Цель отдела материально технического снабжения. Функции отдела материально-технического обеспечения и значения его рациональной организации. Взаимоотношения с другими подразделениями

Введение

На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерция, составным элементом которой является материально-техническое обеспечение.

Организация закупок материально-технических ресурсов оказывает влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции; производительность труда, себестоимость продукции, прибыль.

В условиях рыночных отношений потребности в материально-технических ресурсах служба снабжения должна определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут узнать: что, где и к какому времени требуется. Однако служба МТО должна проверять заказы производства с точки зрения заказанных материалов техническим условиям, и кроме того, с учетом имеющихся запасов.

Деятельность службы МТО не ограничивается только этой деятельностью. Следовательно, актуальным вопросом является изучение функций службы МТО, ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

Переход предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в РФ играли формальную роль, коммерческие службы предприятия, в том числе и служба МТО имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация службы МТО предприятия на современном этапе.

Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому деятельность служб предприятия, в том числе службы МТО должна быть нацелена на конечный финансовый результат – прибыль.

Закупка материальных ресурсов должна базироваться на маркетинговых исследованиях. При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, движение цен на этом рынке, поставщиков, расходы на доставку материальных ресурсов, возможности эффективных замен одних материалов на другие.

Повышенное внимание уделяется возможностям улучшения структуры потребляемых сырья и материалов. Особенно актуальным является использование новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупках материальных ресурсов, развитие и увеличение объема услуг по завозу, складированию, складской обработке, предоставлению предприятиям информации в взаимодействии с транспортными организациями, способах перевозки закупаемых материальных ресурсов и других логистических услуг.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание содержанию коммерческой деятельности при закупке материальных ресурсов на предприятии.

Область изучения вопросов организации коммерческой деятельности по закупке материальных ресурсов достаточно емкая, представляет практический интерес.

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических, методических основ по организации материально-технического обеспечения на предприятии.

Объектом исследования является деятельность предприятия по закупкам материальных ресурсов.

Успешное достижение поставленной цели зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

На основе мнений экономистов, обзора научной литературы показать необходимость правильной организации коммерческой работы предприятия по закупкам материальных ресурсов;

Раскрыть роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия;

В аналитическом плане – провести целевой анализ деятельности предприятия, описать работу предприятия по организации материально-технического обеспечения;

На основе проведенного анализа и аналитических расчетов выявить и сформулировать проблемы, определить основные направления, пути и перспективы их решения.


1. Организация мто на предприятии

1.1. Роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия

В условиях перехода от централизованного управления экономикой на рыночные принципы неотъемлемой частью деятельности предприятий стала коммерческая деятельность, одним из основных аспектов которой является материально-техническое обеспечение. Обеспечение производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями и всевозможными полуфабрикатами связано с выполнением таких функций, как оптовые закупки, транспортировка, складская переработка, хранение материальных ресурсов и другое.

Эти функции планируются, контролируются, регулируются и осуществляются специализированными службами в координации с другими коммерческими службами предприятия.

В связи с этим представляется целесообразным определить роль и значение службы МТО в системе коммерческих служб предприятия.

При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло.

Формирование организационной структуры коммерческих служб предприятия должно включать два аспекта: определение места в структуре управления предприятием – установление соподчиненности и функций; распределение функций между отдельными группами и работниками. Снабженческая политика предприятия должна строиться в направлении улучшения структуры потребляемых материальных ресурсов, использования новых и эффективных каналов товаропроводящей сети при закупке продукции, а также повышении конкурентоспособности предприятия.

Предприятия, создавшие у себя хорошо отлаженный снабженческий аппарат, обладают большим конкурентным преимуществом, поскольку деятельность службы МТО направлена на планомерное, комплексное и ритмичное обеспечение производственных объединений, предприятий, цехов, участков, а также рабочих мест необходимыми видами материальных ресурсов, соответствующих требованиям нормативно-технических документов в интересах ритмичной и эффективной работы предприятия.

Однако, даже самый лучший аппарат снабжения предприятия не дает требуемого эффекта, если не будет обеспечен менеджментом надлежащего уровня.

В связи с этим, следует отметить, что от эффективности деятельности структурных подразделений, отвечающих за материально-техническое обеспечение, зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления: подбор кадров, организация стимулирования работников, информационное обеспечение, внедрение логистики в свою работу. При этом на построение организационной структуры службы МТО оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:

Технические;

Экономические;

Организации производства.

Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Техническими факторами также являются назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.

К экономическим факторам, оказывающим влияние на организационную структуру службы МТО предприятия, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производства, конъюнктура рынка сырья и материалов, формы расчетов за закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок, нетранзитных партий отгрузки и другое.

Факторы организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.

Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческих служб, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур службы МТО.

До 70-х гг. в странах рыночной экономики была широко распределена децентрализованная форма организации материального снабжения. Каждое предприятие, самостоятельно обеспечивало себя необходимыми материально-техническими средствами. Причем снабжение осуществлялось в рамках производственной деятельности предприятия.

Начиная с 70-х гг. децентрализованное обеспечение промышленных фирм постепенно заменяется централизованным. Централизация закупок материальных ресурсов обусловило необходимость создания самостоятельных служб МТО. Вице-президент фирмы, возглавляющий МТС, получил одинаковые права с вице-президентом, отвечающим за производственную и финансовую деятельность. Центральной службой снабжения производится политика закупок, вырабатывается «стратегия снабжения», которая заключается в решении основной проблемы: закупать те или иные виды материально-технических ресурсов либо производить их самостоятельно. Но главная функция службы снабжения фирмы – закупка основных видов материально-технических ресурсов с наименьшими затратами. В центральной службе снабжения предприятия проводятся постоянные наблюдения за рынком сырья и материалов, изучается конъюнктура спроса и предложения, в ней сосредоточено информация о новых материалах, возможностях их применения, технологии их производства.

