию, таким образом, в них можно будет развить предприимчивость и умение брать на себя ответственность в сложных ситуациях.

    Идеи и правила поведения

    Люди, не имеющие отношения к контролирующей деятельности, иногда путают принципы и методы управления в менеджменте. Принципы представляют собой идеи, направленные на реализацию регулирующих функций, а методы - четкие действия по их претворению в жизнь. Все действия, направленные на контроль деятельности в организации, должны выполняться только на основе научных подходов и после предварительного анализа. Например, тщательно выверенная система наказаний и поощрений может побудить сотрудников достигать высоких целей как для себя, так и для компании в целом.

    Один из принципов, который обязательно должен быть использован - сочетание ответственности, обязанностей и прав. Все поставленные задачи должны выполняться в срок, при этом у сотрудников должно быть понимание того, чем грозит для них и для организации несвоевременное завершение работы. Обязанность руководителя - быть максимально честным с подчиненными, научить их строить логические взаимосвязи и проводить аналитику собственной деятельности в рамках своего же функционала.

    Демократизация и адаптация - явления, которые не так давно появились среди методов управления в менеджменте. Их характеристики подразумевают, что каждый сотрудник должен иметь право участвовать в регулировании действий предприятия. Новые работники должны получать максимум внимания и информации от своих наставников, а также быть способными адаптироваться к структуре и внутренней культуре организации.

    Сложности управления

    Руководитель, у которого в подчинении находятся сотрудники, постоянно сталкивается с различного рода трудностями, и это - вполне нормальное явление. Чтобы оставаться на плаву и достигать нужных результатов, ему просто необходимо использовать различные методы управления организацией, в менеджменте без них просто не обойтись. Одна из основных задач начальника - контроль деятельности своих сотрудников, особенно на начальном этапе. Идеального сочетания строгости и справедливости удается добиться далеко не сразу, однако руководителю нужно стремиться именно к нему.

    Психологи рекомендуют поддерживать спокойную и позитивную атмосферу в коллективе. Сотрудники должны иметь возможность профессионального развития, а компания - необходимость в более развитых специалистах и готовность вкладывать в них ресурсы, время и деньги. С социальной точки зрения работник должен получить возможность общения с окружающими людьми и возможность роста над ними.

    Несмотря на огромное количество методов, направленных на управление персоналом, зачастую их не получается использовать в полном объеме. Главная причина этого - все сотрудники, которыми руководит менеджер, совершенно разные, поэтому при решении задач нельзя использовать только одну методику в качестве панацеи. Намного проще сначала выяснить мотивацию абсолютно каждого подчиненного и, исходя из нее, составить индивидуальный план работ, который поможет развитию и процветанию компании.

    46. Сущность экономических методов управления

    К экономическим методам относятся :

    1) материальное стимулирование,

    2) хозяйственный расчет

    3) ценообразование,

    4) налогообложение,

    5) инвестирование,

    6) субсидирование,

    7) валютное регулирование,

    8) таможенное регулирование,

    9) хозяйственный расчет,

    10) кредитование.

    Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. «Механизм управления предприятием - это прежде всего иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения и используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия».

    Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

    В управленческой науке применяются три группы методов: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

    Экономические методы управления – это совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных экономических условий для функционирования и развития предприятий.

    Основными экономическими методами являются:

    Коммерческий расчет;

    Внутрифирменный расчет;

    Ценовая политика и механизмы ценообразования;

    Механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

    Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке, которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

    Основой экономического механизма менеджмента является коммерческий расчет, определяющий и обеспечивающий формирование общей выгоды от деятельности предприятия в конкретных условиях принятия управленческих решений. Коммерческий расчет направлен на создание экономических условий и возможностей предприятия для получения устойчивой прибыли в процессе производства с использованием общих (универсальных) механизмов основных функций менеджмента и во взаимосвязи с другими экономическими методами. При этом должно обеспечиваться сокращение издержек на всех этапах производственно-сбытовой деятельности в тесной взаимосвязи с механизмом внутрифирменного расчета.

    В свою очередь, коммерческий и внутрифирменный расчеты взаимосвязаны с конкретными методами и механизмами ценообразования, а также с обеспечением конкурентоспособности продукции и конкурентной позиции предприятия на рынке.

    Немаловажное значение имеет также использование экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность работников и побуждающих их к инициативе. Стимулирование работников предприятия может осуществляться как в материальной, так и в нематериальной (моральной) формах. Среди материальных форм стимулирования следует выделить:

    Заработную плату, которая должна быть конкурентоспособна и сопоставима с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона;

    Социальные выплаты, включающие льготное питание, продажу собственной продукции со скидкой, оплату расходов на проезд, предоставление льготных ссуд и др.;

    Дивиденды по акциям предприятия.

    Совокупность воздействий экономических методов всегда направлена на получение выгоды от реализации конкретной предпринимательской деятельности.

    «Центральное место в механизме хозяйственного управления занимает планирование, как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач».



    Публикации по теме