В 80-х гг. среди западных промышленных фирм получило распространение новая концепция управления материалами, которая предусматривает установление единого руководства и координацию закупок материалов, их доставку на предприятия, контроль за запасами. В фирмах, организация управления закупками материально-технических ресурсов на основе новой концепции, появляются управляющие материалами. Причем управляющий материалами получил в ведение функции транспортировки материально-технических ресурсов на предприятия, которые раньше контролировались производственным аппаратом. Результатом подобной реорганизации было улучшение оперативного управления, сокращение сроков доставки материальных ресурсов, уменьшение размеров запасов и ускорение их оборота.

Основными функциями отдела материально-технического обеспечения являются определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе и др.). Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества. Составление балансов материально-технического обеспечения, сводных таблиц по видам сырья, материалов. Создание запасов, необходимых для производства. Подготовка и заключение договоров с поставщиками. Согласование условий и сроков поставок материальных ресурсов. Анализ возможностей и целесообразности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов. Изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях предприятий оптовой торговли и заготовительных организаций с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов. Доставка материальных ресурсов в соответствии со сроками, определенными договорами. Приемка материально-технических ресурсов на склады сырья и материалов. Контроль качества, количества, комплектности материально-технических ресурсов при приеме их на склады сырья и материалов.

Основными задачам отдела материально-технического обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами. Подготовка и заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов. Организация рационального использования материально-технических ресурсов.

Служба (отдел) материально-технического снабжения представляет собой организационно-структурное подразделение предприятия, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования, станков, аппаратов и агрегатов.

В состав звеньев системы материально-технического снабжения входят отдел материально-технического снабжения и находящиеся в его подчинении снабженческие склады.

Характерными видами деятельности служб материально-технического снабжения являются: классификация и индексация материалов, нормирование расходов и запасов материалов, определение потребности предприятия в материалах, организация складского хозяйства и системы обеспечения цехов средствами производства.

Классификация материалов. Современные предприятия испытывают потребность в разнообразных материалах широкой номенклатуры и ассортимента. С целью удешевления производства, поиска новых материалов, позволяющих улучшить свойства и качество продукции, оздоровления условий производства на предприятии необходимо осуществлять классификацию и индексацию используемых материалов. Эта работа нужна и для совершенствования системы оперативного и бухгалтерского учета.

В основе классификации лежит группировка материалов по однородности характерных признаков с последующим распределением на разделы, подразделы, виды и т.д. Каждому из разделов присваивается соответствующий индекс по десятичной системе.

Классификация осуществляется в виде таблиц, в которых каждому разделу присвоен индивидуальный индекс классификатора, со ссылкой на технические условия, стандарты или сертификаты, с указанием цены продавца и цены приобретения.

Цена продавца представляет собой цену поставщика и указывается им при заключении договора-поставки. Цена приобретения включает цену продавца, а также все расходы, связанные с приобретением и доставкой материалов, -- наценку посреднических организаций, транспортные тарифы, затраты по доставке грузов на склады предприятия и цехов.

  • 1. Планирование, которое предполагает:
    • · изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;
    • · прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;
    • · оптимизацию производственных запасов;
    • · планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;
    • · оперативное планирование снабжения.

2. Организация, которая включает:

  • · сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т. п.;
  • · анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
  • · заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;
  • · получение и организацию завоза реальных ресурсов;
  • · организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;
  • · обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;
  • 3. Контроль и координация работы, в состав которых входят:
    • · контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;
    • · контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;
    • · входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
    • · контроль за производственными запасами;
    • · выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
    • · анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение ее эффективности.

В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.

Критериями выбора поставщика могут быть надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. Причем соотношение значимости отдельных критериев с течением временем может меняться.

Организационное построение, характер и методы работы служб снабжения на предприятиях отмечаются своеобразием. В зависимости от объемов, типов и специализации производства, материалоемкости продукции и территориального размещения предприятия складываются различные условия, требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структуры органов снабжения. На небольших предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На большинстве средних и крупных предприятий эту функцию выполняют специальные отделы материально-технического снабжения (ОМТС), которые построены по функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерный тип структуры службы снабжения -- смешанный, когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Однако наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское.

Смешанный тип структуры отдела снабжения -- наиболее рациональный метод строения, который способствует повышению ответственности работников, улучшению МТО производства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов: планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами; устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения кроме отдела МТС включает и отдел внешней кооперации (или бюро, группу), который может входить в состав ОМТС.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, представленный на рис. 2.

Особенностью этого типа структуры является то, что подразделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов и участков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением.

Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установление хозяйственных связей и координация работы служб снабжения, входящих в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.

Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам, сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.

Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Отдел материально-технического снабжения, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.3. Начальник отдела материально-технического снабжения имеет [вписать нужное] заместителя(ей). Обязанности заместителя(ей) определяются начальником отдела материально-технического снабжения.

1.4. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов и пр.) в составе отдела материально-технического снабжения, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника отдела материально-технического снабжения.

1.5. Отдел подчиняется непосредственно [наименование должности руководителя предприятия].

1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:

Уставом предприятия;

Настоящим положением;

Законодательством Российской Федерации;

1.7. [Вписать нужное].

2. Структура

2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела материально-технического снабжения и по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Отдел материально-технического снабжения может иметь в своем составе структурные подразделения (группы, секторы, бюро, участки, пр.).

Например: склады сырья и материалов, бюро (сектор, группа) планирования, учета и отчетности, бюро (сектор, группа) договоров и претензий, бюро (сектор, группа) оперативного управления.

2.3. Положения о подразделениях отдела материально-технического снабжения (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела материально-технического снабжения, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется [руководителями бюро, секторов, групп; заместителем (ми) начальника отдела].

2.4. [Вписать нужное].

3. Задачи

На отдел материально-технического снабжения возложены следующие задачи:

3.1. Обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами.

3.2. Подготовка и заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов.

3.3. Организация рационального использования материально-технических ресурсов.

3.4. [Вписать нужное].

4. Функции

Отдел материально-технического снабжения выполняет следующие функции:

4.1. Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.).

4.2. Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах.

4.3. Разработка проектов перспективных, текущих планов и балансов материально-технического обеспечения, производственной программы предприятия, ремонтно-эксплуатационных нужд всего предприятия и его подразделений.

4.4. Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами соответствующего качества.

4.5. Составление балансов материально-технического обеспечения, сводных таблиц по видам сырья, материалов.

4.6. Создание запасов материальных ресурсов, необходимых для производства.

4.7. Подготовка и заключение в установленном порядке договоров с поставщиками.

4.8. Согласование условий и сроков поставок материальных ресурсов.

4.9. Анализ возможностей и целесообразности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.

4.10. Изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях предприятий оптовой торговли и заготовительных организаций с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов.

4.11. Обеспечение доставки материальных ресурсов в соответствии со сроками, определенными договорами.

4.12. Организация приемки материально-технических ресурсов на склады сырья и материалов.

4.13. Организация контроля качества, количества, комплектности материально-технических ресурсов при приеме их на склады сырья и материалов.

4.14. Подготовка претензий к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств и составление расчетов по этим претензиям.

4.15. Согласование с поставщиками в установленном порядке изменений условий договоров.

4.16. Участие в разработке стандартов предприятия по материально-техническому снабжению качества выпускаемой продукции.

4.17. Разработка нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.

4.18. Обеспечение контроля за состоянием запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

4.19. Оперативное регулирование производственных запасов на предприятии.

4.20. Соблюдение лимитов на отпуск материальных ресурсов и контроль за их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

4.21. Разработка и внедрение мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с транспортировкой и хранением, а также рекомендаций по использованию вторичных ресурсов и отходов производства.

4.22. Выявление излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материально-технических ресурсов и их реализация сторонним организациям.

4.23. Организация работы складского хозяйства.

4.24. Обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.

4.25. Учет движения материально-технических ресурсов.

4.26. Изъятие в подразделениях предприятия сверхнормативных остатков материалов, передача их на склад сырья и материалов, в другие подразделения и надлежащее оформление таких операций.

4.27. Разработка предложений по замене дорогостоящих и дефицитных материалов и сырья на более доступные.

4.28. Контроль за правильностью предъявленных к акцепту счетов и других расчетных документов поставщиков и обеспечение своевременной передачи этих документов для оплаты.

4.29. Участие в формировании цен на выпускаемую продукцию и оценке обоснованности цен поставщиков.

4.30. Планирование и организация следующих мероприятий:

Установление связей как с существующими, так и с перспективными (включая зарубежных) поставщиками, в первую очередь по вопросам цен и качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

Покупка массовых видов сырья и материалов в крупной упаковке (железнодорожных и автоцистернах, контейнерах, мешках на поддонах и т. д.);

Приобретение мелких партий отдельных видов материально-технических средств;

Введение практики предпочтительной закупки сырья у предприятий, осуществляющих продажу на условиях частичной предоплаты;

Поиск по каждому виду сырья и материалов двух и более поставщиков с целью устранения зависимости от одного поставщика и минимизации потерь от срывов поставок сырья, а также понижения цен на эту продукцию;

- [вписать нужное].

4.31. Составление:

Списков поставщиков, их реквизитов, схем прямых хозяйственных связей с поставщиками;

Заявок на материально-технические ресурсы (сводные годовые; годовые, поступившие от подразделений предприятий; квартальные; месячные);

Сводных данных о распределении и реализации фондов на сырье и материалы;

Документов (сводок, сведений, справок) о распределении и реализации фондов на все виды снабжения;

Актов, заключений о качестве поступающих материально-технических ресурсов;

Коммерческих актов;

- [вписать нужное].

4.32. [Вписать нужное].

5. Права

5.1. Отдел материально-технического снабжения имеет право:

Давать структурным подразделениям предприятия указания по расходованию материально-технических ресурсов;

Требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач;

Контролировать рациональность и правильность использования материально-технических ресурсов подразделениями предприятия;

Самостоятельно вести переписку по вопросам материальнотехнического снабжения;

Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями;

Вносить в соответствии с законодательством предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок;

Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений предприятия, экспертов сторонних организаций для участия в рассмотрении и выполнении работ по вопросам, входящим в компетенцию отдела в соответствии с настоящим положением;

- [вписать нужное].

5.2. Начальник отдела материально-технического снабжения подписывает и визирует документы, связанные с материально-техническим снабжением предприятия (планы, договоры, отчеты, сметы, справки, ведомости, акты, пр.).

5.3. Начальник отдела материально-технического снабжения вправе вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.

5.4. [Вписать нужное].

6. Взаимоотношения (служебные связи)**

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел материально-технического снабжения взаимодействует:

6.1. С производственными подразделениями по вопросам:

Получения:

Расчетов потребности и заявок на материально-технические ресурсы;

Отчетов об использовании материально-технических ресурсов и соблюдении установленных норм расходования;

Актов о браке, оформленных в установленном порядке;

Документации о приеме материально-технических ресурсов подразделениями;

Сведений об остатках сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Планов поставок материально-технических ресурсов;

Лимитных карт на отпуск материально-технических ресурсов;

Сведений о наличии материально-технических ресурсов на складах сырья и материалов;

- [вписать нужное].

6.2. С производственно-диспетчерским отделом по вопросам:

Получения:

Производственных планов и графиков производства;

Сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении;

Графиков подачи материалов в производственные подразделения;

Сведений о причинах нарушений хода производственного процесса;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сведений об обеспечении подразделений материально-техническими ресурсами;

Данных об общем количестве поставленной продукции согласно номенклатуре, предусмотренной планами материально-технического снабжения и заключенными договорами;

Сведений о наличии материально-технических ресурсов на складе сырья и материалов;

Объяснительных о причинах нарушений сроков и объемов передачи материально-технических ресурсов производственным подразделениям, повлекших простой производства;

6.3. С отделом главного технолога по вопросам:

Получения:

Норм расходования материально-технических ресурсов для определения объемов материально-технического обеспечения;

Допусков на отклонение качества материально-технических ресурсов;

Заявок с перечнем материально-технических ресурсов, необходимых для производства;

Планов производства;

Ответов на предложения по замене дорогостоящих и дефицитных материально-технических ресурсов на более доступные;

Таблиц взаимозаменяемости материально-технических ресурсов;

Извещений о замене материалов;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Консультаций по материалам и сырью;

Запросов о допустимых технологических отклонениях качества материала;

Согласованных технологических условий на специальные материалы;

Технической и инструктивной документации на передаваемые в производство материально-технические ресурсы;

- [вписать нужное].

6.4. С отделом контроля качества по вопросам:

Получения:

Документов, подтверждающих качество материально-технических ресурсов;

Актов приемки продукции по качеству и комплектности;

Актов отбраковки продукции;

Указаний о прекращении подачи в производство материально-технических ресурсов, имеющих отклонения от технических условий;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сопроводительных документов поставщиков на поступающие на предприятие материально-технические ресурсы (сертификатов, деклараций о соответствии, паспортов, инструкций, технических условий и т. д.);

Копий договоров поставок и изменений к ним;

Документов, необходимых для составления рекламаций;

- [вписать нужное].

6.5. С транспортным отделом по вопросам:

Получения:

Оперативных, месячных, квартальных и годовых планов-графиков транспортных перевозок, материально-технических ресурсов;

Графиков подачи транспортных средств под загрузку материально-технических ресурсов, принятых у поставщиков;

Транспортно-экспедиционной документации с отметками о приеме материально-технических средств от поставщиков;

Отчетов о выполнении планов по погрузке и выгрузке, централизованному завозу материально-технических ресурсов;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Планов закупки материально-технических ресурсов по заключенным договорам;

Заявок на подачу транспортных средств;

Инструкций и требований к перевозке материально-технических средств различными видами транспорта;

- [вписать нужное].

6.6. С планово-экономическим отделом по вопросам:

Получения:

Планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;

Результатов анализа деятельности отдела материально-технического снабжения за предыдущие плановые периоды;

Расчетов объемов запасов материальных ресурсов;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Расчетов потребности материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, оборудования, топлива, энергии и др.);

Данных об изменении цен на материальные ресурсы у поставщиков;

Проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений;

Отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;

- [вписать нужное].

6.7. С финансовым отделом по вопросам:

Получения:

Согласованных проектов претензий;

Предложений по устранению причин, послуживших основанием для предъявления претензий и санкций к предприятию;

Утвержденных расчетов нормативов оборотных средств;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной деятельности предприятия;

Копий претензий, заявленных контрагентами;

Проектов претензий к контрагентам при нарушении ими договорных обязательств;

Отчетов о выполнении планов материально-технического снабжения;

- [вписать нужное].

6.8. С главной бухгалтерией по вопросам:

Получения:

Утвержденных смет расходов на приобретение материально-технических ресурсов;

Итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;

Отчетных данных о движении сырья и материалов, об их остатках на конец отчетного периода;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Товарно-сопроводительной документации;

Отчетов об отгруженных контрагентами материально-технических ресурсах;

Сведений о состоянии запасов на складе сырья и материалов;

Отчетов о затратах, произведенных на приобретение материально-технических ресурсов;

- [вписать нужное].

6.9. С отделом маркетинга по вопросам:

Получения:

Обобщенной информации о поставщиках материалов, сырья, полуфабрикатов;

Сведений о ценах на требуемые материально-технические ресурсы у различных поставщиков, заготовительных организаций;

Информации о состоянии товарного рынка;

Сведений о появлении новых видов материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих с приложением технических характеристик;

Информации о спросе на материально-технические ресурсы, его возможных колебаниях и их причинах;

Сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке, пр.);

Сведений о планируемых выставках, ярмарках;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сведений о заключенных договорах поставки материально-технических ресурсов;

Заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию;

Отчетов отдела контроля качества, главного технолога, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов;

Документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках;

6.10. С юридическим отделом по вопросам:

Получения:

Результатов правовой экспертизы представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;

Проектов договоров на приобретение материально-технических ресурсов;

Протоколов согласования разногласий по условиям заключаемых договоров;

Согласованных претензий и исков к поставщикам материально-технических ресурсов по поводу нарушения ими договорных обязательств;

Разъяснения действующего законодательства и порядка его применения;

Анализа изменений и дополнений гражданского законодательства;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Приказов, распоряжений, инструкций для визирования и правовой экспертизы;

Сведений о нарушениях контрагентами договорных обязательств, о несоблюдении сроков поставок;

Документов и необходимых расчетов для предъявления претензий и исков к поставщикам материально-технических ресурсов по поводу нарушения ими договорных обязательств;

Заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства;

- [вписать нужное].

6.11. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

Предоставления:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

7. Ответственность

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела материально-технического снабжения.

7.2. На начальника отдела материально-технического снабжения возлагается персональная ответственность за:

Соответствие законодательству издаваемых отделом инструкций, приказов, выписываемых счетов, соблюдение правил учета и отчетности;

Представление достоверной сводной отчетности и соблюдение сроков ее представления в соответствующие подразделения предприятия;

Обеспечение сохранности материально-технических ресурсов;

Соблюдение пределов расходования средств, выделенных на материально-техническое обеспечение предприятия;

Рациональное расходование денежных средств, выделенных на приобретение материально-технических ресурсов;

Выполнение планов материально-технического обеспечения по срокам, объемам и номенклатуре;

Обеспечение руководства предприятия информацией по вопросам работы отдела материально-технического снабжения;

Своевременное, а также качественное исполнение документов и поручений руководства предприятия;

Недопущение использования информации работниками отдела в неслужебных целях;

Соблюдение трудового распорядка работниками отдела.

7.3. Ответственность работников отдела материально-технического снабжения устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Материально-техническое обеспечение производства является одной из важнейших функций на предприятии, которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

Главной задачей органов материально-технического снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

Функции органов снабжения предприятия реализуются по трем основным направлениям:

Планирование , включающее:

Изучение внешней и внутренней среды предприятия, рынков отдельных товаров;

Прогнозирование и определение потребности во всех видах материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

Оптимизацию производственных запасов;

Планирование потребности в материалах и установление их лимита на отпуск цехам;

Оперативное планирование снабжения

Организационные функции :

Сбор информации о потребностях в продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и др.;

Анализ источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

Заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

Получение и организацию завоза реальных ресурсов;

Организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

Обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

Контроль и координация работы, которые включают:

Контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, сроков поставок продукции;

Контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

Входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

Контроль за производственными запасами;

Выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям,

Анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышению ее эффективности.

Критериями выбора поставщика материальных ресурсов являются надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. Соотношение значимости отдельных критериев с изменением внешних и внутренних факторов может меняться.

Выбор типа структуры органов снабжения зависит от объемов, типов и специализации производства, материалоемкости продукции и территориального размещения предприятия, различных условий, требующих соответствующего разграничения функций. На небольших предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.



На большинстве средних и крупных предприятий эту функцию выполняют специальные отделы материально-технического снабжения (ОМТС), которые построены по функциональному или материальному признаку . В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерным типом структуры службы снабжения является смешанный , когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское. Смешанный тип структуры отдела снабжения - это наиболее рациональный метод строения, который способствует повышению ответственности работников, улучшению материально-технического обеспечения производства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов, планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами, устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства, контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения кроме ОМТС (отдела материально-технического снабжения) включает отдел внешней кооперации или бюро, группу, которая может входить в состав ОМТС.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами), могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования , которые обычно входят в состав капитального строительства.

Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, когда подразделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов и участков материальными ресурсами, контролю за их исполнением. Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

1) Постоянно потребляемые в значительных количествах;

2) Материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

3) Получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

4) Получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному.

Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

1. Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.

2. Система, состоящая из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов . Каждый из снабженческих складов автономен, отдельное снабженческое подразделение выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих в большом количестве однородные виды материалов.

3. Система цехового снабжения. При этой системе снабжение ведётся по территориально-производственному признаку. Склад обслуживает один определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие функции. Эта система встречается редко.

Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установление хозяйственных связей и координация работы служб снабжения, входящих в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.

Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам, сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов. Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.

Организация поставок материальных ресурсов на предприятие

Поставки материальных ресурсов на предприятие осуществляются через систему хозяйственных связей , которыепредставляют собой совокупность экономических, организационных и правовых взаимоотношений, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производства. Рациональная система хозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства и обращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемой продукции потребностям производства, своевременность и комплектность ее поступления.

Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными и краткосрочными .

Прямые - представляют собой связи, при которых отношения по поставкам продукции устанавливаются между предприятиями-изготовителями и предприятиями-поставщиками прямо, непосредственно.

Опосредованными считаются связи, когда между этими предприятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потребителю могут осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников (дистрибьюторов, джобберов, агентов, брокеров).

Дистрибьюторы и джобберы - это фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных предприятий - производителей готовой продукции. Дистрибьюторы в отличие от джобберов - относительно крупные фирмы, располагающие собственными складами и устанавливающие длительные контрактные отношения с промышленными предприятиями Джобберы, напротив, скупают отдельные крупные партии товаров для быстрой перепродажи. Агенты и брокеры - это фирмы или отдельные предприниматели, осуществляющие сбыт продукции промышленного предприятия на основе комиссионного вознаграждения

Прямые хозяйственные связи для предприятий являются наиболее экономичными и прогрессивными по сравнению с косвенными, так как в них исключаются посредники, уменьшаются издержки обращения, документооборот, укрепляются взаимоотношения между поставщиками и потребителями. Поставки продукции становятся более регулярными и стабильными. Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны, требуют дополнительных затрат на покрытие расходом деятельности посредников между предприятиями-потребителями и предприятиями-изготовителями.

Потребность в косвенных связях объясняется тем, что прямые связи выгодны и целесообразны в условиях потребления материальных ресурсов в крупных масштабах. Если жепредприятия потребляют сырье и материалы в незначительных количествах, не достигающих транзитной формы отгрузки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние запасы материальных ценностей, целесообразны связи и через услуги посредников.

Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Длительные хозяйственные связи являются прогрессивной формой материально-технического снабжения, когда предприятия имеют возможность развивать на долгосрочной основе сотрудничество по совершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости, доведению до мировых стандартов.

С классификацией связей на прямые и косвенные связано деление их по формам организации поставок продукции. С этой точки зрения различают транзитную и складскую формы поставок.

При транзитной форме снабжения материальные ресурсы перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организаций. Предприятие, получая материал непосредственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению Использование этой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.

При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно потребителям

Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потребителям требуются материальные ресурсы в больших количествах, что дает возможность отгружать их полногрузными вагонами или другими средствами транспорта. При транзитной форме завоза значительно снижаются издержки и повышается скорость обращения, улучшается использование транспортных средств.

Складская форма снабжения играет большую роль в обеспечении мелких потребителей. Она позволяет им заказывать необходимые материалы в количествах меньше установленной транзитной нормы, под которой понимается минимально допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием изготовителем потребителю по одному заказу. При cкладской форме снабжения продукция со складов посреднических организаций может завозиться малыми партиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасов материальных ресурсов у потребителей. В этом случае последние несут дополнительные расходы за складскую переработку, хранение и транспортировку с баз посреднических организаций. Поэтому в каждом конкретном случае требуется экономическое обоснование выбора форм снабжения.

Для технико-экономического обоснования выбора формы снабжения используется формула, где максимальное количество материала должно быть меньше или равно следующему значению:

Рмах < К(Птр-Пскл)/(Сскл-Стр) (10.1)

где Р - максимальное количество материала, которое экономически целесообразно получить от складских организации, в натур. ед. измерения;

К - коэффициент использования производственных фондов и содержания производственных запасов, в %;

Птр и Пскл - средняя величина партии поставки, соответственно, при транзитной и складской формах снабжения, в натур. ед. измерения;

Стр и Сскл - величина расходов по доставке и хранению материалов, соответственно, при транзитной и складской формах снабжения, в % к цене.

Важными этапами в организации материально-технического снабжения промышленности является специфицирование ресурсов и заключение хозяйственных договоров по поставкам продукции.

Под специфицированием ресурсов понимается расшифровка укрупненной номенклатуры по конкретным видам, маркам, профилям, сортам, типам, размерам и прочим признакам. От правильного составления спецификации материальных ресурсов во многом зависит материальное обеспечение производства. Неточность в спецификации может привести к тому, что фактические поставки не будут соответствовать действительной потребности, предприятие будет поставлено под угрозу невыполнения производственной программы и сбыта своей продукции. Поставляется продукция по договорам, которые служат документом, определяющим права и обязанности сторон.

В договорах указываются: наименование продукции, количество, ассортимент, комплектность, качество и сортность продукции с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, сроки поставки продукции, общий срок действия договора, цена на поставляемую продукцию и общая ее стоимость, условия оплаты, предусматривается ответственность сторон за соблюдение условий договоров. После заключения договоров отделы снабжения предприятий должны обеспечить своевременное и комплектное получение материалов, их количественную и качественную приемку, правильное хранение на складах предприятия. Оперативная работа по завозу материалов осуществляется на основе месячных планов, в которых указываются календарные сроки и объемы поставок по важнейшим видам материальных ресурсов Копии таких планов передаются на соответствующие склады и используются для организации подготовительных работ.

Существует два варианта организации завоза материальных ресурсов: самовывоз и централизованная доставка.

Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечивающего оптимальное использование транспорта, предприятие самостоятельно договаривается с транспортными организациями. Применяются сложившиеся технологические процессы грузопереработки, которые могут быть не согласованы между собой, отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары, могут отсутствовать условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки материальных ресурсов.

При централизованной доставке предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый орган, цель которого - оптимизировать совокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции, создается парк специализированных автомобилей и выполняется ряд других мероприятий.

Преимущества централизованной доставки заключаются в том, что она позволяет:

Повысить степень использования транспорта и складских площадей;

Оптимизировать товарные запасы у производителя и потребителя продукции;

Повысить качество и уровень материально-технического обеспечения производства;

Оптимизировать размеры партии поставок продукции.

План материально-технического снабжения предусматривает: определение общей потребности вматериальных ресурсах, определение объемов запасов материалов, расчет ожидаемых остатков материалов на конец года, установление объема завоза материальных ресурсов.Исходными данными для составления плана материально-технического снабжения являются: производственная программа, номенклатура материалов, норма расхода, планово-расчетные цены и отчетные данные о расходе и остатках материалов на складах.

Потребность в основных материалах на программу определяется прямым счетом (по изделиям, деталям, представителям и аналогам) путем умножения нормы расхода по соответствующим изделиям на программы производства.

В практике работы предприятий используется несколько методов обеспечения производства материалами: позаказный (единичные заказы и заказы по нескольким позициям), на основе плановых заданий, на основе осуществляемого потребления (метод своевременных заказов, метод ритмичных заказов).

Организация снабжения производственных цехов и участков

Обеспечение материальными ресурсами производственных цехов, участков и других подразделений предприятия предполагает выполнение следующих функций :

· Установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование);

· Подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению,

· Отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка;

· Оперативное регулирование снабжения;

· Учет и контроль за использованием материальных ресурсов в подразделениях предприятия.

Снабжение цехов материалами осуществляется в полном соответствии с установленными лимитами и конкретными особенностями производства. Последние учитываются при разработке графиков подач, на основе которых материалы доставляются в цехи. Лимит устанавливается исходя из производственной программы цеха и специфицированных норм расхода.

Расчет лимита осуществляется по формуле:

Л=Р+Риз.п+Нз-О, (10.2)

где Л - лимит данной номенклатуры продукции;

Р - потребность цеха в материалах для выполнения производственной программы;

Риз.п - потребность цеха в материалах для изменения незавершенного производства (+ увеличение, - уменьшение);

Нз - норматив цехового запаса данной продукции;

О - расчетный ожидаемый остаток данной продукции в цехе на начало планового периода.

Расчет выполняется в натуральных показателях. Потребность в материалах для выполнения производственного задания определяется путем умножения программы производства на нормы расхода по соответствующим изделиям. Таким же образом рассчитывается потребность в материалах для изменения незавершенного производства, т.е. путем умножения поиздельных норм расхода на изменение программы незавершенного производства в плановом периоде.

Цеховой запас определяется в необходимых случаях и зависит от величины партии продукции, доставляемой в цех, среднесуточного ее расхода, а также от цикличности производства.

Расчетный ожидаемый остаток материальных ресурсов в цехе определяется по результатам работы цеха в периоде, предшествующем плановому:

О = Оф + Вф-(Ро.п +Рэ.н +Риз.п + Рбр), (10.3)

где Оф - фактический остаток на первое число по данным инвентаризации или бухгалтерского учета;

Вф - количество отпущенных цеху материалов за весь период;

Ро.п - фактический расход на основное производство;

Рэ.н - фактический расход на ремонтно-эксплуатационные нужды;

Риз.п - фактический расход на изменение незавершенного производства;

Рбр - расход на брак (оформленный актом списания).

Фактический расход на основное производство и ремонтно-эксплуатационные нужды рассчитывается путем умножения фактических объемов работ на действующие в данном периоде нормы расхода материальных ресурсов.

Установленный лимит фиксируется в план-карте, лимитной карте, лимитной или заборной ведомости, которые направляются складу и цеху-потребителю.

План-карта обычно применяется в массовом и крупносерийном производстве, т е. в условиях стабильной потребности и четкой регламентации производства. В ней указываются установленный цеху лимит по каждому виду материалов, сроки и величина подачи партии. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами доставляет партии материалов каждому цеху в установленные сроки Отпуск их оформляется приемно-сдаточными накладными. В бланке план-карты ведется текущий учет выполнения плана поставок.

Лимитная карта используется в тех случаях, когда жесткая регламентация поставок внутри месяца по срокам и объемам затруднительна (серийное и индивидуальное производство). В лимитной карте указываются месячная потребность в материале, величина запаса и месячный лимит расхода.

В случаях появления необходимости принятия решений по изменению лимита службой снабжения оформляется разовое требование или требование на замену, которое согласовывается с технической службой и подписывается ответственным лицом (главным инженером, главным конструктором, главным механиком и т.д.).

В лимитную ведомость включаются обычно группа однородных материалов или все получаемые с данного склада материалы.

Заборные ведомости (карты) вводятся при лимитировании расхода вспомогательных материалов, обычно в случаях, когда потребность в них неравномерна и отсутствуют достаточно точные нормы расхода. Отпуск материалов по заборным картам (ведомостям) регламентируются заранее установленными сроками (обычно раз в месяц или квартал). В заборной карте указываются количество материала, который может расходовать цех, и сроки его получения

Служба снабжения отвечает за своевременную и качественную подготовку материальных ресурсов к производственному потреблению, выполняет работы по распаковке, расконсервации, комплектовке, которые согласовываются с технологической службой предприятия.

Целенаправленный и экономный расход материальных ресурсов в цехах находится под постоянным контролем службы снабжения и периодически проверяется путем ревизии материального учета. По результатам проверки принимаются конкретные меры по устранению вскрытых недостатков.

Работа органов материально-технического обеспечения влияет на уровень основных технико-экономических показателей предприятия.

К числу показателей материально-технического обеспечения относятся количественные и качественные показатели:

Плана завоза материальных ресурсов (номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов);

Транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов до станции примыкания - расходы на доставку материалов до склада предприятия; наценки снабженческих и сбытовых организаций; расходы на тару и т.п);

Расходы на хранение, выдачу в производство и отгрузку потребителю материальных ресурсов; административно-хозяйственные расходы (расходы на содержание аппарата отдела материально-технического обеспечения) и т.п

Основанием для положительной оценки деятельности органов материально-технического обеспечения служат отсутствие перебоев в снабжении производства, сверхнормативных запасов и неликвидов, своевременное заключение договоров, снижение снабженческих затрат и т.д.

ПОЛОЖЕНИЕ

об отделе материально - технического

и хозяйственного обеспечения

1. Общие положения.

1.1.Отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения является структурным подразделением Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (далее - Управление).

1.2.Отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения подчиняется Руководителю Управления и заместителю Руководителя Управления, координирующему деятельность отдела.

1.3.Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Руководителем Управления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации .

1.4.Права и обязанности должностных лиц отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения определяются должностными регламентами и настоящим Положением об отделе.

1.5.Отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами Минсельхоза России, нормативными правовыми актами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации, Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, а также настоящим Положением об отделе.

1.6.Положение об отделе материально-технического и хозяйственного обеспечения, изменения и дополнения, вносимые в него, утверждаются приказами Руководителя Управления.

2. Задачи отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения.

Задачами отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения являются:

2.1.Организация материально-технического и хозяйственного обеспечения деятельности отделов Управления.

2.2.Организация закупки, получения, хранения, выдачи и распределения материальных ценностей.

2.3.Организация функционирования зданий и сооружений Управления (Обеспечение нормативного состояния зданий и сооружений, в которых располагается Управление).

2.4.Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации размещения заказов на поставку товаров, ГСМ, выполнение работ , оказание услуг для обеспечения деятельности Управления.

2.5.Планирование, контроль, учет, закупка и распределение ГСМ, анализ и прогнозирование работы служебного автомобильного транспорта, профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий, развитие материально - технической базы.

2.6.Контроль за соблюдением правил эксплуатации автотранспорта Управления.

2.7.Проведение подготовки автотранспортной техники для проведения годового технического осмотра.

2.8.Организация и проведение пусконаладочных работ оборудования (оргтехники, программного обеспечения , средств связи), необходимого для реализации задач, стоящих перед отделами Управления.

2.9.Осуществление технического обслуживания персональной вычислительной техники, средств связи и другой оргтехники.

2.10.Консультационная поддержка пользователей.

2.11.Проведение проверки эксплуатации, хранения и ремонта техники в МРО Управления с выездом на место дислокации.

2.12.Участие в проведении инвентаризации основных средств и автотранспорта.

3. Функции отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения.

В соответствии с возложенными задачами отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения выполняет следующие функции:

3.1.Участвует в подготовке проектов приказов и распоряжений руководителя Управления в установленной сфере деятельности отдела.

3.2.Готовит проекты приказов, договоров, распоряжений по вопросам материально-технической и хозяйственной деятельности в пределах своей компетенции.

3.3.Представляет интересы Управления в территориальных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти Пермского края и других организациях по доверенности по вопросам административно-технического и хозяйственного обеспечения.

3.4.Принимает участие в государственной регистрации объектов недвижимости , передаваемых в оперативное управление , на правах безвозмездного пользования или аренды Управления.

3.5.Ведет прием и учет материально-технических средств Управления по направлениям:

Основные средства;

Запасные части и агрегаты;

Мягкий инвентарь;

Горюче-смазочные материалы;

Материальные запасы.

3.6.Обеспечивает хранение и выдачу материально-технических средств со склада Управления.

3.7.Проводит периодические сверки остатков материально-технических средств с отделом бухгалтерского отчета, экономики и финансов, участвует в проведении инвентаризации.

3.8.Осуществляет деятельность по эксплуатации зданий и сооружений Управления.

3.9.Ведет необходимую документацию по вопросам административно-технического и хозяйственного обеспечения Управления.

3.10.Участвует в бюджетировании расходов Управления по вопросам материально-технического и хозяйственного обеспечения.

3.11.Участвует в составлении конкурсной документации при проведении процедур размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

3.12.Участвует в планировании закупок на текущий и следующий год.

3.13.Принимает учетную документацию, подтверждающую расход горюче – смазочных материалов, от водителей и сотрудников Управления; осуществляет первичную обработку документов и передает их в отдел бухгалтерского учета , экономики и финансов.

3.14.Постановка и снятие с учета в ГИБДД , регистрация и списание автотранспортной техники в соответствующих регистрирующих государственных органах.

3.15.Разрабатывает планы и мероприятия по эффективному, безопасному содержанию и использованию автотранспортной техники.

3.16.Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки автомашин, обеспечивающих работу Управления.

3.17.Осуществляет мероприятия по предотвращению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду, создает безопасные условия труда для водителей Управления.

3.18.Обеспечивает техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию технических средств, автотранспорта Управления.

3.19. Контролирует соблюдение водителями правил техники безопасности проведение ремонтных работ автотранспортной техники Управления.

3.20.Обеспечивает своевременное страхование автотранспортной техники.

3.21.Рассмотривает материалы расследования при ДТП и направление их в страховые компании.

3.22.Обеспечивает организацию и поддержку локальной вычислительной сети, организацию электронной почты и выхода в Интернет.

3.23.Обеспечивает приобретение, внедрение и администрирование системного и прикладного программного обеспечения, поставляемого вышестоящей организацией.

4. Права отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения.

4.1.Запрашивать и получать от структурных подразделений Управления в установленном порядке необходимые материалы (документы, информацию) для выполнения возложенных функций.

4.2.Вносить Руководителю Управления и заместителю Руководителю Управления, курирующему отдел, предложения о совершенствовании деятельности отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения.

4.3.Принимать участие в совещаниях, семинарах, конференциях по вопросам, в установленной сфере деятельности отдела.

4.5.Участвовать в проведении служебных проверок по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

4.6.Разрабатывать и представлять руководству Управления проекты приказов, распоряжений и других документов в закрепленной за отделом сфере деятельности.

4.7.Представлять в правовой отдел материалы для предъявления претензий к юридическим и физическим лицам, нанесшим ущерб автотранспортной технике.

4.8.Осуществлять контроль за целевым использованием транспорта и материально - технических ресурсов.

5. Ответственность.

Начальник отдела несет ответственность за:

5.1.Несвоевременное и некачественное выполнение обязанностей, возложенных на отдел.

5.2.Нарушение трудовой и служебной дисциплины сотрудниками отдела.

5.4.Утрату или порчу сотрудниками документов, имущества, переданных отделу для работы.

5.5.Подготовку документов с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

6. Взаимоотношения.

Отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения взаимодействует:

6.1.С руководством Управления и структурными подразделениями Управления.

6.2.Со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела.



Публикации по теме